Реферативно-исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
referat.docx | 840.65 КБ |
Оглавление
2.1 Образ Петербурга: биографический контекст………………………..4
2.3Петербург в лирике 1904-1907 г….……………………………………7
Введение
Петербург – и как тема, и как образ – оставил глубокий, неизгладимый след в сознании людей разных поколений. Много русских писателей в своих стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, не только как новая столица, но и как символ новой России, символ будущего.
Актуальность научной работы вызвана интересом А.Блока к осмыслению «города на костях». Образ Петербурга для многих русских писателей был и остается интересной темой. Нельзя не обратить внимание на работы литературоведов, в частности П.Анциферова и В.Топорова. Именно работы этих авторов посвящены рассмотрению Петербурга в русской литературе, это и станет теоретической базой нашего исследования. В наше время Петербург – вторая столица.
Цель работы:
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Методы исследования: биографический, исторический и типологический анализ.
Теоретической базой являются труды П.Анциферова и В.Топорова, которые посвящены рассмотрению образа Петербурга в русской литературе, а именно в творчестве А.Блока.
Структура работы: работа включает в себя введение, 2 главы (теоретическая, аналитическая), заключение и список использованной литературы.
1 ГЛАВА
Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург - и как тема, и как образ - оставил глубокий, неизгладимый след в сознании людей разных поколений. Русское искусство (живопись и графика, по преимуществу) воплотило сложный многоплановый образ великого города в его внешнем выражении, во всем богатстве и во всей красоте его монументальных форм.
Но изобразительное искусство, по самой природе своей, не могло в полной мере воплотить чувство Петербурга как явления культурной истории и темы духовных переживаний. Зеркалом, вобравшим в себе многообразные отражения Петербурга в сознании русского общества, явилась художественная литература.
Множество русских писателей в стихах и в прозе в той или иной мере затронули тему Петербурга. Но, если не вдаваться в частности, нужно назвать четырех великих художников слова, для которых эта тема стала органической, и в творчестве которых нашли наиболее полное и четкое художественное воплощение главные аспекты восприятия Петербурга в разные эпохи его истории. Это А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.И.Достоевский и А.А.Блок.
В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, не только как новая столица, но и как символ новой России, символ будущего России1.
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был поистине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. Блок - это наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. Все его творчество проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихах вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем восприятии и представлении от этого пейзажа - от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить свое чувство Петербурга.
Нельзя не упомянуть о том, что город Петербург в 19 веке и в наше время считается культурным городом. Он может очаровывать и увлекать своей красотой и ирреальностью, но внимательному наблюдателю город показывает свою изнаночную сторону, иногда выморочную и неприглядную, но всегда неотделимую от людей, обитающих здесь.
Писателей и поэтов Петербург поражал своими архитектурными строениями и музеями. Город кажется им бесконечным, необъятным, непостижимым, как любовь.
Топоров В.Н. Петербург и петербургский текст русской литературы. – М., 1995. – С.115
2 ГЛАВА
2.1. Образ Петербурга в лирике А.А.Блока:
биографический контекст.
Город спит, окутан мглою,
Чуть мерцают фонари…...
Там далеко, за Невою,
Вижу отблески зари.
В этом дальнем отраженье,
В этих отблесках огня
Притаилось пробужденье
Дней тоскливых для меня…
«Город спит», 1899г.
С Петербургом Александр Блок был связан жизненно. Он был петербуржцем в полном и точном смысле этого слова. В Петербурге он родился, прожил всю свою жизнь и умер. Здесь протекла вся его литературная деятельность. Блок любил и превосходно знал свой город - и не только центральные его кварталы, но и самые глухие его уголки и все ближайшие окрестности. Поэт был великим любителей городских и загородных прогулок. В его дневниках, записных книжках и письмах к родными, к друзьям много упоминаниями о частых и длительных скитаниях по городу и за городом.
Тема Петербурга в творчестве Блока — одна из самых важных. Представления поэта о мире и человеке, об истории и современности выражены в стихах Блока о городе (а город у него — всегда Петербург) с не меньшей глубиной, ясностью и убедительностью, нежели в таких шедеврах его гражданственно-патриотической лирики, как «На поле Куликовом» или «Ямбы».То новое, собственно свое, что внес Блок в тему, это острейшее чувство Петербурга как города не только призрачных видений, но и разлитой в воздухе тревоги: «Помнишь ли город тревожный?» — вот с этих слов и начинается стихотворение «Помнишь ли город тревожный» (1899г.), которое входит в юношескую лирику Блока.
Помнишь ли город тревожный,
Синюю дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли…
«Помнишь ли город тревожный», 1899г.
Петербург Блока овеян духом исторической трагедии, которую переживала в то время вся Россия, стоявшая на пороге величайшего события века — Октябрьской революции.
