Каждый школьник идет в школу с портфелем, ранцем или же рюкзаком. Нужно взять учебники, тетради, дневник и различную мелочевку (ручки, фломастеры, пластилин, контурные карты), включая вкусное яблоко. Портфель должен вмещать в себя все принадлежности, которые необходимы школьнику для учебы. Зачастую туда школьники кладут не только книги и тетради, а и сменную обувь, и спортивную форму. Как же детские хрупкие плечи все это выдержат? И сколько можно положить в этот портфель?
Оказывается, существуют Санитарные правила и нормы в отношении веса учебников и портфелей. Они называются СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека». Именно эти правила регламентируют размеры и вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий. В данной работе автором представлен исследовательский материал, доказывающий негативное влияние тяжелых портфелей на растущий организм ребёнка. Автор предлагает свои способы решения проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
pravda_o_shkolnom_portfele.doc | 133.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Шимановска»
им. М.М.Здобиной
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Тема: «Правда о школьном портфеле»
Работу выполнила ученица
6 «А» класса МОУ СОШ №3
Колонтаева Дарья
Руководитель:
учитель биологии
I кв. категории
Радченко С.В.
г. Шимановск 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1. История возникновения портфеля……….…………………………………..4
2. Всё о школьном портфеле………………………………………….…………5
2.1. Гигиенические требования к школьному портфелю…………………5
2.2. Врачи предупреждают…………………………………………………7
2.3. Решение проблемы тяжёлого портфеля в других странах………….8
3. Методика исследования. Соответствие веса портфеля пятиклассников санитарно - гигиеническим нормам……………………………………………10
3.1. Определение веса портфеля учащихся 5-ых классов……………….10
3.2. Что важнее: цвет, цена, удобство или качество?..................................11
3.3. Выбираем портфель грамотно………………………………………..12
4. Пять основных правил сохранения здоровья……………………………...13
Заключение………………………………………………………………………14
Библиографический список……………………………………………………15
Приложение А Таблица расчётов веса портфелей……….………..……16
Приложение Б Анкета «Предпочтения пятиклассников»………………18
Приложение В Упражнения по укреплению мышц и формированию правильной осанки……………………………………………………………..19
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Ведь портфель является одним из главных атрибутов школьника. Так хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября, на переменах, мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, форме, оформлению. Сколько килограммов «знаний» ежедневно «таскает» в своём портфеле школьник, родители знают вряд ли. Но любая мама, собирающая утром сына или дочку в школу, подтвердит, что даже привычные к «магазинским» сумкам руки иногда с трудом поднимают портфель, набитый школьными принадлежностями. Сколько всё-таки весит заполненный учебниками, тетрадками, ручками и прочими необходимыми для учебного процесса вещами портфель школьника? Как это влияет на его здоровье? Меня заинтересовали эти вопросы, и, я решила провести исследование.
Цель исследования: проанализировать состояние школьных портфелей учащихся 5-ых классов школы №3 с точки зрения гигиенических требований.
Объектом исследования явились учащиеся 5-ых классов и их портфели.
Задачи:
☺ проследить историю возникновения портфеля;
☺ проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования;
☺ выяснить, как влияют тяжелые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит;
☺ доказать, что тяжёлый портфель вредит здоровью;
☺ предложить свои способы решения проблемы.
Методы исследования: анкетирование; сравнение; наблюдение; анализ документов.
Место проведения: школа №3 г. Шимановска.
Портфель1 - слово французского происхождения. Состоит из двух частей «порт» - несу, «фель» - листы. На русский язык дословно переводится «ношу листы»2.
Когда появился портфель? История появления школьного портфеля весьма интересна, можно сказать, что ее начало лежит с тех самых пор, когда еще пещерные люди делали себе нечто похожее на сумки из кож диких животных. И это именно так! Прогресс не стоит на месте, и спустя время подобные портфели-сумки начали изготавливать из ткани, но при этом она должна была быть достаточно прочной и, для того чтобы выдержать груз, который находился в сумке, немаркой и водонепроницаемой. Через какое- то время начали изготавливать подобные сумки из натуральной кожи животных, это делало их более практичными для ежедневного использования. И только в XIX веке во Франции человечеству был представлен портфель таким, каким мы видим его сегодня.
Первыми пользователями портфеля были мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора. И это вполне разумно, так как именно люди этих профессий имели дело с документами и бумагами. И именно им был необходим портфель, так как был довольно вместительным и позволял носить с собой все самые необходимые вещи. Позже такой портфель приобрел популярность среди студентов и вообще людей, которые ежедневно носили с собой, будь то бумаги и книги или же какие- то личные вещи.
