В данном исследовании нами предпринята попытка составить словарь персонажей, встречающихся в произведениях устного народного творчества и художественной литературы, включая древнерусский период. За основу исследовательского проекта взят словник, предложенный автором нашего учебника-хрестоматии по литературе Меркиным Г.С. (Литература.6 кл.- М,: ООО»ТИД «Русское слово –РС»,2010.-С. 58).
Вложение | Размер |
---|---|
Словарь сказочных и мифологических персонажей | 58.93 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 84»
СЛОВАРЬ СКАЗОЧНЫХ И МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ.
(ИЗ ОПЫТА СОСТАВЛЕНИЯ)
ВЫПОЛНИЛА
Волошина Анастасия
Барнаул,2015
Содержание
5. Использованные источники…………………………………………………….С.18
Введение
В данном исследовании нами предпринята попытка составить словарь персонажей, встречающихся в произведениях устного народного творчества и художественной литературы, включая древнерусский период. За основу исследовательского проекта взят словник, предложенный автором нашего учебника-хрестоматии по литературе Меркиным Г.С. (Литература.6 кл.- М,: ООО»ТИД «Русское слово –РС»,2010.-С. 58). При первом прочтении списка (он включает в себя 65 имен) мы поняли, что не обладаем достаточными сведениями почти о половине из него. Этим и объясняется актуальность выбранной нами темы исследования.
Тогда мы решили составить словарь малоизвестных имен сказочных и мифологических персонажей. Это и является целью нашей работы.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Таким образом, предметом нашего исследования будут имена персонажей, малоизвестные или неизвестные совсем.
Основные методы, которые мы использовали: метод опроса, изучение источников информации различного характера, как-то: художественная, научная и научно-популярная литература, Интернет-ресурсы.
Описание процесса исследования
На первом этапе мы решили выяснить, какие имена персонажей из предложенного словника знакомы в большей или меньшей степени, а какие неизвестны вообще.
Алеша Попович | Домовой | Микула Селянинович |
Асилки (осилки, велеты) | Еле | Мокошь |
Баба Яга | Еруслан Лазаревич | Морозко |
Банник | Здухач | Нечистая сила |
Бесы | Змей Горынич | Никола |
Божич | Иван Дурак | Огненный змей |
Боян | Иван Купала | Одноглазка |
Буян | Иван Царевич | Олег Вещий |
Велес | Илья Муромец | Перун |
Волосыни | Карна и Желя | Плакун-трава |
Волх Всеславович | Кащей Бессмертный | Приколич |
Горыня, Дубыня и Усыня | Кикимора | Пятница |
Даждьбог | Коляда | Разрыв-трава |
Денница | Коровья смерть | Русалки |
Див | Кострома | Сава |
Добрыня Никитич | Леший | Садко |
Доля | Лихорадки | Сварог |
Лыбедь | Масленица | Соловей-разбойник |
Суденицы | Фараонки | Финист Ясный Сокол |
Тугарин | Упырь | Чернобог |
Черт | Ярила |
Для этого мы провели опрос среди учащихся 6Б, 5А, 7А, 8А,8Б классов. В опросе приняли участие 94 человека из 110 возможных. Обработка анкет показала следующее: 10 имен неизвестны 100% учащихся, именно:
10 имен оказались знакомы 55% опрошенным: Боян, Коровья смерть, Лихорадки, Савва, Сварог, Карна и Желя, Еруслан Лазаревич, Денница, Чернобог, Велес. Интересен факт, что два имени -ПЯТНИЦА и КОСТРОМА - учащиеся связали с нем недели и городом, забыв, вероятно, что речь идет о персонажах. Имя ФАРАОНКИ они соотнесли с Древним Египтом. А слово ДОЛЯ напомнило о праве собственности. Слова Боян и САВВА было предложено произносить как баян и сова.
