Содержание:
стр.
1. Введение 3
2. Экологическая обстановка города Шелехова 4
3. Улучшение состояния окружающей среды 5
4. Заключение 6
Список литературы
Вложение | Размер |
---|---|
referat_po_ekologii_.docx | 369.85 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Реферат
на тему:
«Жалобная книга природы»
Экологическая ситуация
города Шелехова
выполнила
ученица 1 «А» класса
Рыбакова Елизавета
г. Шелехов 2012
Содержание:
стр.
Природа в городе и его ближайшем окружении подвергается тяжкому
испытанию. Будучи местами концентрации разнообразной промышленности, строительства, энергетики, автомобильного парка, населения, города являются источниками антропогенных загрязнений воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, их можно уподобить вулканам, извергающим на собственную и окружающую территории огромное количество газообразных, жидких и твердых веществ.
В списке особо неблагополучных в экологическом отношении множество российских городов, в их число входит и город Шелехов.
Шелехов – один из самых молодых городов Восточной Сибири. С того далекого январского дня 1962 года, когда Шелехову был присвоен статус города, прошли годы.
Сегодня Шелехов – город строителей и монтажников, учителей и врачей, кабельщиков и металлургов. Всем вместе нам предстоит пережить трудные времена, дать городу не только благополучие и материальный достаток, но и вернуть чистоту и славу самого зеленого среди юных городов России. Люди Шелехова – главное достояние и богатство нашего города, а если еще здоровы, то богаты вдвойне.
2. Экологическая обстановка города Шелехова
По многочисленным наблюдениям за состоянием объектов окружающей среды город в течение ряда лет входит в приоритетный список наиболее загрязненных городов России.
Согласно анализа материалов исследований контролирующих служб, научно-исследовательских и других организаций, экологическая ситуация в г. Шелехове и районе его размещения характеризуется:
Основная роль в определении экологического состояния принадлежит наличию:
Самый главный источник загрязнения окружающей среды в Шелехове - Иркутский алюминиевый завод (ИркАЗ), который находится в черте города и всего в 1,2 км от ближайших жилых домов. При юго-западных ветрах и полном штиле, практически над всей территорией города висит смог из дыма. В среднем каждый житель города вдыхает в год 3,5 тонны тяжёлых металлов выпускаемого трубами «ИркАЗа».
Значительные ареалы почв пригородных сельскохозяйственных угодий насыщены различными соединениями. Например, фтор, накапливаясь в растениях, по пищевым цепочкам поступает в организм животных, далее - человека, существенно влияя на его здоровье.
Таким образом, загрязнение атмосферного воздуха и почвы городов с развитой алюминиевой промышленностью обуславливает поступление повышенной дозы фтора в организм, это может привести к накоплению токсиканта в биосубстратах, что представляет существенную опасность для здоровья населения.
3. Улучшение состояния окружающей среды
Основные задачи:
1.Защитить окружающую среду от неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления
2.Обеспечить охрану водных объектов и рациональное водопользование
3.Контроль за состоянием и охраной атмосферного воздуха
4.Улучшить состояние зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий
5.Повысить обоснованность решений в сфере природопользования и охраны окружающей среды
6.Повысить экологическую грамотность и информированность населения
В рамках реализации стратегии первоочередными экологическими мероприятиями для Шелехова должны стать:
4. Заключение
Рассуждая об обстановке в регионе и, в частности, в городе Шелехове, можно сказать что результатом практически полного игнорирования экологического фактора явилось образование в области городов, производственная деятельность которых привела фактически к экологической катастрофе.
Планета пока терпит, иногда огрызаясь, она потом безропотно сносит вырубку лесов, выжигание полей, опустошение недр не дающее ничего иного взамен, кроме как ужасные шрамы на ее богатом черноземами теле. Она замирает при испытаниях новых видов вооружения способных с холодной небрежностью сделать ее необитаемой пустыней, такой же, как десятки сестер звезд в галактиках, не хранящие никакой искры жизни, монотонно совершающие свой безмолвный путь. Но как, же все-таки хочется верить, что человек может осознать глубину той экологической пропасти, от края которой он находится всего в одном неверном шаге. Сегодня еще не поздно. Еще есть шанс, что мы научимся жить в симбиозе с нашим «зеленым домом». С той колыбелью, что дала когда то миру Достоевского, Тургенева, Блока. С тем удивительно прекрасным земным шаром, который дал жизнь миллиардам подвидов существ живущих бок о бок с подвидом, именуемым себя человек. Как ведь хочется что бы все наши экологические проблемы, катастрофы и беды остались в прошлом.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все Вместе,
Мы к ней относится добрей.
