В научно-исследовательской работе рассказывается о посёлке Владимирский, который был построен в начале 20 века. Исследуется прошлое и настоящее этого поселка.
Вложение | Размер |
---|---|
Чапаевск. Прошлое и настоящее Владимирского посёлка. | 78.5 КБ |
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Поволжская социально – гуманитарная академия
Научно – исследовательский конкурс
по естествознанию «Мир, в котором я живу»
Научно – исследовательская работа
по теме: «Чапаевск. Прошлое и настоящее Владимирского посёлка»
Выполнила: ученица 3»Б» класса
МОУ СОШ № 9 г. Чапаевска
Золотова Екатерина.
Руководитель: учитель начальных классов
Ткаченко Людмила Леонидовна
Самара 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………… 3
Основная часть.
Глава 1. Возникновение посёлка…………………………………………………………………………………….4 - 6
Глава 2. Героическое прошлое……………………………………………………………………………………… 6 -9
Глава 3. С надеждой на будущее…………………………………………………………………………………… 9 - 10
Заключение………………………………………………………………………………………………………………………. 10
Назначение и применение работы……………………………………………………………………………………11
Приложения (схемы, фотографии)…………………………………………………………………………………… 12 - 25
Список используемой литературы……………………………………………………………………………………….26
Введение.
«У народа, не знающего своего прошлого, нет
будущего».
Актуальность. Каждому человеку, время от времени, приходят мысли о том, где его корни, кто его предки, какими они были, чем занимались? Эти вопросы возникают в рамках одной семьи, отдельного человека и связаны с его малой родиной. Но из тысяч таких малых родин и состоит наша Великая Россия. «Откуда есть пошла земля Русская?» - из глубины веков звучит вопрос летописца. «С чего начинается Родина?» - спрашивают наши современники. На этот вопрос должны ответить и мы.
Общество движется вперёд по пути прогресса. Но одни лишь достижения науки и техники не смогут сделать жизнь человека гармоничной, полной, интересной. Завтрашний день России напрямую зависит от того, насколько у людей, населяющих страну, сформированы моральные ценности, духовность, традиции. Материал данной работы был собран и проанализирован с учетом того, чтобы ученикам младших классов были интересны и понятны сведения о своей стране, родном крае, чтобы они видели и понимали, какой вклад в историю страны вносят их родители, родственники, земляки.
Проблема: в настоящее время усложнилось социальное положение, у большинства россиян ослаблены патриотические чувства, духовные ценности подменяются денежными.
Цель: воспитание патриотических чувств, любви к малой родине и уважения к населяющим её народам, укрепление веры в завтрашний день.
Задачи:
1.Собрать и проанализировать информацию о возникновении, становлении и развитии родного посёлка.
2.Определить место «малой родины» в истории развития всей страны
3.Рассказать учащимся и родителям о том, что то место, где мы живём, имеет богатую и интересную судьбу.
В данной работе использовалась следующая литература и источники:
1.Долгов В. Е. «Город Чапаевск», Куйбышевское книжное издательство, 1988г., 262с.
2.Степанов А. И. «Страницы из истории г. Чапаевска 1909 – 1930 год», Чапаевск 1996г, 54с.
3. Чигринёв М. С. « Чапаевск», Издательство СИГНУС, г.Чапаевск,2006г, 109с.
4.Экскурсия в Музей города Чапаевска, беседа со старожилами.
Основная часть.
Глава 1. Возникновение посёлка.
Россия всегда была богатым государством. Враги на Западе и на Востоке хотели захватить эти богатства: нефть, медь, уголь, газ, золото.
Сто лет назад нашей страной правил царь Николай Второй. Он хотел защитить страну от врагов. У России было много пушек, танков, военных кораблей, но мало бомб, гранат, снарядов. Чтобы выпускать мощное военное снаряжение нужен был большой новый современный завод. А для рабочих этого завода надо было строить город.
