Цель работы: узнать, к чему может привести нарушение осанки, выяснить, что такое «Лечебная физкультура», для лечения и профилактики каких заболеваний показаны курсы ЛФК, выработать практические рекомендации для младших школьников с целью предупреждения нарушений осанки.
Отдел образования Администрации муниципального района Белокатайский район
МБОУ СОШ № 2 с.Новобелокатай
Исследовательская работа:
«Лечебная физкультура как средство профилактики нарушения осанки»
Выполнил: Ванюшкин Кирилл
ученик 2 А класса
Руководитель: Кинёва Ольга Петровна
учитель начальных классов
с.Новобелокатай
2015 год
Тема: Лечебная физкультура как средство профилактики нарушения осанки.
Цель моей работы: узнать, к чему может привести нарушение осанки, выяснить, что такое «Лечебная физкультура», для лечения и профилактики каких заболеваний показаны курсы ЛФК, выработать практические рекомендации для младших школьников с целью предупреждения нарушений осанки.
Задачи:
- Выяснить, какие наиболее частые заболевания встречаются у детей младшего школьного возраста связанные с нарушением осанки;
- Узнать, что такое «Лечебная физкультура»
- Изучить литературу по исследуемой теме;
- Побеседовать с мамой о её работе;
- Выяснить, какие занятия по ЛФК проводятся в ГБУ КЦСОН нашего района;
- Побывать на практических занятиях лечебной физкультурой;
- Провести занятие ЛФК с моими одноклассниками;
- Составить памятку для младших школьников с практическими рекомендациями;
Объект исследования: лечебная физкультура.
Предмет исследования: профилактика нарушения осанки.
Актуальность выбранной темы: современные дети растут и развиваются быстро, но их физическое состояние оставляет желать лучшего. При поступлении в школу 40% первоклассников имеют нарушения осанки, а перед окончанием школы нарушения наблюдаются у каждого второго выпускника. Чтобы избежать неприятностей, связанных с нарушением осанки нужно заниматься ЛФК.
Гипотеза: если выработать у учащихся стойкие навыки правильной посадки за партой, то можно избежать искривлений позвоночника. Лечебная физкультура поможет справиться с нарушением осанки.
В своей работе я использовал методы наблюдения, сравнения, беседы.
Вступление:
В прошлом году я стал учеником. Мне нравится учиться. Я с удовольствием прихожу в школу, где каждый день узнаю что-то новое. В моём классе 20 человек. Каждый день у нас бывает, как минимум, по 4 урока. И на каждом уроке Ольга Петровна несколько раз напоминает нам о том, как нужно правильно сидеть за партой, чтобы избежать нарушения осанки. Я стал наблюдать за одноклассниками и заметил, что многие ребята действительно не всегда следят за тем, как они сидят за партой. Честно признаться, и за собой я тоже это замечал.
Я захотел узнать: что такое «осанка», к чему может привести нарушение осанки, и что делать для профилактики нарушения осанки. Этот вопрос я задал своей маме. Она ответила, что осанка – это, прежде всего, показатель здоровья и визитная карточка человека. А вот, чтобы избежать нарушения осанки, нужно следить за походкой и посадкой за столом и заниматься гимнастикой и лечебной физкультурой.
Меня заинтересовала эта тема, и я решил провести своё исследование.
Моя мама работает инструктором по лечебной физкультуре в комплексном центре социального обслуживания населения. Она помогла мне изучить специальную литературу по исследуемой теме.
Прежде всего, я выяснил, что основа всего нашего тела – скелет. Он, как каркас любого здания, должен быть правильным и очень прочным. Основа нашего скелета – позвоночник.
Но сколько бы нам ни твердили о том, что «спина должна быть прямой», мало кто обращает внимание на свою осанку. И совершенно напрасно! Ведь причиной многих заболеваний становится именно нарушение осанки, т.к. состояние позвоночника влияет на состояние внутренних органов.
Позвоночник может быть «виновником» в возникновении болей в спине и груди, суставах и мышцах, головных болей и головокружений, заболеваний почек и расстройств желудочно-кишечного тракта, проблем со зрением и т. д. Но люди не связывают эти симптомы с позвоночником, а продолжают глотать лекарства, избавляясь от боли, но не от причины. Кстати, нарушение осанки не только вредит здоровью, но и просто не красит человека. Люди с нарушением осанки выглядят не лучшим образом.
В словаре С.И.Ожегова «осанка» - внешность, манера держать себя (положение корпуса, склад фигуры).
При правильной осанке все части тела расположены симметрично относительно позвоночника. Плечи расположены горизонтально, лопатки прижаты к спине (не выступают). Изгибы позвоночника выражены умеренно. Правая и левая половины туловища при осмотре спереди и сзади симметричны.
Осанка является также показателем наших психических особенностей. Человек с хорошей осанкой более уверен в себе, он более привлекает внимание окружающих.
