В исследовательской работе рассматривается тема мира детства в классической мировой художественной литературе на примере произведения Р. Брэдбери , так как именно эта тема отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-эстетических ценностей цивилизованного мира.
Вложение | Размер |
---|---|
kontsept_detstvo.zip | 2.23 МБ |
Городская научная конференция молодых исследователей научно-социальной программы «Шаг в будущее»
Концепт «детство» в романе Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Автор: Лазаренко Галина Сергеевна Россия, г. Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Антонины Ивановны Исаевой» 8 В класс Руководитель:
Алыпова Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Антонины Ивановны Исаевой»
Нефтеюганск
Концепт «детство» в романе Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Лазаренко Галина Сергеевна Ханты-Мансийский автономный округ-Югра город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. И. Исаевой»
8 В класс
Аннотация.
Тема детства в мировой литературе - одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. В последнее время интерес к изучению особого мира детей все возрастает, свидетельством чему является уже то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре. В связи с этим важным представляется рассмотрение отражение мира детства в классической мировой художественной литературе, поскольку она отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-эстетических ценностей цивилизованного мира. Этим и определяется актуальность нашего исследования.
Цель: Исследовать концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». Методы исследования:
Выводы:
Концепт «детство» в романе Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Лазаренко Галина Сергеевна Ханты-Мансийский автономный округ-Югра город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. И. Исаевой»
8 В класс
План исследования.
Детство - удивительная и чудесная пора, когда мир необъятен, наполнен добром, яркими красками и тайнами, когда открытия совершаются легко и вдохновенно. В это время рождаются мечты, формируется характер, приобретаются привычки. Не на мгновение - на всю жизнь. Воспоминания о детстве освежают, возвышают душу и служат источником лучших побуждений. Потому и закономерно, что тема детства становится одной из центральных в мировой классике. Изучая в школе классиков отечественной литературы, таких как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, С. Аксаков, М. Горький, мы имеем представление о том, как тема детства находит отражение в русской литературе, но данная тема достаточно широко отражена и в зарубежной литературе, о которой наши представления и познания, к сожалению, незначительны. А ведь многие произведения зарубежных писателей, обращавшихся к теме детства, относятся к классическим произведениям золотого фонда мировой литературы. И таким произведением признан роман американского писателя Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Предмет исследования: Концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Гипотеза:
Если исследовать концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», то можно выявить своеобразие темы детства в творчестве писателя.
Методы исследования:
• Поисковый.
Поиск научной литературы по теме исследования и ее изучению, его основная цель -получение информации, выяснение того, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Изучение библиотечного каталога.
• Аналитический.
Отбор и анализ иллюстративного материала для представления работы. Создание вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация.
Библиография
Концепт «детство» в романе Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Лазаренко Галина Сергеевна Ханты-Мансийский автономный округ-Югра город Нефтеюганск Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 имени А. И. Исаевой»
8 В класс
Актуальность:
Тема детства в мировой литературе - одна из вечных тем, в течение своей эволюции подвергшаяся пересмотру и получавшая различные интерпретации. В последнее время интерес к изучению особого мира детей все возрастает, свидетельством чему является и то, что емкое понятие «детская субкультура» имеет место в психологическом словаре. В связи с этим важным представляется рассмотрение отражение мира детства в мировой художественной литературе, ярким представителем которой является современный американский писатель Рэй Брэдбери, поскольку именно литература отражает духовные настроения всего общества и наиболее ярко характеризует наличие морально-эстетических ценностей цивилизованного мира. Этим и определяется актуальность нашего исследования.
Гипотеза:
Если исследовать концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», то можно выявить своеобразие темы детства в творчестве писателя.
Цель работы:
Исследовать концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Задачи:
1 .Проанализировать литературу, отражающую изучение темы детства как в истории мировой литературы в целом, так и в творчестве отдельно взятых авторов.
Объект исследования:
Роман Рэя Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Предмет исследования:
Концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков».
Введение.
Для того чтобы правильно определить предмет исследования, необходимо знать, каковы его характерные особенности. Мир детства - неотъемлемая часть образа жизни и культуры отдельно любого взятого народа и человечества в целом. Познание детства в художественной форме неотделимо от истории общества и его социального самосознания. В литературной традиции тема детства прошла большой путь эволюционного развития от зарождения в строго нравоучительной духовной средневековой литературной традиции до проникновения в потаённые уголки детской души и возведения ребенка на пьедестал романтиками, видевшими в неиспорченной юной душе потенциальную возможность постижения истины, недоступной для огрубевшего восприятия взрослого. Сокровенную тайну для взрослого представляет внутренний мир ребенка - самоценной личности -чистый и хрупкий. Именно детской незамутненной душе доступно ясное видение истинных ценностей мира. И об этом пишут в своих произведениях писатели- классики.
