Исследовательская работа была представлена на конференции младших школьников. Направление - Окружающий мир. В работе автор рассказывает об истории развития денег в России, приводит сравнительную таблицу цен (100 лет назад), результат опроса младших школьников, а так же несколько заданий на счет в старинных денежных единицах
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_issledovaniya_ot_zolotnika_do_kopeechki.doc | 593.5 КБ |
Конференция младших школьников
«Юный исследователь»
От золотника до копеечки
Исследовательская работа
Ученик:
Абросимова Мария Михайловна
2 класс МАОУ «Троицкая СОШ»
Научные руководители:
Власенко Вера Геннадьевна, учитель
начальных классов, 1 категория
Горелова Екатерина Сергеевна,
учитель английского языка.
МАОУ «Троицкая СОШ»
Тюльган 2014
Содержание
Введение_______________________________________________ 1
Основная часть__________________________________________ 1
1. История возникновения денег_____________________ 1
2. Что такое деньги и для чего они нужны______________5
Заключение_____________________________________________ 8
Список литературы_______________________________________ 9
Приложение 1___________________________________________ 10
Приложение 2___________________________________________ 11
Аннотация
В своей исследовательской работе автор раскрывает понятие "деньги", рассказывает об их происхождении на Руси. Отмечает, что "рубль" как бы путешествует во времени.
В работе раскрываются причины появления денег, их история и функции. Материал может быть использован на уроках окружающего мира, математики.
Гипотеза:
Деньги появились позже, чем возникли торговые отношения между людьми. Со временем их внешний вид и материал, из которого они сделаны, менялся.
Цель: познакомиться с историей возникновения денег.
Задачи работы:
Введение
Что такое деньги знают все, мы каждый день ими пользуемся. Они бывают металлические, бумажные, электронные.
Когда мы приходим в магазин, мы можем получить то, что нам нужно только в обмен на деньги. Я знаю, что деньги зарабатывают взрослые, а детям нельзя, например, какую-нибудь игрушку поменять на товар из магазина. Мне стало интересно, всегда ли были деньги, откуда они появились и как они выглядели.
Основная часть
1. История возникновения денег
Торговля появилась много веков назад. Сначала люди обменивали излишки продуктов на нужные им предметы. Ученые называют это «натуральный обмен». В процессе обмена могли участвовать камни, драгоценности, продукты питания и многое другое. На Руси было принято отдавать меховые шкурки или полотно (кусок ткани) за необходимые товары. Кстати, слово «платить» означало отдавать полотно в обмен на товар. В этот период деньги в современном понимании еще не существовали, но в качестве платы использовался, например, скот. В древнейших списках "Русской Правды" встречаются упоминания о штрафах скотом. Существовала даже должность - "скотник", т.е. человек, взимающий подати. В другое время роль денег выполнял мех куницы.
В IX веке Русь активно начинает торговать с Востоком. Своих денег в виде монет у русских не было, но в расчетах использовали дирхему. Это арабская серебряная монета, на которой с двух сторон были надписи изречений правителя, выпустившего данную монету.
Дирхема
Иногда дирхему делили на части для более мелких расчетов.
В Х веке развивается торговля с Западной Европой и на Руси появляется европейский динарий.
Динарий
Русские монеты впервые начинают чеканить в XI – XII веках. Это были монеты – сребреники и золотники четырех русских князей: Владимира Святославовича, Святополка, Ярослава Мудрого и Олега – Михаила Святославовича.
Первая русская монета
Эта древнерусская монета большой роли в торговле не играла, а скорее, служила символом власти князя. Для чеканки использовалось серебро арабских монет.
По некоторым данным, славяне еще в IV-V веках имели золотые слитки в роли денег. Золотые, серебряные, бронзовые гривны женщины носили на шее как украшения в виде обруча, позже стали основной денежной единицей Руси. А название свое они взяли от слова «загривок», или шея. Первые достоверные сведения о слитках, или гривнах, которые использовались для расчетов, относятся ко времени монголо-татарского нашествия. Существовало 2 разновидности гривны: киевская (шестиугольная) и новгородская (прямая палочка). Половинку гривны называли полтиной. Для более мелкой платы гривну - палочку разрубали. Так возникло слово «рубль». Слово «деньги» появилось во время монголо-татарского игра. «Деньга» — серебряная монета в Древней Руси — произошло от татарского «таньга». Во время монголо-татарского ига собственных монет на Руси не было.