Нарушение осанки - это или уже болезнь, или состояние перед болезнью. Главная опасность нарушений осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). Плохая осанка снижает запас прочности организма: сердце бьется в тесной грудной клетке, впалая грудь и повернутые вперед плечи не дают расправиться легким, а выпяченный живот нарушает нормальное положение органов брюшной полости.
Уменьшение физиологических изгибов позвоночника (плоская спина), особенно в сочетании с плоскостопием, приводит к постоянным микротравмам головного мозга и повышенной утомляемости, головным болям, нарушениям памяти и внимания. Чаще всего плохая осанка сочетается с плохим развитием мышц, с нарушенным из-за неправильного положения головы кровоснабжением головного мозга, слабым зрением. Близорукость может развиться от привычки сутулиться — и наоборот, плохое зрение часто становится причиной плохой осанки.
Для нас, детей, значение осанки очень велико, так как идет рост и формирование нашего скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к нарушениям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.
У здорового ребенка к 7 годам позвоночник приобретает нормальную форму.
Форма позвоночника зависит от состояния скелета ребенка и мышц, окружающих позвоночник, плечевой и тазовый пояс.
Поэтому крайне важно следить за осанкой. Правильно сидеть за столом и партой, больше двигаться, следить за своей походкой.
Побеседовав с фельдшером нашей школы, Мурзыевой Фагилёй Канифовной я выяснил, что нарушение осанки является одной из самых распространенных патологий в детском возрасте. По данным медицинских осмотров детей установлено, что с приходом в школу в среднем 40% детей имеют нарушение осанки, за время пребывания в начальной школе их количество увеличивается на 20%, а перед окончанием школы нарушение осанки имеет почти каждый второй подросток. В профилактике нарушений осанки особенно важно их раннее выявление, проще и быстрее исправить данную патологию на ранней стадии, пока дело не дошло до сколиоза.
Сколиоз – это искривление позвоночника. Он вызывает деформацию позвоночника и грудной клетки. При сколиозе позвоночник искривляется из одной стороны в другую, а некоторые из позвонков могут немного вращаться, что делает бедра или плечи неровными.
Запущенный сколиоз опасен изменениями в позвоночнике, деформации могут привести к возникновению реберного горба, асимметрии таза и нарушению развития внутренних органов. Быстрая утомляемость, жалобы на головные и мышечные боли – тоже следствие сколиоза, на который вовремя не обратили внимания.
Изучив литературу и побеседовав со взрослыми я понял, что очень важно следить за своей осанкой!
Но что делать для профилактики нарушений и, если эта проблема уже имеется?
Я много прочитал о пользе занятий физкультурой и спортом, о том, как полезны прогулки на свежем воздухе, да и вообще – все виды двигательной активности. Но главным, интересующим меня вопросом, остаётся: что такое «лечебная физкультура»?
Мама предложила мне прочитать специальные книги, из которых я узнал, что Лечебная физическая культура (ЛФК) — метод лечения, который состоит в применении физических упражнений и натуральных природных факторов к больному человеку с лечебно-профилактическими целями. Основа метода – движение. Но движения должны быть строго дозированы и нужно обязательно установить правильное дыхание.
Лечебная физическая культура включает в себя самые различные понятия. Это и дыхательная гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе после снятия гипсовой повязки. Это и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» - это и метод лечения, и медицинская или педагогическая специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структура здравоохранения. Все термины я пока не совсем понимаю, он самое основное для себя отметил: ЛФК – это движение, правильное и дозированное.
Лечебная физкультура помогает при многих заболеваниях, главное, нужно знать, какие виды упражнений можно выполнять, и какие противопоказаны при различных видах заболеваний. Комплекс упражнений вам поможет подобрать инструктор по ЛФК.
Показания для занятий ЛФК: заболевания сердечно-сосудистой системы, дыхательной системы, болезни системы пищеварения, болезни обмена веществ (ожирение), болезни мочевыделительной системы. ЛФК назначают в ранние сроки после операций на сердце, сосудах, легких и органах брюшной полости с целью профилактики послеоперационных осложнений и ускорения восстановления, компенсации функций.
Лечебную физкультуру применяют при заболеваниях и травмах нервной системы, сосудистых заболеваниях мозга. Большое значение имеют занятия ЛФК у больных с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата для восстановления его функции, подвижности в суставах, укрепления мышц. ЛФК используют также при ожоговой болезни.
Для нас, детей, занятия лечебной физкультурой очень важны и нужны. Это основная профилактика для того, чтобы избежать нарушения осанки. И метод лечения, если с осанкой уже имеются проблемы.
Чтобы определить, есть ли у вас искривление позвоночника, нужно встать спиной к ровной стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодицы, голени и пятки соприкасались с ней. Там, где находится изгиб спины, нужно просунуть ладонь. Если проходит кулак или не проходит ладонь – есть искривление.
Значит, немедленно приступайте к занятиям ЛФК.
Я провёл этот несложный тест со своими одноклассниками. 9 человек сообщили, что у них всё в порядке, 1 человек пожаловался, что ладонь не проходит, 8 - что проходит кулак.
