Данная работа поможет выбрать эффективный способ запоминания иностранных слов, учитывая индивидуальные личные особенности обучающегося. Кроме того, в качестве помощи одноклассникам и всем изучающим иностранные языки составлены памятки, где поэтапно прописаны эффективные способы запоминания иностранных слов.
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_zapominaniya_angliyskikh_slov.ppt | 2.47 МБ |
sposoby_zapominaniya_angliyskikh_slov_vasin_d._mbu_91.doc | 100 КБ |
Слайд 1
СПОСОБЫ ЗАПОМИНАНИЯ АНГЛИЙСКИХ СЛОВ Васин Даниил Ученик 5 г класса МБУ школы № 91Слайд 2
Противоречие: есть необходимость в изучении английского языка, в частности заучивании английских слов и выражений, но существует трудность в запоминании слов.
Слайд 3
Цель работы : изучение способов запоминания английских слов, выбор наиболее эффективных для себя.
Слайд 4
Задачи : Изучить понятие «память», её виды. Проанализировать существующие способы запоминания английских слов. Определить наиболее оптимальные и эффективные способы запоминания новых слов для себя. Поделиться своими выводами с одноклассниками. Составить инструкции для изучающих английский язык.
Слайд 5
« Память – это есть отражение сознанием того, что было в прошлом опыте, путем запоминания, сохранения и воспроизведения»
Слайд 7
Рекомендации по повышению эффективности научения: Управление вниманием Структурирование информации Рациональное повторение
Слайд 8
Методы изучения слов: Ассоциативный; Непринужденное запоминание; Пассивное восприятие; Физического действия.
Слайд 9
Плакат
Слайд 10
Вывеска
Слайд 11
Карты
Слайд 12
Попугай
ХI городская научно-практическая конференция школьников
«Первые шаги в науку»
Возрастная категория: «Юный исследователь»
Секция: иностранный язык
Название работы:
«Способы запоминания английских слов»
Автор работы:
Васин Даниил Алексеевич
г.о. Тольятти, МБУ школа № 91, 5 Б класс
Научный руководитель:
Гудилова Ольга Александровна,
учитель иностранных языков первой категории, МБУ школы № 91
Тольятти
2015
«Методы обучения английскому языку»
Введение
Сегодня почти невозможным обойтись без английского языка. Слова на английском языке мы встречаем в магазинах, в аэропортах, вокзалах и других общественных местах. Кроме того, для путешественника просто необходимо знать международный язык общения – английский язык. То есть очень важно изучать английский язык и пополнять лексический запас распространённых слов и выражений, так как без знания лексики мы не сможем общаться и понять английскую речь.
Противоречие: есть необходимость в изучении английского языка, в частности заучивании английских слов и выражений, но существует трудность в запоминании слов.
Цель работы: изучить способы запоминания английских слов, выбрать наиболее эффективный для себя.
Задачи:
1.Изучить понятие «память», её виды.
2.Проанализировать существующие способы запоминания английских слов.
3.Определить наиболее оптимальные и эффективные способы запоминания новых слов для себя.
4.Поделиться своими выводами с одноклассниками.
5.Составить инструкции для изучающих английский язык.
2. Память
Память – это есть отражение сознанием того, что было в прошлом опыте, путем запоминания, сохранения и воспроизведения.
Рассмотрим, как устроена наша память и как она работает с точки зрения психологии. В настоящее время выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словесно - логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы запоминаем то, что мы видим. Словесно - логическая память помогает запомнить формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.
Конечно же, все эти типы памяти между собой связаны. Когда мы видим какой-то предмет, который нам уже знаком, мы узнаем его, действует наглядно-образная память, но если бы не было словесно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет. И, если при виде этого предмета в первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся те эмоции, которые мы испытывали, и мы еще раз сможем пережить эти чувства. [1]
Любой вид памяти имеет следующие свойства: полноту, четкость, долговременность и готовность.
Полнотой памяти называется количество сохраненного памятью материала.
Точностью памяти называют способность к воспроизведению материала без искажения.
Длительность сохранения в памяти полученного материала может быть самой различной, и в этом люди очень отличаются друг от друга. В едином процессе запоминания выделяют кратковременную и долговременную память. Разновидностью кратковременной памяти является так называемая «оперативная память», которая служит для промежуточных мыслительных операций.
Ученые выделяют три «естественных законах» хорошей памяти - впечатление, повторение, ассоциации:
1. Необходимо получить глубокое, яркое и прочное впечатление о том, что вы хотите запомнить. А для этого вы должны сосредоточиться.
2. Повторение поможет вам запомнить почти бесконечное количество материала. Повторяйте сведения, которые вы хотите запомнить, употребляйте новую информацию в разговоре.
3. «Секрет хорошей памяти» - это секрет формирования многообразных и многочисленных ассоциаций со всеми факторами, которые мы хотим запомнить [2].
3. Способы запоминания иностранных слов.