Правительство поручило генералу Владимиру Порфирьевичу Иващенкову построить военный завод и город. А лучшие военные инженеры, учёные, строители, рабочие со всей России приехали строить.
Сейчас город носит имя народного героя Василия Ивановича Чапаева. Это город Чапаевск. Тогда город назвали в честь генерала – Иващенково.
Завод и город построили за два года. 15 сентября 1911 года – день рождения города Чапаевска.
По одну сторону железной дороги располагался завод, дома для руководителей завода и их семей, дома для опытных рабочих и их семей. Уложили асфальт, провели водопровод, электричество, телефонную связь.
По другую сторону до берегов реки Моча (сегодня река Чапаевка) генерал приказал построить посёлок для рабочих завода. Посёлок назвали по имени генерала - Владимирским.
Сегодня Владимирский посёлок – один из микрорайонов города Чапаевска.
Посёлок хотели сделать красивым и удобным. Лучший архитектор – Д. И. Вернер спланировал прямые улицы, широкие дороги. Улицам дали названия: Николаевская – в честь Николая Второго, Михайловская – в честь помощника генерала, Буржуазная, Московская (название сохранилось). На озере Ильмень хотели сделать Парк отдыха для горожан.
Недалеко от Владимирского посёлка частному предпринимателю Петру Ивановичу Ушкову разрешили построить химический завод. Новый завод должен помогать военному заводу вырабатывать химические вещества для изготовления снарядов.
На военном заводе была высокая заработная плата, неплохие, по тому времени, условия труда, строгая дисциплина. На работу брали не всех, а лучших токарей, слесарей, электриков. Они приезжали из центральных городов и имели опыт
работы. На заводе работали только мужчины. Для них и их семей во Владимирском посёлке построили дома, давали землю.
В разнорабочие (грузчики, уборщики) брали крестьян из соседних сёл – Титовка, Губашево.
Крестьяне приезжали со всей России, они хотели работать на заводах. Семьям крестьян помогали строить дома во Владимирском посёлке. Некоторые разбирали свои дома в деревнях, им помогали перевезти и сложить дом заново в посёлке. Крестьяне, став рабочими, трудились на заводах. Они полюбили свои дома, украшали их, сажали деревья, овощи, цветы.
Мужчины работали на заводе, женщины по дому.
В посёлке построили деревянную церковь. Для детей рабочих в 1911 году построили школу, в которой учились с первого по четвёртый класс. Школа была предметом особой гордости жителей Владимирского посёлка. Общество на свои средства обеспечивало школу дровами, освещением, собирало деньги на зарплату сторожу и учителям. Первыми учителями были Марфа Никаноровна Расторгуева и Прасковья Георгиевна Шилова. Учащихся было около 100 человек.
Школа находилась в центре посёлка, сегодня это улица Советская. Позже школа стала семилетней, затем десятилетней. В настоящее время на этом месте жилой дом.
В посёлке селились не только рабочие, но и служащие завода, крупные торговцы, лавочники, предприниматели. Их привлекала красивая природа, протекавшая мимо посёлка река, по которой ходили пароходы. Для жителей посёлка открывали магазины, бакалейную лавку. Открылся рынок, который действует сейчас на том же месте, что и сто лет тому назад. Крестьяне из ближних сёл привозили на рынок овощи и фрукты.
Для одиноких рабочих предприниматели Маштаков, Миронов построили большие дома. Они сдавали квартиры и даже часть комнаты (угол). Плата за съёмное жильё была очень высокой. Она составляла от 20 до 40 % от заработка рабочих.
В посёлке весной и осенью была непролазная грязь. Освещение отсутствовало. Водой пользовались из колодца и водопроводных колонок. Отопление в домах было печное. В посёлке не было ни клуба, ни библиотеки, зато появилось много лавчонок, трактир (столовая), позднее частный кинотеатр «Заря» и балаган «Олимп». Работа на заводах трудная. Особенно тяжело на химическом заводе П. И. Ушкова, где работали с вредными для здоровья веществами. Придя домой, рабочие не могли помыться, хорошо отдохнуть. Надо было заниматься домашним хозяйством, носить воду, рубить дрова. Многие не выдерживали, часто болели и умирали.
