практико-ориентированный проект, цель которого-это развитие самостоятельности и инициативности обучающихся, развитие презентационных и коммуникативных умений, формирование экологического мышления, воспитание любви к живому
Вложение | Размер |
---|---|
predstaviteli_zhivotnykh_otryada_gryzuny.doc | 66 КБ |
Районный конкурс исследовательских, творческих и проектных работ учащихся «Проектная декада»
Название работы: сценарий экскурсии по теме «Представители животных отряда Грызуны школьного живого уголка, которые могут содержаться в неволе»
Направление: практико-ориентированный проект
Авторы: Малышева Татьяна Александровна, 8 класс МОУ СОш
п.Малиновский
Мельникова Анжела Владимировна, 7 класс МОУ СОш Малиновский
Руководитель: Кравченко Валентина Петровна,
руководитель кружка «Человек находит друга» МОУ СОШ п.Малиновский
2009г
Паспорт учебного проекта
Название (тема) проекта:экскурсия по теме « Представители животных отряда Грызуны школьного живого уголка,которые могут содержаться в неволе»
Руководитель проекта: руководитель кружка, педагог дополнительного образования Кравченко В.П.
Консультант проекта: методист РСЮН г. Советский
Учебные дисциплины , близкие к теме проекта :биология, экология, литература.
Возраст (классы) учащихся, на который рассчитан проект: 3-7 классы
Состав проектной группы: Мельникова Анжела, 7 класс
Малышева Таня, 8 класс Тип проекта: практико - ориентированный
Цели проекта:
Педагогическая: развитие самостоятельности и инициативности учащихся.
Практическая: удовлетворение потребностей учителя биологии, классных руководителей.
ч
Задачи:
Развивающие: развитие речи учащихся, презентационных и коммуникативных умений
Обучающие: формирование предметных компетенций и поисковых умений.
Воспитательные:формирование экологического мышления, воспитание любви к живому.
Практические: при разработке сценария экскурсии формировать умение систематизировать материал и презентовать его.
Вопросы проекта: расширение кругозора учащихся о животных отряда Грызуны.
систематизация и сбор материала о животных отряда Грызуны.
Необходимое оборудование: телевизор, видеокассета, натуральные объекты.
Проектируемые выходы, включая форму презентации:
разработка сценария экскурсии, проведение экскурсии для учащихся.
Введение
В воспитании детей огромная роль принадлежит школе. Экскурсии обогащают духовную жизнь учащихся, стимулируют желание больше увидеть, больше знать ,больше делать. Непосредственные наблюдения за животными способствуют формированию у учащихся экологического мышления.
Главная цель всякой экскурсии заключается не в том, чтобы показать ученикам и заставить их запомнить вид и названия живых существ, и не в том, чтобы научить их описывать морфологические и биологические особенности отдельного животного, а в том , чтобы показать и научить их видеть жизнь природы , показать гармонию между природными объектами и человеком.
Экскурсия дает хороший материал для воспитания эстетических чувств.
Экскурсия дает возможность углубить и систематизировать биологический материал, формировать у учащихся навыки исследовательской работы на природных объектах.
Цель проекта: разработать сценарий экскурсии на базе школьного живого уголка.
Задачи:
На информационном стенде школы висит объявление:
Тема экскурсии «Представители животных отряда Грызуны школьного живого уголка, которые могут содержаться в домашних условиях»
Цели экскурсии:
1) расширение кругозора учащихся о животных отряда Грызуны.
Оборудование экскурсии: кинофрагмент «Животные . Класс Млекопитающие», живые объекты школьного уголка.
Грызуны- одни из первых спутников человека, они начали досаждать нашим предкам своим присутствием 12 тыс лет назад. Слово «муш» означающее на древнем языке индейцев-«воровать». Крыс в Европе считали причастными к нечистой силе. Не последнюю роль сыграл в этом и блик этих животных, нам почему-то особенно не нравится голый ,покрытый чешуйками и редкими жесткими волосками, хвост и заостренная морда с маленькими глазками.
Предлагаем посмотреть кинофрагмент об отряде Грызуны с целью общего знакомства с животными этого отряда.
Первая остановка: хомячок-пуховичок.
Паспорт объекта
Характеристика объекта.
