Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы требует от исследователей самым тщательным образом подходить к анализу исторического педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских: индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других.
Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточной физической культуры. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов.
Цель работы - изучить теоретические и практические подходы к моделированию здорового образа жизни средствами физической культуры Востока.
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovyy_obraz_zhizni_sredstvami_fizicheskoy_kultury_vostoka.docx | 94.35 КБ |
А.А. Пылайкина[1]
студент 4-го курса технологического факультета
Ю.М. Трямкина
Институт пищевых технологий дизайна –
филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ, Нижний Новгород
Здоровый образ жизни средствами физической культуры Востока
Поиск новых, более эффективных форм учебно-воспитательной работы требует от исследователей самым тщательным образом подходить к анализу исторического педагогического наследия не только отечественных, но и зарубежных систем. С другой стороны, на фоне достаточно глубоко проработанных систем обучения европейского континента в отечественной истории педагогики почти отсутствуют сведения о системах азиатских: индийских, арабских, японских, корейских, китайских и многих других.
Сегодня мы наблюдаем достаточно устойчивый интерес к традициям восточной физической культуры. Интерес к восточной традиции как культурологический феномен это фактор, который действует в виде неизменной составляющей современных духовных процессов.
Цель работы - изучить теоретические и практические подходы к моделированию здорового образа жизни средствами физической культуры Востока.
Цель исследования обусловила решение следующих задач:
1.Определить исторические условия возникновения и уточнить формы существования систем обучения физической культуры Востока.
2.Изучить научно-методические подходы к построению тренировочного процесса.
3.Проверить эффективность методики путем проведения эксперимента.
Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
Как свидетельствует характерный памятник этой малоизвестной эпохи, написанный на санскрите сборник трактатов Аюр - Веда - Гараки, - коренное население Древней Индии располагало наиболее ценными традициями в области ритуальной оздоровительной гимнастики, танца и самообороны без оружия. В то же время советы по снятию боли в различных частях тела с помощью нажимов и растирания свидетельствуют о развитом искусстве массажа.
В древнеиндийских описаниях впервые упоминается и о таких формах поединка и единоборства, стиль которых характеризуется нанесением ударов рукой или ногой по чувствительным к боли частям тела противника, а также проведением удушающих приемов. Подмеченные во время медитаций и экстаза шаманских танцев органических и психических изменений в организме, вызываемых путем регулирования дыхания, то эти наблюдения легли в основу создания системы йоги. Установить точно происхождение йоги пока не удалось. В то же время является фактом, что в ходе раскопок в окрестностях Гараппы в Пенджабе была найдена каменная пластина - печатка, изготовленная в III тысячелетии до н. э., в центральной части которой изображена фигура человека, сидящего строго в соответствии с позой "лотос" - падмасана.
Философская система йоги исходит из того распространенного среди народов древнего мировоззрения, что человеческий организм есть уменьшенная копия вселенной, равновесие которой обеспечивается праной - дыханием, жизненной силой. Внутри человеческого тела находятся семь расположенных один над другим центров праны - чакры. В низшем из них - в одном из нервных узлов поясничного отдела позвоночника - свернувшись, дремлет источник жизненной силы, так называемая "змея кундалини", которая под влиянием упорно выполняемых умственных и физических упражнений просыпается и, ползя вверх от чакры к чакре, достигает макушки. В этот момент йог достигает стадии самадхи. Самадхи - это физическое и психическое состояние своеобразного равновесия, покоя, далекого от земных забот. Оно означает ощущение полного земного счастья. Отсюда остается лишь одна ступень, на которой кундалини покидает последнюю чакру, в результате чего йог - через покинувшее его тело второе "я" - приобретает сверхъестественную оккультную силу и начинает свое слияние с божеством, образующим мироздание.
