Исследовательская работа «Влияние занятий спортом на стрессоустойчивость подростков» является актуальной, материал носит проблемный характер. В данной работе отражено современное состояние проблемы формирования стрессоустойчивости у подростков как условия укрепления здоровья, уверенности в себе и своих силах, способности ставить цели и с успехом решать поставленные задачи.
Занятия спортом являются дополнительным источником стресса для растущего организма подростка, а вместе с тем, эффективным средством укрепления функциональных систем, самовоспитания личности. Спорт предъявляет к личности подростка высокие требования к владению приемами саморегуляции и эмоциональной устойчивости. Поэтому развитие стрессоустойчивости должно происходить параллельно с тренировками и спортивными достижениями.
Данная работа имеет практическую ценность, полученные результаты могут быть использованы классными руководителями в воспитательной работе с детьми и подростками. Предложенные в работе практические рекомендации могут быть полезны для учителей физической культуры и тренеров.
Вложение | Размер |
---|---|
stressoustoychivost.doc | 143 КБ |
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6 имени К. Минина»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«Влияние занятий спортом на стрессоустойчивость подростков»
Выполнила ученица 10 «Б» класса
Лебедь Анастасия
Научный руководитель
Хохлова Елена Михайловна
Г. Балахна
2014г.
Оглавление
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса и стрессоустойчивости личности в спорте
1.1 Основные концепции стресса и стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Проблема стрессоустойчивости личности спортсмена
1.3 Психологические особенности подросткового возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом
2.1Организация исследования
«Человек страдает не столько от
того, что происходит, сколько от
того, как он оценивает то, что
происходит».
Монтень
Актуальность исследования. Психология - наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Одним из показателей психологических особенностей личности является стрессоустойчивость.
В последние годы значительно возрос интерес к вопросам, связанным со стрессом и механизмами формирования стрессоустойчивости человека в Отечественные исследователи проблемы стресса с позиции системного подхода и категории деятельности считали стрессоустойчивость необходимой характеристикой целостного процесса адаптации и связывали ее с регуляцией эмоциональных состояний, что означает способность быть эмоционально стабильным или психически устойчивым различных профессиях.
Стрессоустойчивость связывают с надситуативной активностью, поисковой активностью, сопротивляемостью, смыслопорождением, творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам, выносливостью (жизнестойкостью).
В значительной степени изучена и широко представлена в научной литературе роль физиологических и психологических предпосылок в становлении устойчивости к стрессу. В ряде работ показана возможность целенаправленного ее формирования путем практического применения методов и приемов произвольной психической саморегуляции. В психологии и психофизиологии стрессоустойчивость исследуется как свойство личности, способствующее высокой продуктивности деятельности в экстремальном пространстве.
Подростковый возраст - это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность - в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в иное знание. Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой ими деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами спорта, творчества и другое).
В дни грандиозного спортивного события Олимпийских игр просто невозможно не думать и не говорить о спорте.
Изучение характера воздействий спорта на человека является важной и актуальной проблемой исследования спортивной деятельности. До сих пор остается открытым вопрос: влияют ли занятия спортом на личностные характеристики индивида или индивид с определенными личностными свойствами изначально имеет предрасположенность к тому или иному виду спорта? Несомненно, занятия спортом оказывают определенное влияние как на деятельность вегетативных органов и систем, так и на психологические особенности личности. В то же время для достижения высоких спортивных результатов существенное значение имеют индивидуальные особенности нервно-психической сферы спортсмена, которая характеризуется спецификой темперамента и приобретенным жизненным опытом в процессе воспитания и обучения, а также рядом других факторов, которые в целом определяют личность спортсмена.
Вместе с тем, проблеме изучения стрессоустойчивости у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом, отводилось недостаточно внимания. Поэтому данная исследовательская работа является актуальной, особенно, в расширении представлений об особенностях реагирования на стресс спортсменов подросткового возраста.
