Автор в данном исследовании рассмотрела традиционно – бытовой обряд «Хии – Морин» как текст культуры. Изучение специальной литературы, ознакомление с актуальными статьями в периодических изданиях, просмотр интернет – ресурсов позволил автору достаточно полно осветить обозначенную тему. В исследовании рассмотрены наиболее значимые понятия обряда «Хии – Морин». Исследована история возникновения самого обряда, произведён структурный анализ ритуального флажка. В соответствии с поставленными задачами, работа носит не только познавательный характер, но также культурологическое осмысление понятий «обряд» и «ритуал», «символ» и «смысл». Подробно показан процесс исследуемого обряда от истории возникновения до его соблюдения в настоящее время.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по культурологии | 80.92 КБ |
Введение
Актуальность. Национальная самобытность народа более всего сохраняется в бытовой и религиозно – обрядовой культуре. Любой обряд - это текст культуры. Сбор материалов по сохранению традиций, их изучение представляют для нас интерескак духовный опыт народа.Обращаясь к нему, мы учимся взаимодействовать друг с другом, с природой, и в то же время толерантному отношению к культуре других народов. Согласно буддийскому учению, существует тесная связь между окружающей средой и человеком. Эта идея заключена в традиционном обряде «Хии-Морин», который является одним из самых распространённых в Бурятии. Подтверждением этому являются повсеместно развешанные разноцветные обрядовые флажки. Мы решили выяснить, кто, когда, с какой целью совершает данный обряд.
При изучении обряда « Хии-Морин» мы обращались к работам таких бурятских исследователей традиционной культуры, как Бабуева В. Д., Галданова Г. Р., Абаева Л. Л., Зориктув Б. Р., Очирова Г.Н. Также нам были интересны статьи в газете «Удинская новь», в журналах «Байкал» и «Белая юрта», материалы интернет – ресурсов.
Цель: рассмотреть традиционный обряд «Хии-Морин» как текст культуры и выявить его значение в современной жизни;
Задачи:
- собрать и изучить сведения об истории возникновения обряда«Хии-Морин»;
- выявить структурное содержание « Хии-Морин»;
- раскрыть значение обряда в современной жизни;
Объект исследования: обряд «Хии-Морин»;
Предмет исследования: символы и значение ритуалов обряда «Хии-Морин» в современной жизни;
При выполнении исследования применялись методы:
Общеучебные - беседа, информационно - поисковый, сравнительный, опрос, интервью; культурологические – аксиологический и семиотический.
Практическая значимость работы состоит в том, что собранный материал и результаты исследования можно использовать на уроках гуманитарного цикла, на классных часах, в подготовке внеклассных мероприятий и в жизни.
§1. История возникновения обряда «Хии-Морин»
В истории развития культуры важноезначение имеет религия. Религия – это особое понимание того, как устроен мир. Культура бурят неразрывно связана с буддизмом, с его обычаями и традициями. Веками складывалась система гуманного, глубоко нравственного, трепетного отношения к природе, к её творениям [2].Буддийские ритуалы и обряды охватывают всю жизнь человека. В настоящее время одним из самых распространённых в Бурятии является обряд «Хии-Морин». Поэтому нам было интересно узнать историю его возникновения. В Бурятию этот обряд пришёл из Тибета. За многие века эта старинная традиция менялась. Сначала это было знамя, которое вывешивалось как символ победы.Затем появились маленькие флажки с изображением коня, несущего на спине Драгоценность (зиндамани). Ученые полагают, что символ летающего коня пришёл к нам из индийской традиции, где он является конём божества Чакравартина, на котором он за сутки успевает объехать весь свет. Китайским вариантом считается конь с головой дракона, а на спине у него Книга Закона [6].
