Данная работа посвященна очень важной для истории земли русской дате - 700-летие преподобного Сергия Радонежского
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_sosh_no_5_proektno-issledovatelskaya_rabota_-_sergii_radonezhskii.doc | 83 КБ |
Муниципальный этап региональной олимпиады по духовному краеведению Подмосковья «Жизнеописание преподобного Сергия Радонежского»
Проектная исследовательская работа на тему:
«Почитание преподобного Сергия Радонежского в истории Пушкинского района»
Выполнили учащиеся МБОУ СОШ № 5:
Приндюк Елизавета (8 А класс)
Скляров Вадим (7 А класс)
Голобоких Кирилл (7 А класс)
Руководители:
Горбунова Валерия Вячеславовна
Чегреева Татьяна Петровна
Пушкино 2014
I. Рассказ о преподобном Сергии Радонежском.
Имя Сергия Радонежского вписано в историю русского народа особой строкой. Этому человеку посвящали стихи, о нем писали книги, его рисовали великие художники, его имя дали лавре и городу. Преподобного Сергия история назвала игуменом русским. Игумен – значит ведущий. Это был поистине великий человек. Он просвещал народ и укреплял его веру. «Не в силе Бог, а в правде», - поучал преподобный Сергий. Особо уважали отца Сергия за человеколюбие, доброту и любовь к родной земле-матушке. Он проповедовал самосовершенствование человека. (слайд 2)
Не случайно, так широко и так искренне православные мир и особенно Россия, отмечают в этом году 700-летие преподобного.
Вся жизнь преподобного Сергия свидетельствует о высоте его подвигов и святости. Еще будучи во чреве своей матери Марии, когда та пришла на воскресную литургию в церковь, во время чтения Евангелия малыш вскрикнул да так громко, что прихожане начали искать глазами младенца. Мария испугалась, но каково было удивление окружающих, когда узнали, что младенец находится во чреве. (слайд 3) И это было первое предзнаменование того, что он будет служителем Святой Троицы, и многих приведет к познаю Бога – писал блаженный Епифаний премудрый, составитель жития преподобного Сергия Радонежского. (слайд 4) При крещении мальчика нарекли именем Варфоломей, что означает сын радости.
Между тем, мать стала примечать в младенце нечто необыкновенное: когда Мария употребляла мясо, ее сын отказывался от груди. Тоже повторялось по средам и пятницам, так что в эти дни младенец вовсе оставался без пищи.
Когда мальчика отдали учиться, он никак не мог овладеть грамотой, хотя прилагал все усилия детского ума на это дело. Часто учился до поздней ночи, и конечно же молил Бога о даре чтения. В семилетнем возрасте случилось чудо. (слайд 5) Послал раз отец Варфоломея в поле искать овец. В поле под дубом увидел он старца, который молился. Закончив молитву, посмотрел с любовью на мальчика и спросил: «что тебе надобно, чадо?». А Варфоломей ответил, что больше всего душа его хочет научиться читать слово Божие. Взглянул старец на небо и стал молиться, спрашивая для отрока просвещения свыше. Потом достал из-за пазухи просфору и благословляя ею мальчика промолвил, что дается тебе знамение благодати Божьей и разумение святого писания, если веруешь, то больше сих узреешь. (слайд 6) И в этот же день за обедом он стройно и внятно читал псалмы. Дивилась его семья этому прозрению. (слайд 7) Варфоломей в отрочестве не любил играть, развлекаться, уклонялся от пустословия. Даже наложил на себя пост – по средам и пятницам не в употреблял пищу, а в другие дни вкушал только воду и хлеб. Он рос скромным, кротким, добродушным мальчиком. Помогал ближним своим. Идя по улице, видя нищего, отдавал ему свои одежды.