В итоге из всего авторского списка, включающего 65 имен,у нас получился свой перечень сказочных и мифологических персонажей, а именно:
Асилки (осилки, велеты | Карна и Желя |
Божич | Кострома |
Боян | Коровья смерть |
Волосыни | Лихорадки |
Волх Всеславович | Мокошь |
Горыня, Дубыня и Усыня | Приколич |
Денница | Пятница |
Доля | Савва |
Еле | Сварог |
Еруслан Лазаревич | Суденицы |
Здухач | Фараонки |
Велес | Чернобог |
На втором этапе исследования мы обратились к различным источникам: мифологическим словарям славянской мифологии, изучали Интернет-ресурсы. Путем систематизации материала у нас получился
Словарь сказочных и мифологических персонажей
А
АСИЛКИ, осилки, велеты
в восточнославянской мифологии великаны-богатыри. Жили в древние времена; по некоторым мифам, создавали реки, воздвигали утёсы и т. п. Возгордившись своей силой, А. стали угрожать богу и были им уничтожены. В белорусских преданиях А. выкорчёвывают деревья, откидывают или разбивают камни каменным оружием.
Иногда за каменной стеной, разбитой А., обнаруживали похищенных змеем людей. Фольклорные мотивы, связанные с А. (подбрасывание в небо булавы А., отчего гремит гром, победа над змеем и т. п.), позволяют считать мифы об А. вариантами мифа о борьбе громовержца (см. Перун) с его противником, змеем. Название «А.» предположительно связано с индоевропейским корнем ак'-, «камень, каменное небо».
Б
БОЯН
в восточнославянской мифологии эпический поэт-певец. Известен по «Слову о полку Игореве» (имя Б. встречается также в надписях Софии Киевской и в новгородском летописце): «Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы». В песнях Б., таким образом, сказалась шаманская традиция, связанная с представлением о мировом дереве ,и навыки ранней славянской поэзии, восходящей к общеиндоевропейскому поэтическому языку. Характерен эпитет Б. - «Велесов внук».
БОЖИЧ
божество Нового года, младенец. В южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках наряду с символом (златорогий олень) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла. Соотносится с молодостью, рождеством, новым годом, в противоположность Бадняку - старому году. Связь имен Бога и Божича делает возможным сопоставление Божича с восточнославянским Сварожичем - сыном Сварога: оба имеют отношение к почитанию солнца. Старый Бадняк и молодой Божич также скрывают под своими именами Деда (Сварога), возжигателя небесного пламени, и просветленное этим пламенем Солнце. Божич - святой всякого семьянина, особенно ему покровительствующий. Серб.-хорв. Божий, Bozic, словенск. Bozic, болг. Божич, ма-кед. Божик'), в южнославянской мифологии персонаж, упоминаемый в колядках (см. Коляда) наряду с символами (златорогий олень, ворота, свинья) и обрядами, обозначающими начало весеннего солнечного цикла.
Соотносится с молодостью (серб. Мали Божий), рождеством, новым годом, в противоположность Бадняку, старому году и т.п. Связь имён Бога и Б. делает возможным сопоставление Б. с восточнославянским Сварожичем — сыном Сварога: оба имеют отношение к почитанию солнца.
В
ВЕЛЕС, Волос
в славянской мифологии бог. В древнерусских источниках (начиная с договора русских с греками 907 в «Повести временных лет») выступает как «скотий бог» — покровитель домашних животных — и бог богатства. В договорах с греками В. соотнесён с золотом, тогда как другой постоянно упоминаемый наряду с ним бог — Перун — с оружием. В Киеве идол Перуна стоял на горе, а идол Велеса, по-видимому, на Подоле (в нижней части города).
В христианскую эпоху В. был ассимилирован и заменён христианским покровителем скота св. Власием (сыграло роль и звуковое соответствие имён), а также Николой и Юрием (Георгием). Следы культа Велеса (чаще всего под видом почитания св. Власия) сохранились по всему русскому Северу, где были известны и каменные идолы В., и легенда о святилище В. В новгородских и других северорусских иконах, в молитвах св. Власию явственна связь его культа со скотом.
Характерно также переплетение культа В.— Власия с почитанием медведя как хозяина животных.
Волосыни
у русских мифологизированный образ созвездия Плеяд.
В. упоминаются уже у Афанасия Никитина (15 в.): «на Великий же день Волосыни да Кола в зорю вошли, а Лось головою стоит на восток» (Кола — Б. Медведица, представляемая в виде повозки, а Лось — архаическое название Полярной звезды). Характерно, что в русских средневековых астрологических текстах семь планет, оказывающих влияние на судьбы людей, называются рожаницами (ср. мифологические женские персонажи того же наименования) и, следовательно, связываются с Родом, подобно тому, как В., в конечном счёте,связаны с другой (территориальной) формой объединения людей — волостью.