Но люди верили, что наступят лучшие времена. Они строили планы на будущее, благоустраивали посёлок. Было создано «Общество по устройству и благоустройству Владимирского посёлка», которое сделало немало: была нанята полицейская стража, создан пожарный обоз, в посёлке появилась почта, для освещения улиц были поставлены керосиновые фонари.
Владимирский посёлок стали называть в народе «Новая Москва».
Глава 2. Героическое прошлое.
Война сорвала все планы. Это была Первая мировая война. Враги захватили западные губернии, люди бежали от войны. Бежали в центр России. Часть оставалась в Чапаевске. Здесь заводы, а значит работа. Беженцы селились во Владимирском. Вскоре посёлок стал перенаселённым. Быстро строили бараки, дома.
Мужчины уходили на войну. На завод пришли женщины и их 14 – 17 летние сыновья из Владимирского. Для победы в войне нужно было много снарядов. Рабочий день на заводах увеличили. Наши земляки сделали почти половину снарядов для армии. Жители Владимирского посёлка своим трудом помогли победить врагов.
Когда война закончилась, Россия была уже совсем другим государством. Царя не было. К власти пришли рабочие и крестьяне – Власть Советов (Советская власть), которая решила отобрать большие дома у крупных домовладельцев и отдать их рабочим. Новую власть приняли не все, часть населения стала бороть против неё. Хотели захватить заводы, вывезти оборудование. В городе гремели взрывы, некоторые дома во Владимирском были разрушены, взорваны.
Новое правительство помогло восстановить разрушенные дома. Большое внимание Власть Советов уделяла рабочему человеку. Во Владимирский посёлок провели электричество, открылась амбулатория (малая поликлиника), библиотека, три начальные школы, начали благоустраивать улицы.
Народ поддерживал Советскую власть. В посёлке было много жителей, которые не умели читать и писать. Школьники, с помощью учителей, учили взрослых грамоте. Ученики помогали взрослым заготавливать дрова на зиму, работали на огородах, убирали улицы.
Рядом с посёлком, почти 90 лет назад открыли школу, там учились многие дети из Владимирского посёлка. Сейчас это школа № 9. Позже более 70 лет назад открыли школу № 2. Сейчас в этой школе обучаются начальные классы школы №9. Среди учеников этих школ много детей из Владимировского посёлка. Школа № 2 была лучшей школой города Чапаевска. Многие из её воспитанников впоследствии стали учителями, врачами, инженерами, техниками, рабочими, 3 генерала, 25 учёных.
В посёлке не было Дома Культуры, клуба. Жители посещали кружки по интересам, ходили на концерты, в кино Дома Культуры города.
Кроме военного завода в городе заработали другие заводы и фабрики. Появились новые рабочие места.
В дома Владимирского проводили радио.
Неожиданно новая война вошла в жизнь страны, а вместе с ней в жизнь Владимирского. Это была Вторая Мировая война.
Мужчины ушли на фронт защищать Родину. К станкам на заводе встали женщины и подростки – юноши и девушки.
Девочки не дотягивались до пульта управления станками, им подставляли ящики. Аппаратура на заводе была сложной, но все справлялись, понимая, что для победы нужно выпускать как можно больше снарядов.
Житель Владимировского поселка Иван Кузьмич Головин рассказывал, что во время войны ему было 22 года, но на фронт его не взяли, дали бронь, потому что он был опытным рабочим, давно работал на заводе, мог научить молодых, да и сам работал день и ночь. И, когда в 1943 году на заводе был взрыв на складе готовой продукции, получил контузию, на время оглох. Но вылечившись опять пришёл работать на завод.
