В работе проведены исследования о том, как менялся в разные исторические эпохи военный головной убор
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа История военного головного убора | 407.5 КБ |
Российская Федерация
Томская область, Томский район
Синеутесовский филиал начальной школы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Спасская средняя общеобразовательная школа» Томского района
Выполнили учащиеся 4- 5 класса:
Ковалева Вика, Казанцев Саша, Денисенко Федор,
Трифонов Саша, Джунько Паша.
Руководитель учитель начальных классов: Чуб Оксана Викторовна
Синий Утес - 2012
Содержание
1. Введение …………………………………………………………3
2. По страницам истории военного обмундирования…………4
3. История военного головного убора X –XIX века
(шлем богатыря, треуголка, кивер, фуражка)………………….…8
4. Головные уборы военных XX века.
(буденовка, пилотка, бескозырка, берет, каска, папаха) …….....13
5. Заключение ……………………………………………………..19
6. Литература…………………………………………………….....21
Приложение (Интересные факты)
Русскому воину положен убор
Видный, красивый удобный.
Чтобы конкретным был разговор,
Рассказ наш послушай подробный.
Накануне праздника 23 февраля в школе проходила декада гражданско-патриотического воспитания. На классных часах нам много рассказывали об истории армии. На фотографиях мы рассматривали форму разных род войск Российской армии и отметили, что военная форма у солдат Российской армии почти одинаковая, а вот на голове разные головные уборы по форме и по цвету (см. приложение 1).
На фестивале солдатской песни нам показывали фотографии солдат - воинов разных лет. Мы заметили, что военная форма на протяжении многих лет менялась, но большие изменения произошли с головными уборами.
Нам стало интересно узнать историю военного головного убора.
(Гипотеза). Мы предположили, что изменения военного головного убора могло происходить в связи с традициями, культурой и модой того или иного времени.
(Актуальность). Мы считаем, что наша тема исследовательской работы будет интересна и актуальна для многих учащихся. Нашу информацию можно использовать в ответах на уроках истории, ведь каждый человек должен знать историческое прошлое своей страны, а так же Правительством Российской Федерации 2012 год объявлен годом Истории государства Российского.
Цель нашей работы:
Выяснить причины разнообразия военных головных уборов.
Задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Собрать историческую информацию.
Найти фотографии головных уборов разных времен.
Сравнить военные головные уборы.
Сделать презентацию.
2. По страницам истории военного обмундирования
Военная форма одежды - это комплект предметов одежды, а в отдельных случаях и снаряжения, установленный специальными указами, приказами и правилами, обязательный для ношения всеми военнослужащими армии и флота.
Военная форма одежды вводится в войсках с целью лучшей их организации, повышения воинской дисциплины и порядка, различия военнослужащих по родам войск (оружия), по служебному положению и воинским званиям.
Военная форма одежды определяет принадлежность военнослужащих к вооруженным силам того или иного государства, содержит в своем составе геральдические элементы государства или царствующего дома и выполняет функцию сохранения боевых традиций вооруженных сил в целом, а также части, а иногда и отдельного подразделения.
Кроме того, форма одежды имеет и чисто военные функции: маскировка личного состава на местности посредством изготовления ее из тканей защитных цветов, введения в состав военной одежды приспособлений для ношения предметов вооружения и снаряжения, создание комфортных условий во время действий военнослужащих в различных климатических условиях. Некоторые элементы форменной одежды имеют защитное предназначение.
Однообразная военная форма одежды в современном понимании, возникла во второй половине XVII века. По мере развития военного дела, усложнения организационной структуры войск, появления понятия боевых порядков, появилась насущная необходимость визуально выделить свои войска на поле боя с целью предоставления военачальникам возможности оперативно управлять войсками в ходе сражения.
Задача решалась введением на время кампании и даже отдельного сражения общих для всего войска элементов одежды военнослужащих: отличительных украшений головных уборов, шарфов, лент одного цвета и т. п.