Впервые это животное было обнаружено в 1839 оду в Аравийской пустыне. Потом на протяжении почти столетия его не удавалось увидеть в природе и его посчитали вымершим. Но в 1930 году во время экспедиции по Сирии профессору Ахарони удалось отловить хомячку с выводком и доставить в Англию. От них и пошло начало нового вида.
Нашего хомяка зовут Хома. Он очень интересный и забавный. Длина тела 15 см. Коренаст, с очень маленьким хвостом. Мех на спине рыжевато-коричневый, брюшко светлое. Шерсть густая, мягкая и бархатистая. На лапках у Хомы 5 пальцев. Передними лапами во время еды он действует как руками, набивая защечные мешки кормом до предела. Корм для хомяка мы используем разнообразный и полноценный: крупы. Хле, нежареные семечки дыни , тыквы, овощи , фрукты. Даем сваренные макароны, яйца, творог, сыр , ягоды и сухой корм для хомяков ,который есть в продаже магазинов.
Вообще хомячки всеядны, однако есть и запретные продукты- это жирные, сладкие, копченые и жареные.
Мы поставили себе вопрос: сколько корма в день может съесть наш Хома?
Для этого мы взвесили количество корма перед тем ,как дать его хомячку. В результате наблюдений мы выявили, что хомячок в день потребляет 27г сухих кормов и 20г влажных, особенно моркови!
В условиях неволи в запасах нет необходимости, но природа берет верх. Получая пищу ежедневно, хомячок часть ее прячет в домик свой. А воды хомячок пьет совсем мало, обычно ему бывает достаточно влаги, содержащейся в зеленых кормах.
Живет наш Хома в специальной решетчатой металлической клетке, есть в ней спальный домик, т. к. Хома очень любит поспать, лестница для лазания, колесо, в котором Хома с наслаждением крутится для поддержания своей формы тела. Хома- живое и проворное существо, очень любопытный. Он очень смелый : забирается на самый верх клетки и прыгает оттуда! Бывает и злой , но очень редко.
Золотистый сирийский хомяк- любимое животное ребят-кружковцев. Этому зверьку даже посвятили стихотворение:
В нашей школе на полу Клетка белая в углу.
В ней живет ручной зверек.
Рыжий-рыжий хомячок.
Морковка велика,
Чуть больше хомяка.
Он не ест ее сейчас,
Просто держит прозапас.
Он кладет морковочку Да в свою кладовочку А кладовка за щекой.
Вот он хитренький какой!
Какой же он наш Хома? И злой и кроткий, победитель и побежденный, скопидон и растяпа. Иначе говоря такой, какой есть, живущий по своим законам природы!
Вторая остановка: декоративная крыса
Паспорт объекта
Характеристика объекта
Первое упоминание об использовании крыс в научных опытах относится к 1856г. В последующие годы на них экспериментировали редко. Переломный момент наступил в 1907 г., когда в Вистаровском институте (США) была впервые создана генетически однородная линия белых крыс. Сейчас существует множество линий лабораторных крыс,
Наш Джерри имеет бело-черный окрас, вытянутую мордочку и длинный (больше туловища) хвост. Поселили мы Джерри в металлическую клетку размером 40*30* 30 см, что достаточно просторно, т.к. Джерри весьма подвижный зверек и любит лазать. Размер ячейки сетки составляет 15*15 мм, потому что при больших размерах ячейки Джерри может удрать. Жилище Джерри оборудовано домиком, полочкой и лестницей для лазания. Жилплощадь нашего подопечного выстлана опилками, которые мы меняем раз в 2-3 дня. Поддерживаем оптимальную температуру в помещении для Джерри 20-22 градуса, т.к. крысы не любят чрезмерно высокую температуру.
Кормить крысу несложно: они весьма неприхотливы в еде- кормим Джерри хлебом , сыром , овощами, фруктами, творогом. С удовольствием Джерри поедает сырое мясо, вареные яйца, колбасу- ведь Джерри - хищник и нуждается в богатой белками пище . Противопоказано сладкое, жареное, сильно соленое и острое. А вот сухие твердые корма (в отличие от хомяка) Джерри не очень охотно поедает . У Джерри в клетке всегда стоит мисочка с водой, потому что он много пьет и любит водой умываться.