Известны разнообразные способы запоминания английских слов. Все мы разные, одни воспринимают материал быстро и качественно, другим потребуется гораздо больше времени на его усвоение. Необходимо, в первую очередь, добиться того, чтобы усвоение новой лексики доставляло удовольствие, чтобы люди, которые изучают английский язык, чувствовали удовлетворение от данного процесса. Этого можно достичь, если учитывать индивидуальные способности, выбирать ту или иную стратегию запоминания слов, использовать методы, оптимально подходящие именно вам. Но, чтобы узнать какие методы и способы вам подходят больше всего, нужно познакомиться с их разнообразием и опробовать их эффективность в процессе обучения.
Рассмотрим сначала некоторые рекомендации по повышению эффективности научения, которые непосредственно связаны с особенностями нашей памяти и способностью запоминать информацию:
1. Необходимо управлять своим вниманием. Внимание – это сосредоточенность психики на определенные внешние и внутренние источники информации. Внимание человека устроено так, что оно легко привлекается яркими признаками предметов, звуками и т.д.[3] Емкость кратковременной памяти ограничена, поэтому в запоминаемой информации нужно выделить лишь важные сведения, не замечая второстепенные детали.
2. Нужно структурировать информацию, подготовить ее для хранения в долговременной памяти. Приемы структурирования информации включают в себя:
а) Смысловое расчленение. При запоминании необходимо выделить основные микротемы и согласно им, разделить материал на части и далее усваивать материал по частям. Здесь нам помогут план или блок-схемы, в которых отражаются основные мысли и связи между частями, и внешние признаки: заголовки, подчеркнутые или выделенные ключевые предложения, начало новых мыслей с красной строки. Этот метод легко запомнить по-английски как “5W и H” (Who, What, Where, Why, When and How)
б) Выделение смысловых опорных пунктов - заголовки текста, краткие тезисы, самостоятельно придуманные названия разделов, вопросы, схематические рисунки, примеры, цифровые данные, незнакомые термины. Число смысловых опорных пунктов не должно превышать объема кратковременной памяти – 7 ± 2 единицы. Лучше если их будет 5–7.
в) Использование наглядных образов, особенно тех, которые вы придумали или представили сами.
г) Соотнесение с уже известными знаниями. То, что необходимо прочно запомнить, следует рассматривать с разных сторон, привлекая для объяснения новых сведений, максимальное количество уже имеющиеся в памяти понятий и образов. [4]
3.Рациональное повторение. Если нам важно эффективно удержать информацию на несколько дней, то повторять необходимо через 15–20 мин. После изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 4-й день, на 7-й день(5).
4. Использование смысловых вставок является хорошим средством вспоминания отсутствующих связей в его структуре. Об эффективности семантических связок свидетельствует факт, что мы все отлично помним расположение цветов в спектре солнечного света с помощью выражения: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”
5. Целенаправленное воображение - запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах.
Английский язык не является родным для российских школьников и представляет большую трудность в изучении. Весь процесс обучения строится на заучивании и запоминании, которые в свою очередь требуют от учеников огромных усилий и временных затрат. Поэтому важно использовать самые продуктивные и оптимальные методы заучивания. Овладение английским языком происходит одновременно в нескольких направлениях, а именно дети осваивают фонетику, грамматику, лексический состав, учатся читать и понимать услышанное. Каждый из этих аспектов требует использования разных методов и способов.
1. Самый распространенный метод изучения слов – ассоциативный, с психологической точки зрения ассоциации к словам должны придумывать мы сами. Например:
1) buy – покупать (скажи деньгам «бай-бай»);
2) sleep – спать (когда хочется спать, то слипаются глаза);
2. Почти тот же ассоциативный метод, но с готовыми ассоциациями. Готовые ассоциации совершенно не напрягают, после прочтения нескольких слов Вы не только запомните их перевод, но и поднимите настроение на 100%:
1) they – они (Theyчата они всегда пушистые!);
2) must –должен (Этот Mustтак мне должен!);
3) he – он (Он He Heкает за спиной.);
3. Метод запоминания слов Владимира Ильича Ленина, который знать много иностранных языков, был не только очень прост, но и очень эффективен. С помощью этого метода Вы способны запомнить не только слова, но и их правописание.
Возьмите лист бумаги А4, сверните его в гармошку, разверните и в первой полученной складке записывайте те слова, которые вы не сумели запомнить, но не более 15. Прочитав их 5 раз или более, закройте учебник и по памяти запишите перевод этих слов в следующую колонку. Исправьте ошибки и внизу запишите их количество. Уберите учебник и на этот раз попробуйте перевести слова с русского на английский, ошибок должно быть больше, но спешу Вас обрадовать, что исписав лист А4, количество ваших ошибок снизится до нуля.
4. Непринужденное запоминание слов также один из эффективных приемов запоминания. Большинство людей, которые никогда не изучали английского языка, знают перевод многих иностранных слов, которые встречались им в песнях, фильмах, рекламах и других источниках.
