И живут в Сысерти люди золотые.
Говорят дела их сами за себя:
Отстояли Родину в годы боевые,
Тут живут их дети,
Край родной, любя.
Бегунова М.
В России традиция чаепития появилась в половине XVII века. Именно тогда и был проложен торговый путь из Китая в Россию, который так и назывался «Чайный путь». С тех пор в России ни одно застолье, дружеская встреча или деловые переговоры не представляются без кружечки ароматного чая. Он стал обязательным элементом любой встречи.
Из-за развития потребления чая заметно увеличился рост производительности чайной продукции. В Туле начали производить большое количество самоваров – обязательный атрибут в русской чайной традиции, а в XIX веке начал пользоваться успехом русский фарфор. Сысертский фарфоровый завод – один из самых известных и старейших фабрик фарфора на Урале. Завод занимается выпуском чайных приборов, сувениров, ваз, столовых принадлежностей, церковной утвари, эксклюзивных фарфоровых изделий.
Пить крепкий черный чай из фарфора раньше могли позволить себе только дворяне. До сих пор считается, что фарфоровая посуда – это нечто изысканное, аккуратное и утонченное. Завод «Сысертский фарфор» подтверждает это мнение до сих пор. Основная его гордость - это ручная роспись изделий.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_1.doc | 109.5 КБ |
prilozhenie_zavod.doc | 2.72 МБ |
Городская научно- исследовательская конференция юных краеведов
в рамках Всероссийской программы «Отечество»
«Край родной»
Фарфоровый завод города Сысерть: Культурная страница Урала»
Направление исследования «Культурное наследие»
Автор:
Борисенкова
Екатерина Анатольевна,
Савельева
Полина Константиновна
6 класс, МАОУ СОШ № 15
Научный руководитель:
Меркулова Галина Петровна, учитель русского языка и литературы высшей категории,
руководитель литературно- краеведческого музея «Кораблик»
Челябинск, 2015
Оглавление
Введение | стр. 3 |
Основная часть Глава 1. История фарфорового завода в г. Сысерть 1.1.Зарождение керамического производства в г. Сысерть | стр. 4 стр. 4 |
1.2. Изготовление иконостасов | стр.7 |
Глава 2. Цеха фарфорового завода. 2.1. форморовочный цех 2.2. цех обжига 2.3. цех художественной росписи фарфора 2.4. мастер- класс по украшению фарфоровой посуды | стр. 9 стр. 10 стр. 10 стр. 11 стр. 12 |
Заключение | стр. 13 |
Список литературы | стр. 15 |
Приложение | стр. |
Введение
И живут в Сысерти люди золотые.
Говорят дела их сами за себя:
Отстояли Родину в годы боевые,
Тут живут их дети,
Край родной, любя.
Бегунова М.
В России традиция чаепития появилась в половине XVII века. Именно тогда и был проложен торговый путь из Китая в Россию, который так и назывался «Чайный путь». С тех пор в России ни одно застолье, дружеская встреча или деловые переговоры не представляются без кружечки ароматного чая. Он стал обязательным элементом любой встречи.
Из-за развития потребления чая заметно увеличился рост производительности чайной продукции. В Туле начали производить большое количество самоваров – обязательный атрибут в русской чайной традиции, а в XIX веке начал пользоваться успехом русский фарфор. Сысертский фарфоровый завод – один из самых известных и старейших фабрик фарфора на Урале. Завод занимается выпуском чайных приборов, сувениров, ваз, столовых принадлежностей, церковной утвари, эксклюзивных фарфоровых изделий.
Пить крепкий черный чай из фарфора раньше могли позволить себе только дворяне. До сих пор считается, что фарфоровая посуда – это нечто изысканное, аккуратное и утонченное. Завод «Сысертский фарфор» подтверждает это мнение до сих пор. Основная его гордость - это ручная роспись изделий.
Цель: познакомиться с историей фарфорового завода, этапами изготовления его изделий.
Для достижения поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
Источники: письменные (периодическая печать, краеведческая литература), изобразительные, технотронные и устные.
