Ученица 3 класса Кондалова Александра под руководством своего учителя Деминой Н.В. выполнила исследовательскую работу "Лекарство под ногами" и приняла участие в Окружной научно-практической конференции младших школьников, 2014г.
Выполняя работу, мы познакомились с основными свойствами лекарственных трав и их назначением для человека, научились изготавливать настои из лопуха, ромашки, заваривать мятный чай, варить варенье из цветов одуванчика.
Мы проанализировали анкеты учащихся и сделали вывод, что большинство учащихся не знают лечебных свойств самых популярных трав и не умеют сами приготовить даже самые простые настои и отвары из целебных трав.
Мы подготовили буклет с рецептами приготовления настоев из лекарственных растений «Аптека на дому».
Проведя исследовательскую работу, мы пришли к следующему выводу:
К данной работе имеется презентация для выступления на конференции.
За данную работу ученица 3 класса получила сертификат участницы Окружной научно-практической конференции для младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Лекарство под ногами" | 229 КБ |
Презентация к работе , часть 1 | 1.89 МБ |
Презентация к работе , часть 2 | 2.21 МБ |
Окружная научно-практическая конференция младших школьников
Секция «Экология»
Лекарство под ногами
Автор: Кондалова Александра, ученица 3 класса
ГБОУ ООШ №21 г. Чапаевск
Руководитель: Демина Наталия Викторовна,
учитель начальных классов первой категории
ГБОУ ООШ №21 г.Чапаевска
г.Чапаевск, 2014г.
Содержание
Введение | 3-4 |
Глава I. Историческая справка о лекарственных растениях | 5-6 |
Глава II. Лекарственные растения села Губашево. | |
2.1. Знакомство с миром лекарственных растений. | 7-9 |
2.2. Аптека на дому. | 9-10 |
2.3. Использование лечебных свойств трав в современном обществе. | 10-13 |
Заключение | 14 |
Литература | 15 |
Приложение | 16 |
Введение
Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Народ недаром приметил: «На каждую хворь найдется своя травка». И в самом деле, многие травы обладают целебными свойствами, поэтому их собирают, сушат, готовят из них отвары, настойки, мази. Оказывается, есть такие целебные лекарственные травы и в нашей местности. Мы вас познакомим лишь с некоторыми из них.
Наша школа находится в поселке Губашево. Недалеко от школы есть чудесная поляна, где растут удивительные лекарственные растения. Это место расположено вдали от дорог рядом с рекой. Уже давно стало традицией во время работы школьного лагеря всем отрядом ходить в поход на эту чудесную поляну. Мы проводим там спортивные и развлекательные конкурсы, любуемся красотой чудесных растений, дышим ароматным воздухом трав и цветов. Здесь растет подорожник, тысячелистник, ирис, пижма, лопух, ромашка. Можно увидеть немало и других растений. Может быть, они тоже имеют целебные свойства?
Я решила провести исследование трав нашей местности. Выяснилось, что у нас огромное изобилие лекарственных трав, пригодных для приготовления различных лекарственных настоев и полезных блюд.
Объект исследования данной работы растения, произрастающие на луговой поляне около школы.
Предмет исследования: лекарственные растения: свойства и применение на практике.
Цель исследования: выявить, какие лекарственные растения произрастают в окрестностях села Губашево, какими лекарственными свойствами обладают, в каких целях их используют.
Задачи:
Методы:
Заранее я наметила маршрут:
Территория школы - улица Мирная – луговая поляна.
Я записывала информацию о лекарственных свойствах растений, которую узнала из книг, от родителей, из Интернет-источников, рецепты блюд для изготовления книжки с рецептами приготовления настоев из лекарственных растений, фотографировала растения для составления фотоальбома.
3. Практический.
Я училась готовить настои из целебных трав, заваривать фито-чай с целебными травами, вместе с мамой варила варенье из цветов одуванчика.
4. Математическая обработка данных.
С помощью учителя проанализировала полученные результаты анкет и сделала обобщающий вывод в виде диаграммы.
