В научной работе иследуются легенды и мифы старинного нанайского села Сикачи-Алян, славящегося своими петроглифами.
Вложение | Размер |
---|---|
текст работы | 86 КБ |
прзентация | 2.31 МБ |
МБОУ лицей «РИТМ»
Научно-практическая конференция
«Шаг в науку»
Выполнила: Шут Полина,
ученица 5 «А» класса
Руководитель: Ядыкина Светлана
Евгеньевна,
учитель истории
Хабаровск, 2014 год
Я живу в Хабаровском крае. Одна из самых известных достопримечательностей нашего края, известная далеко за его пределами – выбитые на базальтовых камнях рисунки древнего человека, расположенные на берегу Амура недалеко от нанайского села Сикачи-Алян. Мне интересно узнать о том символическом смысле, который вкладывали древние художники в свои изображения. Вообще, все то, что связано с мифами, фантастикой, с представлениями людей о сверхъестественном мне интересно.
2014 год в нашей стране объявлен Годом Культуры, поэтому, как мне кажется, сейчас самое время поподробнее изучить богатейший пласт культуры народов Дальнего Востока, коренных жителей той земли, которую я считаю своей родиной.
Цель моей работы попытаться с помощью изучения мифов и легенд понять смысл изображений петроглифов Сикачи-Аляна.
Для достижения цели мне потребовалось решить следующие задачи:
В ходе работы я выдвигаю следующие гипотезы:
1. Нанайские мифы содержат ответ на вопрос о смысле изображений на камнях.
2. Если легенды и мифы связанные с Сикачи-Аляном, существовали в далеком и недавнем прошлом, если они существуют и рождаются в наше время, значит, территория Сикачи-Алянского памятника и поселок в целом имеют особое значение в духовной культуре аборигенов.
Я узнала много интересного о нанайском поселке Сикачи-Алян, расположенном в 60 километрах от Хабаровска вниз по Амуру.
«Википедия» рассказала мне, что на правом берегу Амура находится выход скальных пород (утёс), вблизи кромки воды свободно лежат базальтовые валуны с выдолбленными на их поверхности изображениями животных, сценами охоты, человеческими фигурами, сидящими людьми в лодках, антропоморфные шаманские маски-личины. Изображения отличаются символизмом и сильными орнаментальными традициями. В селе Сикачи-Алян представлены все виды петроглифов той эпохи. Слово петроглиф – греческого происхождения (петрос – камень и глиф – резьба) и означает высеченные изображения на камне. В других районах Хабаровского края тоже обнаружены петроглифы, однако встречается только одно-два изображение (или животные, или маски, или люди, но не все вместе, как на Сикачи-Алян).Петроглифы Сикачи-Аляна известны с глубокой древности (село Сикачи-Алян расположено на месте древнего нанайского стойбища). Первое научное описание петроглифов сделано в 1859 году Р. К. Мааком. В описании и изучении петроглифов Сикачи-Аляна приняли участие В. А. Альфтан (1894), Л. Я. Штернберг, В. К. Арсеньев. Мировую известность петроглифы Сикачи-Аляна приобрели в 1935 году после исследований академика А. П. Окладникова. Археологи предполагают, что дикие лошади, изображённые на валунах, водились в Приамурье только в ледниковый период. Среди петроглифов встречается изображение мамонта, возможно древние люди охотились на них. Поздние петроглифы датированы III тысячелетием до н. э. и выдолблены железными инструментами. Петроглифы расположены в затапливаемой зоне (в отдельные периоды года не видны), во время весеннего ледохода могут повреждаться льдинами. Всего сделано около 300 научных описаний отдельных наскальных изображений. В настоящее время петроглифов несколько меньше, около 200, часть из них была утрачена — снесена проплывающими весной льдинами и находится на дне реки. Предполагается, что часть петроглифов не видна (валун перевёрнут изображением вниз).В месте расположения петроглифов организован музей под открытым небом. В национальном нанайском селе Сикачи-Алян расположен этнографический музей — филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова.С некоторых наиболее известных валунов с петроглифами были сняты точные копии, сделаны бетонные муляжи. Муляжи с петроглифами Сикачи-Аляна являются частью экспозиции Хабаровского музея археологии (филиал Хабаровского краевого музея им. Н. И. Гродекова).Петроглифы Сикачи-Аляна являются местом религиозного поклонения (шаманизм) и национальным символом нанайского народа.
Существует несколько версии происхождения смысла названия села.
