Работа посвящена изучению особенностей национального костюма сибирских татар, а также реконструкции элементов национальной одежды XVIII-XIX вв.
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnyy_kostyum_sibirskikh_tatar.doc | 958 КБ |
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска
«Средняя общеобразовательная школа № 135»
Секция «История народного костюма»
Руководители:
Бережная Ольга Николаевна,
учитель истории,
Аминова Закия Хабибовна,
учитель русского языка и литературы.
Автор:
Морозова Валерия,
ученица 11-3 класса.
Консультант:
Алеева Гуфия Абдрахмановна,
пенсионерка, бабушка Валерии.
Омск – 2014 год.
Национальный костюм сибирских татар
Авторы проекта:
Бережная Ольга Николаевна, руководитель проекта, учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «СОШ № 135» высшей категории,
Аминова Закия Хабибовна, руководитель проекта, учитель русского языка и литературы.
Морозова Валерия Игоревна, ученица 11-3 класса БОУ г. Омска «СОШ № 135».
Консультант:
Алеева Гафия Абдрахмановна, активная пенсионерка, бабушка Морозовой Валерии, ученицы 11-3 класса; в прошлом – руководитель ансамбля национальной татарской культуры, много лет сотрудничает со школой № 135, в которой обучалось не одно поколение ее внуков.
Приложения: диск с мультимедийной презентацией.
Описание:
Цель проекта: формирование у школьников эмоционально положительного принятия своей этнической идентичности; уважения к другим народам России и принятия их, межэтнической толерантности, готовности к равноправному сотрудничеству.
Задачи:
Литература(из личной библиотеки Алеевой Г.А.):
Этапы проекта:
1-й этап: анкетирование школьников.
На этом этапе выявляется этнический состав обучающихся школы, и определяются этнические группы в процентном соотношении. Формируется группа активистов из числа школьников, их родных и учителей.
2-й этап: изучение.
На этом этапе изучаются национальные особенности сибирских татар, как коренного населения Сибири, составляющего около 30% всего состава обучающихся. Ведется работа по изучению истории и современного состояния национального костюма, по поиску его элементов.
3-й этап: практический.
Разрабатывается сценарий музыкально-театрализованного представления национального костюма. Непосредственный показ для обучающихся школы. А также награждение наиболее активных участников проекта.
Возможности использования в образовательном процессе:
Результаты:
Исследовательская часть проекта:
Бытует мнение, что татары – один народ и у них общий язык и культура. Однако сибирские татары – это отдельная этническая группа, населявшая территорию Сибири задолго до прихода русского населения.
Сибирские татары имеют свои историко-культурные традиции, свой национальный костюм, кухню и свой язык. Но своей письменности у сибирских татар нет по сей день, поэтому после Октябрьской революции сибирские татары обучались и писали на казанском татарском языке. Сибирские татары бережно хранят свой национальный язык, и создание собственной письменности остается актуальной проблемой и сегодня. Именно на языке сибирских татар написан гимн Сибири, который используется в проекте.
Национальный костюм сибирских татар сегодня достояние истории, но нет такой татарской семьи, в которой бы не хранились предметы национальной одежды, бережно украшенные национальными узорами и украшениями с национальной символикой.
В нашей школе обучается около 30% потомков семей сибирских татар, где хранителями национальных обычаев и традиций являются старшие поколения. Однако в наше время и молодежь активно включается в процесс сохранения и восстановления культурно-исторических традиций своих этносов.
И это очень важно, поскольку мы должны не только знать особенности национальных культур народов, населяющих Россию и наш родной край, но и учиться уважать историю и культуру малых этносов, если хотим жить в цивилизованном, духовно богатом и демократическом мире, основанном на взаимном уважении, понимании и сотрудничестве. Разные культуры обогащают наш мир и нашу жизнь, делают их ярче и интереснее.
В Омске и Омской области проходит много мероприятий, посвященных национальным праздникам и традициям. В нашей школе тоже ведется такая работа. В 2008 г. у нас прошел фестиваль национальных культур «Мы все твои дети, Сибирь!», в котором наша школа заняла 1 место. В 2011 г. мы стали победителями окружного конкурса этнотеатральных проектов, а в 2012 году мы участвовали во II Всероссийском конкурсе этнотеатральных проектов «Озарение», где заняли 3 место.
В настоящее время мы продолжаем работу по возрождению и сохранению национальных традиций народов Сибири, представители которых обучаются в нашей школе.
Народному костюму отводится особая роль, как своеобразному синтезу материальных и духовных начал, в котором отражаются моменты этнической истории, его этнокультурные установки и межэтнические контакты, конфессиональная принадлежность.
Основные элементы народной одежды издавна были общими для всех групп татар. С принятием ислама народная культура (в том числе костюм) находилась в сфере влияния общеисламских традиций, но сохраняла свою самобытность и уникальность. Национальный костюм сибирских татар мало отличался от общенационального, но отличить его было возможно по преимущественному использованию меховых элементов, золотого шитья и монет.
