Реферат и презентация, подготовленные для участия в городской конференции учащихся
Вложение | Размер |
---|---|
referat.doc | 110 КБ |
prezentatsiya.ppsx | 1.4 МБ |
МБОУ СОШ № 73 им. А.Ф. Чернонога г. Воронежа
310-летний юбилей первого учебного заведения Воронежа –
адмиралтейской «русской школы»
реферат
Штанько Виктория
ученица 6 «А» класса
Руководитель
Меркулова Елена Викторовна, учитель истории и обществознания
Воронеж 2013
План
Введение………………………………………………………………………….3 – 4
1. Становление образования и воспитания в России и в Воронежском крае
(X-XVII вв.).…........................................................................................................5-10
2. Решение проблем образования в петровскую эпоху.……………................11-12
3. Адмиралтейская «русская» школа XVПI века в Воронеже ……………….13-18
Заключение…………………………………………………………………..…..19-20
Литература…………………………………………………………………………..21
Приложения…………………………………………………………………… на 5 л.
Введение
Стремление получить образование было актуально всегда, в том числе и в XVIII в. В это время создаются государственные образовательные учреждения, например, сеть кадетских корпусов, Смольный институт, Московский университет, открываются школы не только в столицах, но и в губернских городах.
Опыт российских педагогов XVIII в. по воспитанию и обучению детей, опыт дифференцированного отношения к ним при определенных организационных условиях может использоваться и в учебных заведениях в настоящее время.
Сейчас накоплен большой материал в области исследования различных видов образования, которые существовали в XVIII в. Наблюдается интерес к проблемам развития женского образования в России, кадетских корпусов, гувернерства, частных пансионов, государственных школ, к методикам преподавания, учебным предметам в этих учебных заведениях.
Мы в своей работе уделяем внимание юбилейной даты в истории педагогики не только Воронежа, но и всей России – это основание первого учебного государственного заведения Воронежа – адмиралтейской «русской школы».
Объект исследования: образование в Воронежском крае.
Предмет исследования: первое государственное учебное заведение Воронежа - адмиралтейская «русская школа».
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретический и практический опыт образования и воспитания детей в XVIII в. на примере первого государственного учебного заведения Воронежа – адмиралтейской «русской школы»; определить его значение для последующего развития российской государственной системы образования.
Задачи исследования:
Основные положения реферата:
Образование и воспитание в России прошло длительный период своего развития. С IX до конца XVII вв. обучение и воспитание подрастающего поколения происходило при монастырях, дома, единой образовательной структуры в это время не существовало, не проводилась и государственная политика по данному направлению. Однако, начиная с начала XVIII в. – эпохи Петровских преобразований, образование превращается в некую стройную систему, в России открывается целая сеть образовательных учреждений, главной целью которых была подготовка профессиональных кадров, способным управлять «новым» государством. Образовательные учреждения возникают не только в столичных, но и в губернских городах. Так в 1703 году была основана первая государственная школа Воронежа – адмиралтейская «русская школа», дававшая общее и профессиональное образование.
1. Становление образования и воспитания в России и в Воронежском крае (X-XVII вв.)
Многочисленные факты свидетельствуют о том, что ко времени официального принятия Русью христианства в крупнейших центрах Древнерусского государства в Киеве, Новгороде, Смоленске уже существовало письменность, были грамотные люди, хотя и относительно небольшом количестве.
Однако первое официальное свидетельство о начале систематического обучения в столице Древнерусского государства – Киеве содержится в «Повести временных лет» под 988 г., связанным с крещением Руси князем Владимиром. Великий князь и его окружение были заинтересованы в распространении новой, христианской религии, как теологической основы формирующегося феодального государства. Именно этими причинами и продиктованы заботы Владимира Святославовича о распространении образования среди господствующего сословия.
Образование насаждалось сверху, и детей «нарочитой чади», т.е. детей именитых бояр, повелением князя забирали у родителей и отдавали «на учение книжное» учителям – грекам, болгарам, русичам.