Объект исследования: стрессоустойчивость подростков-спортсменов.
Предмет исследования: влияние занятий спортом на стрессоустойчивость подростков-спортсменов.
Цель исследования: исследовать психологические особенности на примере стрессоустойчивости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом.
Гипотеза исследования: показатели стрессоустойчивости и саморегуляции у подростков-спортсменов выше, чем у подростков, не занимающихся спортом.
Задачи исследования:
стрессоустойчивости личности в спорте;
Методы исследования: методы теоретического анализа и синтез научной литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение имеющихся представлений по данной проблеме, беседа, тестирование.
Экспериментальная база: МБОУ «СОШ№ 6» г. Балахны Нижегородской области. В исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте 14-16 лет, из которых в экспериментальную группу вошли 10 спортсменов и 10 подростков, не занимающихся спортом.
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы стресса и стрессоустойчивости личности в спорте
1.1 Основные концепции стресса и стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии
Понятие «стресс» давно перестало быть только научным термином. Современные условия существования, внешние (средовые) эколого-географические, социально-экономические, политические и внутренние (индивидные) факторы превратили стресс в повседневную действительность жизни человека. Соответственно, стали востребованы исследования, позволяющие обосновать технологии повышения стрессоустойчивости личности и разработку мер эффективного снижения стрессового воздействия на человека. Однако отсутствие комплексного подхода к указанной проблеме затрудняет обоснование физиологических механизмов, лежащих в основе этой устойчивости на системном и межсистемном уровнях. Развивающиеся при стрессе нарушения в деятельности многих специфических систем, испытывающих действие стрессора, а также изменения состояния центральных координирующих механизмов, обусловливающие активацию стресс-реализующих и лимитирующих систем, приводят к ограничению приспособительных возможностей к условиям среды[2, с. 101].
Поэтому актуальность изучения стресса как особого психологического и психофизиологического феномена не вызывает сомнения. Анализ основных концепций стресса как фундаментальной научной проблемы, подчеркивает необходимость рассмотрения истории и современного состояния исследований в зарубежной и отечественной психологии, описания понятия, сущности и классификации факторов стресса.
В переводе с английского языка слово «стресс» означает «нажим, давление, напряжение». Психологический словарь даетследующее толкование стресса: «состояние напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий» [3,с. 124]. Первооткрыватель стресса Г. Селье дал ему следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование». Проводя свои исследования, он случайно обнаружил явление, которое назвал синдромом общей адаптации (general adaptation syndrome – GAS), а десять лет спустя в его работах появился сам термин «стресс» [1,с.145].
Понятие «стресс» уже прочно вошло в повседневную жизнь людей. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. Также в литературе отмечается, что стресс необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Стресс это универсальная реакция мозга и тела, которая помогает преодолевать любые препятствия: болезни, выпускные экзамены, спортивное соревнование или важное деловое интервью.
Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (попадание в аварию, «провал» на экзамене и т.п.). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют «эу-стресс» – от греческого «еу», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму – они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки.
В настоящее время термин «стресс» используется для обозначения целого ряда явлений:
• сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
• сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;
• сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода;
• неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающих интенсивные появления адаптационной активности;
• неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающие при любых реакциях организма.
В связи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, два варианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) и психоэмоциональный (второсигнальный) (Т. Кокс) [7, с. 219].
Необходимость учета функциональных состояний человека в профессиональной деятельности как факторов обеспечения надежности его деятельности и сохранности личностного и профессионального благополучия признается отечественными и зарубежными учеными [10, с. 73].
Доказано, что переживание острых и хронических стрессовых состояний приводит к снижению надежности деятельности, ее продуктивности, быстродействию, качеству работы и может быть причиной аварий и травм [16, с. 92].
