Работа о поморских санях, не только увлекательна, но и творческая. Денис делал сани, процесс создания которых ушел в прошлое.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota.docx | 44.48 КБ |
ХIV Муниципальная краеведческая конференция «Моё Отечество»
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь…
Автор работы:
Зайцев Денис Анатольевич
МОУ «Беломорская СОШ №3»
7 класс, 13 лет
Руководители:
Веселова Наталья Ивановна
Учитель физики
Гурбанова Анна Шукуровна
Учитель истории
МОУ «Беломорская СОШ №3»
Беломорск
2014г.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………………………..3
Литературный обзор……………………………………………………………………………….4.
Глава 1. Первый вид транспорта………………………………………………………………....5
Глава 2. «Слышишь, мчатся сани...»……………………………………………………………..6
Глава 3. Виды саней……………………………………………………………………………….7
Глава 4 . Наши сани едут сами……………………………………………………………………8
Глава 5 Изготовление саней. …………………………………………………………………….10
Заключение…………………………………………………………………………………………12.
Список использованных источников и литературы……………………………………………..13.
Приложения 1 Словарик …………………………………………………………………………..14
Приложение 2 Фотоматериалы …………………………………………………………………....16
Введение
Приезжая отдыхать в деревню Лапино зимой, я помогаю папе с заготовкой дров. Самым необходимым средством передвижения для нас являются сани- дровни. Возвращаюсь в город – сани для меня это средство развлечения. Занимаясь в краеведческой секции школьного научного общества, я выяснил, что сани были жизненно необходимы для местных жителей с момента зарождения нашего поселения.
Мне стало интересно узнать, насколько важным является изобретение саней. Как к ним относились в прежние времена, какие виды саней существовали, как их используют сегодня. Кроме того, мне захотелось отремонтировать старые сани-дровни в деревне.
Цель работы – изучить историю возникновения и классификацию саней, познакомится с технологией их изготовления.
Цель обусловила следующие основные задачи:
Методами исследования являются:
анализ этнографической и исторической литературы по изучаемой проблеме.
Гипотеза: сани, как средство передвижения и перевозки грузов - неотъемлемый элемент повседневной жизни современного человека.
Предмет исследования: сани.
Перспектива развития: познакомиться с технологией изготовления различных видов саней и создать коллекцию моделей поморских саней для краеведческого музея. Кроме того приобретенные мной знания и умения помогут мне отремонтировать и заменить развалившиеся дровни в деревне.
Практическая значимость: материалы моего исследования могут быть использованы на уроках истории, технологии, во внеклассной работе, а также для личного подсобного хозяйства.
Литературный обзор.
Во время работы большой трудностью стало отсутствие в нашем музее (районном краеведческом) образцов старинных саней. Оказалось, что данная тема мало исследована. Сложно было найти материал и в нашей библиотеке. Большую помощь оказала работа Семеновой Н.С. учителя технологии МОУ «Нюхотской школы» «Сани в жизни поморов». Поиски в электронных библиотеках помогли мне выяснить историю возникновения саней.
Сани упоминаются в работах историков и этнографов XIX-XX веков, в русских летописях, а также в работах современных исследователей.
В историко-этнографическом исследовании М.И. Васильева «Русские сани» и в работе Н.Н.Воронина «Средства и пути сообщения» сани показаны как одно из важнейших средств передвижения в домонгольский и более поздний период на территории Русского государства.
Описание устройства саней приведено в работе Б.А.Колчина и Т.И. Макаровой «Новгородские древности. Деревянные изделия».
Мной обнаружено несколько интернет - источников информации, подтвердивших, что в старину на Севере сани были самым распространенным транспортным средством у поморов на протяжении более чем тысячелетнего периода.
Глава 1. Первый вид транспорта.
