учебный проект по физической культуры ученицы лицея 180 Пирожковой Марины. В проекте рассмотрены теоретические аспекты оздоровительного туризма и здорового образа жизни в целом, на основе этого разработан план уристического маршрута по Нижегородской области
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 338.81 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 180
г. Нижнего Новгорода
Учебный проект
Формирование ЗОЖ средствами туризма.
Выполнила: Пирожкова Марина,
ученица 11 а класс
Научный руководитель:
Сабирова Юлия Николаевна
учитель физкультуры
Нижний Новгород
2014
Содержание:
1.Введение
2.Мероприятия в рамках которых будет проводиться проект
3.Что такое ЗОЖ?
4.Формирование здорового образа жизни
5.Туризм
6.Детско-юношеский туризм и оздоровление
7.Развитие системы детско-юношеского туризма
8.Туристический маршрут на байдарках. Лух - Клязьма (215 км).
9.Вывод
10.Литература
Подростковый возраст – это яркая ступень в жизни каждого человека и от того, как прошел этот период, кто был рядом с подростком, зависит то, каким человеком станет сегодняшний ребенок.
В связи с тем, что за последние годы увеличилось число детей, поступающих в нашу школу с различными заболеваниями и проблемами физического психического развития, я считаю одним из приоритетных направлений своей работы оздоровление подростков средствами туризма. Народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова», «Здоровью цены нет». Здоровый ребёнок – это здоровая нация будущего. Вырастить ребёнка крепким, сильным, здоровым – это желание каждого взрослого.
И именно поэтому я решила создать проект о создании и реализации проекта «Формирование основ здорового образа жизни средствами туризма».
Новизна проекта заключается в том, что внедряя в практику туристическую деятельность, у детей формируются нравственные качества, познаётся окружающий мир, укрепляется здоровье.
Нам самим Господом дана возможность жить в благодатном, богатом крае и это привело нас к реализации проекта.
Актуальность данного проекта определяется фактором существования проблем, отрицательно влияющих на воспитание и развитие дошкольников:
• падение уровня физического и духовного здоровья детей, тесно связанных с социальными факторами;
• недостаточное использование возможностей социума в целях оздоровления детей;
• отсутствие должного внимания семьи к нравственному здоровью школьников, воспитание у них толерантных качеств, что вызывает трудности в их социальной адаптации, отражается на физическом здоровье (увеличивается количество заболеваний нервной системы) ;
• обострение экологической проблемы в мире, влияющей на здоровье нации.
Цель проекта:
- Создание благоприятных условий для воспитания у детей устойчивых навыков здорового образа жизни, формирование гармоничного человека – личности с активной жизненной позицией.
- Совершенствование форм оздоровления детей средствами физической культуры, спорта и доступными видами туризма. Укрепление физического, психического, эмоционального здоровья школьников.
- Воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому малой родины, формирование системы краеведческих знаний, активизация познавательного интереса.
- Воспитывать гуманные отношения к природе, учить детей правильно строить взаимоотношения с объектами окружающего мира.
Задачи:
- изучить научно – методическую литературу по проблемам;
- разработать и внедрить методические рекомендации для педагогов и родителей по оздоровлению детей, средствами физической культуры, спорта и доступными видами туризма;
- создать условия для укрепления физического и психического здоровья воспитанников, используя возможности социума.
Проект «Формирование основ здорового образа жизни средствами туризма » предполагает совместную работу школы с семьёй, социумом по вопросам здраво-творческой работы.
Реализация данного проекта поможет объединить усилия педагогов, родителей, заинтересованных организаций.
Ожидаемые результаты:
-Создание юношеского тур.клуба
- снижение заболеваемости до уровня краевого показателя;
- повышение уровня знаний об окружающем мире;
2.Мероприятия в рамках которых будет проводится проект
Первый этап – подготовительный
рассчитан на три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь). Его цели: привлечение внимания педагогов, медицинских работников, родителей, общественности станицы к проблеме оздоровительной работы с детьми школьного возраста, создание материальной базы, творческой группы.
Этому будет способствовать выпуск стен – газет, плакатов, оформление стендов, послужит привлечению внимания общественности к проблемам здоровья детей, здорового образа жизни в семьях и здраво-творческой работы в социуме.
Октябрь – это первый месяц первичной диагностики детей специалистами: медицинской сестрой, инструктором ФК, логопедом. По итогам диагностики разрабатываются : общие и индивидуальные формы работ с детьми по оздоравливанию и развитию, индивидуальные карты развития на воспитанников с проблемами здоровья, создание условий для физического и психологического комфорта пребывания детей, вносятся коррективы в планы работы педагогов и специалистов
Второй этап – Основной.
