Исследовательская работа ученицы 3 класса "Правильный ранец - здоровый ученик"
В данном исследовании рассматриваются такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа "Правильный ранец - здоровый ученик" | 35.09 КБ |
XV ГОРОДСКАЯ МЕЖШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»
Секция: Здоровьсбережение
Тема: "Правильный ранец - здоровый ученик"
Выполнила:
Юдина Алёна
Ученица 4 класса «Б»
МБОУ СОШ № 170
Руководитель
Карташова Н.Ф.
учитель начальных классов
2013 г.
Оглавление:
Введение……………………………………………………….……2
Объект исследования...……………..……………………………....2
Предмет исследования …………………………………………….2
Участникиисследования..…………………………………………2
Гипотеза исследования….…………………………………………2
Методы исследования.....……………………………………….….2
Результаты исследования………………………………………….2
Выбираем ранец…………………………………………………....3
На все есть свои нормы…………………………………………....3
Угроза за спиной…………………………………………………...3
Эксперимент……………………………………………………….4
План эксперимента………………………………………………4-5
Рекомендации ученикам…………………………………………..6
Рекомендации родителям…………………………………………6
Рекомендации работникам школ…………………………………6
Результаты исследования.………………………………………..7
Список использованной литературы…….…………………….....8
1
Актуальность
Меня волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.
В данном исследовании я рассматриваю такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?
Цель
Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы “ Человек ”, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи
1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.
2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.
3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.
4. Предложить свои способы решения проблемы.
Объект исследования: учащиеся.
Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.
Участники исследования: ученики 4 «б» класса МБОУ СОШ № 170
Гипотеза исследования.
Я предполагаю, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования.
Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.
Результаты исследования.
“А что у вас, ребята, в рюкзаках?” Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период– с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе. Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели.
Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
Выбираем ранец
Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!
При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.
На все есть свои нормы.
Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – “Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования”, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы.
Угроза за спиной
Большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!
Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на
левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.
Эксперимент
Изучив различную литературу по теме, ярешила провести эксперимент в своем классе. В эксперименте участвовало 17 человек.
Всего было исследовано 17 ранцев и их содержание.
План эксперимента
1. Узнать у медицинского работника ФАПа информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят начальных классов.
2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников начальных классов.
3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.
5. Подвести итоги по позициям:
– самый правильный ранец;
– самый легкий ранец;
– самый тяжелый ранец;
– самый тяжелый ранец с принадлежностями;
– самый легкий ранец с принадлежностями;
– самый тяжелый учебник;
– самый “тяжелый” учебный день
– самый “ легкий” учебный день.
6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.
Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?
Для этого я рассчитала правильный вес ранца с принадлежностями по формуле:вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100.
Проанализировав все данные исследования, я выяснили, что у:8-ми учеников вес ранца соответствует их данным, а у 9-тиучащихся – превышает норму, что вызывает риск заболевания опорно-двигательной системы, в частности осанки.
Я увидела, что вес правильного ранца далеко не всегда соответствует его реальному весу.
Я решила выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесила все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице.
Вес ранца без учебных принадлежностей:
На диаграмме можно увидеть следующее:
-у 5 человек вес ранца в норме
-у 11человек вес ранца тяжелый
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого, я записала все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их. Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. В моем классе все книги соответствуют норме кроме учебника по информатики (400гр).
Вес ранца зависит не только от размеров, но и в большей степени от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.
Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник и среду.Самыми “легкими” учебными днямиоказались понедельник и четверг.Причем в расчетах не учитывался вес папок по ИЗО.
Рекомендации ученикам:
– Не носите лишнего в ранцах.
– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.
Рекомендации родителям:
- Прошу вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.
– У ваших детей от тяжелых нагрузок портится осанка.
– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.
– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!
Рекомендации работникам школ:
Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:
– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;
– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе один – дома);
– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;
– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.
Я обозначила лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.
Здоровье нельзя купить. Здоровье нельзя взвесить. Ни одного человека нельзя сделать здоровым без его собственных усилий и желания быть здоровым!
Приложения
Результаты исследования
Ф.И. ученика | Пуст. вес ранца | Реальный вес ранца | ||||
понед | втор | среда | четв | пятн | ||
Балакина К. | 1кг 190гр | 5кг | 5кг 200гр | 5кг 500гр | 4кг 750гр | 4кг 780гр |
Бузыцкова О. | 1кг 085гр | 4кг 300гр | 4кг 500гр | 4кг 800гр | 3кг 720гр | 3кг 800гр |
Варламичев Д. | 500гр | 3кг 800гр | 4кг | 4кг 300гр | 3кг 370гр | 3кг 400гр |
Дмитриева Д. | 1кг 270гр | 3кг 800гр | 4кг | 4кг 300гр | 3кг 860гр | 4кг 090гр |
Жариков И. | 310гр | 3кг | 3кг 200гр | 3кг 500гр | 3кг 460гр | 5кг 050гр |
Каляев А. | 450гр | 3кг 500гр | 3кг 700гр | 4кг 050гр | 2кг 900гр | 3кг 600гр |
Капустина У. | 1кг 260гр | 4кг | 4кг 200гр | 4кг 500гр | 2кг 990гр | 3кг 500гр |
Лахин И. | 1кг 090гр | 5кг 100гр | 5кг 300гр | 5кг 600гр | 4кг 620гр | 5кг 060гр |
Меркулова Д. | 720гр | 4кг 200гр | 4кг 400гр | 4кг 700гр | 3кг 700гр | 4кг 200гр |
Овсепян Ф. | 760гр | 4кг | 4кг 200гр | 4кг 500гр | 3кг 540гр | 3кг 800гр |
Петрова К. | 260гр | 4кг | 4кг 200гр | 4кг 500гр | 3кг 540гр | 3кг 190гр |
Саяпина П. | 700гр | 2кг 800гр | 3кг | 3кг 300гр | 2кг 790гр | 3кг 050гр |
Тяжкун Ю. | 890гр | 4кг 200гр | 4кг 400гр | 4кг 700гр | 5кг 680гр | 5кг 750гр |
Чиркин Е. | 700гр | 3кг | 3кг 200гр | 3кг 500гр | 3кг 200гр | 3кг 600гр |
Шашкова К. | 795гр | 4 кг | 4кг 200гр | 4кг 500гр | 3кг 050гр | 3кг 500гр |
Шерстнёв А. | 440гр | 4 кг | 4кг 200гр | 4кг 500гр | 4кг 450гр | 4кг 480гр |
Юдина А. | 1кг 170гр | 4 кг | 4кг 200гр | 4кг 500гр | 3кг 500гр | 4кг 060гр |
Список использованной литературы.
1.О.В.Нестерова. Материалы санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.4.1178-02), которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.
2.Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год
3. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год:
4.А.И.Савенков. Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа, 2000, № 12
5.О.В.Нестерова «Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений.» Волгоград:Учитель,2006г.
6. В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л. П. Кондратова - Варламова. «Гигиена детей и подростков» - М.: Медицина, 1989 г. - 512 с.
7.М.В. Андропова. «Школьная гигиена». - М.: Медицина, 1970 г. - 284 с.
8.С.И. Розонов, Р.Ю. Лосуков. «Основы системной экологии в помощь учителю». Пособие для учителей и практические занятия для учащихся 8-11-х классов.
9. Научно-методический журнал «Биология в школе» (июнь - август 1998 г.) Издательство «Школа-Пресс».
Самодельный телефон
Денис-изобретатель (отрывок)
Сказки пластилинового ослика
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Ласточка