5. Метод пассивного восприятия хорошо подходит для тех, у кого развита слуховая память. Наговариваем на диктофон слова, текст или словосочетания, которые необходимо запомнить к следующему уроку, и слушаем их в любое удобное время.
6. Метод физического действия удобен для запоминания глаголов. При выполнении какого-то действия озвучивается глагол на иностранном языке. Проснулись – доложили себе об этом на английском языке, чистите зубы – проговорили про себя. Но предварительно следует развесить данные глаголы в нужных местах на несколько дней.
7. Последний метод подходит только для продвинутого уровня. Существует много сайтов для совершенствования английского языка. От Вас потребуется только регистрация на данном сайте и любая программа для общения (skype, agent, icq и т.д.).
По преобладающему виду памяти различают следующие способы запоминания слов:
зрительная память
«Плакат» - на стандартном листке бумаги пишут слова на родном языке и их перевод на иностранный. В этом случае происходит повторение ранее изученного и запоминание нового. Листок со списком слов обязательно должен находиться на виду, обычно это рабочее место ученика.
«Вывеска» - на листах бумаги желаемой величины в горизонтальном положении пишется слово на иностранном языке. Перевод в данном случае не обязателен. Табличка крепится к обозначенному предмету в квартире.
«Карты» - изготавливаются маленькие карточки. На одной стороне записывают слово на родном языке, на другой – на иностранном языке. Поочередно заучивается перевод слов с русского на английский и, наоборот, путем «подглядывания» перевода на обратной стороне карточки.
«Карточная игра» напоминает предыдущий способ, но в данном случае слова соотносят с мастью карты, на которую крепится листочек с иностранным словом и его перевод. Например, для немецкого языка: «дама» - существительное женского рода, «король» - сущ. м.р., «валет» - сущ. ср.р., «шестерка» - модальный глагол.
«Брелок» («Четки») - изготавливаются карточки как в способе «Карты». Через отверстие на уголке каждой карточки протягивают нить, ее концы связывают в узелок. Учащийся запоминает слова путем перебирания «четок» и подглядывания перевода на обратной стороне карточки.
«Мозаика» - на листе бумаги вразброс и в различном положении пишут слова с переводом. Учащемуся несколько раз показывают лист со словами, после каждого раза он называет запомнившиеся слова. Усложненный вариант: на одном листе беспорядочно пишут слова на родном языке, на другом их перевод на ИЯ, но в том же расположении. Учащийся запоминает слова, переводя взгляд с одного листа на другой. Можно использовать разные цвета. Тогда предлагается задание: назвать перевод слов, написанных одним, затем - другим цветом.
слуховая память
«Попугай» - в паре один учащийся поочередно зачитывает слово с переводом. Другой повторяет один раз вслух и несколько раз про себя. Затем, после всего списка слов, первый называет все слова с переводом, которые он сумел запомнить. Второй раз список можно повторить с подсказкой на одном языке.
Осязательная память
«На ощупь». Учащемуся завязывают глаза и предлагают на ощупь определить значение предмета и назвать его на английском. Условие – обучаемый должен знать перевод слова, например: выбрать его из ранее заученного списка. Число предметов может быть меньше количества выученных слов.
Заключение
Познакомившись с характеристикой человеческой памяти, основными ее видами, а также с методами обучения английскому языку и способами запоминания английских слов можно сказать, что если учитывать личные психологические особенности, в частности особенности запоминания, и регулярно заниматься и развивать свою память можно решить проблему плохого запоминания иностранных слов.
В ходе исследования было выявлено, что большинство учащиеся в основном используют старый и малоэффективный способ запоминания – зубрежка. К сожалению, при таком методе «включается» кратковременная память, то есть выучил за ночь, быстренько рассказал и забыл.
После личного опробования и применения большинства из предложенных в этой работе способов заучивания иностранных слов на практике мной были составлены памятки, в помощь изучающим иностранный язык, где поэтапно прописаны эффективные способы запоминания иностранных слов и вообще обучения. Кроме того, экспериментально я выяснил, что у меня преобладает зрительная память, поэтому при изучении английской лексики я теперь пользуюсь карточками и надписями, с помощью которых я ежедневно повторяю уже изученные слова и знакомлюсь с новыми.
Список использованной литературы:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятки для изучающих английский язык
Стратегия запоминания новых слов (говорение).
Стратегия запоминания новых слов (письмо).
Стратегия запоминания новых слов (перевод).
|
Памятка по запоминанию слов
|
ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ С ПАМЯТЬЮ
|
Как изучать иностранный язык Знать иностранный язык - это, значит, уметь читать и говорить на нём. Для этого необходимо знать слова и их связь в предложении (т.е. грамматику) и тренироваться в устной речи и в чтении.
|
Нарисуем попугая цветными карандашами
Рукавичка
Домик зимней ночью
Акварель + трафарет = ?
Знакомимся с плотностью жидкостей