Варфоломей тяготел к монашеской жизни. И в двадцатитрехлетнем возрасте принял монашеский постриг, под именем Сергий. (слайд 8) Ушел искать уединения в глухой Радонежский бор, близ города Радонеж. Туда, где ни что не помешает ему встретиться с Богом. На берегу реки Кончуры построил небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Через год стали стекаться к этому месту иноки и образовалось на этом месте обитель – как Троице – Сергиев монастырь, а Сергий был ее настоятелем. (слайд 9) Жили в монастыре по соблюдению строгого устава, в трудах и молитвах. Не смотря на это, стекались отовсюду люди в нее. В лесной чаще вырос самый большой в России монастырь, а Сергий приобрел большую известность.
Преподобный Сергий Радонежский оставил неизгладимый отпечаток в славной странице истории Российского государства – Куликовской битве. (слайд 10) Он благословил князя Дмитрия и русское войско на битву с полчищами Мамая. В благословение дал двух иноков монастыря – Пересвета и Осляблю, увещевая сражаться в мужестве, за дело Божие и пребывать в несомненном уповании, за что Бог увенчает их дело успехом. А когда шла Куликовская битва, в обители преподобный Сергий, как будто бы очевидец, рассказывал о происходящем на поле. Всплывали в его голове имена павших героев, которых он тут же поминал. Много полегло на поле воинов. Но, несмотря на это князь Дмитрий оказался со своим войском непобедимым.
Есть в истории период павшей тяжелым бременем на государство – Смутное время. (слайд 11) В начале 17 века Лавра сполна пережила все беды польско-литовской интервенции. Троицким монахам пришлось самим защищаться от тринадцатитысячного польского войска. Монастырь был осажден 18 месяцев. За его стенами укрывались жители окрестных деревень, но они выстояли. Все верили, что игумен Сергий поможет выстоять. И действительно, поляки видели, как какой-то старец обходил монастырь и кропил его святой водой. Поляки начали вести по нему обстрел, но пули рикошетом отскакивали от стен и ранили многих из них. Ничего не добившись, поляки отступили, и обитель была спасена.
Из жития преподобного мы знаем о множестве чудес, которые он совершил при жизни – воскресил умершего ребенка, кормил с рук огромного медведя, был прозорлив. Во время богослужения ему помогали ангелы. Однажды явилась сама Матерь Божия. (слайд 12)
У раки с мощами Сергия уже много столетий служит молебен. Говорят, что Россия будет существовать до тех пор, пока горят у мощей Сергия свечи и лампады. А если человек хотя бы на самую малую долю будет стремиться быть похожим на Сергия то, он спасет себя, окружающих, и принесет пользу для отечества. (слайд 13)
II. История храма преподобного Сергия Радонежского (поселок Нагорное).
Узнав о конкурсе проектов, посвящённом 700-летию преподобного Сергия Радонежского, мы решили в нем участвовать. Главной целью своего проекта, мы обозначили поиск малоизвестной для общественности информации о местах в нашем районе, связанных с именем преподобного Сергия, и прежде всего о храмах, носящих его имя.
Мы узнали, что один из старинных и красивейших храмов пушкинской земли в селе Комягино назван в честь преподобного Сергия. (слайд 14) Открыт был в 1678 году. После Великой Отечественной войны там находились тракторные мастерские и склады. С 1992 года в храме возобновились службы. Это сейчас один из самых красивых и ухоженных храмов Пушкинского района. Но, подумав о том, что храм известен и скорее всего, ему будет посвящено много проектов из других школ, мы решили поискать мало известный храм в честь этого святого и нашли. (слайд 15) Нашли мы его в очень красивом месте, в лесу на окраине поселка Нагорное. Договорившись с настоятелем храма о встрече, мы не долго думая, отправились туда на экскурсию.
Добраться туда из Пушкино очень легко. Мы прилагаем карту маршрута для всех желающих посетить этот храм. Дорога идет по красноармейскому шоссе до поселка Нагорное (смотри презентацию и Приложение 1). (слайд 16)
В храме нас встретил настоятель отец Александр (Колесов). (слайд 17) В пределе храма он повел с нами беседу. Он не стал нам рассказывать биографию преподобного Сергия Радонежского, так как мы с ней знакомы, но он все-таки заострил наше внимание на значении жизни преподобного Сергия Радонежского для православных людей.
