В этой работе приводятся результаты исследования численности населения с 2010 по 2014 год по Глушковскому сельскому поселению.
Изучение численности населения и его динамики в моем поселении, считаю особенно актуальным в связи с демографическими проблемами в Белозерском районе и в России.
Целью данного исследования является изучение демографической ситуации в Глушковском сельском поселении Белозерского района Вологодской области.
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskaya_situatsiya_glushkovskogo_poseleniya_1.docx | 176.36 КБ |
МОУ «Глушковская ООШ»
"Мир через культуру"
Тема исследовательской работы:
Исследование демографической ситуации
в Глушковском поселении
с 2010 по 2014 годы
Выполнила: ученица 7 класса
МОУ «Глушковская ООШ»
Соловьева Татьяна
Руководитель: Смирнова
Елена Вячеславовна
учитель биологии
Глушково
2015 год
Оглавление
1). Введение
2). Основная часть.
3). Вывод.
Введение
Сколько их на Руси поставлено,
Деревенек и сел бревенчатых,
Подпоясанных палисадами,
И рябинами увенчанных…
То речушки со щучьими плесами,
То леса их к себе привадили.
Широко по земле разбросаны,
Словно дети одной матери.
Александр Романов
В этой работе приводятся результаты исследования численности населения с 2010 по 2014 год по Глушковскому сельскому поселению.
Изучение численности населения и его динамики в моем поселении, считаю особенно актуальным в связи с демографическими проблемами в Белозерском районе и в России.
Целью данного исследования является изучение демографической ситуации в Глушковском сельском поселении Белозерского района Вологодской области.
При выполнении данной работы были поставлены следующие задачи:
1. Ознакомится со сведениями о численности населения по Глушковскому сельскому поселению с 2010 по 2014 год;
2. Собрать материал, классифицировать, проанализировать и сопоставить его:
3. Определить состояние естественного прироста населения с 2010 по 2014 год;
4. Выявить причины демографических изменений.
5. Описать общую оценку демографической ситуации поселения в целом и Глушковской школы в отдельности.
Исследование проводилось в период с ноября 2014 по январь 2014 года на базе средней общеобразовательной школы д. Глушково.
Объектом исследования является население Глушковского поселения, предметом исследования – количество населения, рождаемость, смертность, естественный прирост, причины смертности, национальный состав, занятость населения.
Гипотеза: если исследовать демографическую ситуацию на территории области, села, то в будущем можно определить возможности развития территорий благодаря грамотной организации ее развития, также использовать данную информацию на уроках географии, для расширения кругозора учащихся школы и жителей поселения, в работе администрации поселка для планирования деятельности.
Методика демографических исследований включает в себя сбор данных в форме переписей, регистраций, обследований; демографический анализ; изучение материалов периодической печати.
Административный центр Глушковского поселения — деревня Глушково. Границы поселения установлены законом Вологодской области от 6 декабря 2004 года № 1107-ОЗ «Об установлении границ Белозерского муниципального района, границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав».Образовано 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В состав сельского поселения вошёл Глушковский сельсовет
Были изучены статистические отчеты Администрации Глушковского сельского поселения о численности населения с 2010 по 2014 год о рождаемости, смертности, о выбывших и прибывших жителях.
Период исследования состоял из 2 этапов:
1 этап – сбор и изучение статистического материала
2 этап – обработка данных
Основной материал, который был использован в работе – это материал, предоставленный работниками учреждений и предприятий поселения: Администрация Глушковского сельского поселения, МОУ «Глушковская ООШ», колхоз «Рассвет». На основе предоставленных нам сведений мы проводили изучение и анализ данных по населению, в ходе которого составляли таблицы, графики и диаграммы.
1. Обзор литературы
Демография (греч.народ и пишу; народописание) − наука о народонаселении, его структуре (половозрастной, профессиональной, региональной, этнической) и динамике (рождаемость, смертность, миграции и т. д.). Родоначальником демографической науки считается английский ученый Джон Граунт (1620 − 1674 гг.).
Демография изучает следующие основные особенности населения:
Основными задачами демографии являются разработка теорий воспроизводства населения, подготовка демографических прогнозов и обоснование демографической политики.
Изучая данные, я задумалась: «А почему сельского населения становится все меньше?» Это проблема не только нашего края, но и всей России.
Для меня родившейся и выросшей здесь, это очень важное и актуальное исследование. Трудно передать те чувства, которые испытываешь, видя заброшенные, покосившиеся от времени дома, они как брошенные дети вызывают чувство горечи и сожаления.
