Целью данной научной работы является исследование речи старшеклассников. На современном этапе развития нашего общества необходимо знать и изучать современный русский язык, быть высокообразованным человеком, но в речи молодого поколения часто слышны слова, свидетельствующие о низкой культуре. Как искоренить из речи слова- паразиты? Этой проблемой и заинтересовалась автор данного проекта.
Этапы создания научной работы составлены последовательно. Практическая работа была проведена планомерно, с применением знаний теоретического материала и грамотным использованием подготовленного материала.
Особое внимание привлекает к себе актуальность проблемного вопроса «Почему в речи старшеклассников появляются слова- паразиты? Отчего это зависит? Как с этим бороться? ». Учащаяся старается дать полный ответ на заданный вопрос, приводя различные доводы.
Основным выводом работы и её важным результатом является мнение проектанта о необходимости объединения усилий взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами. Она уверенна, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnyy_proekt_slova-_parazity_v_rechi_starsheklassnikov.docx | 197.97 КБ |
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 199.69 КБ |
Управление образования города Астана
ГУ «Средняя школа №20»
Тема работы:
«Слова- паразиты в речи старшеклассников».
Секция: языкознание
Автор: Шайхисламова Меруерт, 10 «А» класс
ГУ «Средняя школа №20» города Астана
Руководитель: Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна , учитель русского языка и литературы
Астана – 2015
АННОТАЦИЯ
Целью данной научной работы является исследование речи старшеклассников. На современном этапе развития нашего общества необходимо знать и изучать современный русский язык, быть высокообразованным человеком, но в речи молодого поколения часто слышны слова, свидетельствующие о низкой культуре. Как искоренить из речи слова- паразиты? Этой проблемой и заинтересовалась автор данного проекта.
Этапы создания научной работы составлены последовательно. Практическая работа была проведена планомерно, с применением знаний теоретического материала и грамотным использованием подготовленного материала.
Особое внимание привлекает к себе актуальность проблемного вопроса «Почему в речи старшеклассников появляются слова- паразиты? Отчего это зависит? Как с этим бороться? ». Учащаяся старается дать полный ответ на заданный вопрос, приводя различные доводы.
Основным выводом работы и её важным результатом является мнение проектанта о необходимости объединения усилий взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами. Она уверенна, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен.
Руководитель научной работы А.Жумабекова
Рецензия
на научно – исследовательский проект «Слова-паразиты в речи старшеклассников»
ученицы 10 «А» класса ГУ «Средняя школа№20» г. Астаны
Шайхисламовой Меруерт
Автором работы выбрана интересная и актуальная тема для любого человека. Формулировка темы ученического проекта соответствует требованиям исследовательской работы.
Проблема проекта «Слова-паразиты в речи старшеклассников» актуальна и очень важна для понимания учащихся старших классов. Выбранная тема соответствует требованиям времени.
Цели и задачи проекта верно сформулированы и представлены полностью. Автором проведена серьезная работа по изучения специальной литературы. Глубина и качество изучения разной литературы высокие. Теоретические выводы обоснованны. Качество информационной части высокое. Структура работы соответствует логике проекта.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнения. Приятно, что проблема чистоты русского языка заботит не только ученых, но представителей молодого поколения. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова и это становится опасным для современного русского языка.
Работа над созданием проекта велась целенаправленно и поэтапно. Параллельно велось отслеживание результатов исследования. Данный проект отличается последовательностью и полнотой изложения.
Результатом опыта является рекомендация для искоренения слов- паразитов из речи молодежи.
Язык соответствует нормам научной прозы. Качество оформления проекта высокое.
Рецензент:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….…1
Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка………..…...2
Лингвистические паразиты…………………………………………………....3
Сквернословие - один из видов слов-паразитов……………………………..5
Слова-паразиты и причины их употребления………………………………..6
Мои исследования……………………………………………………………..7
Причины употребления слов-паразитов………………………………………………………
Как излечиться от словарных паразитов?.........................................................
Заключение……………………………………………………………………..
Литература ……………………………………………………………………..