Сани как средства передвижения служат людям, практически по сей день. Для городского жителя они стали зимней ребячьей забавой, а для деревенского - продолжают служить по прямому назначению. Как привести дров, воды, рыбалка – без саней не обойтись, а когда - то человек не мог без них ни жить, ни даже умереть.
Сани - волокуши употреблялись не только в северных, но и в южных странах, например, в Древнем Египте, Междуречье. Многие народы, знавшие уже колёсную повозку, по обычаю пользовались санями в похоронном обряде. В гробницах египетских фараонов и в погребальных камерах шумерских царей обнаружены изображения священных саней, на которых везли в последний путь ковчег с саркофагом умершего (где мумии были возимы в санях, в стоячем положении).[1]
Во многих странах сани и впрямь воспринимались как нечто божественное: ненцы, например, говорили, что «Солнце ездит в них по небу», да и покойников, по древней традиции везли к могиле на санях - только так они могли попасть в загробный мир.
По исследованию профессора Д. Н. Анучина, сани употреблялись при похоронах не только у всех славянских народов, у народов Севера, но и у финнов, и в Западной Европе. Когда о ком-то говорили «сел на сани», это значило, что человек близок к смерти. 1
Первое летописное известие об употреблении саней при похоронах на Руси находим при описании похорон Владимира Святославича ок. 1015 г.: тело покойника не только везли до церкви в санях, но и ставили в ней его тоже на санях. Позднейшие известия, до XVII века, также указывают на употребление саней при похоронах членов великокняжеской и царской семьи. Иногда сани служили носилками для сопровождавшей гроба вдовы или матери покойного. [2]
Кстати, слово «сани» — славянское, заимствованное от славян латышами, венграми и румынами. [3] Происходит оно, по мнению профессора Р. Ф. Брандта и В. Ф. Миллера, от «сань», что значит «змея» и относится оно собственно к полозьям, ввиду их сходства со змеей. А ведь змея - животное священное. 1
Таким образом, у многих народов сани первоначально использовались исключительно в ритуальных целях, связанных с погребальными обрядами.
Глава 2. «Слышишь, мчатся сани...»
Привычные для нас сани – это сани с загнутыми деревянными полозьями, скрепленными специальной стяжкой.
В Древней Руси езда на санях считалась более почётной, чем на колёсах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях.
Старинные сани имели вид лодки с краями, загнутыми спереди и сзади, или длинного ящика, суживающегося спереди, в котором можно было лежать. В них обычно запрягали одну лошадь, верхом на которой сидел кучер. [4] У знатных бояр и особенно у великих князей и царей сани отличались богатым убранством; царские сани могли стоить 200—300 руб. Ездили в них обыкновенно по одному, редко по два человека, но, например, при выездах царя Алексея Михайловича в сани стоя помещалось два боярина на запятках и два стольника у царских ног, на специально сделанных уступах («полках»).[5]
Впрочем, не только царь, но и его подданные охотно ездили в санях летом - иностранные послы даже уверяли, что другого транспорта на Руси вообще не знают. В народе ходило поверье, что «сани от Бога, а колесо - от черта». 4 Что вполне объяснимо: колесо тряское, ненадежное, к тому же за него нужно платить мастеру-колеснику, а сани легко сделать самому.
В Поморье было и остается традицией катание с ледяной горки в период Масленицы. На время Святок молодёжь нанимала человека для работы на горке. Он следил за её состоянием: ночью заливал, днём разметал снег. Девушки приходили на горку с чунками (они использовались только для катания). Парень должен был «подаваться» к девушке в пару. Управляла чунками девушка, а парень сидел у неё на коленях. Чунки должна была иметь каждая девушка-невеста, так как от этого зависела возможность пригласить парня для катания с горы, что имело значение в глазах всей группы молодёжи. Чунки украшали резьбой, росписью, надписями и, как правило, не использовали в хозяйственных нуждах.[6]
Таким образом, сани пользовались популярностью и у простых людей и служили средством передвижения знатным людям. Сани использовались и зимой и летом.