В связи с этим достаточно актуальным является вопрос изучения внутренней структуры психологических предпосылок, препятствующих развитию функциональных состояний (в первую очередь, отрицательных функциональных состояний, стрессовых состояний) в профессиональной деятельности.
Следует отметить, что особое значение в исследованиях проблемы стресса в профессиональной деятельности приобретают личностные и субъектные ресурсы профессионала, позволяющие ему преодолевать стресс и эффективно работать, несмотря на развитие стресса.
Роль личностных особенностей в процессах развития и воздействия стресса на человека исследована в целом ряде разнонаправленных работ в отечественной и зарубежной психологии [18, с. 6].
Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется, прежде всего, индивидуальными особенностями личности. Условно выделяют два типа людей: А – подверженных стрессу, Б – устойчивых к стрессу лиц. У представителей типа А чаще наблюдается выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Тип Б – это люди, легко относящиеся к жизни, спокойные, не делающие трагедий из кризисных ситуаций. Как и все попытки разделить людей на две категории, деление на тип А и Б – нереально. Все люди имеют черты этих двух типов в той или иной степени. Тем не менее, если человек чувствует, что подвержен стрессу, необходимо обратиться к способам нормализации своей реакции на стресс.
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (П.Б. Зильберман) [3, с.116 ].
1.2 Проблема стрессоустойчивости личности спортсмена
Профессиональный стресс - это многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).
Стрессоустойчивость - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д. [6, с. 58].
Проблемами психического стресса и стрессоустойчивости в спорте занимались Б.А. Вяткин, Ф. Генов, Е. Генова, Л.Д. Гиссен, О.В. Дашкевич, Р.М. Загайнов, В.Л. Марищук, А.Ц. Пуни, А.В. Родионов, Н.А. Худадов, Н.М. Ванек, В. Гошек, О. Микшик, И. Руисел, М. Махач, П. Кунат, Р. Фрестер, Б. Шелленбергер, Р. Матезиус, С. Димитрова, М. Эпуран, Ю. К. Моску, Л. Лазаревич, В. Параносич и др. [22]. В исследованиях некоторых учёных отражены различные подходы к изучению стресса и тревоги в спорте (Б.А. Вяткин, В. Гошек, Б. Карольчак-Биернацка, Ч.Д. Спилбергер, А.В. Мальчиков, В.Л. Марищук, В.Э. Мильман).
Основной акцент в этих работах делается на личностных детерминантах стресс-реакций у спортсменов, глубине и выраженности этих стресс-реакций [15, с. 8].
В соответствии с представлениями о стрессе развивалась и проблема стрессоустойчивости, которая в психологической науке рассматривается как необходимая характеристика целостного процесса адаптации (А.А. Баранов, В.М. Генковска, Л.Г. Дикая, В.Г. Норакидзе, Н.Д. Левитов, В.И. Моросанова, О.А. Конопкин, К.К. Платонов, Я. Рейковский и др.). Понятие стрессоустойчивости в спорте в основном сводится к понятию эмоциональной устойчивости. М.В. Грицаенко в своем исследовании эмоциональную устойчивость определяет как системное качество личности, приобретаемое индивидом и проявляющееся в напряженной деятельности, эмоциональные механизмы которой получают свою определенность в структуре системы саморегуляции [9, с. 58].
Пристальное внимание спортивные психологи направляют на поиски средств борьбы с отрицательным стрессом (Ю.Л. Ханин, Ю.А. Коло-мейцев, Н.А. Худадов, Е.Б. Самсонов и др.). Как правило, исследователи в спортивной психологии часто вместо понятия стрессоустойчивость используют толерантность к стрессу, которая формируется на базе определенных личностных свойств [5, с. 4].
Антистрессовую устойчивость О. П. Карпова [22] понимает как результат развития адаптации, вследствие которой организм приобретает новое качество, а именно адаптацию в виде резистентности, устойчивости к стрессорному влиянию, тренированность, новые навыки.