Мужская одежда. Традиционная одежда мужчин отличалась заметным разнообразием и относительной свободой выбора форм. В ней сочетались длинные и короткие формы стана, рукавов, различные формы воротника. В зависимости от материальных возможностей, сезона и функционального назначения ее шили из фабричной (хлопчатобумажной, шелковой, шерстяной) ткани, из холста и сукна домашней выработки, меха.
Основу мужского традиционного костюма составляет рубаха – кулмэк и штаны – ыштан, сшитые из сравнительно легких тканей. Рубаха была исключительно глухой (распашной нательной одежды у татар не было). Вплоть до середины XIX века туникообразная рубаха с центральным грудным разрезом была единственной и общераспространенной. От подобных рубах соседних народов, татарская рубаха отличалась длиной и шириной. Она шилась очень свободно, до колен, с широкими и длинными рукавами и никогда не подпоясывалась. В быту использовались рубахи с воротником-стойкой, а на свадебных рубахах – кияу кулмэге из белой ткани были отложные воротники.
Мужские головные уборы делятся на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним головным уборам относится тюбетейка – тубэтэй, представляющая собой небольшую на макушке шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки – бурек, войлочные шляпы – тула эшлепэ, ритуальные уборы – чалма.
Наиболее ранние верхние уборы представляли собой круглые «татарские», конусообразной конструкции шапки, кроенные из четырех клиньев с меховым околышем – камалы бурек, которые носили и русские. У горожан чаще были распространены цилиндрические шапки с плоским верхом и твердым околышем из черного каракуля – кара бурек, из серой бухарской мерлушки – данадар бурек.
Женская одежда по многообразию составляющих ее элементов и в деталях более разнообразна по сравнению с мужской. Она различалась не только функционально, но и по возрастному принципу (одежда девушек, молодых и старых женщин). В ней больше заметны территориальные особенности кроя и декоративно-художественного оформления. Во второй половине XIX века эти особенности и в женской одежде все больше уступают место общенациональным. В число элементов нижней одежды входят рубаха, нижний нагрудник – кукрэкче и штаны. На всей территории России эти элементы имеют практически общие покрои и названия, что свидетельствует об их архаичности.
Рубаха служила нательной одеждой и платьем. Женщины, особенно в городах, под платье нередко надевали нижнюю рубаху – эчке кулмэк, сшитую из более легкой ткани и с короткими рукавами, без воротника. По принципу кроя все многообразие женских рубах, так же как и мужских, можно разделить на два типа: рубаха туникообразного кроя и рубаха со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.
Женская туникообразная рубаха идентична мужской, что вообще характерно для древних форм одежды. В отличие от мужских, женские рубахи шились длинными, почти до щиколоток.
Штаны – неотъемлемый элемент традиционной нижней одежды женщин. Основные их типы – «штаны с широким шагом» по крою аналогичны мужским. По цветовому предпочтению женские штаны были однотонными, из крашенины (темно-красные, синие).
Передники – алъяпкыч, алчупрэк, алъяпма также являются весьма примечательной принадлежностью женских и девичьих комплексов одежды, особенно конца XIX – начала XX вв. Узорчатые домотканые передники носили поверх рубахи.
Традиционными головными уборами татарок были разнообразной формы волосники, покрывала и шапки. Девичьи головные уборы имели одну отличительную особенность: они, как правило, имели шапкообразную или калфокообразную конструкцию и надевались без волосника. Волосы, заплетенные в две косы, располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным девичьим украшением, а позже – легким фабричным платком.
Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих они призваны были закрывать не только голову женщины, но и шею, плечи, спину. Нижние головные уборы (волосники) представляют собой наиболее интересный, хотя незаметный на первый взгляд элемент. Волосники призваны были собрать и закрыть волосы, и поэтому их формы в значительной степени связаны с практической. Волосники состояли из шапочки или чехла и накосника или представляли собой цельный продолговатый кусок ткани, верхнему краю которого придавалась форма чепца.
Традиционными цветами костюма сибирских татар являлись зеленый, синий и фиолетовый, в отличие от костюма татар других регионов. Использовались желтый и белый цвета, но гораздо реже и, в основном, с появлением фабричной продукции. Это объяснялось суровостью климата и небольшим количеством солнечных дней в Сибири. Преимущественным отличием было и использование большого количества меха и тяжелых тканей, что опять-таки было связано с климатическими и природными особенностями Сибири.
Во второй половине XIX века территориальные особенности татарского национального костюма все больше уступают место общенациональным. Особенностью национального костюма сибирских татар остается преимущественное использование золотого шитья и монет для украшения нарядов.
На фото: Гафия Абдрахмановна Алеева с участниками татарского ансамбля на празднике национальных культур в Омске.
Солнечная система. Взгляд со стороны
Снеговик
Ёжикина Радость
Сказки пластилинового ослика
Рисуем подснежники гуашью