Елена Глебова, редактор журнала «Словесница искусств», объясняет его так
В нанайском языке есть глагол «саори». Производная от него — «сакачиори» — переводится как «знать», «узнавать», «выспрашивать». Получается, что здесь, в Сакачи-Аляне, шаманы «выспрашивали» у богов небесные тайны.
Светлана Николаевна Оненко, учитель истории школы Сикачи-Аляна рассказывает еще и о таких версиях: название переводится как
«Место где живут злые духи».
«Меченые с обоих сторон». Так назвали потому что, с обеих сторон Сикачи –Аляна находятся петроглифы.
Прежде название села звучало как Сакачи-Алян. «Сакачи» с нанайского переводится как «знали, вызнавали». «Алян» — черта или грань между царством мертвых и живых. Таким образом, Сакачи-Алян — место, где люди знали границу между двумя мирами.
Конечно, это лишь версии, и никто не настаивает на их однозначности, но древнее нанайское село и сегодня многое может открыть для каждого.
Существует легенда, объясняющая происхождение изображений на камнях.
В начале времён на небе сияли сразу три солнца. Люди и звери умирали от нестерпимой жары, даже камни становились мягкими, как расплавленный воск. И только боги не унывали: рисовали диковинные узоры на раскалённых камнях. От гибели мир спас отважный охотник. Своими меткими стрелами он погасил два лишних светила. Камни остыли и навсегда сохранили отпечатки божественных пальцев.
Мне кажется более правдоподобной вторая легенда.
Располагалось на месте Сикачи-Аляна селение. Но случилось извержение вулкана (вариант: прямое попадание огненного небесного тела), и земля стала гореть, вода в реке закипела. В один миг погибли все люди. Спаслись лишь двое — муж и жена, которые еще до печальных событий ушли далеко на охоту. Вернулись и увидели, что их соплеменники погребены под лавой. Два дня они плакали и причитали, пока не потеряли голоса. К этому времени раскаленная земля загустела, начала затвердевать и стала как дуту — темная черемуховая лепешка. Камни же еще оставались мягкими, так что на них можно было пальцем рисовать. Пошли тогда мужчина и женщина от Сикачи-Аляна до Малышева и по дороге наносили на камни изображения. Женщина рисовала личины, вкладывая в эти лики все то, что чувствовала — горе, страх, печаль. Рисовала она и обрядовые сцены. К примеру, обряд унди — восполнение шаманом растраченных за зиму сил, когда он приходил к людям и те пришивали ему на спину кусочки ткани. Мужчина рисовал сцены охоты, животных. Так шли они вдоль берега по мягким камням и оставляли на них рисунки. Как говорит легенда, от этих уцелевших людей потом пошли нанайские роды.
Кстати, еще в наше время нанайки заготавливают на зиму ягоды черемухи, сушат из нее лепешки и на них рисуют узоры, такие же, как на сикачи-алянских валунах.
Современные ученые так объясняют происхождение рисунков:
Петроглифы Сикачи-Аляна являются результатом деятельности человека на протяжении целого ряда периодов и эпох, от раннего неолита до раннего средневековья, что подтверждает многообразие стилей и различия в технике их исполнения. Если рисунки, относящиеся к неолиту и раннему железному веку, выполнены способом глубокой желобчатой выбивки при помощи каменных инструментов, то раннесредневековые изображения уже наносились в стиле резной техники железным инструментом. Криволинейность в стилях ранних изображений сменяется в раннем средневековье рисунками с прямыми пропорциональными линиями.
До настоящего времени научно обоснованной является датировка сикачи-алянских петроглифов, предложенная А.П.Окладниковым, основанная на сопоставлении стилей и образов рисунков и соотношении их с археологическими культурами Нижнего Амура. К периоду раннего неолита (мезолита), где более ранние рисунки датируются X тыс. до н.э. - относятся примитивные по технике и стилю изображения лошадей (лосей), фигурки лесных птиц, личины с простым внутренним заполнением (глаза, рот, нос), а также череповидные личины. К расцвету неолитической эпохи на Нижнем Амуре (IV-III тыс. до н.э.) можно отнести личины со сложным геометрическим заполнением их внутреннего пространства. Эта тенденция продолжается в позднем неолите и начальном этапе раннего железного века (II тыс. до н.э. - начале I тыс. до н.э.). Кроме того, к этому этапу относятся наиболее яркие изображения лосей в рентгеновском стиле со сложным внутренним заполнением из завитков-спиралей и концентрических кругов. И, наконец, самые поздние из рисунков, выполненные в стиле резной техники, и относятся к первой половине I тыс. н.э.