Стрессоустойчивость во многом определяют индивидуальные особенности и стиль мышления личности спортсмена в стрессогенных условиях (И.В. Харитонова, К.В. Павлов, Ц.П. Короленко) [26].
Итак, анализ научной литературы с позиции различных подходов к определению понятия стрессоустойчивость позволил сформулировать феномен и выяснить его функциональную структуру в общей архитектуре психологической системы деятельности.
1.3 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст - это целая эпоха в жизни человека, период колоссальных изменений в физиологии, психологии, в социальном статусе, в формах поведения. Подростковый возраст начинается с завершением детства и кончается у границ юности. В психологической литературе подростковый возраст определяется как кризисный, трудный, переходный. Его кризисность и трудность - в резком взрослении, в скачке из детства в иную возрастную фазу, в иное знание. Подросток сталкивается с неведомыми ему ранее противоречиями во взаимоотношениях между людьми, в которых он теряется, он обнаруживает в себе чувства и побуждения, перед которыми беззащитен. Подросток хрупок и силен, уязвим и опасен, он равно доступен и добру и злу. Он легко и доверчиво привязывается, но может внезапно оборвать самые, казалось бы, прочные связи. Он нуждается в любви, но берет гораздо больше, чем дает.
Подростковый возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Под физическим развитием ребенка понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи. Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды[3, с. 128].
Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков – несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
В подростковом возрасте происходит ряд психологических перемен, таких как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера привлекало, сегодня становится неинтересным.
Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму. Потеряв прежние интересы, и не обретя новых, подросток временно утрачивает связи со средой, с окружающими людьми и может ощущать себя очень одиноким[30, с. 68].
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их послушный ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает пора кризисной ситуации – «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Многие трудности и проблемы подростка объясняются главным противоречием его развития - движением к обособлению и социализацией. Эти взаимосвязанные процессы проходят нелегко: чаще всего они драматичны и для подростка, и для окружающих его людей. Отношение подростков к взрослым противоречиво: подросток стремится быть независимым от оценок и суждений взрослого, от его воли и власти над собой, от контроля и опеки, и в то же время взрослый необходим подростку как советчик, старший товарищ, любящий родитель, знающий учитель. Смысл процесса обособления - в поиске подростком своей автономии. Человек автономен настолько, насколько он осознает свое личное пространство, его границы, способен соотнести свою автономию с автономией другого человека. Тот, кто автономен, не допускает нарушения границ не только своего личного, но и физического пространства. Лучше всего представить автономию как уважение своего (и других) права на особую частную жизнь[46,с.216].
Исследования внутреннего мира подростков показывает, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят большие сложности в развитии и становлении. В этом возрасте важное значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. [36, с. 108].
Значение общения в жизни подростков огромно и продолжает расти, от него все в большей мере зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни и, наконец, личное счастье каждого. [38,с.91].
Общество сверстников - это и важный канал информации, и вид эмоционального контакта, и опыт совместной деятельности и межличностных отношений, которые вырабатывают у ребенка необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с обще-ственными; формируют сознание групповой принадлежности, солидарно-сти, товарищеской взаимопомощи, что не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Ведь одна из особенностей подросткового возраста состоит в том, что у ребенка существует объективная потребность во внимании со стороны учителей, родителей и особенно сверстников, потому что в этот период именно эта группа является наиболее значимой (референтной).
Подросток пытается каким-либо образом выделиться в этой группе, приобрести авторитет, почувствовать свою важность, т. е. проявить себя как лидер. Но выйти вперед и встать во главе других - значит стать ответственным не только за себя, но и за тех, кого ведет, за то дело, которое организовывает, что способствует формированию лидерских качеств - инициативности, коммуникабельности, способности к самостоятельному выбору. Лидерами не рождаются, ими становятся; личность воспитывается и формируется в течение всей жизни, а подростковый возраст является одним из важных периодов в становлении личности человека. Подросток находится на распутье, во многих есть задатки лидера, но не у каждого есть возможности и способности для того, чтобы развить и закрепить их самостоятельно[30,с.242]. Именно занятия спортом помогают решить эту проблему.