Введение
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Так называемые «Слова – паразиты». Классические паразиты — те, которые в организме или в природе, живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, не обращая внимания на мнения окружающих их слов и фраз, беспардонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон... В школе, на уроках, нас знакомят с нормированным литературным языком, объясняя нормы и правила употребления богатств русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? В своем исследовании я попыталась ответить на эти вопросы. Да потому что знакомство с русским языком не ограничивается уроками в школе. Мы слышим, как говорят взрослые вокруг нас, смотрим телевизор и слышим речь, свободную от каких-либо норм. Зачастую речь выступающих маловыразительна, засорена. Вот поэтому я и решила заняться исследованием лингвистических явлений, влияющих на культуру речи моих сверстников.
Цель данной работы: изучение проблемы засоренности речи старшеклассников словами-паразитами в нашей школе; узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит.
Для этого я поставила перед собой следующие задачи:
- выяснить, почему слова называются паразитами;
- рассмотреть группы слов, относящихся к словам-паразитам;
-выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка;
- определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи
Объектом своего исследования я выбрала лексику старшеклассников. Гипотеза. Я предположила, что: большинство подростков в своей речи употребляют «слова-паразиты»; подростки чаще всего не замечают их в своей речи. Актуальность: современные подростки в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться, я предлагаю способы борьбы со словами-паразитами.
В ходе работы над этой темой я обращалась к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдала за речью окружающих меня людей (учителей); проводила анкетирование среди учащихся школы, анализировала полученные результаты.
Методы исследования: изучение литературы и Интернет-ресурсов по теме, анкетирование, наблюдение, оформление результатов.
Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка
Современный русский язык представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.
«Высшей формой национального русского языка, по утверждению лингвистов, является литературный язык, который имеет ряд признаков, отличающих его от других форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, разнообразие речевых стилей./Розенталь Д.Э.,1995.c.4/ Важнейшей особенностью литературного языка является его чистота, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.
Чистой называют речь, свободную от лексики, находящейся за пределами русского литературного языка: варваризмов, жаргонизмов, диалектизмов, слов-паразитов и т.п. Чистота как достоинство речи основывается на языковых нормах. Но проявляется, как правило, на речевом уровне.
Чистота – это качество речи, которое при его несоблюдении оказывается самым заметным для слушателей. Недостаток чистоты речи часто вызывает раздражение, поскольку употребление тех или иных «нечистых» средств вызывает этическую и эстетическую брезгливость и неприятие, а это отражается на коммуникативных отношениях – нарушается взаиморасположенность собеседников друг к другу. Основная масса современных нарушений чистоты речи связана с употреблением грубых, просторечных слов, ненормативной лексики, варваризмов, жаргонизмов, слов-паразитов и канцеляризмов.
Все эти группы лексики объединяет то, что в качестве нарушителей "чистоты" они обычно являются чуждыми включениями в речь. Другими словами, для того, чтобы они расценивались как своеобразные "пятна", нужно, чтобы "основная ткань" текста была "чистой", чтобы в основе речи лежал русский литературный язык со стилистически нейтральной лексикой. В противном случае - если вся речь состоит преимущественно из слов- паразитов - она целиком будет находиться за пределами русского литературного языка. Для оценки допустимости или недопустимости использования уже названных групп лексики важно определить цель, с которой они включены в речь, и уже с этих позиций анализировать, является ли каждый из названных способов нарушения чистоты речи ошибкой или нет. Функции использования этих групп лексики настолько различны, что лингвисты порой существенно расходятся в оценке их роли в языке и в речи. Рассмотрим основные групп лексики, способной засорить речь.
Лингвистические паразиты
На первый взгляд может показаться, что паразиты не имеют никакого отношения к человеческой речи, ведь слово «паразит», употребляемое в биологии, означает «растение или животное, живущее на поверхности или внутри другого организма и питающееся его тканями, нанося ему вред»./Современный толковый словарь русского языка, с.495/ Это классические паразиты. Но, оказывается, есть паразиты и лингвистические. Они живут особой жизнью, не обращая внимания на мнение окружающих их слов и фраз, бесцеремонно внедряясь в канву речи, нанося ей при этом ощутимый смысловой урон.
В лингвистике они получили название слов-паразитов. В «Википедии» читаем: «Слова-паразиты – лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «такскать», «как бы», «это самое», «ну…» и других»./Википедия. Свободная энциклопедия/ В статье приведены примеры самых безобидных слов-паразитов.
Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять
Звали зятя так сказать
А жену звали…ну…
А соседа звали… это…
А его родители –
Видишь ли и видите ли.
