Компьютерный мир заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому я решила исследовать влияние компьютера на зрение школьников, личность которых еще только формируется, а значит более подвержена его пагубному воздействию.
Анализ анкет подтвердил, что учащиеся в нашей школе много времени проводят за компьютером, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.
Вложение | Размер |
---|---|
beregi_zrenie_smolodu1.doc | 86.5 КБ |
Береги зрение смолоду
Щукина Полина Андреевна
Иркутская область, поселок Усть-Уда, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
4 класс
Краткая аннотация
Компьютерный мир заманчив, красочен и моден. Компьютер влияет на все биологические характеристики организма человека, поэтому я решила исследовать влияние компьютера на зрение школьников, личность которых еще только формируется, а значит более подвержена его пагубному воздействию.
Анализ анкет подтвердил, что учащиеся в нашей школе много времени проводят за компьютером, поэтому исследование воздействия компьютера на зрение человека и информирование учащихся по вопросу сохранения зрения – актуально.
Береги зрение смолоду
Щукина Полина Андреевна
Иркутская область, поселок Усть-Уда, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
4 класс
Аннотация
Современный мир весь пронизан компьютерными технологиями. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера. Но компьютер помимо серьезных дел, помогает развлечь нас и расширить свой кругозор в часы досуга.
При неправильной эксплуатации и злоупотреблении компьютером, последствия для здоровья могут быть достаточно серьезными. Особую угрозу компьютер представляет для зрения. Во время работы на компьютере глаза реагируют на самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к тому, что теряется острота зрения, человек может страдать от бессонницы, тревоги, раздражительности, усиленного сердцебиения, ослабляется иммунитет.
Целью нашей работы являлось: изучение влияния монитора компьютера на зрение школьников при длительном использовании , дать рекомендации для защиты глаз от его влияния.
Результаты исследования показали, что преобладающее количество учащихся достаточно осведомлены о правилах работы и сохранении зрения, но не все выполняют гимнастику для глаз, в связи с этим нами была составлена памятка «Как сберечь зрение, работая с компьютером», проведены практические занятия: выполнение гимнастики для глаз.
При написании работы использованы методы : анализа, анкетирование, консультирование, изучение литературы.
Береги зрение смолоду
Щукина Полина Андреевна
Иркутская область, поселок Усть-Уда, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
4 класс
План исследования
Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: сидячее положение в течение длительного времени; воздействие электромагнитного излучения монитора; перегрузка суставов кистей; влияние на психику, стресс при потере информации; утомление глаз, нагрузка на зрение.
Мы остановимся более подробно на влиянии компьютера на зрение ребёнка.
Наше исследование проводилось на группе школьников 3-4 классов Усть-Удинской средней школы №2 , в возрасте 9-11 лет. Всего опрошено 97 человек.
Нами были проведены опросы - анкетирование учащихся о знании и выполнении правил работы за компьютером, с целью сохранения зрения.
1. Анкета №1. Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
Результаты :
45% — играю в компьютере;
34% — на улице;
12% — смотрю телевизор
7% — делаю уроки;
2% — читаю книги;
2. Анкета №2. Гигиена зрения.
1. Сколько часов рекомендуется проводить за компьютером?
а) 1 час; б) 2 часа; в) 10 часов.
2.Устают ли глаза при работе за компьютером?
а) да; б) нет; в) не придаю значения.
3.Делаете ли вы гимнастику для глаз?
а) да; б) нет; в) как получится.
4. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер для здоровья?
а) да; б) нет; в) мне все равно.
Результаты:
На 1 вопрос 90% ответили: от 1 до 2-х часов, 10% — от 2-х до 10 часов;
На 2 вопрос 74% — да, 24% — нет, 2% — не придают значения.
На 3 вопрос 80% не делают гимнастику для глаз и лишь 20% выполняют;
На 4 вопрос 90% знают, 10% — нет;
Выводы.
Результаты показали, что преобладающее количество учащихся достаточно осведомлены о правилах работы и сохранении зрения, но не все выполняют гимнастику для глаз, в связи с этим нами была составлена памятка «Гимнастика для глаз» и отдана учащимся, а также памятка «Основные правила гигиены зрения». (Приложение №1) В результате проведенной мною работы можно сказать, что если соблюдать все правила, время работы, то можно избежать неблагоприятных последствий влияния компьютера на зрение и на здоровье в целом.
Береги зрение смолоду
Щукина Полина Андреевна
Иркутская область, поселок Усть-Уда, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
4 класс
Научная статья.