Название Плеяд В. соотносимо с культом Волоса-Велгса, который на севере Руси и в Поволжье соединился с культом медведя («волосатого», в табуистическом обозначении): сияние В. предвещает удачу в охоте на медведя.
В день св. Власия (сменившего Велеса — христианского покровителя животных) в Тульской губернии севершался ритуал окликания звез ды: когда на неое появлялись звезды, овчары выходили на улицу, становились на руно (шерсть) и пели, призывая звезду осветить «огнём негасимым белояровых овец», умножить их приплод (чтобы овец было больше, чем звёзд на небе). Позднее название В. переосмысливается и начинает выступать в ряде вариантов — Волосожар, Весожары, Висожары, Стожары, др.-рус. Власожелищи, Власожелы, власожельский, Бабы и т. п. (ср. сер-бскохорв. Влашичи, «Плеяды», болг. власците, «Орион», «Плеяды», власите, «Орион» и т. п.).
В ряде этих названий, очевидно, присутствует мотив женщин (ср. Бабы, «Плеяды»); образ волос неизменно связывается с этим мотивом, ср. укр. «Волосом св1тити» — «быть девицей», «Волосом засвшыа» (о замужней женщине) и т. п.; ср. также волосы солнца как обозначение его лучей при восходе или закате; «непе-тый волос» (о девице), «петый волос» (о замужней женщине) и т. п. В день св. Власия женщину, заподозренную в злых замыслах, зарывали в землю (в частности, чтобы прогнать коровью смерть; для этого же «зорнили пряжу», т. е. выносили её на три зори).
Все эти мотивы — звёзды, зори, наказание женщины, пряжа («волос»), скот и т. п.— отсылают к мифам и легендам, известным в разных традициях, о превращении женщины в звезду или женщин (напр., сестёр) — в созвездие как результат спасения их от преследования или в наказание за вину.
В этом контексте В.— небесное созвездие — могло бы пониматься и как образ небесного стада (напр., коров, ср. «власьевна», как обозначение коровы, или обозначение в загадках звёзд через стадо, прежде всего коров), пасомого Солнцем или Месяцем, и как астрализованный образ женщины. В последнем случае В. могут толковаться как жёны Волоса: Волос — Волосыни (или Волосыня), подобно Перун. — Перынь (Перыня), жена Громовержца, имя которой образовано с помощью того же суффикса - ыня.
Поскольку души умерших часто представляются в виде стада, пасущегося в загробном мире, и образ В., хотя и косвенно, тоже связан с мотивом смерти, и для В. может быть реконструирована функция связи с миром усопших душ. Реальность этой реконструкции подтверждается как греческим образом загробного царства — Елисейских полей (тот же корень *vel-), так и языковыми данными—индоевроп. *vel-: *vol- б значении «смерть», «умерший» и т. п.
ВОЛХ, Волх Всеславьевич, Вольга
мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств.
Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже — Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно-колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал.
Чудесно рождение Волха: мать Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг её ноги и «хоботом бьёт по белу стегну»; вскоре появляется на свет Волх, рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясётся «царство Индейское», колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица — высоко в небеса, звери — в горы и т. п. Чудесно и развитие Волха: едва родившись, он уже говорит, «как гром гремит», его пеленают в «латы булатные», кладут ему в колыбель «злат шелом», «палицу в триста пуд»; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает «хитрости-мудрости»: оборачиваться «ясным соколом», серым волком, «гнедым туром— золотые рога».
Освоив искусство оборотничества, Волх в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что «индейской царь» собирается идти на Киев, В. решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на Индейское царство. По пути он упражняет и демонстрирует свои «хитрости-мудрости», выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей.
Обернувшись волком, он бегает по лесам и «бьёт звери сохатые», в облике сокола бьёт гусей, лебедей, уток. Волх кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив «вражбу чинить» индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи успешно, Волх применяет свои «хитрости-мудрости», чтобы сокрушить Индейское царство! Обернувшись туром-золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) и подслушивает его разговор с «царицей молодой Еленой Александровной». Узнав о враждебных намерениях царя, Волх оборачивается горностаем, спускается в подвал-погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведёт её к городу-крепости индейского царя.