Владимирский посёлок вновь стал принимать бежавших от войны. Они вместе с местными жителями пошли работать на военный завод. Рабочий день был 12 – 14 часов. Работали не ради денег. Большую часть заработной платы сами отдавали в копилку Победы. На эти деньги были выстроены самолёты – эскадрилья «Чапаевский рабочий», эскадрилья «Чапаевцы», построена Чапаевская танковая колонна.
Война была совсем близко. Снаряды вывозили на фронт не только на поездах, но и на машинах. Среди водителей машин было много женщин.
Люди работали без отдыха, без выходных . Уже в первые месяцы войны Родина наградила главный завод орденом Трудового Красного знамени .
Каждый десятый выстрел во врага был из снаряда, сделанного в Чапаевске. Половину гранат, бомб для фронта произвели чапаевские заводы на которых трудились и жители Владимирского посёлка.
Ещё шла война, а наши земляки поехали восстанавливать освобождённые от фашистов города Самарской области и города Воронежа.
Война отразилась и на жизни школьников. Школы плохо отапливались, не хватало учебников, не было тетрадей, чернила, ручек. Писали даже на газетах, старой бумаге, чернила варили из луковой шелухи.
Взрослые как могли заботились о детях. Дополнительно ученикам давали по 100 граммов хлеба и по стакану сладкого чая.
Школьники Владимирского посёлка помогали фронту. Они вязали тёплые вещи: носки, варежки, шарфы для солдат и отправляли их на фронт. Старшие дети помогали на колхозных полях. Выращивали овощи, ухаживали за домашними животными. Учащиеся перевыполняли нормы работы в колхозах в 2 – 3 раза, понимая, что этим самым они помогают фронту.
Российский народ победил в этой страшной войне. 18 000 чапаевцев воевали на фронтах. Более 3 500 не вернулись домой. Они погибли за Родину.
Народ благодарен тем, кто отстоял Победу. На главной площади Чапаевска открыли монумент Славы с Вечным огнём в честь воинов –чапаевцев. Школьники и взрослые приносят сюда цветы 9 мая и в другие дни.
Учащиеся Владимирского посёлка не один год собирали материалы об участии наших земляков в Великой Отечественной войне. В школе № 7 (сейчас щкола
№ 8 ) создан Музей боевой славы. В Музее собраны документы, фотографии о воинах
57 Гвардейской дивизии, в которой сражалось много чапаевцев, в том числе и жители Владимировского посёлка.
После окончания войны во Владимирском посёлке начали строить новую жизнь.
Мужчины возвращались домой. Ремонтировали ветхие дома, строили новые. Сажали на улицах деревья. Стали проводить в дома воду.
Школы получили учебники, тетради. И, хотя было трудно, государство заботилось о детях. Все школьники получали бесплатные завтраки.
В Чапаевске работали заводы, фабрики, открывались новые школы, спортивные комплексы, музыкальные школы, Дворец Культуры, больницы, детские сады, кинотеатры.
Чапаевск стал крупным промышленным городом – городом большой химии.
Владимирцы всегда жили жизнью страны, жизнью города. Работали на заводах и фабриках. Помогали стране: делали химические удобрения для колхозных полей, кирпичи, строительные материалы для других городов.
После войны во Владимирском посёлке заработала швейная фабрика. Открылось Педагогическое училище, где готовили учителей начальных классов.
Начали асфальтировать улицы. В домах заработали телевизоры. В городе началось строительство 3 и 5 этажных домов с благоустроенными квартирами. Государство лучшим рабочим из Владимировского посёлка бесплатно давало квартиры в многоэтажных домах. Из деревянных одноэтажных домов жители начали переселяться в другие районы города. Уезжали не все. Но жителей в посёлке становилось всё меньше. Из трёх школ оставили только одну. Это школа № 8. Стало меньше магазинов. Жителям приходилось ходить за необходимым в другие магазины города.
Часть домов из-за ветхости была снесена, часть уничтожили пожары.
Ещё в тридцатых годах была снесена церковь и на её месте теперь находилась амбулатория. Закрыли общественную баню.
