Работа ученицы 10 класса о причинах возникновения молодежной субкультуры, ее направленности и противоречиях.
Вложение | Размер |
---|---|
zubova.docx | 516.9 КБ |
К Положению о муниципальном этапе
Московского областного конкурса
творческих работ обучающихся
«Права человека-глазами ребенка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя образовательная школа №14
Телефон: 562-13-50
Директор: Грицук Наталья Сергеевна
Зубова Сусанна Викторовна,10 класс
Контактный телефон:89067037037
Электронный адрес: susanna.zubova@mail.ru
Тема работы: «Молодежная субкультура: свобода или вседозволенность?»
Руководитель: Бондарь Мария Григорьевна, учитель истории и обществознания
Содержание:
3.Заключение
4.Список литературы
5.Приложения
Введение:
Каждое новое поколение развивается по особому, только ему понятному направлению. Если попытаться вникнуть в суть данной проблемы, то нужно в первую очередь поставить себя на место современного подростка и попытаться понять его приоритеты. Однако сделать это порой просто невозможно, в силу отсутствия знаний об интересах современной молодежи.
Ни для кого не секрет, что современная молодежь динамична, прогрессивна, устремлена в будущее. Молодых интересует всё: политика и культура, наука и экономика, театр и кино, музыка и спорт, межличностные отношения и философия-в этом перечне сложно поставить точку, поскольку эти интересы неисчерпаемы.
Молодежь никогда не стоит на месте ,всегда к чему -нибудь стремится,чем-нибудь увлекается. Впоследствии , нестандартные увлечения, интересы, стили и ценности вылились в различные субкультуры.
Субкультура-это «подкультура». Это ветвь, которая отделилась из множеств общепринятых культур. Со временем возникли различные классификации неформальных движений, и появились разногласия между ними и обществом.
Именно поэтому в своей исследовательской работе я рассмотрела различные субкультуры, их взаимодействие между собой и обществом, проявление свободы и вседозволенности по отношению к другим членам общества. Цели моего проекта заключаются в выявлении причин разногласия субкультур и призыву к толерантности всех членов нашего многогранного общества. Задачи, поставленные в моем проекте: исследовать различные субкультуры и продемонстрировать их влияние на общество.
Словосочетание «молодежная субкультура» в наше время не является неологизмом, мы привыкли к неформальным проявлениям подростков, и считаем это явление вполне нормальным в современном обществе. Но зачастую столкновение интересов субкультур с обществом перерастает в конфликт, который может нести разные последствия. Субкультура удовлетворяет потребности юношей и девушек быть особенными, не такими, как все, найти единомышленников, но не всегда она является однозначно положительным явлением. Именно тогда встает вопрос, который нам сегодня предстоит решить – вопрос свободы и вседозволенности.
Основная часть:
Неформалы-кто они?
Неформалы—социальная группа; общее название для представителей различных субкультурных молодёжных движений в СССР 80-90-х годов XX века . Определение «неформал» происходит от словосочетания «неформальные объединения молодёжи», возникшего в противопоставление «формальным»
Неформальные движения дошли и до нашего времени, ведь ценности и проблемы подросткового возраста,в котором как раз подростки и вступают в различные субкультуры, сохранились.
Эти молодые люди часто привлекают внимание прохожих. Кто экстравагантной прической, кто разрисованной джинсовой курткой, кто серьгой в ухе, а порой и не одной. Они стоят около входов в популярные молодежные кафе, толпятся у входа в метро, сидят на газонах городских скверов, слоняются с отрешенным видом по улицам городов. Они считают себя свободными людьми, независимыми от родителей и общества. Это их "система".Взгляды "системных" на жизнь во многом помогают понять позицию неформалов в целом. ""Система" - это не организация и не партия, поэтому каждый может зависть только от себя. "Система" - это общество в обществе... Никаких законов здесь быть не может, каждый живет только по законам своей совести"
Выделяют следующие основные признаки неформалов:
1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.
2) Слабо выраженная внутренняя структура.
3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.
4) Слабые внутренние связи.
5) Очень сложно выделить лидера.
6) Не имеют программы деятельности.
7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.
Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости :
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
Выражаясь кратко, "НЕФОРМАЛЫ" - это официально не зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями.
Частыми причинами образования неформальных молодежных формирований являются:
Как мы видим, характерные причины носят как положительный,так и отрицательный характер. Именно в зависимости от причин и возникают различные классификации неформальных движений по мере их взаимодействия с обществом. В основном они делятся на просоциальные ,асоциальные и антисоциальные .
Просоциальные- социально-положительные,приносят пользу обществу.
Примеры: клубы социальной помощи,этические,историко-патриотические объединения
Асоциальные-стоят в стороне от социальных проблем,но не представляют угрозу для общества.
Примеры: панки,их девиз : «живем здесь,сейчас и сегодня»,хиппи и другие.
Антисоциальные-социально-отрицательные,носят ярко выраженный агрессивный характер,им присуще утвердить себя за счет других,нравственная глухота. Совершение их поступков зачастую подвергается административной,а также уголовной ответственности.
Примеры:гопники,скинхеды ,нацисты и другие.
По степени общественной опасности/полезности молодежные неформальные движения разделяются на:
. Экстремистские организации обычно декларируют против чего они борются и какие законные и/или незаконные методы они собираются использовать. Данные формирования могут иметь агрессивную направленность,так ее и не иметь.
Агрессивные формирования-те,которые представляют физическую опасность для личной безопасности людей.
Не признанные или не признающие ?
Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма специфическом типе неформальных объединений - о неофициальных самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, "неофициалах". Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании (главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному типу поведения ("фанаты", "хиппи", "панки", "рокеры", "металлисты" и т.д.). Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы.
