Работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье, а именно на осанку школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
ksyusha.doc | 244 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Нарьян-Мара»
Городской фестиваль учебно-исследовательских,
проектных и творческих работ
Тема
«Рюкзак мой – враг мой?»
Автор: Зырянова Ксения,
ученица 4а класса
Руководитель: Ноготысова Н.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
г .Нарьян-Мар
2014 год
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………стр. 3-5
2. История школьного портфеля….…………………………….........стр.5-6
3. Санитарные нормы……………………………………....................стр. 6-7
4. Исследование и его результат………………….…………………..стр. 7-9
5. Заключение ………………………………………………………….стр. 9
7. Список источников и литературы ………………………….............стр. 10
8. Приложения …………………………………………………………стр. 11-15
Волшебная сумка этот портфель,
Ведет себя странно порой, ты поверь!
Секрет я его не могу разгадать,
О нём я тебе хочу рассказать.
Введение
Каждый день, провожая нас в школу, родители помогают надеть нам ранец и с тревогой в голосе говорят, что он неподъёмный, что это плохо влияет на формирование осанки. И мы задумались: что у нас в рюкзаках? Не вредит ли это нашему здоровью?
Школьные ранцы, напичканные учебниками, тетрадками и всякими совершенно ненужными вещами – первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной массы, дети получают искривление позвоночника.
Американский преподаватель физкультуры и гигиенист Джесси Банкрофт в своей книге «Осанка школьника» (издана в 1925 году) писала: «Осанку легко испортить переносом тяжёлых книг. Придёт время, и тестирование физического развития опередит по важности любые другие образовательные тесты…».
Обратите внимание, что изменилось за последние 100 лет? Осанка детей ухудшилась настолько, что при медицинских осмотрах выявляют более половины детей с серьёзными дефектами осанки, а количество заболеваний, связанных с осанкой и физическим развитием увеличилось в разы.
Но школьные ранцы не стали легче.
Значит, эта тема не утратила своей актуальности и на сегодняшний день.
Таким образом, наша работа посвящена изучению проблемы влияния ранца на здоровье, а именно на осанку школьника.
Гипотеза: вес ранца влияет на осанку школьника, тяжелый ранец вредит здоровью
Цель: Мы хотим узнать, сколько должен весить портфель, как влияет тяжёлый портфель на здоровье, выявить способы облегчения портфеля. Как избежать губительного воздействия тяжёлого ранца на здоровье ребёнка.
Задачи:
Около 40% детей приходит в школу с нарушением осанки, а за годы этот показатель удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых дней жизни ребёнка. Но наиболее важный период с 4 до 10 лет, когда очень быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Существенное влияние на формирование осанки школьников оказывает ношение тяжёлых ранцев и особенно портфелей.
Ежедневное ношение портфеля способствует развитию неправильной осанки.
Осанка — это поза характерная для стоящего человека в непринуждённой позе, в расслабленном состоянии. Осанка должна быть ровной, и зависит это от формы дисков, обеспечивающих подвижность позвоночника.
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это ещё не всё, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.
Причины неправильной осанки: ношение тяжелых ранцев, недостаточный отдых, пассивные формы проведения отдыха, мебель, несоответствующая росту, неудобная одежда и обувью
Ортопеды считают, что самый лучший для здоровья способ переноски тяжестей… на голове. Такой вариант, конечно, детям покажется самым суперским, но вот придется ли он по сердцу родителям и учителям – большой вопрос. Еще один щадящий способ отнести в школу «тонну» книг и тетрадок – двумя руками в двух портфелях… Но как вы себе это представляете! Идеальным остается ранец, или рюкзак.
Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки.
Разница между ранцем и рюкзаком – в том, что, у первого корпус твёрдый, у второго мягкий. Жёсткий корпус защищает одновременно и спину ребёнка, и содержимое ранца. Твёрдая спинка не позволяет содержимому ранца давить на спину ребёнка. Кроме того, благодаря твёрдым спинкам и дну школьные принадлежности в ранце можно разместить правильно: тяжёлые предметы ближе к спине, лёгкие – спереди, левая и правая сторона нагружены одинаково. Наконец, жёсткий корпус сбережёт содержимое ранца в случае, если ребёнок его уронит. Или бросит. Или, например, решит прокатиться на нём с горки.
Рюкзаки всеми этими достоинствами не обладают - их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотнённой спинкой. Стоит отметить, что в последнее время производители всё чаще выпускают на рынок модели, представляющие собой своеобразный симбиоз ранца и рюкзака. Такой подход позволяет снизить вес изделия и предложить оригинальный, запоминающийся дизайн. Зачастую даже специалистам сложно сказать, что перед ними: ранец с мягким корпусом или рюкзак с ортопедической спинкой. Однако если спинка и дно изделия – жёсткие, его можно смело покупать ребёнку любого возраста. Главное, чтобы он отвечал основным требованиям, предъявляемым к школьным ранцам.
