Обобщение эксперимента по выращиванию калы в школьной теплице
Вложение | Размер |
---|---|
kally.doc | 127.5 КБ |
Содержание
I.Введение 3
II.Основная часть
Глава 1.
Глава 2. Экспериментально - исследовательская работа.
2.1. Анализ социологического опроса.
2.2. Эксперимент в школьной теплице.
III. Заключение
IV. Список литературы
V.Приложение
I.Введение
Цветы… Живые краски земли. Цветы всегда привлекали своей красотой и ароматом. Без них не может обойтись ни один человек. Цветы украшают и оживляют нашу жизнь, приносят наслаждение, восхищают красотой, ароматом, волнуют сердце, душу, повышают настроение, а значит - сберегают здоровье.
В первом классе мы были на экскурсии в школьной теплице, там впервые познакомились с цветами каллами . Эти цветы поразили нас своей красотой, нежными белыми, цветками, Кроме этих растений мы увидели прекрасные хризантемы, колючие кактусы , крохотные мандарины и большие лимоны ,лозу винограда , лавр , гранат и ароматные розы. Всю эту красоту создала Елена Федоровна Картяева , лаборант школьной теплицы. У нас появилась идея узнать больше о каллах и вырастить их самостоятельно.
Поэтому была поставлена цель: больше узнать о каллах и вырастить цветы в школьной теплице.
Задачи:
- узнать о каллах как можно больше;
- узнать, что известно окружающим нас людям о каллах;
- подготовиться к выращиванию калл в искусственных условиях;
- вырастить цветы самостоятельно в теплице школы.
Объект изучения – растения в школьной теплице.
Предмет исследования- цветы каллы.
Методы исследования: анализ литературных источников и результатов опроса, наблюдение, фотографирование, опрос , эксперимент , анализ полученных результатов.
Гипотеза: если мы изучим материал по данной теме, то сможем вырастить каллы и познакомить своих друзей с малоизученными цветами, научимся проводить эксперимент и обрабатывать полученные результаты .
Глава 1.
Калла - Calla (зантедеския, белокрыльник, рихардия) – широко известное травянистое многолетнее растение семейства ароидных. Мы можем отличить представителей данного семейства по характерному соцветию - початку с покрывалом.
Родина калл – Южная Африка.
В словаре В. Даля белокрыльник представлен многообразием имён: змеевик, змейка, змей-трава, красуха, озёрный вахтовник, белый попутник, хлебница, петушки, бобовник, бодяжник, болотник.
В "Ботаническом словаре" Н. Анненкова, помимо вариантов уже упомянутых В. Далем названий этого растения бодяжник и болотник, есть любопытное сообщение о белокрыльнике: "Корням этого растения приписывают в Пермской губернии свойство вытягивать из тела волос, змеиное жало и швейную иглу, для чего истолчённый свежий корень крепко привязывают к тому месту, чрез которое вошли в тело эти немочи".
Латышская писательница Анна Саксе написала немало сказок о цветах. Есть среди них и сказка «Белокрыльник». Мальчика-сироту, пасшего свиней, злая мачеха принудила спасать угодившего в болото поросёнка. Бедолага-пастушок утонул вместе с поросёнком: «…Лишь свиное ухо да заскорузлый кулачок паренька торчали на поверхности… На другой день высохло болото, а на его месте вырос цветок, похожий на белое крыло…».
Каллы – оберег семейного счастья. Утверждают, что примирение после ссоры пройдет легче, а старые обиды быстрее забудутся, если приподнести дорогому вам человеку, отношения с которым дали трещину, именно этот цветок. Калла раскрывает женственность. А негатив вокруг перерабатывает в доброжелательность и стремление к открытому разговору.
Существует поверье, что калла – цветок, повышающий иммунитет ее владельцу. Считается, что это растение сам воздух в саду и доме заряжает здоровьем, энергией и силой. Букет калл изгоняет уныние и тоску, дает серьезно заболевшему бодрость и надежду.
Вам расскажу сейчас легенду о цветке, о том, как кала появилась на земле. У божества, жестокого, индейского, Влюбилась дочь, ведь дело то житейское, Влюбилась в юношу отважного и смелого, Который жил в простом обычном племени. Узнав о их любви, он сделал дочь невидимой, Но все равно она спускалась с гор к любимому. Юноша лишь чувствовал, что рядом с ним она, Тоскою вновь звучит его души струна. Насобирал цветов и покрывало сшил, И им любимую свою он вечером накрыл, Но видел он ее лишь силуэт, И зарыдал, пытаясь отыскать судьбы ответ. Отец, увидев это, сжалился над ним И дочери лик прежний возвратил. На место то, куда упало покрывало, Цветами новыми покрылась вся поляна.