Чтобы проникнуть незаметно внутрь, Волх оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков) и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. В. убивает индейского царя, берёт в жёны царицу Елену,женит своих воинов на семи тысячах пощажённых девиц, а сам становится царём, богато одарив дружину.
Мотив превращения Волха (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой (Ригведа I, 51 и др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв.— «муравейный») стал родоначальником мирмидонян, «муравейных» людей. В русской сказке И вал Царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой он женится. Связь с Волха мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему громовержца. Вместе с тем Волх реализует и тему противника громовержца — Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него «хитрости-мудрости» и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться в другие существа.
Оборотничество Волха нашло продолжение в таком же свойстве, приписываемом историческому персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 в.), упоминаемому в этой связи п в «Слове о полку Игореве» (ср. отчество Волха— Всеславьевич, т. е. сын Всеслава).
Второй сюжет, в котором выступает Волх (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославгович и т. п.), связывает его с Микулой Селяниновичем. Общее у Вольги этого сюжета с Волхом— воспитание в детстве без отца, освоение «мудрости» (превращение в щуку, в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода.
Г
ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ
три богатыря-великана русских сказок. Они обладают сверхчеловеческой и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного порядка, затрудняющему действия главного героя. Горыня ( Горыныч, Вертогор, Вернигора) захватывает целую гору, несёт в лог и верстает дорогу или «на мизинце гору качает, горы сворачивает».
Дубыня ( Дубынеч, Вертодуб, Вернидуб, Великодуб , а также Дугиня, который любое дерево «в дугу согнёт») «дубьё верстает: который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт». Усыня ( Усынеч, Усынка) «спёр реку ртом, рыбу ловит усом, на языке варит да кушает», «одним усом реку запрудил, а по усу, словно по мосту, пешие идут, конные скачут, обозы едут» и т. п. Эти богатыри — не духи-покровители соответствующих объектов (гора, дуб, река), а нарушители их естественных функций: они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек.
Антропоморфические черты этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания. Г. связывается с горой как препятствием на пути, помехой, нарушающей ровность воздвижением вверх. Д. (связанный с дубом в силу народно-этимологического осмысления) мог некогда быть связан с другим нарушением ровности, порядка — с провалом на пути, помехой, находящейся внизу и так же, как и в случае Г., относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя У. также должно быть расценено как результат народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия плеча (ус из индоевроп. *oms-), У. сопоставим с образом дракона или змея, запруживающего воды своими «плечами». Змеиная природа У. непосредственно проявляется в сказке, где У.— «птица Усыня змей о 12 головах» («сам с ноготь, борода с локоть, усы но земле тащатся, крылья на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч).
Иногда упоминается булава или дубина У. притом, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. Таким образом, прототипами трёх богатырей можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т. п.
Следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя, обнаруживаются в мотиве «слабости» их по сравнению с главным героем и особенно в мотиве предательства. Первый из этих мотивов встречается в эпизоде с Бабой-ягой: когда один из богатырей остаётся в избушке, чтобы приготовить еду для ушедших на охоту товарищей, является Баба-яга, избивает богатыря и вырезает ремень из его спины; только главный герой выдерживает это испытание, побеждая Бабу-ягу.
Преследуя Бабу-ягу, богатыри вместе с главным героем приходят к норе (отверстию, пещере), герой спускается в подземное царство (или в три подземных царства), добывает для богатырей невест — царевен этого царства, которых вытаскивают на верёвке на землю; когда же пытается выбраться наружу главный герой, один из богатырей обрубает верёвку. В финале герой сказки убивает Г., Д. и У. Характерно, что имя героя, связанного в сюжете с богатырями, также обычно связано с природной сферой — или животной (Ивашка-Медведко), или растительной (Сосна-богатырь).
