В нашей школе мы с удивлением обнаружили, что современные дети слишком мало знают о истории своей школы, её учителях и традициях. Нам захотелось восполнить этот пробел, создав экспозицию в музее, посвящённую школе и её учителям. Об истории создания этой эксопзиции наш материал.
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_lyubimaya_shkola.doc | 78.5 КБ |
XХIнаучно – практическая конференция школьников Омского муниципального района
Научное общество учащихся «Поиск»
Проект «История нашей школы»
Научное направление: «Это интересно» (социальные проекты)
Выполнила:
ученица 4го класса, «Петровской СОШ №1»
обучающаяся МКОУ ДОД «ЦРТДиЮ«Ровесник»
Антонова Мария Эдуардовна
Руководитель:
педагог дополнительного образования
МКОУ ДОД «Центр развития творчества
детей и юношества «Ровесник»
Омского муниципального района Омской области»
Щипачёва Татьяна Васильевна
Омск – 2015
Содержание
стр.
Введение …………………………………………………………………….3
Глава 1. Определение проблемы………………………………………….3
Глава 2. Собственное исследование………………………………………4
Достигнутые результаты…………………………………………………...7
Заключение…………………………………………………………………..8
Список литературы…………………………………………………………9
Приложения
Введение
Школьный музей выполняет многообразные социальные функции. Он обладает большим потенциалом воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательской работе, знакомство с историческими фактами, встречи с интересными людьми помогают обучающимся лучше узнать историю своей школы. Какой альбом может вместить фотографии всех, кто учился, рос и набирался опыта, постигал азы наук и сеял разумное, доброе, вечное? Где найти место для неровных строчек, смешных рисунков, фотографий? Что как не школьный музей помогает сохранить эту память?! Ученики должны знать и помнить историю своей школы. Я выбрала эту тему потому, что захотела больше узнать об истории своей родной школы и поделиться своими знаниями с ребятами. Наша школа имеет долгую и славную историю. В 2013 году Петровская школа отмечала свой 80 летний юбилей. На юбилей собрались выпускники разных лет. Каждый год школа выпускает своих «птенцов», которые потом станут учёными, артистами, учителями, а может быть простыми рабочими или служащими. Самое главное, что они должны стать настоящими людьми, любящими свою страну и свой народ.
Определение проблемы
Прежде чем приступить к созданию экспозиции, посвящённой школе, мы провели анкетирование ребят на предмет информированности об истории своей школы. Нами было опрошено 168 человек, из числа учеников 5х-11х классов. В результате анкетирования мы столкнулись с тем, что современные ученики, к сожалению, очень мало знают об истории своей школы, а в школьном музее практически отсутствует информация о её истории.
Оказалось, что сведения у обучающихся о прошлом и настоящем школы весьма скудны. Поэтому в прошлом году нашим руководителем была создана поисково-исследовательская группа из 5 человек по сбору информации и изучению истории школы. Наш замысел был направлен на развитие творческой инициативы и деятельности детей и педагогов по сохранению и изучению истории родной школы.
Цель
Сформировать у ребят устойчивый интерес к изучению истории своей школы. Ознакомление обучающихся с собранными материалами, касающимися истории школы, её традиций.
Задачи
- создание в школьном музее уголка « Истории школы»; - издание буклета «Наша любимая школа»;
- создание альбомов, посвящённых школьной жизни «История моей школы», «Пионерская память», «Галерея славы педагогов»;
- познакомить обучающихся с историей своей школы, посредством проведения экскурсий в музее;
- создание архива устной истории школы.
Собственное исследование
Наша деятельность включала в себя:
- сбор материала о школе, её учителях и выпускниках (фотографии прошлых лет, документы, касающиеся истории школы, архивные материалы);
Фонд музея был сформирован в основном фотографиями старых зданий школы, её выпускников и учителей разных лет. Кроме того экспозицию пополнили: старая школьная парта, перьевые ручки и чернильница, микроскоп, старые географические карты. Большую помощь в сборе материала оказывали выпускники школы прошлых лет и учителя. В 2013 году в школе прошли торжества, посвящённые 80 летнему юбилею школы. Нами в музее были собраны памятные письма, поздравления, подарки в честь юбилея школы.
- изучение истории школы, её традиций;
В 1933 году в центральной усадьбе совхоза «Петровский» открылась начальная школа, работавшая по четырёхлетней программе обучения.
В 1934 году с бывшей заимки Алексея Петрова был перевезён для школы большой деревянный сруб, который поставили между современными улицами Центральной и Строительной.
В довоенный период это был центр села. Вскоре школа была преобразована в семилетнюю, затем в среднюю и десятилетнюю.