«Мы знаем из истории России, что в 988 году князь Владимир крестил Русь и убрал статуи языческих богов с главных улиц городов. Но, он присоединил Русь к православному миру только механически, а Сергий Радонежский крестил Русь духовно. Святой показал, что язычество не меняет сердце и душу человека, а православие даёт возможность духовно перемениться. Люди ходили к нему не только с ежедневными проблемами, но и самое главное они интересовались, как он таким стал: не злился, не обижался, не завидовал, не гневался и понимали, что таким Сергия сделало православие» – так выразил свое мнение о преподобном Сергии отец Александр. (слайд 18)
Поскольку встреча с батюшкой произвела на нас большое впечатление, хотим немного рассказать о нем самом. (слайд 19) Родился отец Александр (Колесов) в 1981 году. С рождения живет в Пушкинском районе, в поселке Софрино. Закончил Софринскую школу в 1998 году. С 1999 по 2004 года учился в Коломенской духовной семинарии. Несколько лет служил в Павло-Посадском районе, после же вернулся в Пушкино и служил в храме Великомученика и Целителя Пантелеимона при центральной районной больнице. А теперь служит здесь, в храме преподобного Сергия Радонежского в поселке Нагорное. Отец Александр женат и растит пятерых детей, которые часто посещают богослужения в храме преподобного Сергия Радонежского.
Храм преподобного Сергия был построен в 2006 году. Он почитаем и любим прихожанами, так как в поселке Нагорное долгое время не было ни одного храма. Раньше, в Нагорном был храм Введения во храм Пресвятой Богородицы, дата постройки которого не известна. (слайд 20) Но в 1930 году он был закрыт, заброшен, а вскоре начал постепенно разрушаться. Восстанавливать храм никто не стал. А даже наоборот. Его постепенно разобрали на кирпичи. На данный момент от него остались лишь воспоминания и названия села, в котором он находился - Введенское.
В августе 2006 года, в Нагорном началось строительство коттеджного поселка «Благово» по идеи ярославского бизнесмена Сергея. (слайд 21) Он обратились к благочинному церквей Пушкинского округа протоиерею Иоанну Монаршеку с просьбой ходатайствовать перед Его Высокопреосвященством Ювеналием, митрополитом Крутицким и Коломенским, о строительстве в коттеджном поселке часовни. Митрополит Ювеналий благословил проект строительства часовни в честь преподобного Сергия Радонежского со статусом приписного к Троицкому храму г. Пушкино. Поскольку он был приписным, службы в храме проводились очень редко - только раз в год, в день памяти преподобного Сергия Радонежского – 8 октября.
В сентябре 2006 года совершена закладка храма-часовни. (слайд 22) По ходу строительства часовни пришло решение все-таки строить храм, пусть и небольшой. Храм строился по канадской технологии быстровозводимых зданий. Смысл этой технологии состоит в том, что на месте, где хотят что то построить делают только фундамент и крышу. Остальные детали привозятся с завода. Такую технику можно сравнить с конструктором «Лего».
Рядом с храмом была установлена звонница с колоколами. А 15 февраля 2007 г., в праздник Сретения Господня, в присутствии строителей и благоукрасителей настоятель храма священник Иоанн Монаршек совершил чин освящения колоколов. (слайд 23)
Перед Пасхой 2007 г. был получен антиминс, и 12 апреля, на Пасхальной седмице, благочинным церквей Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком в сослужении настоятеля Троицкого храма священника, Иоанна Монаршека (младшего) и духовенства Пушкинского благочиния была совершена первая Божественная Литургия. (слайд 24)
По воскресным и праздничным дням в храме стали совершаться богослужения, образовался приход, появились добрые помощники-прихожане. Постепенно завершалось строительство храма. Был установлен иконостас, куплена необходимая церковная утварь, благоукрашалась территория храма.