Введение же полностью унифицированной по покрою, цветам и знакам отличия, однообразной для всех вооруженных сил форменной одежды стало возможным с появлением массовых армий и развитием мануфактурных производств, которые могли обеспечить потребности войск в мундирных тканях и кожаных изделиях, т.е. определялось в первую очередь факторами экономики государств.
Впервые регламентированная единообразная военная форма одежды была введена королевским указом во французской армии в 1672 г., причем королевская гвардия получила кафтаны синего цвета с красным прикладным сукном, армейская пехота - серые, кавалерия - красные. До конца XVII века униформу получили все наиболее передовые армии европейских государств.
В России введение регламентированной военной формы связано с военными реформами Петра Великого. Начиная с 1699 года военная форма и правила ее ношения устанавливается первоначально для гвардейских (потешных) полков, а в последствии и для вновь формируемых пехотных и драгунских полков.
При Елизавете Петровне в связи с формированием частей легкой кавалерии - гусарских полков, для них утверждается особая форма, различающаяся по полкам в цветовой гамме.
В 1786 г. в рамках военной реформы, проводимой фельдмаршалом Г. Потемкиным была введена военная форма принципиально отличавшаяся от общеевропейских образцов того времени. Она была единого покроя для всех родов оружия и отличалась только цветом.
После трагической кончины Павла I в ходе государственного переворота, престол унаследовал его сын Александр I. Под его руководством и личном участии была разработана и введена новая военная форма и походное снаряжение.
Армия получила мундир фрачного типа традиционных расцветок. В качестве строевого головного убора был принят кивер, тяжелая кавалерия и конная артиллерия получила кожаную каску. Была разработана форма для нового вида легкой кавалерии - уланских полков.
Впервые военная форма была установлена для казаков Донского, Уральского и Черноморского войск. В качестве нестроевого головного убора вводится знаменитая фуражка. В разных вариациях эта форма просуществовала более пятидесяти лет.
В царствование Николая I в 1844 г. в качестве строевого головного убора взамен кивера вводится кожаная каска. Пехота кавказского корпуса получает особую "кавказскую" форму. Воинские звания военнослужащих стали обозначать на эполетах и погонах.
При Александре III в 1882 г. начинается очередная реформа. В этот раз она направлена на упрощение и удешевление обмундирования. Армейские кирасирские, уланские и гусарские полки лишаются своих блестящих мундиров и переформировываются в драгунские.
В качестве основного комплекта обмундирования для всех родов войск устанавливается мундир из темно-зеленного сукна с глубоким запахом застегивающимся на крючки, свободные шаровары из того же материала, носящиеся заправленными в высокие сапоги при любой форме одежды.
Строевым (парадным) головным убором становится барашковая шапка из черной мерлушки. Хотя реформа проводилась под девизом "народности", истинная причина изменений заключалась, в необходимости заготовки большого количества предметов обмундирования на случай мобилизационного развертывания.
Последнее царствование характеризуется, прежде всего, введением в 1907 г. походного обмундирования защитного цвета для всех военнослужащих и возвращении к традиционным образцам парадной и обыкновенной формы одежды.
В 1918 г. заканчивается история славной русской армии и начинается история ее наследницы – Красной армии, впоследствии Советской Армии.
Стремясь уйти от традиций "кровавого" царского режима, советские военные руководители, игнорируя опыт русско-японской и Первой мировой войн вводят в Красной армии странную форму, щедро украшенную яркими цветными элементами.
Отменяются традиционные знаки различия военнослужащих - погоны. От дополнительных и без того значительных потерь от огня противника красноармейцев спасало неудовлетворительное положение в экономике страны, благодаря которому в годы гражданской войны не удалось организовать массовое производство предметов обмундирования нового образца. И белые, и красные формирования использовали запасы обмундирования, оставшиеся от старой армии.
В период до начала Великой Отечественной войны происходит постепенное возращение к традициям русской армии.
В 1922 г. артиллеристам были возвращены их традиционные приборные цвета черный с красной выпушкой (в 1919 г. для артиллерии был введен оранжевый приборный цвет) и установлено ношение шинели старого образца взамен "кафтана" защитного цвета.
В 1935 г. были введены персональные воинские звания для, среднего и старшего командного состава и соответствующие знаки различия.
