Проект выполнен ученицей 7 класса, содержит презентацию к работе.
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 256.43 КБ |
текст к презентации | 24.02 КБ |
презентация часть 1 | 2.1 МБ |
презентация часть 2 | 2.58 МБ |
Содержание
Введение ……………………………………………….........................................2
Заключение…………………………………………………….. ………………..13
Литература………………………………………………………. ………….......14
Приложение ……………………………………………………………………...15
Введение.
«Симметрия является той идеей, посредством которой человек
на протяжении веков пытался постичь и создать порядок,
красоту и совершенство».
Герман Вейль.
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов, магазинов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Симметрия – это удивительное математическое явление. В древности это слово употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей, пропорциональность».
Когда мы проходили на уроке математики в 6 классе тему «Симметрия», то на нее было отведено очень мало времени, а мне показалось эта тема интересной, и я решила взять ее для исследования. Мне захотелось побольше узнать по данному вопросу, ведь я уже не раз слышала этот термин на других предметах и в быту. Приступив к исследованию, я заметила, что симметрия не только математическое понятие, она проявляется как нечто прекрасное в живой и неживой природе, а также в творениях человека. Поэтому я поставила перед собой следующие цели и задачи проекта.
Цель проекта: познакомиться с основными видами симметрии и рассмотреть применение видов симметрии в практической жизни
Задачи:
Объект исследования: архитектурные сооружения г. Прохладного.
Предмет исследования: симметрия и архитектура.
Актуальность исследования: понятие симметрии проходит через всю многовековую историю человеческого творчества. Оно встречается уже у истоков человеческого знания; его широко используют все без исключения направления современной науки. Принципы симметрии играют важную роль в физике и математике, химии и биологии, технике и архитектуре, живописи и скульптуре, поэзии и музыке. Законы природы, управляющие неисчерпаемой в своем многообразии картинами явлений, в свою очередь, подчиняются принципам симметрии. Поэтому проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях.
Методы, использованные в работе:
1.Симметрия. Виды симметрии.
Существует старинная притча о буридановом осле. У одного философа, по имени Буридан, был осел. Однажды, уезжая надолго, философ положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую справа. Осел не смог решить, с какой охапки ему начать, и умер с голоду. Притча об осле – это, разумеется, шутка. Однако взгляните на изображение уравновешенных весов. Разве находящиеся в равновесии чаши весов не напоминают чем-то притчу о буридановом осле? Действительно, в обоих случаях левое и правое настолько одинаковы, что нельзя отдать предпочтение ни тому, ни другому. Иными словами, в обоих случаях мы имеем дело с симметрией, проявляющейся в полном равноправии, полной уравновешенности левого и правого.
По преданию, термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский, живший в г.Регул. Отклонение от симметрии он определил термином «асимметрия».
Симметрия в геометрии — свойство геометрических фигур. Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной плоскости (или прямой) по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно этой плоскости (или прямой).
Виды симметрии.
Преобразование, при котором каждая точка А фигуры (или тела) преобразуется в симметричную ей относительно некоторой оси l точку А', называется осевой симметрией (l - ось симметрии).
Если точка А лежит на оси l , то она симметрична самой себе, т. е. А совпадает с А'.
В частности, если при преобразовании симметрии относительно оси l фигура F переходит сама в себя, то она называется симметричной относительно оси l , а ось l называется осью симметрии.
Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры (тела) в точку А', симметричную ей относительно центра О, называется преобразованием центральной симметрии или просто центральной симметрией.
Точка О называется центром симметрии и является неподвижной. Других неподвижных точек это преобразование не имеет.
Если при преобразовании центральной симметрии относительно центра О фигура F преобразуется в себя, то она называется симметричной относительно центра О. При этом центр О называется центром симметрии фигуры F.
В геометрии существует еще один вид симметрии - симметрия относительно плоскости.
Если преобразование симметрии относительно плоскости переводит фигуру (тело) в себя, то фигура называется симметричной относительно плоскости, а данная плоскость – плоскостью симметрии этой фигуры.