Накануне Великой Отечественной войны Петровская школа была признана образцовой, а её опыт использовался во всех сельских школах Омской области. В 1946-1947 учебном году занятия проводились только на втором этаже школьного здания в две смены, т. к. первый этаж был не застеклён. В годы послевоенной разрухи недоставало денег для оснащения учебного процесса, поэтому в приказах директора школы учителя сами должны были изготавливать наглядные пособия и оформлять классные комнаты. Но и в трудные времена школа жила обычной школьной жизнью. С особым нетерпением ждали праздников. К новому году готовились заранее, старались сделать праздник ярким, красочным, запоминающимся.
Очень долго Петровская школа входила в число крупных образовательных учреждений Омского района. До 1957 года она была одной из пяти, а затем из десяти средних школ сельского пригорода. По состоянию на первое сентября 1954 года Петровская школа занимала третье место по количеству учащихся и педагогов. В ней обучалось 327 человек, педагогический процесс осуществляли 36 учителей. Деревянное школьное здание постепенно ветшало и в 1959 году его решили заменить. Так появилось два здания: на улице Центральной появилось одноэтажное саманное здание начальной школы, а на улице Школьной - двухэтажное панельное здание средней школы, где проходили занятия 5-10 классов. В 1975 году была построена новая, типовая средняя школа, после чего прежнее двухэтажное здание отдали под интернат для проживания учащихся, приезжих из малых сёл сельского совета, а саманное здание снесли.
Нами были изучены сохранившиеся архивные материалы: книги, газеты и брошюры о Петровской СОШ №1, в частности «Очерки истории Петровского сельского округа» М.В. Куроедова. Наша школа характеризуется тем, что в ней до сих пор живы традиции, заложенные ещё в 1933 году. В нашей школе традиционно издаётся школьная газета, где отражаются основные вехи школьной жизни, события, происходящие в школе. Одной из замечательных традиций нашей школы является вахта памяти и ежегодное возложение венков к монументу «Скорби и славы», воздвигнутому в нашем селе в 1973году. Ученики приходят сюда с букетами живых цветов, чтобы отдать дань глубокой благодарности тем, кто сохранил для будущих поколений самое главное право-право на мирную жизнь.
- встречи с преподавателями;
Особую роль играют встречи с преподавателями, которые учились в нашей школе, а теперь пришли сюда работать. Эти встречи проникнуты теплотой и взаимопониманием. После таких встреч ребята ещё более доверяют своим учителям и стараются оправдать их доверие.
- обработка и хранение собранного материала;
Весь собранный материал был обработан и систематизирован в отдельную коробку, папки, файлы.
- создание альбомов «История моей школы», «Пионерская память», «Галерея славы педагогов»;
Альбомы включают в себя фотографии старых школьных зданий, их было три, а так же фотографии учителей ветеранов педагогического труда, династий педагогов, технического персонала школы за разные годы. В альбомах отражены массовые мероприятия школьников разных лет, походы в лес, трудовые десанты, школьные спортивные соревнования, школьные линейки, пионерские костры. Сегодня, когда современные школьники не представляют реально, кто такие пионеры и комсомольцы мы стараемся доходчиво и ярко во время экскурсий рассказать им о них. В альбомы так же вошли сведения о выпускниках, прославивших нашу школу. Так, например, о нашем выпускнике Барановском Романе - чемпионе мира по гирьевому спорту. Выпускниках – участниках боевых действий в Афганистане.
- создание архива устной истории (документы создаются в результате бесед, опроса, интервьюирования непосредственных участников);
Начата работа по сбору и оформлению материала о педагогах ветеранах педагогического труда. Некоторые из них продолжают работать. С ними проводились встречи. Эти встречи завораживают своей теплотой, пониманием. Самая старая жительница Петровки Анисья Сергеевна Бухтиярова родилась в 1935 году, окончила Педагогическое училище в1956 году. Стаж педагогической деятельности 37 лет. С 1962 года работала в Петровке, а до этого в Калиновке. Ветеран педагогического труда. Неоднократно награждалась грамотами района и области. Её дочь Габова Евгения Ивановна продолжила династию педагогов, проработав в Петровской школе 15 лет учителем истории и обществознания. Одним из старейших педагогов школы является Григорева Евдокия Георгиевна, учитель биологии с 30 летним стажем. Кано Тимур Владимирович, преподаватель информатики. Создан видеоархив бесед, куда вошли интервью с этими преподавателями. Мы стремимся показать учащимся школы величие и самоотверженность труда педагогов, их огромного вклада в дело становления личности каждого из них.
Ребята сами интервьюировали бывших и настоящих преподавателей нашей школы, записывали их воспоминания о школе.
-создание буклета, посвящённого нашей школе;
Для создания буклета были привлечены ребята из кружка, издающего школьную газету, руководитель Девятерикова Наталья Владимировна.