Уже с середины XI веке в Киеве существовала определенная группа лиц, обладающая широким кругом знаний, начитанностью, получивших привилегированное «книжное учение». В нее входили сам князь Ярослав Мудрый, его дети и ближайшее окружение.
В X – XI вв. для детей знати открывались «высшие» школы, в которых детям бояр, князей преподавались диалектика, риторика, грамматика, арифметика. В преподавание грамматики входило изучение и толкование текстов Священного Писания: Евангелия, Псалтыри, также ученики знакомились с текстами античных авторов – Гомера, Платона, Аристотеля. Учащиеся под руководством учителя обучались правильному произношению и написанию слов, пониманию уже устаревшей лексики. Методика преподавания состояла в том, что учитель читал и толковал текст, задавая ученикам вопросы, цель которых заключалась в том, чтобы обнаружить скрытый символический его смысл.
Важное место отводилось риторике, обучению навыкам красиво говорить и писать, а также диалектике – под ней подразумевались начала философии. Обучение арифметике на элементарном уровне в Древней Руси состояло в овладении нумерацией, а на повышенном заключалось в овладении счетом на абаке (счетах). Основные умения по этому предмету заключались в умении записывать и прочитывать в древнерусской нумерации, а также выполнение различных арифметических действий: сложение, вычитание, умножение, деление. Учащиеся получали сведения и по географии, истории, о животном и растительном мире.
В период феодальной раздробленности появляются ученые и образованные люди, называемые «философами». Такого звания удостоились: волынский князь Владимир Василькович (понимал притчи, имел библиотеку), сын Всеволода Большое Гнездо – ростовский князь Константин (любил читать книги, знал науки, переводил с греческого языка, имел огромную библиотеку).
Открываются и школы при монастырях, в них принимались дети, достигшие 7 лет. Первый год обучения посвящался изучению азбуки и письма, читались Псалтырь, Часослов, Апостол. Во второй год читались и заучивались все божественные писания, небольшие статьи, посвященные правилам морали и поведения, изучались календарь и арифметика. В обучении письму использовался метод переписывания книг. В стенах одного из таких монастырей, Киево-Печерском, протекала жизнь первого князя-монаха Святослава Давыдовича.
После татаро-монгольского нашествия и по мере объединения русских земель вокруг Москвы, создания органов власти единого Русского государства, его выхода на международную арену росла и потребность в грамотных людях. Наряду с уже существующими монастырскими школами в XIV в. открываются новые в Чудовском и Спасо-Андрониковском монастырях. Обучение теперь ведется в училищах при городских церквях и соборах, в домах церковных служителей. Преподавание у богатых и царских детей осуществляли мастера и мастерицы грамоты, которые этим делом занимались профессионально. Однако получаемые знания являлись недостаточно полными, и тот, кто хотел учиться дальше, должен был самостоятельно, путем изучения книг расширять свои знания.
После основания Воронежа в 1586 году началось сравнительно быстрое заселение и хозяйственное освоение нашего края, а строительство новых городов вызвало приток переселенцев из других мест России, а также Украины. Они приносили с собой местные говоры, обычаи и нравы, песни, сказки, загадки, прикладное искусство. И если учесть, что многие пустующие земли заселяли выходцы из Украины, то естественным становится переплетение в XVII веке русской и украинской культур. Впоследствии слободские украинские казаки верно служили российским государям, и те, в свою очередь, давали им различные привилегии и преимущества, например, беспошлинно торговать, владеть угодьями, ловить рыбу, делать вино и так далее. Именно в селениях этих свободных людей появились в конце XVII века первые в Воронежском крае начальные школы.
Воронеж на рубеже XVII –XVIII вв. играл ведущую роль в культуре
региона, влиял на культуру городов и населённых пунктов своего края.
Здесь появляется светская литература, интенсивно осваивается письменность. И хотя основная масса населения оставалась неграмотной, количество грамотных людей, особенно среди посадских, значительно возрастает.
Сохранилось немало документов, свидетельствующих о том, что между Воронежем и другими городами, в частности Москвой, велась переписка по самым разным вопросам.
