Работу по психологии мы выполняли с моей дочерью, в течение 2-х лет проводя исследования в нашем лицее среди младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа Изучение гиперактивного поведения и возможностей его коррекции. | 373.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Политехнический лицей
Исследовательская работа
Изучение гиперактивного поведения и возможностей его коррекции.
Психолого-педагогическая секция
Выполнил: Тухтина Елена Максимовна,
ученица 9 «Б» класса
Руководитель: Травина Наталья Олеговна,
учитель русского языка и литературы, психолог
г. Хабаровск
2013
Введение ................................................................................................... 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гиперактивного поведения
младших школьников и его психокоррекция ............................................ 4
1.1. Понятие гиперактивного поведения в современной психологии ..... 4
1.2. Особенности психического развития в младшем школьном
возрасте ................................................................................................... 7
1.3. Условия и причины развития гиперактивного поведения в
младшем школьном возрасте ...................................................................... 8
1.4. Возможности коррекции гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте ....................................................................................... 11
Глава 2. Экспериментальное исследование по изучению гиперактивного поведения у младших школьников и его психокоррекции………………. 14
2.1. Организация и методы исследования ................................................... 14
2.2. Анализ результатов исследования ........................................................ 15
2.3. Психолого-педагогическая помощь в работе с гиперактивными
детьми (рекомендации) ................................................................................... 18
2.4. Эффективность психолого-коррекционной работы с гиперактивными
младшими школьниками .............................................................................. 22
Заключение .................................................................................................... 27
Библиография ............................................................................................... 29
Приложение ................................................................................................... 30
Введение
Работая в школе, психологи встречаются с разнообразными запросами клиентов. Очень часто причиной обращения к психологу становится чрезмерная двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют гиперактивное поведение. Дети, отличающиеся гиперактивным поведением, часто вызывают нарекания со стороны учителей в школе, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ; не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Часто такие дети становятся инициаторами ссор и драк, поскольку не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи, поэтому нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, а в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно разрешить возникшую ситуацию.
Очень часто у детей, отличающихся гиперактивным поведением, имеются сложности в усвоении учебного материала, и многие педагоги склонны объяснять это недостаточным интеллектом. Психологическое обследование детей дает возможность определить уровень интеллектуального развития ребенка, а, кроме того, возможные нарушения со стороны перцепции, визуально-двигательной координации, внимания. Обычно результаты психологического исследования доказывают, что уровень интеллекта таких детей соответствует возрастной норме.
Актуальность работы обусловлена тем, что в последние годы число гиперактивных детей катастрофически выросло. Учителя начальных классов бьют тревогу.
Объект исследования: младшие школьники с гиперактивным поведением.
Предмет исследования: гиперактивное поведение детей младшего школьного возраста и его психокоррекция.
Цель исследования: изучить особенности проявления гипер-активности у младших школьников и возможности его психокоррекции.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать источники по вопросу изучения гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Раскрыть особенности гиперактивного поведения младших школьников.
3. Провести экспериментальное исследование по изучению гиперактивного поведения младших школьников и его психокоррекции.
4. Рассмотреть рекомендации для психолого-педагогической работы с гиперактивным поведением детей.
Гипотеза: предполагаем, что специально разработанная психокор-рекционная работа позволит провести коррекцию гиперактивного поведения у младших школьников и снизить степень ее проявления.
Практическая значимость: разработанная нами программа по психокоррекции гиперактивного поведения младших школьников может быть использована в практической деятельности педагогов и родителей.
Для решения поставленных задач были использованы ниже перечисленные методы: анализ литературы (труды отечественных и зарубежных авторов в области психологии, педагогики, дефектологии и физиологии по проблеме исследования); теоретический анализ проблемы гиперактивности; анкетирование педагогов и родителей; методы диагностики внимания.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения гиперактивного поведения младших школьников и его психокоррекция
«Гипер…» – (от греческого – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный».
Гиперактивность детей с синдромом дефицита внимания характеризуется тем, что они чрезмерно подвижны, бегают крутятся и т.п. Избыточная моторная активность бывает бесцельной, не соответствующей требованиям конкретной обстановки.
Импульсивность у детей выражается в том, что ребенок часто действует не подумав; на занятиях и в играх он с трудом дожидается своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.
Нарушения внимания проявляются у детей в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость. Хуже всего гиперактивные дети выполняют неоднократно повторяющиеся задания, кажущиеся им скучными, трудными, не приносящими удовлетворения и не подкрепляемые поощрениями.
В целом возникновение симптомов заболевания относят к началу посещения детского сада (3 года), а первое ухудшение – к началу обучения в школе, хотя тяжелую форму можно распознать уже в раннем детстве. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы ребенка, страдающего этим заболеванием, справляться с новыми требованиями, которые предъявляются ему в условиях увеличения психических и физических нагрузок.