Глава I. Историческая справка о лекарственных растениях
С незапамятных времен люди используют травы для лечения болезней. Растения были не только источником питания людей, получением орудий труда, одежды, но и прекрасным средством от болезней.
Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Врачевание всегда было доходным занятием, поэтому лекари принимали меры к тому, чтобы людей, знающих лечебные свойства трав, было поменьше. Желающих заняться этим делом всячески отпугивали, окружая свое ремесло таинственностью. Сбор, изготовление лекарств и лечение сопровождались магическими приемами и заклинаниями.
В средние века знахари принимали пациентов в мрачных пещерах или хижинах, украшенных черепами, черными кошками, совами. Когда давали лекарство, шептали страшные заклинания, а чтобы заставить других людей отказаться от самостоятельных поисков трав, о вполне безобидных растениях сочиняли полные ужасов легенды.(2, 42)
Сведения о лекарственных свойствах растений были известны ещё в древнем Египте.
На Руси с давних времён для лечения многих заболеваний использовали листья, кору, цветы растений. Сбор трав приурочивался к дню Аграфены-купальницы (6 июля по новому стилю). У сборщиков этот день зовется «Аграфена — злые коренья». Массовое цветение трав совпадало с этим днем и следующим за ним днем Ивана Купалы (7 июля) — временем сбора волшебных трав. По народному поверью, собранные в этот день травы обладали особой целительной силой.(3,17)
При царе Иване Грозном на Руси были открыты аптекарские избы, а лекарственные растения привозили из разных стран на вес золота, он приказал снабжать лекарственными растениями не только царский двор, но и армию.
Русский царь Пётр Первый издал указ о создании аптекарских огородов, это были небольшие участки земли, на которых выращивали лекарственные растения. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях.(3,24)
Параллельно с народной медициной рациональные приемы сбора лекарственных растений разрабатывались научной медициной. Постепенно ученые изучали свойства разных растений и теперь используют многие из них для приготовления лекарств. Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений.
В современной медицине лекарственные растения не только не утратили своих позиций, но привлекают к себе все более пристальное внимание ученых. Из более чем 3000 препаратов, применяемых отечественной медициной, 40% вырабатываются из лекарственных растений. С каждым годом число их увеличивается. Лекарственным растениям нередко отдают предпочтение в связи с их небольшой токсичностью и возможностью длительного применения без проявлений побочного действия. (2, 14)
Глава II. Лекарственные растения села Губашево.
2.1. Знакомство с миром лекарственных растений.
Летом мы с ребятами из школьного лагеря, двигаясь по указанному маршруту, составляли список лекарственных растений. На пути следования и на самой поляне нам встретились: белена, календула, крапива двудомная, кровохлёбка, лопух большой, мать-и-мачеха, медуница, мелисса, мята перечная, одуванчик, пижма обыкновенная, солодка, тысячелистник, чистотел, ромашка. (см. Приложение 1)
Вот краткая характеристика некоторых лекарственных растений нашей местности:
Подорожник – листья содержат аскорбиновую кислоту, витамин К. В научной медицине препараты из листьев подорожника назначают при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. В народной медицине применяется настой подорожника. Он способствует снижению артериального давления, имеет снотворный эффект. Его принимают при заболеваниях дыхательных путей, наружно как ранозаживляющее средство. Толченые свежие листья или сок в виде примочек прикладывают при укусах насекомых, к порезам ранам, ушибам, ожогам, для остановки кровотечений. (4)
Летом я часто падала с велосипеда, при этом царапались ноги, появлялись ушибы, мама всегда привязывала лист подорожника и боль утихала, место ушиба охлаждалось.
А молодые листья подорожника мы с мамой используем в пищу совместно с листьями щавеля, крапивы – для салатов, щей, борщей, супов.
Крапива двудомная способна восстанавливать гемоглобин. Крапива понижает уровень сахара в крови (при сахарном диабете). Применяется в виде отваров, настоев или свежего сока при кровотечениях, как жаропонижающее, ранозаживляющее средство, а также для лечения авитаминозов.
Крапива – один из самых ранних витаминных продуктов питания весной.