В конце XVI – во второй половине XVII вв. наблюдается рост грамотности в среде высшего сословия. Московское государство оправилось после Смутного времени, наладило дипломатические контакты с зарубежными странами и активно включилось в сферу европейской политики. Необходимость в знании западной культуры, науки и техники была очевидной. Государство остро нуждалось в грамотных и образованных людях, умных руководителях, проводниках государственной политики.
Расширяющаяся государственная деятельность думных людей, осуществляющих внутреннюю и внешнюю политику страны XVII в. потребовала от них широкого кругозора и многих специальных знаний. В XVII веке в «съезжей избе», или «приказной избе», воронежского воеводы служили грамотные люди - дьяки, подьячие, толмачи. Они писали и переписывали официальные бумаги и документы, вели их учёт и хранение. Грамотными были также многие священники и монахи. Подростки и дети обучались грамоте обычно у родителей, священников и подьячих, а женщины всех сословий почти все оставались неграмотными. В городе появились «площадные подьячие», которые за определённую плату составляли челобитные и другие документы. Но большинство воронежцев были неграмотными, поэтому по их просьбе бумаги подписывали другие люди, умеющие писать. В документе за 1697 год читаем: «К сей сказке воронежец Гришка Толмачев вместо Ивана Чернышова по его велению руку приложил».
Красноречиво говорит об уровне просвещенности верхних слоев общества приобретение книг по всей стране. В 1650-1651 гг. 66,7% покупателей книги «Учение и хитрость…» составляли дворяне. Многие бояре имели библиотеки. Так, у Н.И. Одоевского были книги «Учение и хитрость…», «Прения с греками о вере», книги на латинском языке, учебники, историко-родословные сочинения. Пять книг из своей библиотеки он преподнес царю Федору Алексеевичу. Большой и разнообразной по содержанию библиотекой владели бояре Ромодановские. О грамотности думных людей можно судить по подписям под Соборным уложением 1649 г. Только 2 из 29 не поставили подпись собственноручно.
В это время в Московском государстве появляются «мастера грамоты» - частные учителя, обучавшие детей за плату, а также элементарные школы грамоты, в которых было по З-6 учеников. Начинает распространяться арабская нумерация, которая упростили изложение математических наук, появляется большое число рукописных «азбуковников». Это были своеобразные сборники энциклопедического характера и вместе с тем пособия для обучения грамматике, арифметике и прочему. Начинают широко издаваться русские печатные буквари (азбуки). В 1634 году в Москве вышел букварь Бурцева, переизданный в 1637 и 1698 годах. В конце XVII века издан первый иллюстрированный букварь Кариона Истомина.
Приобретали буквари (азбуки) и в Воронеже. В приходно-расходной книге Воронежского архиерейского дома 16 мая 1700 года сделана запись: «Да куплена азбука учебная, дано 6 денег».
Факты свидетельствуют, что во времена правления первого воронежского архиерея, епископа Митрофана (1682-1703) в нашем крае открываются школы. Находились они, как правило, в местах, обживаемых украинскими переселенцами. Преподавали в этих школах дьячки (псаломщики, пономари, чтецы, причетники), то есть низшие чины церкви. Они также были из черкас (украинцев), потому что по сравнению с русскими эти люди являлись более образованными и знали не только русскую грамоту.
В конце XVII столетия значительно увеличивается количество школ, и
распространяется домашнее обучение на Руси. Обучение в этих школах состояло из чтения азбуки, Псалтири и Часослова, письма и пения. В некоторых школах стремились давать начальные сведения по славянской грамматике, риторике, арифметике. Методика обучения грамоте состояла из заучивания наизусть азбуки, а затем Часослова и Псалтири. Учили вслух и нараспев, как во время церковной службы. Придя в школу, учащиеся отвечали свой урок учителю, а затем до вечерней молитвы учили новый урок. Размещались они в классе по своим успехам и поведению, то есть каждый занимал место по своим заслугам и с разрешения учителя. «Азбуковники» того времени предписывали учащимся тщательно и аккуратно обращаться с книгами, смотреть за тишиной и порядком в классе, предостерегали от воровства, неприличного обращения с товарищами, запрещали класть руки на книги. Ученикам полагалось не только вести себя пристойно в церкви, но и по улицам «ходить тихо и прилично». Школьные учителя находились в материальной зависимости от родителей учащихся, которые должны были кормить наставника, принося ему съестные припасы. «Честь достойную учителю воздавайте и от домов своих брашна и питиа ему приносите», - советовал один из «азбуковников».
