Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. Главное – знакомятся с историей русской культуры.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_portret_odnogo_slova.docx | 120.59 КБ |
Проект «Портрет одного слова»
Проект выполнен под руководством А.Р. Тарасовой, учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ№2» г.Усинска.
1.Название проекта: «Портрет одного слова»
2.Учебный предмет: русский язык, литература.
3.Тип проекта: исследовательский, групповой, межпредметный, долгосрочный.
4.Цель проекта: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова ДУЭЛЬ в русском языке, фольклоре, литературе.
5.Задачи проекта:
7. Возраст участников проекта: 15 лет
8. Аннотация проекта.
Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное описание одного из понятий русской культуры. Работая над проектом, обучающиеся овладевают навыками лингвистического анализа, учатся извлекать и перерабатывать информацию из различных лексикографических и других источников. Главное – знакомятся с историей русской культуры.
9. Предполагаемый продукт проекта: презентация, мини-словарь с комплексным разносторонним описанием слова ДУЭЛЬ.
10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащегося.
Планирование работы.
Этнографическая страница | Изучив литературу, опишите значение данного предмета (понятия) в русской культуре. |
Лексикографическая страница. Этимологическая страница. | Сопоставьте толкование данного слова в различных толковых словарях русского языка Соберите сведения о происхождении слова, обратившись к этимологическим словарям и справочникам. |
Фразеологическая страница. | Обратитесь к фразеологическим словарям, найдите выражения, включающие описываемое слово |
Синонимы. | Обратитесь к словарям синонимов, найдите синонимы к изучаемому слову |
Искусствоведческая страница | Расскажите о литературных произведениях, произведениях живописи, в которых важную роль играет рассматриваемый предмет. |
Презентация (представление) проекта.
11. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, подключенный к сети Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка ( толковые, фразеологические, этимологические), проекционная аппаратура для презентации.
Лист планирования.
Тема проекта: «Портрет слова дуэль»
Этапы работы.
Цель: используя словари, научно-популярную литературу и другие источники, собрать разнообразную информацию об истории, значении, употреблении слова ДУЭЛЬ в русском языке, фольклоре, литературе
Задачи:
описать особенности употребления слова дуэль в искусстве.
Что можно использовать: Интернет, энциклопедические словари, основные словари русского языка (толковые, фразеологические, этимологические)
Координатор в группе: Антипова Катя
Распределение обязанностей и план работы:
Что делать: | Антипова Катя | Заворотынский Алеша | Глущенко Александра | Козаева Роксалана | Сеидов Азат | Ануфриева Полина |
Изучив литературу, описать значение данного предмета (понятия) в русской культуре. | Сопоставить толкование данного слова в различных толковых словарях русского языка | Собрать сведения о происхождении слова, обратиться к этимологическим словарям и справочникам. | Обратится к фразеологическим словарям, найти выражения, включающие описываемое слово | Обратится к словарям синонимов, найти синонимы к изучаемому слову | Рассказать о литературных произведениях, произведениях живописи, в которых важную роль играет рассматриваемый предмет. | |
Этнографическая страница.
Дуэль - одно из самых загадочных явлений русской жизни.
Еще в древние времена были известны судебные поединки, назначавшиеся для решения споров по имущественным и иным вопросам, цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». Из этого определения можно вычленить следующие основные признаки классической дуэли:
1) цель дуэли — удовлетворение поруганной чести (а не цирковое представление, не решение спора и не состязание в силе);
2) участников дуэли только двое (а не «стенка на стенку»), т. е. оскорбленный и его обидчик (отсюда само слово «дуэль»);
3) средство дуэли — смертоносное оружие (а не кулаки, как у купца Калашникова с Кирибеевичем);
4) наличие установленных обычаем правил (условий) дуэли, обязательных к строгому соблюдению.
Каковы же в истоки появления дуэлей.