В 1936 г. формируются казачьи кавалерийские части. Для них устанавливается традиционная форма одежды.
В 1940 г. отменяется ношение, пожалуй, наиболее яркого символа красной армии - буденовки. В том же году восстанавливаются персональные звания для младшего и высшего командного состава. Вводится парадная форма для всех категорий военнослужащих.
Окончательный возврат к национальным традициям военной формы одежды произошел в 1943 г. После этого форма одежды Советской Армии развивалась в рамках многолетних традиций русской армии.
Очередная заметная реформа форменной одежды произошла в 1969 г. В качестве полевой формы взамен знаменитой гимнастерки вводится полевой китель. Принимается на снабжение войск форменная одежда для экипажей бронетехники, полевая утепленная куртка для офицеров.
В 1988 г. в войска поступает новый унифицированный зимний и летний полевые костюмы - "афганка".
Развитие военной формы в последнем десятилетии XX века характеризуется отказом от советских и русских традиций. Введенная в 1994 г. новая парадная и повседневная форма по покрою очень похожа на «американскую».
В 2010 году произошло очередное изменение военной формы. В современной Российской армии сохранились традиции русской военной формы.
В заключении хотим отметить, что на протяжении всей истории Российского государства придавали вопросу разработке и изготовления форменной одежды для военнослужащих первостепенное значение.
Уже давно стало привычным, что отличительной особенностью любой профессиональной армии является однообразное защитное снаряжение и форма одежды. Но так было не всегда.
У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно небольших княжеских дружинах защитное снаряжение и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя.
Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.
Известной ещё в самой глубокой древности, примитивной формой головного убора воина была меховая или шерстяная шапка (см. приложение 2).
Позже появился шлем из нескольких слоёв кожи, который обшивался полосами железа, либо на него крепились стальные бляхи.
Шлем - предмет защитного вооружения, предназначенного для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием.
Древнейшие металлические шлемы первое время отливались, — сначала из меди, затем из бронзы.
Для обеспечения защиты от ударов не только собственно в голову, но и лицо, очень часто шлем снабжался приваренными деталями, защищавшими нос и щеки.
В X веке на Руси были шлемы похожие на купола, которые давали несравнимо лучшую защиту от ударов сверху. Ранние шлемы склёпывались из 4 частей.
В XII веке уживаются высокие сфероконические шлемы, со шпилем и наносником. Шлемы простых воинов были разнообразны, а князья могли носить своеобразные шлемы с полумасками, полностью закрывавшие голову (см. приложение 3).
В XVI веке в пехотных и драгунских полках стали носили треугольные шляпы со страусовым султаном (см. приложение 4).
Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла.
В армии прижилась треуголка в качестве основного головного убора.
В первой половине XVII века в армиях Западной Европы была распространена широкополая шляпа: она всем знакома по иллюстрациям к «Трём мушкетёрам». Широкие поля мешали военным запрокидывать голову и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье.
Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями. Разумеется, эту моду подхватили и штатские. Треугольные шляпы, украшенные галуном и перьями, украшали головы до того момента, пока в моду не вошли громоздкие парики.
После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры. В армии же tricorne прижилась и была в ходу до появления в конце XVIII века двууголки.
В конце ХVII — в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко — пышным бантом.
Стремление к удобству головного убора было совершенно забыто; его заменило желание сделать из солдата молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время.
Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.
Гренаде́рка — головной убор гренадеров, со времён Фридриха Великого заменивший треугольные шляпы.
Форма гренадерки была различна. В России они имели форму тех «гренадерских шапок», которые носил лейб-гвардии Павловский полк (см. приложение 5).
Нижние чины гренадерских рот этого полка носили высокие гренадерские шапки с медными налобниками, красным верхом и белым околышем. Околыш был украшен небольшими медными гренадами.
Гренадерка изготовлялась из толстой, твердой кожи, окрашенной в черный цвет. На лобной бляхе ее в отличие от выдавленного двуглавого орла черного цвета красовался накладной, выполненный из эмали. Ниже него вместо полкового герба, бывшего на солдатской гренадерке, в овале на красном поле изображался золоченый вензель Елизаветы Петровны, а еще ниже - в военной арматуре - Георгий Победоносец на коне.