Чаще всего Г., Д. и У. выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трёх эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши, Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Д., а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу У.). Святогор с его косной, не находящей применения силой оказывается в генетическом плане сродни Г. (Илья Муромец в сюжете с участием Святогора выступает как аналог героя сказки). Г. близок и другой эпический персонаж-Змей Горыныч, в свою очередь, связанный с образом Огненного Змея. Эта связь даёт возможность видеть для определённого периода в именах Г. и Горыныча отражение корня «гореть» (огонь), а не «гора».
В таком случае не исключено, что триаде Г., Д. и У. на более раннем этапе развития соответствовала трёхчленная «змеиная» группа — Змей Огненный, Змей Глубин, Змей Вод (ср. дальнейшую трансформацию — Иван Водович, Фёдор Водович, Михаил Водович). Эти образы хорошо известны в индоевропейской мифологии.
Д
Денница
в славянской мифологии образ полуденной зари (или -звезды), мать, дочь или сестра солнца, возлюбленная месяца, к которому её ревнует солнце (мотив «небесной свадьбы», характерный и для балтийской мифологии).
Доля
В славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством; первоначально само слово бог имело значение «доля».
Наряду с доброй Долей как персонификацией счастья в мифологических и позднейших фольклорных текстах выступают злая (несчастная, лихая) Доля, недоля, лихо, горе, злосчастие, беда, нуж(д)а, бесталаница, кручина, бессчастье, злыдни как воплощения отсутствия Доли, дурной Доли. Другое персонифицированное воплощение счастья — встреча (др.-рус. устрЪча), противопоставляемая невстрече (Creha и Hecreha в сербской народной поэзии).
Е
ЕРУСЛАН ЛАЗАРЕВИЧ
Руслан, Уруслан Залазарович (в древнейшем русском списке 17 в.), герой древнерусской книжной сказочной повести и фольклора.
Имя Е. Л. и некоторые сюжеты (поиски богатырского коня Араша — ср. Рахш, бой Е. Л. с сыном) восходят к иранскому эпосу о Рустаме («Шахна-мэ»). Мотивы иранского эпоса были заимствованы при тюркском посредстве: Арслан («лев», рус. Руслан) — тюркское прозвище Рустама, отец Е. Л. Залазар — отец Рустама Зальзар. В героических странствиях Е. Л. вступает в единоборство с богатырями-соперниками, чудовищами (в т. ч. с трехголовым змеем, которому в жертву предназначалась царская дочь), вражескими полчищами. Чтобы вернуть зрение ослеплённому врагами царю Картаусу (Киркоусу, ср. Кай Навус), своему отцу и 12 богатырям, Е. Л. должен сразиться с «Зелёным (вольным) царём Огненным щитом» (ср. царь Огонь в русской [сказке) и добыть его желчь (кровь и печень). По дороге Е. Л. встречает дев-птиц, одна из которых переносят его в царство царя Огненного щита. Там он видит поле боя с головой великана-богатыря, которая рассказывает о спрятанном под ней мече-кладенце: только им можно убить царя и лишь при помощи хитрости.
Царь Огненный щит, сидя на восьминогом коне, не подпускает близко противников, сжигает их. Е. Л. нанимается на службу к царю, обещает добыть меч-кладенец, сам же тем мечом поражает царя (того можно ударить мечом лишь один раз — от второго удара он воскреснет: ср. сходные поверья об убийстве Огненного Змея). Е. Л. женится на спасённой от змея царевне, затем уезжает в солнечный город (девичье царство), где остаётся с царицей города. Тем временем рождается и подрастает его сын богатырь Еруслан Ерусланович. Он подъезжает к солнечному городу и вызывает Е. Л. на бой: в трудном поединке Е. Л. узнаёт сына по кольцу и возвращается с ним к жене (ср. также бой Ильи Муромца с сыном).
З
ЗДУХАЧ
у южных славян человек (реже животное), обладающий сверхъестественной силой, которая проявляется только, когда он спит.
Во время сна из него выходит дух, который ведёт за собой ветры, гонит тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими 3духачами. 3духач охраняет от стихийных бедствий поля и угодья своего села, рода. 3духач— чаще всего взрослый мужчина, но им может быть и ребёнок (особенно родившийся «в сорочке»), женщина и даже пастушеская собака, вол, корова, конь, баран козёл и др. 3.-животное защищает только стада и животных.
