Номинация | Юные искатели |
Тема проекта | «Ветер перемен. Игра Воображения» |
Автор проекта | Портретова Алёна Александровна |
Класс | 4Б |
Научный руководитель проекта, должность | Стеклова Светлана Евгеньевна, учитель начальных классов. |
Актуальность | Вопросы, касающиеся влияния просматриваемых телевизионных программ, в частности, мультфильмов на психику младшего школьника, возрастающей агрессивности среди подростковой среды вызывают тревогу и являются особенно актуальными в современном мире. |
Научная новизна | В данной работе представлен обзор вопросов, связанных с влиянием мультфильмов на общее развитие ребенка, освещена история возникновения мультипликации, показана разница между отечественными мультфильмами и западного производства. Главным в работе является технический опыт в создании собственного мультфильма. Работа носит творческий характер. |
Теоретическая или практическая значимость | В работе сведены в единое целое проблемы вредного воздействия жестокости, пропагандируемой в современных мультфильмах, отсутствие в них позитивного начала на формирующийся характер ребенка и, напротив, положительное влияние продукции мультипликации, которая учит добру, воспитывает положительное отношение к окружающей действительности. Интересной является практическая часть по созданию собственного мультфильма с глубоким воспитательным характером. Работа учит фантазировать, ………..Материал может быть полезен и для учителей школы и для родителей учеников. |
Логичность изложения | Работа соответствует уровню развития учащегося начальной школы. Работа сложна и серьёзна, ней освещены вопросы возникновения мультипликации, затронута теория создания мультфильма. Чувствуется поддержка родителей при создании проекта. В работе прослеживается обзор и полнота использования источников информации. Обзор выполнен качественно и полно. |
Исследовательский характер работы | Работа носит исследовательский характер. Проведено анкетирование среди учащихся 4 классов, показаны сравнительные характеристики, сделаны выводы. |
Анализ литературы по теме | При работе над теоретической частью проведена работа с литературой. Автор показал умение логически излагать материал на основе научных и научно – популярных текстов. |
Обоснованность выводов | При проведения анализа результатов анкетирования сделаны обоснованные выводы. В подаче материала используются оригинальные предлагаемые решения, интерактивные компьютерные технологии –рисованный мультипликационный фильм. |
Соблюдение требований к оформлению | Работа выполнена на персональном компьютере с использованием программного обеспечения. Текст работы выполнен грамотно и аккуратно. |
Вложение | Размер |
---|---|
создание мультфильма | 749.93 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 17 | |
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС ЮНОШЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ «ДЕНЬ НАУКИ» | |
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮНЫЕ ИСКАТЕЛИ» | |
ТЕМА: «ВЕТЕР ПЕРЕМЕН. ИГРА ВООБРАЖЕНИЯ» | |
Выполнила: Портретова Алёна Александровна Класс: 4 Б | |
Научный руководитель: Стеклова Светлана Евгеньевна Должность: учитель начальных классов | |
г. Клин, 2014 г. |
Оглавление
Введение…………………………………………………………………... | 3 |
Глава 1. История мультипликации ……………………………………… | 4 |
1.1. Первые попытки ………………………………………………. | 4 |
1.2. Становление русской мультипликации……………………….. | 5 |
1.3. Основные техники ……………………………………………... | 5 |
Глава 2. Влияние мультипликации на формирование личности ребенка.......................................................................................................... | 6 |
Глава 3. Практическая часть …………………………………………...... | 7 |
3.1. Анкетирование………………………………………………….. | 7 |
3.2. Просмотр и анализ мультфильмов…………………………….. | 8 |
3.3. Создание собственного мультфильма………………………… | 9 |
Заключение………………………………………………………………... | 12 |
Библиографический список литературы и электронные ресурсы…….. | 13 |
Приложение 1……………………………………………………………... | 14 |
Приложение 2……………………………………………………………... | 14 |
Приложение 3……………………………………………………………... | 15 |
Введение
«Знание органически связано с человеческим воображением... сила воображения увеличивается по мере роста знаний»
Меняются времена, сменяются поколения, вкусы, интересы, но остаются неизменными: дружба, любовь, сопереживание... Одно из средств получения нами, детьми, информации о мире и жизненных правилах является мультипликация. Именно из мультфильмов я узнаю « что такое хорошо и что такое плохо». Мультфильмы учат меня опыту, культуре, традициям и истории. Мама говорит, что события, происходящие в мультфильмах, развивают моё мышление и воображение, учат пониманию добра и зла, помогают постигать новое.