В некоторых источниках, такую симметрию называют зеркальной. А зеркало не просто копирует объект, но и меняет местами передние и задние по отношению к зеркалу части объекта. В сравнении с самим объектом его зазеркальный двойник оказывается, вывернутым вдоль направления, перпендикулярного плоскости зеркала.
Примерами фигур – зеркальных отражений одна другой – могут служить правая и левая рука человека, правый и левый винты, части архитектурных форм, некоторые природные кристаллы и орнаменты, некоторые насекомые.
Этот вид симметрии состоит в том, что части целой формы организованы таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на определенный интервал в определенном направлении. Этот интервал называют шагом симметрии. Прямая АВ называется осью переноса, а расстояние а – элементарным переносом или периодом.
Переносная симметрия обычно используется при построении бордюров. В произведениях архитектурного искусства ее можно увидеть в орнаментах или решетках, которые используются для их украшения. Переносная симметрия используются и в интерьерах зданий.
2. Симметрия в архитектуре.
Архитектура - это строительное искусство, умение проектировать и создавать города, жилые дома, общественные и производственные здания, площади и улицы, парки. Во многих городах мира можно встретить церкви, дворцы и особняки, современные здания театров, библиотек перед которыми захочется остановиться и повнимательнее их рассмотреть. Это потому, что здания и улицы, площади и парки, комнаты и залы своей красотой могут волновать воображение и чувства человека, как и другие произведения искусства. Шедевры архитектуры запоминаются как символы народов и стран. Всему миру известны Кремль и Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, древний Акрополь в Афинах. Однако в отличие от других искусств произведения архитектуры люди не только созерцают, но и постоянно используют. Архитектура окружает нас и образует пространственную среду для жизни и деятельности людей.
Ещё в древности задачи архитектуры определяли тремя качествами - пользой, прочностью, красотой. Известное стремление человека к красоте вдохновляет творческую фантазию архитектора на поиск всё новых необычных архитектурных форм, неповторимости облика и яркости художественного образа сооружения.
Каждое здание производит своё впечатление: одно имеет торжественный,
праздничный облик, другое – строгий, третье – лирический. Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам и странам, отличаются друг от друга по внешнему виду или по стилю, как отличались условия проживания и художественные вкусы людей тех времен.
Впечатление от здания во многом зависит от ритма, т.е. от четкого распределения и повторения в определенном порядке объемов зданий или отдельных архитектурных форм на здании (колонн, окон, рельефов и т.д.). Преобладание элементов вертикального ритма - колонн, арок, проемов, - создает впечатление облегченности, устремленности вверх.
Наоборот, горизонтальный ритм - карнизы, фризы, пояса и - придает зданию впечатление приземистости, устойчивости.
В архитектуре, как и в других видах искусства, существует понятие стиля, т.е. исторически сложившейся совокупности художественных средств и приемов.
Наиболее распространена в архитектуре зеркальная симметрия. Ей подчинены постройки Древнего Египта и храмы античной Греции, амфитеатры и триумфальные арки римлян, дворцы и церкви Ренессанса, равно как и многочисленные сооружения современной архитектуры.
Каждая деталь в симметричной системе существует как двойник своей обязательной паре, расположенной по другую сторону оси, и благодаря этому она может рассматриваться лишь как часть целого.
Центрально -осевая симметрия реже использовалась в истории архитектуры. Ей подчинены античные круглые храмы и построенные в подражание им парковые павильоны Центрально-осевая симметрия определяет также форму некоторых архитектурных деталей — например колонн и их капителей.
Прочие виды симметрии в архитектуре используются крайне редко, но и они могут обеспечить практическую и художественную целесообразность формы.
К редко используемым видам симметрии относится и винтообразная. Она издавна применялась для элементов здания — винтовых лестниц и пандусов, витых стволов колонн.
Абсолютная симметрия в крупных и сложных сооружениях, строго говоря, невозможна. Сложность функциональных систем вызывает частичные отклонения от основной, определяющей характер композиции симметричной схемы. Нарушенную, частично расстроенную симметрию мы называем диссимметрией.
Диссимметрия — явление, широко распространенное в живой природе. Она характерна и для человека. Человек диссимметричен, несмотря на то, что очертания его тела имеют плоскость симметрии. Диссимметрия сказывается в лучшем владении одной из рук, в несимметричном расположении сердца и многих других органов, в строении этих органов.