Считается, что печатание с деревянных дощечек на ткань мантр и изображений божеств или символов пришло к нам с древнейших времен. В Тибете такие флажки попадают в руки в виде трубочек, их называют лунгта– «конь ветра». Если развернём – увидим синие, белые, жёлтые, красные и зелёные флажки, связанные меж собою крепкойнитью.Эти цвета олицетворяют пять основных элементов Пространства.А в таких странах, как Бирма, Шри-Ланка, Таиланд– это треугольные флажки, которыми украшены ступы и храмы. На них написаны Мантры.Мантра – это священные слоги, которые произносят вслух, про себя и шёпотом. Буддисты верят, что их произнесение помогает очистить ум от трёх « ядов»: гнева, неведения и алчности. Есть обязательное правило: при чтении Мантры надо желать добра не только себе, но и всем живым существам.
Раньше, когда буддизм приходил на новые территории, люди там верили в духов природы, таких, как духи гор, рек, деревьев. Буддизм всегда терпимо относился к другим религиям, он не боролся с местными верованиями, а включал их в себя.Так в буддизме появлялись различные ритуалы подношения духам. Ритуал – это символические действия.
Таким образом, мы приходим к выводу, что под влиянием традиций и обычаев разных народов, в буддизме бурят возникали и развивались свои обряды и ритуалы. Развешивание флажков «Хии-Морин» в современном понимании означает благодеяние, чтение молитв, которые увеличивают защитную силу человека.
§2. Ритуалы обряда «Хии-Морин» и их значение в современной жизни
В тибетском, монгольском, бурятском варианте «Хии-Морин» печатают на ткани в виде небольшого флажка размером 50 на 30 см, но бывают флажки и других размеров, в зависимости от матрицы. В каждом дацане имеется матрица (бар). Структура ритуального флажка «Хии-Морин» состоит из следующих частей:
1.Языки 2.Изображение драгоценного коня 3.Обрамление 4.Ленты для вывешивания 5.Текст
В середине флажка изображён конь. А по четырём углам - дракон, мистическая птица Гаруда, тигр и лев. Они символизируют воздух, землю, огонь и воду. Конь является символом благополучия. Также есть специальное место, куда вписывается личное имя человека, которое часто выделено подчеркиванием_________. Здесь же на плоскости ткани начертана молитва о благополучии и изображены 8 буддийских символов – эмблем счастья (наймантахил), 7 драгоценностей (долоон эрдэни) [2]. Мы выяснили, что количество языков должно быть ровно три, и что на них пишут мантры трёх божеств на тибетском языке: Арьябалы, Манджушри и Ошорбаани. Мантра Арьябалы пишется на верхнем языке, мантра Манджушри - на среднем, а мантра Ошорбаани - на нижнем. Языки пришиваются к тому краю флажка, куда направлена голова священного коня, несущего на спине Драгоценность, и они являются символическими «ногами» «Хии-Морин». Считается, что когда флажок развевается на ветру, мантры читаются и несут добро его хозяину. В бурятском языке «хии - это ветер, «морин» - это конь [6]. В нашей местности находится Шулутский Дацан. Об обряде «Хии-Морин» мы попросили рассказать настоятеля Дацана Чингис - ламу. Он нам рассказал следующее: «Хии-Морин - это система объяснения восьмилетнего цикла биоэнергии сознания, то, что находится в каждом человеке, как кровь его в теле. По буддийской астрологии «Хии-Морин» символизирует психическую энергию человека. У каждого человека свой «Хии-Морин», соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка, окантовки по