Молодые нежные побеги заваривают как чай, употребляют в пищу в салатах, зелёных щах, борщах, солят, маринуют. (4)
Настой и отвар из листьев и цветов крапивы используется для мытья головы, против выпадения волос и перхоти.
Ранней весной, когда появляются побеги крапивы и щавеля, мама варит суп. Такой суп очень хорош и летом, его можно употреблять даже холодным, когда очень жарко и ничего не хочется есть.
Тысячелистник – настои, отвары применяют как кровоостанавливающее средство при кровотечениях, заболеваниях желудочно-кишечного тракта, при нервных расстройствах. Ускоряет свёртывание крови, заживление ран, улучшает кровообращение, обладает обезболивающим, антиаллергическим действием.
В кулинарии молодые побеги используются в качестве ароматной приправы к мясным и рыбным блюдам, салатам, винегретам, отвары – к компотам и в тесто. Сухие листья и цветки идут для приготовления квасов, напитков. Тысячелистник – ценное кормовое растение для скота.
А когда у нас заболел телёнок, бабушка посоветовала добавлять ему в питьё отвар тысячелистника. Через несколько дней телёнку стало лучше, а через неделю он уже выздоровел.(4)
Мята перечная – древнее лекарственное растение. Применяется для получения множества лекарственных препаратов, которые расширяют сосуды сердца, лёгких, головного мозга. Настой применяют внутрь как успокаивающее и болеутоляющее средство, средство против тошноты и рвоты. Отвары мяты или тёплый мятный чай помогают при болях в желудке. Мятный чай в смеси с мёдом помогает при гриппе и ОРЗ.
Листья и цветы мяты применяют как пряно-вкусовую приправу к салатам, супам, мясным, рыбным, грибным и овощным блюдам, добавляют в заварку чая, в квас, в кондитерские изделия. (4)
В нашей семье все любят чай с разными травами. Но когда мы стали часто пить чай с мятой, то заметили, что нам постоянно хочется спать. Оказалось, что мята обладает снотворным свойством. Значит, такой чай полезен при бессоннице, но злоупотреблять им не следует.
Лопух большой – старинное народное лекарственное растение. Свежие листья лопуха или сухие, размоченные в тёплой воде, используют как ранозаживляющее средство, прикладывают к ожогам, ранам, порезам, ушибам и ссадинам. Настои из лопуха применяют как жаропонижающее, мочегонное средство при камнях в почках и мочевом пузыре. Компрессы из отвара или настоя помогают при угрях, кожных сыпях. (4)
Перед тем, как идти в баню, мама втирает нам с сестрой в корни волос кашицу из лопуха для того, чтобы волосы были здоровыми и блестящими.
Ромашка аптечная – в официальной медицине применяется в качестве антисептического, противовоспалительного средства. В народной медицине – в виде полосканий, примочек. Настой используется как успокаивающее средство. Отвар применяется при болях в суставах, судорогах. Полоскания помогают при заболеваниях полости рта и горла. Полезно вдыхать пары настоя ромашки при гриппе. (4)
Когда я болела ангиной, полоскала горло настоем из ромашки. Отваром ромашки подкрашивают светлые волосы, он избавляет от перхоти и уменьшает выпадение волос. Маска из ромашкового настоя делает кожу лица нежной, бархатистой, упругой и эластичной, разглаживает морщины. Чай из ромашки на ночь укрепляет сон.
Одуванчик – в народной медицине применяют настои и отвары из сухих корней и листьев. Горячий настой принимается внутрь при кожных заболеваниях. Свежим соком можно удалить с кожи даже бородавки и мозоли. Молодые листья идут на салаты, приправы, в супы.(4)
2.2. Аптека на дому.
После того как я узнала о свойствах лекарственных растениях, мне очень захотелось самой попробовать приготовить целебный настой для полоскания горла и заварить фито-чай для укрепления здоровья. Для этого мне понадобилась сушеная трава, чистый заварочный чайник, кипяток, ситечко для процеживания приготовленного настоя, чайная чашка. Я решила поделиться рецептами приготовления полезных отваров и настоев для лечения ангины и других простудных заболеваний (см. Приложение 2).
1.Приготовление настоя ромашки для полоскания горла.