В ходе реализации части проекта будет организована здраво – творческая работа с детьми, цель которой повышение уровня их здоровья, приобретение навыков толерантного общения, адаптации в социуме. С этой целью привлекается детский врач – педиатр. Его рекомендации помогут педагогам спланировать и проводить работу по укреплению физического здоровья воспитанников, корректировать её. По итогам медицинского осмотра и первичной медицинской диагностики медсестрой и воспитателями ДОУ будет составлен банк данных по каждому ребёнку с учётом групп здоровья для того, чтобы эффективнее выстроить оздоровительную работу с данной категорией воспитанников и отслеживать её результаты.
На формирование у школьников физического и нравственного здоровья Планируется проводить занятия в разных формах, используя ведущие виды детской деятельности: игру, познавательную, двигательную и другие. Большой эмоциональный заряд несут в себе праздники и развлечения. Поэтому будут разработаны сценарии спортивных праздников, соревнований, утренников, посвящённых календарным датам. Особое внимание будет уделяться детскому туризму. Комплекс занятий – сказок, занятий – игр, цель которых – воспитание у детей навыков здорового образа жизни. Все эти мероприятия планируются проводить с семьями воспитанников. В августе месяце планируем проанализировать результаты всей работы реализации проекта и по её итогам провести заключительную конференцию, на которой довести до всех практические результаты реализации данного проекта, осветить трудности и наметить пути дальнейшей работы.
3.Что такое ЗОЖ?
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения
Купание в проруби (моржевание), Польша.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума
Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функцийдля активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья
4.Формирование здорового образа жизни
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.
Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом, хотя само понятие «здорового образа жизни» однозначно пока ещё не определено. По оценкам специалистов, здоровье людей зависит на 50–55 % именно от образа жизни, на 20 % — от окружающей среды, на 18–20 % — от генетической предрасположенности, и лишь на 8–10 % — от здравоохранения
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения (например, медико-биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума
Занятия физкультурой — одна из основных составляющих здорового образа жизни
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья
5.Тури́зм — временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника
Человека, совершающего такое путешествие, называют туристом.
Проблема определения термина «туризм»
Дать краткое и при этом полное определение понятию «туризм», из-за многообразия выполняемых им функций и большого числа форм проявления, довольно сложно. В процессе развития давались различные толкования этому термину и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Базовыми критериями для определения «туризма» являются :
Изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания.
Пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев).
Оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
Современный туризм невозможен без деятельности по производству туристического продукта: специальной одежды, снаряжения, отелей, экскурсионных бюро, транспорта и т. д. и т. п. Однако в предлагаемых ныне определениях эта деятельность не отражается.
6.Детско-юношеский туризм и оздоровление
В России сложилась общественно-государственная система управления. Со стороны государства это Росспорт, Министерство образования и другие органы которым непосредственно поручено заниматься с детьми, школьниками, молодёжью и населением в целом. Кроме того в управлении на уровне обеспечивающих подсистем существуют государственные организации типа МЧС, Министерство природы, Агентство по туризму и т. п., а также законодательный блок в составе Совета федерации и Думы РФ. Со стороны общественности головной организацией по развитию СТ является ТССР-Туристско-спортивный союз России (Федерация спортивного туризма), Российский центр ДЮ туризма — это дети, а также организация более широкого профиля — это Всероссийское народное туристическое общество (ВНТО).
Ежегодное постановление Правительства России об организации летнего отдыха рекомендует исполнительным органам субъектам Российской Федерации развивать детский туризм как мощное средство воспитания детей. Юношеский туризм является частью допризывной подготовки юношей, включён в возрождённый комплекс ГТО — «Готов к труду и защите Отечества».
Детям, юношам и девушкам, достигшим высоких результатов и выполнившим нормативы и требования как в индивидуальных соревнованиях, так и в составе команд, присваиваются спортивные звания и разряды. Государственные органы или по его поручению учреждения дополнительного образования, имеющее государственную аккредитацию, или общественное объединение выдают документы о спортивном звании или разряде.
7.Развитие системы детско-юношеского туризма
Элементы системы детско-юношеского туризма:
детский спортивно-оздоровительный туризм (слёты и соревнования, походы и экспедиции, подготовка общественного актива для клубной работы и проведения лагерей)
музейная педагогика,
краеведческая работа, в т.ч. природоохранная, экологическая
эскурсионная работа,
лагерное дело (туристские палаточные лагеря, каникулярные познавательные и оздоровительные программы).
Сочетание этих элементов на местах, в учреждениях, в общественных организациях даёт свое неповторимое качество и содержание туристской работы с обучающимися.
