Данная исследовательская работа учащихся посвящена вопросам взаимосвязи учебной мотивации и учебной активности учащихся . Авторы работы рассматривают понятие"учебная мотивация" и активность учащихся в учебном процессе во взиимосвязи с успеваемостью . Учащиеся сопоставляют данные по исследованию мотивации в 4 классе и через 2 года в 6 классе . Сопоставив данные диагностики и результаты анализа успеваемости обучающихся , приходят к определенным выводам. У 33 % учащихся прослеживается четкая взаимосвязь между исследуемыми понятиями.
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_uchebnoy_motivatsii_suspkvaemostyu.doc | 114 КБ |
Исследовательская работа
«Связь учебной мотивации с успеваемостью»
Выполнили ученики МБОУ СОШ № 6 г. Торжка
Фролова Юлия, Никитина Анастасия
Руководитель: педагог-психолог МБОУ СОШ № 6 г. Торжка Намм Лариса Антониновна
СОДЕРЖАНИЕ
3 . Исследовательская часть ………………………………………………… 10 стр.
4. Выводы: …………………………………………………………………… 14 стр.
5. Библиография ……………………………………………………………… 15 стр.
1.Введение
Целью данной исследовательской работы является исследование мотивации учебной деятельности учащихся класса 4А (2009-2010) и этого же класса через два года 6А (2011-2012) методом анкетирования. В связи с этим были поставлены следующие задачи:
Курсовая работа включает две части: теоретический обзор проблемы мотивации и исследование мотивации учащихся 4 А и 6 А классов г. Торжка.
Исследование проводилось на базе школы № 6 г. Торжка. В качестве инструмента исследования была использована анкета и метод сопоставления полученных результатов.
Для объяснения понятия «мотивация», а так же «учебная мотивация» обратимся к словарям и справочникам.
Словари и справочники трактуют следующим образом понятие «мотивация».
Народы и культуры/ Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Под ред. Р. Хоггарта, 2002 г. определяет данное понятие следующим образом.
Мотивация
(motivation), процесс, вынуждающий людей действовать определенным образом в конкретной обстановке. Психологи пришли к выводу, что поведение человека и животных зависит от врожденных биологических стимулов — секса, голода и жажды. Более ранние высказывания на эту тему, в частности выступления английского психолога Уильяма Мак-Доугалла (1871—1938), были посвящены инстинкту. Однако, напр., фрейдовский психоанализ и теория социального научения делают акцент на модификации поведения и формировании стимулов к нему в процессе опыта. Бихевиористы (бихевиоризм) утверждают, что животные и люди вырабатывают модели поведения, подкрепленные поощрениями и наказаниями. Фрейд подчеркивал, что человеческие инстинкты контролируются моральными нормами, которым обучаются и которые люди привыкают уважать под страхом наказания. Обе теории оказались ошибочными. Сторонники теории социального научения продемонстрировали, что дети могут учиться и без поощрений и наказаний, а американец Х.Ф. Харлоу (1905—81) показал, что на это способны даже приматы. Родительское терпение и стимулы вместо наказаний помогают детям усвоить необходимые нормы поведения. С тех пор как Эдуард Толмен опубликовал свою книгу. Целевое поведение у животных и человека (1932), психологи проявляют все больший интерес к организации целевого поведения и к планам выбора его модели. Это повысило значимость когнитивных черт М. (когнитивное развитие), в которой важную роль играют также ожидания.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста дает следующее определение мотивации.
«Мотивация - желания и побуждения, вызывающие личностную активность и определяющие её содержание. Термин мотивация используется во всех областях психологии при исследование причин и механизмов целенаправленного поведения. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:
потребности и инстинкты как источники активности организма;
проявление мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения; проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта как фактора регуляции динамики поведения.
В боле узком смысле под мотивации понимается система мотивов, побуждающих человека к совершению тех или иных действий и поступков. ( Н. Толстых).
Психологический словарь предлагает определение мотивации, как
«побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин « Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:
1) При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируется проявления потребностей и инстинктов как источников активности.
2)Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего, проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. 3) При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуется проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта».
Если речь идет об учебной мотивации, то под ней подразумевается мотивация к учебной деятельности, осмысленным овладением знаниями, умениями и навыками.
Понятие учебной мотивации.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определённой ситуации, зависит объём усилий, которые он прилагает в своей учёбе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включён в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.
