Древнерусское язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси IX века. До эпохи христианизации язычество было универсальной системой, дающей обобщающую картину мира и пронизывающей все сферы человеческого быта. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями именно в славянское язычество, являющее собой огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства. Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной.
Целью данной работы является узнать символическое звучание древнего орнамента, как повлияло язычество на культуру Руси, а также узнать какие традиции дошли до наших времён .
В задачи исследования входит :
1. Узнать по больше о язычестве Руси.
2. Узнать о языческих богах.
3. Узнать какие традиции язычества дошли до наших дней.
Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.
Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками!
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние язычества на культуру Руси. | 301.43 КБ |
МБОУ СОШ № 123
г. о. Самары
Учебно-исследовательская конференция
«Диалоги об искусстве»
Тема:
Влияние язычества на культуру Руси.
Выполнил:
Ученик 9 «а» класса
Анохин Николай Сергеевич
МБОУ школы № 123
Советского района
Учитель Изобразительного искусства:
Шайсултанова Альфия Габдельсаматовна
Тел. Школы:
995-07-84
г. Самара 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………………….……………3-4 стр.
2.1.Боги блюстители Прави……………………………………………..10-12 стр.
2.2.Боги блюстители Яви………………………………………………….13-14 стр.
2.3.Боги блюстители Нави………………………………………………..15-17 стр.
3.Влияние язычества на культуру…………………………………….18-20 стр.
Заключение………………………………………………………………………………..21 стр.
Список литературы……………………………………………………………………..22 стр.
Приложения ……………………………………………………………….…………22-24 стр.
Введение
Древнерусское язычество прошло сложный многовековой путь от архаических, примитивных верований древнего человека до государственной "княжеской" религии Киевской Руси IX века. До эпохи христианизации язычество было универсальной системой, дающей обобщающую картину мира и пронизывающей все сферы человеческого быта. С этими сферами соотносилась и иерархия мифологических существ - от пантеона высших богов до сонмов низших духов. Мир сверхъестественный находился в постоянной взаимосвязи с миром людей: они объединялись не только благодаря антропоморфизации сверхъестественного мира и космоса в целом, но и при посредстве многочисленных ритуалов и медиаторов - животных, природных явлений и предков. Язычество охватывало всю сферу духовной культуры и значительную часть культуры материальной, поскольку общество было проникнуто убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех трудовых и бытовых процессах.
После принятия христианства на Руси язычество стало подвергаться гонениям, но не так просто оказалось вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Христианизация Руси продолжалась несколько столетий, в результате чего русское православие - по крайней мере, в народном представлении, - превратилось в симбиоз Византийского христианства и Славянского язычества. Многие христианские праздники и обычаи уходят своими корнями именно в славянское язычество, являющее собой огромный культурный пласт, представляющий интерес для историков, этнографов и искусствоведов. Трудно переоценить его влияние на дальнейшую судьбу Русского государства.
Тема язычества в последнее время стала чрезвычайно популярной. Помимо собственно научного интереса ее актуальность обусловлена сегодня еще и иными факторами: многие политические течения, прежде всего "патриотические", пытаются эксплуатировать ее в своих целях. Это, естественно, не способствует повышению объективности получаемых результатов. Впрочем, подобная ситуация не является беспрецедентной. Изучение язычества в дореволюционной России находилось под довольно солидным прессом государственной религии. Причем духовная цензура в то время превосходила по жесткости своей цензуру светскую. Тем не менее, нельзя не отметить, что повышенный интерес к языческой тематике привел к появлению огромного количества работ, в которых она исследуется с привлечением самого разнообразного материала и на самых разных уровнях: от сугубо академических трудов до совершенно фантастических построений. [1-2]
Целью данной работы является узнать символическое звучание древнего орнамента, как повлияло язычество на культуру Руси, а также узнать какие традиции дошли до наших времён .
В задачи исследования входит :
Историческое развитие славяно-русского язычества
Язычество – от «языки» (суть: народы, племена); это слово объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племён, могла быть меж собой весьма различной. [3]
Славянское язычество развивалось по разным направлениям: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных-пращуров и т.д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что если тело сжечь, - душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).
Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата или круга, которые именовались крада; крадой также назывался горящий жертвенный костёр. «Крады и требища идольские», - писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно оно называлось Крада (Кродо). В погребальном культе универсально распространённым было сочетание противоположных устремлений: удалить в иной мир потенциально вредоносного мертвеца и одновременно сохранить вблизи коллектива благодетельного предка, обеспечить возможность контакта с иным миром; с последним и связано наличие погребальных
памятников, могильников и т.п. К славянской традиции трупосожжения
можно отнести различные способы обращения с прахом – от простого рассыпания до захоронения в ямке и собирания в урну.
Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий (ирий, арий; отсюда древнее название арийцев), немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая. День прилёта жаворонков – 9 марта – считался днём поминовения предков и назывался Радуница. В период борьбы с языческими богами, создавался образ врага, поэтому день поминовения умерших по славянским обычаям вначале, в связи с насаждавшимся пасхальным календарём, был перенесён на 1 мая и считался бесовским, нечистым днём, вернее ночью (Вальпургиева ночь). Но позже, незаметно славянский день поминовения умерших и христианская Пасха сблизились.
Славяно-русскую часть обширного языческого массива ни в коем случае нельзя понимать как обособленный, независимый и только славянам присущий, вариант религиозных первобытных представлений.
Главным определяющим материалом для изучения язычества является этнографический: обряды, хороводы, песни, детские игры, в которые выродилась архаичная обрядность, волшебные сказки, сохранившие фрагменты древней мифологии и эпоса.
По мере развития первобытного общества всё в большей и большей мере на религиозных представлениях складывалось усложнение его социальной структуры: выделение вождей и жрецов, консолидация племён и племенных культов, внешние связи, войны.
Говоря об эволюции, следует отметить, что божества, возникшие в определённых условиях, со временем могут обрастать новыми функциями, место их в пантеоне может меняться.
Мир тогдашних язычников состоял из четырёх частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. Это не являлось спецификой славянского язычества, а было результатом общечеловеческого стадиально-конвергентного развития представлений, которые варьировали в деталях, но в основном определялись этой схемой. Труднее всего разгадать древние представления о земле, о большом земельном пространстве, наполненном реками, лесами, полями, зверьём и человеческими жилищами. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окружённая водой. Вода конкретизировалась или как море или же в виде двух рек, омывающих землю, что, может быть архаичнее и локальнее – где бы человек ни был, он всегда находился между каких-либо двух рек или речек, ограничивающих его ближайшее сухопутное пространство.
Средневековые люди, независимо от того, были они крещены или нет, продолжали верить в прадедовскую дуалистическую схему сил, управляющих миром, и всеми архаичными мерами старались
оградить себя, своё жилище и имущество от действия вампиров и «навий» (чужих и враждебных мертвецов).
При князьях Игоре, Святославе и Владимире язычество стало государственной религией Руси, религией князей и дружинников. Язычество укреплялось и возрождало старинные, начавшие отмирать, обряды. Приверженность молодого государства прадедовскому язычеству была формой и средством сохранения государственной политической самостоятельности. Обновлённое язычество X в. формировалось в условиях соперничества с христианством, что сказалось не только в устройстве пышных княжеских погребальных костров, не только в гонениях на христиан и разрушении православных церквей Святославом, но и в более тонкой форме противопоставления русской языческой теологии греческой христианской.
Принятие христианства в очень малой степени изменило религиозный быт русской деревни X – XII вв. Единственным новшеством было прекращение трупосожжений. По ряду второстепенных признаков можно думать, что христианское учение о блаженном посмертном бытии «на том свете», как награда за терпение в этом мире, распространилось в деревне после татарского нашествия и в результате первоначальных представлений о неизбывности иноземного ига. Языческие верования, обряды, заговоры, формировавшиеся тысячелетиями, не могли бесследно исчезнуть сразу после принятия новой веры.
Падение авторитета церкви уменьшало силу церковных поучений
против язычества, и оно в XI – XIII вв. не угасало во всех слоях русского
общества, но перешло на полулегальное положение, так как церковные и светские власти применяли к языческим волхвам суровые меры вплоть до публичного ауто-да-фе.
Во второй половине XII в. наблюдается возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах. Объяснением возрождения язычества может служить оформившаяся с 1130-х годов кристаллизация полутора десятков крупных княжеств-королевств с устойчивыми своими династиями с усилившейся ролью местного боярства и более подчинённым положением епископата, оказавшегося в зависимости от князя. Обновление язычества сказалось в зарождении нового учения о неисповедимом свете, отличном от солнца, в культе женского божества, в появлении скульптурных изображений божества света.
В результате целого ряда сложных явлений на Руси к началу XIII в. создалось и в деревне, и в городе своеобразное двоеверие, при котором деревня просто продолжала свою религиозную прадедовскую жизнь, числясь крещёной, а город и княжеско-боярские круги, приняв многое из церковной сферы и широко пользуясь социальной стороной христианства, не только не забывали своего язычества с его богатой мифологией, укоренившимися обрядами и жизнерадостными карнавалами с их танцами, но и поднимали свою старинную, гонимую церковью религию на более высокий уровень, соответствующий расцвету русских земель в XII в. [4]
2. Боги
2.1 Боги блюстители Прави
Ругевит, Прове, Сива и Радегаст.