2.Приготовление настоя из лопуха
3.Приготовление мятного чая.
4. Приготовление варенья из цветов одуванчика.
Ранней весной, когда цветёт одуванчик, мы с сестрой собираем его цветы. Мама из них варит варенье, оно прозрачное, янтарного цвета, имеет вкус мёда. Очень полезно при простудных заболеваниях, для повышения иммунитета. Вот его рецепт:
На 1 порцию понадобится: 400 цветков одуванчика, 0,5л воды, 1кг сахара, 1 ч.л. лимонной кислоты. Цветы нужно собирать в ясную солнечную погоду (цветки должны быть открыты). Цветки промыть, залить холодной водой, оставить на сутки. Через сутки промыть, добавить 1 ч.л. лимонной кислоты. Готовим отвар: цветы залить 0,5л воды, поставить на огонь, после закипания варить 10 минут. Полученный отвар охладить, процедить, «цветочки» отжать. Добавить 1кг сахара и варить 40 минут. Выход – 1 литр варенья. (4)
Помните! Одуванчику присуще свойство — поглощать из выхлопных газов свинец, что делает непригодным для варенья растения, собранные вдоль дорог.
2.3. Использование лечебных свойств трав в современном обществе.
После того как я узнала лечебные свойства многих лекарственных трав, я поняла, почему моя мама при лечении отдает большее предпочтение настоям и отварам из трав, чем таблеткам. В нашей семье 4 детей. Бывает так, что мы простужаемся и болеем, но наша мама не торопится сразу же давать нам таблетки, она старается лечить нас народными средствами: настоями, отварами лечебных трав. Мне стало интересно, а знают ли мои одноклассники о таких чудесных свойствах лекарственных трав, используют ли они настои и отвары трав, когда простужаются и болеют или все-таки родители предпочитают лечить своих детей таблетками, которые не всегда подчас бывают полезными.
Чтобы выявить, что известно учащимся о лекарственных растениях нашего села, я решила провести анкетирование среди учеников своего класса нашей школы. Каждому ученику я раздала лист с вопросами, где надо было отметить в кружочек подходящий ответ (см. Приложение 3). Потом я собрала листы, и мы вместе с учителем проанализировали и систематизировали ответы учащихся.
В классе мною было опрошено19 человек (см. Приложение 4).
На вопрос «Какие вы знаете лекарственные растения, растущие в нашем селе?» учащиеся назвали ромашку, подорожник, одуванчик, лопух, крапиву, мать и мачеху, мяту. Количественный результат опроса можно увидеть диаграмме 1.
Диаграмма 1
Учащиеся назвали очень мало лекарственных растений нашего села. Самыми распространенными растениями оказались ромашка, подорожник и одуванчик.
При ответе на вопрос «Как часто вы используете в жизни лекарственные растения?» только 26% учащихся из опрошенных ответили часто, остальные ответы были редко и когда болею. Количественный результат опроса можно увидеть в диаграмме 2.
Диаграмма 2
При ответе на вопрос «Умеете ли вы приготовить настой из лекарственного растения» только один человек ответил положительно, остальные учащиеся не знают, как это делается, но многие учащиеся изъявили желание научиться приготавливать лечебный настой самим. Количественный результат опроса можно увидеть в диаграмме 3.
Диаграмма 3.
При ответе на вопрос «Если вы заболели, то родители вам дают таблетки или лекарственный настой из трав?» учащиеся в большинстве случаев отвечали: и то и другое, таблетки. Таким образом, можно сделать вывод, что большинство родителей предпочитают сразу дать ребенку таблетку или, в крайнем случае, использовать лекарственный настой. Количественный результат опроса можно увидеть в диаграмме 4.
Диаграмма 4.
Учащиеся назвали многие лекарственные растения, но об их применении знают не всё. Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего в жизни учащиеся используют небольшое количество лекарственных растений. Вероятно, что школьникам не хватает знаний о полезных свойствах местных растений.