История школьного портфеля
Слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille - «лист». Это слово многозначное. Основное его значение- четырёхугольная сумка с застёжкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Так как кожаный портфель стоил достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Многие первоклассники с нетерпением ожидали дня, когда родители принесут из магазина новенький портфель, и спешили поскорее заполнить его чистыми тетрадками, ручками и карандашами. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, были сделаны из необычного материала: и не кожа и не заменитель её. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора.
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Раньше ранцы делали из тюленьей кожи.
Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.
Однако в 80–е годы стали появляться портфели необычной формы. До этого были горизонтальные с двумя (или одним) замками, а теперь школьники гордо несли в школу новинку – вертикальные сумки с ремешком через плечо.
«В эти годы детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Появился такой вид общественной работы: дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».
Старшеклассники во второй половине 80–х обзавелись «дипломатами» - жесткими узкими чемоданчиками черного или коричневого цвета. Дипломат (кейс) — это узкая, коробкообразная сумка, сделанная из винила или кожи с ручкой на конце. Используется в основном для переноски бумаг и других документов. У дипломата были преимущества и недостатки. К преимуществам можно отнести то, что тетради и учебники в жестком «чемоданчике», не мялись, а к недостаткам – то, что раскрыть его на улице, чтобы достать нужную вещь, было крайне неудобно.
На смену дипломатам в конце 80–х – в 90–х годах пришли сумки, дамские или спортивные (у юношей). Но младшие школьники по-прежнему носили ранцы и портфели.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые уверенно заняли позицию в качестве школьной сумки.
Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак».
Рюкзаки стали делать из легких материалов - ткани с пропитками и защитой от влаги. Да и сам этот предмет перестал быть только ученической принадлежностью. Появились дамские рюкзачки, спортивные.
Так изменился школьный портфель за последние пятьдесят лет.
Санитарные требования, предъявляемые к ранцам и учебным изданиям
Изучив СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение 1), а также в Единые санитарно-эпидемиологические требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (приложение 2) мы выяснили, какие требования предъявляются к ранцам.
Вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть 600 - 700 грамм. При этом ранец должен иметь широкие лямки (3,5 - 4 см), иметь форму, которая обеспечит его плотное прилегание к спине и равномерное распределение веса. Ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготавливаться из материалов контрастных цветов. Материал, используемый для изготовления ранцев, должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.
Ранец может иметь два отделения или одно отделение с карманом или вкладышем: основное, – для книг и тетрадей, меньшего размера, – для ручек, карандашей и т. п. Плечевые ремни должны быть прочно закреплены по середине верхнего края задней стенки или в месте крепления ручки. В нижней части ремней необходимо приспособление, позволяющее изменять их длину в зависимости от роста и одежды. Один из ремней должен иметь разъём, облегчающий одевание и снимание ранца. Пряжки или другие приспособления для изменения длины ремней следует крепить на дне ранца для избежания травм и порчи одежды.
Размеры изделий (ранцев, рюкзаков) для обучающихся начальных классов должны отвечать следующим требованиям:
- длина (высота) - 300-360 мм
- ширина - 60-100 мм*
- длина плечевого ремня, не менее - 600-700 мм*
- ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее - 35-40 мм*.
СанПиНом 2.4.2.2821-10 установлены и требования к весу учебников и письменных принадлежностей (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг (а ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака 10% от веса школьника).
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%.
Исследование и его результат
1. Определение веса учебных пособий
Я обучаюсь по программе «Планета знаний». Мной произведено взвешивание учебников и рабочих тетрадей, необходимых по данной программе. Данные приведены в таблице. (Приложение 1)
Как видим, вес всех учебников не соответствуют норме и превышает её в среднем в 1,5 раза. Вес дополнительных тетрадей соответствует требованиям.
2.Взвешивание содержимого ранца в течение недели
В моем эксперименте участвовало 10 человек. Всю неделю мы взвешивали свои ранцы и рюкзаки и отмечали данные в таблице. В эту же таблицу занесли данные о весе учеников, размерах ранца (рюкзака) и размерах плечевых ремней. Все эти данные необходимы для выяснения соответствия или несоответствия наших ранцев (рюкзаков) санитарным требованиям. (Приложение 2).
3. Обобщение результатов и сравнение с нормативами
Если руководствоваться ортопедическими нормами (вес школьного портфеля = 10% от веса ученика), тогда все 10 участников эксперимента носят портфели с допустимым весом. Но в 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей и они «говорят», что вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей для учащихся 3-4-х классов не должен превышать 2 кг. В этом случае, лишний вес содержимого рюкзаков составляет 0,5 – 1,5 кг. Значит вес «правильного» ранца всё таки не совпадает с его реальным весом. Только у одного ученика (Михайловой А.) вес портфеля в пределах нормы. Объясняется это тем, что Анастасия не носит в портфеле учебники, т.к. пользуется вторым комплектом, который постоянно находится в классе.
Из 10 учеников, только у 4 вес пустого портфеля соответствует требованиям, т.е. меньше или равен 700 г. Но следует отметить, что 4 ученика в качестве портфеля выбрали ранец, а не рюкзак. Вес ранца, как правило, превышает вес рюкзака в 1,5-2 раза, но при этом «грузоподъемность» ранца достаточно высока, а нагрузка практически не чувствуется.