Свободное расположение деталей в пределах симметричной схемы обычно для русского народного зодчества и придает особенную привлекательность и индивидуальность его произведениям.
Частично нарушенная симметрия, отвечающая сложности жизненных процессов и в то же время служащая художественным средством выражения этой сложности, часто встречается и в современной зарубежной архитектуре.
С точки зрения математических понятий асимметрия — лишь отсутствие симметрии. Однако обширная категория приемов композиции совсем не покрывается этим негативным определением. В архитектуре — симметрия и асимметрия - два противоположных метода закономерной организации пространственной формы. Подчиненная собственным внутренним законам, асимметрия отнюдь не исчерпывается разрушением симметрии. Единство является целью построения асимметричной системы так же, как и симметричной, однако достигается оно иным путем. Тождество частей и их расположения заменяется зрительным равновесием. Асимметричные композиции в процессе развития архитектуры возникли как воплощение сложных сочетаний жизненных процессов и условий окружающей среды. Конкретные формы таких композиций вырастают как результат неповторимого сочетания факторов. Асимметрия поэтому индивидуальна, в то время как в самом принципе симметрии заложена общность, признак, связывающий все сооружения, имеющие симметрию данного типа.
Соподчиненность частей — основное средство объединения асимметричной композиции. Соподчинение проявляется не только в соотношении размеров, расстановке силуэтных и пластических акцентов, но в направленности системы пространств и объемов к главным частям здания или ансамбля, расположение которых не совпадает с геометрическим центром.
Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, связи между которыми не подчиняются закономерностям симметрии. Такой характер имеют и многие природные формы — симметрии подчинены части, целое асимметрично (пример — листья и дерево в целом).
Архитектура – удивительная область человеческой деятельности. В ней тесно переплетены и строго уравновешены наука, техника, искусство. Только соразмерное, гармоничное сочетание этих начал делает возводимое человеком сооружение памятником архитектуры.
3.Симметрия в архитектуре зданий г. Прохладного.
Примером удивительного сочетания симметрии и дисссимметрии является Никольская церковь, та причудливая композиция из куполов, каждый из которых обладает симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Церковь построена из камня, покрыта штукатуркой и побелкой, сияет белизной одежд. Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на него создается ощущение ясности и уравновешенности.
Симметричные архитектурные детали церкви кружатся в своем симметричном танце: они то поднимаются, то опускаются, то, как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника. (приложение 1)
В архитектуре оси симметрии используются как средства выражения архитектурного замысла. Примером использования осевой симметрии в архитектуре является здание местной администрации, перед фасадом которого стоит памятник В.И.Ленину. А также здание новой налоговой инспекции. (приложение 2).
Затейливое сочетание переносной, зеркальной и поворотной симметрии присутствуют в мозаичных полотнах в парке культуры и отдыха. Билатеральная симметрия человеческого тела всегда являлась основным источником эстетического восхищения хорошо сложенным человеческим телом. (приложение 3).
Примером ассиметрии является Дом молитвы Церкви евангельских христиан-баптистов расположенная по улице Пролетарской. (приложение 4).
Заключение.
В своей работе я рассмотрела архитектурные сооружения своего города и выявила, что в них просматриваются различные виды симметрия.
Исследования показали, что все виды симметрии используются при проектировании и конструировании архитектурных сооружений и оформлении фасадов зданий.
Симметрия противостоит хаосу, беспорядку. Она присутствует в нашей
жизни буквально во всём, но мы настолько к ней привыкли, что не замечаем
этого. Но как бы мы к ней не относились, она есть в нашей жизни, добавляя в
неё мир, спокойствие и состояние чего-то нечуждого глазу.
Я считаю, что как бы ни развивалось в дальнейшем искусство, элементы
симметрии в нем все же будут преобладать и совершенствоваться.
О, симметрия! Гимн тебе пою!
Тебя повсюду в мире узнаю.
Ты в Эйфелевой башне,
В малой мошке.
Ты в ѐлочке, что у лесной дорожки.