__________________________________
1 И.В. Лехин, С.М. Локшина и др. «Словарь иностранных слов» - Издательство «Советская энциклопедия», Москва: 1964 г. – С. 513
2 С.И.Ожегов «Словарь русского языка» - Москва: «Русский язык» - 1986 г. – С. 488
Чтобы портфель был более практичен и удобен именно для детей - школьников, на него были приделаны две лямки, которые позволяли носить портфель на спине.
Такое новшество освобождало руки, но давало дополнительную нагрузку на спину.
Школьный портфель насчитывает не одно десятилетие со дня своего создания. Спустя некоторое время он утратил привычную ранее форму мешка или сумки и стал похожим на современный школьный портфель.
На сегодняшний день практически ничего не изменилось, разве что материал, различные формы и дизайн школьного портфеля. Но, как и прежде на нем имеются лямки для более удобного ношения.
Каждый школьник идет в школу с портфелем, ранцем или же рюкзаком. Нужно взять учебники, тетради, дневник и различную мелочевку (ручки, фломастеры, пластилин, контурные карты), включая вкусное яблоко. Портфель должен вмещать в себя все принадлежности, которые необходимы школьнику для учебы. Зачастую туда школьники кладут не только книги и тетради, а и сменную обувь, и спортивную форму. Как же детские хрупкие плечи все это выдержат? И сколько можно положить в этот портфель?
Оказывается, существуют Санитарные правила и нормы в отношении веса учебников и портфелей. Они называются СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека»3. Именно эти правила регламентируют размеры и вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий.
___________________________________
3 СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека»// www.mnogozakonov.ru (08.12.2010 г.)
Так вес пустого портфеля для обучающихся начальных и средних классов должен быть не более 400 - 700 граммов, для обучающихся старших классов - не более 1000 граммов.
Вес портфеля с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями должен составлять для учащихся:
первых – вторых классов – 1,5 кг
третьих - четвёртых классов – 2,5 кг
пятых - шестых классов – 3 кг
седьмых - восьмых классов – 3,5 кг
девятых - одиннадцатых классов – 4 кг
Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать десяти процентов от веса ученика.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования»4 допустимый вес одного учебника не должен быть более:
300 г для 1 - 4 классов;
400 г для 5 - 6 классов;
500 г для 7 - 9 классов;
600 г для 10 - 11 классов.
Чтобы у детей не было проблем со здоровьем, нужно не перегружать их физическими нагрузками.
___________________________________
4 СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека»// www.mnogozakonov.ru (08.12.2010 г.)
Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за тяжёлого веса портфеля. Врачи в один голос утверждают, что родители и учителя должны помнить, что перенос таких тяжестей для ребёнка не пройдёт бесследно5. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.
Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах, выходят чуть ли не на первое место.
Мальчики и девочки младшего школьного возраста (7 — 10 лет) по показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки и пропорции тела) различаются незначительно. В этом возрасте они мало растут от 120 до 137 см, а вот вес тела увеличивается более заметно: средняя прибавка составляет 2,5 кг в год (с 26 кг в 7 лет до 33,5 кг в 10 лет). Окружность груди, равнявшаяся в 7 лет половине роста, к 10 годам уменьшается на 2 — 3 см (68 — 69 см) из-за вытягивания тела в длину. Продолжается окостенение скелета, поэтому тяжести за спиной или односторонняя нагрузка (скажем, ношение портфеля постоянно в одной руке) могут привести к сутулости, искривлениям позвоночника. Особенно часто это наблюдается у детей со слабой мускулатурой, мало двигающихся. В дальнейшем, после окостенения скелета, у них на всю жизнь остаются боковые искривления позвоночника (сколиозы) сутулая или круглая спина, а живот в связи со слабостью брюшного пресса будет выпячен 6.
___________________________________
5 Правда о школьном портфеле. // www.zdorovie.ru (15.10.2010 г.)
6 В.В. Андреева «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста»: Методические рекомендации – Воронеж, 2007 – С. 15
Как уже было сказано выше, в России установлены нормы – сколько должен весить школьный учебник и портфель. В связи с этим авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей. А как же данная проблема решается в других странах?
В Израиле министром образования разработаны правила пользования школьным ранцем и введено ограничение его веса. За соблюдением этих правил следит родительский комитет.
В США также введено ограничение веса школьного рюкзака – и в некоторых штатах применяются даже штрафы к родителям и школам, которые не выполняют требования врачей. Уже давно введен двойной комплект учебного набора. В школах за каждым закреплен личный ящик, в который ученик может положить все, что потребуется на занятиях. Очень удобно – один комплект дома, другой в школе.
Компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой – способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев-компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, дневники и все другое, необходимое школьнику для учебы7. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу лишь чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения.
___________________________________
7 М.И. Степанова «Школьные ранцы и здоровье детей»: Вестник образования № 17, 2004 – С. 21
Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции.
Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).