краям и язычкам. Обычно обряд вывешивания «Хии-Морин» проводится после наступления буддийского Нового года – Сагаалгана. В этот день (а также и в последующие дни первого месяца Нового года) можно прийти в дацан, выбрать себе «Хии-Морин» в соответствии со своим годом рождения и обратиться к ламе с просьбой освятить его. Затем следует выйти на указанное место для развешивания и подвязать «Хии-Морин» на дерево, читая мантру. С наступлением Сагаалгана в дацанах в течение всей ночи проходит молебен, посвященный богине Лхамо. На 2-й лунный день начинаются хуралы Белого месяца (Монлам) и именно в эти дни необходимо совершать обряд «Хии-Морин».Обряд «Хии-Морин» символизирует состояние судьбы человека на год до следующего цикла. Со сменой года старые флажки теряют свое предназначение и в конце года служители дацанов сжигают их». Нам в своём исследовании было интересно узнать, как совершается обряд. Мы выяснили, что обряд вывешивания ритуальных флажков «Хии-Морин» требует выполнения трёх основных условий:
1.Создание самого флажка в соответствии с правилами, указанными в таблице:
2. Прежде чем привязать к ветке дерева свой «Хии-Морин», его необходимо сначала наполнить силой благословения, вдохнуть жизнь в изображенного на нем коня, несущего на своей спине огонь жизни. И чтобы все силы наших тела, речи и ума, все виды энергий находились в гармонии, в балансе, лама проводит специальный ритуал освящения, произнося наши имена, написанные на этом флажке, обращаясь к божествам, чтобы они берегли нас и помогали во всем. Эти ритуалы называются «лунтасан» (очищение) и «рамнай» («оживление коня»); 3.Непосредственное вывешивание флажка в определённый день и в нужном направлении согласно пояснениям ламы - астролога, желательно до полудня. «Хии-Морин»подвязывается к дереву в каком-либо священном или на возвышенном чистом месте или специально отведённых для буддийских обрядов местах:обоо, возле дацанов, дуганов. Флажок необходимо подвязывать к дереву со стороны хвоста коня, а не с головы. Перед тем, как подвязать «Хии-Хорин», произносят мантры. Чтение мантры сопровождается воскурением благовоний. Благодаря им человек очищается и получает благословение. Также, кроме Сагаалгана, этот обряд можно совершать в благоприятные 8, 25, 30 дни лунного календаря и перед отправлением в дорогу, перед важными делами. В начале исследования мы провели опрос среди коллектива школы. Нашими респондентами были ученики 2 – 11 классов, учителя и технические работники школы. Всего респондентов было 70 человек, вопросы и ответы на них показаны в таблице:
Что такое «Хии-Морин» – конь ветра удачи? | Знаю | 50% | Не знаю | 50% |
Зачем вывешивают «Хии-Морин»? | Знаю | 43% | Незнаю | 57% |
В вашей семье соблюдают данный обряд? | Да | 32% | нет | 68% |
Полученные ответы убедили нас в том, что результаты предпринятого нами изучения обряда« Хии-Морин» будут интересны ученикам нашей школы, и, возможно, их родителям.
Когда мы узнали, что ритуальный флажок соответствует гороскопу каждого человека, решили выяснить, какие по цветам флажки должны быть у учеников 8 класса нашей школы, в котором я учусь. В нашем классе 20 учеников. Из них родились в 1999 г. – в год Зайца - 3 чел., в 2000 г. – в год Дракона - 9 чел., в 2001 г. – в год Змеи - 8 человек. Кроме подбора цветов флажка «Хии - Морин», мы также узнали направление вывешивания и деревья, на которые необходимо подвязывать флажки.