На задней бляхе офицерской гренадерки также имелся вензель императрицы. Плоская гренадерская сума офицера изготовлялась из кожи черного цвета. На верхней крышке располагалась вызолоченная бляха с изображением государственного герба.
В XVIII веке пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов (см. приложение 6).
Кивер - военный головной убор европейцев в XVIII-XIX веках: без полей и с высокой тульей.
Огромные кивера очень мешали идти в пешем строю, тем более что во время маршей их использовали как кладовки — доверху набивали апельсинами, пирожками, булками, сыром и леденцами, от этого запаса дня три потом было трудно поворачивать шею.
Кивера были похожи на перевернутые вверх дном ведра, во время парадов они украшались султанами, так что весь головной убор был высотой около 73,5 сантиметров.
Спереди на кивере укреплялись медные эмблемы: в гвардии – государственный герб. Кроме того кивера украшались белыми этишкетами, цветными репейками, медной чешуей на подбородных ремнях.
В 19 веке при Николае I было разрешено носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними (см. приложение 7).
Фуражка - производное от фураж (франц. fourrage «фураж, корм для животных». Фуражка буквально — «головной убор, который надевается при заготовке фуража».
Офицеры и генералы вместо устаревших двууголок стали носить фуражки с козырьками, к которой прикрепляется маленький металлический герб. Летом на фуражку надевали белый чехол.
Козырёк у фуражки предназначен для защиты глаз от солнечного света, ветра и осадков. Козырьки чаще всего имеют форму месяца, вогнутой стороной закрепляясь к головному убору.
Шапка-ушанка (во время Гражданской войны также шапка - «колчаковка» - зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально — мужская), широко распространённый головной убор в России. Ушанка получила своё название из-за наличия отложных «ушей», в поднятом виде связанных на макушке (см. приложение 8).
Ушанка носится в сложенном состоянии, то есть с завязанными на макушке «ушами», но при необходимости «уши» опускаются вниз вместе с отворотом на затылке, защищая от холода и ветра уши, а также частично щёки и подбородок человека, носящего ушанку. «Уши» также можно завязывать на затылке.
Шапка-ушанка ведет свое происхождение от похожих головных уборов кочевников Великой Степи (в том числе Южной Руси) и таким образом является традиционным головным убором для данного региона.
Шапки, прообразы шапок-ушанок использовали скифы, потом жители Монгольской империи в том числе воины-ордынцы, потом казаки и т. д.. Такой тип шапки был очень удобен для кочевника или путешественника, так как позволял носить её в самых разных климатических условиях (перепады температур, сильный ветер и т. д.).
Первые головные уборы, сходные по своему виду с шапками-ушанками, начали использовать в армии Колчака.
С 1931 года на снабжении Красной армии состояла так называемая шапка-финка, в целом похожая на шапку-ушанку. В 1934 году на снабжение Военно-Морских сил РККА принимается шапка-ушанка черного цвета. Шапка-ушанка состоит из окола, суконного черного колпака, козырька и назатыльника с наушниками. Наушники в опущенном положении завязываются на тесьму, а в поднятом заправляются внутрь назатыльника.
С 1940 года шапка-ушанка была введена в качестве форменного зимнего головного убора РККА и милиции в СССР. Одновременно с шапкой-ушанкой на снабжение вводится стальной шлем (каска) СШ-40, приспособленный для зимнего ношения поверх шапки-ушанки. Изначально такие шапки изготавливались из меховой овчины светлых окрасов, затем их стали делать серыми. В ВМФ они были также введены, но чёрного цвета. В период Великой Отечественной войны изготавливались в массовом порядке, в том числе и из искусственного меха, что объяснялось необходимостью удовлетворения потребностей действующей армии.
В Вооружённых Силах СССР являлись элементом формы одежды военнослужащих. В настоящее время шапки-ушанки носят с кокардами, установленными для армии и флота.