Но писателю мало знать эстетические представления детей, их психологию, особенности детского мировосприятия, мало обладать «памятью детства», от него требуется высокое художественное мастерство и естественная способность во взрослом состоянии, глубоко познав мир, каждый раз видеть его под углом зрения ребенка, но при этом не оставаться в плену детского мировосприятия, а быть всегда впереди него, чтобы вести читателя за собой. Таким мастером в русской классической литературе являлся Л. Н. Толстой, открыв впервые своим читателям удивительный, необычный мир детства. В зарубежной литературе роль первооткрывателя образа ребенка, бесспорно, принадлежит Марку Твену. Это его Том Сойер и Гекльберри Финн стали символами безудержной детской жажды приключений, оптимизма и неприятия ханжеской морали, навязываемой обществом взрослых. И эту традицию мировой литературы, где ребенок -первооткрыватель, личность, находящаяся в постоянном движении, продолжает великолепный писатель-романтик, писатель-фантаст Рэй Брэдбери, чьё творчество захватило меня, увлекло.
Концепт «детство» в романе «Вино из одуванчиков».
«Вино из одуванчиков» - автобиографическое произведение, в котором писателю чудесным образом, по его собственному определению, удалось остаться человеком «с ребенком внутри». И это главное свидетельство того, что тема детства в творчестве Р. Брэдбери занимает очень важное и значимое место. Это книга о детстве, в которой главным героем является Дуглас Сполдинг, ведь многие события произведения мы видим его глазами. В маленьком городе в штате Иллинойс живут два брата - Дуглас и Том. И мельчайшие события одного лета, которые кажутся незначительными взрослым, становятся для них чарами и волшебством открытия мира.
Детское сознание обладает поразительной силой целостного восприятия. Там, где взрослые анализируют, ребенок не рассуждает, а вбирает в себя все сразу: цвет, звук, запах, движение и, главное, то, ради чего все это существует. Если говорить точнее, то писатель рисует не столько внутренний мир ребенка, сколько мир, увиденный его глазами, непохожий на мир взрослых, в котором все четко зафиксировано и однозначно.
В чем же особенность, своеобразие темы детства в творчестве современного американского писателя? Концептуальный анализ слова даст возможность высветить эти особенности. На сегодняшний день понятие «концепт» не имеет однозначных интерпретаций, и этот термин мною будет употребляться в значении, утвердившемся в исследованиях С. А. Аскольдова и Д. С. Лихачева. Итак, поскольку концепт «детство» в романе обладает многослойной и многокомпонентной структурой, организуя большое количество лексических единиц, то его смысловое наполнение описывается и объективируется разными языковыми средствами. Я остановлюсь на некоторых из них.
«детство». Таковыми в романе «Вино из одуванчиков» мною определены понятия «период жизни», «семья», «дом». Детство - это определенный период жизни человека. Перед нами образ 12-летнего Дугласа Сполдинга, в котором наиболее полно отображены биографические черты самого Брэдбери. Об этом свидетельствуют самые разнообразные факты: во-первых, сама перекличка имен: Дуглас - второе имя писателя; во-вторых, именно этому юному герою автор уделяет больше внимание; в-третьих, как у любого человека именно в детстве, у главного героя большая тяга к фантазии и творческому воображению. Рядом с Дугласом его младший брат Том и его друзья, которые также переживают этот возрастной период жизни.
Кроме детей, в романе есть и представители старшего поколения Сполдингов. Концепт «детство» раскрывается ключевым словом «семья»: бабушка и прабабушка, папа и мама, дедушка, тети и дяди. Небольшие эпизоды незаметно вплетаются в основную сюжетную линию, но только стоит убрать их, и книга утратит половину своего очарования: «Сквозняк пронес по всем коридорам теплый дух жареного теста, и во всех комнатах встрепенулись многочисленные тетки, дядья, двоюродные братья и сестры, что съехались сюда погостить». Вся семья каждый вечер собирается на веранде, и это несказанно счастливое представление и ощущение детства самого автора и его героя: «Дуглас растянулся на сухих досках веранды, счастливый и умиротворенный, - голоса эти никогда не умолкнут, они будут вечно обволакивать говорливым потоком его тело, его сомкнутые веки, вливаться в сонные уши. «...» Как хорошо летним вечером сидеть на веранде; как легко и спокойно; вот если бы этот вечер никогда не кончался! Это - вечные, надежные обряды...».Как мастерски писатель подводит нас к неразрывной связи поколений, традициям, духовному наследию семьи. И все это вплетается в многообразное, живое, сказочное, знакомое каждому и как будто бы недосягаемое слово «детство».