Так же в истории храма было и другое знаменательное событие. (слайд 25) В июле 2010 г. указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия храм преподобного Сергия Радонежского был переведен в самостоятельный приход с назначением нового настоятеля священника отца Александра (Колесова). С 2010 года службы проходят так же, как и в любом другом храме. (слайд 26)
В храме образовался приход. Хотя храм небольшой, площадь – 34 кв.м., высота – 12,5 м., но он вмещает в себя всех желающих. При храме нет воскресной школы, но это не мешает организовывать и проводить частые встречи для бесед с самыми юными прихожанами. Недалеко от храма расположена учебная база МЧС и воинская часть, поэтому частыми гостями храма являются так же курсанты и солдаты, приходящие на богослужения к отцу Александру. (слайд 27)
Из-за того, что храм новый и совсем небольшой, в нем не так много икон. Но все они по-своему красивы и источают Божью благодать и Божью любовь. Жемчужиной храма является иконостас, выполненный одним из современных иконописцев в традициях Московской школы XV века и обрамленный деревянной резьбой, покрытой сусальным золотом. (слайд 28)
Так как храм назван в честь преподобного Сергия, в нем центральное место занимают иконы с ликом этого святого. Глядя на икону, помещенную рядом с иконостасом, прихожане верят, что преподобный Сергий незримо присутствует на всех богослужения. Он продолжает духовные наставления. Его лик обращен к верующим с надежной и любовью. (слайд 29)
Храмовой иконой можно так же назвать икону Иоанна Лествичника - автора книги «Лествица». (слайд 30) Книга о добродетелях и борьбе с грехом. «Лествица» или лестница – лестница на небо, то есть человек побеждая свои страсти и приобретая добродетели, ступенька за ступенькой очищает свою душу от греха и ступенька за ступенькой поднимается на небо. Становится ближе к Богу. Отец Александр уверен, что эта книга без сомнения была известна преподобному Сергию, возможно, он даже знал ее наизусть, так как раньше любимые книги переписывали и даже запоминались. Доказательством этому, служит тот факт, что «Лествица» хранилась и в Троице-Сергиевой Лавре и была обнаружена в библиотеках монастырей, которые основывали ученики преподобного Сергия. (слайд 31)
В храме есть икона преподобной Марии Египетской. История этой женщины говорит о том, что для каждого человека есть возможность и открыта надежда чистоты сердца, ума, открыта возможность святости. Пример Марии может сказать-, что каждый может стать святым, чистым, не лгать , не завидовать, не раздражаться. История жизни Марии вначале переполнена грехами. Но в момент осмысления, что так жить нельзя и после совершенного покаяния, она смогла стать другой, искоренить из своей жизни плохое. Она стала святой. (слайд 32)
Так же прихожане молятся иконе святой мученицы Татианы. Икона является своего рода исторической связью и памятью о не сохранившимся до наших дней Введенском храме, где помимо главного престола в честь Введения во храм Богородицы, был предел святой великомученица Татианы. (слайд 33)
По случаю того, что храм посетили гости, отец Александр поставил на аналой икону Воскресения Христова (хотя до Пасхи оставалась почти еще неделя). Отец Александр в своём рассказе более подробно объяснил, что на ней изображено. Иисус Христос, разрушивший врата ада, с помощью своей силы и забирает оттуда людей. За руку он держит первого человека-Адама. В след за Адамом идут пророк Соломон, пророк Давид, Иоанн Креститель. Через эту икону церковь хочет передать нам следующий смысл: когда ты живешь в грехе, в обмане, в страсти – ты делаешь это добровольно. Ты добровольно находишься в аду, ведь двери ада уже открыты, они разрушены Господом, и из этого рабства греху ты можешь добровольно выйти, освободить свою душу от всего этого, стать чистым и свободным от греха человеком. (слайд 34)
В храме находятся так же такие иконы как: икона преподобного Серафима Саровского, икона Новомученников и исповедников Российских, икона преподобных Кирилла и Марии – родителей Сергия Радонежского, икона Оптинских Старцев, с многими из которых общались знакомые нам всем русские писатели- Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, икона святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, подаренная отцу Александру, прихожанами храма, в котором он служил до 2010 года. (слайд 35)
Время беседы пролетело незаметно. Не хотелось покидать этот светлый храм и расставаться с его настоятелем. Мы непременно будем приезжать сюда еще и еще раз. (слайд 36)
III. Впечатления о поездке.
Голобоких Кирилл, 7 А класс.