Ка́ска (от фр. casque — шлем) — защитный шлем военнослужащих. Каска используется, как правило, в военных действиях для защиты от осколков снарядов, бомб, а также пуль с малой пробивной силой.
В русской армии появилась в XVI веке. В начале XIX века каски были головным убором русских драгун и кирасир, то есть в кавалерии, сражавшейся преимущественно холодным оружием, где каска сохраняла некоторую ценность: защищала голову от рубящего удара сверху (именно поэтому каски того периода имеют вытянутую вверх форму — такую сложнее прорубить). Исторически каска явилась этапом в развитии защитного шлема, и своё название получила от латинского слова, обозначавшего металлический шлем.
С началом Первой мировой войны стальной шлем возрождается. Окопная война привела к тому, что голова солдата стала основной мишенью — если тело и укрыто окопом, то голову высовывать все равно приходится. Каска в основном предохраняет от осколков, пуль на излете, а также от ударов различных твердых предметов, разлетавшихся при взрывах снарядов (см. приложение 9).
Российская армия стала получать каски отечественного производства только к концу 1916 г. За основу была взята французская «каска Адриана». Но русские конструкторы сделали свою каску цельной, а не сборной из трех частей. Металл на каске стал значительно прочнее. Вместо обычной стали была использована броневая. Под наименованием «шлем стальной образца 1916 г.» каска стала к ноябрю поступать в войска.
В СССР к теме касок обратились в начале 1930-х годов. Однако первоначально немногочисленные «каски Адриана» французского и русского производства можно было увидеть лишь на парадах на бойцах привилегированных частей (например, Пролетарской дивизии). А в 1934 году было выдано задание на разработку каски нового образца. Образец, представленный на рассмотрение военному руководству, лично испытывал маршал Буденный, рубя шлем шашкой.
В СССР использовался темно-зелёный, хотя такой цвет считается демаскирующим. В РККА на обычные каски не наносилось никаких знаков, а на парадную красные звезды.
В 1940 г была принята на вооружение каска нового образца — «Шлем стальной обр. 1940 г.» (СШ-40), которая без особых изменений просуществовала несколько десятилетий. По сути, она используется в ВС России до сих пор.
Масса стальной части шлема самого большого размера — 800 г.
Создание в феврале 1918 года вооружённых сил советского государства вызвало необходимость разработки для обмундирования красноармейцев единой формы одежды, отличающейся от прежней российской и иностранной военной униформы.
Красногвардейцы не имели никакой установленной формы одежды, их отличала только красная нарукавная повязка с надписью «Красная гвардия» и иногда красная лента на головном уборе (см. приложение 10).
Однако уже в 1918 г. военно-политическому руководству РСФСР стала ясна необходимость введения для армии единой военной формы одежды.
Первым элементом новой военной формы являлся защитного цвета суконный шлем со звездой, утвержденный приказом Реввоенсовета Республики от 8 апреля 1919 г.
Существует версия, что головной убор такой оригинальной формы был разработан еще до революции и начал выпускаться в период Первой мировой войны, однако хранился на складах и в войска не поступал.
Одеть солдат в остроконечные суконные шлемы предполагалось на параде в Берлине, запланированном на лето 1917 года, где они должны были изображать русских витязей - богатырей (отсюда появилось название «богатырка»). Модели шапки разрабатывали художники Виктор Васнецов и Борис Кустодиев.
Приказ РВСР № 116 от 16 января 1919 года, который официально ввёл ношение нового зимнего головного убора во всех родах войск Красной армии. Содержал описание будёновки, как шлема из сукна защитного цвета на ватной подкладке, состоящего из колпака, сшитого из шести сужающихся кверху треугольников, пришитого спереди овального козырька и спускающегося вниз сзади назатыльника с удлинёнными концами, застегивающимися под подбородком на две пуговицы или пристёгивающимися (в сложенном виде) к нашитым на колпаке пуговицам (см. приложение 11).
В то непростое время нужно было поднять дух солдат красной армии, буденовка олицетворялась с силой и мужеством русских богатырей.
Впоследствии красноармейский шлем-«богатырку» называли по именам военачальников, в части которых в первую очередь поступило новое обмундирование – М.В. Фрунзе «фрунзевка» и С.М. Буденного «будёновка».