Откровенно лишних предметов ученики в портфелях не носят. Лишний вес обнаружился у 5 участников из 10 и образовался он за счет фруктов, игр, художественных книг. Но практически во всех рюкзаках присутствуют объемные пеналы, папки, которые утяжеляют ранец.
Кроме того, «виноваты» в тяжести портфелей и учебные пособия – ни один учебник не соответствует гигиеническим нормам.
По габаритам портфелей (высота, ширина) есть незначительные отклонения от нормативов.
Светоотражающие элементы присутствуют только на 3 рюкзаках.
Подведем итоги:
- самые тяжёлые портфели - в пятницу;
- самые легкие - в четверг;
- самый правильный пустой ранец (до 700 г) – у 4 человек;
- самый тяжелый пустой портфель – 1700 г;
- самый легкий пустой портфель – 400 г;
- самый тяжелый портфель с принадлежностями – 5100 г;
- самый легкий портфель с принадлежностями – 1300 г;
- самый тяжелый учебник – «Литературное чтение» (563 г);
- самый легкий учебник – «Английский язык» (344 г).
У четырех участников эксперимента на протяжении всей недели фактический вес ранцев был меньше ортопедической нормы. Это – Свиридова С., Михайлова А., Голубев Д. и Ардеева П. (Приложение 3)
В рамках эксперимента, из Кабинета здоровья детей в НАО (врач Рождественская Н.А.), нами были получены Сведения о медосмотрах учащихся школы №4 за 2013 – 2014 учебный год. В этом документе указано, что учащихся в возрасте 10 лет прошло медосмотр 106 человек, у 40 человек (а это 38%) обнаружена патология со стороны опорно-двигательного аппарата. В этом же документе есть структура заболеваний у школьников, на первом месте – заболевания опорно-двигательной системы (28 %). По сравнению с предыдущим учебным годом этот показатель увеличился на 5,1 %. Статистика неутешительная!
Заключение
Анализируя изложенный материал и результаты практического исследования, можно сделать вывод, что школьный портфель не будет оказывать вредного действия на осанку, при условии, что все участники (производители, родители, учащиеся) будут соблюдать определенные правила. (Приложение 4)
Если все в месте будут соблюдать данные правила, то вопрос о влиянии ранца на здоровье перестанет существовать!
Также мы разработали памятку для выбора хорошего ранца. (Приложение 4)
Ранец, как и школьную форму, нужно выбирать путем долгих и тщательных примерок!
Приложение 1
Вес учебных пособий, необходимых по программе «Планета знаний»
Название предмета | Вес учебных пособий |
«Окружающий мир», учебник | 532 г |
«Окружающий мир», тетрадь | 103г |
«Русский язык», учебник | 503г |
«Русский язык», тетрадь | 105 г |
«Математика», учебник | 459 г |
«Математика», тетрадь | 105 г |
«Литературное чтение», учебник | 563 г |
«Литературное чтение», тетрадь | 102 г |
«Информатика», учебник | 398 г |
«Информатика», тетрадь | 195 г |
«Английский язык», учебник | 344 г |
«Английский язык», тетрадь | 89 г |
Приложение 2
Взвешивание содержимого ранца в течение недели
Приложение 3
Приложение 4
Правила для производителей, родителей, учащихся о правильности школьного портфеля.
Родители:
- Не покупайте тяжелых ранцев (даже если весь год вы сами будете его носить до школы и обратно);
- научите ребенка следить за содержимым ранца и сами регулярно проверяйте, что ребёнок складывает в портфель;
- научите ребенка выполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины.
Учащиеся:
- для переноса школьных принадлежностей используйте только ранцы, соответствующие перечисленным требованиям размер, вес и т.д.);
- не носите в ранцах тяжелых и объемных папок и пеналов (ну и что что они модные и красивые!);
- договаривайтесь с соседом по парте носить учебники по очереди и один на двоих;
- занимайтесь спортом.
Учителя:
- при составлении школьного расписания, учитывайте реальный вес комплекта учебников;
- найти возможность использования и хранения второго комплекта учебников в классе;
- организовать хранение принадлежностей для уроков труда, физкультуры, рисования и сменной обуви в классе.
Производители:
- выпускайте ортопедические ранцы, которые соответствуют СанПин и при этом весят не больше 1 кг;
- для производства ранцев используйте облегченные материалы.
Приложение 4
Памятка для выбора хорошего ранца
1. Вес пустого ранца не должен превышать 1 кг.
2. Наличие ортопедической спинки.
3. Изготовлен из непромокаемого прочного материала.
4. Мягкие широкие лямки
5. Светоотражающие элементы, которые обеспечат безопасность при движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
6. Жесткий корпус.
7. Водонепроницаемое дно с ножками.
8. Удобные замки и молнии, закрыты клапанами.
9. Несколько карманов и удобные внутренние отделения.
10. Ручка у хорошего ранца должна быть неудобной, чтобы не возникало желания носить тяжести в руках.
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Зимовье зверей
Снежная книга
Как нарисовать лимон акварелью
Голубая лягушка