Исторические события изменили жизнь посёлка.
Глава 3. С надеждой на будущее.
Россия стала демократическим государством. Во главе государства – Президент.
Образовалось несколько новых государств. В этих новых странах стали возникать конфликты и даже войны среди населения. Недовольные жизнью в этих странах люди стали переезжать в Россию. Некоторые приехали в Чапаевск. Многим пришёлся по душе Владимирский посёлок. Уютные деревянные домики, сады, виноградники, огороды. Живописная природа: рядом река, красивое озеро Ильмень. Во Владимировском посёлке началась новая жизнь.
Ремонтировали новые дома, строили новые. Все больше домов стало с водопроводом. Началась газификация посёлка.
Приехавшие открыли несколько продовольственных магазинов, небольшую хлебопекарню. Построили теплицы для выращивания ранних овощей и зелени.
Для приезжающих открылся Гостинный двор (гостиница). Открылись автомастерские. Вместо амбулатории в посёлке открыли медицинский офис с современным оборудованием. По посёлку стали ездить микроавтобусы, которые соединили Владимирский посёлок с центром города. Действует детский Дом творчества, в котором дети посёлка и города занимаются авиамоделизмом. По вечерам работает клуб для молодёжи.
Посёлок стал интернациональным. Сегодня в посёлке проживают русские, азербайджанцы, грузины, татары, узбеки, цыгане, украинцы, армяне, таджики. Для них Владимирский посёлок стал родным.
Это всё трудолюбивые добрые люди. Они хранят традиции своего народа, уважают традиции других. Все они – россияне.
В посёлке более 1000 детей разного возраста. Большая часть учится в школе № 9 (рядом с посёлком) и в школе № 8 ( впосёлке). Я учусь в школе № 9. Среди детей нашей школы я провела небольшое исследование и вот, что я выяснила:
Всего в школе учится: 239 человек, 100%
Живут в посёлке: 72 человек, 30 %
Родились здесь: 44 человека 58 %
Приезжие: 28 человек 42 %
Нравится жить в посёлке: 54 человек, 75 %
Не нравится жить в посёлке: 18 человек, 25 %
Знают историю посёлка: 2 человек, 3 %
Не знают историю посёлка: 70 человек, 97 %
Основываясь на этих результатах, я решила, что ребятам будет интересно узнать о том, что наш посёлок имеет столетнюю историю. Жители посёлка принимали участие во всех исторических событиях, происходивших в нашей стране.
Заключение.
Я живу во Владимирском посёлке. Я знаю, что наряду со всем положительным, которое происходит в жизни нашего посёлка, есть и некоторые задачи, которые нужно решать. Детям нужен детский сад, стадион, игровые площадки. А ещё обязательно нужно поставить памятник основателям посёлка и памятник солдатам и труженикам тыла Великой Отечественной войны из Владимировского посёлка.
Когда я стану взрослой, я напишу книгу для детей о нашем посёлке и его людях.
Будущее Владимировского посёлка зависит от нас – сегодняшних школьников. Мы должны сохранить всё, что было сделано и продолжать украшать и благоустраивать посёлок.
Нам здесь жить.
Назначение и применение работы.
Данная работа написана ученицей третьего класса, которая живет и учится в одном из микрорайонов города Чапаевска Самарской области – Владимирском посёлке, в который она переехала вместе с семьёй в 2005 году из Узбекистана. Живописная природа, доброжелательные люди и сама атмосфера жизни в посёлке вызвала желание больше узнать об истории возникновения посёлка, о прошлом людей, живущих в нём.
Работа предназначена для учащихся начальной школы, написана понятным и доступным этому возрасту языком. Материал работы можно использовать на классных часах, посвящённых краеведению, на уроках окружающего мира.
Список используемой литературы и источников:
Сказка про Серого Зайку
Две снежинки
Прекрасная арфа
Пустой колос голову кверху носит
Нечаянная победа. Айзек Азимов