О намерении заменить учебники ноутбуками пару лет назад заявили и власти Малайзии. Они предложили компьютерным компаниям разработать дешевый и практически невесомый компьютер стоимостью не более 50 долларов, который ученики могли бы использовать от начальных классов до института. Загружаешь в него нужный диск – и читаешь учебник, даже клавиатура не нужна.
В Европе облегчают вес портфелей по-своему – детям на занятиях выдают листы с раскрытой темой урока и снабжают ксерокопиями страниц того же учебника. Они ходят в школу налегке, а дома подшивают в папку школьную лекцию.
А в Швеции ученики вообще не пользуются портфелями и рюкзаками, потому что до 8-го класса не получают домашних заданий. А для учебников и тетрадей у каждого в школе есть собственный шкафчик8.
В России также думают о том, чтобы заменить учебники техникой. У этого решения есть свои сторонники и противники. Несомненно вес портфеля станет легче, но реализация этой идеи потребует больших затрат опять же для родителей.
________________________________________
8 Правда о школьном портфеле. // www.zdorovie.ru (15.10.2010 г.)
3. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
СООТВЕТСТВИЕ ВЕСА ПОРТФЕЛЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИМ НОРМАМ.
3.1. Определение веса портфеля учащихся 5-ых классов.
Из года в год под «тяжестью знаний» вес ученического портфеля увеличивался, и, правительство нашей страны стало принимать меры по его облегчению. Например, начался выпуск "тонких" учебников, где предмет делится на четверти или полугодия; разработаны требования к весу учебников по каждой возрастной группе. Так появились санитарные правила и нормы в отношении школьного портфеля. Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать десяти процентов от веса ученика.
Насколько же вес портфелей моих одноклассников соответствует гигиеническим нормам? (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Я взвешивала портфели учащихся пятых классов нашей школы в разные учебные дни в полном и пустом виде. У медсестры узнала вес каждого ученика. Рассчитала, сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля и, получила следующие результаты: всего было исследовано 38 учеников из них:
Выяснить, как влияет на здоровье школьника ежедневный перенос таких тяжестей, мне помогла педиатр нашей школы. Она прокомментировала: «Ношение портфеля, превышающего допустимые нормы, влияет на позвоночный столб и внутренние органы, к тому же ребёнок физически утомляется, идёт нагрузка на сердце. В ближайшем будущем это привёдет к возникновению болей в спине, искривлению позвоночника, испортит осанку и походку, может вызвать радикулит и другие заболевания. Помимо всего перечисленного возможно опущение внутренних органов, особо тяжело это может сказаться на здоровье девочек - будущих мам».
Совместно мы проанализировали результаты последнего медицинского осмотра пятиклассников и увидели, что проблемы с опорно-двигательной системой уже существуют. Так из сорока одного пятиклассника - трое с нарушением осанки, 2 со сколиозом.
3.2. Что важнее: цвет, цена, удобство или качество?
На вопрос: «Что лучше носить ранец или сумку на ремне?», детский врач ответила: «Конечно для пятиклассников - ранец (или рюкзак), так как нагрузка по спине распределяется равномерно, руки свободны».
Что же предпочитают мои ровесники? Я провела анкетирование среди учеников пятых классов (ПРИЛОЖЕНИЕ Б). В нём приняло участие 38 ребят. Результаты опроса таковы:
- в первом вопросе 15 человек предпочли ранец, 11 – сумку на ремне и 11 – рюкзак;
- на второй вопрос 17 человек ответили, что портфель выбирают самостоятельно, 21 ученик – с родителями;
- на третий вопрос 16 человек ответили, что покупают портфели российского производства и 19 - китайского;
- отвечая на четвёртый вопрос 22 человека отметили, что выбирают портфель по цвету, для одиннадцати важна цена, 20 человек выбирают удобство и только девять учащихся обращают внимание на качество;
- в последнем вопросе все 38 респондентов ответили, что не знают, как правильно выбрать портфель.
Из опроса видно, что выбирая портфель, многие школьники думают об удобстве, но мало кто задумывается о качестве, и никто не знает, как правильно выбрать портфель.
Школьный портфель это первая вещь, с которой сталкивается ребенок по дороге за знаниями, поэтому очень важно не омрачить первые впечатления о школе некрасивым и некачественным школьным ранцем.
Прежде чем купить ребенку школьную сумку, ознакомьтесь с прописанными в законе гигиеническими «Требованиями к школьным портфелям»9:
плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.
___________________________________
4 СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека»// www.mnogozakonov.ru (08.12.2010 г.)
Если портфель куплен правильно, то в учебное время необходимо каждый день контролировать его вес. Для этого:
(ПРИЛОЖЕНИЕ В)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенные мною исследования показали, что портфель школьника - это самая важная и необходимая вещь, так как именно в школьном портфеле находятся самые необходимые школьнику вещи и принадлежности. В современном мире портфель это не только удобная и практичная вещь ежедневного использования, но и своеобразная дань моде, своеобразное дополнение к школьной форме. Портфель школьника должен быть удобен и практичен в носке, достаточно плотным, чтобы не терять свою форму, и главное не тяжёлым, потому, что именно от веса портфеля зависит здоровье ученика.