Наш Джерри очень подвижный зверек: может в мгновение ока оказаться наверху клетки , потом внизу, может ухватиться передними лапками за решетку и долго висеть покачиваясь. За такие головокружительные трюки ребята прозвали Джерри «скалолазом».
Джерри постоянно ищет тесного общения с ребятами , обнюхивая их при этом. Он очень любознательный и обожает обследовать новые предметы: если положить в клетку незнакомую вещь, Джерри примется ее обнюхивать ,пробовать на зуб, таскать туда-сюда.
На мордочке у Джерри есть важнейший орган ближней ориентиции-вибриссы— длинные жесткие осязательные волоски. Вибриссы компенсируют так называемую мертвую зону- пространство между мордой и под ней, не охваченное зрением. Ведь глаза, расположенные по бокам вытянутой головы, не позволяют грызуну видеть то , что находится у него под самым носом.
Джерри очаровательное животное! Ребята без боязни берут его в руки , что Джерри нравиться.
Третья остановка : морские свинки-родственники Хрюши?
Паспорт объекта
Семейство насчитывает примерно два десятка видов, и все- обитатели Южной Америки. Впервые они были одомашнены индейцами, и не только ради забавы... Свинок использовали для жертвоприношений. Индейцы верили ,что эти зверьки перетягивают на себя болезнь. Употребляли их и в пищу. По сей день крупных морских свинок (весом до 2,5 кг) разводят как мясных животных в Перу, Боливии, Колумбии и Эквадоре.
Часто задают вопрос: почему морская свинка так называется, не имея никакого отношения ни к морю, ни к свиньям? Свинкой ее окрестили первые испанцы, попавшие в Перу. Там они увидели выставленных на продажу симпатичных зверьков, похожих на молочных поросят. Звук, издаваемый этим грызуном, очень похож на хрюканье свиней.
Вместо когтей-неболыние копытца, что также объясняет название зверька.
Эпитет «морская» видимо, указывает на то, что животных привозили из-за моря, т. е. изначально свинки были « заморскими».
Кузя- очаровательное создание! Обожает ,когда его гладят и чешут за ухом. Первый ,из живущих в зооуголке, приветствует вошедших ребят своим «хрюканьем». Общение с ним доставляет большое удовольствие.
Жилищем для Кузи послужил старый аквариум, довольно просторный для нашего питомца. Кузя наш не умеет прыгать , поэтому аквариум мы не закрываем решеткой. Дно засыпаем опилом, который убираем через 1-2 дня во избежание неприятного запаха. В обитель Кузи мы поставили кормушку и поилку, которую он постоянно переворачивает, в этом проблема содержания животного в стеклянных или пластмассовых жилищах, т.к.невозможно применить подвесную поилку. Пытались мы несколько раз поставить Кузе домик из картона для отдыха ,но наш Кузя очень подвижный и любознательный, домик ему не понадобился.
Кузя- убежденный вегетарианец. С удовольствием употребляет свежую морковь, листья салата, капусты, хлеб, яблоки, банановую кожуру. Кузя ест не только сочную пищу, но и твердую: зерна овса,пшеницы, ржи, которые мы приобретаем в аптеке, и специальный комбикорм для свинок. Свинка с удовольствием поедает белый хлеб. Кормление мы проводим 1-2 раза в сутки: когда один раз , тогда оставляем Кузе пищи вдоволь, а когда два раза, тогда стараемся не перекармливать .
У Кузи чуткий слух, он слышит шаги ребят еще в коридоре школы и издает громкий пронзительный свист и прекрасное чутье.
Содержать морских свинок совсем не сложно, они занимают в доме немного места.
Если вы решили приобрести зверька (хомяка, крысу, морскую свинку и других из семейства грызунов) , то необходимо ответить себе на следующие вопросы:
Итак, ответив на вопросы, и вы решили приобрести зверька, тогда:
выбирайте активных, молодых особей и ,конечно ,здоровых- у таких животных туловище гладкое, не костлявое, шерсть опрятная, не взъерошенная и без плешин, уши без корочек и болячек, глаза ясные , чистые и не слезящиеся, шерсть под хвостом не грязная , то есть таких ,какие наши Хома, Джерри и Кузя!
Список литературы
Дымковский петушок
Акварельные гвоздики
Воздух - музыкант
Огонь фламенко
«Течет река Волга»