Изучение и сравнение звучания и значения личных имен в русском, английском и башкирском языках
М.Р. Нагимуллина
МАОУ «Лицей №3»
Всегда ли мы задумываемся над тем, почему носим то или иное имя? Знаем ли, когда люди стали называть друг друга именами? А что они обозначают? А между тем многие считают, что имя может повлиять на нашу судьбу. И, действительно, давно известно, что древние халдеи, индейцы, скифы перед появлением на свет, особенно в знатных семьях, заранее подбирали имя малышу, веруя, что имя определяет и судьбу, и здоровье, и умственные способности.
Для каждого человека важно понять и узнать смысл жизни на Земле, определить свое предназначение. Это осмысление и осознание начинается с осмысления своего имени, имени своей матери, своего отца, с озвучивания и осмысления своего родного города, села, родной речки, озера, светлых родников. Являются ли наши имена случайностью? Какое значение они имеют в жизни каждого человека, целого народа, а может быть, и всего человечества? Чтобы найти ответы на эти вопросы, понять свое предназначение, узнать новые интересные данные о собственных именах, выбрана нами эта тема.
Данная тема является одной из самых актуальных проблем современного языкознания. В языкознании существует особый раздел - ономастика, занимающийся изучением имен собственных. В нашей работе мы используем имя в первом значении: личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Такими именами занимается антропонимика.
Объектом нашего исследования стали личные имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей № 3», их звуковой состав и лексическое значение. Цель нашей работы: изучить звуковой состав и лексическое значение личных имен учащихся, сопоставить с их аналогами в английском и башкирском языках и выяснить, имеют ли они сходства в звучании и семантике.
Для осуществления этой цели мы поставили перед собой ряд задач:
1. Изучить справочную литературу по теме.
2. Рассмотреть историю возникновения личного имени и его влияние на жизнь (на материале исследований ученых, занимающихся данной проблемой).
3. Выписать личные имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей №3», определить их звуковой состав и семантику имени.
4. Сопоставить личные имена учащихся с их аналогами в английском и башкирском языках.
5. На основании полученных результатов сделать вывод о сходстве личных имён в звучании и в семантике русского, английского и башкирского языках.
Для решения поставленной цели и задач мы использовали методы анализа, группировки и сравнения.
Работая над исследованием истории появления личных имён, мы обратились к трудам различных ученых, занимающихся данной проблемой. По их статьям и книгам выяснили, что личные имена появились в далёком прошлом, древние народы вкладывали в имена и в названия глубокий смысл, они считали, что имя защищает человека, оберегает его, является звуковым и смысловым талисманом. Но, главное, оно помогало в общении обращаться к человеку, или говорить о нём без его присутствия. Исследуем, каков состав имён учащихся 6а класса.
Работая над этим, мы составили список имен. Разделим их на две группы: имена, называющие лиц мужского, и имена, называющие лиц женского пола. Проанализируем значения имен учащихся 6а класса, используя различные источники, и составим словарь.
Личные имена учащихся на русском языке имеют различное звучание, то есть звуковой состав. Это и немудрено, поскольку произношения звуков, обозначенными одними и теми же буквами, в русском, английском и башкирском языках не совпадает.
Изучив справочную литературу, проанализировав список имен учащихся 6а класса, исследовав их семантику и звуковой состав, подведем итоги.
1. Среди личных имён учащихся 6а класса можно выделить группы имен по происхождению: христианские и мусульманские. Среди мусульманских имен – личные имена учеников башкирской и татарской национальностей. Далеко не у всех имен есть аналоги в других языках.
2. Сравнивая звучание и смысл собственных имен и выражая их лексическое значение на английском, русском и башкирском языках, мы поняли, что лексическое значение или семантика этих имен совпадает, однако этого сказать о звучании имен нельзя, поскольку произношение исследуемых нами имен различно. Это обусловлено особенностями произношения взятых нами языков.
3. От того как звучит имя, зависит как оно воспринимается носителем и окружающими, а правильная фиксация в официальных документах личного имени человека определяет его судьбу. Но это еще до конца не исследовано и научно не обоснованно, тем не менее, продолжает интересовать многие умы, однако данная проблема является объектом изучения уже других наук. А поставленные нами задачи решены, и цель исследования достигнута.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota.docx | 27.3 КБ |
Тема: Изучение и сравнение звучания и значения личных имен в русском, английском и башкирском языках
Нагимуллина Милена 8а класс (Научные руководители - Морева Э.В., Суяргулова А.Р., Загитова Р.Ф.)
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцев пальцем тыча,
Поп имена давал по дням.
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То – хошь не хошь – Иероним.
М. Владимов.
Звук имени и вообще словесный облик имени открывает далекие последствия в судьбе носящего это имя. (Гюстав Флобер)
Всегда ли мы задумываемся над тем, почему носим то или иное имя? Знаем ли, когда люди стали называть друг друга именами? А что они обозначают? А между тем многие считают, что имя может повлиять на нашу судьбу. И, действительно, давно известно, что древние халдеи, индейцы, скифы перед появлением на свет, особенно в знатных семьях, заранее подбирали имя малышу, веруя, что имя определяет и судьбу, и здоровье, и умственные способности.