Кроме трех основных перечисленных выше проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, многие авторы (Н.Н. Заваденко, П. Уэндер, Р. Шейдер и др.) [44] обращают внимание на так называемые дополнительные признаки. К ним относят:
Кроме того, отмечаются половые различия в структуре и динамике поведенческих нарушений. Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрытно, и потому не выявляются при одно – двукратном наблюдении, и имеет более неблагоприятный прогноз.
Наблюдения и различные исследования показали, что гиперактивность к подростковому возрасту значительно уменьшается или исчезает. Однако нарушения внимания и импульсивность в большинстве случаев продолжают сохраняться вплоть до взрослого возраста. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей, как З. Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова имеют в виду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью [44, 81].
История изучения этого заболевания – недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.
До настоящего времени не было единой точки зрения в отношении названия этого заболевания. Порой авторы вкладывали в один и тот же термин самое различное содержание.
Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.
Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.
Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом [11, 4].
В последние годы этому заболеванию начинают уделять все больше внимания во всех странах, в том числе и у нас. Об этом свидетельствует растущее число публикаций по данной теме. Если в 1957-1960 гг. их было 31, то в 1960-1975 гг. – 2000, а в 1977-1980 гг. – 7000. В настоящее время ежегодно по этой проблеме публикуется 2000 и более статей и книг.
1.2.Особенности психического развития в младшем школьном возрасте.
Анализ возрастной динамики показал, что признаки расстройства наиболее выражены в дошкольном и младшем школьном возрастах: наибольший процент детей с синдромом отмечается в 5-10 лет, что отличается от возраста 11-12 лет. Таким образом, пик проявления синдрома приходится на период подготовки к школе и начало обучения [3, 29].
Это обусловлено динамикой развития высшей нервной деятельности. 5,5-7 и 9-10 лет – критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память. К 7 годам, как пишет Д.А. Фарбер, происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности [44, 81].
В 6-7 лет дети с синдромом не готовы к обучению в школе, это связано с замедлением темпов функционального созревания коры и подкорковых структур. Систематические школьные нагрузки могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развития дезадаптационного школьного синдрома, усугубляемого учебными трудностями. Поэтому вопрос о готовности к школе для гиперактивных детей должен решаться в каждом конкретном случае психологом и наблюдающим ребенка врачом.
Всплеск гиперактивности в 12-15 лет в группе риска, а в группе с синдромом в 14 лет совпадает с периодом полового созревания. Гормональный «бум» отражается на особенностях поведения и отношении к учебе. «Трудный» подросток (а именно к этой категории относится большинство детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью) может решиться на расставание со школой [34, 313].
Среди мальчиков 7-12 лет признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Среди подростков это соотношение составляет 1:1, а среди 20-25-летних – 1:2 с преобладанием девушек [3, 7].
Среди девочек гиперактивность встречается реже, заболевание у них чаще проявляется в виде нарушения внимания. У девочек поведенческие отклонения проявляются более скрыто.
Таким образом, одной из специфических черт гиперактивного поведения является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает одним из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдромы дефицита внимания».
1.3. Условия и причины развития гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность [36, 103]. Чаще гиперактивности сопутствуют проблемы по взаимоотношению с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
У гиперактивных детей отмечаются некоторые поведенческие особенности: беспокойство (69,7%), невротические привычки (69,7%). Тики, назойливые движения, двигательная активность и неловкость и т.д. В школьном обучении дети обнаруживают меньшую эффективность, нарушение чтения, правописания, письменной графики. Они трудно адаптируются в школе, плохо входя в детский коллектив, часто имеют разнообразные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками [20, 13].
Матери (66%) отмечают, что их дети вступают в конфликты во время игр, агрессивны и т.д. [20, 13] Все это осложняет положение ребенка в коллективе сверстников и не может не сказаться на успешности обучения и формировании соответствующего поведения. Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовать поведение. В любой ситуации доставляет окружающим много хлопот, крайне «неудобны» для воспитателей, учителей и даже родителей. Данный вариант развития ребенка становится весьма распространенным и в дошкольном учреждении, и в школе. Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмах психики, и, прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в генезисе произвольных форм поведения.
.
Гиперактивный ребенок постоянно находится в движении, независимо от того, чем он занимается: математикой, физкультурой или проводит свободное время. На занятиях физкультурой, например, он в один миг успевает начертить мелом полосу для бросков мяча, построить группу и стать впереди всех для выполнения задания. Однако результативность подобной «брызжущей» активности не всегда имеет высокое качество, а многое начатое просто не доводится до конца. Внешне создается впечатление, что ребенок очень быстро выполняет задание, и, действительно, быстрым и активным является каждый элемент движения, но в целом у него много лишних, побочных, ненужных и даже каких-то навязчивых движений.