Глава 3. Виды саней.
О том, что сани в жизни наших предков занимали значительное место, говорит обилие посвященных им пословиц. Самая известная - «Готовь сани летом». Оно и понятно: если поленишься, не в чем будет не только дров запасти, но и товар на рынок отвезти, и в другой город съездить. Не менее популярна другая пословица - «Не в свои сани не садись».
Ведь сани прежде говорили о положении и достатке своего владельца яснее, чем сегодня иномарки. Знатоки подмечали все: из какого дерева сделаны полозья (лучшими считались дубовые), как разрисованы сани, чем обиты они внутри - медвежьей шкурой или простой холстиной.
Значение саней в северных районах трудно переоценить. Сани использовали как хозяйственную грузовую повозку и для перевозки пассажиров. За санями, в обозе с рыбой шёл из Холмогор в Москву учиться молодой Ломоносов. Через всю Сибирь везли они кладь экспедиции Витуса Беринга. Хорошо послужили они и в годы Великой Отечественной войны, когда местное население перевозило грузы по северному тракту.
Я узнал, что в Поморье санки имели следующие названия – кареты, цюнки, санки, дровенки, сани, , садник, рыбацкие сани, подсанк, дровни, розвальни.[7]
Кареты – в жизни помора это самые первые санки. В карете возили детей: младенцев — на крещение, уже подросших – в гости и из бани. Облучок не дает карете перевернуться на бок в глубоком снегу. Даже если ребенок развернется, одеяльце не будет волочиться по снегу, и, согласитесь, из такой кареты невозможно упасть
Санки – использовались: для хозяйственных нужд — отвезти в баню охапку дров, привезти тюк сена. А еще ребятишкам покататься с горки – что за радость – на такие санки можно уместиться вдвоем и втроем, да ещё под горкой устроить «кучу малу».
Дровенки – это транспорт безлошадников. Они больше санок, но меньше настоящих саней. Размером они в рост человека и рассчитаны на человеческую тягу. Привести дров из леса, кучу мха с болота для корма скота, сена.
Розвальни – это мужицкие сани. Сзади над последним вязом устанавливалась кривая березовая кокорка, на которую набивался облук (тонкие еловые доски) до говенника и чаповицы. Первым делом, в них возили навоз. Иногда в хозяйстве оставляли чистые розвальни, для деловых поездок (сарафанная почта) они удобнее дровней. Накидают сена побольше, в нем теплее извозчику, да и коню в дороге пригодится. Облук не позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком не вывалится. Боярыню Морозову, между прочим,- будущую хозяйку поморья, — Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях — на мужицких санях, чтобы еще более унизить.
Садник – свадебные, гулящие санки. В саднике молодые ездили «со славой», на венчание. На Поморском берегу, невеста после бани ездила по волости на конях без жениха, на первых санях она сидела на коленях у подруг с братом или крёстным, на следующих санях ехали все девушки с её вечеринки.
Рыбацкие сани – название говорит само за себя. В них ездили на рыбалку. На них ставили широкий облук. Они были четырехкопыльными. Чтобы личные вещи рыбака не пачкались во время транспортировки, над первым вязом облук разделяли доской, этот отдел называли — передок.
Пошевни – сани специально приспособленные для промысловых целей. На обыкновенные дровни во всю длину их, из тонких досок делается кузов, высотой около 50-70см. На пошевнях насыпью возят с губы пойманную рыбу в замороженном виде.
Цюнки – 1)Сколоченные из досок салазки для таскания воды и всяких тяжестей. 2)Небольшие саночки, употребляемые для ручной ( с места ловли) перевозки наваги.[8]
Таким образом, существовало много разновидностей саней. Внешний вид и внутреннее убранство определялось предназначением.
