Одежда - предмет истории народа ханты. Смысловая нагрузка орнамента - отделка одежды. Знать культуру народов живущим рядом – это воспитание уважения к истории родного края, любви к родине.
Вложение | Размер |
---|---|
moskaleva_olesya.rar | 565.52 КБ |
Исследовательский проект по краеведению
«Верхняя одежда народов ханты»
Цель:
1.Познание культуры одежды народа ханты.
2.Воспитание интереса к этнической культуре.
Задачи:
1.Узнать о культуре одежды народа ханты.
2.Собрать материал, изучая литературу и посетив Варьёганский этнический парк-музей.
3. Изучить собранный материал.
5. Сделать выводы.
Актуальность: одежда - предмет истории народа ханты. Смысловая нагрузка орнамента отделка одежды. Знать культуру народов живущим рядом – это воспитание уважения к истории родного края, любви к родине.
Гипотеза: предположим, что орнамент на одежде народов ханты не случаен, может поведать многое о культуре народа.
Верхняя одежда народа ханты.
Введение.
Меня очень занимают необычные вещи, созданные своими руками. Я могу подолгу засматриваться на предметы быта, которые, например, не купишь в магазине. Я люблю рисовать. Говорят, что у меня здорово получается. Возможно, я стану дизайнером одежды. С нашим классом мы побывали несколько раз в Варьёганском этническом парке-музее.
Больше всего меня заинтересовали орнаменты на одежде. Они оказались разными. Почему? Или это случайно. Я решила провести собственное исследование. И вот что я узнала.
Секреты орнамента на одежде народов ханты.
1.Смысловая нагрузка, которую несет на себе орнаментированная отделка одежды.
Этнографический предмет несет в себе информацию, проявляющуюся через материал, из которого этот предмет сделан, через его форму, украшения, функции. Каждая конкретная вещь содержит информацию, характеризующую ее создателей.
Так, через материал определяется связь с окружающей средой и хозяйственными занятиями. Большую смысловую нагрузку несет в себе такой признак, как украшение предмета. Здесь проявляются не только эстетические ориентиры народа – более значима символическая сторона украшений (особенно, если речь идет об орнаменте). В ней отражается сложная система представлений об окружающем мире в широком смысле слова.
Рис.1
2.Одежда любого народа представляет собой ценнейший материал для изучения его истории.
Национальная одежда северных народов имеет свои специфические особенности. Особенностью одежды у хантов было сходство ее видов у мужчин, женщин и детей. У южных и восточных групп преобладала распашная одежда( см. рис.2), а на севере ее носили только женщины, мужская одежда была глухой (без разреза спереди, надеваемая через голову – см.рис.3). Глухая меховая одежда была трех видов: малица, гусь(кумыш) и парка. Малицу носили мехом к телу, а гуси и парку – мехом наружу, их обычно надевали поверх малицы, когда предстоял долгий путь на оленьих нартах.
Рис.2 Рис.3
Основной частью одежды женщины является платье, состоящее из нескольких частей, и каждая часть богато орнаментирована.
Рис.4
Особое отношение было к саку. Сак, как произведение искусства народа, обладающего и хранящего традиции высокой культуры данного этноса, является одним из видов женской распашной верхней одежды. Часто сак служит верхним покрытием для меховой одежды – шуб.
Характерной особенностью распашной женской одежды было наличие на ней украшений, всегда располагавшихся в строго определенных местах, вдоль правой полы на некотором расстоянии от ее края, по подолу чуть выше колена, а также по низу рукава пришивались бисерные орнаментированные ленты.
Женская распашная одежда имела глубокий запах: правая пола заходила на левую и скреплялась с ней при помощи нескольких пар завязок из кожи или материала. Подпоясывались поясом, который имел длину 130-150 см и ширину 10-18 см, при подпоясывании пояс дважды обвертывался вокруг талии и завязывался узлом сзади.
Рис.5
Традиционное хозяйство и материальная культура хантов издавна были связаны с рекой, тайгой или тундрой. Рассматривая Женскую верхнюю одежду сак, мы видим эту связь. Так по ширине цветной полоски, пришитой к подолу сака (см. рис.4 и 6), определяется место, откуда прибыла женщина. Чем шире полоса, тем выше по реке живет обладательница национального костюма. Чем ближе к Оби, тем уже полоса. У хантов, живущих на Оби, нижняя отделка сака состоит из множества разноцветных тонких полос, выполненных из ткани(см. рис.7). Таким образом, глядя на распашную одежду женщины, можно определить место ее проживания, относительно реки.
Рис.6 Рис.7
Яркой особенностью материальной культуры хантов является богатая орнаментация. Узорами украшали одежду, обувь, рукавицы, головные уборы, съемные украшения, пояса, игольники, подушки, сумки, коробки, колыбели и т.д. Декоративные традиции народа имели отличительные особенности. Южные ханты известны своими вышитыми изделиями, для восточных характерно обилие берестяной утвари с выскобленными узорами, а у северных наиболее выразительны изделия с аппликацией по ткани или мозаикой по меху; во всех районах, хотя и не в равной мере, распространены украшения из бисера.
Узоры, употребляемые для создания той или иной композиции, тоже отличаются между собой у северных, южных и восточных хантов. Так узоры, создаваемые рукодельницей северной группы, имеют четкую форму, углы не обтекаемые. Узоры, создаваемые рукодельницей восточной группы, имеют округленные формы, а узоры южных рукодельниц более насыщенны орнаментом, выглядят богато.
Вывод.
Таким образом, по одежде представителей малочисленных коренных народов Севера, можно узнать много интересного. В частности, зная особенности расположения вставных полос, особенности изготовления узора и украшения узором костюма, можно определить географию проживания обладательницы верхней распашной одежды.
Заключение.
Поисковая работа оказалась захватывающе интересной. Гипотеза, выдвинутая мной, подтвердила, что это клад познаний. Это история, которая живёт рядом. У меня появилось желания больше узнать об истории близкого нам народа. Изучить историю русского костюма. Есть ли что-нибудь общего в наших культурах? Я посещаю студию по пошиву одежды в центре дополнительного образования «Радуга». Я сошью для себя костюм с национальным колоритом.
Моя работа будет полезной для каждого образованного человека, который с уважением относится культурному наследию народов своей страны. Работа может быть использована как наглядное пособие на уроках краеведения, истории, изобразительного искусства, на занятиях по прикладному искусству.
Выражаю благодарность работнику Варьеганского этнографического парка-музея под открытым небом Плигиной Лидии Васильевне за предоставленную информацию.
Список литературы.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сочини стихи, Машина
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Лист Мёбиуса
Бородино. М.Ю. Лермонтов