А так ли это на самом деле?
Я полагаю, что мой проект вызовет большой интерес у ребят, так как мы живём в суровом, жестоком времени, и надо, чтобы у детей была светлая, радостная пора, чтобы они с рождения видели как можно больше хорошего, привыкали к понятиям: честность, справедливость, доброта, отзывчивость. А что этому может способствовать как не интересные, добрые мульфильмы?! Вот я и выбрала тему создания поучительного фильма. Сначала я сомневалась, но при поддержке одноклассников, учителя, родителей, поняла, что нет ничего невозможного.
Объект моего исследования – мультипликация.
Предмет исследования – создание доброго мультипликационного фильма.
В основу исследования положена гипотеза: возможно ли, выполняя интересную, совершенно незнакомую нам работу, расширять при этом свой кругозор, тренировать воображение и память, повышать техническую грамотность и при этом соблюдать правила работы в коллективе, не ссориться, уметь слушать друг друга.
Цель работы: в процессе создания собственного мультфильма, получить возможность по-новому увидеть привычное, оценить человеческие отношения, развить воображение и творчество, приобрести технические знания, воспитать трудовые навыки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. История мультипликации
Слово мультиплика́ция произошло от латинского слова multiplicatio, в переводе обозначает умножение, увеличение, возрастание, размножение.[1] Это создание иллюзии движения с помощью неподвижных изображений, которые часто меняют друг друга.
Для создания плавного движения при просмотре необходимо, чтобы скорость смены кадров была не менее 18 кадров в секунду.
Мультипликация появилась до изобретения кинематографа. Попытки запечатлеть движение в рисунке начались в первобытную эпоху, продолжились в античные времена и привели к появлению примитивной мультипликации в первой половине XIX века. [2]
Днём рождения рисованной мультипликации считают 1877 года 30 августа, именно тогда был создал праксиноскоп. Позже Эмиль Рейно нашел метод одушевления рисунков, который был назван «изображение за изображением». Но изобретению Рейно положил конец созданный братьями Люмьер киноаппарат, который назвали кинематографом. В 1895 году праксиноскоп забыли, но ненадолго. Дальнейшему развитию анимации способствовало развитие техники .
В русской мультипликации художник и оператор Владислав Александрович Старевич в 1910 году сделал первый объёмный кукольный мультфильм. Его куклы совершали действия, в которых показывали человеческие чувства, их поведение и поступки были совсем правдоподобными.
В 1913 г. В. А. Старевич создает мультипликационный фильм: "Стрекоза и муравей". Он был первым из кинематографистов России, который занимался и рисованной мультипликацией.
В 1936 г. в Москве создали специальную студию рисованных фильмов "Союзмультфильм". Основная её задача – это создание интересных, увлекательных фильмов для детей и юношеского зрителя.
В настоящее время крупнейшими мультипликационными студиями России являются: студия «Пилот», студия «Мельница» и Кинокомпания «Мастер-фильм».
Основными техниками в мультипликации являются:
графическая мультипликация
кукольная (объёмная) мультипликация
пластилиновая анимация
песочная анимация
рисованная мультипликация
компьютерная анимация
В последнее время значительную популярность и распространение (особенно в сети Интернет) получила Flash-анимация.