Глава 4 . Наши сани едут сами…
Сани используются и в современной жизни. До сих пор волокушами охотно пользуются рыбаки и любители зимней охоты: это намного легче, чем нести груз на плечах. Все модели волокуш изготовлены из морозостойкого профилированного полиэтилена, что обеспечивает отличное скольжение, как по льду, так и по снегу, а также легкость и прочность конструкции. Легкость скольжения обеспечивают законы физики - от трения слой снега плавится, и сани как будто плывут по воде.
Пытливые люди бились над тем, чтобы приспособить к саням двигатель. С начала XX века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первые аэросани изобрел русский инженер Кузин в 1908 году, снабдив сани авиационным двигателем, а еще через несколько лет завод «Руссобалт» начал их серийное производство для нужд армии. Первые аэросани могли развивать скорость до 70 км/ч. На протяжении всего XX века их конструкция постоянно совершенствовалась.
В 1935 году была сделана первая попытка «пересадить» сани на лыжные полозья. Так появились первые снегокаты — своеобразные гибриды санок и лыж. Со временем их снабдили тормозом, рулём и даже мотором. Сегодня суперсовременные снегоходы, выпускаемые самыми известными авто- и мотоконцернами мира, способны развивать скорость свыше 100 км/ч.
В начале XX века многие полагали, что сани с мотором станут главным транспортом будущего, но с появлением автомобилей эти мечты развеялись. Однако аэросани сделали много полезного и в мирной жизни, и на войне - в годы Великой Отечественной советские солдаты использовали их для разведки и быстрых рейдов по тылам врага. На них же вывозили с поля боя раненых, доставляли грузы. Сани для этих целей разрабатывали такие известные конструкторы, как Камов и Туполев. Последний придумал еще и сани-амфибию с экипажем из шести человек. На них можно было передвигаться как по снегу, так и по воде. [9]
Аэросани оказались незаменимы при освоении Севера. Дороги зимой быстро заносит снегом, и в машине легко потеряться, а звери всегда найдут дорогу к жилью и теплу. Изобретательные северяне используют не только обычные нарты, но и целые передвижные дома - «нартяные чумы», - установленные на полозья и снабженные железной печкой.
Ближе к городу аэросани превратились в забаву для туристов и стали прообразом детских снегокатов с рулевым управлением. 9
В наши дни снегокаты все больше вытесняют обычные санки, известные с незапамятных времен, - тогда их, в отличие от взрослых саней, называли салазками от слова «лазить». Ведь смысл катания на санках - залезть куда-нибудь повыше и скатиться оттуда, чтобы ветер в ушах.
И вряд ли что-нибудь сможет заменить те ощущения, которые знакомы нам с детства: свежий морозный воздух, скрип снега под полозьями санок и радостное замирание сердца при спуске с крутой горы, хотя сейчас погода нам не особо это позволяет.
Наверное, завидуя малышам, взрослые тоже освоили катание на санях с гор, да еще и сделали его олимпийским видом спорта. Катаются и на обычных санках - одно- и двухместных - и на индейских тобогганах, и на особых санях-болидах, называемых «бобами».
Бобслей, придуманный в позапрошлом веке в Альпах британскими туристами - спорт дорогой и элитарный. Боб обходится желающим не дешевле автомобиля. К тому же нужно построить специальный ледовый желоб с крутыми виражами, на котором сани могут развить скорость до 150 км в час. Сами бобслеисты должны помнить и соблюдать многочисленные правила, в том числе по ограничению веса - команда из двух человек не может весить больше 200 кг, чтобы не получить за счет этого преимущество при разгоне. Бобслей очень опасный вид спорта, травматичный, поэтому не все могут заниматься им. [10]
В 1892 году англичанин Чилд представил сани, сделанные из металла. Существует версия, что название этим саням — скелетон — дали из-за того, что они были похожи на скелет. Другие утверждают, что часть слова «Skele» происходит из неправильного прочтения норвежского слова «Kjaelke» (сани, которые используют норвежские рыбаки). С 2002 данный вид саней представлен в программе Олимпийских игр. Скелетон представляет собой сани c утяжелённой рамой, без рулевого управления, на которых спортсмен лежит головой вперёд по направлению движения, лицом вниз. Для управления используются специальные шипы на ботинках.8
Таким образом, современные сани, хотя и мало похожи на прежние, выполняют те же функции, что в древние времена: помогают человеку осваивать новые земли, преодолевать большие расстояния, становятся новым видом спорта.