А ещё какой-то эээ
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Слова-паразиты прицепляются обычно к человеку, который часто делает в речи заминки, не может подобрать быстро нужное слово. Также считается, что привычка произносить слова-паразиты – это удел людей с маленьким словарным запасом. Я решила проверить истинность этого утверждения. Я наблюдала за речью наших старшеклассников и вот к каким результатам пришла.
Сами учащиеся признались, что слова-паразиты присутствуют в их речи(100%). В речи других они тоже замечают слова- паразиты, и это их раздражает. Чтобы речь учащихся была чище, они стараются бороться со своим недостатком: следят за своей речью, избегая употребления лишних слов. Это характеризует моих сверстников как желающих избавиться от своих недостатков в речи культурных людей. Наблюдения за речью отдельных учащихся оказались очень интересными для меня, так как в их речи я на самом деле заметила присутствие некоторых слов-паразитов. В основном это звуки-паразиты. Чаще всего эти звуки, такие как «э-э-э», «а-а-а», «м-м-м», я слышала их на уроке, когда мои одноклассники отвечают на заданный учителем вопрос . Вероятнее всего, мои сверстники использовали их в своей речи в те моменты, когда старались подобрать нужное слово в монологической речи. Смею также предположить, что это определённая хитрость со стороны учащихся. Понимая, что учитель следит за ходом мысли отвечающего, конечно же, эту заминку в речи учащегося принимает как временную и подсказывает в нужный момент подходящее слово. Думаю, что ученик специально пользуется такими звуками. Во время беседы с учителями употребления подобных явлений не наблюдалось. Возможно, наши педагоги в свободном общении друг с другом и страдают речевым паразитизмом, но перед нами они стараются следить за своей речью. Всё же мне удалось в ходе наблюдений заметить, что некоторые старшеклассники используют в своей речи слова «это самое» (6), «ну и…» (9), «так сказать»(5).
Сквернословие - один из видов слов-паразитов
Самыми распространёнными и часто употребляемыми среди паразитов являются матерные слова, которые мы слышим на каждом шагу.
Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.
На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком.
О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.
О вредном влиянии сквернословия можно судить по результатам, полученным в ходе опроса старшеклассников. На вопрос: «Изменяется ли ваше настроение после того, как вас нецензурно обругают?» все без исключения ответили утвердительно. Поэтому многие мои сверстники считают, что нужно бороться со сквернословием и предлагают следующие меры борьбы:
- Вести разъяснительную работу среди детей и взрослых;
- Использовать метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту;
- Объяснять детям в семье, что сквернословие – это очень плохо.
- Проводить беседы на соответствующие темы;
Чтобы избавиться от слов-паразитов, специалисты советуют использовать
следующие методы: / Чепалов Р. ;/ Cosmopolitan. 2007/
- начните возвращать словам их смысл и не произносите их бездумно, а
каждый раз вспоминайте, что каждое из них означает;
-попробуйте заменить слова-паразиты каким-нибудь звуком, как это делается с нецензурными словами на ТВ;
- наказывайте себя штрафом за каждое сказанное слово-паразит в виде приседаний или ограничений в сладком;
- устройте «День паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйтесь только с помощью слов-паразитов, что в конце концов приведёт к пониманию их бесполезности;
- читайте больше – это обогатит ваш словарный запас;
- создайте аудиоархив. Записывайте себя на диктофон, а потом внимательно прослушивайте монолог.
Слова-паразиты и причины их употребления
Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых (в первую очередь - стилистических в области произношения и словоупотребления), но и этических норм.
В литературе я встречала разные термины: “незнаменательная лексика”, “лишние слова” “пустые частицы”, “вставные элементы”, “слова-заменители”. Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова».
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.пр.
Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Вот как пишет о причинах употребления слов-паразитов И.Б.Левонтина в своей статье «О словах-паразитах»: «Наша обычная речь – это так называемая спонтанная, то есть неподготовленная, речь. Мы одновременно говорим и думаем. Человек не всегда успевает сформулировать свою мысль, ему приходится останавливаться, чтобы подумать или подыскать подходящее слово. Вот тут и приходят на помощь всевозможные э-э-э, мэ-э-э, ну, это и так далее. Они являются своего рода сигналами: я здесь, я на связи, сейчас уже скажу, ждите ответа».
В другой литературе я встретил похожее мнение - К.В.Кожевникова пишет, что «слова, подобные значит, вот, в общем и т.п. обеспечивают говорящему время для постепенного выяснения содержания и поисков подходящего словесного оформления”.