Литературные критики 1890-х годов единодушно аттестовали Блока как «поэта города», и не просто города, а именно Петербурга, и еще точнее как «гениального поэта» Невского проспекта [7; 38]. Вот, к примеру, что писали о Блоке:[«…Александр Блок, поистине, может быть назван поэтом Невского проспекта... Блок – первый поэт этой бесплодной улицы. В нем - белые ночи Невского проспекта, и эта загадочность его женщин, и смуглость его видений, и прозрачность его обещаний. В России появились теперь поэмы города, но Блок - поэт одной только этой улицы, самой напевной, самой лирической изо всех мировых улиц. Идя по Невскому, переживаешь поэмы Блока - эти бескровные, и обманывающие, и томящие поэмы, которые читаешь, и не можешь остановиться…»][1].
В стихах Блока не так уж много упоминаний об архитектурных и иных вещественных памятниках Петербурга, стихи его наполнены лирическими воспринятыми образами именно петербургского пейзажа, во многих случаях поддающиеся точному топографическому определению. Любопытно, что даже в стихах, казалось бы, отвлеченных и мистических стихах молодого Блока обнаруживаются вполне реальные связи с определенными местами Петербурга.
Рабочим кабинетом А.Блока стал город - петербургские площади иулицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения«Фабрика»,1903г., котороепрозвучит неожиданно остро даже для самого поэта. Перед нами мир социальной несправедливости, мир социального зла. Оттуда, из «желтых окон», «недвижный кто-то, черный кто-то людей считает в тишине», идущих на фабрику. Это хозяева жизни и «измученные спины» угнетенного народа. Так поэт четко разделяет людей на тех, кто работает, и тех, кто присваивает себе их труд. Впервые в своем творчестве Блок так резко, недвусмысленно заявил тему народного страдания. Но перед нами не только угнетенные люди. Эти люди еще и унижены:
Я слышу все с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели…..
«Фабрика», 1903г.
Николай Павлович Анциферов был одним из наставников юности гениального поэта. Его совету, поддержке и добросердечию более полувека назад Блок был обязан первоначальным, робким подходом к нынешней своей теме…Вместе со всей тогдашней интеллигентской элитой, связанной по преимуществу с северной столицей, Блок с детства дышал «петербургской атмосферой». И не только дышал, но сразу сделал ее средой и материей своего искусства. Само собой разумеется, не приходится забывать про поля и леса в имении Шахматово, воспитавшие в юном Блоке чувство Родины, но все же Петербург всегда оставался главным местом действия лирики Блока, ареной развертывающихся в ней душевных драм, «родиной» лирического героя.
Внутри больших пространств: Петербург, Шахматово, т.е. города и царства природы, появляется конкретность: улицы, площади, Храмы, дома – это в Петербурге; леса, поля, вольные тропы и дороги, чистые горизонты – в Шахматове. Город у Блока – это сумерки, сомнение, отчаяние, это зима с ее метелью. Мрачный ряд городских образов иногда согревается надеждой. Зима может быть с неожиданными солнечными днями, внушающими бодрость и веру [6; 64].
2.2. Формирование образа Петербурга в ранней лирике.
Петербургская тема поэта связана с обликом ночи. Образы луны, фонарей, мрака сопутствуют переживаниям героя.
Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века.
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь – начнешь опять с начала,
И повторится как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
«Ночь.Улица.Фонерь.Аптека» (1912г.)
1901 год – это год, когда в жизни поэта появилась Любовь Дмитриевна Менделеева. Скрываясь в темноте улиц, поэт следил за возлюбленной, воображал ее в окружении неведомых всесильных спутников, соперников, фантазировал, что [«…она встречалась скем-то, кого не видела и о котором поэт знал»][2]. Городские улицы воображение Блока засеяли сказочными персонажами, союзниками и врагами.
В осенних стихах 1901 года разнообразие города, его пестрота и многолюдность воспринимаются поэтом в одном цвете. Город выглядит серой, мертвой массой, не имеет лица, тягостно уныл. Однако он сам, как и лирический герой испытывает прилив жизненных сил. Можно заметить связь с настроением душевной смуты. А в 1903 году драматизм разрастается. Драматизм городской лирики вызывался не только напряженностью встреч влюбленных, но и самим городом: контрастами окраин и центра, социальной несправедливостью. Здесь выражено предчувствие скорой катастрофы. Городской пейзаж стал сложен, носит исключительно сумрачный характер.
Таким образом, в своих городских стихах начала 20-го века Блок еще очень далек от реалистического изображения действительности. Город предстает в них, по большой части, в фантастических (часто заимствованных из Апокалипсиса) образах, призрачное и обманчивое видение. Этот город «странных и ужасных» явлений, населенный «черными человечками», «пьяными красными карликами», «невидимками» [9; 85].
2.3. Петербург в лирике 1904-1907гг.
«Городские» стихи зрелого Блока проникнуты тем гуманистическим и демократическим чувством и тем тревожным ощущением близящихся великих революционных потрясений, которые с такой впечатляющей силой выражены в еготворчестве. В стихах Блока о городе, написанных в 1904-1907 годах возникает уже цельный и локальный образ Петербурга.