Еще одна легенда, связанная с каллами. Прекрасную молодую девушку страстно полюбил беспощадный вождь из варварского племени и решил взять ее в жены. Но добрая и честная девушка смело отказала ему. Разгневанный мужчина напал на ее поселение, вознамерившись овладеть понравившейся ему девушкой силой. В день свадьбы, которая должна была свершиться не по ее воле, красавица, одетая в праздничное свадебное одеяние, хотела уже броситься в костер, но древние боги решили помочь девушке, не желая, чтобы столь чистое и смелое создание просто погибло, и превратили ее в великолепный и нежный цветок - каллу.
Калла эфиопская и другие сорта с белым покрывалом вырастают
до 1 м в высоту, с пестроокрашенным покрывалом – не превышает 50см.Круглый трубчатый стебель переходит в цветок. Окраска цветка разная. Более распространенные у нас – белые с бледно-желтой серединой.В школьной теплице кроме белой каллы выращиваются желтые и бордовые цветы.
Подземная часть каллы в литературе либо не описывается вообще, либо о ней говорится как-то невнятно. То ли у каллы клубни, то ли корневища, то ли «клубневидные корневища». Оказалось все очень просто. У одних растений, тех, что произошли от каллы эфиопской, подземная часть представляет собой корневище. У других, предками которых являются калла Элиотта и калла Реманна, - клубни.
Природные места роста диких калл – поймы рек в регионах с теплым и мягким климатом. Для благополучного роста и цветения каллам требуется светлое до полутеневого месторасположения и постоянно высокая влажность почвы.
В искусственных условиях вырастить калу и добиться ее цветения будет легко тому, кто все о ней знает.
Калла – культура «короткого дня». Во время формирования цветоноса у каллы ей требуется длительное освещение (не менее 12 часов). А потом калле обеспечивается более короткий световой день (8 - 10 часов).
Для успешного выращивания этого экзотического растения цветоводам нужно помнить о том, что у калл обязательно должен быть ярко выраженный период покоя. В наших российских условиях период покоя растений - это зима. В остальные месяцы года калла в горшке требовательна к сбалансированному сочетанию органических и минеральных подкормок.
Побеги разрастающейся каллы не будут мельчать, если своевременно подкармливать её органикой. Для этого по краю тяжёлого и объёмного горшка каллы можно аккуратно выкопать канавку и внести любую имеющуюся в доме органику. Можно использовать, например, кожуру от фруктов (бананов, яблок киви, др.), шелуху семечек, чайную заварку и т. д. Внесённую органику присыпать землей, поливать растение водой комнатной температуры. В дальнейшем подкормленную органикой каллу поливать растворенным в воде минеральным удобрением (согласно инструкции).
-7-
Периодически верхний слой почвы в горшке с каллой можно заменять (с осторожностью, чтобы не повредить корневище). Тогда растение будет успешно расти в горшке довольно длительное время без пересадки.
Калла очень влаголюбива, поэтому субстрат обязательно должен находиться во влажном состоянии и никогда не пересыхать. Это также необходимое условие для развития полезных почвенных бактерий, перерабатывающих органику в доступную для растений подкормку.
При появлении у каллы цветоноса можно немного (чтобы не сжечь корни растения) увеличить дозу внесения азотно-калийного удобрения. Предпочтительно использовать мочевину, улучшающую кислотность почвы, что благоприятно для калл.
Когда соцветие каллы находится в начале роспуска, можно внести в субстрат кальций (например, подойдёт настой скорлупы яиц). Тогда полураспустившийся цветонос каллы при срезке (или если растение цветёт в горшке) дольше сохраняет свою свежесть и не вянет так быстро, как это происходит в природе.
Про каллу обычно пишут: «цветет с октября по апрель». Этого просто не может быть! Декабрь, январь и февраль на родине каллы – в Южной Африке – это лето, жаркое и местам, засушливое. Именно на этот период калла впадает в состояние покоя. К жизни же она пробуждается осенью, когда температура воздуха не превышает +20 - +22С, и выпадают дожди. Поэтому пик цветения каллы приходится на наше лето (июнь-июль-август) - соответственно, на мягкую южно-африканскую зиму.
Две группы калл - «белые» и «цветные» - требуют разного подхода. «Белые» влаголюбивы, дольше цветут, и на период покоя не сбрасывают листья. «Цветные» менее требовательны к влажности почвы и воздуха, любят яркий рассеянный свет и полностью сбрасывают листья в период покоя. Руководствуясь общими рекомендациями по уходу за цветком, любители часто заливают клубневые каллы. А когда растение сбрасывает листья, думают, что калла умерла и выбрасывают клубень вместе с земляным комом. С эфиопской каллой случаются и другие неприятности. Когда растение попадает из оранжереи в сухую теплую квартиру, оно «думает», что наступило лето и постепенно готовится к нему – перестает цвести, никнет и сбрасывает листья. Мы бросаемся спасать свою драгоценность – начинаем обильно поливать и опрыскивать. Итог печальный: сбитая с толку калла и не отдыхает, и не растет.