Женские украшения «гривны» Новгородская гривна
Киевские гривны
В XV веке каждое княжество на Руси начинает чеканку своей монеты. Делали ее из серебра (деньга) и меди (пуло). Монеты разных княжеств различались весом и внешним видом.
монеты XV века
Большое разнообразие монет скоро стало затруднять торговлю. Поэтому в 1534 году начинается чеканка монет одного типа в Пскове, Москве и Новгороде. На монете изображался всадник с копьем и со временем такая монета начала называться копейка. Из одного длинного рубля изготавливали 100 копеек. Появились и другие денежные меры: 50 копеек назвали полтина, 10 копеек – гривна, 3 копейки – алтын, ½ копейки – деньга, ¼ копейки – полушка.
копейка Ивана Грозного
Во времена царствования Петра I русские монеты были опять изменены. Копейки, полушки и полуполушки чеканили из меди, рубли, полтины, полуполтины, гривны и алтыны чеканили из серебра, а червонцы
(10 рублей) чеканили из золота.
золотая монета Петра I копейка Петра I
Монеты XVIII - XIX века украшались портретами императриц и императоров, правивших в то время. Крупные монеты: рубли, 50 копеек и 25 копеек чеканились из серебра, а копейки и более мелкие по стоимости монеты чеканились из меди. Во время правления императрицы Екатерины II появляются первые русские бумажные деньги.
Рубли Анны Иоанновны
Крупные серебряные монеты XIX века
В ХХ веке использовались как бумажные деньги, так и монеты. Только печатались они не из серебра, а из более дешевых металлов. В ХХI веке появились даже электронные деньги.
2. Что такое деньги и для чего они нужны.
Что же такое деньги? Я думаю, что в разное историческое время люди ответили бы на этот вопрос по-разному. Для древних людей это были такие предметы (у разных народов – камушки, ракушки, слитки), которые можно было обменять на любой нужный товар, так как обмениваться товарами стало неудобно. Во времена хождения золотых и серебряных монет люди ценили деньги не только за то, что на них можно купить товар. Иногда люди закапывали деньги. Спрятанные деньги назывались «клады». Некоторые люди собирали и копили монеты, стараясь стать богаче, угнетали других людей. Из-за этого часто происходили войны, люди совершали несправедливые поступки. Не случайно народная мудрость гласит: «Не имей сто рублей, но имей сто друзей».
В наше время старинные монеты имеют большую историческую ценность. Деньги могут о многом нам рассказать. Есть специальная наука, которая изучает монеты – нумизматика. Ученые-нумизматы помогают раскрыть тайны истории. Например, изучение маленьких монет XIV - XV веков помогло историкам узнать имена некоторых русских князей, не попавших в летописи. Еще есть нумизматы-любители, которые увлекаются покупкой и коллекционированием монет. О них я узнала от папы, которому по наследству от дедушки досталась небольшая коллекция монет. Некоторые люди посвящают нумизматике всю свою жизнь. Получилось так, что старинные монеты теперь стали товаром, за историческую ценность которого нумизмат готов заплатить большие деньги.
Деньги, которыми мы пользуемся сейчас, называются рубли и копейки. Деньги – это такой товар, который выражает стоимость других товаров. Современные купюры и монеты делаются не из золота и серебра, и сами по себе недорогие. Люди ценят деньги за то, что можно на них купить. Хранятся деньги в специальных учреждениях – банках. Моя мама получает зарплату на банковскую карту. Я имею представление, сколько мама получает и что можно на эти деньги купить. Зарплата рабочего 100 лет назад была в среднем 37 рублей в месяц. Как можно было прожить на эти деньги? В интернете я нашла прайс-лист 1914 года, который изучила и пересчитала цены в современных мерах веса.
Данные цены за фунт (409,5 грамма) приведены из книги "Подарок молодым хозяйкам или Средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве", 28-е издание, СПб, 1914 год.