Последнее название укоренилось и вошло в словари русского языка, известно по сей день. Летний шлем буденовки являлся частью обмундирования красноармейцев на протяжении двух лет.
В мае 1924 года летняя буденовка вновь была заменёна фуражкой, однако зимние будёновки продолжали использоваться, претерпев в 1922 году изменения фасона (став менее высокими и более округлыми по форме) и цвета сукна (который стал тёмно-серым).
Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск (в то время красного цвета звезда нашивалась только на левый рукав летней рубахи или шинели).
Так, в пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии – синюю, в артиллерии – оранжевую, в инженерных и сапёрных войсках – чёрную, летчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов – голубую, пограничники – традиционно зелёного цвета.
Различные модели и модификации будёновки использовались частями Красной армии до начала 1940-х годов, когда её окончательно заменили фуражки, пилотки и зимние шапки-ушанки.
Пило́тка (от слова «пилот») — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки.
В России появился как часть форменной одежды военных лётчиков в Первую мировую войну.
Первоначально именовался «перелётка» или «полётка» («полётная складная шапка»), был введён как компактный складной головной убор, чтобы лётчик мог иметь его с собой в кармане или за пазухой и надеть после полёта вместо кожаного шлема.
В Красную армию официально введена 16 января 1919 г. как головной убор курсантов военных курсов. Это была темно-зелёная пилотка с красными кантами, красным хлястиком, к которому пристегивался черный подбородочный ремешок, и красноармейской звёздочкой.
С середины 80-х годов — пилотка хлопчатобумажная синего или чёрного цвета состоит из донышка, стенок и бортиков. Спереди, посредине соединительного шва бортиков, размещается красная звезда (см. приложение 12).
Пилотку носят с небольшим наклоном вперёд и вправо. Верхние края пилотки при этом не должны раскрываться, т. е. пилотку нельзя сильно натягивать на голову.
Этот незамысловатый головной убор служил Российский армии почти 100 лет. В конце XX века вместо пилоток для солдат и офицеров вводятся береты.
Берет — мягкий головной убор без козырька.
Прообразом современного берета был, вероятно, кельтский головной убор. В Средние века берет получает широкое распространение, как среди гражданского населения, так и в армии. Об этом позволяют судить книжные миниатюры. В эпоху позднего средневековья появляются указы о введении военной униформы, где в качестве основного головного убора фигурирует берет.
Как форменный головной убор военных, берет появился относительно недавно. В Советском Союзе впервые его ввели в качестве женского головного убора в 1936 году. Для военнослужащих-женщин, занимавших командные должности, ввели береты тёмно-синего цвета. После Второй мировой дамы в погонах носили береты цвета хаки.
В 1963 году в Вооружённых Силах СССР в морской пехоте Военно-морского флота был введен, берет чёрного цвета - для ношения при полевой форме. (Приказ МО СССР № 248 от 5 ноября 1963). Этим приказом была введена новая полевая форма одежды для военнослужащих морской пехоты. При ней носился берет черного цвета.
У берета был бортик из кожзаменителя, с левой стороны – красный флажок с золотистым якорем, спереди – офицерская эмблема ВМФ / красная звездочка. Впервые в новой полевой форме морские пехотинцы появились на ноябрьском параде 1968 года на Красной площади. Потом флажок «перекочевал» на правую сторону берета – в связи с тем, что трибуны для почетных гостей и Мавзолей при прохождении колонн находились справа от колонн. Позже, на беретах сержантов и матросов звезда была дополнена венком из лавровых листьев.
В советских воздушно-десантных войсках к ношению изначально предполагался берет малинового цвета – согласно общемировой традиции, по которой в армиях большинства стран именно такой берет был символом воздушно-десантных войск. В 1968 малиновые береты были заменены на «голубые», т.к. сочли, что голубой цвет, символизирующий небо, больше подходит частям ВДВ.
Идея ношения беретов стала популярной и в других родах войск.