Известно, что в Россию дуэль как обычай пришла с Запада. Но и там она существовала не вечно. Время зарождения классической дуэли в Западной Европе можно отнести к эпохе позднего средневековья, примерно к XIV веку, когда окончательно сформировалось и расцвело рыцарское сословие — предшественник дворянства — с его понятиями о чести, во многом чуждыми простолюдину или купцу. Родина дуэли — Италия. В XVI веке дуэли приняли уже такой угрожающий размах и уносили столько жизней, что короли начали бороться с этим обычаем. Так, за 16 лет царствования Генриха IV во Франции было убито на дуэлях от 7 до 8 тысяч человек. Знаменитый кардинал Ришелье запретил дуэли под страхом смерти, объявив, что дворянин может жертвовать своей жизнью только в интересах короля. Людовик XIV в 1679 году специальным эдиктом учредил суд маршалов для разрешения всех вопросов чести.
Но ничто не помогало, в том числе и заявление, что король принимает на себя обиду каждого отказавшегося от поединка. Дворянство упорно избегало вмешательства государства и судов в дела чести. Признавая право короля распоряжаться их жизнью и службой, оно отвергало право решать вопросы, связанные с честью и достоинством. Отказ от поединка на протяжении всей истории продолжал считаться несмываемым позором, навсегда исключая отказавшегося из общества порядочных людей. Сознавая это, сами монархи оказывались как бы скованными, и их борьба с дуэлями всегда носила непоследовательный характер. Известен случай, когда сам французский король Франциск I вызвал на дуэль германского императора Карла V.
Ко второй половине XIX века дуэли настолько укоренились, что на них приучились смотреть как на неизбежное зло, запреты повсеместно стали сниматься, в армии поединки даже были узаконены при посредстве судов офицерской чести. Законодательницей обычаев и правил дуэли всегда была Франция. В 1836 году граф де Шатовильяр впервые опубликовал дуэльный кодекс. Позднее общепризнанным в Европе стал дуэльный кодекс графа Верже, изданный в 1879 году и суммировавший накопленный столетиями опыт ведения дуэлей. Его признавали за образец и в России.
Каков же был исторический путь дуэли в России?
Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами — шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.
За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия — смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.
Невзирая на это, петровские узаконения против поединков, формально действовавшие до 1787 года, за все эти семьдесят лет ни разу не были применены. В чем же дело?
А в том, что само понятие чести в его европейском значении еще не вошло в сознание русского дворянства, и дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. К тому же был еще исключительно велик страх перед репрессиями со стороны государства, до 1762 года действовало зловещее «слово и дело».
Дуэли начали распространяться в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях» вспоминал, что его отец считал дуэль «делом противу совести» и поучал его: «Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости». недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам».
И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением.
В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», — пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обязывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика».
Дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых. При таких условиях нередко погибали оба противника. Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.
При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это — варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20—40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.
Это интересно. До потомства дошел текст условий дуэли между Пушкиным и Дантесом. «Правила дуэли между господином бароном Жоржем Геккереном и господином Пушкиным.
1) Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.
2) Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.
3) Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.
4) Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.
5) Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.
6) Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
27-го января 1837 года. 2 1/2 часа пополудни.
Подписано:
Виконт д'Аршиак, прикомандированный к французскому посольству
Константин Данзас, инженерный подполковник».
Встречались люди, проявлявшие на дуэли редкое бесстрашие и твердость духа. Так, Пушкин на дуэли с офицером Зубовым в 1822 году (в Кишиневе) в ожидании выстрела противника спокойно ел вишни и плевал косточками в его сторону, чем привел своего визави в бешенство. Этот случаи Пушкин использовал впоследствии при создании повести «Выстрел».
В 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены.
С 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 — по решению судов чести, 47 — с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.
Швейковский П. А.Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии. Издательство: Тип. Э. Арнгольда СПб.Год издания: 1898
http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/..
Родина. 1993, №10, с. 87-93
Лексикографическая страница.
В отечественных толковых словарях слово дуэль объясняется как поединок, происходящий с применением оружия.
1.Дуэль-жен. единоборство, поединок; вообще принято называть дуэлью условный поединок, с известными уже обрядами, по вызову. Дуэльный, к поединку относящийся. Дуэлист - муж. единоборец, поединщик, более в значении задиры, драчуна; (Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.М.. 1995 /)
2. Дуэль-жен.
1) Поединок между двумя противниками по вызову одного из них, происходивший с применением оружия.
2) перен. Состязание, борьба двух противоборствующих сторон. (Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Свыше 136 000 слов. ст.: Ок. 250 000 семант. единиц: В 2 т./ Т. Ф. Ефремова. Т. 1: А-О М.: Рус. язык, 2000)
Примечательно, что в словаре Д.Н.Ушакова дается толкование слова в переносном значении: словесная дуэль.