Объект исследования: фарфоровое производство, предмет: фарфоровый завод г. Сысерть
Методы исследования: анализ краеведческой литературы, статей, наблюдение, работа с фотоматериалами.
Гипотеза: изделия фарфорового завода г Сысерть пользуются спросом и уважением.
Практическая значимость данной работы состоит, что материалы исследования могут быть востребованы на уроках Мировой художественной культуры и на уроках Истории России
Научная новизна состоит в том, что впервые предпринята попытка изучить историю фарфорового завода в г Сысерть и процессы изготовления посуды
Глава 1. История фарфорового завода в г. Сысерть
1.1.Зарождение керамического производства в г Сысерть
В Сысерти издавна существовало домашнее керамическое производство. Глина добывалась на берегу р. Сысерти и вдоль берега заводского пруда. Гончарное заведение «Гончарка», владельцами которого до революции были братья Харитоновы, обеспечивала все окрестные села латками, горшками, кринками, корчагами и прочей керамической утварью.[1]
Как же все- таки появилось предприятие «Сысертский фарфор»? На базе «Гончарки» в 1928 г. возникла артель по производству керамики. На основе слияния артелей «Новый путь» и «Красный партизан» появилась артель «Промкооператор»[1], которая возникла еще в начале прошлого века. Занималась артель выпуском игрушек из папье-маше, а еще там изготовляли гончарную посуду. Имелся обозостроительный цех, позднее открылся цех галантереи.[7]
В предвоенные и послевоенные годы все было по стародавней традиции: глиняную массу мяли «вножную » в деревянных чанах, обжигали на дровах, глазуровали гончарной глазурью, исходные материалы производили на месте. Выпускали посуду, скульптуру, игрушки, кукольные головки.
В конце 40-х годов возникает интерес к местному месторождению цветных и белых глин. Местный керамист Н.И. Меньшикова проводит в 1953 г. эксперимент по отливке небольших предметов и скульптур из местного сырья при обжига 1280 градусов. С этого времени начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы.
В 1953 году пришли художники-профессионалы со специальным образованием Н.Ф. Малышев и Н.С. Иноземцев, на плечи которых легла ответственность за повышение художественного уровня заводской продукции. В дальнейшем они стали заслуженными художниками РФ. [4]
Под названием «Сысерстский завод керамических изделий» (Предприятие находится в Свердловской области в городе Сысерть, отсюда и его название) Сысертский фарфоровый завод начал свою работу в 1960 году. Со временем в штате сотрудников завода прибавились художники. У завода появляется свой собственный стиль: народная уральская роспись и роспись бытовой посуды.
В начале 1960-х гг. проведена модернизация производства: расширены производственные площади, построены новые здания, печи для обжига. Живописный участок расписывал изделия надглазурными красками Дулёвского красочного завода. Для обжига использовались небольшие индивидуальные электрические печи.
В это время в ассортиментном перечне появляется фарфоровая скульптура (работы С. И. Синявской – «Уральский перепляс», 1961 г.; «Частушки», 1962 г.; «Данила с вазой», 1962 г.; «Рысёнок», 1962 г. и др.).
В 1963–1964 гг. на завод пришли молодые художники и технологи – выпускники Абрамцевского художественно-промышленного училища — Н. Ф. Малышев и Н. С. Иноземцев. [4]
В 1966 году сдан в эксплуатацию новый корпус завода, позволивший увеличить выпуск художественной продукции. Некоторые модели скульптур для производства в этот период поступали из Кабинета промышленных изделий (работы М. Е. Пермяк – «Оленёнок», 1963 г.; «Песенка», 1967 г.; «Русская зима», 1967 г.; С. И. Вайнштейн-Машуриной) – «Девушка с книгой», 1963 г. и др.)
С 1966 года изделия СЗКИ ежегодно представлялись на выставке ВДНХ в Москве
10 декабря 1977 года завод переименован в «Сысертский» завод художественного фарфора». С тех пор выпущены сотни новых изделий сложного формообразования и художественного оформления: вазы, столовые, чайные, кофейные; комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, сувениры.