В середине 1980-х годов в пограничных войсках с полевой формой носился камуфлированный берет, позднее замененный на полевую фуражку - панаму. У сержантов и солдат на берет прикреплялась звезда в венке, у офицеров и прапорщиков - полевая кокарда.
При формировании подразделений специального назначения внутренних войск МВД СССР поднимался и вопрос об отличительной форме одежды.
В мае 1989 году было принято решение о введении берета крапового (темно-малинового) цвета в качестве особого отличия военнослужащих подразделений спецназа.
В отличие от морских пехотинцев и десантников, берет крапового цвета является знаком квалификации и вручается только после прохождения курса спецподготовки и сдачи экзаменов. До этого молодые солдаты носят берет защитного цвета.
27 апреля 1972 года приказом МО СССР №92 было установлено специальное обмундирование для танкистов. При нем полагался берет черного цвета. Его покрой полностью совпадал с беретом морской пехоты (за исключением обшивки по нижнему краю).
В конце 1990-х – начале 2000-х появилось еще одно нововведение. Министерство по чрезвычайным ситуациям обзавелось своими вооруженными силами. В качестве головного убора к полевой форме был выбран оранжевый берет и такого же цвета тельняшка.
Цвета беретов вооруженных силах России: (см. приложение 13).
Берет - удобен при обслуживании военной техники. Ведь фуражка или пилотка не всегда пролезает в узкие лючки, зачастую падает с головы. Работать же вовсе без головного убора тоже нельзя - можно испачкать себе волосы.
В берете же, и волосы остаются чистыми, и работать он не мешает. Кроме того, берет быстрее сохнет, его можно засунуть за ремень или погон, чего не сделаешь с фуражкой.
Берет не требует поддержания строго заданной формы, не сдувается ветром, и в то же время достаточно укрывает голову в холодное время суток.
В 2011 года новые головные уборы - кепи стали поступать в российские войска для повседневного ношения.
Во-первых, береты не так удобны, как кепи: их приходится надевать двумя руками. Конечно, накануне парадов и торжественных приемов высших лиц государства на плацу это не имеет большого значения. А вот при необходимости быстро перемещаться, имея в руках автомат, упавшая кепка доставляет намного меньше проблем, чем нарядный берет.
Во-вторых, береты выполнены из шерстяной ткани, поэтому в жару большинство солдат и офицеров в беретах просто обливаются потом.
И наконец, береты лишены козырьков, и значит, в солнечную погоду солдаты будут вынуждены носить очки, что также неудобно в реальных боевых условиях.
Экономический фактор также оказался не в пользу беретов: стоимость одного такого головного убора в четыре раза выше, чем кепки или пилотки старого образца.
В ноябре 1811 года бескозырка была введена в Русской армии - как «…повседневный, будничный головной убор». Ленточки на них появились позже — в 1857 году (см. приложение 14).
В 70-х годах XIX веке на российском флоте вводится чёрная бескозырка с лентой, на которой наносились надписи названий флотского экипажа и корабля. Кроме того, лента служила для удерживания в ветреную погоду бескозырки на голове матросов — концы ленты обвязывались вокруг шеи (или же ленты зажимали зубами).
Первоначально на ленточках выштамповывалось название корабля. Затем, ради соблюдения секретности — только «Северный флот», «Тихоокеанский флот», «Балтийский флот» и «Черноморский флот», затем просто «Военно-морской флот». Сейчас обычай носить на лентах бескозырок название своего корабля вновь возрождается на Российском флоте.
Фуражка-бескозырка чёрного цвета состоит из донышка, тульи (стенок), околыша и флотской ленты. По краю донышка и верхнему краю околыша проложены канты белого цвета. Спереди, на тулье фуражки, в настоящее время носится кокарда с якорем золотистого цвета. Она заменила советскую кокарду в виде красной звезды в обрамлении золотистых листьев — так называемый краб. На концах ленты — якоря золотистого цвета.
Летняя бескозырка — белая со сменным чехлом, зимняя — чёрная.
Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утверждённая вместе с гвардейским знаком в 1943 г.