Подросткам быть спортсменом сложно: наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертата, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, спортсмен проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него спортивном мире.
Реализация этой задачи требует разрешения главного противоречия, лежащего в основе духовного развития человечества - между необходимостью усвоить спортивный опыт и знания предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать и. следовательно, не разрушать и отбрасывать, а обогащать и развивать - с другой.
Глава 2. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом
2.1 Организация исследования
Эмпирическое исследование стрессоустойчивости у спортсменов и людей, не занимающихся спортом было проведено на базе МБОУ «СОШ№ 6» г. Балахны Нижегородской области. В исследовании приняло участие 20 подростков в возрасте 13-14 лет, из которых в экспериментальную группу вошли 10 мальчиков, занимающихся легкой атлетикой и 10 мальчиков, не занимающихся спортом.
Цель исследования: сравнить стрессоустойчивость подростков-спортсменов и подростков, не занимающегося спортом.
Объект исследования: стрессоустойчивость подростков-спортсменов.
Предмет исследования: влияние занятий спортом на стрессоустойчивость подростков-спортсменов.
Гипотеза: мы предполагаем, что если сравнить стрессоустойчивость и саморегуляцию подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом, то у спортсменов будут более высокие показатели стрессоустойчивости и саморегуляции.
Задачи:
1. Охарактеризовать выборку;
2. Обосновать выбор методик исследования;
3. Провести эмпирическое исследование;
4. Провести корреляционный анализ;
5. Сформулировать выводы по результатам исследования;
6. Разработать практические рекомендации по психологической работе с подростками.
Для решения задач исследования и проверки гипотезы был использован комплекс методов:
Теоретические: изучение и анализ научной и методической литературы.
Эмпирические: тестирование, наблюдение, качественный анализ, корреляционный анализ с помощью t-критерия Стьюдента.
В работе были использованы следующие методики:
1.«Прогноз-2» (В.Ю. Рыбников);
2.«Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» (В.И. Моросанова).
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе определялись исходные позиции исследования: изучалась научная и методическая литература, уточнялись проблема исследования, формулировалась цель, определялись объект и предмет исследования.
На втором этапе исследования определялся диагностический инструментарий, систематизировались и обобщались полученные материалы, обрабатывались и анализировались результаты исследования.
На заключительном этапе исследования проводилась обработка полученных результатов при помощи методов математической статистики с целью проверки гипотезы.
3. Заключение
Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по проблеме стресса и стрессоустойчивости личности на современном этапе является крайне актуальным и значимым в целом и для системы психологической подготовки спортсменов в частности. Проблема стресса является широко изученной в различных отраслях научного знания: физиологии, медицине, психологии, педагогике, менеджменте и др. в виду того, что данный феномен касается эффективности деятельности человека, его физического и психического самочувствия.
Вывод:
1. Стрессоустойчивость способствует повышению эффективности личности в спортивной деятельности и в социуме.
2. Среди методов управления стрессом в спорте рассмотрены психотерапия и психопрофилактика невротических реакций; аутогенная и психорегулирующая тренировка (ПРТ); алгоритмизация поведения спортсменов перед стартом и в ходе соревнований; организация соответствующих межличностных отношений в группе (команде); формирование определенного отношения к деятельности; дозирование активности мотивации в данных соревнованиях; прямое педагогическое воздействие (внушение тренера) на психику соревнующихся спортсменов; педагогическая работа, направленная на развитие отдельных функций и качеств (например, волевых).
3. Результаты эмпирического исследования стрессоустойчивости у подростков-спортсменов и подростков, не занимающихся спортом подтвердили выдвинутую гипотезу о существенных различиях в стрессоустойчивости.