В начале 1980-х годов на заводе создается экспериментально-технологическая лаборатория и творческая группа. Ведутся поиски новых сырьевых материалов, позволяющих повысить белизну и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов. Новое поколение художников и технологов, пришедших в это время, вносит свежее направление в развитие традиций промысла. [9]
В 1991- 92 гг. экономическая перестройка приводит к приватизации предприятия и реорганизации его в акционерное общество закрытого типа «Сысертский фарфор».
Массовая продукция стала в целом более тонкостенной, легкой и просвечиваемой. Улучшилось качество росписи, живописцы обучались филигранной технике золотого ажурного орнамента.
В 1994 году продукция ЗАО « Сысертский фарфор» была впервые отнесена Областным художественно-экспертным советом к изделиям народных художественных промыслов. [8]
В 1998 году завод приступил к воссозданию иконостаса для Крестовоздвиженского собора Николаевского монастыря в честь 400-летия г. Верхотурье. [11]
Ныне уральское предприятие традиционного народного художественного промысла «Фарфор Сысерти» приобрело известность в России и за рубежом. Благодаря таланту и трудолюбию людей, их любви к малой родине, преданности своему предприятию, оно растет и развивается вопреки непростым экономическим условиям. Продукция завода любима покупателями за ее качество, которое достижимо только в ручном исполнении, белизну фарфора, бережное отношение к традиции и вместе с тем чувство современности. (Приложение №1)
1.2. Изготовление иконостасов - необходимой и неотъемлемой принадлежности православного храма, главного архитектурного и смыслового элемента интерьера, - многогранный процесс.
Иконостас - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения. [6]
Производство фарфоровых и фаянсовых изделий - процесс сам по себе весьма сложный и кропотливый. Для крупногабаритных деталей иконостаса пришлось заново подбирать приемы изготовления и декорирования, а также оптимальные режимы и условия обжига. [4]
Давно известно, что рисовать иконы — лики Христа и мучеников веры - могут только люди светлые, чистые душой. Сотворение иконостасов — ремесло из того же святого ряда.[9]Новым направление деятельности завода художественного фарфора стали фаянсовые иконостасы. [5].
Работа с иконостасами подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом кракле, металлоэффектом, освоили росписи с резервом, применением нескольких красок и многократным обжигом.[1]
Главный технолог Любовь Ивановна Новоселова, которая как бы случайно за два года до этого съездила в Англию, где прошла стажировку в британской фирме «Делкам интернешнл» и познакомилась с технологией компьютерного моделирования.
Факт того, что Любовь Ивановна попала на стажировку за границу, случайным никак не назовешь. В то время одна из международных фирм проводила акцию, финансируемую Европейским сообществом по обучению за границей бывших советских специалистов. Отбор был очень серьезный. В группе из 60 претендентов отборочные экзамены, где самое простое – продемонстрировать знание английского языка, преодолели только пять.
Была и деловая игра…Да, этот факт не случайный, он и определил дальнейшую судьбу не только самой Л.И. Новоселовой, сколько завода, где она работает с 1985 года. Именно главный технолог предложила использовать новую, компьютерную технологию для изготовления моделей иконостаса. За 4 месяца специалисты Уральского филиала той самой фирмы «Делкам интернешнл» изготовили все 186 моделей.[9]
А потом настала очередь заводских мастеров - наладить производство сложных, нехарактерных для керамики, крупногабаритных элементов иконостаса. Разрабатывали нетрадиционные приемы отливки и температурные режимы обжига. Далеко не сразу все получалось: керамика - живой материал, во время обжига дает усадку, может треснуть. [8]
Первый фаянсовый иконостас на Сысертском заводе художественного фарфора был изготовлен в 1998 году к 400-летию города Верхотурья. Заказ был выполнен за полтора года.
Восстановление иконостаса являлось частью областной программы по комплексной реставрации монастырья. Этот иконостас был выполнен в 1913 году Товариществом М.С. Кузнецова, установлен в соборе, а в 1936 году уничтожен. В сжатые сроки завод отлично справился со всем циклом работ: с отливкой изделий способом шликерного литья в гипсовые формы по моделям, с утельным и политым обжигом, с декорированием в несколько приемов надглазурными красителями, люстрами и препаратами жидкого золота. Готовые детали переправлялись в Верхотурье и монтировались на металлический каркас.
