Биография Магницкого, его учебник "Арифметика". Задачи из "Арифметики" и современность. Решение задач сегодняшними учениками.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.doc | 178 КБ |
Врата учености.
«Арифметика» Л.Магницкого.
Работу выполнила
ученица 10 класса МОУ СОШ №82
Семенкова Карина.
Руководитель:
учитель математики
Коробова Ольга Вениаминовна.
г.Архангельск
2011
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Детские годы М.В.Ломоносова.
2. Леонтий Филиппович Магницкий, автор «Арифметики»
3. «Арифметика» Магницкого.
4. Задачи из «Арифметики» и современность.
5. Список литературы
Детские годы М.В.Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской. Эта деревня (позже в XIX веке она слилась с соседней деревней Денисовкой) находилась на Курострове, против города Холмогор, на одном из девяти островов дельты Северной Двины, примерно в 140 км от места ее впадения в Белое море.
Сведений о ранних годах жизни М.В.Ломоносова не сохранилось. Но известно, что в поморских семьях детей воспитывали в большой строгости, в почтении к старшим.
Известно, что в девятилетнем возрасте Ломоносов лишился матери. Дом помора-крестьянина не мог оставаться без хозяйки. В 1721 году отец женился на Федоре Михайловне Усковой. Однако со второй женой Василий Дорофеевич прожил недолго, в 1724 году летом она умерла. Через несколько месяцев, вернувшись с промыслов, отец женился в третий раз. Для тринадцатилетнего Ломоносова третья жена отца оказалась «злой мачехой», которая была с ним в постоянной вражде. «Злую и завистливую мачеху» особенно ожесточала страсть пасынка к книгам.
Свой путь в большую науку поморский юноша начал с изучения грамоты. В то время это было нелегким делом. Как сообщают современники, будущий ученый начал постигать грамоту в одиннадцать-двенадцать лет. Вероятно, когда Ломоносовы жили одной большой семьей, любознательный мальчик пристрастился к чтению. Многие его родственники были грамотными. Родной дядя служил писцом известного Антониево-Сийского монастыря. Тесные связи семьи Ломоносова с такими культурными центрами, как Петербург и Архангельск, благотворно сказывались на развитии пытливого мальчика и, вероятно, пробудили в нем интерес к книгам и знаниям.
Обладая пытливым умом и прекрасной памятью, юный Ломоносов быстро освоил грамоту и вскоре мог уже переписывать церковные книги. В то время обучение грамоте означало освоение церковнославянского языка, и было первым шагом к образованию. Хотя церковные книги и послужили началом общего образования Ломоносова, но они не привлекали его.
В четырнадцать лет юный помор грамотно и четко писал.
На Курострове М.В.Ломоносов впервые познакомился со светской литературой. В одной из первых биографий ученого сообщается: «В доме Христофора Дудина увидел он в первый раз в своей жизни недуховные книги. То были старинная славянская грамматика и арифметика, напечатанная в Петербурге, в царствование Петра Великого для навигатских учеников». По предположению позднейших биографов Ломоносова, это были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь» Семеона Полоцкого. Книги заинтересовали подростка, и он неоднократно обращался к их владельцу с просьбой взять их к себе домой хотя бы на пару дней. Однако книги в то время стоили очень дорого, и Дудин не соглашался расставаться с ними даже на очень короткий срок. Только после смерти Христофора Дудина, оказав немало услуг сыновьям покойного, любознательный юноша стал обладателем этих сокровищ. С тех пор он не расставался с ними в течении многих лет, выучил их наизусть, называя их «вратами своей учености». Книги, которые получил Ломоносов от семьи Дудиных, были одними из лучших пособий для изучения русской грамматики, стихосложения и математики.
Леонтий Филиппович Магницкий, автор «Арифметики»
Магницкий родился 9 (10) июня 1669 года.
Сведения о жизни и деятельности Магницкого очень скудны; большая часть этих сведений до сих пор не подтверждена документально.