В результате исследования было выявлено, что у группы подростков-спортсменов преобладает копинг на решение задач (51,62; р>0,05), что говорит о продуктивном подходе к решению проблем. У группы подростков, не занимающихся спортом, преобладает копинг на эмоции (45,50; р>0,05) и копинг на избегание (46,97; р>0,05), что говорит о непродуктивном подходе к решению проблем. Среди испытуемых экспериментальной и контрольной групп были выявлены различия по показателю копинг-поведение, направленное на эмоции (47,3±7,23; 43,07±7,95; р>0,05 соответственно). Подростки-спортсмены более склонны спокойно и рационально оценивать ситуацию в отличие от подростков, не занимающихся спортом, возможно, это связано с тем, что испытуемые контрольной группы более эмоционально реагируют на ситуации и не могут контролировать свои эмоции.
В результате исследования было выявлено, что в экспериментальной группе 5 испытуемых со средним уровнем нервно-психической устойчивости (50%) и 5 испытуемых с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (50%). В контрольной группе выявлено 3 испытуемых с низким уровнем нервно-психической устойчивости (30%), 6 испытуемых со средним уровнем нервно-психической устойчивости (60%) и 1 испытуемый с высоким уровнем нервно-психической устойчивости (10%). В группе подростков-спортсменов выше уровень нервно-психической устойчивости, чем в группе подростков, не занимающихся спортом. Это, вероятно, связано с эффективной тренировкой нервной системы, опытом самовоспитания спортсменов.
В результате исследования было выявлено, что в экспериментальной группе показатели существенно выше по шкалам: «планирование», «моделирование», «общий уровень регуляции», «гибкость» и «самостоятельность», «общий уровень саморегуляции». Незначительные различия по шкале «программирование».
Таким образом, занятия спортом являются дополнительным источником стресса для растущего организма подростка, а вместе с тем, эффективным средством укрепления функциональных систем, самовоспитания личности. Спорт предъявляет к личности подростка высокие требования к владению приемами саморегуляции и эмоциональной устойчивости. Поэтому развитие стрессоустойчивости должно происходить параллельно с тренировками и спортивными достижениями.
4. Стрессоустойчивость влияет на духовно-нравственное развитие личности.
Приложение 1
Методика «Прогноз-2»
Инструкция: «Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «Да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «Нет», поставьте знак «–» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний».
1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
2. Меня легко переспорить.
3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.
4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.
5. Иногда я бываю уверен, что другие люди знают о чем я думаю.
6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.
7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.
8. У меня никогда не было столкновений с законом.
9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).
10. Иногда я говорю неправду.
11. Я впечатлительнее большинства других людей.
12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
13. Определенно судьба не благосклонна ко мне.
14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
15. Бывало, что я говорил о вещах в которых не разбираюсь.
16. Я легко теряю терпение с людьми.
17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.
18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.
19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.
21. В игре я предпочитаю выигрывать.
22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.
23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.
24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.
25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.
26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
27. В моей семье есть очень нервные люди.
28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.
30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.
31. Я часто подшучиваю над друзьями.
32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.
33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.
34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.
35. Я без всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.
36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.
38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
39. Мои планы часто казались мне настолько трудновыполнимыми, что я должен был отказаться от них.
40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.
41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.
42. Я бы предпочел работать с женщинами.
43. Счастливей всего я бываю, когда я один
44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
47. Я человек нервный и легко возбудимый.
48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.
49. Бывает, что я сержусь.
50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.
51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.
52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.
54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.
55. Человек я подвижный.
56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.
59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.
60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.
61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.
62. Голова у меня болит часто.
63. Я вел неправильный образ жизни.
64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).
65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.
66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.
67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.
68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.
69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.
70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.
71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.
72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.
74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
75. Думаю, что я человек обреченный.
76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.
77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.
78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.
79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.
80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.
81. Иногда меня подводят нервы.
82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.
83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я - неудачник.
84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.