Компьютерный зрительный синдром
Бытует мнение, что глаза – зеркало души. Чистые, блестящие, яркие глаза детей – признак хорошего здоровья, а здоровье необходимо беречь, а глаза тем более, потому что свыше 80-85% информации окружающего нас мира, мы получаем через органы зрения. Особое значение это имеет в детском возрасте, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером, чтение сверх меры требуют от молодых глаз серьезного напряжения. А поскольку оторвать ребенка от компьютерной игры чрезвычайно трудно, то нормы работы за компьютером соблюдаются редко, а в результате зрение его ухудшается.
Из-за повышенной концентрации внимания, большого объёма обрабатываемой информации, изменения скорости и способа чтения, а также в силу технических особенностей наши глаза раскрываются шире, а моргаем в три раза реже, чем при чтении текста с листа бумаги. Естественно, что это приводит к быстрому испарению защитной слезной пленки глаза. Она попросту пересыхает, роговица получает недостаточно влаги. У человека возникают такие симптомы, как снижение остроты зрения, появления тумана, двоение предметов, боли при движении глаз, боли в области глазниц и лба; сухость, жжение в глазах, светобоязнь, даже развитие ложной близорукости. Это и есть признаки компьютерного зрительного синдрома.
Чтобы избежать этого, нужно помнить, что чем выше разрешающая способность монитора, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет зрительную систему.
Внешнее освещение в помещении снижает контрастность изображения, однако не стоит забывать, что увеличение яркости утомляет зрение. Блики на мониторе также сильно мешают воспринимать информацию с экрана, заставляют менять положение головы и корпуса, напрягать зрение. Увеличивается не только нагрузка на глаза, но и на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению.
Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. Мышцы, которые управляют глазами и фокусируют их на определенном предмете, просто устают от чрезмерной нагрузки. Потенциальная усталость глаз существует при любой работе, в которой участвует зрение, но наиболее велика она, когда нужно рассматривать объект на близком расстоянии.
Проблема еще более возрастает, если такая деятельность связана с использованием устройств высокой яркости, например, монитора компьютера. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Как может подтвердить каждый родитель, эти последствия возникают не обязательно только при работе за компьютером. Когда дети переусердствуют в любом занятии, они часто становятся раздражительными. Если ваш ребенок возбужден больше, чем обычно, и для этого нет другой очевидной причины, то это вполне может быть вызвано длительным пребыванием его за компьютером.
В связи с проведенной нами работой можно сказать, что если соблюдать все правила, время работы, то можно избежать неблагоприятных последствий влияния компьютера на зрение и на здоровье в целом.
Что делать? Как защититься?
Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и прочее. Конечно, все это правильно, но иногда совершенно неосуществимо.
Не меньшее значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы . В специальных исследованиях были обоснованы временные нормы работы с ПК, которые вошли в правила СанПиН 2.2.2.542–96. Сформулированы основные требования чередования видов работ для разных категорий пользователей и разных их возрастов. Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков, когда формирование глаза еще не сложилось и чрезмерная нагрузка может приводить к развитию близорукости.
Рекомендации при работе за компьютером
Высота стола должна регулироваться от 680 до 800мм, если это невозможно, стол должен быть высотой 725 мм и иметь подставку для ног. Кресло пользователя обязательно должно быть подъемно-поворотным и регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также по расстоянию спинки от переднего края сиденья. Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов, расположенных вблизи экрана.
Расстояние от глаз пользователя до экрана монитора должно быть не менее 50 см, оптимально – 60 – 70см. Расстояние от экрана монитора до задней стенки монитора оседнеего ряда должно быть не менее 2 м, а расстояние между боковыми стенками – не менее 1,2м. Площадь на одного взрослого пользователя должна составлять не менее 6 м², объем – не менее 20 м³.
В качестве источников общего освещения рекомендуется применять люминесцентные лампы ЛБ. Общая освещенность должна быть 300 – 500 люкс. Дополнительные источники должны использоваться только для подсветки документов и не создавать бликов на поверхности экрана. Естественный свет из окон должен падать сбоку, желательно слева.
Дошкольники, возраст (лет) | Максимальное допустимое время работы, мин |
5 | 7 |
6 | 10 |
Школьники, класс | Максимальное допустимое непрерывное время работы, мин |
1 (шестилетки) | 10 |
2-5 | 15 |
6-8 | 20 |
8-9 | 25 |
10-11 | 30 на первом часу занятий, |
Защита органа зрения.
Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением.
При повышенных зрительных нагрузках хорошо помогают несложные упражнения
Напоследок легонько помассируйте веки. Этот нехитрый комплекс способствует улучшению кровообращения, снимает утомление глаз и улучшает циркуляцию внутренней жидкости.
В анкете был вопрос: Выполняете ли вы упражнения для глаз во время работы за компьютером? Как вы видите большой процент учащихся не выполняет упражнения.