Большинство сведений о нем относится к годам, когда он уже преподавал в Навигацкой школе. О детских годах известно лишь то, что родился он в крестьянской семье в Осташковской монастырской слободе на берегу озера Селигер. Родители Магницкого были русские люди, но к какому сословию они принадлежали и чем занимались – до последних дней оставалось неизвестным. Отца будущего математика звали Филиппом, прозвище его было Теляшин, фамилии же в то время крестьянам не полагались. Мальчик еще в детстве научился самостоятельно читать, благодаря чему временами исполнял обязанности псаломщика в местной церкви.
Ничего не известно также о том, учился ли Магницкий, где или у кого, или он был в полном смысле этого слова самородком и самоучкой.
Трудно предполагать, чтобы Магницкий – «муж благочестивый, благонравный и признательный» - мог бы умолчать о своих учителях и о месте учения. В предисловии к своей «Арифметике» Магницкий с присущей ему откровенностью заявляет о себе просто и прямо: "природно русский, а не Немчин".
Н.А.Криницкий приводит интересную выдержку, характеризующую Леонтия Филипповича в юношеские годы: «В младых летах неславный и недостаточный человек, работою своих рук кормивших себя, он прославился только тем, что сам научившись чтению и письму, был страстный охотник читать в церкви и разбирать мудреное и трудное».
Судьба юноши резко изменилась, когда из родной слободы его отправили с возом мороженой рыбы в Иосифо- Волоколамский монастырь. Видимо, в монастыре паренек проявил интерес к книгам, и игумен, убедившись в его грамотности, оставил Леонтия чтецом. Уже через год игумен благословил юношу на учебу в Славяно-греко-латинскую академию, бывшую в тот период основным учебным заведением в России. В академии Леонтий проучился около восьми лет.
Любопытно, что математику, которой Магницкий затем занимался до конца жизни, в академии не преподавали. Следовательно, её Леонтий изучил самостоятельно, как и основы навигации и астрономии. Закончив академию, Леонтий не стал постригаться в священнослужители, как надеялся отправлявший его на учебу игумен, а стал преподавать математику, а, возможно, и языки, в семьях московских бояр.
В Москве и произошла его встреча с Петром I, который умел находить людей, полезных для России, из каких бы слоев общества они ни происходили. Безродный учитель, не имевший даже фамилии, понравившийся царю глубокими знаниями, получил от монарха своеобразный подарок. Петр повелел ему впредь именоваться Магницким, так как он притягивал своей ученостью отроков к себе, как магнитом. Для современных людей значимость этого подарка не совсем понятна, а ведь в то время фамилии имели только представители высшей знати.
Тридцати двух лет Магницкий стал учителем математики первой русской школы, в которой изучению этой науки было отведено видное место, а именно, математико-навигацкой школы, учрежденной в 1701 году. В этой школе русских юношей, «добровольно хотящих, иных же паче с принуждением», обучали арифметике, геометрии, тригонометрии с приложением к геодезии и астрономии, навигации плоской и меркаторской, математической географии, ведению вахтенного журнала («диурнала»).
Для нового училища нужны были соответствующие учебники. Сохранилась интересная “выпись” Оружейной палаты: «Февраля в 1 день (1701 г.) взят в ведомость Оружейной палаты осташковец Леонтий Магницкий, которому велено ради народныя пользы издать чрез труд свой словенским диалектом книгу арифметику. А желает он имети при себе впомоществовании кадашевца Василия Киприанова ради скорого во издании книги совершения». Обратите внимание, ему не просто поручают создать учебник, но и разрешают взять за государственный счет помощника.
На время подготовки учебника Магницкому были назначены кормовые деньги из расчета 5 алтын в день, что за год составляет почти 50 рублей – деньги по тем временам немалые. Видимо, за дело Магницкий принялся рьяно, так как уже в начале марта по указанию царя следует и разовое денежное пожалование из доходов Оружейной палаты – 12 рублями Магницкого и 8 рублями Киприанова. Петра интересовал не просто учебник арифметики, а всеобъемлющая книга с доступным изложением основных разделов математики, ориентированная на потребности морского и военного дела. Поэтому трудился над учебником Магницкий при Навигацкой школе, открытой в этот год в Москве в Сухаревой башне. Здесь он мог пользоваться библиотекой, пособиями и навигационными инструментами, а также советами и помощью преподавателей-иностранцев и Якова Брюса, который, видимо, и контролировал ход написания учебника.