Китайские хроники, относящихся к периоду VIII-VI веков до н. э., информируют, что первые ростки физической культуры, получившей развитие в долине Хуанхэ и Янцзы, появились в начале III тысячелетия до н. э. Наряду с древними праздниками и связанными с ними обычаями и обрядами в хрониках часто ссылаются на написанную предположительно в 2698 году до н. э. книгу под названием "Кунфу", в которой впервые были систематизированы квалифицированные описания распространенных среди народа различных упражнений лечебной гимнастики, болеутоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих от болезней, бесплодия, а также боевых танцев. Как свидетельствуют записи в хрониках, и в тот период мальчиков воспитывали в специальных заведениях.
Восточные оздоровительные системы - это целостные .комплексные направления социокультуры Востока, сочетающие функции оздоровления, лечения, образования и тренировки, воздействующие не только на отдельные органы и системы, но и на весь организм человека в целом, на его духовное, нравственное и физическое здоровье, это наука о духовном и физическом совершенствовании человека.
Существует несколько известных методик физической культуры востока:
Основной особенностью восточных оздоровительных систем является отношение к проблеме Высшего "Я", которое объединяет воедино все стороны и формы проявления бытия во всех философско-мировоззренческих учениях -это соединение с Абсолютом, познание себя как части Абсолюта и контроль своего психофизического состояния, которые являются методологической основой восточных оздоровительных систем - даосизма, буддизма, индуизма, конфуцианства.
Такой подход обусловил многие специфические особенности как теоретико-методологических, так и практических основ применения восточных оздоровительных систем. Очень важной, в теоретическом и практическом плане, чертой восточных оздоровительных систем является, например, неразрывность союза самосознания занимающегося в состоянии медитации - как статической (сидячая медитация), так и динамической, т.е. при выполнении упражнений, с высшим Сознанием.
Восточные оздоровительные системы включают в себя: медитативные практики; восточные оздоровительные гимнастики, восточную медицину; восточные единоборства.
Главной особенностью восточных оздоровительных систем является использование различных медитативных практик в арсенале своих средств. Медитативные практики Востока - это специальные методики, применяющиеся в различных сферах восточной культуры и искусства и предназначенные для расширения умственно-психических возможностей человека, достижения озарения и прозрения в результате длительного размышления в состоянии углубленной сосредоточенности психики и ума.
Йога - учение о путях и способах контроля физического тела, психики и ума, признающее существование в человеке неосознанных сил и возможностей управления ими через определенную систему физических и духовных упражнений.
Характерные отличия системы йогов от обычных физических упражнений состоят в том, что почти все физические упражнения связаны с быстрыми и энергичными движениями, а упражнения йоги включают в себя преимущественно плавные движения или статические позы, которые выполняются с полной концентрацией внимания и сопровождаются полным расслаблением мышц и нервной системы. После занятий физическими упражнениями по западным методикам человек испытывает утомление, а упражнения йогов, если их выполнять правильно, не оставляют никаких неприятных ощущений.
Йога подразделяется:
Классический йогический путь оздоровления и духовного совершенствования предполагает восемь ступеней (Патанджали):
1. Яма (общие нравственные требования).
2. Нияма (дисциплина).
3. Асана (позы).
4. Пранаяма (управление дыханием).
5. Пратьяхара - выключение чувств, введение чувств под контроль бодрствующего сознания, не связывание мыслей с внешним миром.
6. Дхарана (концентрация).
7. Дхьяна - медитация, длительное размышление о предметах, явлениях или истине.
8. Самадхи - созерцание, экстаз, озарение, постижение, просветление.
Особенно полезна йога ученикам начальных и средних классов, ведь именно в этом возрасте закладываются основы здоровья детей. Йога развивает гибкость, хорошую осанку и помогает бороться со школьным сколиозом. Кроме того, она повышает сопротивляемость к различным заболеваниям и укрепляет организм. Она дает выход для природной детской активности, поэтому особенно полезна неуравновешенным, неусидчивым и гиперактивным детям. Доказано, что школьники, занимающиеся йогой, более дисциплинированны, лучше учатся и меньше устают.