Большое место в мотивации младшего школьника занимает отметка. Не все дети начальных классов хорошо понимают объективную роль отметки. Непосредственная связь между отметкой и знаниями устанавливается лишь немногими. В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. В ситуации столкновения мотивов, когда дети могли сделать выбор: решать задачу на отметку или решать задачу, требующую мыслительной активности, рассуждении, большинство детей выбирают задачу на отметку.
Отметка выражает и оценку знаний учащегося, и общественное мнение о нем, поэтому дети стремятся к ней не собственно ради знаний, а ради сохранения и повышения своего престижа. В связи с этим младший школьник может использовать и неприемлемые пути для получения желаемых отметок, склонен к переоценке своих результатов. По данным Ш. А. Амонашвили, 78% детей начальных классов, получивших разные отметки (кроме «5»), уходят домой из школы недовольные, считая, что они заслужили более высокие отметки, а учителя занизили их. Другие привыкают к своим неудачам, постепенно теряют веру в свои силы и становятся совершенно безразличными к получаемым отметкам.
В связи с тем, что младшие школьники придают такое большое значение отметке, необходимо, чтобы она приобрела другой смысл, чтобы маленький школьник рассматривал ее как показатель уровня знаний и умений. Отметочная мотивация требует особого внимания учителя, так как она таит в себе опасность формирования эгоистических побуждений, отрицательных черт личности.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
1. Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.
2. Хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.
5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения.
2.2 Изменение мотивации в младшем школьном возрасте.
Как же изменяется мотивация учения школьников в течение младшего школьного возраста?
Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе, и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы (интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний); мотивы самообразования представлены пока самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знаний; широкие социальные мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной значимости учения к более глубокому осознанию причин необходимости учится; узкие социальные мотивы представлены желанием ребенка получить, главным образом одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем представлении.
Младший школьник только ещё учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.
Представления детей о том, для чего они учатся в школе, у детей младшего школьного возраста достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные дети высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению.
Часто родителям младших школьников приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.
При появлении отметки в обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.
Мотивация младших школьников с разной успеваемостью.
Познавательный интерес (интерес к содержанию и процессу обучения) у большинства детей даже к концу этого возраста находится на низком или среднем уровне. Большое место в мотивации младшего школьника занимают узколичные мотивы – мотивация благополучия, престижа. Среди этих мотивов первое место занимает мотив «хочу получать хорошие отметки». В то же время отметка снижает активность детей, их стремление к умственной деятельности. Отрицательная мотивация (избегание неприятностей) не занимает ведущего места в мотивации младшего школьника.
Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.
Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит. Изменения в учебной мотивации более ярко видны к подростковому возрасту.
3. Исследование мотивации учебной деятельности учащихся.
Методика проведения исследования
Для изучения мотивации учения школьников было проведено исследование. Исследование проводилось на базе школы № 6 г. Торжка в 4 «А» классе педагогом – психологом Намм Л.А. в 2009-2010 г. и нами, Фроловой Юлией и Никитиной Анастасией, в 6 «А» классе в феврале 2012 г.
Цель исследования: провести анализ мотивации учебной деятельности у учащихся нашего класса (4 класс и 6 класс) и сопоставить результаты изменения учебной мотивации с изменением успеваемости учащихся.
Задачи:
1. Выявить мотивацию учения школьников подросткового возраста.
2. Проанализировать особенности динамики мотивации учения в младшем и подростковом школьном возрасте.
3. Сопоставить результаты изменений учебной мотивации с изменение успеваемости.
Исследование проводилось методом письменного опроса (с применением анкеты), так как он позволяет охватить большее количество школьников.
Учащимся зачитывали вопросы анкеты и три ответа на них (приложение 1), а затем была дана инструкция: «Выберите, пожалуйста, подходящий ответ для Вас». После того, как испытуемые отметили свой ответ, анкеты были собраны, а детей поблагодарили за участие в исследовании.
Анкета для определения школьной мотивации
1.Тебе нравится в школе?
(да - не очень - нет)
2. Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
(Иду с радостью – бывает по-разному - чаще хочется остаться)
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
( пошел бы в школу – не знаю – остался бы дома)
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
( не нравится – бывает по-разному – нравится)
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?
( не хотел бы – не знаю – хотел бы)
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
( нет – не знаю – не хотел бы)
7. ты часто рассказываешь о школе своим родителям, друзьям?