С тобою в дружбе и тюльпан, и роза,
И снежный рой-творение мороза!
Литература.
Слайд 2
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов, магазинов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Симметрия – это удивительное математическое явление. В древности это слово употреблялось в значении «гармония», «красота». Действительно, в переводе с греческого это слово означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей, пропорциональность».
Когда мы проходили на уроках математики тему «Симметрия», то на нее было отведено очень мало времени, а мне показалось эта тема интересной, и я решила взять ее для исследования. Мне захотелось побольше узнать по данному вопросу, ведь я уже не раз слышала этот термин на других предметах и в быту. Приступив к исследованию, я заметила, что симметрия не только математическое понятие, она проявляется как нечто прекрасное в живой и неживой природе, а также в творениях человека. Поэтому
Слайд 3
Предметом исследования стали симметрия и архитектура.
Объектом исследования я выбрала архитектурные сооружения г. Прохладного.
Цель проекта: познакомиться с основными видами симметрии и рассмотреть применение видов симметрии в практической жизни
Задачи:
Слайд 4
По преданию, термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский, живший в г.Регул. Отклонение от симметрии он определил термином «асимметрия».
Симметрия в геометрии — свойство геометрических фигур. Две точки, лежащие на одном перпендикуляре к данной или прямой по разные стороны и на одинаковом расстоянии от нее, называются симметричными относительно этой прямой.
Греческое слово симметрия буквально означает «соразмерность».
Определение :
Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а, если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему.
Слайд 5
Исследуя тему симметрия, я обнаружила, что существует более 32 видов симметрии. Поэтому, я, коротко расскажу об основных видах. Это: осевая, центральная, трансляционная, которая делится на поворот, параллельный перенос и зеркальная.
Слайд 6
На слайде вы видите осевую, центральную, зеркальную ( башни Дубаи) симметрии.
Определения.
1.Осевая симметрия. Фигура называется симметричной относительно прямой, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка также принадлежит этой фигуре.
2.Преобразование, переводящее каждую точку А фигуры в точку А1 симметричную ей относительно центра О, называется центральной симметрией.
3.Зеркальная симметрия. Если преобразование симметрии относительно плоскости переводит фигуру в себя, то фигура называется симметричной относительно плоскости, а данная плоскость – плоскостью симметрии этой фигуры.
4. Переносная симметрия. Этот вид симметрии состоит в том, что части целой фигуры расположены таким образом, что каждая следующая повторяет предыдущую и отстоит от нее на определенный расстоянии в определенном направлении. Этот интервал называют шагом симметрии. Прямая АВ называется осью переноса, а расстояние а – элементарным переносом или периодом.
Слайд 7-8-9
7. Примеры осевой и центральной симметрий вы видите на слайде 7
8Примеры переносной симметрии - поворота и параллельного переноса, вы видите на картинах Мориса Эшера. ДОДЕЛАТЬ
9.(---------------)
Слайд 10
Прекрасные образцы симметрии демонстрируют произведения архитектуры. Большинство зданий зеркально симметричны. Общие планы построек, фасады, орнаменты, карнизы, колонны обнаруживают соразмерность, гармонию. Много примеров использования симметрии дает старая русская архитектура: колокольни, сторожевые башни, внутренние опорные столбы.
Слайд 11. Симметрия прослеживается в различных стилях и направлениях архитектуры. И архитектура города Прохладного не является исключением. Гуляя по улицам города, рассматривая фотографии города в Краеведческом музее, я пришла к выводу, что все значимые здания города построены с использованием различных видов симметрии.
Слайд 12
Примером удивительного сочетания симметрии является Свято-Никольский собор, на мой взгляд, самое красивое архитектурное сооружение нашего города. Причудливая композиция из куполов, каждый из которых обладает симметрией, в целом не имеет ни зеркальной, ни поворотной симметрии. Собор, построенный из камня, покрытый штукатуркой и побелкой, сияет белизной одежд.
Слайд 13
Архитектурные детали собора кружатся в своем симметричном танце: они, то поднимаются, то опускаются, то, как бы набегают друг на друга, то отстают, создавая впечатление радости и праздника.
