В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Вложение | Размер |
---|---|
issledovat_rabota.docx | 41.54 КБ |
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белавская основная общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Тема: "Сколько весит здоровье ученика?"
Выполнили:
Харитонычева Е и Дементьева Е, ученицы 6 класса
Руководитель: Владимирова А.П., учитель математики
С. Белавка
2015г
1. Выбор темы.
Актуальность выбора темы проекта обоснована тем, что в процесс обучения широко внедряются здоровьесберегающие факторы, направленные не только на сохранение, но и улучшение самочувствия ученика на протяжении всего учебного года. В течение некоторого времени мы всем классом старались замечать все то, что пагубно отражается на нашем здоровье и отметили один немаловажный факт, который и побудил нас исследовать его, как предмет, вредно влияющий на здоровье ученика. Речь пойдет о школьном ранце (рюкзаке)
Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
2. Цель
исследовать пагубное влияние тяжелого школьного ранца на здоровье (осанку) младших школьников и выработать рекомендации по профилактике новых случаев заболевания.
Задачи:
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
3.Срок реализации
В течение двух учебных недель, в ходе которой мы выступим с докладом по классам начальной школы; проведем анкетирование среди родителей; распространим агитационные статьи, содержащие полезную информацию по теме проекта; и сам эксперимент, где планируем проследить вес рюкзака, причины его изменения и влияние тяжести ранца на осанку школьника.
4.Объект, предмет и база исследования.
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: учащиеся 2-3-х классов МБОУ Белавская ООШ
5. Гипотеза исследования.
Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.
6. Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
7. Результаты исследования.
“ А что у вас, ребята, в рюкзаках?” Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние многие факторы.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно -портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Врачи – травматологи одной из детских больниц сделали анализ обращения детей в травмпункт. Оказалось, что 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению учёных, это означает, что нужно грамотно выбрать ранец и научиться регулировать вес ранца.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки.
На все есть свои нормы.
Требования к весу учебников и письменных принадлежностей также включены в новые правила (п.10.32). Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг, 3-4-х классов - более 2 кг, 5 - 6-х - более 2,5 кг, 7-8-х - более 3,5 кг, 9-11-х - более 4,0 кг.
В соответствии с СанПин 2.4.7.1166-22.4.7. «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и профессионального начального образования», вес каждого издания не должен быть более:
Вес изданий для 1-4 классов, предназначенных для работы только в классе, не должен превышать 500 граммов. Допускается увеличение веса изданий не более чем на 10%. Вес пустого ранца для учащихся начальных классов должен быть не более 600 г
Угроза за спиной
Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.
Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Наш эксперимент
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 7 человек, дети из 2 и 3 классов
Всего было исследовано 7 ранцев и их содержание.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец (до 0,5 кг);
– самый легкий портфель;
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
5. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас во 2-м классе стоит очень остро:
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 0,1( применяем правило нахождения дроби от числа). Взвесили ранцы и самих учеников. Данные записали в таблицы
Результаты исследований во 2-м классе
Таблица 1
Ф. И. ученика | Вес обучающ (кг) | Общий вес ранца (кг) | Вес пустого ранца (кг) | Вес лишних веще(кг) | Првильн вес (кг) | диагноз |
Браткевич Е | 25 | 3,00 | 0,800 | 0,940 | 2,5 | |
Сморенова Д | 25 | 2,80 | 0,700 | 0,840 | 2,5 | |
Дементьев А | 23 | 2,50 | 0,800 | 0,440 | 2,3 | |
Среднее значение | 24,3 | 2,80 | 0,760 | 0,740 | 2,4 |
Результаты исследований в 3-м классе
Таблица 2
Ф. И. ученика | Вес обучающ | Общий вес ранца | Вес пустого ранца | Вес лишних вещей | Правильн вес (кг) | диагноз |
Багрова К | 30 | 3,00 | 0,700 | 1,040 | 3,0 | |
Климанова А | 33 | 2,70 | 0,850 | 0,590 | 3,3 | |
Кувшинов С | 35 | 2,20 | 0,700 | 0,240 | 3,5 | |
Лукина Н | 26 | 2,60 | 0,800 | 0,540 | 2,6 | |
Среднее значение | 31 | 2,62 | 0,760 | 0,600 | 3,1 |
Таблица показывает, что вес ранца у всех обучающихся начальных классов превышает норму (600г).
Как видим, вес ранца зависит от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
Записали все учебные пособия, которыми пользуются обучающиеся 2-3 классов, и взвесили их (табл. 3).
Вес учебных принадлежностей
Таблица3
Наименование принадлежностей | 2-й класс Школа 2100 | 3-й класс Школа России |
Литературное чтение (уч) | 200 | 400 |
Литературное чтение (р/т) | 100 | - |
Русский язык (уч) | 300 | 300 |
Дидактический материал | 200 | 100 |
Математика (уч) | 200 | 300 |
Математика (р/т) | - | 100 |
Окружающий мир (уч) | 300 | 300 |
Окружающий мир( р/т) | 200 | 200 |
Англ. Язык (уч) | 300 | 300 |
Англ. Язык (р/т) | 200 | 200 |
Дневник | 200 | 200 |
Тетрадь | 20 | 20 |
Карандаши | 100 | 100 |
Пенал | 100 | 100 |
Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. В третьем классе вес Литературного чтения превысил норму. Самыми легкими учебниками по литературе и математике оказались учебники во 2 классе (Школа 2100). Это объясняется тем, что весь курс математики 2 класса поделен на 3 части, литературы – на 2 части, что значительно снижает вес учебника. Фото учебников мы приводим ниже.
Подсчитали, каков должен быть вес учебных принадлежностей в соответствии с расписанием в этот день.
Русский язык - 0,3 кг
Математика- 03,кг
Литературное чтение-0,3 кг
ИЗО (альбом и книга хранятся в школе) – 0,3+0,2 кг
Тетради – 3*0,02 = 0,06 кг
Дневник-0,100 кг
Пенал - 0,100 кг
Карандаши- 0,100 кг
Итого—1,760 кг
Наши подсчеты показывают, что вес учебных принадлежностей превышает норму (1,5 кг), но в следствии того, что книга по ИЗО и альбом хранятся в школе, фактический вес школьных принадлежностей составляет 1,260 кг, что ниже нормы.
Подсчитали средний вес обучающихся и средний вес ранца, выстроили диаграмму.
Данная диаграмма показывает, что фактический вес ранца и норма по САНПИНу соответствуют.
Вывод:
Рекомендации ученикам:
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.
– У ваших детей то тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ:
– Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе один – дома);
– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.
Одеяльце
На берегу Байкала
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Девочка-Снегурочка
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?