Глава 5 Изготовление саней.
Большой проблемой оказалось в наше время найти мастера по изготовлению саней. Умирает на деревне это ремесло. Обратившись к нашему учителю технологии Веселову Г.Г. за помощью, я узнал, что он является помором с Терского берега и немного знаком с технологией изготовления дровней. Обратившись к литературе, мы разработали технологическую карту изделия.
Дровни состоят из двух массивных деревянных полозьев, круто загнутых в передней части саней — головках. В деревне на смену природным материалам пришли металл и пластик. Из металлических угольников делают копыл и вяз одной заготовкой. На полоз режут пластмассовые трубы, нагревают паяльной лампой на месте сгиба и загибают. Вместо говенника болтами крепят кусок доски. Чаповицу делают из проволоки, а иногда варят металлическую конструкцию.
Мы решили изготовить сани, используя современные способы обработки древесины, максимально легкими по технологии. Размеры модели саней пропорциональны размерам настоящих саней как 1 : 4.
Технологическая карта изделия:
Выполняемая операция | Инструменты и приспособления |
Выбор материалов | |
Изготовление стенда из ДСП - разметка - сверление отверстий | Сверлильный станок линейка, угольник, карандаш |
Пиление древесины на ламели | Циркулярный станок |
Выбор радиуса сгиба полозьев, установка упоров на стенде | Стенд, металлические упоры |
Склеивание полозьев из ламелей на стенде | Клей, стенд |
Разметка полозьев для установки копыльев | Линейка, карандаш |
Сверленье отверстий под копылья | сверлильный станок |
Изготовление копыльев | рубанок |
Установка копыльев на полозья | клей |
Изготовление нащепов. | циркулярный станок |
Сверление отверстий в нащепах | сверлильный станок |
Изготовление говенника | рубанок, рашпиль |
Изготовление вязей | рубанок, сверлильный станок |
Сборка саней - установка говенника; - установка вязей. | рашпиль, клей |
Изготовление крепления розвальней, сверление, вязание | сверлильный станок, рубанок, рашпиль |
Изготовление и крепление оглоблей, сверление, вязание | сверлильный станок, рубанок, рашпиль |
Обработка изделия | Наждачная бумага |
Заключение.
Сани оказались интересным объектом для изучения их истории, классификации и технологии изготовления. Мое исследование дает основание говорить о важном значении саней в жизни человека, в его экономической и культурной жизни.
Мне удалось выяснить что:
К огорчению, ремесло изготовления саней умирает. В деревне невозможно найти человека, владеющего данными навыками. В подготовке проекта мне помогала вся семья, учителя, знакомые и незнакомые люди. Я благодарен им за это.
Я предлагаю Центру занятости населения обучить безработных этому ремеслу. Реализовывать товар можно в районе, с последующим выходом на республиканский уровень, предварительно, разместив рекламу в Интернете. Если я когда-нибудь окажусь в ситуации безработного, я знаю, как мне заработать денег.
Гипотеза нашего исследования подтвердилась. Сани, как средство передвижения и перевозки грузов, являются неотъемлемым элементом повседневной жизни сельского и городского жителя.
Список использованных источников и литературы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сани
Приложение 1
Словарик
Говенник – стягивающий верхние части полозьев у саней и дровней вяз, к которому прикрепляется тяж.