Как видим, с изданием столь необходимого для новой школы учебника спешили: он вышел в свет в кратчайший для такого труда срок (11 месяцев) тиражом 2400 экземпляров (По другим сведениям, учебник был написан и издан за два года).
По традиции того времени автор дал книге длинное название – «Арифметика, сиречь наука числителная. С разных диалектов на славенский язык преведеная, и во едино собрана, и на две книги разделена». Не забыл автор и себя упомянуть – «Сочинися сия книга чрез труды Леонтиа».
В 1715 году последовал указ Петра I об учреждении в Петербурге морской академии. С этого года математико-навигацкая школа несколько изменила свой характер: обучение военным наукам было перенесено во вновь открывшуюся морскую академию, а в московской школе стали учить только арифметике, геометрии и тригонометрии.
С момента открытия морской академии Магницкий стал старшим учителем математико-навигацкой школы и заведующим его учебной частью.
Сохранилось такое свидетельство о роли и значении Магницкого для математико-навигацкой школы. В этой школе при Магницком учился Василий Яковлевич Чичагов (1726-1809), впоследствии известный боевой адмирал, одержавший блестящую морскую победу над шведами в 1789 году. Вот что рассказывал он об ученье в математико-навигацкой школе своему сыну П. В. Чичагову, со слов которого и передан этот рассказ: «Один из учителей, Магницкий, слыл за великого математика… Он даже издал печатанное славянским шрифтом сочинение в лист, бывшее у меня в руках, в котором заключалась арифметика, геометрия, тригонометрия и начатки алгебры. Впоследствии эту книгу признали за образец учености. Тут-то отец мой и почерпнул свои познания».
Службе в математико-навигацкой школе Магницкий отдал большую половину своей жизни. В значительной мере, благодаря его руководству этой школой, математические знания стали распространяться в нашей стране и приобретать соответствующее значение.
Магницкий руководил математико-навигацкой школой до последних дней своей жизни. Он умер 19 (30) октября 1739 года и погребен в Москве. На надгробном камне Магницкого была сделана его сыном надпись, проливающая известный свет на личность Леонтия Филипповича:
«Жития честного, нрава тишайшего, обхождения честного, праводушия любитель, ко всем приятнейший и всяких обид, страстей и злых дел всеми силами чуждающийся, правды как о духовных, так и гражданских делах опаснейший хранитель, наукам изучился дивным и неудобовероятным способом, его величеству Петру I для остроумия в науках учинился знаем в 1700 году и от его величества, по усмотрению нрава ко всем приятнейшего и к себе влекущего, пожалован, именован прозванием Магницкий и учинен Российскому благородному юношеству учителем математики, в котором звании ревностно, верно, честно, всеприлежно и беспорочно, служил и пожив в мире 70 лет, 4 месяца и 10 дней 1739 года октября 19-го о полуночи в 1 часу, по шестидневной болезни и которою благочестно скончался».
В начале 30-х годов прошлого века, при строительстве в Москве метро, на углу Лубянского проезда и Мясницкой была обнаружена могила. В полустертой надписи на могильном камне провозглашалась вечная память Леонтию Филипповичу Магницкому, первому в России математики учителю, родившемуся 9 июня 1669 г., а умершему в 1 час ночи с 19 на 20 октября 1739 г. Уже в наше время в Осташкове в память о своем знаменитом земляке Магницкому установили небольшой памятник.
«Арифметика» Магницкого.
Вернемся к «Арифметике» Магницкого.
В книге, содержащей более 600 страниц, автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических задач, применительно к реалиям российской жизни. Затем изложил алгебру, геометрию и тригонометрию. В последнем разделе, названном «Обще о земном размерении и яже к мореплаванию надлежит», рассмотрел прикладное применение математики в морском деле.