Сельское хозяйство было и остается главным занятием населения Глушковского поселения. Природа для крестьянина всегда была средой жизнеобеспечения. Она определяла уклад жизни и занятия. Под ее влиянием сложилась культура и традиции, но по статистике сел и деревень становится все меньше в России.
Главная проблема деревни – проблема вымирания. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном, женщины.
Исчезновение деревень порождает в свою очередь целый ряд проблем:
Экономические.
Нераспаханные земли приходят в запустение, зарастают и это влияет отрицательно на сельское хозяйство. Заброшенные поля – это недостаток зерновых и других продуктов растительного происхождения. Заброшенные поля – это недостаток сырья для многих промышленных предприятий. Заброшенные села — это нехватка рабочих рук в колхозе, а значит недостаток сельскохозяйственной продукции. Умирает животноводство, а значит, Россия будет вынуждена закупать продукты животного происхождения за рубежом. Недостаток сельскохозяйственной продукции, а значит опасность модифицированных продуктов питания, отрицательно влияющих на наше здоровье.
Нравственные.Вместе с деревнями умирает национальная культура. В мертвых деревнях остается малая Родина людей. Люди теряют свои корни, а это плохо стать «Иванами не помнящего родства».
Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои сохранились в сельской местности. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают травой и кустарником, рушатся заброшенные дома. Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ. Почему же, сёла всё время уменьшаются, распадаются, исчезают? Проведя ряд исследований информационных источников: газет, сайтов Интернета, мы можем выделить несколько основных причин.
1. Во-первых, «урбанизация – рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни, увеличение числа городов, формирование сети городов».
2. Во-вторых, уменьшение численности населения. Рождаемость снизилась, смертность высокая.
3. В-третьих, стремление людей к улучшению качества жизни. Все хотят жить с комфортом, иметь возможность повышать свой культурный и образовательный уровень. Это тоже подталкивает многих к переселению в город.
2. Оценка численности населения Глушковского поселения
Меня очень волнует вопрос, а не грозит ли нашему селу полное вымирание? Можно ли и как предотвратить эту проблему?
Очень внимательно изучив исторические источники, сделаю выводы.
В состав сельского поселения входит 34 населённых пункта, в том числе 33 деревни, 1 посёлок (таблица 1). Проанализировав данные численности населения по населенным пунктам, можно сделать вывод, что большинство деревень не имеют ни одного жителя. Причины, по которым население покидает свою родину, указаны на рис. 7.
Чтобы ответить на вопрос, как изменилась численность населения, проживающего в нашем поселении, за последние пять лет, я обратилась в сельскую администрацию с просьбой предоставить мне статистические материалы за данный период. Проанализировав полученные материалы, выяснила, что численность населения в Глушковском поселении сокращается с 2007-2009, за этот промежуток времени умирает 29 человек.В связи с опубликованием основных итогов Всероссийской переписи населения 2002 года, можно сравнить тенденцию снижения сельского населения России и в отдельном районе и селе. Приведу точные социологические данные с 2010 года по настоящее время (график 1). Наметившиеся тенденции в демографической ситуации отдельного района схожи для большинства сельских территорий России, в том числе и для нашей деревни. С 2004 года по 2009 год произошло значительное сокращение численности населения Глушковского поселения. Что же будет через 10 лет? Через 20? Такими темпами наше село через несколько лет может совсем исчезнуть с лица земли, как деревеньки, которые окружали наше село. Сейчас многие даже не знают названий этих деревень, что очень печально.
По оценке Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области население Глушковского сельского поселения на 1 января 2010 года составляло 650 человек, по итогам переписи 2010 года — 535 человек. Преобладающая национальность — русские (99 %). В настоящее время численность сельского населения в Глушковском поселении составляет 504 человека.
Сейчас мы наблюдаем тенденцию к снижению количества детей в семье. Если раньше абсолютно нормальным явлением было 3-4 ребенка в семье, то сейчас многодетные семьи стали встречаться гораздо реже, но, как и прежде для семей сельских жителей характерно большее количество детей, чем для городских семей. Имея данные об абсолютной численности населения, выполним следующие виды работ: изучим динамику численности населения (рис.2), проанализируем показатели движения населения. Общие показатели численности, смертности и рождаемости по Глушковскому сельскому поселению представлены в таблице 2.
Анализируя график численности (рис.1), сопоставим данные за первую и последнюю даты. Видно, что численность населения с каждым годом сокращается.