Согласно народным представлениям, 3духачами были и знаменитые исторические личности. Бои между 3. происходят чаще всего весной, когда дуют сильные ветры, и в долгие осенние ночи. 3. вооружены обгорелыми лучинами, веретёнами, но нередко в схватке используют камни и древесные стволы, вырванные с корнем. После смерти 3духач становится волкодлаком.
К
КАРНА И ЖЕЛЯ
КАРНА (КРУЧИНА) — от слова "корить" (древнерусское "карити") - богиня скорби и похоронного обряда, богиня печали, богиня-плакальщица, дочь МАРЫ, сестра ЖЕЛИ. Карна и Желя - персонификации плача и горя, известны из "Слова о полку Игореве": "за ним кликну Карна и Жля, поскачи по Русской земли". Считалось, что одно лишь упоминание имен Карны и Жели облегчает душу и может спасти от многих.
ЖЕЛЯ — (западнославянское - Живана) происходит от слова "жалеть", богиня похоронного обряда, провожающая на погребальный костер. Отсюда же и "жальник" - могила. Также богиня смертной печали. "Желя", "желение" - скорбь по умершим. Считалось, что даже одно упоминание ее имени облегчает душу; в славянском фольклоре сохранилось много плачей и причитаний. Сестра Карны, дочь Мары и Кощея. бедствий в дальнейшем. Не случайно в славянском фольклоре так много плачей и причитаний.
Появляется в виде коровы или кошки, чаще всего чёрной, или собаки, иногда в облике коровьего скелета (поздний символ, возникший по образцу популярного облика человечьей смерти). С Коровьей смертью борются различными обрядами: опахиванием селения, умерщвлением коровы, кошки, собаки или иного небольшого животного и петуха (чаще всего путём закапывания живьём), зажиганием «живого», т. е. добытого трением, огня, перегоном скота через ров или тоннель, вырытый в земле, тканьем «обыденного», т. е. вытканного в один день холста. При опахивании иногда поют, призывая К. С. выйти из села, т. к. в селе ходит св. Власий (покровитель скота).
Когда на Курщине и Орловщине при опахивании попадалось навстречу какое-нибудь животное (кошка или собака), то его тотчас убивали, как воплощение Смерти, спешащее укрыться в виде оборотня. В Нижегородской губернии для отвращения заразы крестьяне загоняли весь скот на один двор, запирали ворота и караулили до утра, а с рассветом разбирали коров; при этом лишняя, неизвестно кому принадлежащая корова, принимается за К. С, её взваливали на поленницу и сжигали живьём.
в восточнославянской мифологии воплощение весны и плодородия.
В русских обрядах «проводов весны» («проводов К.») К.— молодая, женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах К. её воплощает соломенное чучело женщины или мужчины. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом (ср. похороны Кострубоньки, Купали, Германа, Ярилы и т. п.), но К. воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие. Название «К.» связывают с рус. «костерь», «костра» и другими обозначениями коры растений; ср. также чеш. kostroun, «скелет» (шутливое).
Л
ЛИХОРАДКИ, трясавицы
у русских демоны болезни в облике женщин.
Лихорадки бывают различными и общее число их, как правило, 12. В русских заговорах часто перечисляются их имена: в записи 18 в. — тресея, отпоя, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, авея, немея, глухея, каркуша и др. Наличие этих имён только в заговорах, также как и весьма различный состав этих имён, среди которых немало греческих и с неясной этимологией, показывает, что Л. относятся к книжно-апокрифическому слою славянской и русской демонологии. Само число 12 и резко отрицательная семантика «сестёр-трясавиц» связана с апокрифическим мотивом дочерей царя Ирода. Девы-Иродиады — простоволосые женщины дьявольского обличья.
В некоторых заговорах их 7, 10, 40, 77, а в народных преданиях Лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. Образ Л. в отличие от образа чумы в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражён в быличках, обрядах и поверьях.