Дефицит внимания, контроля и самоконтроля подтверждается и другими особенностями поведения: перескакиванием с одного дела на другое, недостаточно четкой пространственной координацией движения (заезжает за контуры рисунка, задевает при ходьбе за углы). Тело ребенка как бы не «вписывается» в пространство, задевая предметы, натыкаясь на простенки, дверные проемы. Несмотря на то, что нередко у таких детей «живая» мимика, быстрая речь, подвижные глаза, они часто оказываются как бы вне ситуации: застывают, выключаются, «выпадают» из деятельности и из всей ситуации, т.е. «уходят» из нее, а затем, спустя некоторое время, снова в нее «возвращаются».
Существуют разные точки зрения причин возникновения гиперактивности:
Наследственность.
Здоровье матери.
Беременность и роды.
Окружающая среда. Можно предположить, что экологическое неблагополучие, которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост количества нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ.
Дефицит питательных элементов. Питание. У многих гиперактивных детей в организме не хватает цинка, магния и витамина В12 [33, 15].
Отношения внутри семьи. Исследования, проведенные Брязгуновым И.П., Касатиковой Е.В. показали, что две трети детей, характеризующих как гиперактивные – это дети из семей высокого социального риска.
Большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых называются:
- органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и пр.);
- перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- генетический фактор (ряд данных свидетельствует о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
- пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания);
- социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий и пр.).
1.4. Возможности коррекции гиперактивного поведения в младшем школьном возрасте
После уточнения причин заболевания и выявления сопутствующих нарушений ставится диагноз с указанием преобладающих отклонений — дефицита внимания, гиперактивности/импульсивности или сочетания этих нарушений. На основе диагностических данных выстраивается индивидуальная схема лечения и психолого-педагогической коррекции.
Коррекция детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью должно включать комплекс методик, или, как говорят специалисты, быть «мультимодальным». «Мультимодальная» коррекция включает следующие этапы:
- просветительные беседы с ребёнком, родителями, учителями;
- обучение родителей и учителей поведенческим программам;
- расширение круга общения ребёнка через посещение различных кружков и секций;
- специальное обучение в случае затруднений с учёбой;
- медикаментозная терапия;
- аутогенная тренировка.
Дети направляются на коррекцию лишь после проведения комплексного обследования.
Как играть с гиперактивными детьми [27]
Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей, необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре им трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствовали бы развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие только внимания или игры, которые учат ребенка контролировать свои импульсивные действия. Отдельным этапом в работе может стать использование игр, которые помогут ребенку приобрести навыки контроля двигательной активности.
Таблица 1.2.
Игры на тренировку одной функции [7]
Функция, на тренировку которой направлены игры | Индивидуальные | Групповые |
Внимание | «Найди отличие» «Запрещенное движение» | «Запрещенное движение» «Передай мяч» «Броуновское движение» |
Контроль двигательной активности | «Разговор с руками» | «Море волнуется» |
Контроль импульсивности | «Говори!» «Съедобное -несъедобное» | «Съедобное— несъедобное» «Говори!» «Сиамские близнецы» «Слепой и поводырь» |
Все игры, указанные в таблице (за исключением общеизвестных: «Съедобное-несъедобное», «Море волнуется...») описаны ниже в приложении 6.
Проведя работу по тренировке одной слабой функции и получив результаты, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций. Как уже отмечалось, начинать лучше с индивидуальных форм работы, чтобы ребенок мог четко усвоить требования педагога, а затем постепенно вовлекать его в коллективные игры. При этом надо стараться увлечь ребенка, сделать так, чтобы ему было интересно. Когда же у него появится опыт участия в играх и упражнениях, направленных на развитие сразу двух слабых функций (внимание и контроль импульсивности, внимание и контроль двигательной активности и др.), можно переходить к более сложным формам работы по одновременной (в одной и той же игре) отработке всех трех функций.
Игры на тренировку двух и трех функций [7]
Тренируемые функции | Игры |
Внимание и контроль импульсивности | «Кричалки — шепталки — молчалки» «Гвалт» |
Внимание и контроль двигательной активности | «Колпак мой треугольный» «Расставь посты» «Замри» |
Контроль импульсивности и контроль двигательной активности | «Час тишины и час «можно»» |
Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности | «Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны» |
В таблице 1.2. приведены названия лишь некоторых игр, направленных на тренировку тех или иных функций. Каждый педагог по своему усмотрению может расширить этот перечень, используя указанные игры, как для индивидуальной, так и для групповой работы (в зависимости от этапа и целей занятия).