Глава 2. Влияние мультипликации на формирование личности ребенка
«Многие говорят, что мультики – это сказки для детей. Глупец, кто говорит так. Ибо в мультфильмах скрыты реальные проблемы общества. Именно там расшифровываются поступки людей на более понятном языке»
Мультипликация – это один из видов искусства воспитательного характера.
Я думаю, что все дети любят смотреть мультфильмы. Через мультфильмы мы получаем много разнообразных эмоций, но не всегда мы можем отличить «действительность от созданий воображения»[3]. Мы доверяем мультфильму, часто копируем поведение и речь любимого героя, повторяем поступки.
Сейчас много разных мультфильмов. Бабушки и дедушки любили смотреть одни мультфильмы, наши родители другие, а мы…
Сравним мультипликацию советского периода и современные (созданные после 1991 г.) отечественные и зарубежные мультфильмы.
Почему взрослые любят советские мультфильмы? Они говорят, что в них есть мораль. Современные же мультфильмы строгой моралью не отличаются.
Советские мультфильмы длятся недолго (8-10 мин), в них легче разобраться где добро, где зло, они просты и понятны для ребят (см. приложение 1). Современные же длятся порой более часа, следовательно, достаточно сложны для детей, они не задумываются над сюжетом.
В старых мультфильмах звучат веселые детские песни, которые легко запоминаются, слушая их, возникает чувство радости. Современные мультфильмы наполнены резкими, примитивными звуками, что может вызвать у ребенка агрессию, раздражительность.
В современных мультфильмах сюжеты часто совершенно недетские: войны, драки, деньги, предательство, гонки, месть, игорный азарт...
Герои советских мультфильмов разговаривают понятно и красиво. Поступки героев можно использовать как пример. Юмор в мультфильмах добрый и глубокий, полностью раскрывающий комизм ситуации.[4] Герои современных мультфильмов говорят примитивно, порой грубо, что, я считаю, недопустимо для слуха детей. Юмор злой, грубый, глупый, часто унизительный. Они даже нарисованы некрасивыми, страшными.
Но это вовсе не значит, что новым мультфильмам не может быть места. Обязательно должны быть и новые мультфильмы, потому что мир все время изменяется. Только в них не должно быть всякой гадости, оскверняющей душу ребенка.[5] Именно это и побудило нас создать свой собственный мультфильм…
Глава 3. Практическая часть
Для достижения цели и решения поставленных задач мы провели ряд мероприятий.
3.1. Анкетирование
Ученики 4-х классов ответили на вопросы анкеты (см. приложение 2) с целью определения предпочтений в мультипликации (советская/современная/зарубежная) и полученных эмоций после просмотра любимых мультфильмов.
На вопрос: «Какие мультфильмы тебе больше всего нравится смотреть?» ответили: 28% – зарубежные, 39% – смешанные (зарубежные, современные и советские) и 33% – советские.
Вопрос: «На какого героя ты хочешь быть похожим?» дал следующие результаты: 40% – на супергероев, наделенных дополнительными силами для спасения мира (преимущественно, Черепашки Ниндзя), 16% – на красавиц (преимущественно, Василиса), 44% – на героев советских мультфильмов (преимущественно, Чебурашка).
Вопросы, связанные с эмоциональным состоянием после просмотра мультфильмов, выявили 1% детей, которые были агрессивно настроены.
Из анкетирования можно сделать вывод, что большинство детей правильно выбирают зрелища по душе, примеры для подражания.
Однако есть и те, чьими кумирами являются супергерои, что говорит об их отвлеченности от реального мира. Такие герои отрицательно воспитывают, провоцируют агрессию и тревожность, так как они слишком часто совершают физическое насилие, ведут себя грубо и цинично, редко указывают на движущую силу добра для мира.
3.2. Просмотр и анализ мультфильмов
Поскольку большинство ребят выделили для себя таких любимых героев как Чебурашка и Черепашки Ниндзя, на классном часе мы просмотрели фрагменты одного и другого мультфильма, провели анализ героев, злодеев и общей картины мира в них.