М
МОКОШЬ
МАКОШЬ (МОКОШЬ) — мать счастливого жребия. Она - пряха, прядет нити судьбы, подобно античным мойрам. Вместе с сестрами-помощницами Долей и Недолей она определяет судьбу людей и богов. Она обладает тайной Прави, тайной Коло Сварога. Ее велениям подчиняются и боги, и люди. Макошь - таже богиня гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Богиня итогов хозяйственного года, подательница благ. Урожай каждый год определяет жребий, судьба, поэтому ее и почитали как богиню судьбы. Обязательный атрибут при ее изображении - рог изобилия. Эта богиня связывала отвлеченное понятие судьбы с конкретным понятием изобилия, покровительствовала домашнему хозяйству, стригла овец, пряла, наказывала нерадивых. Конкретное понятие "пряха" связывалось с метафорическим: "прядение судьбы". Поскольку в ее распоряжении были все плоды земные, она ведала и судьбой урожая, т.е. распределением продуктов, сырья, предметов ремесленного производства. Макошь покровительствует святым целебным источникам и колодцам (известны "пятницкие родники"). Макошь изображается в виде женской фигуры с высоко поднятыми руками (в которых она иногда держит коней или птиц). Ее образ позже вытеснялся Параскевой Пятницей, хотя в данном христианском персонаже нашел свое отражение также отчасти и образ богини Лады-(Фрейи), день пятницы соотносим и с ней также.
П
ПЯТНИЦА
персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши.
Позднее культ Пятницы, соединившийся с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, сохраняет некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян П.— персонифицированное представление нечётного дня недели, следующего за чётным днём, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг — Пятница, воспроизводящей более древнюю Перун — Мокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чёт — нечет и мужской — женский. П. иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля — дня, посвященного Пятнице), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день П. запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть.
По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретёнами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «водить П.» — женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященные ей дни (по другому поверью — прядут не лён, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с П.). Согласно «Стоглаву» (16 в.) и другим древнерусским текстам, в день П. женщины не пряли и не стирали («мыли») платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить П. и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов П. может покарать болезнями глаз и другими бедами. В болгарской песне с жалобами на нарушающих запреты, связанные с П., обращаются к Илье-громовнику дева Мария и Мария Магдалина.
Соединение женского мифического персонажа с водой и пряжей отражено в общеславянском мотиве: в восточнославянском варианте баба-яга задаёт героине работу — прясть, а та убегает от неё, причём путь погоне преграждает река; в южнославянском варианте Параська (ср. Параскева-Пятница), взятая в плен турками, осталась непреклонной и бежала из гарема, охраняемая ангелом; спасаясь от погони, она превратилась в чистую криницу.
У восточных славян деревянные скульптуры П. ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бросая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть.
У восточных, и у южных славян П. (святая Петка) связывается с мышами. В украинских сказках святая П. вместе с Понедельником и Средой выступает в качестве трёх персонажей, по функции сходных с тремя дочерьми бабы-яги, несущими службу на подступах к городу.
В духовных стихах Пятница описывается как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. На старых севернорусских иконах (в частности, на новгородской иконе второй половины 13 в., предназначенной для женского монастыря) П. может изображаться на обороте образа богоматери. Типологически славянские параллели о П. имеют общие черты с таджикской Ви-би-Сешанби («госпожа вторник»), а также с мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы, типа греческих мойр, исландских норн, хеттских ткачих.
ПРИКОЛИЧ
Приколич (проколич) — вид румынского вампира, который больше напоминает западного оборотня.
Приколичами становились бастарды (незаконнорожденные дети) или дети, родившиеся в результате кровосмешения, особенно в третьем или седьмом колене, дети, зачатые в праздники, а также покойники, которые при захоронении были осквернены животными. Им мог стать человек, которого после смерти укусило какое-нибудь животное. Такая же участь грозила тому, кто был ранен приколичем, находящимся в зверином обличье.
По поверьям, превращаться в оборотня мог человек, совершивший кровосмешение (инцест). Считалось также, что умершие дети-оборотни вставали из могил и приходили к своим родителям, чтобы уничтожить их. Тому, кто не имел никакого отношения к кровосмешению и не был бастардом, превратиться в оборотня можно было следующим способом: перевернуться через голову три раза, семь раз выпить свою мочу, молоко женщины, сперму шакала и запить все это чьей-нибудь кровью. После всех этих манипуляций человек обретал способность превращаться в любого животного. Когда приколич превращается в собаку, он становится огаром (огар — румынское название борзой).