Работа над Верхотурским иконостасом подняла завод на новый технологический и художественный уровень. Мастера научились работать с новыми красителями, эффектом кракле, металлоэффектом, освоили росписи с резервом, применением нескольких красок и многократным обжигом.
Второй иконостас был выполнен работниками завода за 6 месяцев. Этот второй иконостас был изготовлен для Екатеринбургского Храма на Крови - во имя всех святых. Потом будут еще иконостасы для Невьянска, Челябинска… Создано более 10 иконостасов.
На сегодняшний день производство иконостасов занимает 45% объема всей продукции. [5]
Конечно, здесь нельзя не сказать о тех рабочих, кто непосредственно занят на производстве иконостасов. Отливка деталей поручена небольшому коллективу под руководством молодого бригадира Лидии Базуевой, среди обжигальщиков отмечают Виктора Андреевича Дремова, среди живописцев- бригаду Татьяны Ивановны Ивановой.
«Елена Раисовна Ракипова, например, рисует ангелов»,- говорит Л.И. Новоселова,- расписывала иконостас и Галина Николаевна Прибавкина. Селективной сборкой занят формовщик, мастер на все руки Олег Никитин. Гипсовые формы с деталей снимают опытные каповщики - модельщики Анатолий Васильевич Синицын, Николай Николаевич Ширыкалов, их молодой товарищ Александр Глазырин.
Сколько мастерства, смекалки, терпения понадобилось этим людям, чтобы прямо- таки вынянчить каждую деталь, воссоздать в натуре творческие замыслы архитекторов. Рабочие завода - не просто исполнители, а полноправные соавторы проекта. [9]. (Приложение №7)
Глава 2. Цеха фарфорового завода.
Посещая Россию, и в частности Екатеринбург, каждый третий первым делом покупает фарфоровые изделия. А вот побывать на самом производстве и увидеть, как создают эти произведения искусства, узнать, сколько времени уходит на каждую вещь и даже принять участие в росписи можно на экскурсии в фарфоровый завод. Именно с такой целью мы отправились в очередное путешествие в Сысертский фарфоровый завод. Во время экскурсии мы посетили цех обжига, формовочный цех и цех художественной росписи фарфора.
Ручной труд на Сысертском заводе составляет 80% технологического процесса:
непосредственно с авторской модели, без капов (в отличие от промышленных фарфоровых предприятий);
2.1. В формовочном цехе мы увидели приборы, с помощью которых появляются чашки, тарелки, кружки и другие фарфоровые изделия. Для начала в крутящемся барабане готовится шликер - фарфоровую массу, состоящую из каолина, кварца и полевого шпата. (Приложение№2)
Масса бывает жидкой и густой. Густая идет на тарелки, блюда, на крупные изделия. Эта густая масса вылезает из специальной машины «колбасой» фарфорового теста, которую потом режут на куски. А куски, закладывают в формы. [7]
Жидкое же тесто выливается прямо в гипсовые формы из машины с «кранами» - дозаторами. Мы поближе рассмотрели эти гипсовые формы и увидели, что внутренняя стенка формы повторяет волнистый «рельеф» стенки чашки. [10]
В данном помещении полутемно и достаточно сыро. Под потолком проходит труба, в которую подается шликер. И от нее отходят трубки к рабочим столам. (Приложение№3)
2.2. Цех обжига
Потом мы посетили цех обжига. Нам очень повезло - работница загружала печь чашками. Чашки она ставила отверстиями вниз на специальные круглые подставки, потом нажала кнопку, заслонка печи поднялась на цепях и поддон с фарфором медленно въехал в печь. (Приложение№5)
И еще одну печь нам показали, тоже очень интересную – для крупных изделий. Процедура обжига очень трудоемкая – в печь ставят изделия, закладывают «двери» кирпичом и раскаляют. Процедура обжига доходит до 1300 градусов. Потом ждут, когда остынет, разбирают кладку и вынимают изделия. [9] (Приложение №4)
Потом нам предложили сравнить две чашки, одну до обжига, а другую после обжига и сказать, какая чашка все-таки до обжига. У нас это задание вызвало затруднение. Но потом нам объяснили, что при обжиге происходит усушка изделия до 25 %, поэтому первичный размер изделия должен слегка превышать предполагаемый окончательный, чтобы компенсировать усушку.