Соблюдая эти не хитрые правила ухода за каллой, можно многие годы успешно выращивать и размножать это благородно-грациозное растение, наслаждаясь его цветением.
Покрывало белокрыльника предсказывает погоду: оно чутко реагирует на приближение дождя, отклоняясь, подобно стрелке барометра. Если покрывало плотно прилегает к соцветию, если его острие направлено вертикально – погода будет солнечная. Если же лист-покрывало белокрыльника отходит от соцветия под прямым углом – скоро будет дождь. Чем сильнее отклоняется лист, тем дождь ближе. Смысл подобного поведения растения, очевидно, заключается в том, чтобы позволить струящейся влаге переносить пыльцу с верхних тычиночных цветков на цветки, расположенные ниже.
Все части белокрыльника в свежем виде перечно-остры на вкус и ядовиты из-за содержащегося в них гликозидоподобного сапонина. Отравление выражается в виде рвоты, оцепенения, замедлении сердечного ритма, судорог. Большие дозы яда могут привести к летальному исходу. Токсичность белокрыльника особенно высока ранней весной и в засушливое лето. В случае отравления необходим приём слабительных средств и препаратов, поддерживающих деятельность сердца. Однако, при высушивании или тепловой обработке ядовитое вещество полностью разрушается, делая растение не только безопасным, но даже пригодным в пищу.
Белокрыльник знаком народной медицине как мочегонное средство при водянке и отёках, как болеутоляющее при ревматизме (отвар травы или корневищ), как слабительное (плоды). Разваренные в молоке листья белокрыльника прикладывали к язвам, а компрессы из свежих корневищ – на укусы змей.
Белокрыльник служил суррогатом муки. В малоурожайные годы крестьяне собирали богатые крахмалом корневища этого растения и сушили. После сушки их мололи в муку и варили. Жижу сливали, а гущу вновь сушили. Вываренная и высушенная, масса полностью теряла горечь и токсичность, отправлялась в квашню как примесь к обычной муке.
Глава 2.
Экспериментально - исследовательская работа.
2.1. Анализ социологического опроса.
Мы решили узнать, что известно окружающим нас людям о каллах. В опросе принимало участие 50 человек, ребята из 2б , 3а классов и их родители. Мы составили вопросы и провели опрос. Результаты обработали.
1.Знаете ли вы, что есть такие цветы «каллы»?
Да – 39
Нет – 10
Не знаю – 1
2.Как вы думаете, легко ли их вырастить?
Трудно – 36
Легко – 12
Не знаю – 2
3.Растут ли они у нас?
Растут в теплице – 24
Не растут – 16
Не знаю – 8
Растут дома – 2
4.Как они выглядят? Если не знаете, то предположите.
Не знаю – 20
Белые – 15
Красный – 6
Бежевый – 3
Красивый – 2
Синий или любой – по 1
5.С какой целью их выращивают?
Для красоты – 19
Не знаю – 13
Для торжеств – 3
Нюхать – 3
Для радости, украшения, лекарственное – по 2
Для духов, эстетики, букетов, любви, ритуальных услуг, отпугивать – по 1
6.В каких случаях их можно дарить?
На праздник – 23
На свадьбу или день рождения – 11
Не знаю – 9
В любых – 3
На похороны – 2
Любимому человеку - 2
В результате опроса мы увидели, что мнения разделились. Есть вопросы, на которые опрашиваемые отвечали верно. Но нам кажется, что если эти прекрасные цветы есть в нашей школе, то нужно знать о них больше. Были даже пожелания после изучения темы рассказать им , что нам стало известно о этих цветах.
2.2. Эксперимент в школьной теплице
Цель работы: выявить опытным путем благоприятные условия для выращивания каллы в условиях школьной теплицы.
В работе выдвинули гипотезу : если мы будем использовать различные подкормки , улучшать почвенный грунт , то нам удастся вырастить растения каллы и увидеть их замечательные цветы.
Наш эксперимент проводился в теплице на крыше школы № 17 города Усть-Илимска по улице Энгельса -7.
Мы использовали молодые саженцы калл , тепличную почву, осенние опавшие листья, минеральные удобрения( суперфосфат, кальциевую селитру , сульфат калия), органическое удобрение ( недельный настой травы) , удобрение « Байкал –ЭМ», воздушный термометр.