Особое место в почтении Русских Богов занимают культы Родоначальников, эпохи Варяжских сословий. Почтение этих Культов позволяет восстановить благодаря Родовой Памяти утраченную Русскими Родословную.
Ругевит - Родоначальник Русского Рода. Это Верховный Бог Руси.
Знак почтения Ругевита в воззвании к острову Буяну, либо присутствием на нём, то есть на Рюгене, - сакральным Богом которого является Ругевит.
Обращение к Ругевиту производится посредством обоюдоострого меча - как символа непобедимости Русского Духа.
Прове - Бог Правосудия и Пророчеств. Это Бог Законов Прави.
Знак почтения Прове - в соблюдении Законов Чести и Справедливости.
Обращение к Прове как к Грому небесному, либо грому сердечного пульса самого Человека, ибо именно Прове служит причиной сердцебиения. Обращение к своему Сердцу - вернейшее из обращений, ибо Прове общается с каждым Человеком посредством пульса, но для всего Рода Людского является в качестве Грома рождённого Богиней Зарёй.
Сива - Богиня Смерти, Берегиня Жизни. Эта Берегиня более любых других
Богов заинтересована в сохранении Жизни на Земле, ибо в случае гибели
таковой, Она перестанет быть Богиней Смерти. Эта Богиня рождена гибелью волотов, ради соблюдения Законов Смерти.
Знак почтения - жертвоприношение в качестве посева и сбора урожая, как плодов, которые служат сохранению Жизни Роду Людскому.
Обращение к Сиве производится непосредственно как к Луне, либо к Снегу в Зимнюю пору, ибо это Богиня Небесной - Живой, прошедшей очищение испарённой Воды. Покровительство этой Богини является лучшим из оберегов от Смерти, ибо никто кроме Неё средь Богов не знает так Смерти.
Радегаст - Бог Войны и Жизненного Пути. Это Бог божественного Совета.
Знак почтения Радегасту, выказывается верным руководством в мирных делах и бережное отношение к жизни воинов во время войны, исключающего бесполезные жертвы, ибо это Бог Руководитель.[5]
Обращение к Радегаст может проводиться как через людей Единых Родом, так и посредством любых Земных ресурсов используемых во благо человека, ответом или знаком которых и является Веление Радегаста. Неуважительное отношение к Радегасту ведёт к нерациональному использованию ресурсов и как следствие - к напрасному кровопролитию. В акте возмездия Бог Радегаст беспощаден по отношению к тем, кто нарушил Законы Богов. Незнание же или забытье Законов Рода, равно как и содействие - беззаконию, наказуемо в равной степени. Поэтому, каждый русский руководитель должен давать Клятву Радегасту - в своём желании не только руководить, но и нести ответственность по Прави.
Эту категорию Богов можно охарактеризовать как Блюстители Прави, кои являют собой основу Русского Рода, ибо Род дал каждому Народу собственное Право на Жизнь. [7]
2.2 Боги блюстители Яви
Мать Сыра Земля, Ярило и Волос.
Прежде других Богов обращаются к Матери Сырой Земле, ибо Она ближе всего к человеку, будучи местом его существования, находящимся прямо под ногами. Это Богиня жизни Земной.
Знаком почтения Матери Сырой Земле является поклон. Это единственная Сущность, коей, как и усопшим, кои не могут подняться, поклоняется Русский Человек, но не в знак покорности, а дабы коснуться Её рукой, скрепляя этим жестом Путь от Сердца к Земле.
Обращение к Матери Сырой Земле проводится воззванием к самой Земле.
Достойней других Богов обращение к Отцу Небесному Яриле, Суть которого Солнце, с вечно молодым Земным воплощением - в Огне, коему неведом возраст. Это Бог жизни Земной.
Знаком почтения Яриле, который может производиться только стоя, является аналогичный жест, как и к Матери Сырой Земле - от Сердца, но уже к Солнцу.
Обращением к Яриле является любой ритуальный Огонь, будь то пламя крады или свечи, кое являются плотью Земного Ярилы.
Важнее других Богов обращение к Волосу, старшему из Богов - повелителю Мира, Суть которого во всём зримом Родом людским. Это Бог богов Земных и всего сущего в Мироздании.
Знак почтения Волосу - аналогичен как Роду, ибо это первое из Его
воплощений.[5]
Прямое обращение к Волосу доступно лишь просвещённым людям, кои блюдут своё таинство связи, либо старшему в семье или роде, чей возраст по статусу равен Богу сему. Все Блага Мира во Власти Волоса, но чужда и враждебна Ему корысть в помыслах людских.