Продукты | Цена за фунт | ≈Цена за 1 кг |
Овсянка | 5 коп. | 12 коп |
Пшено | 4 ½ коп. | 10 коп |
Сахар-песок | 18 коп | 44 коп |
Чай | 1,6 – 2,4 руб | 3,9 – 5,8 руб |
Шоколад | 1 руб | 2,44 руб |
Вермишель | 10 коп | 24 коп |
Масло подсолнечное | 18 коп | 44 коп |
Масло сливочное | 50 – 80 коп | 1,22 – 1,95 руб |
Сметана | 20 – 25 коп | 48 – 61 коп |
Сыр | З0 коп | 72 коп |
Говядина | 17 коп | 41,5 коп |
Свинина | 12 коп | 29 коп |
Курица | 45 – 65 коп | 1,1 руб |
Судак | 12 коп | 29 коп |
Окунь | 10 – 15 коп | 24 – 37 коп |
Хлеб простой | 2 коп | 4 ¾ коп |
Мешок картошки | 1 руб летом 1, 75 руб зимой | |
Лососина | 40 коп | 96 коп |
Осетрина | 35 коп | 85 коп |
Семга соленая | 50 коп | 1,2 руб |
Если не покупать шоколад и дорогую рыбу, на зарплату рабочего могла прожить вся его семья. Так же в интернете есть сведения, какой сумме современных денег соответствует зарплата 2014 года [ 7, 8, 9.]. Я составила таблицу:
Профессия | Зарплата в 1914 году в рублях | Зарплата 1914 года в современных рублях |
Рабочий | 37,5 | 48085 |
Слесарь | 75 | 96170 |
Учитель начальной школы | 25 | 32050 |
Учитель гимназии | 85 | 108970 |
Если бы современные рабочие и учителя получали такие зарплаты, то они могли бы купить намного больше продуктов, чем покупают сейчас.
Работая над исследованием, я поняла, что деньги могут указывать на стоимость товара, ими можно платить за товары, их можно накапливать. Многие люди используют деньги в качестве подарка. Самый оригинальный подарок из денег, который я встречала – это оригами из купюр.
Чтобы выяснить, как мои друзья пользуются деньгами, я провела опрос среди учеников начальных классов. В результате я узнала, что не всем ребятам родители доверяют деньги, и если бы у детей были деньги, большинство из них покупали бы сладости. Если бы у меня были свои деньги, я бы их копила, чтобы купить какую-нибудь крупную вещь, например, новый велосипед или свой собственный компьютер. А пока я пользуюсь деньгами, которые зарабатывает моя мама и помогаю ей приносить продукты из магазина.
Заключение
В процессе исследования подтвердилась моя гипотеза о том, что деньги как монеты и купюры появились позже, чем торговые отношения между людьми. У каждого народа были свои деньги, и в разное историческое время деньги менялись: по внешнему виду, по материалу, из которого они сделаны. Названия денег тоже были разные в разное время. Названия денег, которыми мы пользуемся сейчас, произошли от названий монеты с изображением всадника с копьем (копейка), и от названия Новгородского слитка серебра, который разрубали на части (рубль).
Деньги используются людьми для торговли, накопления сбережений, подарков. Отношение людей к деньгам может быть разное. Деньги имеют ценность, но их ценность нельзя сравнивать с ценностью дружбы и уважения к другим людям.
Мне очень интересно было работать над моим исследованием. Я узнала много нового из истории России, познакомилась с коллекцией монет нашей семьи и научилась ценить труд моих родителей.
Список литературы
Приложение 1
Результаты опроса учащихся начальных классов
Приложение 2
Задача № 1:
В 1602 году корова стоила 80 копеек. Сколько монет полушек надо было за нее отдать, если 1 полушка равна ½ копейки?
Задача № 2:
В 1602 году шкурка бобра стоила 1 рубль, или 100 копеек, а избу можно было купить за 10 рублей. Сколько месяцев должен был работать работник с зарплатой 20 копеек, чтобы спасти 10 бобров?
Задача № 3:
Один алтын равен трем копейкам. Сколько копеек у меня в шкатулке, если там я храню 7 алтынов?
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Притча о гвоздях
Рисуем подснежники гуашью
Кто должен измениться?