- оформление экспозиции посвящённой школе;
Началась кропотливая работа по созданию школьной экспозиции. В помещении музея было выделено место под школьную экспозицию. Некоторая же часть её, за недостаточностью площадей была перенесена в школьный коридор. Это были сведения о школьных золотых и серебряных медалистах разных лет «Наши медалисты», а так же о спортивных наградах, завоёванных ребятами.
- проведение экскурсий, чтение лекций;
нами были составлены различные тематические экскурсии, рассказывающие о школе и школьной жизни, как прошлых лет, так и современной. Ребята сами активно включались в работу, проводили экскурсии в музее, выступая в роли информатора, рассказчика. А название экскурсий говорят сами за себя: «Наша школьная планета», «Школа вчера и сегодня», «История нашей школы», «Учителями славится Петровка – ученики приносят славу ей».
- проведение мероприятий и встреч с выпускниками;
в помещении школьного музея были проведены несколько встреч с выпускниками школы разных лет. Выпускники приходят в гости, повзрослевшие, понявшие, что школа была стартом для теперешней их жизни. Школьные коридоры кажутся им родными, учителя ничуть не постаревшими, хочется делиться своими успехами, говорить о жизни и не торопиться домой. Потому что школа это частичка души каждого из них.
- исследовательская и научная деятельность;
проводимая исследовательская и научная работа позволяет пополнять фонды и архив музея, способствует развитию у обучающихся творческих навыков, формирует разнообразные умения (как взять интервью, как составить опись предмета, как оформить экспозицию, как проводить экскурсию).
В перспективе нами планируется создание странички в «одноклассниках» выпускников нашей школы.
Достигнутые результаты
В процессе реализации проекта было задействовано около 40 человек из числа педагогов, выпускников школы, обучающихся. Экскурсиями, рассказывающими о школе, было охвачено 257 человек с1го по 11 классы. Творческое взаимодействие осуществлялось на следующем уровне: архив отдела образования, школьный архив, архивные материалы администрации Петровского сельского поселения. В результате повторного анкетирования обучающихся Петровской СОШ№1 мы отметили, что существенно выросла информированность ребят об истории и традициях современной школы.
На основании полученных данных была составлена следующая таблица
ТАБЛИЦА
№ | Вопросы | до проекта | после проекта | ||
полож | отриц | полож | отриц | ||
1 | Знаете ли вы историю вашей школы | 3 | 165 | 168 | - |
2 | Кто был первым директором вашей школы | - | 168 | 163 | 5 |
3 | Знаете ли вы традиции вашей школы | 32 | 136 | 168 | - |
4 | Можете ли вы назвать учителей-ветеранов педагогического труда | 19 | 149 | 164 | 4 |
5 | Хотели бы вы больше узнать об истории вашей школы | 168 | - | 168 | - |
6 | Назовите источники ваших знаний: рассказы учителей фонды школьной библиотеки экскурсии школьного музея |
28 - - | 4 - 164 |
Теперь информация о музее находится на школьном сайте.
Выводы
- открытие экспозиции, посвящённой школьной жизни, существенным образом повлияла на информированность школьников об истории и традициях нашей школы (об этом говорят результаты анкетирования);
- создание экспозиции вызвало живой интерес среди обучающихся и школьных учителей, поисково-исследовательская группа по сбору информации и изучению истории школы выросла с 5 до 15 человек;
- состав лекторской группы музея, рассказывающей о школе, пополнился новыми членами, а количество экскурсий, рассказывающих о школе, увеличилось;
- в то время как писалась эта работа, директор школы выделила школьному музею дополнительно ещё одну классную комнату, что позволило существенно расширить экспозицию, посвящённую школе;
- появилась новая традиция среди выпускников - они фотографируются на фоне школьной экспозиции музея. Фотографии размещаются в выпускном альбоме.
Заключение
Что же думают о музее те, ради кого он создан и ради кого он работает – наши ученики:
- Каждый раз, когда я захожу в школьный музей, меня охватывает волнение – говорит выпускница Сорончук Елена - кажется, что передо мной открывается мир полный тайн и передо мной мелькают сцены из прошлой школьной жизни. Поневоле задаюсь вопросами: кем стали в жизни ученики нашей школы, как сложилась судьба их учителей, какой будет наша школа завтра.
Музей истории школы – это не просто хранилище экспонатов. Он словно живой, развивающийся организм. Здесь проводится большая исследовательская работа, настойчиво разыскиваются новые документы, фотоснимки, экспонаты. Нет сомненья в том, что фонды и впредь будут пополняться всё новыми и новыми ценными материалами.
Список использованной литературы
Приложения
АНКЕТА
а) рассказы учителей;
б) фонды школьной библиотеки;
в) экскурсии школьного музея.
Лиса-охотница
Рисуем тыкву
Волшебная фортепианная музыка
Компас своими руками
Астрономический календарь. Апрель, 2019