Эта Священная Троица - высшая во всех отношениях и более чем достаточная для любого обращения. Эту категорию Богов можно охарактеризовать - как Блюстителей Яви. [7]
2.3 Боги блюстители Нави
Злата, Святовит, Макошь, Хорс, Лада и Велес.
Эти Боги и Богини являются производящими и хранящими Бытие Силами и служат сугубо личным интересам определённого народа или его отдельных представителей.
Старшей из Богинь является Злата, Богиня Зари, Мать Богов Света, Супруга Волоса. Это Богиня жизни Небесной, всех Богов и усопших из Рода Людского.
Знаком почтения Златы, является Встреча Зари.
Обращение к Богине Злате может быть как воззвание как к Заре, так к Грозе и Молнии, кои являются производительной силой этой Богини.
Святовит первенец Златы, рождённый первым явлением Зари в Мироздании. Это Бог Небесного Света и Священной для Русских Земли.
Знак почтения Святовита в воззвании к Арконе, либо присутствие на таковой, в северной части острова Рюгена - как на священной Земле Русского Рода.
Обращение к Святовиту - как к Свету, но только от Солнца, ибо Он - сущность Света.
Макошь - Богиня Судьбы, всего сущего на Матери Сырой Земле. Это Богиня Земли, на которой живёт непосредственно Русский Род.
Знак почтения - горсть Родной Земли, которая является оберегом и на чужбине.
Обращение производится непосредственно к Родной Земле, либо горсти
таковой на чужбине.
Хорс - Бог Времени и Движения. Это Бог таинства Нави.
Знаком почтения Хорса является любой род деятельности соответствующий времени и полезный для развития Рода Людского. Любой регресс и деградация, в том числе в виде подражания древности, является символом противления Хорсу, ибо это Бог Развития и Совершенствования.
Обращение к Хорсу производится посредством Лунного Света - как отражение Солнечного Света присутствующего даже в Ночи, что является символом незыблемости Света, и неминуемости возмездия за преступления для тех, кто как Скверна пытается скрыться от Солнца во тьме. Кара, осуществляемая Хорсом, является гарантом небытия после смерти.
Лада - Богиня Любви. Это Богиня Луны, благодаря Земному воплощению которой существует Жизнь Земная, ибо даже человек исполнен Водой на 80 %.
Знаком почтения Лады является любовь к Родственникам.
Обращение к Ладе производится как к Воде, посредством Луны, влияющая не только на приливы и отливы, но Судьбы Рода Людского.
Велес - Бог Мудрости и Земного Бытия. Это Бог земной Природы.
Знаком почтения Велесу является уважительное отношение к Природе, и отсутствие лжи в помыслах и речи, ибо Мудрость этого Бога позволяет противостоять Правдой - Кривде Скверны.[5]
Обращение к Велесу осуществляется посредством поднесения благ (корма) обитателям дикой Природы, ибо Велес является Богом всего первозданного на Земле, неподвластного влиянию извне - как и он Сам.
Эту категорию Богов можно охарактеризовать как Блюстителей Нави.[7]
Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.
Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, колтах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.
Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т. д.
К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.
Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:
1. Праздник первых ростков - 2 мая.
2. Моления о дожде - с 20 по 30 мая.
3. Ярилин день - 4 июня.
4. Моления о дожде - с 11 по 20 июня.
5. Праздник Купала - 24 июня.
6. Моления о дожде - с 4 по 6 июля.
7. Отбор жертв для праздника Перуна - 12 июля.
8. Моления о дожде - с 15 по 18 июля.
9. Праздник Перуна - 20 июля.
10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.
11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа.
Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.
Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.[6]
Заключение
Несмотря на тысячелетнее господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до XX в. проявлялись в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.
Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес, во-первых, как яркий компонент позднейшей крестьянской культуры, а во-вторых, как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдалёнными предками!
Литература
1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.
2. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.
3. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. репринтное изд. СПб.: типография М. М. Стасюлевича, 1914.
4. Карпов А. В. Язычество, христианство, двоеверие. Религиозная жизнь Древней Руси в IX-XI веках. СПб. : Алетейя, 2008.
5. История отечества с древнейших времён до наших дней. Энциклопедический словарь. М.: 1999.
6. Николаева Т. В. Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978.
7. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995.
Приложение 1
Бог Ругевит Бог Прове
Бог Радегаст
Приложение 2
Мать Сырая земя Ярило
Приложение 3
Лада Макошь
Хорс Велес
Мороз и заяц
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"
Девочка-Снегурочка
Растрёпанный воробей