Я рассказал моим товарищам, насколько важна правильная осанка. Попросил маму объяснить, к чему может привести нарушение осанки у детей и провести занятие по лечебной физкультуре с моими одноклассниками для того, чтобы научить их выполнять правильные упражнения.
Мы с удовольствием выполнили комплекс упражнений. Все остались очень довольны. Ребята обещали выполнять упражнения регулярно. (Приложение 2)
Но для того, чтобы дети не забывали о занятиях ЛФК и выполняли упражнения правильно, такое же занятие было предложено родителям моих одноклассников. Мамы и папы с радостью согласились и с пользой провели один из вечеров в школьном кабинете ритмики. Родители выполнили комплекс упражнений необходимый детям для правильной осанки, а так же попросили показать упражнения для взрослых. (Приложение 3)
Я знаю, что в Комплексном центре социального обслуживания населения моя мама занимается ЛФК с людьми пожилого возраста. Мне было очень интересно узнать, какие упражнения выполняют бабушки.
Вместе с классным руководителем и моей одноклассницей Дьяковой Ксенией мы отправились в КЦСОН на одно из занятий группы «Здравушка» (Приложение 4)
В этот день на занятии присутствовала группа из 5 человек. Средний возраст – 65 лет. Нас пригласили позаниматься вместе с ними. Как ни старались мы с Ксенией, многие упражнения оказались нам не под силу.
После занятий мы побеседовали с бабушками.
Оказывается, они посещают занятия ЛФК 3 – 4 раза в неделю. После занятий все женщины отмечают улучшение самочувствия. Меньше «скачет» давление, стали более подвижными суставы, легче дышится.
Я понял: для достижения хорошего результата нужны регулярные занятия.
Выводы:
Изучив литературу по интересующей меня теме, я пришёл к выводу:
современные дети растут и созревают быстрее, но их физическое здоровье слабеет. Мы много времени проводим у телевизора, за компьютером. Сидячий образ жизни влечет за собой ослабление иммунитета.
Учёные утверждают, что малейшее нарушение в позвоночнике отрицательно сказывается на состоянии других органов, даже может привести к разладу между физическим и психическим состоянием.
В настоящее время нарушение осанки у школьников является одной из важнейших тем, с которой сталкиваются врачи, учителя физкультуры, инструктора ЛФК и т.д. К сожалению, пока нет точного ответа, как избежать этой проблемы, но исследователи и специалисты работают над ней. Сегодня можно найти множество комплексов общеразвивающих упражнений направленных на поддержание и коррекцию осанки детей.
На ранних стадиях с искривлением можно справиться при помощи занятий лечебной физкультурой, которая представляет собой комплексы упражнений направленных на улучшение здоровья человека. Лечебная физкультура – это, прежде всего – движение!
Я побывал на нескольких занятиях ЛФК и сделал для себя вывод: нужно регулярно заниматься физкультурой, больше двигаться, тогда моему позвоночнику не потребуется помощь и осанка будет правильной.
Для моих одноклассников мы с мамой разработали специальный комплекс упражнений, направленный на формирование навыка правильной осанки, который они могут выполнять самостоятельно дома. (Приложение 1)
Библиография
1. Белозерова Л.М., Власова Л.Н., Клестов В.В. и др. «Лечебная физическая культура в педиатрии»- «Феникс» Ростов-на-Дону, 2006 г.
2. Гребова Л. П. « Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков» : М.: Издательский центр «Академия», 2006
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. « Толковый словарь русского языка». М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008 г.
4. Светлакова Н. « Большая медицинская энциклопедия», М.: «АСТ Хранитель» 2008 г.
Приложения:
Приложение 1
Комплекс упражнений, направленных на формирование навыка правильной осанки
1. Стать спиной к стене, расправить плечи и зафиксировать положение тела, при котором затылочная часть головы, лопатки, ягодицы, мышцы икр и обе пятки касаются стены.
2 .Сделать несколько приседаний, сохраняя правильное положение тела.
3. Сделать два шага вперед, удерживая положение. Вернуться в исходное положение.
4. Подняться на носках и удержать положение тела в течение 5 секунд. Выполняем 2 раза возле стены и 3 раза без опоры о стенку.
5. Зафиксировать правильное положение тела возле стены, сделать два шага вперед и выполнить медленные приседания с широким разведением коленей, сохраняя правильную осанку.
6. Положить на голову мешочек, весом 0,5 кг с солью или песком. Руки на поясе. Выполнить приседания, стараясь удержать его на голове. Ходьба с мешочком на голове.
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Весенняя сказка
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Две снежинки
Комментарии
Очень интересная и серьёзная
Очень интересная и серьёзная тема исследования. Представленная работа сделана грамотно, соответствует всем основным требованиям проекта. Мне очень понравилось. Ольга Петровна, как долго Вам приходится работать с учеником в плане самой защиты проектной работы? Учат ли у вас текст наизусть или допускается чтение доклада?