Часть берега, где расположены камни с рисунками, местные называют Гасяном. Коренные жители, когда едут сюда на моторных лодках, предусмотрительно захватывают с собой красное вино и, как только ступают на берег, окропиляют им землю и просят у духов прощения за непрошеный визит. Очень важно правильно вести себя в таких священных местах. Старые люди говорят, что нельзя громко разговаривать, бросать камни и вообще не стоит хозяйничать.
Светлана Николаевна Оненко, учитель истории в сикачи-алянской школе, часто приходит в Гасян. Она знает легенды и предания, связанные с тем или иным изображением, и даже чувствует энергетику камней. Каменная галерея начинается с черепообразных личин. Считается, что они источают отрицательную энергию и как бы «чувствуют» людей с неустойчивой психикой. Совсем иначе дело обстоит с космическим лосем — знаменитым петроглифом, начертанным на большом валуне со срезанной верхушкой. Лось символизирует у народов Сибири и Дальнего Востока Вселенную, это их мир — бесконечный и прекрасный, как спираль, орнаментирующая тело животного. Лось, кроме того, считается лечащим. Люди, приходящие к нему, кладут на изображение руки, просят здоровья, а иногда просто ложатся на камень больным местом. Но перед этим, конечно же, нужно попросить прощения и принести дары — спиртное, сигареты.
Таким же «серьезным» по энергетике местом считается скала между Сикачи-Аляном и Малышевым, где расположен каменный ансамбль: старуха и семеро ее дочерей. За спиной у каменного изваяния старухи — идол, а перед ней — котел и надгробная плита. Увидеть скульптурную композицию можно лишь в определенный час дня, когда солнце падает под особым углом и обрисовывает контуры героев старинной легенды. Считается, что старуха указывает путь в царство мертвых.
Рядом с каменным комплексом находится небольшая пещера, которая и считается входом в царство мертвых. С пещерой также связано немало легенд и преданий. Сюда в прежние времена приходили люди, чтобы испытать судьбу. Для этого нужно было зайти внутрь пещеры. Если стены сомкнутся и человек дотронется до них, значит, жизнь его не обещает быть легкой и долгой, а если пройдет, не заденет стен — напротив, все сложится удачно.
Каменную старуху местные жители ласково называют бабушкой. Прежде, когда в Сикачи-Аляне не было магазина и за продуктами ездили в Малышево на лодках, на обратном пути всегда причаливали к «бабушке», били ей поклоны, давали дары. И бабушка, и мама Светланы Николаевны Оненко, и предки сегодняшних сикачиалянцев всегда так делали. Но когда строили дамбу, разрушили четырех «дочерей»: взорвали изваяния и увезли камни на стройку. Старики сказали тогда, что так просто это не сойдет с рук, будут погибать люди. И правда, многие жизни унесла в дальнейшем построенная дамба.
Мифы в Сикачи-Аляне рождаются и в наше время. В Музее школы Сикачи-Аляна хранится очень ценный экспонат, с которым связаны как старые, так и новые легенды.
Говорят, когда-то в Сикачи-Аляне жил сильный шаман. О его особом даре можно судить по мощным железным рогам с множеством ответвлений, которые надевают во время камлания, и большой птице Кори, на спине которой шаман переправлял души покойных в царство мертвых — буни. Эти таинственные атрибуты сегодня хранятся в маленьком школьном музее и вызывают зависть этнографов из Хабаровского краеведческого музея. «А вы знаете, здесь так страшно по ночам бывает, — обратилась к Елене Глебовой местная учительница Жанна Михайловна Актанко, когда она рассматривала почерневшую от времени шаманскую птицу. И рассказала, как ей пришлось однажды дежурить за старшего сына — школьного сторожа. Еле дождалась женщина наступления утра. Всю ночь из кабинета, где находится музей, доносились странные шумы. Будто кто-то ходил, вздыхал, вскрикивал. Сын же ничуть не удивился: такой концерт, по его словам, происходит каждую ночь. Похоже, парень не слишком боится встречи с духами. В отличие от его мамы. А для нас данный факт является доказательством того, что до сих пор в Сикачи-Аляне рождаются легенды, а значит, территория Сикачи-Алянского памятника и поселок в целом, до сих пор имеют особое значение в духовной культуре аборигенов. А возможно, не только аборигенов. В телевизионном сюжете «Точка на карте. Сикачи-Алян», снятом совсем недавно телекомпанией Губерния, рассказывается о пещере – входе в мир мертвых. Но видеокадров из пещеры и даже входа в нее нет. Как говорит корреспондент: в тот момент как группа собралась провести съемки внутри пещеры, видеокамера вышла из строя. То есть современная молодая девушка корреспондент, по происхождению не относящаяся к коренным малочисленным народам, намекает на непреходящее мистическое значение этого места.