Каждый человек, который рождается в этот мир, получает или определяет для себя имя, которым он пользуется на протяжении жизни своей. Оно, словно золотая нить, проходит через всю человеческую жизнь и собирает в себя все, что происходило в ней.
Имя является своеобразным отображением человека, с которым он себя отождествляет и под флагом которого собирает свое развитие. Человек и его имя тесно связаны до тех пор, пока он отождествляет себя с ним и применяет его в отношении себя как свою идентификацию.
Выбор имени - сложная задача. Согласно выводам эзотерической ономастики, есть имена счастливые, приносящие удачу, а есть имена, которые мешают человеку продвинуться в жизни, достичь успеха. По имени определяют, предположительно, судьбу и предназначение человека. Грамотный анализ имени человека (и его рода) во многих случаях помогает найти причины болезней и неудач человека. Человеку имя выбирается и присваивается кем-то, но не самым человеком, которому это имя предстоит носить и использовать как «лицо» своей сущности. Т.е. в энергетическом плане, выбирающий имя человек, даже имеет возможность влиять на всю последующую жизнь того человека, которому он выбрал имя. Уже только по этой причине можно сказать, что обычное имя человека, в действительности, ему и не принадлежит.
Для каждого человека важно понять и узнать смысл жизни на Земле, определить свое предназначение. Это осмысление и осознание начинается с осмысления своего имени, имени своей матери, своего отца, своих родителей, с озвучивания и осмысления своего родного города, села, родной речки, озера, светлых родников. Являются ли наши имена случайностью? Какое значение они имеют в жизни каждого человека, целого народа, а может быть, и всего человечества? Чтобы найти ответы на эти вопросы, понять свое предназначение, узнать новые интересные данные о собственных именах, выбрана нами эта тема.
Данная тема является одной из самых актуальных проблем современного языкознания. В языкознании существует особый раздел - ономастика, занимающийся изучением имен собственных. Наука о собственных именах называется ономастикой. Термин этот связан с греческим словом «онома» - имя. Что же такое имя? В толковом словаре Ожегова это слово многозначное. Оно имеет восемь значений.
В нашей работе мы используем имя в первом значении: личное название человека, даваемое при рождении, часто вообще личное название живого существа. Такими именами занимается антропонимика.
Антропонимика – наука о собственных именах людей. Это одна из самых молодых дисциплин. Но корни её уходят в седую древность. Роль личного имени в жизни человека волновала людей всегда. С именами у всех народов Земли связано огромное количество обычаев, традиций, примет, легенд, преданий, мифов. Но научным анализом личных имен, фамилий, прозвищ, псевдонимов занимались мало, от случая к случаю.
Основное внимание ученые уделяли поиску этимологии, то есть определение происхождения слова и значение тех слов, от которых образовались личные имена, прозвища и фамилии. Так было почти до второй мировой войны. Но постепенно ученые переключили своё внимание с изучения происхождения отдельных имен на изучение роли их в определенные исторические периоды.
Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия, а также художественное творчество народов. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов, населяющих её, есть свои замечательные личные имена.
Имя личное – специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
Личные имена употребляются не только в быту, в частных разговорах. Но и в документах, в различных официальных ситуациях. Имена употребляются в юридической практике, где малейшая неточность в записи вызывает те или иные последствия.
Объектом нашего исследования стали личные имена учащихся 6 а класса МБОУ «Лицей № 3», их звуковой состав и лексическое значение. Цель нашей работы: изучить звуковой состав и лексическое значение личных имен учащихся, сопоставить с их аналогами в английском и башкирском языках и выяснить, имеют ли они сходства в звучании и семантике.
Для осуществления этой цели мы поставили перед собой ряд задач:
Для решения поставленной цели и задач мы использовали методы анализа, группировки и сравнения.
Работая над исследованием истории появления личных имён, мы обратились к трудам различных ученых, занимающихся данной проблемой: Веселовского С. Б. , Ивашко В. А. , Суперанской А. В. , Угрюмова А. А., Горбаневского М. В., Петровского Н. А. Суслова А. В., Гумар Саттар, Т. Кусимова, С. Галин. По их статьям и книгам выяснили, что личные имена появились в далёком прошлом, древние народы вкладывали в имена и в названия глубокий смысл, они считали, что имя защищает человека, оберегает его, является звуковым и смысловым талисманом. Но, главное, оно помогало в общении обращаться к человеку, или говорить о нём без его присутствия. Исследуем, каков состав имён учащихся 6 а класса.
Работая над этим, мы составили список имен.
Разделим их на две группы: имена, называющие лиц мужского, и имена, называющие лиц женского пола.
Мужские | Женские |
Александр | Анастасия |
Альберт | Ангелина |
Артур | Анна |
Ильдус | Гузель |
Искандер | Елена |
Салават | Ляля |
Урал | Маргарита |
Эмиль | Мария |
Натали | |
София | |
Юлия |
Проанализируем значения имен учащихся 6 а класса, используя различные источники, и составим словарь.