Из беседы с детьми выявили следующее: Чебурашка наивный, обаятельный, добрый. Черепашки – сильные, мощные, агрессивные. В борьбе со злом, Чебурашка вместе с другом Геной думает, шевелит игрушечными мозгами, изобретает разные хитрости. Черепашки же все вопросы решают грубой силой, часто прибегая к полному уничтожению.
Даже представители зла в этих мультфильмах сильно отличаются. В Чебурашке – это старуха Шапокляк – проворная, смешная, по-своему несчастная мелкая пакостница, к которой при желании можно найти подход. В Черепашках – это закованный в сталь Шредер – ужасное воплощение Абсолютного Зла. Он готов уничтожить весь мир без тени сожаления. Картины мира представлены разными красками. Мир, где живет Чебурашка со своими друзьями, в целом дружелюбный и светлый, он закономерный, в нем не страшно и уютно. Зло единично и случайно. Мир же Черепашек переполнен злом, он просто кишит им. Зло везде, во всем и постоянно.
После просмотра и анализа данных мультфильмов у нас заметно повысилась грамотность, в положительных героях мы самостоятельно выявили отрицательные качества:
3.3. Создание собственного мультфильма
Мы поддерживаем точку зрения Л.Л. Тимофеевой, которая считает, что надо приучать детей к нравственности, к чувству прекрасного, развивать эстетику, красоту [6]. Эти задачи можно решить созданием собственного мультфильма. Эта работа научит нас разбираться в сюжете, в выразительных средствах, формировать творчество.
Первый этап – подготовительный. Я предложила одноклассникам написать историю для создания мультфильма, попробовать себя в роли сценариста. Лучше всех с задачей справился Федосов Даниил, который придумал поучительную историю о мальчике, не умеющем играть в игрушки. Потом ребятам класса было предложено продолжить повествование, задействовав волшебную магию Деда Мороза. На коллективном обсуждении был утвержден окончательный сценарий мультфильма.
Сценарий. Жил-был мальчик, который кроме слова «Хочу» не знал ничего. С того момента как он просыпался и до самого вечера он просил и просил, требовал и требовал… Мальчик не понимал отказа на слова «Хочу». И, в конце концов, игрушки были везде: и на полках, и на комоде, и на кресле и даже на полу. Но мальчик не играл в свои игрушки, а только просил всё больше и больше… Накануне Нового года он решил написать письмо Деду Морозу.
Когда Дед Мороз стал читать детские послания, то среди красочных и добрых писем от ребят было и письмо нашего мальчика. Написано оно было на сером листе бумаги. В нём не было ни рисунков, ни картинок, ни добрых слов. Вместо «пожалуйста» было написано «Я хочу», вместо рисунков – список пожеланий. Дед Мороз удивился и решил помочь мальчику: подарить ему то, в чем он по-настоящему нуждался –фантазию.
Под Новый год мальчик побежал к елке за подарком, а Дед Мороз забрался в его комнату и стал собирать в мешок все игрушки. Ему пришлось постараться, ведь у мальчика было очень много игрушек! Взяв коробку с подарком, мальчик поспешил в свою комнату. Открыл ее… А там!!! Оказалось всего 3 камешка. Мальчик сидел за столом и не понимал, что произошло. Ведь всегда он получал то, что просил. Он даже не заметил пропажи всех своих игрушек. Он размышлял над подарком.
Спустя время мальчик написал другое письмо Деду Морозу: красивое, доброе, благодарное.
Дорогой Дед Мороз!
Спасибо за подарок!
Из всех, что ты мне подарил, этот самый любимый!
Твои камешки очень красивые! Я научился ими жонглировать!
А еще, в саду я нашел много камней и построил из них домик для улиток.
Мечтаю построить еще мостик, фонтан…
Большое спасибо, Дед Мороз!
Цель: развитие воображения и фантазии, стремление к самостоятельному поиску ответов на поставленные вопросы, художественное мышление. Трудности: сложно придумать короткую, но поучительную историю, последовательно выстроить сюжетную линию.