Дровенки – это транспорт безлошадников. Они больше санок, но меньше настоящих саней. Размером они в рост человека и рассчитаны на человеческую тягу. Привести дров из леса, кучу мха с болота для корма скота, сена.
Завертка – кольцо из веревки, или чего либо иного, служащего для прикрепления оглобель к передним копылам дровней.
Кареты – в жизни помора это самые первые санки. В карете возили детей: младенцев — на крещение, уже подросших – в гости и из бани. Облучок не дает карете перевернуться на бок в глубоком снегу. Даже если ребенок развернется, одеяльце не будет волочиться по снегу, и, согласитесь, из такой кареты невозможно упасть
Копылье – стерни, на которых к полозьям саней или дровней устанавливается верх, через обвязку вязаньем, для помещения груза, седока.
Нащеп – планка, накладываемая поверх вязов на копылье полоза у саней или дровней.
Нагиль – длинный , деревянный гвоздь, обычно круглый, реже граненый, им прикрепляются брусья к козлам.
Пошевни – сани специально приспособленные для промысловых целей. На обыкновенные дровни во всю длину их, из тонких досок делается кузов, высотой около 50-70см. На пошевнях насыпью возят с губы пойманную рыбу в замороженном виде.
Розвальни - возовые сани с разваленными вширь боками задней части.
Розвальни – это мужицкие сани. Сзади над последним вязом устанавливалась кривая березовая кокорка, на которую набивался облук (тонкие еловые доски) до говенника и чаповицы. Первым делом, в них возили навоз. Иногда в хозяйстве оставляли чистые розвальни, для деловых поездок (сарафанная почта) они удобнее дровней. Накидают сена побольше, в нем теплее извозчику, да и коню в дороге пригодится. Облук не позволяет небольшому грузу вывалиться в снег, и извозчик, если задремлет в дороге, ненароком не вывалится. Боярыню Морозову, между прочим,- будущую хозяйку поморья, — Марфу Борецкую из Москвы в северную ссылку везли в розвальнях — на мужицких санях, чтобы еще более унизить.
Рыбацкие сани – название говорит само за себя. В них ездили на рыбалку. На них ставили широкий облук. Они были четырехкопыльными. Чтобы личные вещи рыбака не пачкались во время транспортировки, над первым вязом облук разделяли доской, этот отдел называли — передок.
Садник – свадебные, гулящие санки. В саднике молодые ездили «со славой», на венчание. На Поморском берегу, невеста после бани ездила по волости на конях без жениха, на первых санях она сидела на коленях у подруг с братом или крёстным, на следующих санях ехали все девушки с её вечеринки.
Санки – использовались: для хозяйственных нужд — отвезти в баню охапку дров, привезти тюк сена. А еще ребятишкам покататься с горки – что за радость – на такие санки можно уместиться вдвоем и втроем, да ещё под горкой устроить «кучу малу».
Цюнки – 1)Сколоченные из досок салазки для таскания воды и всяких тяжестей. 2)Небольшие саночки, употребляемые для ручной ( с места ловли) перевозки наваги.
[1] Анучин, Д. Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археологическо-этнографический этюд.
[2] Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII ст. / Н.И. Костомаров.
[3] Сказание о Борисе и Глебе. Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвесторовского сборника (2-я половина XIV века). Швиловская летопись. Т.2.
[4] Костомаров, Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII ст. / Н.И. Костомаров.
[5] Сказание о Борисе и Глебе. Факсимильное воспроизведение житийных повестей из Сильвесторовского сборника (2-я половина XIV века). Швиловская летопись. Т.2
[6] Семеновой Н.С «Сани в жизни поморов»
[7] Семенова Н.С «Сани в жизни поморов»
[8] Дуров И.М. Словарь живого поморского языка в его бытовом и этнографическом применении.
[9] Сани. [Электронный ресурс] // Википедия.
[10] Сани. [Электронный ресурс] // Википедия.
Пока бьют часы
Прекрасная химия
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Свинья под дубом
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?