Кстати, когда художник расписывает изделие до обжига - подглазурной росписью - он должен принимать во внимание усушку и изменение оттенков красок во время обжига. [10] (Приложение№5)
2.3. В цехе художественной росписи фарфора работники - фарфористы расписывают фарфоровые изделия по эскизам. Роспись фарфоровых изделий – это то, что позволяет превратить «просто хорошую вещь» в вещь уникальную. [4]
Изделия декорируются чаще всего подглазурной росписью солями, реже - надглазурной росписью. В колорите росписи преобладают мягкие коричневато-серые и легкие голубые цвета. Темы для орнамента художники черпают в уральских пейзажах.
Молодое поколение художников и технологов работает над совершенствованием технологий, создает высокохудожественные авторские изделия современных форм.
На Сысертстком фарфоровом заводе только один цех росписи: ручной (В отличие от императорского). В цехе ручной росписи работает около 10 художников, создающих уникальный выставочный фарфор и изделия по специальному заказу, и для обычных людей.
В творческой лаборатории цеха товаров народного потребления начинали свою деятельность первые свердловские художники - керамисты Ш. Шабалин и Л. Кочутин, авторы интересных декоративных композиций, настенных блюд, плакеток, панно, напольных ваз, подсвечников, разнообразной керамической посуды, не раз экспонировавшихся на областных и зональных художественных выставках. [10]
При изготовлении изделий применяется литье, роспись почти вся ручная. Художники И. Иноземцев, М. Рагус, С. Синявская, Н. Малышев, В. Прокопьев, Н. Шатиров используя в ней цветочные и пейзажные мотивы.
Сказочные образы П.П. Бажова воплощены в фарфоровых статуэтках «Хозяйка медной горы» (авт. С. Синявская, И Иноземцев), «Серебряное копытце» (авт. Н. Малышев). Форма и роспись кофейного сервиза «Малахит» (авт. А. Синицын и З. Волкова), ваза «Урал» (авт. А. Синицын, В. Медведев, З. Волкова) напоминают о каменном цветке легендарного Данилы- мастера.
Среди всей хрупкой продукции вы не найдете двух абсолютно одинаковых узоров. Художницы завода кропотливо наносят узоры на каждую кружечку, чайничек, вышедшие из раскаленной печи. [8] (Приложение№6)
2.4. Мастер- класс по украшению фарфоровой посуды
После путешествия по цехам мы пришли в комнату, где нас ждала художница - фарфористка. В экскурсию входил мастер-класс: можно было расписать тарелочку, чашку или украсить ее деколью (наклейкой).
Мы выполнили и то, и другое.
Для того, чтобы это сделать, нам необходимо было намочить наклейку в воде. Потом аккуратно «перевести» ее на чашку, не покорежив по дороге и не порвав. И осторожно прогладить сверху тряпочкой. (Приложение№9)
Поскольку справились мы с этим относительно быстро, а время еще оставалось, художница предложила и девочкам, и мальчикам, и взрослым порисовать вместе на блюдечках и тарелках.
И мы завороженные смотрели, как в умелых руках из пары простых мазков расцветает чудо! Нам осталось только дорисовать листочки на веточках рябины. Потом мы забрали наши чашки и поблагодарили гостеприимных хозяев. (Приложение№10)
Заключение
ООО «Фарфор Сысерти» является народным художественным промыслом, который сохраняет и развивает традиции народного искусства Урала рубежа XIX-XX веков.
Художники и мастера создают художественные изделия из фарфора как бытового назначения – чайные и кофейные сервизы, столовые наборы и отдельные предметы, так и мелкосерийные и единичные изделия декоративного назначения – вазы, шкатулки, сувениры, предназначенные для украшения различных интерьеров. (Приложение №8)
Изделия с маркой «Сысертский фарфор» пользуются популярностью у россиян во всех регионах страны, а также среди зарубежных гостей и коллекционеров художественного фарфора.