После ночных скитаний приколич снова становился человеком, но и в своем человеческом облике также сохраняет звериные черты: хвост и шерсть по всему телу. Считалось, что по определенным приметам можно было узнать оборотня в человеческом облике. Оборотни-приколичи считались очень агрессивными существами, иногда они становились вожаками волчьих стай, чтобы нападать на стада коров, пробираться в дома жителей деревень и выпивать их кровь. По преданию, убить это существо можно, только если накормить его человеческой едой, предварительно поранив его до крови и прочитав молитву.
С
СВАРОГ
в славянской мифологии бог огня.
По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварога был связан с культом огня: язычники «огневи молять же ся, зовуце его сварожичем» («Слово некоего христолюбца»). В славянском переводе хроники Иоанна Малалы (12 в.) С. отождествлён с древнегреческим Гефестом.
В древнерусском пантеоне особо тесные связи соединяли Сварога с Дажьбогом, названным в летописи сыном С. («...сего ради прозваша и богъ Сварог... и по семь царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогь... Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажь-богъ», Ипатьевская летопись 1114 г.).
Суденицы
у славян мифические существа женского пола, определяющие судьбу человека при его рождении. Суденицы ходят вместе как три сестры, младшей из которых лет 20, а старшей — 30—35. Они бессмертны и приходят издалека, обычно в полночь на третий (реже — на первый или седьмой) день после рождения ребёнка в его дом, чтобы «судить» или «наречь» ему жизненную судьбу. Согласно болгарской традиции, этот «суд» происходит так: сначала нарекает судьбу младшая из Судениц затем средняя п. наконец, старшая, и её слово оказывается самым вещим и определяющим. В сербской же традиции считалось, что старшая обычно предлагала новорождённому смерть, средняя — физические недостатки, а младшая, по желанию которой обычно и сбывалась судьба, оказывалась самой милостивой и говорила, сколько жить ребёнку, когда ему идти к венцу, с чем столкнуться в жизни и каким счастьем обладать. Установленная судьба оказывалась неумолимой. Верили, что эту судьбу Суденицы писали младенцу на лбу (ср. рус.: «Так ему на роду написано»). По представлению чехов, Суденицы приходят в белых одеждах со свечами. У восточных славян образ Суденицы вырисовывается бледно, почти исключительно в быличках и народных новеллах. У греков Суденицам соответствуют мойры — пожилые женщины, одетые во всё чёрное, посещающие новорождённого на третью, а иногда и на пятую ночь (в древнегреческой мифологии такие существа определяют судьбу ребёнка до его рождения). У римлян они известны как парки. Ф
ФАРАОНКИ
в русском фольклоре название полурыб-полудей.
Название Ф. связано с вторичным осмыслением традиционного образа русалки под влиянием легендарного цикла, сложившегося вокруг библейских мифов. Ф., в русской деревянной резьбе, иногда сопровождаемые персонажами мужского пола — «фараонами», воспринимались как представили египетского воинства, преследовавшего уходивших из Египта евреев чудесно потопленного в водах Чермного моря.
Согласно русской легенде, известной с 16 в., египетское войско в воде превратилось в полулюдей-полурыб, а их кони — в полуконей-полурыб. Ч ЧЕРНОБОГ
в балтийско-славянской мифологии злой бог, приносящий несчастье.
В «Славянской хронике» автора 12 в. описан ритуал пиршества, на котором пускали вкруговую чашу и произносили заклинания от имени двух богов — доброго и злого, «чёрного бога». На основе этого противопоставления реконструируется пара Белобог — Чернобог, воплощение противопоставлений «счастье — несчастье, белый — чёрный» и т. д.
Заключение Таким образом, в ходе данного исследования был определен список не – или малоизвестных имен. Получившийся в результате словарь имеет практическое значение: он может быть использован как приложение к учебникам литературы, истории и изобразительного искусства. Но не все слова получили свое объяснение. Мы не сумели найти толкование такому имени, как ЕЛЕ. Отличаются по содержанию статьи о таком персонаже, как САВВА. Следовательно, работа не является законченной и словарь может быть дополнен новыми статьями о сказочных и мифологических персонажах. Использованные источники:
|
Огонь фламенко
Что такое музыка?
Корзина с еловыми шишками
Л. Нечаев. Яма
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?