При отсутствии лечения могут развиться хронические формы заболевания, часто сочетающиеся с серьезной психопатологией. Поэтому необходимо проводить своевременное выявление и коррекцию таких состояний.
2.1. Организация и методы исследования
Для определения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должна быть проведена обязательная комплексная диагностика, которая включает себя медицинское и психолого-педагогическое обследования.
Проявления синдрома гиперактивности у детей, на которые опирается специалист в процессе диагностики:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Наиболее эффективным в диагностике гиперактивного ребенка является наблюдение. В качестве примера можно предложить план наблюдения, предложенный американскими психологами (приложение № 3)
2.2. Анализ результатов исследования
Данное исследование проводилось в МБОУ Политехнический лицей с младшими школьниками 1-2 классов (дети 7-8 лет), с сентября по март 2012-2013 года.
Целью исследования было выявление младших школьников с гиперактивностью.
Нами было проведено психолого-педагогическое обследование 30 учащихся. Мы провели наблюдение за детьми по схеме критериев гиперактивности, разработанной американскими психологами (приложение № 3),провели анкетирование родителей и педагогов (приложение № 1 и 2).
Затем с помощью школьного психолога обследовали уровень тревожности по тесту тревожности (Р. Тэммел, М. Дорки, В. Амен (США)) (приложение № 4).Данный тест адаптирован для возраста учащихся.
Обследовали внимание с помощью следующих методик
Методика 3. Определение продуктивности и устойчивости внимания.
Методика 4. Оценка распределения внимания.
Методика 5. Оценка переключения внимания.
Методика 6. Определение объема внимания.
На основе полученных результатов выявили 4 учащихся (3 мальчиков и 1девочку). Педагогами было высказано мнение, что все выявленные дети непоседливы, вертятся, невнимательны, мешают вести уроки, все из рук у них валится.
Таблица 2.1
Такие результаты исследования у данной группы учеников на проявление гиперактивности были получены на начало учебного года (баллы посчитаны на основе проведенных анкет и тестов).
№№ | Выявленные дети | Анкетирование родителей (баллы) | Анкетирование педагогов (баллы) | Наблюдение (моменты) | Тревож-ность (уровень) | Внимание (уровни) |
1. | Вова Г. | 10 | 18 | 10 | норма | Очень низкий |
2. | Леша С. | 9 | 16 | 8 | норма | низкий |
3. | Витя П. | 5 | 10 | 5 | высокий | средний |
4. | Таня П. | 8 | 13 | 8 | высокий | низкий |
По результатам исследования выявилось, что Витя П. не является гиперактивным, у него повышенный уровень тревожности, это подтвердило наблюдение, анкетирование и диагностика.
У троих младших школьников предположительно была выявлена гиперактивность. Это показало наблюдение, анкетирование родителей и педагогов и диагностика. Мы не можем поставить диагноз детям, за которыми наблюдали и обследовали, что они являются гиперактивными, мы можем лишь предположить это и порекомендовать родителям показать ребенка к специалисту.
По результатам анкетирования и наблюдения:
Вова Г. – очень мешает вести уроки. Все ответы выкрикивает с места, перебивает учителя, не дослушав вопроса до конца, постоянно роняет вещи с парты, успевает болтать чуть ли не со всеми детьми вокруг, кривляется, смешит и отвлекает весь класс, а когда учитель делает ему замечания, он обижается и грубит.
Леша П. – Любит читать, на уроках чтения любит дополнять. Правда, при этом бесцеремонно перебивает педагога, вскакивает из-за парты и всегда хочет успеть первым. При написании диктантов и контрольных работ Леша допускает пропуски букв и целых слов в предложениях, ошибается в вычислениях.
Таня П. – Таню уже переводили из одной школы в другую, потому что ее присутствие в классе, по словам учителя, опасно для здоровья окружающих. Таня носится по классу и коридорам, то чем-то бросается, если ей говорят что-нибудь неприятное для нее, то пытается выхватить у учителя книгу. На уроках вертится, не слушает, когда к ней обращаются, с большим энтузиазмом берется за разные задания, но так и не заканчивает их, часто теряет вещи, очень говорлива, часто вмешивается, прерывает, плохо сосредотачивает внимание, поведение не управляемо.
Итак, с выявленными младшими школьниками необходима психолого-педагогическая работа. Работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей, учителей, психологов.
2.3. Психолого-педагогическая помощь в работе с гиперактивными детьми (рекомендации)
Необходимым моментом коррекции гиперактивности служит изменение окружения ребенка в классе и дома с целью создания благоприятных условий для преодоления отставания в развитии психических функций.
Гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать учителя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Сначала желательно обеспечить тренировку только одной функции. Например, если вы хотите, чтобы он был внимательным, выполняя какое-либо задание, постарайтесь не замечать, что он ерзает и вскакивает с места. Получив замечание, ребенок постарается какое-то время вести себя - хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании [43].
В другой раз, в подходящей ситуации, вы сможете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше попытаться научить его выплескивать энергию приемлемыми способами: занимаясь плаванием, легкой атлетикой, танцами, футболом.
Конечно же, учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребенку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой.
Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Например, школьный урок продолжается 40-45 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 15 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесет. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и так далее. А если ребенок в состоянии будет продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.
Гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2 — 3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев.
В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы педагог может понизить требовательность к аккуратности. Это позволит сформировать у ребенка чувство успеха (а как следствие — повысить учебную мотивацию). Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
С первых же дней обучения в школе ребенку необходимо перестраивать свою жизнь, менять привычки. На каждом уроке и даже на перемене ему приходится подчиняться новым требованиям и правилам. Гиперактивному ребенку очень тяжело заставить себя делать то, что требуют взрослые, ему приходится особенно трудно
Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия - нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.
При работе с гиперактивными детьми педагогам следует пользоваться следующими рекомендациями:
1.Не следует заставлять гиперактивного ребенка заниматься больше, чем он может.
2.Во время занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы.
3.Не требовать от ребенка большой аккуратности при выполнении заданий в начале коррекционного пути. Таким образом способствовать формированию чувства успеха. Дети должны получать удовольствие от выполненного задания, у них должна повышаться самооценка.
4.Быть театральным педагогом: необычность в поведении педагога может помочь ребенку сконцентрироваться.
5.Ребенка лучше посадить рядом с учителем: время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогут гиперактивным детям сконцентрировать внимание.
6.Гиперактивным детям сложно быстро переключиться по требованию взрослого с одного вида деятельности на другой. Помогите ему, выработав, например, конкретные правила поведения и работы. Эти правила обозначаются символами, пиктограммами и по мере необходимости предъявляются школьнику.
7.Для более эффективной работы можно заранее обсудить с ребенком, что он сам себе хочет посоветовать при выполнении задания.
8.Инструкции, которые педагог дает ребенку, должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, четко дать задание, установить правила и последствия их выполнения и невыполнения.
9.Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять.
10.По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка. Прежде чем реагировать на неприятный поступок, остановитесь на несколько секунд.
11. Старайтесь быть рядом с ребенком, когда он выполняет какое-либо задание.
Рекомендации для родителей гиперактивного ребенка:
1.В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
2.Когда вы отдаете распоряжения, вы можете формулировать их следующим образом: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, убери обувь от двери». Ключевым моментом в данной ситуации является просьба о помощи.
3.Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
4.Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
5.Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он не был перегружен слишком большим количеством распоряжений.
6.Для подключения устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
7.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
8.Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку. Дети чувствуют себя в большей безопасности, если имеют дело с многократно повторяющимися действиями, они более восприимчивы и лучше реагируют, когда регулярно едят, спят и играют.
9.Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.п. оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.
10.Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
11.Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оног приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
12.Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
13.Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
2.4. Эффективность психологокоррекционной работы с гиперактивными младшими школьниками
В течение года с выявленными гиперактивными детьми велась индивидуальная и групповая коррекционная работа.
В случае с Вовой выход из создавшегося положения был предложен одним из учителей. На педсовете мы с педагогами проанализировали уже использованные методы и способы воздействия на «неудобного» ребенка и пришли к выводу, что ни один из них не оказался эффективным. Совместными усилиями стали искать новые возможности. Помогла учительница рисования. Она отметила, что Вова очень хорошо рисует. Она пригласила Вову в кружок рисования, который занимался в школе, а родителям посоветовала отдать его в художественную школу. Ребенок с удовольствием стал заниматься рисованием и наконец-то смог почувствовать свою успешность. Родители, которые привыкли, что Вову, где бы он ни появился, только ругают, по-другому взглянули на него. Оказывается, есть чем гордиться и есть за что хвалить сына. А ведь гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Вова «раскрылся», обрел свое «я», и, пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники стали замечать происходящие в нем изменения. А педагоги продолжали наблюдать за ребенком и разрабатывать новую стратегию взаимодействия с ним. Количество окриков и замечаний снизилось, что благотворно повлияло на поведение мальчика.