Витамины.
Витамин А (ретинол) оказывает влияние на состояние слизистых оболочек глаза, участвует в образовании светочувствительного вещества сетчатки.
Дефицит витамина А вызывает сужение поля зрения и нарушение способности различать цвета. Витамин А содержится:
Суточная потребность 1,5 мг.
Витамин В2 (рибофлавин) также оказывает значительное влияние на органы зрения: участвует в поддержании нормальной функции глаза и синтезе гемоглобина очень важного в кроветворении, повышает остроту зрения, способность различать цвета.
При дефиците витамина В2 и длительных нагрузках на органы зрения возникает сумрачное зрение (куриная слепота), возникает зрительная усталость, конъюнктивит, проявляющийся выраженным покраснением склер, светобоязнью, слезотечением.
Витамина В2 особенно много в дрожжах, орехах, отрубях, различных крупах, овсяных хлопьях, бобах, мясе. Суточная потребность 2,5мг.
Витамин С (аскорбиновая кислота) участвует в окислительно-восстановительных процессах, углеводном обмене, восстановлении тканей и образовании гормонов, обменных процессах организма, положительно влияет на стенки сосудов, их проницаемость, в том числе сосудов глаза. Дефицит витамина С в организме ослабляет его, делает чувствительным к неблагоприятным факторам среды.
Особенно много витамина С находится в черной смородине, шиповнике, петрушке. В профилактических целях применяются для восстановления организма при тяжелом умственном напряжении и длительном труде. Суточная потребность 70-100мг.
Заключение.
Так как компьютер занимает огромное значение в жизни человека, что было выявлено методом опроса учащихся школы , то можно говорить о некоторой зависимости от компьютера, т. е. пристрастия к занятиям, связанным с компьютером, что ведет к ограничению остальных видов деятельности, а это напрямую связанно с отрицательным влиянием на зрение подрастающей и формирующейся личности школьников младших классов.
Также нами было проведено анкетирование учащихся о знании и выполнении правил работы за компьютером, с целью сохранения зрения.
Результаты показали, что преобладающее количество учащихся достаточно осведомлены о правилах работы и сохранении зрения, но не все выполняют гимнастику для глаз, в связи с этим нами была составлена памятка «Гимнастика для глаз» и роздана учащимся, а также памятка «Основные правила гигиены зрения».
Работа «Береги зрение смолоду » пополнила наши знания, о том, на сколько не безопасна работа на компьютере.
Изучая литературу, мы узнала, что монитор является источником электромагнитного излучения, которое при работе вызывает усталость, снижает работоспособность, не благоприятно действует на зрение. Периодический перевод взгляда с экрана на клавиатуру вызывает напряжение глазных мышц, которое усиливается световой пульсацией экрана. Таким образом, нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы- чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Поэтому работа для школьников, в том числе длительность их общения с компьютером, должна строго нормироваться.
В своей работе мы рассказали о санитарных правилах и нормах, предназначенных для предотвращения неблагоприятного воздействия на школьника вредных факторов, сопровождающих работой с персональными компьютерами .
В данной работе мы не рассматривали все факторы влияющие на здоровье, но заинтересовались и в дальнейшем хотим изучить – наше исследование будет продолжено.
Береги зрение смолоду
Щукина Полина Андреевна
Иркутская область, поселок Усть-Уда, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа № 2»
4 класс
Список литературы.
Сайт IMA Vision энциклопедия нарушения зрения http://www.imavision.ru/
Образовательный проект «Компьютер изрение» http://www.vision.ochkam.net/content/view/67/35
http://www.4med.ru/stat/oft/17.php
Зрительный компьютерный синдром
http://www.eye2eye.com/
http://www.cvconsulting.com/
Компания GlareGuard, производитель защитных фильтров для мониторов ПК http://glareguard.com/
www.pole.com.ru – «Центр электромагнитной безопасности», исп. 23.11.2004.
Приложение №1
Памятка: Основные правила гигиены зрения
-при работе за компьютером нужно делать перерыв по 10-15 минут каждый час;
-выполнение гимнастики для глаз;
-комфортное рабочее место;
-правильное освещение (свет не должен быть ярким, работать в темной комнате тоже нельзя)
-чередовать виды деятельности;
-на экране не должно быть бликов.
Гимнастика для глаз
Каждые 1–2 часа переключать зрение: смотреть вдаль 5–10 минут.
Горизонтальные движения: направо—налево.
Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
Перемещать карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10–12 раз.
Астрономический календарь. Май, 2019
Воздух - музыкант
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Кто грамотней?
В какой день недели родился Юрий Гагарин?