Этот период Воронежской истории характерен возникновением заметной тяги всех слоев населения (в первую очередь городского, посадского) к просвещению, к образованию, к грамотности в широком смысле слова. Однако о состоянии народного образования в нашем крае к началу XVII века практически нет сведений. Но уже начались реформы Петра I, у которого на просвещение имелся свой взгляд, и судьбе было угодно, чтобы первые петровские школы появились именно на воронежской земле.
Таким образом, до момента оформления образования в систему прошел длительный период времени, а именно с X до конца XVII вв. Все образование имело ряд общих черт: церковный характер, так как главный упор делался на изучение религиозных дисциплин, светские отстранялись на второй план; знания, получаемые как дома, так и в школах при монастырях и церквах не отличались глубиной. Однако уже в конце данного периода во многих городах страны количество грамотных людей значительно возрастает, повышается необходимость в расширении кругозора, приобретении знаний по многим предметам, увеличивается количество школ.
2. Решение проблем образования в петровскую эпоху
Европеизация России, начатая Петром I, навязывание ей западного образа жизни и культурных ценностей, повлекли за собой трансформацию педагогических традиций, уходящих корнями в средневековую Русь. Внедрение западной культуры стало делом государственной политики и реформы, осуществляемые Петром I (Приложение № 3), затрагивали все стороны жизни общества. Не был оставлен без внимания вопрос воспитания и образования детей из различных сословий русского общества.
В 1696 году город Воронеж стал базой второго Азовского похода. Здесь
развернулось строительство первого российского военного флота. В Воронеж приезжают иностранные мастера-кораблестроители: англичане, голландцы, немцы, итальянцы, французы. Но, приглашая иностранных мастеров, царь Пётр стремился как можно быстрее подготовить и своих, русских специалистов, мечтал «кратчайший и способнейший путь изобрести, чтобы завести науки и оных людей своих, елико мощно скорее обучити».
9 марта 1697 года Петр в составе Великого Посольства отправился из Москвы в Западную Европу изучать корабельное дело. В этом же году две группы молодых столышков (придворных чиновников) были направлены в Голландию, Англию и Италию для обучения кораблестроению и мореходным наукам.
Вернувшись в Россию к весне 1699 года, стольники прибыли в Воронеж, где были назначены на корабли, готовившиеся к Керченскому походу. Находившийся здесь Пётр I деятельно занимается государственными делами, участвует в строительстве корабля «Предистанция». 25 апреля царь приказывает вице-адмиралу Крюйсу произвести на корабле «экзерциции, сколько, на якоре стоя, то произвести можно». Стольники, учившиеся морскому делу в иностранных государствах и определённые теперь на службу во флот, в присутствии Петра I и руководителей русского правительства показали неплохие навыки и сноровку в матросских упражнениях. Что касается теоретических знаний, умения управлять кораблём, командовать экипажем, то здесь ученики продемонстрировали свою полную несостоятельность.
Германский резидент Гвариент 3 июня 1699 года доносив своему императору из Москвы: «Из числа 72 дворян, посланных для обучения в Италию и Германию, только четверо выдержали экзамен, сделанный им самим государем в Воронеже. Остальным 68 человекам предоставлено или вторично отправится в чужие края и оставаться там до приобретения нужных сведений на свой счёт, или возвратить выданные на поездку деньги». Среди сдавших экзамен были князь Александр Голицын и корабельный мастер Фёдор Плещеев.