Второй этап – разработка персонажей и фонов. На данном этапе работа проходила группами, но при постоянном взаимодействии друг с другом. Одна группа рисовала фоны для будущего мультфильма, другая – персонажей, третья – сменяемые предметы интерьера. ( Приложение 3) Цель: развитие творчества, фантазии, художественного вкуса, терпения, усидчивости, умения работать в коллективе, уважения к чужому труду. Трудности: сложно повторить с максимальной точностью размеры и внешний вид героев в разных позах, сохранить пропорции объектов относительно друг друга, правильно подобрать цвета объектов.
Третий этап – съемка материалов для создания мультфильма (в парах). В работе планировалось использовать многофункциональную документ-камеру Gaoke GK-9000A. Но ограничения документ-камеры по максимальной площади захвата 34х25 см, не позволили выстроить дальнейшую работу с ней, так как рисунки выполнялись на формате А3 30х42 см. Пришлось создавать рукотворный вариант «документ-камеры». Для этого на парте в горизонтальном положении был закреплен штатив камеры. На нем был закреплен фотоаппарат NIKON D3000 объективом вниз. На подложке были установлены фоновые декорации, выполнены все необходимые настройки параметров съемки, отснят весь материал для верстки мультфильма. Цель: приобретение технических знаний, развитие пространственных отношений, движения, внимательности, логики. Трудности: сложно закрепить фоновое изображение так, чтобы картинка из кадра в кадр оставалась неподвижной, добиться постоянной освещенности без специального оборудования.
Четвертый этап – подбор звукового сопровождения. Данный мультфильм решили делать без озвучивания персонажей, а подобрать музыкальный фон. В результате долгих поисков решено было остановиться на произведении П.И.Чайковского «Щелкунчик», так как оно наиболее красочно и верно передает настроения и эмоции нашего мультфильма. Цель: расширение кругозора, приобретение художественного вкуса, формирование эмоциональной музыкальности, выразительности.
Пятый этап – верстка. На этом этапе с помощью компьютерной программы Ulead Video Studio11 с помощью мамы и классного руководителя, обработали полученные кадры, произвели их монтаж с наложением музыкального сопровождения.
Шестой этап – вывод получившегося мультфильма на цифровой носитель, а именно запись на DVD диск.
Заключение
Изучив историю возникновения мультипликации и влияние мультфильмов на развитие личности, проведя огромную практическую работу и проанализировав ее, мы создали свой мультфильм с воспитательным характером, и пришли к следующим выводам:
- нам было очень интересно при создании мультфильма, мы как будто постигли тайну создания мультфильма;
- мы поняли, что с помощью мультфильма запоминание происходит лучше;
- мы значительно повысили собственные технические знания, развили критическое отношение к просматриваемому материалу, научились осознавать свои впечатления;
- создание мультфильмов дело очень интересное и необычное, которое позволяет проявить свою выдумку и творческое начало, фантазию и воображение, терпение и усидчивость, умение сотрудничать друг с другом в решении разнообразных познавательных задач, удовлетворяет собственное любопытство;
- работа над мультфильмом создала благоприятную среду в классном коллективе, все ребята старательно выполняли свою работу, они были активны, так как делали общее дело, шли к одному результату;
- я думаю, мы не остановимся и попробуем создать ещё мультфильм о своём классе.
Гипотеза, сформулированная в начале работы, была полностью подтверждена. Данная работа может быть полезна учителям начальной школы и воспитателям группы продленного дня, а также родителям для организации досуга с детьми.
Библиографический список литературы и электронные ресурсы:
Приложение 1[7]
Приложение 2
Анкета
Приложение 3
Разработка персонажей и фонов
Фон для комнаты | Персонажи, игрушки, подарки |
Сменяемые предметы интерьера | Сменяемые предметы интерьера |
Юрий Визбор. Милая моя
Пустой колос голову кверху носит
Неньютоновская жидкость
Самый богатый воробей на свете
Сторож