Детство - это и дом, который может наделить героя «чудодейственной силой»: «Раз в неделю ему позволяли ночевать «...» в дедовской башне; он взбегал по темной винтовой лестнице на самый верх и ложился спать в этой обители кудесника, среди громов и видений, а спозаранку «...» он просыпался и приступал к заветному волшебству». Дуглас у Брэдбери - волшебник, он гасит уличные фонари и звезды в небе. И это создает атмосферу чудесного, светлого, что всегда в нашем понимании связано с детством.
2.Концепт «детство» раскрывается и через ассоциативный ряд. Все события, описываемые в романе, происходят летом. Беззаботное лето - один из самых красноречивых символов детства, который ассоциируется с каникулами, свободой, приключениями и новыми открытиями: «Впереди целое лето, несчетное множество дней - чуть не полкалендаря. Он уже видел себя многоруким, как божество Шива из книжки про путешествия: только поспевай рвать еще зеленые яблоки, персики, черные, как ночь, сливы. Его не вытащить из лесу, из кустов, из речки».
«Детство», по Брэдбери, это открытия. Не открытие ли осознать, что теннисные туфли - это что-то большее, чем просто обувь. Вот мысли главного героя: «Люди, которые мастерили теннисные туфли, откуда-то знают, чего хотят мальчишки и что им нужно. Они кладут в подметки чудо-траву, что делает дыхание легким, а под пятку - тугие пружины... Мир бежит слишком быстро? Хочешь его догнать? Хочешь всегда быть проворней всех? Тогда заведи себе волшебные туфли!» Теннисные туфли для героя романа - это побуждение не стоять на месте, двигаться вперед, действовать. И именно в детстве приходит понимание того, что в жизни что-то повторяется, а что-то случается впервые. И об этом своем озарении делится Дуглас с младшим братом: «Теперь я разделю лето на две половины. Первая в моем блокноте называется «Обряды и обыкновенности». Первый раз в этом году пил шипучку. Первый раз в этом году бегал босиком по траве. «...» Первый арбуз. «...» Первый сбор одуванчиков. Все это бывает из года в год, и мы про это никогда не думаем. Л вторая половина блокнота «Открытия и откровения». Или, может «Ощущения»?...Не являются ли эти открытия, откровения, ощущения главного героя теми капельками истины жизни, которые время от времени проскальзывают в наше сознание?
«Детство» - это и жизнь, и чудо: «Точно огромный зрачок исполинского глаза, который только что раскрылся и глядит в изумлении, на него в упор смотрел весь мир. И он понял: вот что нежданно пришло к нему, и теперь останется с ним, и уже никогда его не покинет. Я ЖИВОЙ,- подумал он». Дуглас осознает себя живым, не просто человеческим существом, одним из многих себе подобных, но живым человеком, который слышит, как растет трава, как пробивается свет сквозь листья деревьев, как дышит земля, как в унисон с этим разнообразным миром живет он сам. И он принимает в себя этот мир. Вбирая в себя все сразу: и цвет, и запах, и звук, и движение, и материал -Дуглас ощущает соприкосновение между своей душой и Вселенной в целом. Для такого соприкосновения нужно, разумеется, особое отношение к чуду как к чему-то, что реально присутствует в нашей жизни. И Рэй Брэдбери убеждён и убеждает в этом нас, что такое отношение к чуду возможно только в детстве.
3. Концепт «детство» раскрывается писателем и на уровне лингвокультурологического аспекта. Важным элементом является в романе «вино из одуванчиков». Эту домашнюю настойку готовит из года в год дед главного героя. Брэдбери так описывает удивительную настойку: « Вино из одуванчиков - пойманное и закупоренное в бутылки лето «...» Взгляни сквозь это вино на холодный зимний день - и снег растает, из-под него покажется трава, на деревьях оживут птицы, листва и цветы, словно мириады бабочек, затрепещут на ветру. И даже холодное серое небо станет голубым». Но вино из одуванчиков - это не только символ лета, солнца, детских радостей, это еще что-то такое, что всегда должно быть светлым, незамутненным, это сама жизнь, это тот опыт, что приходит с осознанием себя и мира, в котором живешь. «Каждый раз, когда мы разольем его по бутылкам, у нас останется в целости и сохранности кусок лета двадцать восьмого года», - такую запись сделает в своем дневнике герой романа, события романа датированы 1928 годом (самому писателю было в это время 8 лет). Значит, вино из одуванчиков - это воспоминание о минувшем, это память о прошлом, без чего мы не можем себя осознать в настоящем и представить в будущем.
В результате исследования языковых средств, которыми описывается и объективируется концепт «детство» в романе Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», мы пришли к следующим выводам:
Выводы.
Литература
Невидимое письмо
Сказка об одной Тайне
Есть в осени первоначальной...
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Весенние чудеса