Определим темпы роста численности населения по следующей формуле:
Т=Ч1:Ч2 Х 100%, где
Т – темпы роста показателя;
Ч1 – значение показателя на начальную дату периода;
Ч2 – значение показателя на последнюю дату периода;
Из данных вычислений следует, что численность населения в сравнении с предыдущим годом составляет, в
2010год – 99%
2011 – 101%
2012 – 97%
2013 – 96%
2014 – 100%
Численность населения любой территории меняется в результате действия естественного движения, в котором оценивается естественный прирост населения. Для анализа процесса движения населения удобнее использовать относительные показатели, которые рассчитывают по формуле как соотношение абсолютного значения показателя к средней численности населения в течение года (таблица 3).
Оп=1000Ап/ 1/2[Ч1+Ч2], где:
Оп – относительный показатель(%)
Ап – абсолютный показатель (чел.)
Ч1 – численность населенияна начало оцениваемого года (чел.)
Ч2 – численность населения на начало следующего года (чел)
Наглядно соотношение этих показателей демонстрируются на графиках (рис. 3,4,5).
Факторы, влияющие на показатели естественного прироста, приведены в таблице 4.
С другой стороны снижение происходит не столь стремительно – несколько человек в год. Большинство случаев связано со смертью людей. Можно предположить, что если люди будут стремиться из города в село, деревни. Будут бежать от шума городов в тишь деревень и сел, то может быть в ближайшем будущем проживающих станет больше. Я думаю, надо создавать благоприятные условия для жизни на селе: создавать инфраструктуру, рабочие места. Например, молодежь уезжает, чтобы получать образование, кто-то возвращается домой. Другое направление улучшения демографической ситуации – рождение второго или третьего ребенка в семье. Если семьи будут стремиться к большему количеству детей, то численность снова будет увеличиваться, хотя сейчас многодетных семей очень мало. Многие обходятся одним или двумя детьми. На территории Глушковского поселения всего проживают всего 6 многодетных семей.
3.Динамика численности учащихся Глушковской школы
Количество учащихся Глушковской школы на начало 2000-х годов составляло 88-87 человек. За 10 лет, с 1999 по 2009 годы количество учащихся снизилось до 43 человек.
Мною было подсчитано количество учащихся Глушковской школы за период с 2010-2014 годы.
В 2014-2015 году в МОУ «Глушковская ООШ» обучается 37 человек, что говорит об уменьшении количества учеников (рис.6).
Чтобы определить будущее д. Глушково, среди учащихся 7-9 классов я провела небольшой социологический опрос, задавая всего два вопроса ребятам нашей школы:
1. Как вы планируете свою будущую жизнь, в селе или в городе?
2. Почему?
Мнения разделились. Из 15 опрошенных, 13 человек – собирается жить в городе. 2 – в деревне. Рабочие, предварительные выводы таковы: можно жить хорошо и в городе и в деревне. Но отсутствие мотивации к сельскому труду, отсутствие комфорта, низкая оплата труда, отсутствие перспективы пугает молодых людей, и они стараются уехать в город, который привлекает кажущейся лёгкостью и беззаботностью жизни. Поколение за поколением на протяжении века уезжает молодёжь в город. Родители изо всех сил стараются хоть как-то устроить своих детей в городе.
4.Возрастной состав населения
Возраст является главным критерием при определении основной производительной части населения – трудовых ресурсов. О степени их вовлечения в производство свидетельствует показатель экономически активного населения – части трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере.
После анализа возрастного состава населения, были выявлены следующие процентные соотношения по трем категориям трудоспособного возраста:
- моложе трудоспособного возраста - 24,5 %,
- в трудоспособном возрасте – 54,8%,
- старше трудоспособного возраста – 20,7%.
5.Трудовые ресурсы на 01.01.2015 г.
На каждого трудоспособного жителя поселка приходится 2 человека из категорий детей и лиц пожилого возраста. Поселение испытывает нехватку трудовых ресурсов.
В настоящее время в поселении есть администрация Глушковского поселения, основная общеобразовательная школа, ДК-библиотека, почта, ФАП, два магазина, колхоз «Рассвет», в котором работают 40% населения.
В 2000-е годы в колхозе «Рассвет» шло сокращение, денег не хватало, молодежь в поисках работы покидала Глушково. Многие семьи в селе, выживали только за счет домашнего хозяйства. Упала рождаемость, смертность увеличилась.
Вывод
Собрав и систематизировав материал о населении нашего поселения с 2010 по 2015 года, мы сделали следующие выводы:
Страшные данные! Проблема вымирания напрямую касается нашего поселения. Пустеют дома. Молодежь покидает свою малую Родину.
Мое исследование показало, что нам всем нужно задуматься, что же сделать для разрешения ситуации, которая сложилась не сегодня, но до сих пор остается неразрешенной.