Вопросы свободы и проблемы вседозволенности:
В жизни человека, наверное, никогда так остро не встает проблема свободы, как в подростковом возрасте. Начиная с 11 лет,ребенок пытается выделится ,привлечь внимание,понять, кем он является на самом деле. Он хочет уйти от правил, придуманных его родителями. Подросток хочет реализовать право быть свободной личностью,и когда он не находит нигде проявление личностной свободы,он невольно примыкает к какой-либо субкультуре. И тогда он начинает искать то, что бы заинтересовало его. Найдя единомышленников, подросток начинает себя чувствовать более свободным от ограничений. Следовательно, молодежная субкультура становится чем-то вроде его убежища на то время, пока он захотел стать самостоятельной личностью, но еще не стал ей.
С правовой точки зрения, положения о свободе ребенка отражены в Конвенции ООН о правах ребенка. Но в этом документе не говорится прямо о молодежных субкультурах. Однако существуют несколько статей Конвенции, которые поддерживают право ребенка (человека до 18 лет) входить в какую-либо молодежную субкультуру.
Одна из статей звучит следующим образом: «Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка » (ч.1, ст. 13, п.1). Таким образом, данная статья говорит о том, что ребенок может следовать интересующим его идеям. Он имеет право придерживаться мнения, которое будет отличаться от мнения родителей или каких-то других людей. Ребенок может смотреть на мир так, как хочется ему и самореализовываться. Например, сторонники движения эмо считают самым главным выражение эмоций. Они романтичны, депрессивны, чувствительны.
Подобные асоциальные субкультуры выражают только личностную свободу каждого сторонника того, или иного движения и представляют никакой угрозы для общества,
В отличии от другой классификации неформальных движении — антисоциальной . Именно антисоциальные движения переступают границы дозволенности, нарушают права человека.
Многие представители антисоциальных субкультур, основываясь на свою жизненную позицию и идеологические взгляду, нарушают закон. Ярким примером являются такие субкультуры как: скинхеды,гопники и другие.
Первые упоминания о скинхедах в прессе и музыке встречаются в Англии в конце 60-х годов XX века. Субкультура с самого начала была полностью аполитичной. Ни левая, ни правая политика не преобладала ,но ,впоследствии ,выделились несколько группп скинхедов :
Именно последняя группа придерживается национал-социалистической идеалогии,радикальные националисты и расисты,выступает за идею расового сепаратизма и превосходства белой расы. Идеология данного течения основана на агрессивных тенденциях неонацизма. Деятельность HС-скинхедов часто носит экстремистский характер,нередко террористический. Возраст большинства членов таких банд-от 14 до 19 лет.
Гопники- дворовые группы хулиганствующих подростков. Такие группы формируются из числа молодых людей ,склонных к противоправному поведению,стремящихся к самоутверждению и лидерству,используя при этом не интеллектуальные и организаторские способности ,а методы угроз и насилия. Истинная сторона таких группировок:раздел сфер влияния,криминальный бизнес и использование подростков для силового разрешения своих конфликтов.
Ответственность за проявление экстремизма и его профилактика:
Экстремизм означает приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию деятельность всегда является преступной по форме и проявляется в виде совершаемых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
Противоправное поведение молодёжи во многих случаях является следствием проникновения криминальной субкультуры в молодёжную среду. Особенности молодёжного экстремизма проявляются в том, что, как правило, объектом правоприменительной деятельности молодые люди становятся лишь тогда, когда совершают преступления, относимые к категории тяжких и особо тяжких (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью и т.д.). Это обусловлено тем обстоятельством, что возраст, с которого наступает уголовная ответственность за преступления экстремистской направленности (предусмотренные статьями 148, 149, частями первой 213, статьями 243, 244, 280 и 282 УК РФ), составляет 16 лет. Для привлечения лица к ответственности в более раннем возрасте необходимо, чтобы молодой экстремист перешёл буквально «от слов к делу».
Профилактика молодежного экстремизма- работа по предотвращению притока новых членов в экстремистские формирования.
Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма в образовательных учреждениях являются:
Молодежные неформальные объединения нельзя отождествлять с экстремистскими объединениями. По данному направлению рекомендуем провести следующие мероприятия:
Цель исследования- определение степени вовлеченности школьников в деятельность политических партий и молодежных неформальных объединений,информированности молодежи в вопросах существования в муниципальном образовании неформальных объединений.
Заключение:
Изучив особенности и классификации различных неформальных движений,мы можем сделать вывод, что субкультура содержит в себе как положительные аспекты, так и отрицательные. Положительным является осуществление подростком прав на личностные свободы. А именно, права на выдвижение своего мнения,взглядов и интересов. Так же субкультура выполняет коммуникативную функцию: поиск единомышленников,знакомство,общение. Но зачастую подростки не чувствуют границы между свободой и вседозволенностью, именно поэтому возникают социальные конфликты,которые иногда перерастают в правонарушения. И тут субкультура становится опасной средой для подростка и окружающих его людей. В этом случае общество и родители должны уделять особое внимание таким движениям и молодым людям, находящимся в них, чтобы не допустить разрушительных и саморазрушительных поступков. Чтобы избежать выбора такой субкулькультуры ,прежде всего подросток должен развиваться духовно,и,конечно, общество должно положительно влиять на формирование взглядов ребенка в подростковом возрасте.
На протяжении всей жизни каждому человеку в обществе не стоит забывать ,где заканчивается свобода, и начинается вседозволенность.
«Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы»
Шарль Монтескье
Список литературы:
Приложения:
символика различных субкультур:
Пока бьют часы
Рисуем крокусы акварелью
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Рождественский венок
Рисуем осенние листья