При этом он не являлся просто переводом иностранных учебников, по структуре и по содержанию это был полностью самостоятельный труд, причем даже отдаленно напоминающих его учебников в Европе в то время не существовало. Естественно, что автор пользовался европейскими учебниками и трудами по математике и что-то из них взял, но изложил так, как считал нужным. По сути, Магницкий создал не учебник, а энциклопедию математических и навигационных наук. Причем написана книга была простым, образным и понятным языком, изучать по ней математику, при наличии определенных начальных знаний, можно было и самостоятельно
Магницкий в своем учебнике не только стремился доходчиво разъяснить математические правила, но и побудить у учеников интерес к учебе. Он постоянно на конкретных примерах из обыденной жизни, военной и морской практики подчеркивал важность знания математики. Даже задачи старался формулировать так, чтобы они вызывали интерес, зачастую они напоминали анекдоты с замысловатым математическим сюжетом.
Учебник оказался столь удачным, что в течение нескольких лет распространился по всей России. Еще в период написания учебника Магницкий стал преподавать в Навигацкой школе, воспитав целую плеяду учеников, многие из которых стали видными военными и государственными деятелями России.
Несколько экземпляров "Арифметики" бережно сохранили в Отделе редких книг и рукописей библиотеки Московского Университета.
Авторитет Магницкого среди современников был огромен. Поэт и филолог В.К. Тредиаковский писал о нем, как о добросовестном и нельстивом человеке, первом российском издателе и учителе арифметики и геометрии. Адмирал В.Я. Чичагов называл Магницкого великим математиком, а об его книге отзывался как об образце учености.
Страницы «Арифметики»
Задачи из «Арифметики» и современность.
Итак, я узнала, что задачи в «Арифметике» Магницкого носили практический характер. Мне стало интересно познакомиться с этими задачами и выяснить, смогут ли сегодняшние школьники справиться с решением таких задач.
К сожалению, познакомиться с полным содержанием «Арифметики» не удалось, но в разных источниках встретились тексты некоторых задач. Эти задачи были предложены для решения учащимся нашей школы. И вот какие результаты получились.
Задача №1.
"Некий купец, купил колокол, весом 2546 пудов. А за всякий пуд дати, по 550 копеек, и восхотев ведати, колико цена за весь колокол будет".
Эта задача была предложена для решения ученикам 5Б и 6А классов.
Результаты представлены на диаграммах:
5Б класс.
Задача №1.
6А класс.
Задача №1.
Задача №2.
“Некто оставил в наследство жене, дочери и трем сыновьям 48000 тысяч рублей и завещал жене 1/8 всей суммы, а каждому из сыновей вдвое больше, чем дочери. Сколько досталось каждому из наследников?”
Эта задача была предложена шестиклассникам.
Результаты:
Задача №2.
Задача №3.
Некто пришел в яд, купил игрушек для малых ребят. За первую игрушку заплатил 1/5 часть своих денег, за вторую – 3/7 остатка от первой покупки. По приезде в дом нашел в кошельке денег 1 рубль 92 копейки. Спрашивается, сколько было в кошельке?”
Эту задачу решали учащиеся 9 класса.
Результаты:
9А.
Задача №3.
Видим, что результаты оставляют желать лучшего. Среди причин того, что ребята не справились с решением задач, они отмечали
-во-первых, сложность формулировки, наличие незнакомых и непонятных слов;
-во-вторых, ограниченность времени, выделенного для решения задач;
-в-третьих, сложность задач.
Хочется отметить, что задачи имеют разный уровень сложности. Но М.В.Ломоносов, будучи в подростковом возрасте, самостоятельно изучал арифметику, не имея наставников. Это гораздо сложнее, чем нынешним ученикам, изучающим математику в школе под руководством учителя. Поэтому нам есть чему поучиться у нашего земляка: терпению, усидчивости и огромной тяге к знаниям. Ведь когда он осваивал «Арифметику», он был нашим сверстником!
Список использованной литературы:
1.Г.Е.Павлова, А.С.Федоров. Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. М., «Наука», 1988г.
2. Краткий энциклопедический словарь. Составитель Э.П.Карпеев, М., 2009г.
Сайты:
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-32397/
http://www.etudes.ru/ru/mov/magn/
Выбери путь
Простые летающие модели из бумаги
Ручей и камень
Ночная стрельба
Каргопольская игрушка