В подростковом возрасте дети активно развиваются, поэтому на данном этапе йога поможет им преодолеть неуверенность в себе и обрести физическое и душевное равновесие. Занятия будут способствовать развитию спокойствия и сосредоточенности, а динамические позы и энергетические комплексы упражнений позволят подросткам поддерживать форму и справляться со стрессами повседневной жизни.
Молодые люди в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет отличаются более высокой силой и энергией. Они уже способны постичь тонкие особенности техники выполнения отдельных асан, поэтому могут заниматься йогой более интенсивно.
Исследование.
Цель исследования: определить эффективность методик йоги в учебном процессе на занятиях физической культурой среди студентов.
Задачи исследования:
Для подтверждения эффективности восточных методик, и в частности йоги, было проведено исследование среди студентов. Объектом исследования стали студенты группы ОП 11-11. Применение методик йоги было обусловлено развитием гибкости суставов, общим улучшением здоровья.
Базовые занятия проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), а занятия, направленные на развитие гибкости, проводились дополнительно в среду и пятницу в течении 35 минут. Занятие состояло из трёх частей: вводная, основная и заключительная.
В подготовительной части занятия занимающиеся выполняли общеразвивающие упражнения на крупные мышечные группы для подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящим упражнениям на растяжение.
Основная часть включала в себя выполнение комплексов упражнений из системы йога, предложенных в экспериментальной методике. Также выполнялись упражнения, связанные с развитием физических качеств (быстрота, силовые способности, выносливость и т.д.). Комплексы данных упражнений были дифференцированы по дням недели, которые направлены на максимальное развитие гибкости мышечных групп и суставов.
В заключительной части занятия проводились контрольные забеги (на время), эстафеты, соревнования.
При оценивании эффективности разработанной методики, были получены достоверные результаты улучшения скоростных показателей (бег 30 м (с), ловкости (бег 3х10 м (с), и гибкости (выкруты прямых рук назад с использованием гимнастической палки (см); наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке (см); наклон вперед сидя, ноги врозь (см); приведение и отведение голеностопного сустава из положения сидя (см).
Результаты исследования приведены в таблице.
До занятий | После занятий | |||||
Бег 4х9м (с) | Бег 6 мин (м) | Гибкость | Бег 4х9м (с) | Бег 6 мин (м) | Гибкость | |
Девушки | 11,6 | 1150 | 0,34 | 10,5 | 1430 | 0,44 |
Молодые люди | 11,0 | 1280 | 0,32 | 9,9 | 1550 | 0,43 |
В таблице указаны средние показатели.
В структуре занятия статические упражнения на растягивание выполняются медленно и осторожно, при ритмичном и глубоком дыхании. Нагрузка дозируется на мышечные группы с помощью равномерного растягивания до появления слабых болевых ощущений.
Продолжительность и характер отдыха между упражнениями индивидуальны, а в перерывах можно выполнять медленный бег или элементы активного отдыха.
Для того, чтобы эффективность предложенных комплексов упражнений была выше рекомендуется проводить занятия с использованием асан из йоги индивидуально, используя внеурочные формы, а также в домашних условиях.
Вывод.
После изучения теоретических и практических подходов к моделированию здорового образа жизни средствами физической культуры Востока, можно сделать вывод, что в учебном процессе на уроках физической культуры в высших учебных заведениях, использование предложенных упражнений из системы йога, для восстановления после физической нагрузки, развития гибкости суставов и общего улучшения здоровья, актуальны.
Отсюда можно сделать вывод о пользе применения методик йоги в учебном процессе. Их выполнение будет положительно сказываться не только на здоровье, но и на интересе к самим занятиям физической культурой среди студентов.
Список литературы:
[1]© Пылайкина А.А., Трямкина Ю.М., 2014
Как нарисовать зайчика
Горка
Прекрасное далёко
Твёрдое - мягкое
Фокус-покус! Раз, два,три!