Исследовательская работа "Влияние социальных сетей Интернет на подростков"
Вложение | Размер |
---|---|
khazikieva_sots_seti.docx | 36.64 КБ |
Введение
XXI век - век высоких технологий выводит на совершенно новый уровень развития наше общество: обмен информацией, общение между людьми, способы построения отношений, поиск работы, да собственно и сама работа, отдых переходят из реального мира в мир виртуальный.
Присутствуя сейчас практически в каждом доме, Интернет значительно расширяет наши возможности – особенно это касается социальных сетей, которые в последнее время приобрели колоссальную популярность. Ежедневно миллионы людей пользуются их услугами: одни ищут друзей, клиентов, работодателей или работников, другие просто проводят в них время.
Социальные сети с каждым днем набирают популярность во всем мире. Они возникли около 10 лет назад, но уже сегодня трудно найти человека, который бы пользуясь интернетом, не пользовался бы социальными сетями.
Многие родители подростков опасаются, что электронное общение может негативно сказаться на их социальном развитии, заменить общение лицом к лицу, отрицательно повлиять на их социальные навыки, привести к небезопасной связи с незнакомцами, и заменить более ценную деятельность. Есть мнения, что выявленных негативных последствий использования Интернета очень мало. Тем не менее, Интернет может иметь негативное влияние на физическое здоровье подростков, а время, проведенное в интернете, заменяет время выполнения физических нагрузок. Например, типичный 15-летний подросток тратит около 4 часов в день, сидя перед экранами, но менее одного часа в день получает физическую нагрузку.
Следует заметить, что социальные сети заняли большую часть свободного времени. Вытеснив способы коммуникационного общения, они заменили подростку хобби, реальное общение. Отдав должное всем положительным моментам в использовании социальных сетей, таким как экономное средство связи, доступность аудио и видео материала, быстрота поиска и обмена информацией, необходимо подчеркнуть, что их влияние на сам процесс обучения и успеваемость школьников в большинстве случаев становится пагубным. Ученик не может вникнуть, усвоить и обдумать преподаваемую дисциплину.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в связи с высокими темпами компьютеризации, постоянной связанностью с компьютером у подростков может возникнуть компьютерная зависимость, что влияет на его психическое и физическое здоровье.
Объект исследования – школьники в возрасте от 11 до 15 лет.
Предмет исследования - зависимость подростка от компьютера.
Цель исследования: изучение влияния социальных сетей на подростков.
Задачи исследования:
1. Выявить какие именно проблемы связаны с использованием Интернета
2. Выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей.
Методы исследования - анализ литературы, анкетирование, математический подсчет.
Глава I. Влияние социальных сетей Интернет на подростков
1.1.Понятие о социальных сетях
Применительно к Интернету социальная сеть - это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети. Одна из обычных черт социальных сетей — система друзей и групп.
Наиболее важная составляющая развития телекоммуникационных сетей — это возможность непосредственного общения людей.
К исходным способам массового общения относятся:
Изначально свободное общение пользователей, как таковое, во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это, с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования, общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен информацией был гораздо более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.
Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим характером:
К современным средствам общения можно отнести:
С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети — т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой. В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:
Рассмотрим основные российские социальные сети:
Среди наиболее популярных зарубежных социальных сетей можно отметить
от социальных сетей Интернет
Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.
По данным российских психологов от 10 до 14% людей, проводящих длительное время в социальных сетях становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.
Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Ведь в социальной сети всё просто – напечатал сообщение, отправил его, получил ответ. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети.
Появляющуюся и крепнущую зависимость ребенок, зачастую не желает признавать. Посещение личной странички превращается в ежедневный обряд – неоднократно в течение дня подросток заходит туда в надежде увидеть какие-то изменения. Другие стараются добавить на спор как можно больше «друзей». Это бессмысленное «убийство» времени поглощает всецело – подростки тратят часы и дни, совершая действия «на автопилоте», становятся раздражительными и злыми. Если компьютер под запретом, возникают конфликты с родителями, что отражается на психическом состоянии подростка.
Одной из причин формирования зависимости может стать детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Следующей причиной могут стать постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Еще одной причиной побега в виртуальную реальность становится физическое, эмоционально-психологическое давление со стороны одноклассников или сверстников.
Зависимых от Интернета людей называют сетеголиками. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах.
У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким.
Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
• предвкушение следующего сеанса он-лайн;
• увеличение времени, проводимого он-лайн;
• увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.
В основном сетеголики - это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно "остывают" к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям.
Глава II Изучение влияния социальных сетей на учеников
МБОУ Кудашевской ООШ
2.1. Социологический опрос по выявлению зависимости от социальных сетей у подростков
Названные выше проблемы сделали необходимым исследования, направленные на выявление особенностей подростков, проводящих большое количество времени за компьютерными играми.
Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 11 до 15 лет. Анкета состояла из 10 вопросов. Всего было опрошено 20 человек. Были выявлены следующие результаты:
На вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером?» большинство подростков (8 человек) ответили 1-2 часа в день (40%), менее 1 часа – 6 человек (30%), от 2 до 4 часов – 4 человека (20%), более 4 часов – 2 человека (10%). В социальных сетях большинство подростков нашей школы (9 человек) также проводят от 1 до 2 часов в день – 45%, менее 1 часа – 7 человек (35%), от 2 до 4 часов 2 человека (10%), более 2 часов день проводят в социальной сети 2 человека (10%), вообще не проводит времени в социальных сетях 1 человек (5%).
По результатам опроса выяснилось, что наиболее популярной среди подростков социальной сетью является Вконтакте, в ней зарегистрировано 18 человек (90%). В социальной сети Одноклассники проводят время 8 человек (40%). Менее популярными являются социальные сети Instagram -2 человека (10%), Mail.ru – 1 человек (5%), Ask.FM - 1 человек (5%), Twitter -1 человек (5%) , Facebook -1 человек (5%), Друг Вокруг - 1 человек (5%).
Анкетирование подростков показывает, что больше всего в социальных сетях их привлекает переписка с друзьями (17 человек, 85%), чуть менее популярны музыка (13 человек, 65%), фильмы и видео (9 человек – 45%). Менее половины опрошенных считают самым интересным в социальных сетях онлайн игры и приложения (7 человек, 35%). Знакомство с новыми людьми и общение в группах по интересам отметили 5 человек (25%), фотографии – 2 человека (10%).
Мы выяснили, что большинство подростков уверенны, что из-за проведенного в социальных сетях времени, их учеба не страдает. Лишь 17% подростков отметили, что иногда у них возникают трудности из-за слишком долгого времяпрепровождения в социальных сетях. 60% школьников ответили, что у них никогда не возникают проблемы с учебой из-за социальных сетей, 23% ответили, что возникают, но редко.
Для выявления первых признаков зависимости подростков от социальных сетей, мы задали вопрос раздражаются ли они если кто-то отвлекает их, когда они находятся в социальных сетях. Ответы разделились почти поровну: никогда 53%, часто – 5%, иногда 0 42%. Также мы выяснили, что большинство подростков 52% предпочитают проводить время с друзьями, а не находиться в социальных сетях (47%). На вопросы родителей о свем времяпровождении в социальных сетях большинство подростков (37%) реагируют спокойно, рассказывают с удовольствием, но были и те, кто ответили «рассказываю, нос неохотой (20%), «рассказываю, но не все» (26%), «стараюсь избегать вопросов» (26%), «они не спрашивают» (5%).
По итогам анкетирования видно, что в целом подростки осознают, что в современном мире существует тенденция к появлению зависимости человека от социальных сетей (80%), лишь 20% школьников оказались не согласными с этим утверждением.
В результате проведенных опросов и обработки информации, мы можем сделать вывод, что, в целом, у учеников нашей школы не наблюдается зависимость от социальных сетей. Возможно, это связано с возрастом опрошенных подростков. Но мы заметили, что у некоторых подростков все-таки имеются предпосылки к развитию зависимости от социальных сетей.
Для предотвращения развития зависимости наших учеников в будущем, можно выделить пути решения проблем, связанных с использованием социальных сетей:
1. ограничение времени пребывания в сети;
2. поиск альтернативных способов время препровождения (например, занятия спортом, рисование, вышивание, чтение книг и т.п.);
3. оказание большего внимания своей реальной жизни (проблемам в школе, в семье, друзьям);
4. увеличение времени пребывания в компании друзей.
Практическим применением нашей работы стала памятка для подростков и их родителей, которая поможет своевременно определить зависимость от социальных сетей и попытаться избавиться от этой зависимости.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Зависимость от социальных сетей – явление, набирающее скорость развития в современном информационном и компьютеризованном мире, которое негативно влияет на формирование психики, социальных и физических качеств подростка.
2. Наиболее подверженная риску зависимости является категория детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет, так как в этот период идет первичная социализация подростка, формирование его психики, мировоззрения.
3. Чрезмерное пребывание в социальных сетях способно нарушать некоторые психические свойства подростков, а именно коммуникабельность, открытость, желание общения, чувство сострадания. Это приводит к замкнутости, обособленности подростка, нарушению межличностных отношений.
Таким образом, проблема формирования зависимости подростков от социальных сетей является действующей, важной и социально значимой. Полученные в итоге исследования результаты нами были озвучены на школьном родительском собрании, проведена лекция для родителей по проблеме зависимости подростков от социальных сетей. Разработанные памятки «Безопасность в социальных сетях» были распространены среди учащихся нашей школы.
Литература
Книги:
Статьи периодических изданий:
Электронные ресурсы удаленного доступа (Internet):
Вода может клеить?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Пустой колос голову кверху носит
А теперь — мультфильм
Фокус-покус! Раз, два,три!