К Татьяне был найден другой подход. Оказалось, что дома с поведением девочки проблем не возникало. «Таня послушна и некапризна, - сказала мама, - ведь папа держит ее в "ежовых рукавицах"». Психологом школы был проведен тренинг для педагогов на тему «Работа с гиперактивным ребенком», в ходе которого педагогическим коллективом были сформулированы методы индивидуальной работы с Таней. Раньше педагоги пытались использовать в общении с Татьяной только демократический стиль воздействия: долго объясняли ей, почему надо поступать тем или иным образом, пытались делать замечания в мягкой форме. Такой подход педагогов был противоположен домашнему воспитанию, где любое действие девочки сопровождалось окриком, запретом: «Отойди!», «Перестань!». Ее зачастую подвергали и физическим наказаниям. Эти подходы вступали в противоречие друг с другом, а непоследовательность взрослых порождала все новые и новые капризы ребенка. Как показывает практика, в работе с гиперактивными детьми ни тот, ни другой способ не является эффективным. Поэтому мы выбрали иной подход к Тане, который оказался приемлемым и для родителей.
Мягкая форма замечаний и запретов педагогов была заменена категоричным, но кратким «нельзя», после чего ребенку предлагалась альтернативная форма поведения. Например: «Нельзя рисовать на стенах, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в классе кидаться школьными принадлежностями нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе поролоновый мячик».
Прежде чем делать такие запреты, стоит подумать, насколько они обоснованы. И еще: если запретов будет очень много, они потеряют свою эффективность.
Поведение Тани, ощутившей единый стиль общения с ней родителей и педагогов, постепенно стало изменяться. Она стала меньше манипулировать взрослыми, почувствовав уверенность в их действиях и одновременно внимание к своим желаниям и стремлениям.
Леше требуется постоянная психологическая поддержка. Как и другие дети, он хочет быть успешным в делах, за которые берется, однако чаще всего ему это не удается. В классе Лешу посадили за первую парту. Родители Леши позаботились о рабочем месте ребенка. Оно стало тихим и спокойным - из комнаты вынесли телевизор и переставили стол от постоянно открывающейся двери. В ходе выполнения заданий учитель и родители находились рядом и при необходимости помогали беспокойному Алексею.
Если Леша в чем-то неправ, педагоги и родители не читали ему нотации, так как длинную речь он до конца не выслушивал и не осознавал. Заранее установили правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к Леше были конкретными, четкими и выполнимыми.
Лешу не принуждали, (как раньше) просить прощения и давать обещания: «Я буду хорошо себя вести», «Я буду всегда тебя слушаться». Договорились с Алешей, что он «не будет пинать кошку», «с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место» и «будет складывать школьные вещи и все вещи по местам». На отработку каждого из этих конкретных требований ушло много времени. Однако, не отработав одного пункта, не переходили к следующему.
Леша со временем стал более спокойным, меньше перебивает учителя и вскакивает с места. При написании диктантов и контрольных работ делает меньше ошибок. В классе у него появился друг Саша, с которым они вместе ходят в школу и играют во дворе и дома. С родителями стал меньше конфликтовать.
В конце учебного года было проведено повторное обследование младших школьников по тем же методикам, что и проведенное обследование в начале учебного года. Результаты порадовали.
Таблица 2.2.
Результаты исследования младших школьников на проявление гиперактивности (конец учебного года)
№№ | Выявленные дети | Анкетирование родителей (баллы) | Анкетирование педагогов (баллы) | Наблюдение (момен-ты) | Тревож-ность (уровень) | Внимание (уровни) |
1. | Вова Г. | 8 | 16 | 8 | норма | низкий |
2. | Леша С. | 7 | 13 | 7 | норма | средний |
3. | Таня П. | 8 | 11 | 7 | норма | средний |
Из таблицы 2.2. видно, что результаты диагностики тоже изменились по сравнению с началом года. Снизился уровень тревожности у Тани, стал нормальным, а внимание улучшилось у всех учащихся. Исследование показало, что у Леши и Тани уровень внимания стал нормальным, а у Вовы уровень внимания низкий, но тоже произошла положительная динамика, хотя и незначительная.
По результатам анкетирования и наблюдения, тоже наблюдаются улучшения в поведении младших школьников. Например: Вова и Леша стали исполнять инструкции взрослых, стали менее суетливы, работоспособность улучшилась, дольше удерживают внимание. Но у Леши часто меняется настроение, он обидчив, быстро надоедает работа, которая ему не нравиться. Горячится во время разговора, часто повышает голос на детей и родителей.
Вова бывает непоследовательным, ему трудно удерживать внимание, с места не вскакивает, но постоянно ерзает на стуле. Родители отмечают, что Вова плохо спит, часто просыпается, раздражается, если у него что-то не получается.
Таня стала менее беспокойна, стала доводить работу до конца, намного меньше стала устраивать истерик, меньше отвлекается. Но еще беспокойна, вещи теряет и забывает. Таня очень много говорит, вмешивается в игры и разговоры сверстников.
С этими учащимися необходимо продолжать психолого-педагогическую работу.