Словарь имен
Александр- греч. (герой, защитник)
Альберт - древн.герм. (благородный)
Анастасия - греч. (вновь воскресшая)
Ангелина –греч. (вестник, ангел)
Анна - древн.евр. (милость,благодать)
Артур – кельт. (бурый медведь)
Гузель – тюрк.тат. (прекрасная)
Елена – греч. (факел)
Ильдус - тюрк. (друг Родины)
Ляля - фарси (цветок, тюльпан)
Мария – древн.евр. (безмятежная)
Маргарита - лат. (жемчужина)
Наталия – лат.(рождество Господне)
Салават – араб. (молитва, песня-похвала)
София - греч. (мудрость)
Урал- тюрк.тат. (название горы)
Эмиль- лат.(соперник)
Юлия- лат. (волна, жаркая)
Сопоставим личные имена на русском языке с их аналогами в английском и башкирском языках и определим их семантику (лексическое значение)
Имя | Значение имени в русском языке | Значение имени английском языке | Значение имени башкирском языке. |
Анна | милость, благодать | милость, благодать | |
Елена | факел | факел | |
Анастасия | Вновь воскресшая | ||
София | мудрость | мудрость | (близкий друг) |
Ляля | (цветок) | ||
Мария | безмятежная | безмятежная | (госпожа,мать) |
Гузель | (прекрасная | ||
Наталия | Рождество господне | ||
Ангелина | ангел | ангел | |
Юлия | волна | ||
Маргарита | жемчужина | ||
Александр | защитник людей | защитник людей | Искәндәр герой,защитник |
Урал | (название горы) | ||
Салават | (молитва,песня-похвала) | ||
Альберт | благородный | благородный | благородный |
Ильдус | (друг Родины) | ||
Артур | Большой бурый медведь | медведь | |
Эмиль | старательный |
Личные имена учащихся на русском языке имеют различное звучание, то есть звуковой состав. Это и немудрено, поскольку произношения звуков, обозначенными одними и теми же буквами, в русском, английском и башкирском языках не совпадает.
Изучив справочную литературу, проанализировав список имен учащихся 6 а класса, исследовав их семантику и звуковой состав, подведем итоги.
1. Среди личных имён учащихся 6 а класса можно выделить группы имен по происхождению: христианские (Анастасия) и мусульманские (Гузель, Ляля, Урал, Ильдус, Салават, Искандер). Среди мусульманских имен – личные имена учеников башкирской и татарской национальностей (Гузель, Ляля, Урал, Ильдус, Салават). Далеко не у всех имен есть аналоги в других языках.
2. Сравнивая звучание и смысл собственных имен и выражая их лексическое значение на английском, русском и башкирском языках, мы поняли, что лексическое значение или семантика этих имен совпадает, однако этого сказать о звучании имен нельзя, поскольку произношение исследуемых нами имен различно. Это обусловлено особенностями произношения взятых нами языков.
3.От того как звучит имя, зависит как оно воспринимается носителем и окружающими, а правильная фиксация в официальных документах личного имени человека определяет его судьбу. Но это еще до конца не исследовано и научно не обоснованно, тем не менее, продолжает интересовать многие умы, однако данная проблема является объектом изучения уже других наук. А поставленные нами задачи решены, и цель исследования достигнута.
Использованная литература.
1. Веселовский, С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии [Текст] / С. Б. Веселовский. - Москва: Наука, 1974. – 256с.
2. Горбаневский, М. В. В мире имен и названий [Текст] /. Изд. 2-е. – Москва : Знание, 1987. – 143с.
3. Ивашко, В. А. Как выбираются имена [Текст] /Под ред. А. Е. Супруна. – 2-е изд., доп. – Москва: Высшая школа, 1988. – 159с.
4. Ожегов И., Шведова Н.Ю Толковый словарь русского языка[Текст] / В. А. Ожегов . - Москва: Азъ, 1995.
5. Кусимова, Т. Башкирские имена [Текст] / Т. Кусимова. – Уфа: Башкирское книжное изд., 1991. – 467с.
6. Мюллер, В.К. Англо - русский словарь [Текст] / В.К. Мюллер. - Москва: Изд. «Русский язык», 1977. 625с.
7. Петровский, Н. А. Словарь русских личных имен [Текст] / Н. А. Петровский. – Москва: Знание, 1966. – 312с.
8. Рылов, Ю.А. Имена собственные в европейских языках [Текст] / Ю.А. Рылов. - АСТ Запад-Восток, 2008. – 493с.
9. Суслов, А. В., Суперанская А. В. О русских именах [Текст] / А. В. Суслов, А. В. Суперанская. – Ленинград: Лениздат, 1991. – 292с.
12. Угрюмов, А. А. Русские имена [Текст] / А. А. Угрюмов. - Вологда, 1962. – 189с.
13. Хорби А.С. при участии А.П.Коуи Толковый словарь современного английского языка для продвинутого этапа [Текст] / А.С. Хорби при участии А.П. Коуи. – Великобритания: Оксфорд Юниверсити Пресс, 1982. 459с.
Сказка на ночь про Снеговика
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Три загадки Солнца
Рисуем акварельное мороженое
Два Мороза