В этом году во всем православном мире, и особенно в России, празднуется 700-летие преподобного Сергия Радонежского. В школе я узнал о конкурсе проектов, посвященное этому событию, и решил в нем участвовать, ведь это повод узнать что-то новое, оказалось, что у меня есть единомышленники Лиза и Вадим. Проект посвящен храмам, которые названы в честь преподобного Сергия Радонежского. В Пушкинском районе есть старинный храм, посвященный этому святому в Комягино. Он очень известный в нашей местности, но мы поставили задачу – узнать: нет ли еще в районе храма преподобного Сергия. И мы нашли такой храм. Он находится в лесу рядом с поселком Нагорное. И вот мы отправились туда на экскурсию.
Церковь небольшая, но очень уютная и светлая. Находясь там, испытываешь благодать.
Отец Александр рассказал о значении жития преподобного Сергия Радонежского. В миру имя Богоносного отца – Варфоломей. В 23 года он принял постриг и стал отцом Сергием, и посвятил всю свою жизнь служению Богу.
Также отец Александр рассказал историю храма. Он находится в поселке Нагорное. Когда бизнесмен Сергий задумал построить тут коттеджи, митрополит Ярославский Кирилл попросил его не делать увеселительных заведений, а возвести храм. Бизнесмен согласился.
Поселок построен был быстро, так как в Ярославле находится завод по изготовлению деталей домов. Храм сначала задумывался как часовня, но потом решили, что пусть это будет хоть и маленький, но храм. Теперь у жителей поселка есть этот замечательный храм, куда они могут прийти и помолиться .
Мне очень понравилась экскурсия. Было интересно узнать историю храма, а также пополнить свои знания о житии преподобного Сергия Радонежского. (слайд 37)
Скляров Вадим, 7 А класс.
С Лизой, Кириллом и нашими учителями Валерией Вячеславовной и Татьяной Петровной мы отправились в маленькое путешествие. Поездка мне понравилось. У меня остались очень тёплые и приятные впечатления от неё. Церковь, в которой мы побывали, находиться в посёлке Нагорное. Здание храма, похоже на пряничный домик. Красивое, маленькое и вокруг посажены растения.
Встретил нас настоятель церкви отец Александр очень приятный в общении человек и интересный рассказчик. Он поведал нам об истории храма и жизни преподобного Сергия Радонежского. Мне понравилось, что батюшка подчёркивая основную мысль, рассказывал нам больше о значении жизни преподобного Сергия с духовной точки зрения.
Мне очень запомнилось то, что именно святой Сергей скрепил и освятил Русь духовно. Своим примером, тем, что он жил в молитвах и строгом посте. Его действительно можно назвать самым деятельным святым на Руси. Люди ходили к нему не только с ежедневными проблемами, но и самое главное они интересовались, как он таким стал: не злился, не обижался, не завидовал, не гневался. Ещё раз повторюсь, мы конечно знаем, что крестил Русь князь Владимир, но именно духовно крестил преподобный Сергий и иллюстрацией этого можно назвать то, что его ученики строили монастыри по всей стране. Всё это отец Александр нам объяснил. Так же хочу подчеркнуть то, что во время беседы он смотрел в глаза, но при этом не оставлял других слушателей без внимание. Мне очень это было приятно, так как такие люди большая редкость в наше время. После настоятель рассказал нам о храме.
Строительство храма началось в 2006 году. Изначально задумывалась часовня , но благодаря маленькому крыльцу , получился храм. Церковь начала работать самостоятельно в 2010 году , до этого она являлась приписной к другому храму. То есть богослужения случались там очень редко.
К сожалению, в церкви мало икон. Но, несмотря на количество, каждая икона пропитана крепкой верой и сильной молитвой. Икону Оптинских старцев, я вряд ли когда-нибудь забуду, она была наполнена ощущением, того что старцы смотрят прямо на меня.