Лента гвардейских кораблей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета, что соответствующую цветам георгиевской ленты (существует указание 1769 года, где сказано, что цвета даны: оранжевый — цвет пламени и чёрный — цвет порохового дыма).
Папа́ха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, распространённый в России у народов Кавказа и Средней Азии, элемент военной формы одежды.
Форма и высота разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.
У русских папаха — высокая (реже - низкая) цилиндрическая шапка из меха с матерчатым дном.
Папаха также элемент одежды казаков по всей России. Заимствована ими у горцев Северного Кавказа.
В русской армии с середины XIX века папаха была головным убором войск Кавказского корпуса и всех казачьих войск, с 1875 — также частей, дислоцированных в Сибири, а с 1913 — зимним головным убором всей армии.
Папаха в её современном виде была введена в 1940 году для маршалов и генералов. А с 1943-го года и для полковников.
В Вооружённых Силах СССР папаху носили зимой полковники, генералы и маршалы. Эта традиция сохранилась и в Вооруженных силах Российской Федерации.
В военно – морском флоте для адмиралов и капитанов первого ранга, также введен специальный головной убор из черного каракуля.
Шлемы, треуголки, кивера 1812 года, головные уборы участников гражданской и Великой Отечественной войны, бескозырка участника восстания на броненосце «Потемкин», буденовки, папахи, шлемы и фуражки - военные головные уборы, по которым можно проследить историю страны.
В течение истории военная форма претерпевала изменения.
Так в X веке шлем русских воинов был безопасен и защищал воинов от смертельных ударов мечом, но он весил достаточно много, и в нем было плохо видно, что происходит по сторонам.
В XVII – XVIII веках треуголки и кивера были очень нарядными и красивыми, но неудобными в сражениях и битвах.
Только в конце 19 века появилась достаточно удобный головной убор – фуражка, которая используется и в наше время в армии, но носят ее в праздники и на парадах.
В начале XX века появился новый головной убор солдат – буденовка, он напоминал шлем богатыря, так как в это время нужно было поднять дух солдат красной армии, олицетворялся с силой и мужеством русских богатырей.
В течение XX века происходило изменение формы головного убора солдат и офицеров. Появились новые головные уборы – пилотка, берет которую было удобно носить.
У каждого рода войск свой цвет головного убора.
Голубой цвет, под цвет неба у военно-воздушных войск. Черный – у военно-морского флота (первый флот был создан на Черном море). У пограничников – зеленый цвет.
В современной Российской армии сохранились традиции русской военной формы (см. приложение 15).
Дизайн современной военной формы разработал в 2008 г. отечественный модельер Валентин Юдашкин. Форма оказалась почти в три раза дороже предыдущей благодаря использованию современных материалов.
Прежде всего, впервые рядовым военнослужащим не надо будет надевать кирзовые сапоги и портянки. Их заменят высокие шнурованные ботинки и специальные носки, которые позволят не стирать ноги.
Кроме того, было решено отказаться от накладных карманов на кителях, а тулья офицерских фуражек станет на 2 см ниже. В то же время в новой форме угадываются образцы советского обмундирования, в том числе - обилие золотого шитья на генеральской форме.
Головные уборы в основном выполняют утилитарные функции такие, как защита от холода, дождя и ветра, защита от солнца, и даже защита от ударов.
Но были времена, когда, нося яркие, причудливые, чудаковатые экземпляры, люди не сильно были озабочены функциональностью головного убора.
Через головные аксессуары демонстрировались религиозная приверженность, военное превосходство, преданность традициям. В них отражались праздность высших кругов, тщеславие и гордость. Прошлое время породило некое количество новых экстравагантных форм покрытия головы.
Возврат к простоте случился в 19-20 веке. Развитие технологий и появление новых материалов привело к трансформации старых и появлению новых видов военного головного убора, а часть форм устарела и отмерла, оказавшись в музеях.
В представленной работе мы раскрыли то многообразие современных уборов, которое явилось результатом богатой на религиозные, военные и культурные события истории человечества.
ЛИТЕРАТУРА
Горка
Повезло! Стихи о счастливой семье
Хитрый коврик
Филимоновская игрушка
Горячо - холодно