3. Дуэль - дуэли, ж. (фр. duel). 1)Поединок, происходящий по определенным правилам, сражение между двумя противниками по вызову одного из них. Дуэль между кем-нибудь и кем-нибудь. Дуэль Пушкина с Дантесом. Драться с кем-нибудь на дуэли. Вызвать кого-нибудь на дуэль.
2) перен. Состязание, борьба двух каких-нибудь сторон (книжн. газет.). Словесная дуэль между защитником и прокурором. Англо-американская дуэль. (Толковый словарь русского языка. В 4-х т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1968.)
4.ДУЭ́ЛЬ (от лат. duellum — война) — поединок с применением оружия, парный бой, происходящий по определенным правилам и имеющий целью восстановление чести, достоинства, а в некоторых случаях — разрешение спора. (Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002)
Интересно, что в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой появляется объяснение слова дуэль в переносном значении: игра в шахматы, т.е. шахматная дуэль.
5.ДУЭЛЬ, -и, ж. 1. То же, что поединок (в 1 знач.). Вызвать на д. Убит на дуэли. 2. перен. Борьба, состязание двух сторон. Шахматная д. Словесная д. Артиллерийская д. (перестрелка). || прил. дуэльный, -ая, -ое (к 1 знач.). Дуэльные пистолеты.(Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000
Этимологическая страница.
Дуэ́ль - жен. через (нем. Duell) или непосредственно из (лат. Duellum) "поединок". Шутл. Дуе́ль – жен. "сквозняк, резкий ветер". Образовано под влиянием дуэ̀ль - от дуть (Корш, ИОРЯС 11, 1, 274).
Происходит от франц. duel, от лат. duellum «поединок, война, борьба двух», далее из лат. duo «два» (из праиндоевр. *duwo). Русск. дуэль заимств. через нем. Duell или непосредственно из лат. duellu
Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Перевод с немецкого и дополнения члена-корреспондента АН СССР О. Н. Трубачева. Под редакцией и с предисловием проф. Б. А. Ларина. Издание второе, стереотипное. В четырех томах. М.: «Прогресс», 1986. Тома I–IV
Фразеологическая страница.
В русском языке фразеологизм со словом дуэль существует. Всем известно выражение: бросить перчатку.
Рыцари, вызывая друг друга на поединок, бросали перед собой на землю перчатку. Поднять перчатку означало принять вызов. Позже дворяне, вызывая на дуэль, бросали перчатку к ногам противника. Теперь слова «бросить перчатку» означают вызвать кого-нибудь на спор, соревнование, борьбу. Произошел этот фразеологизм от средневековой рыцарской традиции бросать перчатку к ногам соперника, чтобы вызвать его на дуэль, позднее перенятой дворянами.
Артур Шопенгауэр (1788-1860)-немецкий философ, яркий представитель постклассической философии 19 века высказал свое мнение о дуэли:
«Дуэль-обрывок кулачного права, оставшийся от грубейших обычаев средних веков».
Автор проекта «Лучшие мысли» Юрий Татаркин считает: « Если хочешь свести счёты с жизнью, то вызови её на дуэль »
Еще одно крылатое выражение от Геннадия Москвина, собирателя афоризмов:« Чтобы стать великим , мало родиться гениальным поэтом . Надо ещё, чтобы в детстве тебя на дуэли не подстрелили из рогатки»
http//www litirus.ru ›slovari/kryilatyie-slova-i-…
http//www dic.academic.ru›Философская энциклопедия.
http//www aphorism.ru/author/a8088.shtml
Синонимы.
Известно, что синонимические словари описывают слова, разные по звучанию и написанию, но тождественные или близкие по значению. «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений» Н. Абрамова впервые был опубликован в 1890 г. и с тех пор не раз переиздавался. Словарь содержит простые перечни слов, расположенных группами. Например, слова дуэль в данном словаре имеет следующие синонимы:
Дуэль, драка, борьба, баталия, потасовка, кулачки, свалка, схватка, единоборство, поединок (дуэль), рукопашная, рукопашный бой, бокс, волосяница, простоволосица.