Вывод: Таким образом, работая с гиперактивными детьми, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию, характерную именно для этого случая. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это, конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если выбрать неверную стратегию, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться.
Заключение
Проблеме гиперактивного поведения детей посвящено много публикаций. Почти в каждом классе есть такие дети. И эти дети предоставляют много хлопот и неприятностей окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источником новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
В ходе исследовательской работы я выявила особенности гиперактивного поведения детей – отвлекаемость внимания и двигательную расторможенность. Самая большая проблема гиперактивного ребенка – отвлекаемость. Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Он любопытен, но не любознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.
Проведенное теоретическое и экспериментально-практическое исследование показало, что большую роль в регуляции поведения детей младшего школьного возраста с гиперактивным поведением играет психолого-педагогическая работа. В ходе исследования были решены задачи.
Положительные результаты в регуляции гиперактивного поведения у младших школьников свидетельствуют об эффективности используемых методических приемов, что позволяет рекомендовать их педагогам и родителям, что подтверждает нашу гипотезу и позволяет целенаправленно строить воспитательный и коррекционный процесс.
В результате, задачи раскрыть особенности гиперактивного поведения младших школьников, провести экспериментальное исследование по изучению гиперактивного поведения младших школьников и его психокорреции, разработать рекомендации для психолого-педагогической работы с гиперактивным поведением детей, поставленные в начале исследования, решены. Цель исследования изучить особенности проявления гиперактивности у младших школьников и возможности его психокорреции достигнута. Гипотеза, что специально разработанная психокорреционная программа позволит провести коррекцию гиперактивного поведения у младших школьников, доказана.
Библиография
Приложение 1.
Анкета для родителей
Появились ли у ребёнка в возрасте до 7 лет следующие признаки, наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «Да» (1 балл) или «Нет» (0 баллов).
№ | Признаки | Баллы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 | Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается (у подростков может быть субъективное чувство нетерпеливости). С трудом остаётся на стуле при выполнении каких-либо занятий. Легко отвлекается на посторонние стимулы. С трудом ожидает очереди для вступления в игру. Отвечает на вопросы, не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен. С трудом исполняет инструкции других. С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. Часто переключается с одного незаконченного дела на другое. Во время игр беспокоен. Часто чрезмерно разговорчив. В разговоре часто прерывает, навязывает своё мнение, в детских играх часто является «мишенью». Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей. Часто теряет предметы и вещи, необходимые для работы дома или в классе (игрушки, карандаши, книги и др.). Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (например, бежит по улице «без оглядки»). | |
Общее число баллов |
Если общее число баллов 8 и более, вам необходимо показать
ребенка специалисту.
Приложение 2.
Анкета для педагога
В какой степени выражены нижеперечисленные признаки у ребёнка?
Проставьте соответствующие цифры: 0 — отсутствие признака, 1 — присутствие в незначительной степени, 2 — присутствие в умеренной степени, 3 — присутствие в выраженной степени.
№ | Признаки | Баллы |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | Беспокоен, извивается, как уж. Беспокоен, не может оставаться на одном месте. Требования ребёнка должны выполняться немедленно. Задевает, беспокоит других детей. Возбудимый, импульсивный. Легко отвлекается, удерживает внимание на короткий период времени. Не заканчивает работу, которую начинает. Поведение ребёнка требует повышенного внимания учителя. Не старателен в учёбе. Демонстративен в поведении (истеричен, плаксив). | |
Общее число баллов |
Если результат 11 и более баллов для девочек и 15 и более баллов для мальчиков, вам необходимо показать ребенка специалисту.
Приложение 3.
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
Разработанные американскими психологами П. Бейкер и М. Алворд.
Дефицит активного внимания
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенностъ
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет
Приложение 4.
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Экспериментальный материал представлен в виде 14 рисунков размером 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни детей ситуацию.
Рис. 1. Игра с младшими детьми (ребенок играет с малышом).
Рис. 2. Ребенок и мать с младенцем (ребенок идет рядом с матерью, которая везет коляску с младенцем).
Рис. 3. Объект агрессии (ребенок убегает от нападавшего на него сверстника).
Рис. 4. Одевание (ребенок сидит на стуле и одевает ботинки).
Рис. 5. Игра со старшими детьми (ребенок играет со старшими детьми).
Рис. 6. Укладывание спать в одиночестве (ребенок идет к своей кроватке, родители сидят в кресле спиной к нему).
Рис. 7. Умывание (ребенок умывается в ванной комнате).
Рис. 8. Выговор (мать, подняв указательный палец, строго выговаривает ребенку за что-то).
Рис. 9. Игнорирование (отец играет с малышом; ребенок стоит в одиночестве).