Таблица соответствия «Хии-Морин» годам рождения учащихся 8 класса получилась следующей:
Год Человека | Цвет ткани | Обрамление | Цвет язычка | Дерево, на котором вывешивается | Направление |
Кролик 1999 год | жёлтый | зелёное | красный | берёза | юг |
Дракон 2000 год | синий | жёлтое | белый | сосна | восток |
Змея 2001год | белый | красное | жёлтый | осина | север |
Всем ученикам были даны рекомендации в соответствии с таблицей, если они захотят совершить обряд «Хии – Морин» в дни Сагаалгана. Далее нас заинтересовало, будут ли совершать обряд «Хии-Морин» учащиеся нашей школы. На вопрос, заданный ученикам 7 – 11 классов «Будете Вы вывешивать свой «Хии-Морин в дни Сагаалгана?», ответы распределились следующим образом:
7кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | всего | % | ||
1 | да | 8 | 5 | 6 | 3 | 6 | 28 | 44% |
2 | нет | 7 | 5 | 4 | - | - | 16 | 25% |
3 | затрудняюсь | 5 | 10 | 5 | - | - | 20 | 31% |
Полученные результаты показывают, что большинство опрошенных в этом году хотят совершить обряд «Хии-Морин». Ученики 11 кл. объяснили это тем, что им предстоит сдавать ЕГЭ, поэтому для них «Хии-Морин» символизирует удачу и успех. И, в заключение нашей работы, чтобы понять, как относятся к совершению обряда в повседневных делах родители учеников 8 класса, мы обратились к ним с вопросом «Совершаете ли вы обряд «Хии-Морин» по необходимости в течение года?».
Как видно из диаграммы, обряд «Хии-Морин» является одним из самых распространённых обрядов у наших респондентов. Таким образом, в результате анализа обряда «Хии-Морин» как текста культуры, мы пришли к выводу, что:
1.Обряд «Хии-Морин»относится к традиционной буддийской культуре и имеет богатую историю.
2. Как текст культуры, он несёт в себе информацию, закодированную в глубокий смысл. Символизирует неразрывную связь человека с Пространством.
3.Для многих наших респондентов обряд «Хии-Морин» служит магическим ритуалом и выполняет роль оберегов.
3. В селе Первомаевка Заиграевского района некоторые семьи проводят обряд «Хии-Морин» независимо от национальности и веры; Обряд вывешивания «Хии-Морин» является одним из самых устойчивых из многих традиционных обрядов. Мыпоняли, что очень важно не только знать, но и в повседневной жизни правильно соблюдать их. Прошлое окружает нас в большом и малом. И поэтому нам необходимо бережно хранить опыт предков, используя его во благо сегодняшнего дня.
Заключение
В настоящее время происходит возрождение обряда «Хии-Морин» больше как символического оберега, который укрепляет дух, помогает в трудных жизненных ситуациях и оберегает от негативной энергии. Его основной смысл – это призыв удачи и счастья себе и своему дому. Развеваясь на ветру, «Хии-Морин» с написанным на нем вашим именем, именами ваших родственников, каждую секунду будет наполняться великой энергией ветра. И связанный с вашим сознанием на тонком уровне, он будет нести вам силы, удачу, ежедневно поддерживая позитивный баланс энергий в вашем теле, речи и уме.
Для нас обряд представляет интерес как ценность традиционной культуры бурятского народа. Мы убедились, что любая культура всегда связана с культурой других народов, а духовные ценности у всех народов учат добру.
Список литературы:
1. Абаева Л.Л. Традиционные обряды предбайкальских родов селенгинских бурят // Традиционная культура народов Центральной Азии (материалы и исследования). Новосибирск, 1986. - С.131.
2. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан – Удэ, 2004. -228 с., ил.
3. Белая юрта. Улан – Удэ, 2011, №1,2.
4. Буддийская Традиционная Сангха России. Солонго; 2008, № 8
5.Зориктуев Б.Р. Буряты. Улан-Удэ, Бэлиг, 2000. - С.17 – 20.
6.Намжилон Л. Н. Волшебные чётки. – Издательство БГУ.
7.Основы вероучения, Буддийская традиционная Сангха России. Улан-Удэ, 2007.
8.Традиционная культура бурят Улан-Удэ, изд. Бэлиг, 2000. http://fullref.ru/job_54075c553adbcb73658ea382e6b45c33.
9. Источник:http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30997/
10.Реферун:http://www.referun.com/n/lakuna-kak-fenomen-mezhkulturnoy-kommunikatsii#ixzz3QDwkfXOu
11.© Shkolazhizni.ru- А есть особые традиции?
Рисуем космос
Ледяная внучка
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
Две лягушки
Простые новогодние шары из бумаги