Для того, чтобы решить демографические проблемы, необходимо проводить демографическую политику. Строительство жилья, культурных и общественных центров, спортивного и оздоровительного комплексов, строительство и ремонт дорог, наличие общественного транспорта в том числе, может быть направлено на увеличение численности населения.
Некоторые считают, что проблему вымирания деревень можно решить, заселяя пустующие деревни беженцами и вынужденными переселенцам, но миграция не решит демографической проблемы. Мало того, возникают новые: трудоустройство, социальное обеспечение, Социологическое исследование на территории нашей школы, еще раз подтвердило важность и значимость этой работы.
Результаты исследовательской работы имеют практическое применение:
Источники:
1. Демография — статья из Большой советской энциклопедии
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Н.В.Солдатова. Изучение сельского населения. ООО «Учебная литература»,Вологда, 2006 год
4. Данные переписи 2002 года: таблица 2С. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004.
5. Социологические данные Администрации Глушковского сельского поселения.
Приложения
Таблица 1. Численность жителей в населенных пунктах Глушковского поселения
Название деревни | Количество жителей |
деревня Большие Краснова | 0 |
деревня БольшоеКожино | 0 |
деревня Большое Третьяково | 2 |
деревня Верегонец | 2 |
деревня Глушково | 323 |
деревня Давыдовская | 0 |
деревня Десятовская | 8 |
деревня Есипово | 3 |
посёлок Каргулино | 7 |
деревня Кирьяновская | 0 |
деревня Колодино | 21 |
деревня Ленино | 0 |
деревня Лукино | 2 |
деревня Малое Кожино | 3 |
деревня Малое Третьяково | 0 |
деревня Малые Краснова | 3 |
деревня Монастырская | 0 |
деревня Никиткино | 0 |
деревня Павлово | 0 |
деревня Панкратовка | 67 |
деревня Потеряево | 2 |
деревня Пушкино | 1 |
деревня Росляково | 13 |
деревня Рыхлянда | 0 |
деревня Садовая | 3 |
деревня Текарево | 0 |
деревня Тимонино | 18 |
деревня Туриково | 6 |
деревня Филино | 0 |
деревня Фокино | 0 |
деревня Харшино | 7 |
деревня Чайка | 0 |
деревня Чикиево | 11 |
деревня Шейкино | 2 |
Всего | 504 |
Таблица 2. Количество населения с 2010 по 2014 годы.
Год | Родилось | Умерло | Всего численность населения |
2010 | 9 | 8 | 535 |
2011 | 4 | 4 | 529 |
2012 | 6 | 12 | 534 |
2013 | 7 | 5 | 519 |
2014 | 4 | 14 | 502 |
Всего: | 30 | 43 |
Таблица 3. Естественный прирост населения.
Год | Численность населения на начало года (чел.) | Рождаемость | Смертность | Естественный прирост | |||
Ап | % | Ап | % | Ап | % | ||
2010 | 535 | 9 | 17 | 8 | 15 | 1 | 2 |
2011 | 529 | 4 | 8 | 4 | 8 | 0 | 0 |
2012 | 537 | 6 | 11 | 12 | 23 | -6 | -11 |
2013 | 519 | 7 | 14 | 5 | 10 | 2 | 4 |
2014 | 502 | 4 | 8 | 14 | 28 | -10 | -20 |
2015 | 504 |
Таблица 4. Причины, влияющие на прирост населения.
На рождаемость | На смертность |
Уровень социально-экономического развития страны | Биологические особенности организма |
Развитие здравоохранения | Уровень здравоохранения |
Занятость женщин | Материальное положение |
Диспропорция полового состава населения | Санитарно-гигиенические условия |
Традиции | Вредные привычки |
Урбанизация | Возрастные структуры населения |
Демографическая политика | Войны |
Возраст вступления в брак | Болезни |
Таблица 5. Количество учащихся МОУ «Глушковская ООШ».
Год | Количество учащихся |
2009-2010 | 36 |
2010-2011 | 36 |
2011-2012 | 33 |
2012-2013 | 39 |
2013-2014 | 39 |
Рисунок 1. Численность населения по населенным пунктам Глушковского поселения.
Рисунок 2. График численности населения с 2010-2014 годы.
Рисунок 3. График численности родившегося населения с 2010-2014 годы.
Рисунок 4. График численности умершего населения с 2010-2014 годы.
Абсолютный показатель (чел.) %
Рисунок 5. Естественный прирост
Рисунок 6. Количество учащихся МОУ «Глушковская ООШ» 2010-2015 гг.
Рисунок 7. Причины снижения численности сельского населения
Лупленый бочок
Ручей и камень
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Воздух - музыкант
Фокус-покус! Раз, два,три!