Работая над темой, я почувствовала в себе настоящую радость открытия.
На одном сайте я нашла фотографии сикачи-алянских камней. Их выложил мужчина, который ездил в село Сикачи- Аляни. Там были петроглифы с изображением животных, масок и личин. Самым последним был петроглиф с изображением лошади, а над ней кружок. Фотография называлась «Лошадь со смайликом»
Потом я стала читать различные мифы и легенды нанайцев. И мне встретилась легенда о том как был создан человек: «Жила – была голова в фанзе. Однажды она решила найти себе туловище. В это время в фанзу заскочила лошадь. Голова вскочила на лошадь и поскакала искать себе туловище. Искала, искала и нашла себе человеческое туловище. Так, считают нанайцы, произошел человек».
Прочитав её я вспомнила про петроглиф лошадь со смайликом. И я догадалась ,что эта легенда относится к этому петроглифу и объясняет его смысл.
Выводы:
До сих пор у жителей Аляна сохранилось трепетное отношение к валунам с рисунками. И не только потому, что это огромная археологическая ценность. Они по-прежнему наделяют их магическими свойствами и, как и в старые времена, боятся разгневать богов неосторожным поступком.
На Земле немало загадочных мест, и Дальний Восток из их числа. Его тайны пытаются разгадать многие поколения археологов, этнографов, историков, краеведов, но ответа все еще не найдено. В своих поисках мы движемся по «указателям», которые можно разглядеть в археологических находках, наскальных рисунках, предметах из музейных коллекций. Но главная информация заложена в пространстве Мифа и Легенды — уникальном творении человечества. Погружаясь в него, вдруг осознаешь, что отразившиеся в памяти народа, в петроглифах, древних орнаментах и географических названиях легенды и мифы перестают быть просто некими рассказами. Они живые, в них мощное объединяющее начало.
Изображения на камнях и мифы народа дополняют друг друга в стремлении донести до потомков информацию о картине мира древних народов.
Слайд 1
Магическая аура древнего села: легенды и мифы Сикачи-Аляна Выполнила: Шут Полина ученица 5 «А» класса. Руководитель: С.Е.ЯдыкинаСлайд 2
Цель попытаться с помощью изучения мифов и легенд понять смысл изображений петроглифов Сикачи-Аляна.
Слайд 3
Задачи: 1.Познакомиться с историей и географией Сикачи –Аляна. 2.Ознакомиться с петроглифами и их особенностями. 3.Изучить мифы, объясняющее происхождения петроглифов смысл рисунков. 4.Выяснить,существуют ли мифы, связанные с Сикачи-Аляном, но не связанные напрямую с петроглифами. 5.Выяснить ,существуют ли в Сикачи –Аляне современные мифы. 6.Сделать вывод о смысле изображений на камнях.
Слайд 4
гипотезы: 1. Нанайские мифы содержат ответ на вопрос о смысле изображений на камнях. 2. Если легенды и мифы связанные с Сикачи-Аляном, существовали в далеком и недавнем прошлом, если они существуют и рождаются в наше время, значит, территория Сикачи-Алянского памятника и поселок в целом имеют особое значение в духовной культуре аборигенов.
Слайд 5
Сикачи-Алян на карте
Слайд 7
Музей-школа в селе Сикачи-Алян
Слайд 8
Смысл названия В нанайском языке есть глагол «саори». Производная от него — «сакачиори» — переводится как «знать», «узнавать», «выспрашивать». в Сакачи-Аляне, шаманы «выспрашивали» у богов небесные тайны. «Место где живут злые духи». «Меченые с обоих сторон». Так назвали потому что, с обеих сторон Сикачи –Аляна находятся петроглифы. Прежде название села звучало как Сакачи-Алян. «Сакачи» с нанайского переводится как «знали, вызнавали». «Алян» — черта или грань между царством мертвых и живых. Таким образом, Сакачи-Алян — место, где люди знали границу между двумя мирами.
Слайд 11
Петроглифы.
Слайд 12
Космический лось.
Слайд 13
Каменная старуха.
Слайд 16
«Жила – была голова в фанзе. Однажды она решила найти себе туловище. В это время в фанзу заскочила лошадь. Голова вскочила на лошадь и поскакала искать себе туловище. Искала, искала и нашла себе человеческое туловище. Так, считают нанайцы, произошел человек».
Слайд 17
Спасибо за внимание
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Серебряное копытце
И тут появился изобретатель
Астрономический календарь. Май, 2019
Учимся ткать миленький коврик