В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит.
Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам-паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит «Видите ли», «Ну как вам сказать» и др. Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов- паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учеников нашей школы, я могу сделать вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает.
Мои исследования
Этому виду слов-паразитов подвержены очень сильно дети. Я провела анкетирование среди учеников 8-11 классов. В анкете я задавала вопросы:
1.Употребляете ли Вы слова-паразиты?
2.Какие Вы знаете слова-паразиты?
3.Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4.Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5.Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Всего в анкетировании приняли участие 48 учащихся. Таким образом, результаты показали нам, что из 48 опрошенных учащихся, все употребляют слова паразиты.Наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну. На втором и третьем местах по частоте употребления – блин и воще. Многие опрошенные учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами-паразитами в речи.Из 48 опрошенных учеников ответили 13 учащихся. Чаще всего предлагают (8 человек) читать больше книг. 6 учеников предлагают следить за речью.
Опираясь на приведённый опрос, нахожу лексически пустые единицы, или слова-паразиты. Систематизирую их и составляю опорную схему. Эти слова чаще всего встречались в качестве пустых лексических единиц.
Ну-40 Блин-38 Воще-34 Типа-25 Короче-24
Вот-19 Ема-18 Пипец-17 Э-э-э-17
И вот что выяснила:
Среди восьмиклассников (см.приложение №1) 59% учеников оказались заражёнными этими паразитами. Хорошо ещё, что неосознанно. А заразились 23% в компании сверстников, 14% - в семье,
63% сами не могут понять, где они научились материться.
Восьмиклассники честно признались, что 65% их родителей сквернословят при них. Они все без исключения считают, что сквернословие – это плохо, а вот почему они сквернословят, 65% не могут ответить. При этом 88% считают, что нужно вести борьбу со словами-паразитами. 59% учеников думают, что при знакомстве с новым человеком матерные слова характеризуют его с плохой стороны. К сожалению, 41% ничего плохого в своём сквернословии не видит. Радует, что 70% не испытывают неудобство при невозможности сквернословить.
Ученики 9 класса, отвечая на вопрос: «Сквернословят они или нет?», были очень честны.( см. приложение №2) 97% признались, что имеют эту вредную привычку. Из них 25% сквернословят постоянно, а 75% - в отдельных случаях. Научились нехорошим словам 73% в садиковском возрасте, в компании сверстников – 27 %. С родителями здесь дела обстоят лучше: только 29% родителей употребляют в своей речи слова-паразиты. То, что материться – это плохо, признали 100%. Все понимают, что со сквернословием нужно бороться. А вот зачем они сами матерятся, 74% ответили, чтобы не выделяться среди своей компании. Характеризует ли человека сквернословие с плохой стороны? 98% категоричны в своём мнении. В то же время 97% испытывают неудобство при невозможности сквернословить.
Что касается десятиклассников, здесь наблюдается картина другая. (см. приложение №3) Сквернословят 55%, а постепенно используют в своей речи матерные слова 50%.
Отрадно, что 50% престали использовать в своей речи слова-паразиты. 47% учеников научились сквернословить не дома, не в школе, не в компании друзей. Возникает вопрос: где? Можно только догадываться, что это средства массовой информации и Интернет-сайты. Если при детях родители стараются не употреблять в речи ненормативную лексику, то при 14-летних подростках 55% позволяют себе выражаться нецензурно. Для 97% десятиклассников сквернословие является негативным явлением, но при этом они не видят ничего плохого в собственном сквернословии 47%. 53% считают, что со сквернословием нужно бороться, так как считают это отрицательной чертой характера при знакомстве. 53% свободно могут обходиться без мата.
Если верить в искренность ответов 11-классников ( см. приложение №4), то сквернословят 86%. Отрадно, что только 10% это делают постоянно. Научились материться после 10лет 60%. Приобщились к сквернословию в компании 80%. О сквернословии родителей утвердительно ответили 40% учеников.73% старшеклассников считают сквернословие вредной привычкой, а вот 27% считают нормальным явлением. На вопрос о причине сквернословия 66% ответили: так делают все. 73% считают правильным ведение борьбы со сквернословием. 80% понимают, что употребление слов-паразитов в речи отталкивает от человека при знакомстве. Без мата спокойно могут обходиться 53%
Причины употребления слов-паразитов можно разделить на
четыре группы:
* Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся
быстро найти нужное слово);
* Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
* Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
* Мода на некоторые слова.