( Часто – редко – не рассказываю)
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель?
( мне нравится наш учитель – не знаю – хотел бы)
(много - мало – нет друзей)
( нравятся - не очень – нет)
Анализ результатов:
Каждый первый ответ 3 балла, второй- 1 балл, третий 0 баллов
Максимальная оценка 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная мотивация.
25-30 баллов – высокая мотивация
20-24 -хорошая мотивация
15-19 - положительная мотивация, но школа привлекает внеучебными сторонами
10- 14 -низкая мотивация
Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе.
Совместно с Намм Л.А. мы сопоставили результаты, полученные психологом у учащихся 4 класса с результатами, полученными нами в этом учебном году, в 6 классе.
Высокий уровень мотивации | Средний уровень мотивации | Низкий уровень мотивации | |
4 класс | 56% учащихся | 44% учащихся | 0% |
6 класс | 19% учащихся | 70% учащихся | 11% учащихся |
Объективно произошло снижение уровня учебной мотивации. Процентное отношение учащихся с высоким уровнем учебной мотивации изменилось с 56 % до 19 % учащихся к 6 классу, что составляет 37%.
Психологи выделяют следующие причины снижения учебной мотивации:
1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.
2. Отношение ученика к учителю.
3. Отношение учителя к ученику.
4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.
5. Личная значимость предмета.
6. Умственное развитие ученика.
7. Продуктивность учебной деятельности.
8. Непонимание цели учения.
9. Страх перед школой.
Мы решили сопоставить изменение учебной мотивации и успеваемость учащихся и установить, существует ли зависимость этих двух показателей.
Сопоставление уровня учебной мотивации и успеваемости учащихся 4 а и 6 а классов
2009-2010 | успеваемость | 2011-2012 | успеваемость | |
А1 | средний | Имеет 3 | высокий | Имеет тройки |
В2 | высокий | хорошист | низкий | Имеет тройки |
Г3 | средний | хорошистка | низкий | Хорошистка |
Д4 | высокий | хорошист | средний | Имеет тройки |
Ж5 | средний | Имеет 3 | средний | Хорошистка |
З6 | - | - | - | Хорошист |
И7 | высокий | отличник | средний | Имеет тройку |
И8 | средний | хорошистка | средний | Хорошистка |
К9 | высокий | хорошистка | средний | Хорошистка |
К10 | средний | Имеет 3 | средний | Имеет тройки |
Л11 | - | Имеет 3 | средний | Имеет тройки |
Н12 | средний | отличница | средний | Отличница |
О13 | - | Имеет 3 | средний | Имеет тройки |
П14 | высокий | отличник | высокий | Отличник |
П15 | средний | хорошист | средний | Хорошист |
С16 | высокий | хорошистка | средний | Хорошистка |
С17 | - | хорошист | средний | Хорошист |
С18 | высокий | отличник | средний | Имеет тройки |
С19 | средний | хорошист | средний | Имеет тройки |
С20 | высокий | отличник | высокий | Хорошист |
Т21 | высокий | хорошист | средний | Хорошистка |
Ф22 | высокий | отличница | высокий | Отличница |
Ш23 | - | - | - | - |
В результате сопоставления мы видим изменение уровня учебной мотивации в сторону понижения у 37 % учащихся 6 «А» класса в сравнении с 4 классом. Изучив журнал, мы проследили изменение успеваемости в худшую сторону у данных учащихся. Например, субъект В2, Д4 имел в 4 классе высокий уровень успеваемости и был хорошистом, на настоящий момент в 6 классе у него низкий уровень успеваемости и он имеет тройки. С 20 имел в 4 классе высокий уровень успеваемости и был отличником, в 6 классе - средний уровень мотивации и имеет удовлетворительные оценки.
Выводы:
Объективно прослеживается связь между уровнем развития учебной мотивации и успеваемостью у следующих субъектов: В 2; Д 4; И 7; С 16; С18, С 20; С 21, что составляет 33% от общего количества учащихся. Мы констатируем наличие корреляции между двумя этими понятиями. У данных субъектов учебного процесса упала учебная мотивация за два года и изменилась успеваемость по предметам в худшую сторону, что даёт основание для установления связи.
Библиография:
Какая бывает зима
Этот древний-древний-древний мир!
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Где спят снеговики?
Два петушка