Практика посылки молодёжи за границу для обучения продолжалась и в
последующие годы. Но пользы от этого государству было мало. Например, князь Иван Львов жил за рубежом и обязан был наблюдать за учившимися там русскими. В одном из писем он просил не посылать более навигаторов (мореплавателей) в Англию «для того, чтобы и старые научились там больше пить и деньги тратить. Не могу их оплатить, а ныне хотят уже и в тюрьмы сажать за долги».
Таким образом, необходимость наладить подготовку профессиональных кадров в своём отечестве заставляет Петра I начать преобразования в области образования. Именно царь Пётр I впервые осознал ту важную роль, которую может и должна играть школа в решении государственных задач. Поэтому молодой царь не только направляет молодежь для обучения за границей, но и предпринимает действия по организации образовательной системы на Родине. Так, 14 января 1701 года был издан указ об основании первой государственной общеобразовательной школы в России - школы математических и навигационных наук - в Москве, в Сухаревой башне, а в 1703 году – создана первая государственная школа в Воронеже.
3. Адмиралтейская «русская» школа XVПI века в Воронеже
В начале XVIII века наряду с существовавшими некоторое время «разноязычными немецкими школами», которые открывались представителями
различных национальностей, появились и «русские школы». В них не только учили читать и писать по-русски, но и готовили отечественных работников. Первая профессиональная государственная школа с широкой образовательной подготовкой была открыта в Воронеже в 1703 году. История школы связана с личностью одного из ближайших сподвижников царя-реформатора флотоводца Федора Матвеевича Апраксина (1661 - 1728). «Великую нужду имею в офицерах», - писал из Воронежа в Москву адмирал Ф.М. Апраксин (Приложение № 1). Эти обстоятельства, а также личное распоряжение царя заставили Апраксина весной 1703 г. открыть в Воронеже школу, «предназначенную преимущественно для приготовления содержателей по разным частям», т. е. для подготовки различных специалистов-кораблестроителей, младших офицеров флота, инструкторов военного дела. В июне 1703 года адмирал Ф. М. Апраксин докладывал царю о том, что 90 молодых драгун (крестьян-новобранцев) успешно обучаются арифметике и по окончании учения оп планирует отдать их по «делам», т. е. для овладения конкретной профессией после общеобразовательной подготовки. «А более нужно констапелей (младший офицерский чин в морской артиллерии), отдам их учить поручикам Бергману и Отто, по 12 человек, також де и другим где пристойно».
В школу набирались юноши - дети дворян и горожан в возрасте от 12 до 17-20 лет. «Арифметического учения ученики Афанасий Побегайлов и Пётр Фролов посланы в мае, во 2 числе, и каменные доски и иные принадлежности и припасы ко учению по их скаске куплены и посланы с ними». Некоторые шли учиться добровольно, но некоторых отправляли заниматься «с принуждением». Обучение состояло из двух ступеней: общеобразовательной и профессиональной. Сначала учили азбуку, затем читали Часослов и вершиной книжной мудрости того времени считалось освоение Псалтири. Кроме того, учили писать, знакомились с латинской азбукой и постигали арифметику - науку до того в России невиданную. Затем приступали к освоению корабельных и военных профессий.
Большинство поступавших в это учебное заведение были неграмотны. Поэтому тех, кто не умел читать и писать, определяли в первый, приготовительный класс. Их учили грамоте и письму, а класс называли «русской школой». Во втором классе обучали счёту и началам арифметики. Он получил название «циферной школы». Здесь завершали обучение дети низших сословий, которых определяли на службу учителями в новые школы, писарями, помощниками аптекарей, архитекторами гражданскими чиновниками разных ведомств. Наиболее талантливые ученики из низших чинов попадали в следующий класс. В третьем, «навигационном классе» обучались, как правило, дети знати. Они учили алгебру, геометрию, тригонометрию (плоскую сферическую), навигацию, морскую астрономию, географию (преимущественно математическую). Окончивших этот курс называли «навигаторами».