Традиции, умение, мастерство и технологии, я считаю, наиболее важные характеристики великолепного фарфора Сысерти, сделанного в маленьком городке, он удален от центра России, но близок сердцу всех, кто ценит его красоту.
Отличить изделие Сысертского фарфора можно, перевернув чашку или тарелку вверх дном, и увидев фирменный знак завода - белочку с шишкой в лапах. [2]
Фарфоровые изделия данного завода – это поддержка лучших уральских традиций в ручной росписи фарфоровых изделий, т.к. вся продукция относится к народно-художественным промыслам России. Это означает, что в нее вкладывается тепло рук живописцев и частичка их души, и каждое изделие наполнено легким и воздушным настроением, эмоциями и чувствами.
Ручной труд на Сысертском заводе составляет 80% технологического процесса, обучение живописцев осуществляется методом наставничества, передачи мастерства «из рук в руки», что обеспечивает преемственность и сохранение традиции ручной мазковой росписи.
Для изготовления используется только лучшая фарфоровая масса и золотосодержащие краски производства Германии, что гарантирует высокое качество и экологичность продукции.
В фирменном магазине можно приобрести чайные и кофейные сервизы с ручной росписью, чайные пары, кружки, товары повседневного пользования, сувениры, вазы, чайники, эксклюзивные изделия и сервизы
На промысле трудятся 480 человек, годовой выпуск продукции составляет около 1, 5 миллиона единиц фарфоровых изделий.
Мастер- класс, проведенный для нас сотрудниками завода, - настоящий подарок по украшению фарфоровой посуды и возможность приобщиться к культурному наследию нашего края и бережному ее сохранению
Список литературы
1. Иванов, А.. /Святое ремесло// Летопись города Сысерти. Лики и тайны «Земли туманной». Екатеринбург, 2006.- с 153-155
2. Коваленко, А. Сысертская «белочка» есть и на Кипре//Летопись города Сысерти. Лики и тайны «Земли туманной». Екатеринбург, 2006.- с 150-152
3. Насонова, С. М. Образцы скульптуры Сысертского завода керамических изделий представлены в книге /Советский фарфор. М., 2009. [Т. 4].
4. Свердловский историко-краеведческий музей/ Свердловский фарфор// Коллекции и экспонаты Свердловска
5. Сысертский завод, или изделия сысертского завода/ Свердловский историко-краеведческий музей: коллекции и экспонаты. Свердловск: Ср-Ур Кн. изд-во, 1992.- 224 с с.: ил
Интернет - источники
6.Живописная мастерская чайного фарфора в рамках выставки «Чайный путь»/Министерство Культуры Свердловской области. Центр традиционной народной культуры Среднего Урала. [Электронный ресурс]: http://www.uraltradicia.ru/news/1270.html. Режим доступа 10.01.2014
7. Начало Российского фарфора. [Электронный ресурс]: http://www.farforinfo.ru/imperatorskiy-farforoviy-zavod-sankt-peterburg/sisertskiy-farforoviy-zavod Режим доступа 23.04.2014
8.Официальный сайт Сысертский завод художественного фарфора. [Электронный ресурс]: http://farfor-sysert.ru Режим доступа 13.04.2014
9.Проект. Главный. Производственный. Сысертский фарфоровый завод [Электронный ресурс]: с http://glavpro.com/id4761 Режим доступа 13.04.2014
10.Сысертский фарфоровый завод керамических изделий. [Электронный ресурс]: sysert.farfor.su. Режим доступа 10.05.2014.
11.Сысерть – родина П.П. Бажова. [Электронный ресурс]: http://vershinatur.com/publ/sysert_rodina_p_p_bazhova/9-1-0-30 Режим доступа 13.02.2014
12.Сысертский завод керамических изделий. [Электронный ресурс]: http://sysert.farfor.su/ Режим доступа 03.01.2014
13.Экскурсия по цехам фарфорового завода. [Электронный ресурс]: http://russiantowns.livejournal.com/1991670.html Режим доступа 16.05.2014
Пока бьют часы
Знакомые следы
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Ералаш
У меня в портфеле