Интересно слово «волосяница». Словарь В.Даля объясняет его как простоволосица, бабья потасовка, где платки летят с головы.
1.Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.
2.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.М.. 1995 /)
.
Страница сочетаемости.
Слова, с которыми может сочетаться слово дуэль, можно разделить на разные группы. К ним относятся общеупотребительные слова.
Прежде всего, это имена прилагательные, употребляемые в прямом и переносном значении:
словесной, артиллерийской, магической, последней, настоящей, честной, молчаливой, первой, смертельной, американской, безмолвной, подобной, своеобразной, дурацкой изнурительной, предстоящей, новой, ужасной, интеллектуальной, обычной, ковбойской, проклятой, странной, шутливой, жалкой, маленькой, воздушной, глупой, неравной запрещенной несчастной, королевской, разрешенной, пушечной, любовной, обыкновенной, двойной, следующей, назначенной, сегодняшней, очередной, ракетной, морской, огневой, ожесточенной, опасной, бессмысленной, классической, второй, благородной, лучевой, яростной, короткой, легендарной, беспримерной, кровавой, показательной, театральной, единственной, несостоявшейся, отдельной, нужной.
Часто используются глаголы:
состояться, продолжаться, начаться, закончиться, произойти, длиться, происходить, драться, кончиться, вызвать, иметь, привлекать, дойти, казаться, случиться, возобновиться, проходить, продлиться, обещать, вестись, заметить, доказывать, тянуться, получиться, становиться, окончиться, идти, завершиться, затягиваться, наметиться, наделать, относиться, оказаться, перейти, считаться, выйти, превратиться, сузиться, превращаться, решить и другие.
Это интересно. Сфера употребления слова дуэль. 40% в области общеупотребительной лексики; в математике 11,6%; как военный термин 10,6%; в авиации 8%; в экономике 6,8%
http\\www. reright.ru›analysis/346149~дуэль.html
Искусстоведческая страница.
В 1960 – начале 1970-х гг. писателем Андреем Битовым был создан роман "Пушкинский дом", впервые изданный на Западе в 1978 г. В одной из глав романа изображена пародийная, "шутовская" дуэль между двумя героями-филологами.
Также дуэли в своих произведениях описывал А.С.Пушкин, который и сам погиб на одной из них. Дуэли описываются в произведениях таких как: «Капитанская дочка», «Евгений Онегин». Дуэли есть во многих произведениях русских писателей. Например: роман М.Ю.Лермонтов “Герой нашего времени” «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»; произведение И.С.Тургенева “Отцы и дети”; А.К. Толстой «Князь Серебряный»: потешный бой вместо судного поединка.
На многих картинах Ильи Репина изображены дуэли. Например: Илья Репин «Дуэль», Илья Репин «Дуэль Онегина и Ленского». Другие русские художники тоже писали картины о дуэлях, такие как: Михаил Врубель «Дуэль Печорина с Грушницким», Валентин Попов-Катарсин Ссора на балу. "Я вызываю вас на дуэль!"
Литература.
1. Швейковский П. А.Суд общества офицеров и дуэль в войсках российской армии. Издательство: Тип. Э. Арнгольда СПб.Год издания: 1898
Родина. 1993, №10, с. 87-93
2.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т.М.. 1995.
3. Т. Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Свыше 136 000 слов. ст.: Ок. 250 000 семант. единиц: В 2 т./ Т. 1: А-О М.: Рус. язык, 2000.
4. Толковый словарь русского языка. В 4-х т./ Под ред. Д.Н. Ушакова. – М., 1968.
5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000
7. Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка. Перевод с немецкого и дополнения члена-корреспондента АН СССР О. Н. Трубачева. Под редакцией и с предисловием проф. Б. А. Ларина. Издание второе, стереотипное. В четырех томах. М.: «Прогресс», 1986. Тома I–IV
8. .Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999.
9. Интернет ресурсы:
http//www litirus.ru ›slovari/kryilatyie-slova-i-…
http//www dic.academic.ru›Философская энциклопедия.
http//www aphorism.ru/author/a8088.shtml
http//www.gumer.info/bibliotek_Buks/..
http\\www. reright.ru›analysis/346149~дуэль.html
Рисуют дети водопад
Свадьба в Малиновке
И тут появился изобретатель
Будьте как солнце!
Как нарисовать лимон акварелью