Школа являлась государственным учебным заведением. Её учителя и ученики получали жалованье. Располагалась она на территории канатного двора: «да средних (среднего возраста) в ученье на Конатный двор - сто семь человек». Кроме учителей, присланных из Москвы, в школе преподавал и местный житель, певчий архиерейского хора подьяк Семён Минин. Он был учителем «словесного учения». Как человек грамотный, Минин совмещал свою должность с работой переплётчика в воронежском Адмиралтействе. Известно, что в 1710г. он получал учительское жалованье - 12 руб. в год. Для сравнения укажем, что в том же 1710 г. толмач (переводчик) голландского языка Ян Удендал получил 36 руб., а заплечный мастер (палач) - 10 руб.
6 мая 1703 г. в Воронеж было отправлено значительное количество печатных книг, которые куплены для учения мастеровым людям, которые на Воронеже у корабельного дела. По этим книгам можно определить примерную программу обучения в школе. «Да печатных книг, которые куплены по указанной цене для учения мастеровым людям сорок девять букварей на словенском и на латинском языке по шеснатцати по четыре деньги букварь, триста азбук по три деньги азбука, восемьдесят восемь Псалтырей в полдесть по двацати по три алтына по две деньги Псалтырь, сорок две Псалтыри в полдесть по шестнацати алтын по четыре деньги Псалтырь, сто Часословов по десяти алтын Часослов, сорок восемь арифметиков в десть по два рубли по осьми алтын по две деньги арифметик». 48 учебников арифметики, один экземпляр которой стоил целых два рубля восемь алтын, являлись только что вышедшими из печати книгами Леонтия Магницкого, который преподавал математику в Московской школе навигацких наук. По тем временам этот учебник был настоящей энциклопедией математических знаний. В нём содержались сведения для практического применения в алгебре, геометрии, астрономии, геодезии, навигации. Дорогой учебник использовался обычно как пособие для учителей, но, судя по количеству экземпляров - 48, он выдавался и для занятий ученикам. Конечно, в воронежской школе изучали не только четыре действия арифметики. Мастерам нужно было знать квадратные и кубические меры, вычисление площадей, объемов и многое другое, что необходимо при строительстве и оборудовании корабля.
О содержании обучения в воронежской «русской школе» можно судить по посланным туда книгам: русский букварь, латинский букварь, Псалтирь, Часослов, арифметика.
Школа была общеобразовательной, но имела свои специальные задачи, а именно: готовить различных специалистов для воронежских и других верфей и гарнизонов. Контингент учащихся школы состоял в основном из «мастеровых людей». И если учесть, что многие профессии передавались от старших поколений к младшим, то и профессия корабельного мастера становилась наследственной. Это давало право учиться в подобных школах детям «мастеровых людей».
П. Парибок в статье «Русские школы» при Петре I» приводит данные по С.- Петербургcкой «русской школе», открытой в 1717 г., и отмечает, что «школа пользовалась популярностью среди того сословия, для которого предназначалась. Не было необходимости принуждать мастеровой люд к обучению детей, рабочие государственных военно-морских верфей охотно отдавали своих детей и братьев в «русскую школу», не проявляя предрассудков, предубеждений и опасений, столь свойственных в то время дворянскому сословию в лице его наиболее обеспеченных и знатных представителей. О тяге к знаниям со стороны детей «мастеровых людей» говорит и то, что в школу «сверх присланной росписи явились мастеровых людей дети (27 человек)». Вероятно, и воронежские мастеровые охотнее отдавали своих детей в «русскую школу». Так, в ведомости о составе учащихся ещё одной воронежской школь (цифирной) графа «О присылке детей каменщичьих, кузнецких и плотницких» с 1716 по 1726 г. оставалась незаполненной.