Петербург- это [«гениальный город, полный дрожи, полный противоречий страшный и магический мир, где ресторан открыт, как храм, а храм открыт, как ресторан. За его серой, прозаической внешностью сквозит иной, романтический облик непостижимого города»][3]. В нем творится мистерия, и новая героиня поэзии - Снежная Дева – «ночная дочь иных времен» и иных, далеких стран,принимает этот прекрасный город как свое царство:
И город мой железно-серый
Где ветер, дождь, зыбь и мгла,
С какой-то непонятной верой
Она, как существо, приняла.
«И город мой», 1903г.
В стихах о городе тема звучит с особенным напряжением. Мощным потоком входят в эти стихи сцены горя и обездоленности простого человека-труженика, обреченного в жертву капиталистической эксплуатации [6; 54]. Городские стихи Блока рисуют яркую картину социального неравенства, разделительные контрасты человеческого существования в большом городе:
В кабаках, в переулках, в извивах,
В электрическом сне наяву,
Я искал бесконечно красивых
И бессмертно влюбленных в молву.
Были улицы пьяны от криков.
Были солнца в сверканьи витрин.
Красота этих женственных ликов!
Эти гордые взоры мужчин!
«В кабаках, в переулках, в извивах…», 1904г.
В стихах Блока проходит целая галерея образов людей, униженных и
оскорбленных в этом сверкающем и сытом мире: мать-самоубийца, бросившая своих детей «Из газет», (1903г.), бродяга «в измятом картузе над взором оловянным», гуляющие женщины, девушки, наклонившие лица над скудной работой, «старуха нищая клюкою», бродячий шарманщик...
Встала в сиянье. Крестила детей,
И дети увидели радостный сон.
Положила, до полу клонясь головой,
Последний земной поклон.
«Из газет», 1903г.
В городских стихах Блока запечатлен также и другой облик города - облик рабочего Петербурга. Поэт разглядел в городской повседневности не только «магические» видения в «электрическом сне наяву», но и «самые реальные» томления«рабьих трудов», увидел, «как тяжело лежит работа на каждой согнутой спине», и нашел достойные и сильные слова о
несчастных людях, «убитых своим трудом»:
…я запомнил эти лица.
И тишину пустых орбит,
И обреченных вереница,
Предо мной везде стоит.
«Тишина цветет», 1906г.
В 1906 году А.Блок пишет «Незнакомку». Пейзаж лирической драмы «Незнакомка», по словам биографа Блока, был «навеян метаньями по глухим углам петербургской стороны» [5; 94].
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окликами пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочный,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
«Незнакомка», 1906г.
Заключение
Мы рассмотрели эволюцию образа Петербурга в творчестве А.Блока в период с 1901-1907 гг., проследили влияние города Петербурга на жизнь поэта.
И сделали вывод, что Петербург – один из «вечных образов» русской литературы. И именно интерес к творчеству А.Блока показывает нам образ города. Но, к сожалению, на изучение творчества А.Блока в школьной программе отдано всего 8 уроков в 11 классе (по программе В.Я. Коровина).
В научной работе затронута петербургская лирика Блока. Данная тема входит в тесное, органическое соотношение с самыми основными темами его философско-исторического, общественного и художественного мировоззрения. В «городских» стихотворениях зрелого Блока представления его о мире и о человеке. Об истории и современности выражены с не меньшей ясностью и убедительностью, нежели в его патриотической гражданской лирике. С громадной силой Блок сумел поэтически выразить самое чувство Петербурга. Говоря о петербургской лирике Блока, важно учесть, что тема Петербурга не изолирована от общей идейной и моральной проблематики творчества поэта.
В сознании и творчестве Александра Блока тема и образ Петербурга играли исключительно важную роль. Для Блока Петербург был по истине «действенным» городом, сильно и глубоко действовавшим на его художественное сознание. И нужно согласиться с тем, что Блок – наиболее «петербургский» из всех русских поэтов. И это притом, что он сравнительно скупо и бегло описывал Петербург – его площади, улицы, памятники и здания. Но все творчество Блока проникнуто духом Петербурга, насыщено его атмосферой. Хотя Блок очень редко называет в своих стихотворениях вещественные детали петербургского пейзажа, весь ландшафт его поэзии неотделим в нашем представлении от этого пейзажа – от петербургских туманов, белых ночей, бледной зари, широкого течения Невы и свежего морского ветра.
По инициативе Совета Федерации и Министерства культуры Российской Федерации 2014 год объявлен в России Годом культуры.
Список использованной литературы
[1]Авраменко А.П.Блок и русская поэзия 19 века. - М.,1990. – С.92
[2]Авраменко А.П. Блок и русская поэзия 19 века. - М., 1990. – С.81
[3]Долгополов Л.К. Блок: личность и творчество. - Ленинград, 1980. – С.117
Простые новогодние шары из бумаги
Простые летающие модели из бумаги
Круговорот воды в пакете
Астрономический календарь. Март, 2019
Снеговик