Слайд 14.
Исследование .
Рассматривая архитектурный план Свято-Никольского собора, я провела оси симметрии и измерения. Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией фасадов, изяществом украшений, при взгляде на него создается ощущение ясности и уравновешенности.
Вывод: В облике Никольского храма – главной достопримечательности города - согласно архитектурным канонам постройки русских соборов использовались законы симметрии.
Слайд 15.
В архитектуре оси симметрии используются как средства выражения архитектурного замысла. Примером использования осевой и переносной симметрии в архитектуре является здание местной администрации. А также здание новой налоговой инспекции.
Слайд 16.
Затейливое сочетание переносной, зеркальной и поворотной симметрии, симметрия танца присутствуют в мозаичных полотнах бывшего кинотеатра «Маяк», в зданиях банка «Еврокоммерц», «Риал»
Слайд 17.
Ассиметрия – это отсутствие симметрии. Асимметричная композиция может складываться из симметричных частей, однако связанные между ними части не подчиняются закономерностям симметрии. Например, листья и дерево - симметрии подчинены части (листья), Ствол дерева с ветвями - целое асимметрично.
Примером ассиметрии является Дом молитвы Церкви евангельских христиан-баптистов расположенная по улице Пролетарской.
Слайд 18.
В ходе исследования я узнала, что:
В ходе работы с литературой, Интернет – источниками я открыла для себя ошеломляющее богатство стилей и направлений в архитектуре, интереснейших видов симметрии. А главное я определила цель следующей работы: часто встречался термин «Золотое сечение» - название красивое и интересное.
Слайд 1
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ № 5 2014г. Симметрия в архитектуре г.Прохладного Выполнила: Яценко Ксения ученица 7 «Б» класса. Руководитель: Франк Е.А. учитель. Часть 1Слайд 2
«Симметрия – это идея, с помощью которой человек веками пытался объяснить порядок, красоту и совершенство». Г. Вейль. Цель проекта: познакомиться с основными видами симметрии и рассмотреть её применение в практической жизни. Для человеческого разума симметрия обладает, по - видимому, совершенно особой притягательной силой Фейнман Р
Слайд 3
Задачи: Описать виды симметрии. Рассмотреть применение принципов симметрии в архитектуре г.Прохладного. Исследовать подтверждение наличия симметрии в архитектуре г.Прохладного.
Слайд 4
Греческое слово симметрия буквально означает «соразмерность» Определение : Две точки А и А1 называются симметричными относительно прямой а , если эта прямая проходит через середину отрезка АА1 и перпендикулярна к нему. A 1 A a O a Т A A 1 AO = OA
Слайд 5
Основные виды симметрии центральная осевая переносная зеркальная поворот параллельный перенос
Слайд 6
Виды симметрии:
Слайд 9
Симметрия в архитектуре
Слайд 10
г. Прохладный .
Слайд 1
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение СОШ № 5 2014г. Симметрия в архитектуре г.Прохладного Выполнила: Яценко Ксения ученица 7 «Б» класса. Руководитель: Франк Е.А. учитель. Часть 2Слайд 2
г. Прохладный .
Слайд 5
Вывод: В облике Никольского храма – главной достопримечательности города - согласно архитектурным канонам постройки русских соборов использовались законы симметрии. Архитектурный план Свято-Никольский собора. Исследование.
Слайд 6
Осевая симметрия Переносная симметрия
Слайд 7
Симметрия танца Диссимметрия
Слайд 8
Ассиметрия – это отсутствие симметрии
Слайд 9
В ходе исследования я узнала, что: В математике слово «симметрия» имеет не меньше семи значений. В логике существуют симметричные отношения. Важную роль играет симметрия в кристаллографии. Есть симметрия в биологии – 6 различных видов симметрии. Обнаружила, что симметрия существует в музыке и хореографии (в танце). Она зависит здесь от чередования тактов. Многие народные песни и танцы построены симметрично. В литературе есть симметричный прием, который называется полиндромом . Заключение.
Слайд 10
Спасибо за внимание
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Флейта и Ветер
Рукавичка
Агния Барто. Сережа учит уроки
Лепесток и цветок