В 1705 г. по распоряжению Петра I на левом берегу реки Воронеж заложена Тавровская крепость и при ней корабельная верфь. «Русская школа» из Воронежа была переведена в Тавров, где успешно продолжала готовить мастеров корабельного дела. В некоторых научных публикациях школу, открытую в 1703 г. в Воронеже, именуют Тавровской. Видимо, здесь сыграл свою роль авторитет первого воронежского историка и краеведа Е. А. Болховитинова, который в книге «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии» допускает неточность и относит основание Таврова к 1703 г. Но «русская школа» появилась там не ранее 1705 - 1706 гг.
Выпускники воронежской школы направлялись по всей России, где строились корабли. Но главным образом они обслуживали огромную Азовскую губернию. Например, в 1705 г. 6 человек были направлены в Троицкую крепость, которая находилась на берегу Азовского моря близ Таганрога. В документе читаем: «Лета 1705 года июля в 4 день по указу Великого Государя артиллерийскому поручику Шперитеру сего числа по его Великого Государя указу присланы в Троицкой с Воронежа из Приказу Адмиралтейских дел математические ученики, которым велено быть для учения бомбардирного дела, 6 человек, а с ними прислано артиллерийских припасов, которым быть в Троицком в гарнизонах, а кто именно математические ученики и что чего с ними прислано, тому роспись ниже сего и тебе по росписи тех математических учеников принять».
В данном случае из Воронежа прибыли инструкторы артиллерийского дела, которые и должны были обучать солдат - бомбардиров.
В 1711 году в результате неудачной войны с Турцией Россия обязалась прекратить строительство кораблей в Воронежском крае. В следующем году из Воронежа в Москву и Петербург уехали русские и иностранные мастера-судостроители, в том числе Анисим Моляров с пятью учениками. Тавровская «русская школа» при пустующих верфях утратила своё значение и, вероятно, была закрыта.
Однако уже Северная война и интенсивное строительство флота на Балтийском море вновь поставили вопрос о «русских школах», обучавших грамоте будущих корабельных мастеров.
В 1714 году правительство Петра I сделало первую попытку создать в России сеть государственных общеобразовательных и начальных школ. 28 февраля царь Петр издал указ об открытии во всех губерниях цифирных, или арифметических, школ.
29 ноября 1718 года был издан именной указ Петра I: «Плотничьх, матросских, кузнечных и прочих мастеров всех записных учить русской грамоте и цифири». Затем канцелярия военного флота разъясняла: «По именному его царского величия указу велено плотничьих, матросских, кузнечных и прочих мастерств мастеровых людей детей братей и свойственников их учить русской грамоте и цифири, которые явятся ниже шестнадцати лет».
К этому времени уже работала Санкт-Петербургская «русская школа». В Ревеле была открыта школа для «обучения навигации, словенскому и писать». Аналогичная школа существовала в Кронштадте.
В 1722 году Пётр I, возвращаясь из Персидского похода, заехал в Воронеж. Здесь он отдал распоряжение возобновить строительство в Таврове боевых кораблей. В этом же году выходит «Регламент морской» - основной закон русского военного флота. Этот документ придавал большое значение «русским школам». В частности, там говорилось: «Плотничьих и прочих мастеровых людей детей надлежит обучать грамоте, цифири и геометрии. Дабы потом могли добрыми мастеровыми быть. Для чего особливую школу иметь». Открываются новые школы, им уделяется повышенное внимание. В 1725 году в донесении Воинской морской комиссии сказано: «По регламенту адмиралтейскому … школы … на адмиралтейских заводах учинены, на адмиралтейских мастеровых и прочих нижних чинов в 1725 году дети переписаны. И которые впред с того времени прибыли и прибудут, о тех велено объявлять при командах и определяются в школы на 5 лет. Ныне оных обретаеца: 1) в Петербурге – 211; 2) в Кронштадте – 87; 3) в Ревеле- 53; 4) в Казани-70; 5) в Астрахани-17; 6) в Таврове - 160; 7) на Сестрорецких заводах - 47».
Тавровская «русская школа» в 1725 году насчитывала 160 учеников и была самой крупной в России, так как в аналогичных четырёх С.-Петербургских школах было в общей сложности 211 учащихся.