С 1991-1994 года в связи с макроэкономической ситуацией и распадом страны СССР произошло сворачивание системы детско-юношеского туризма. Значительное количество местных и региональных центров, станций юных туристов было закрыто или объединено с центрами других профилей, объёмные показатели деятельности системы резко упали. Однако потребность в содержательном и активном отдыхе, в воспитании и социализации детей, несмотря на значительное падение рождаемости детей в 1994-2012 году, как объективные потребности общества позволили доказывать свою жизнеспособность элементов системы детско-юношеского туризма, иногда обращая на себя внимание государственных руководителей (президент, премьер-министр, министры).
8.Туристический маршрут на байдарках
Лух - Клязьма (215 км).
с.Лух - Мыт (30 км) - Мугреево-Никольское (38 км) - Талицы (22 км) - Фролищи (50 км) - Клязьма (53 км) - Гороховец (22 км).
Июль - август;
8,5 балла.
Схема
Один из лучших речных маршрутов европейской части страны, которому свойственно все очарование средней полосы России.
От ст. Вичуга, на которую поезд Москва - Кинешма прибывает утром, автобусом следует доехать до большого старинного села Лух. Автостанция в Вичуге находится у вокзала, расстояние до села Лух - 35 км по асфальтированной дороге, отправление автобуса согласовано с прибытием московского поезда. В с. Лух есть памятники старины; здесь находилось родовое поместье известного русского инженера, изобретателя дуговой сварки Н.Н. Бенардоса.
От конечной остановки автобуса до берега реки около 200 м. Здесь ширина Луха 15 - 20 м, в русле водоросли, у берегов заросли тростника, вода прозрачная, течение медленное, лесов, как и препятствий движению, нет. Первое сравнительно удобное место для стоянки встретится примерно в 15 км ниже с.Лух, у рощи на возвышенном левом берегу. Далее на пути - интересное большое село Мыт; удобные места для стоянок есть лишь в 6 - 7 км ниже Мыта. Здесь берега реки низкие, луговые, у воды заросшие тростником или камышом; долина реки широкая, лес обычно вдали от берега, издалека видны церкви редких здесь сел. Следующее удобное место для стоянки - в лесу на левом берегу, 20 км ниже. На этом участке Луха есть заповедная зона вдоль правой протоки. От Дмитровского характер реки несколько меняется: берега становятся сухими, но леса по-прежнему мало. После с.Лукино река входит в зону знаменитых Гороховецких лесов и резко меняет спой характер: берета одеааются сплошными сосново-дубовыми лесами, на излучинах пляжи, в русле коряги. От Талиц (куда можно доехать местным поездом из Балахны) до Фролищ - самый глухой и живописный участок реки. Во Фролищах сохранились постройки известного в прошлом монастыря, используемые пока не по назначению. Здесь можно попытаться пополнить запас продуктов либо вообще закончить путешествие (из Фролищ на ст. Ильино Нижегородской ж.д. ходит местный поезд), однако лучше его продолжить до Гороховца. Лух все так же течет в песчаном русле среди сосново-дубовых лесов, которые покидают берега реки лишь за несколько километров до впадения в Клязьму. Клязьма имеет ширину до 100 м; левый берег - пологий, правый занимают местами поросшие лесом Вязниковско-Гороховецкие высоты. Здесь - былинные края Святогора и Микулы Селяниновича. Стоит подняться на один из холмов правобережья Клязьмы, чтобы полюбоваться открывающейся панорамой. До самого горизонта на равнинном левобережье простираются бесконечные леса; в туманной дымке угадывается и лесистый холм Фролищ.
Путешествие заканчивается у моста в старинном купеческом Гороховце, уютно расположившемся вдоль берега Клязьмы у подножия гряды поросших сосновым лесом холмов. Гороховец богат памятниками гражданской и церковной архитектуры. Отсюда, из центра вблизи моста, на одноименную железнодорожную станцию (до которой 8 км) ходят автобусы. Со станции пассажирским поездом можно уехать в Москву, Иваново, Петербург, а пригородной электричкой - в Н.Новгород.
(схема маршрута)9.Вывод:
Выполнив данный проект, я могу еще раз с уверенностью сказать, что туризм, а именно пешие походы и водные, не только полезны для здоровья, но и положительно влияют на системы человека, особенно нервную. Если Вы хотите успокоиться, установить внутреннюю гармонию, и укрепить свое здоровье, то смело отправляйтесь в поход.
10.Литература
Воронов Ю.Б. "100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке". М., "Мир", 1993.
А. А. Остапец. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся: Методические рекомендации.
Основные концептуальные аспекты системы развития спортивного туризма
Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: научная диссертация
Концепция развития спортивно-оздоровительного туризма в РФ на период до 2005 года
Туристский поход как урок жизни для детей. Интервью Юрия Константинова, вице-президента Академии детско-юношеского туризма и краеведения, доктор педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации. — РИА.Туризм
Заяц, косач, медведь и весна
Философские стихи Кристины Россетти
Цветок или сорняк?
Шелковая горка
Лавовая лампа