После того как мы приложились к иконам, отец Александр благословил нас и провёл до ворот. У меня не было вопросов к этому человеку, ибо он объяснил всё просто и понятно. Отец Александр очень приятный человек, с ним было легко общаться и так же легко слушать. Особенной радости придавало то, что отец Александр очень часто улыбался. Сразу видно, что человек он добрый и светлый. Разве не повод последовать его примеру? Эту поездку я запомню надолго и попытаюсь сохранить всё положительное, что получил от неё. (слайд 38)
Приндюк Елизавета, 8 А класс.
Я даже не знаю с чем это сравнить. Наверно потому, что и не с чем. Мне понравилось само село Нагорное - за тишину, которой в Пушкино не найти. И коттеджный поселок ,в котором находится храм. Поселок похож на небольшой город в Англии. Такие же маленькие одинаковые домики в пастельных тонах, чистые дороги, все прекрасно ,но и не вычурно. Да и сам храм - пряничный домик из какой-нибудь сказки.
Но понравилось больше мне не это. А то, что эта поездка заставила меня о многом задуматься. А именно о том, чего я хочу от жизни, кем вообще хочу быть. Доброй или злой? Врать или говорить правду? Предавать людей или любить?
Такие вопросы крутятся в нашей голове абсолютно всегда. Самое обидное - просто так на них не получается дать ответ. И если да, то не точный. Это не просто какое то вопросительное предложение , на которое ответил и ответ забыл, а путь в жизни . Скажем так- как ответил, так и должен жить. Вроде бы, ничего сложного. А на самом деле … в мире, в котором мы живем, много соблазнов, много обмана и боли. В нем трудно быть всегда добрым или честным, открытым и счастливым, простым и добродушным. Из-за этого мы часто выбираем неправильный ответ. И что тогда? Кем мы становимся?
Многие отказываются от веры… от веры! Гордо называя себя атеистами. И сразу появилась толпа, которая посчитала это хорошим поступком. А в реальности все не так. Просто отказавшиеся от веры в бога люди слабы, они не готовы быть добрыми и жить по заповедям божьим.
И теперь моя очередь отвечать на вопросы… и благодаря этой поездке, я уже могу хоть что то сказать… (слайд 39)
Эти стихи я написала находясь под впечатлением от поездки в храм преподобного Сергия Радонежского в поселке Нагорное. (слайд 40)
Мокрые улочки тусклого города
Лет таки 200 иль 300 молчат.
Ангелам нашим уже нету повода
К нам возвращаться - так люди кричат.
Ну как же так можно? Опомнитесь, люди!
Наш Бог всегда с нами, всегда нас берег.
Вы это разрушили собственной волей
И каждый без Бога
Душою продрог
Вы судите Бога за то, что на свете
Почти не осталось красивейших мест.
Так вы не внимательны, люди, смотрите!
Совсем рядом с вами такой уголок!
Красиво и чисто, спокойно и тихо.
Там хочется думать о жизни своей.
О том, как мне жить: умеренно? Лихо?
Как стать мне получше, как можно быстрей.
Там храм, словно домик из сказки, из книжек,
Что мама читала тебе перед сном.
Про ангелов наших, про волка, про мишек,
Про то, что вся жизнь как большой снежный ком.
Вы очень гневливы, вы каждому лжете,
Считая, что это красиво и верно.
А сами, так слепы, от жизни берете
Лишь зло, не добро, но зато непомерно.
Вы смешали давно, что не вместе живет.
Обокрали свой мир, уничтожили рай
Но заметьте, наш Бог нам спокойно поет
О добре. Хотя зла в нас уже через край.
Задумайтесь люди, ведь жизнь это дар,
Подаренный нам очень щедро с небес.
Наполним любовью сердца наши, души!
Построим жизнь из добрых чудес!
Осенняя паутина
Как Дед Мороз сделал себе помощников
3 загадки Солнечной системы
Как нарисовать ветку ели?
Лягушка-путешественница