В Таврове продолжались кораблестроительные работы до 1740 г., а местное адмиралтейство было официально упразднено осенью 1741 г. Центр русского кораблестроения перемещается в С.-Петербург, и Тавровская школа закрывается. Тем более, что рядом быстро растёт город Воронеж, где уже работает гарнизонная школа.
Таким образом, образованная в 1703 году государственная адмиралтейская школа стала первым образовательным учреждением Воронежа. Наряду с профессиональной подготовкой различных специалистов корабельного дела, ученики получали общую образовательную подготовку. Обучение проходили как дети дворян, так и дети горожан, а выпускники направлялись по всей России.
Адмиралтейская школа просуществовала до 1741 года, так как центр кораблестроения перемещается в С.- Петербург.
Заключение
Итак, мы рассмотрели начальный этап становление системы общего и профессионального образования в Воронежском крае в эпоху Петра Великого, проанализировали практику обучения в первом государственном учреждении Воронежа – адмиралтейской «русской школе».
В петровскую эпоху созданы специфические учебные заведения, которые отвечали потребностям времени, и заложили основу дальнейшего развития общественного образования.
«Русская школа» возникшая при Петре I, являлась государственным
учреждением. Государство ее опекало, ставило перед ней государственные
задачи. При Петре и его ближайших преемниках общество нуждалось преимущественно в элементарном образовании. С другой стороны, власти требовались люди, получившие профессиональную подготовку. Они прилагали всевозможные усилия для отправки молодежи всех сословий в профессиональные школы. Русский историк П. Милюков писал об этом времени: «Общее образование само по себе мало ценилось как правительством, так и обществом. Вот почему правительство ограничилось на первых порах тем, что открыло ряд специальных школ для удовлетворения своих ближайших надобностей, а остальное предоставило времени и собственным усилиям общества».
Великий реформатор Петр I впервые увидел важную роль, которую может и должна играть школа в решении государственных задач. Попытки императора полностью отрегулировать ее функции окончились не совсем удачно, но с тех пор государственная школа навсегда осталась незыблемым началом внутренней политики государства, которую уже более четко определила Екатерина П.
Память о первой Воронежской государственной школе в июне 2003 года в тихом городском сквере на улице Кардашова торжественно открылся памятный знак (Приложение № 2) в честь 300-летия открытия первого государственного учебного заведения города Воронежа. Автором гранитного камня с памятной доской является Александр Кожевников. На монументе увековечена память и первых учителей этой школы - Афанасия Побегайлова, Петра Фролова и Семена Минина. Согласно архивным документам памятный знак находится именно на том месте, где когда-то размещалось это учебное заведение.
Литература
Слайд 1
310 лет со дня открытия первого учебного заведения в Воронеже – адмиралтейской «русской» школыСлайд 2
Реформирование образования на Руси в Петровскую эпоху
Слайд 3
Пётр Первый – великий царь-реформатор XVII-XVIII веков
Слайд 4
14 января 1701 года был издан указ об основании первой государственной общеобразова - тельной школы в России – школы математических и навигационных наук – в Москве, в Сухаревой башне.
Слайд 5
Адмиралтейская «русская» школа XVIII века
Слайд 6
Сначала в школе учили азбуку, затем читали Часослов, потом осваивали Псалтирь.
Слайд 7
Знаменитый флотоводец Фёдор Матвеевич Апраксин
Слайд 8
Решение проблем с образованием и школами на Руси в XVIII веке
Слайд 12
В июне 2003 года на улице Кардашова торжественно открылся памятник в честь 300-летия открытия первой школы Воронежа.
Рисуем акварельное мороженое
Как нарисовать лимон акварелью
Золотой циркуль
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Именинный пирог
Комментарии
Реферат и презентация
Хотелось бы отметить большую и кропотливую работу ученицы Штанько Виктории и учителя Меркуловой Елены Викторовны. Тема реферата очень интересная. Нужно знать историю своей страны, города, улицы. На сайте нет ни одной похожей публикации. На достигнутом не останавливайтесь. Дерзайте, у вас все получится!