85. Иногда я стараюсь держаться подальше от того или иного человека, чтобы не сделать или не сказать чего-нибудь такого о чем потом пожалею.
86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.
Приложение 2
Текст опросника «Стиль саморегуляции поведения-98» - ССП-98
Инструкция: Последовательно прочитав каждое высказывание, выберите один из четырех возможных ответов: “Верно”, “Пожалуй, верно”, “Пожалуй, неверно”, “Неверно” и поставьте крестик в соответствующей графе на листе ответов. Помните, что не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание Ваших способностей, а лишь выявление индивидуальных особенностей Вашего поведения.
1. Свои планы на будущее люблю разрабатывать в малейших деталях.
2. Люблю всякие приключения, могу идти на риск.
3. Стараюсь всегда приходить вовремя, но тем не менее часто опаздываю.
4. Придерживаюсь девиза “Выслушай совет, но сделай по-своему”.
5. Часто полагаюсь на свои способности ориентироваться по ходу дела и не стремлюсь заранее представить последовательность своих действий.
6. Окружающие отмечают, что я недостаточно критичен к себе и своим действиям, но сам я это не всегда замечаю.
7. Накануне контрольных или экзаменов у меня обычно появлялось чувство, что не хватило 1–2 дней для подготовки.
8. Чтобы чувствовать себя уверенно, необходимо знать, что ждет тебя завтра.
9. Мне трудно себя заставить что-либо переделывать, даже если качество сделанного меня не устраивает.
10. Не всегда замечаю свои ошибки, чаще это делают окружающие меня люди.
11. Переход на новую систему работы не причиняет мне особых неудобств.
12. Мне трудно отказаться от принятого решения даже под влиянием близких мне людей.
13. Я не отношу себя к людям, жизненным принципом которых является “Семь раз отмерь, один раз отрежь”.
14. Не выношу, когда меня опекают и за меня что-то решают.
15. Не люблю много раздумывать о своем будущем.
16. В новой одежде часто ощущаю себя неловко.
17. Всегда заранее планирую свои расходы, не люблю делать незапланированных покупок.
18. Избегаю риска, плохо справляюсь с неожиданными ситуациями.
19. Мое отношение к будущему часто меняется: то строю радужные планы, то будущее кажется мне мрачным.
20. Всегда стараюсь продумать способы достижения цели, прежде чем начну действовать.
21. Предпочитаю сохранять независимость даже от близких мне людей.
22. Мои планы на будущее обычно реалистичны, и я не люблю их менять.
23. В первые дни отпуска (каникул) при смене образа жизни всегда появляется чувство дискомфорта.
24. При большом объеме работы неминуемо страдает качество результатов.
25. Люблю перемены в жизни, смену обстановки и образа жизни.
26. Не всегда вовремя замечаю изменения обстоятельств и из-за этого терплю неудачи.
27. Бывает, что настаиваю на своем, даже когда не уверен в своей правоте.
28. Люблю придерживаться заранее намеченного на день плана.
29. Прежде чем выяснять отношения, стараюсь представить себе различные способы преодоления конфликта.
30. В случае неудачи всегда ищу, что же было сделано неправильно.
31. Не люблю посвящать кого-либо в свои планы, редко следую чужим советам.
32. Считаю разумным принцип: сначала надо ввязаться в бой, а затем искать средства для победы.
33. Люблю помечтать о будущем, но это скорее фантазии, чем реальность.
34. Стараюсь всегда учитывать мнение товарищей о себе и своей работе.
35. Если я занят чем-то важным для себя, то могу работать в любой обстановке.
36. В ожидании важных событий стремлюсь заранее представить последовательность своих действий при том или ином развитии ситуации.
37. Прежде чем взяться за дело, мне необходимо собрать подробную информацию об условиях его выполнения и сопутствующих обстоятельствах.
38. Редко отступаюсь от начатого дела.