Рис. 10. Агрессивное нападение (сверстник отбирает у ребенка игрушку).
Рис. 11. Собирание игрушек (мать и ребенок убирают игрушки).
Рис. 12. Изоляция (двое сверстников убегают от ребенка, стоящего в одиночестве).
Рис. 13. Ребенок с родителями (ребенок стоит между матерью и отцом).
Рис. 14. Еда в одиночестве (ребенок один сидит за столом, держа в руке стакан).
Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.
Рисунки показываются ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, психолог дает инструкцию.
Приложение 5.
Признаки импульсивности (анкета)
Импульсивный ребенок
1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
2. У него часто меняется настроение.
3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
5. Обидчив, но не злопамятен.
6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
9. Нередко отвлекается на занятиях.
10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
16. В играх не подчиняется общим правилам.
17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.
18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
19. Любит организовывать и предводительствовать.
20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Для получения объективных данных необходимо, чтобы 2—3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка, оценили уровень его импульсивности с помощью данной анкеты. Затем надо суммировать все баллы во всех исследованиях и найти средний балл. Результат 15 — 20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7 — 14 — о средней, 1—6 баллов — о низкой
Приложение 6
Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, мы вывели общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника.
Методика «Найди и вычеркни»
Выбор этой методики обусловлен тем, что задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Мы показывали ребенку рисунок 1.
Рисунок 1. Матрицы с фигурками к заданию «Найди и вычеркни»
На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получал инструкцию следующего содержания: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово «начинай», ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово «стоп». В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. На этом выполнение задания завершится». В этой методике дети работали 2,5 мин.
Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).
Методика «Проставь значки»
Выбор этой методики обусловлен тем, что тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания мы показывали ребенку рисунок 2 и объясняли, как с ним работать.
Рисунок 2. Матрица к методике «Проставь значки»
Инструкция: «Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков ты должен проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку».
Дети непрерывно работали, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения внимания каждого ребёнка определялся по формуле:
где S – показатель переключения и распределения внимания;
N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут;
n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считались неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Результаты исследования отражены в диаграмме диагностики внимания детей с СДВГ и с нормой развития (см. диаграмма 1).
Методика «Запомни и расставь точки»
Выбор этой методики обусловлен тем, что с помощью данной методики оценивается объём внимания ребёнка. Для этого использовался стимульный материал, изображённый на рисунке 3.
Рисунок 3. Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки»
Лист с точками предварительно разрезался на 8 малых квадратов, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу – квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получал следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1–2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 сек. Это время давалось ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Приложение 7
Подвижные игры
«Найди отличие» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, до-чик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
«Ласковые лапки» (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6 — 7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
«Кричалки—шепталки—молчалки» (Шевцова И.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда
взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
«Гвалт» (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
«Менялки» (Коротаева Е.В.,1997)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящему, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается iaпять свободное место. Участник игры, оставшийся без чпула, становится водящим.
«Разговор с руками» (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина (рис. 1).
«Говори!» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!» Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?»
«Разговор с руками»
(Педагог делает паузу) «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т. д.»
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Броуновское движение» (Шевченко Ю.С., 1997)
Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Передай мяч» (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
«Колпак мой треугольный» (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
«Расставь посты» (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
Король сказал...» (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказал». Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
«Слушай хлопки» (Чистякова М.И., 1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Замри» (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания и памяти.
Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
«Давайте поздороваемся» (Карпова Е.В., Лютова Е.К.,1999)
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками.
Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
«Веселая игра с колокольчиком» (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)
Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Игры за партами
Гиперактивные дети с трудом выдерживают занятие в детском саду, а тем более — школьный урок, поэтому для них необходимо проводить физкультминутки, которые можно выполнять как стоя, так и сидя за партами, по усмотрению педагога.
С этой целью полезно использовать «Пальчиковые игры», которые приводятся в книге М. Рузиной «Страна пальчиковых игр», а также в других изданиях. Практика показывает, что дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста с удовольствием играют в такие игры как «Лестница в небо», «Кукольный веер», «Гонки» и др.
Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут «превращаться» то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.
«Многоножки»
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
«Двуножки»
Игра проводится аналогично предыдущей, но в «гонках» участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между «двуножками» левой и правой руки, между «двуножками» соседей по парте.
«Слоны»
Средний палец правой или левой руки превращается в «хобот», остальные — в «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры «Кричалки — шепталки — молчалки».
«Морские волны» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога «Штиль» все дети в классе «замирают». По сигналу «Волны» дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя «Шторм»- характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой «Штиль».
«Ловим комаров» (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»... «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
Заяц, косач, медведь и весна
Пятёрки
Фотографии кратера Королёва на Марсе
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Фокус-покус! Раз, два,три!