Представляю проект занимательного урока русского языка на тему: "Однокоренные (родственные) слова". Он позволит не только познакомить школьников с однокоренными словами и расширить общий кругозор их знаний, но и продемонстрировать образование однокоренных слов, что вызовет у детей интерес к родному языку. В данном проекте автор выступает в качестве организатора практической работы учащихся.
"Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк"
(М.А. Рыбникова педагог, филолог, фольклорист)
Обязательное условие родственности слов — наличие между ними смысловой связи.
Вложение | Размер |
---|---|
kaplichenko_2_v_klass_odnokorennye_slova_rodstvennye.docx | 30.89 КБ |
odnokorennye_slova_rodstvennye_kaplichenko_m._nedovodina_e.a._2v_klass.pptx | 511.76 КБ |
ВЫСТАВКА НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ТВОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №2 городского округа Краснознаменск
Московской области Российской Федерации
Практический проект
«Однокоренные слова (родственные)»
Выполнил
ученица 2 «В» класса
Капличенко Мария.
Научный руководитель проекта -
учитель начальных классов
гимназии №2 Недоводина Е.А.
г. Краснознаменск
2014 год
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ
Представляю проект занимательного урока русского языка на тему: "Однокоренные (родственные) слова". Он позволит не только познакомить школьников с однокоренными словами и расширить общий кругозор их знаний, но и продемонстрировать образование однокоренных слов, что вызовет у детей интерес к родному языку. В данном проекте автор выступает в качестве организатора практической работы учащихся.
"Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк"
(М.А. Рыбникова педагог, филолог, фольклорист)
Обязательное условие родственности слов — наличие между ними смысловой связи.
АННОТАЦИЯ
В начале изучения темы учащимся дается небольшое представление о слове с точки зрения его состава, говорится о том, что каждая из частей слова имеет свой собственный облик, вносит в слово определенный оттенок значения, и вместе с тем, объединяясь, эти части создают единое смысловое целое — слово. Вводится определение корня. Передо мной стояла цель познакомить с понятиями «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова»
Объектом исследования умение разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями; необходимо акцентировать внимание детей на том, что одной общности звукового и графического состава корней недостаточно для того, чтобы считать слова однокоренными.
В соответствии с целью и объектом исследования сформулированы следующие задачи:
Гипотеза: Обязательное условие родственности слов — наличие между ними смысловой связи.
Для доказательства гипотезы используются следующие методы:
Практическая ценность проекта является возможностью использования заданий на уроках русского языка и для рассмотрения своих примеров слов с омонимичными корнями
Главным открытием работы стала возможность самими учащимся исследовать образование слов и их родственная связь.
Результатом данной работы стал практический проект. Я буду представлять проект в виде урока – практикума.
ВВЕДЕНИЕ
В данном проекте я решила выступить в роли организатора пробных действий при ознакомлении с темой "Однокоренные (родственные) слова". Надеюсь, он позволит не только познакомить школьников с однокоренными словами и расширить общий кругозор их знаний, но и продемонстрировать образование однокоренных слов, что вызовет у детей интерес к родному языку.
В первичном представлении темы вводятся термины «корень слова», «родственные или однокоренные слова»: Могут ли быть растения без корня? а слова? Как вы думаете, почему некоторые слова называют однокоренными? Могут ли разные слова иметь одинаковые части, которые не только одинаково пишутся в этих словах, но и связаны по смыслу? Как называется общая часть родственных слов? с помощью следующей работы мы ответим на эти вопросы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Для того, что бы организовать работу на занятии необходимо заинтересовать ребят. Для этого используется следующее стихотворение.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
Сегодня мы пойдём в гости к словам – родственникам. А кто они такие и почему их считают родными? Эту тайну нам предстоит сейчас узнать. Послушайте внимательно стихотворение о странном саде и необыкновенном урожае.
Много лет тому назад
Посадили странный САД.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод,
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Ребята, какие слова выросли из корня сад?
Сад, садовод, садовник, рассада, посадки.
- Это не простые слова, это слова родственники. Почему? Посмотрите, у всех родственных слов есть одинаковая часть. Найдите её. Эта одинаковая часть называется «корень» и обозначается так ͡ .
У родственных слов есть ещё одно название – однокоренные.
Но, оказывается, слова – родственники не только похожи одинаковым корнем, Они ещё и схожи по смыслу. Давайте посмотрим это на примере задания шутки.
«Родня ли Гусеница Гусю?»
- Вы кто такие?
-Я гусь, это гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тётка-гусеница.
- Есть ли в этом рассказе родственники? Да. Почему? Гусята – детёныши гусей. А гусеница самозванка.
Значит, родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.
Давайте закрепим наши знания.
Послушайте сказку.
В большом словаре жили-были разные слова, были среди них и слова – родственники. Каждое слово знало своё место, потому что Словарь требовал, чтобы они стояли строго по алфавиту. Это иногда разлучало родственников, но слова жили спокойно, в дружбе со своими соседями. Из своего Словаря они отправлялись на работу в тетради школьников, в книги писателей, на театральные афиши и в другие места. Трудились они хорошо, по первому зову прибегало нужное слово. Однажды Автор, который составлял учебник русского языка для второклассников, попросил прислать ему на работу слова «ГОРА, ПАР, ОСИНА, ЛИМОН». Но слова должны были прийти не одни, а с родственниками. То ли устали слова, то ли ещё почему, но получилось так, что «ГОРА» привела с собой «Горло и Горняк», «Осина» захватила с собой слова «Осиновый и Оса», «Пар» взял слова «Парочка и Паровой», а «Лимон» явился с «Мандарином и Апельсином». Удивился автор и отправил некоторые слова домой.
- Почему Автор удивился? (потому что некоторые слова были им не родственники.) Какие слова он отправил обратно в словарь? Докажите.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Какой мы сделаем вывод из нашего урока.
1) Родственные слова, имеющие общий корень называют однокоренные, например:
шутка, шутить, шут, шутливый.
2) Общая часть родственных слов называется корнем.
3) В корне заключено главное значение слова.
4) Корни родственных слов пишутся одинаково.
А как же найти корень. Для этого нужно сделать три шага.
1 шаг: смотрю значение слова
2 шаг: подбираю «родственников»
3 шаг: выделяю общую часть.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Слайд 1
Проект по русскому языку : « Однокоренные слова (родственные)» Капличенко Мария Ученица 2 «В» класса МБОУ Гимназия № 2 г.о. КраснознаменскСлайд 2
Актуальность Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного корня. Это родство обнаруживается не сразу, поскольку во многих словах корни запрятаны, как глубоко скрыты под землёй и корни дерева. "Если знаешь части слова, то напишешь их толково".
Слайд 3
Цель Познакомить с понятиями «родственные слова», «однокоренные слова», «корень слова». Научить подбирать однокоренные слова по двум признакам. Научить находить в группе слов не однокоренное слово Задачи
Слайд 4
Послушайте внимательно Много лет тому назад Посадили странный САД. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада , Вот ещё посадки рядом. А вот садовод , С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном.
Слайд 5
сад садовод садовник посадки рассада
Слайд 6
А теперь послушайте эту загадку Задание – шутка «Родня ли Гусеница Гусю?» - Вы кто такие? -Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка-гусеница.
Слайд 7
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/
Рисуем тыкву
Два петушка
Северное сияние
Человек несгибаем. В.А. Сухомлинский
Большое - маленькое