Как излечиться от словарных паразитов?
Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных и никому не нужных гадостей, приписываю вам несколько методик их лечения. Выбирайте что-то одно или лечитесь всеми сразу. Знаменитый господин Шахиджанян (автор множества книг по психологии) советует принудительно заменять каждого сорвавшегося с языка паразита звуками типа «мяу-мяу». Или «ква-ква». В общем, голос какого животного вам ближе по духу, того и используйте для лечения и профилактики. Может статься, что вся фраза превратиться в сплошные звериные звуки. Бывает... Если вам не по душе хрюкать или кукарекать по методу Шахиджаняна, меняйте паразитов на нейтральные слова. Например, так и рвется с губ «ммм...» или «эээ...»; придайте бессмысленности значение, и вслух скажите «торможу я». Вместо популярного и порой незаменимого мата — лайте. Особенно девочки. Замечательный способ излечиться и восстановить речь. Запишите свои дневные разговоры на диктофон. Прослушайте их, и уверяю вас, вы удивитесь засилью паразитов в вашей речи. И тем, как звучит вся эта ахинея со стороны, сможете насладиться, и, надеюсь, устыдиться. Теперь вы знакомы с врагом, вперед, к победе чистоты языка! Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь. Некоторые злодеи советуют в качестве экзекуции мазать за каждое словечко язык горчицей. Так и сжечь же его можно! Но если ваш случай — совсем критический, мажьте, конечно. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы! Если вы всерьез озадачены решением этой проблемы, и у вас есть хотя бы один единомышленник, договоритесь с ним: пусть при маломальском намеке на то, что слово-паразит готово сорваться с языка, он бьет вас по губам. Не больно, а так, чуть-чуть. Хорошо, если договор о битье будет обоюдным — чтобы вы тоже смогли отыграться. Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи. Только, чур, накопленный капитал ни в коем случае не тратить на себя, любимого! Лучше отдайте деньги нуждающимся — в качестве помощи или милостыни. В итоге вы избавитесь от дурной привычки, и приобретете хорошую — помогать тем, кому хуже. Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.
Заключение
Проведенный эксперимент показал, что количество слов паразитов, употребляемых в речи наших учеников, составляет довольно большой процент. Я думаю, что основных способов борьбы со словами-паразитами два. Это:
1) повышенная внимательность. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов;
2) чтение книг.
Выводы, к которым я пришла в ходе работы: - слова становятся паразитами от чрезмерного употребления, при этом они утрачивают первоначальное значение, используются в качестве связки слов;
- слова-паразиты – негативное языковое явление, которое снижает динамику диалога и влечёт за собой трату времени;
- одним из видов слов-паразитов – сквернословием страдает 80% школьников;
- необходимо объединить усилия взрослых и детей для борьбы со словами-паразитами. Я уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Слайд 1
Научный проект на тему : « Слова - паразиты в речи старшеклассников ». Шайхисламова Меруерт , 10 «А» класс, ГУ «Средняя школа №20», Республика Казахстан , город Астана , Руководитель : Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна , учитель русского языка и литературы,Слайд 2
Актуальность: современные подростки в своей речи употребляют очень много слов-паразитов. С этим явлением нужно бороться, я предлагаю способы борьбы со словами-паразитами.
Слайд 3
Цель данной работы: изучение проблемы засоренности речи старшеклассников словами-паразитами в нашей школе; узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит.
Слайд 4
Задачи : выяснить, почему слова называются паразитами; рассмотреть группы слов, относящихся к словам-паразитам; выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка; определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи
Слайд 5
К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Слайд 8
методика лечения от слов- паразитов 1. принудительно заменяйте каждого сорвавшегося с языка паразита звуками типа « мяу-мяу» или «ква-ква». 2. меняйте паразитов на нейтральные слова. 3. Запишите свои дневные разговоры на диктофон. Прослушайте их, и уверяю вас, вы удивитесь засилью паразитов в вашей речи. И тем, как звучит вся эта ахинея со стороны, сможете насладиться, и, надеюсь, устыдиться 4. Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе употребить эту гадость вновь. 5. Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы !
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Нарисуем попугая цветными карандашами
Басня "Две подруги"
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
В поисках капитана Гранта