Полученные выводы показали, что большинство учащихся не знают лечебных свойств самых популярных трав и не умеют сами приготовить даже самые простые настои и отвары из целебных трав. Поэтому я решила составить буклет с рецептами приготовления настоев из лекарственных растений, чтобы ребята могли сами приготовить лечебный отвар из лекарственных растений.
Заключение
Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лечебными свойствами. Народ недаром приметил: «На каждую хворь найдется своя травка». С незапамятных времен люди используют травы для лечения болезней. Растения были не только источником питания людей, получением орудий труда, одежды, но и прекрасным средством от болезней. Уже первобытный человек понял, что природа не только источник продуктов питания, но и первый целитель. Первобытный человек, стремясь, избавиться от болезней понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Мы познакомились с основными свойствами лекарственных трав и их назначением для человека, научились изготавливать настои из лопуха, ромашки, заваривать мятный чай, варить варенье из цветов одуванчика.
Мы проанализировали анкеты учащихся и сделали вывод, что большинство учащихся не знают лечебных свойств самых популярных трав и не умеют сами приготовить даже самые простые настои и отвары из целебных трав.
Мы подготовили буклет с рецептами приготовления настоев из лекарственных растений «Аптека на дому».
Проведя исследовательскую работу, я пришла к следующему выводу:
Литература
Слайд 1
Окружная научно-практическая конференция младших школьников Секция «Экология» ЛЕКАРСТВО ПОД НОГАМИ Автор: Кондалова Александра, ученица 3 класса ГБОУ ООШ №21 г. Чапаевск Руководитель: Демина Наталия Викторовна, учитель начальных классов первой категории ГБОУ ООШ №21 г.ЧапаевскаСлайд 2
«На каждую хворь найдется своя травка» (Народная мудрость)
Слайд 3
Задачи: Собрать исторические сведения о лекарственных растениях. Определить, какие лекарственные растения встречаются на территории нашего села. Изучить свойства наиболее распространённых растений, используя разные информационные источники. Провести анкетирование среди учащихся своего класса. Собрать рецепты приготовления настоев, отваров и блюд из местных растений. Составить буклет с рецептами приготовления настоев из лекарственных растений. Методы: 1. Маршрутный . 2. Поисковый. 3. Практический. 4. Математическая обработка данных.
Слайд 5
Подорожник. В народной медицине применяется настой подорожника. Его принимают при заболеваниях дыхательных путей, наружно как ранозаживляющее средство.
Слайд 6
Крапива двудомная. Применяется в виде отваров, настоев или свежего сока при кровотечениях, как жаропонижающее, ранозаживляющее средство
Слайд 7
Настой и отвар из листьев и цветов крапивы используется для мытья головы, против выпадения волос и перхоти.
Слайд 8
Мята перечная Древнее лекарственное растение. Настой применяют внутрь как успокаивающее и болеутоляющее средство. Мятный чай в смеси с мёдом помогает при гриппе и ОРЗ.
Слайд 9
Мятный чай в смеси с мёдом помогает при гриппе и ОРЗ.
Слайд 10
Лопух большой Старинное народное лекарственное растение. Свежие листья лопуха или сухие, размоченные в тёплой воде, используют как ранозаживляющее средство, прикладывают к ожогам, ранам, порезам, ушибам и ссадинам.
Слайд 11
Ромашка аптечная Применяют в народной медицине – в виде полосканий, примочек. Полоскания помогают при заболеваниях полости рта и горла.
Слайд 1
Одуванчик В народной медицине применяют настои и отвары из сухих корней и листьев. Горячий настой принимается внутрь при кожных заболеваниях. Молодые листья идут на салаты, приправы, в супы.Слайд 3
Диаграмма 1
Слайд 4
Диаграмма 2
Слайд 5
Диаграмма 3
Слайд 6
Диаграмма 4
Слайд 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведя исследовательскую работу, я пришла к следующему выводу: • Сама природа даёт нам силы и здоровье. Лекарства у нас под ногами. Только нужно уметь их увидеть, использовать, сохранить и преумножить. • Если приложить усилие и старание, природа нас и вылечит, и накормит, и напоит.
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Хитрый коврик
Сила слова
Юрий Алексеевич Гагарин
Юрий Визбор. Милая моя