Согласно санитарным правилам, вес портфеля не должен превышать установленные нормы, в противном случае это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение …
Вывод: в результате проведённого исследования установлено, что среди пятиклассников нашей школы есть ученики с нарушением осанки, одна из причин этого - ежедневное ношение тяжёлого портфеля. А так же установлено, что вес портфеля, превышающий нормы, даёт нагрузку на неокрепший позвоночник школьника и это чревато неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Необходимо помнить, что существуют санитарные правила и нормы к весу портфеля, которых нужно придерживаться при его выборе и ношении. Необходимо помнить, что здоровье нужно беречь смолоду!
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица расчётов веса портфелей.
№ п/п | Фамилия, имя учащихся 5А класса | Вес ученика | Вес пустого портфеля (г.) | Вес полного портфеля (г.) | Сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля |
1. | Надеждина А. | 36 кг. | 400 | 3175 | 9 |
2. | Макаров М. | 46 кг. | 500 | 3525 | 8 |
3. | Голубецкая Е. | 26 кг. | 600 | 2750 | 11 |
4. | Жёлудева Р. | 38 кг. | 400 | 3500 | 9 |
5. | Едаков В. | 34 кг. | 1000 | 4375 | 13 |
6. | Струговец Т. | 31 кг. | 400 | 2100 | 7 |
7. | Наддённая С. | 26 кг. | 900 | 3325 | 13 |
8. | Азарова М. | 31 кг. | 500 | 4100 | 13 |
9. | Тимофеева А. | 33 кг. | 400 | 2750 | 8 |
10. | Баранов И. | 37 кг. | 500 | 3450 | 9 |
11. | Верняева А. | 27 кг. | 1000 | 4000 | 15 |
12. | Богомазова А. | 23 кг. | 1000 | 3750 | 16 |
13. | Объедкова Н. | 26 кг. | 800 | 3000 | 12 |
14. | Макарова Ю. | 33 кг. | 600 | 3675 | 11 |
15. | Чумак Т. | 30 кг. | 500 | 4000 | 13 |
16. | Рыбальченко С. | 30 кг. | 1250 | 4950 | 17 |
17. | Колонтаева Д. | 30 кг. | 500 | 3500 | 12 |
18. | Кириллов К. | 36 кг. | 700 | 4250 | 12 |
19. | Павлова В. | 34 кг. | 500 | 3950 | 12 |
20. | Серебреникова М. | 39 кг. | 400 | 3250 | 8 |
21. | Рачук А. | 25 кг. | 1000 | 3350 | 13 |
22. | Ветершпанова Е. | 18 кг. | 900 | 4000 | 22 |
23. | Таргонская П. | 29 кг. | 700 | 2750 | 9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Таблица расчётов веса портфелей.
№ п/п | Фамилия, имя учащихся 5Б класса | Вес ученика | Вес пустого портфеля (г.) | Вес полного портфеля (г.) | Сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля |
1 | Беседина Е. | 34 кг. | 500 | 3250 | 10 |
2 | Богатырёва В. | 40 кг. | 400 | 2500 | 6 |
3 | Селезнева А. | 36 кг. | 500 | 2375 | 7 |
4 | Петрова А. | 26 кг. | 400 | 2250 | 9 |
5 | Копчинская В. | 30 кг. | 500 | 3625 | 12 |
6 | Жёлудев Д. | 35 кг. | 1250 | 3250 | 10 |
7 | Панченко Е | 30 кг. | 400 | 3350 | 11 |
8 | Кучеренко И. | 35 кг. | 400 | 3875 | 11 |
9 | Каражеляско К. | 30 кг. | 600 | 2200 | 7 |
10 | Супруненко П. | 35 кг. | 400 | 2200 | 6 |
11 | Плуталов И. | 29 кг. | 900 | 2250 | 8 |
12 | Шаферов А | 30 кг. | 1000 | 3725 | 12 |
13 | Бобылева Е. | 35 кг. | 900 | 3500 | 10 |
14 | Домрачева Л. | 29 кг. | 500 | 3300 | 11 |
15 | Остапец Г. | 37 кг. | 500 | 2750 | 7 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
АНКЕТА
«Предпочтения пятиклассников»
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Упражнения по укреплению мышц и формированию
правильной осанки.
5. «Сядьте по-турецки». Сесть на пол, скрестив ноги. Положить обе руки на колени и выпрямить спину.
Машенька - ветреные косы
Рисуем "Ночь в лесу"
Три орешка для Золушки
Мороз Иванович
Мать-и-мачеха