39. Часто допускаю небрежное отношение к своим обязательствам в случае усталости и плохого самочувствия.
40. Если я считаю, что прав, то меня мало волнует мнение окружающих о моих действиях.
41. Про меня говорят, что я “разбрасываюсь”, не умею отделить главное от второстепенного.
42. Не умею и не люблю заранее планировать свой бюджет.
43. Если в работе не удалось добиться устраивающего меня качества, стремлюсь переделать, даже если окружающим это не важно.
44. После разрешения конфликтной ситуации часто мысленно к ней возвращаюсь, перепроверяю предпринятые действия и результаты.
45. Непринужденно чувствую себя в незнакомой компании, новые люди мне обычно интересны.
46. Обычно резко реагирую на возражения, стараюсь думать и делать все по-своему.
1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. ‒ СПб., 2004. ‒ 163 с.
2. Алиев Х. М. Защита от стресса. – М. : Мартин, 1996. – 239 с.
3. Апчел А.Н., Цыган В.И. Стресс и стрессоустойчивость человека.‒ СПб.: ВИФК, 1999
4. Бадяев Ф.П. Эмоционально-стрессовые состояния. ‒ К, 1999. ‒154 с.
5. Багадирова С.К. Особенности изучения стрессоустойчивости спортс-менов–дзюдоистов// Физическая культура, 2010.-№4
6. Белик Я.Я. Психическая саморегуляция в экстремальных условиях деятельности. - М., 1998.
7. Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс// Пси-хол. журн. 1996. ‒ № 4. ‒ С. 64‒74.
8. Босенко Ю.М. Психологический тренинг как способ формирования конструктивных реакций на успехи и неудачи у высококвалифициро-ванных спортсменов // Физическая культура, спорт – наука и практика. – Краснодар. 2011. – №2. – С. 84-92.
9. Босенко Ю.М. Особенности копинг-стратегий у спортсменов разной квалификации и пола специализирующихся в командных и индивидуальных видах спорта // Спортивный психолог. – 2012.– № 1 (25). – С. 27-32.
10. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты// Общая психология. Тексты. Т.2. Книга 1. – М.: Генезис, 2002.
11. Величковский Б.Б. Многомерная оценка индивидуальной устойчивости к стрессу: Автореферат дисс. – М, 2007.‒ 27 с.
12. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009.
13. Вяткин Б.А.Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях.– М.: ФиС, 1991. – 112с
14. Гринберг Д. Управление стрессом.‒ СПб: Питер, 2002.‒ 458с.
15. Горбунов Ю.Я. Исследование волевой активности в структуре индивидуальности спортсмена // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 7.
16. Занковский А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния// Психологические проблемы профессиональной деятельности. ‒ М.: Наука, 1991
17. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
18. Калинина С.А. Роль социально-психологических факторов в фомировании профессионального стресса при нервно-эмоциональных нагрузках. Автореферат дисс.‒ М, 2009.‒ 24с.
19. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983. ‒ 368 с.
20. Куликов Л.В. Стресс и стрессоустойчивость личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Сб. статей. Вып. 1. Ч. 1., СПб., 1995
21. Курепов В.А. Большая энциклопедия спорта. – М.: Спорт, 2002. – 211 с.
22. Лалаян А.А.Психологическая подготовка спортсмена - Ереван : Айастан, 1985. - 166 с.
23. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания// Росс. стоматологический журнал. 2002. ‒ №2. ‒ С.34‒36.
24. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. Т. 22. 2001. №1. С. 49 - 97.
25. Медведев В. В. Психологические особенности личности спортсменов: Лекция для студентов и слушателей фак. повышения квалификации и Высш. шк. тренеров Академии / Рос. гос. акад. физ. культуры. - М: Академия, 1993. - 249 с.
26. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. – СПб. : Сентябрь, 2001.
И тут появился изобретатель
Разлука
Одеяльце
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Нарисуем попугая цветными карандашами