Наша работа стала возможной благодаря микроклимату в теплице , который очень похож на климат южной Африки( жаркое продолжительное лето , прохладная короткая зима ) .
Этапы работы :
Описание работы .
На первом этапе мы взяли 3 растения и посадили в одинаковый почвенный грунт . создали для них одинаковые условия , но проводили разные подкормки: образец №1 – минеральными удобрениями ( суперфосфат, калийная селитра), образец №2 – органическим удобрением ( настой травы), а образец №3 поливали простой водой. Сравнивали рост стебля (h), количество листьев (n).
Сроки | №1 | №2 | № |
Сентябрь 2012г. | h= 10cм n = 1 лист | h=12см n=1 | h=10см n=1 |
Октябрь 2013г. | h= 23 n =3листа | h=25см n=4лиcта | h=15см n=2листа |
Мы сделали вывод , что в период роста калла лучше реагирует на органическое удобрение.
Так как нашей целью было выращивание каллы до ее цветения мы вышли на второй этап работы. В теплице почва фактически не обновляется , и мы решили собрать осенью опавшие листья в школьном дворе ,заложили их в образцы№2,№3 . Для растений №1,№2 условия подкормки остались прежние , в образец №3 стали подкармливать минеральными, органическими удобрениями и биологическим препаратом «Байкал –ЭМ».
Сроки | №1 | №2 | №3 |
Октябрь 2013г. | h= 23 n =3листа | h= 23 n =3листа | h= 23 n =3листа |
Май 2014г. | h=51см n=5лисьев 0 цветков Сроки цветения- нет «Детки»-4шт., слабые. | h=67см n=6листьев 2цветка Сроки цветения- апрель,май. «Детки»-6шт.,развитые. | h=55см n=6 листьев 1 цветок Сроки цветения- май. Молодые побеги и «детки» 8шт.,развитые. |
Результаты нас порадовали и мы сделали такие выводы: Для хорошего роста и цветения растений необходимо обновлять почву и вносить все удобрения.
Так как образец№3 был самый слабый , а в изменившемся уходе догнал другие растения в росте и зацвел, на его корневище больше всего сформировалось «деток» и молодых побегов. Так в образец №1 мы не внесли листовой компост и удобряли только минеральными удобрениями , цветение не наступило.
Полученные выводы дали нам возможность использовать такой уход за растениями для всех калл в теплице.
Начался третий(практический) этап работы. Собранные листья осенью ребятами нашего класса, мы заложили в короб( гряду) , насыпали на них почву , высадили несколько калл и проводили подкормку , описанную в нашем эксперименте для образца№3. Растения отличались мощным стеблем , размерами листьев и цветов. А главное, первый раз за 10 лет они зацвели в январе. Мы предполагаем , что листья создали воздушную подушку для растений , которая согревает почву и хорошо влияет на рост и развитие растений. Подкормку получали все каллы в теплице , а такой результат получился только на опытном участке с заложенными листьями.
III.Заключение.
В результате изучения цветочной культуры (каллы)и ее выращивания мы сделали такие выводы:
- Существуют каллы разнообразной окраски у которых различные сроки цветения .
- Это действительно праздничный цветок.
- Для хорошего роста и цветения необходимо проводить подкормку. минеральными , органическими , биологическими удобрениями.
- Для улучшения почвы можно использовать опавшие осенние листья.
- Работа в теплице мне очень нравится: я полюбила цветы, научилась ухаживать за ними, делать записи наблюдений , выводы , смогла рассказать о своей работе одноклассникам.
- А ,главное, мне захотелось стать биологом и изучать живую природу и заниматься генной инженерией.
Из глубины веков, через разные эпохи люди пронесли стремление к красоте. Однажды посадив цветы, человек уже не расставался с ними. Цветы очищают душу, делают ее добрее, богаче. Слова М.Пришвина говорят: «Пойми живой язык природы, и скажешь ты - прекрасен мир!»
IV.Литература:
1.«Цветы» - справочник. Москва, Аст, Астрель, 2001
2.М.Александрова, П.Александров. «Приусадебное цветоводство»,
Лабиринт-Пресс, Москва,2002 г.
3.Интернет ресурсы:
http://www.calla-info.ru/uhod.html
http://www.botanichka.ru/blog/2010/02/13/calla/
http://www.greeninfo.ru/indoor_plants/zantedeschia_aethiopica.html
V.Приложения:
I. Экскурсия в теплице
II.Растения в теплице.
III.Строение каллы.
IV. Первый этап эксперимента.
V.Второй этап эксперимента.
VI.Третий этап эксперимента.
Снежная книга
Кто грамотней?
И тут появился изобретатель
Привередница
Дерево в снегу