5. Список литературы
1) Иванов Г.А. Экологические проблемы и катастрофы современного мира. М., 2010. С.10-11
2) Прохоров Б.Б. Здоровье население и химическое
загрязнение окружающей среды в России. М., 2004. С.63-64.
3) Николаева Л.А., Турчинова Д.А. Иркутский государственный медицинский университет, Иркутск, 2010 . С.1-2
4) Еремин С.Г. Иркутский государственный университет Экологические проблемы Иркутской области. Иркутск, 2009. С.1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Проект
Человек и музыка
Исполнитель: Рыбакова Елизавета,
ученица 1 «А» класса
Руководитель: Молчанова С.С.
г. Шелехов 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Музыкотерапия………………………………………………….. стр. 4
1.1. Музыкотерапия в древности………………………………….. стр. 4
1.2. Музыкотерапия в наши дни…………………………………... стр. 5
1.3. Активная и пассивная формы музыкотерапии……………… стр. 6
Глава 2. Музыка и органы слуха………………………………………… стр. 8
Глава 3. Направления музыки…………………………………………… стр. 10
3.1. Классическая музыка и здоровье…………………………….. стр. 10
3.2. Эффект Моцарта………………………………………………. стр. 12
3.3. Здоровый репертуар…………………………………………… стр. 13
3.4. Музыка и красота объединяются еще до нашего рождения… стр.16
3.5. Музыка здорового питания……………………………………. стр. 18
3.6. Джаз и здоровье………………………………………………… стр.19
3.7. Поп – музыка и здоровье………………………………………. стр20
3.8. Рок – музыка и здоровье……………………………………….. стр.21
Глава 4. Исследование №1………………………………………………… стр24
Глава 5. Исследование №2………………………………………………… стр.25
Заключение………………………………………………………………… стр 26
Литература…………………………………………………………………. стр 27
Приложения……………………………………………………………….. стр 28
Прил. № 1………………………………………………………………….. стр 28
Прил. № 2………………………………………………………………….. стр 29
Прил. № 3…………………………………………………………………. стр 30
Прил. № 4…………………………………………………………………. стр 39
Прил. № 5………………………………………………………………… стр 41
Прил. № 6………………………………………………………………….. стр 43
Введение
Из наслаждений жизни,
одной любви музыка уступает,
но и любовь - мелодия!
А.С. Пушкин
Музыка. В самом этом слове для каждого человека заключён огромнейший мир эмоций, чувств, переживаний, размышлений, идей.
Музыка – вечный спутник и атрибут человеческого бытия – результат творчества, в его высшем проявлении, гениев человеческого общества и источник вдохновения миллиардов людей.
Музыка имеет свой язык, слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Она способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний, может помочь вызвать к жизни сокровенные помыслы, унести в далёкое прошлое, заглянуть в будущее. Ей одной по силам передать одновременно чувства, ощущения разных людей. Музыка может потрясти, растревожить, успокоить, заставить радоваться и горевать, и всегда побуждает переживать и думать. Недаром во все времена люди стремились приблизиться к музыке – этому неиссякаемому источнику мудрости, красоты и познания.
Почему музыка занимает такое значительное место в нашей жизни? Платон, Аристотель и Пифагор считали музыку лекарством, исцеляющую не только тело, но и душу. А современные исследователи выяснили, что весь мир, включая человеческое тело, находится в постоянной музыкальной вибрации. Музыка не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной.
Цель: Выявить, какое влияние оказывает музыка на здоровье человека.
Задачи:
Гипотеза: Разные музыкальные направления по-разному влияют на здоровье человека.
Глава 1. Музыкотерапия
Музыка успокаивает,
музыка лечит,
музыка поднимает настроение...
Конечная цель одна - обретение, восстановление, возвращение гармонии и здоровья всего организма, которую люди утрачивают в процессе неразумной жизни на планете Земля.
Музыка - из тех методов психотерапии, что доступны практически каждому человеку, не требуют больших затрат и ресурсов. Они, конечно, не заменят похода к врачу, но заполнить паузы, улучшить жизнь вполне могут. Как профилактическая мера музыка просто великолепна. А в руках специалиста она очень хороший ключ к тем дверям, за которым находится человеческое счастье….
Главное правило: музыка не должна быть слишком быстрой, громкой и диссонансной, в противном случае в организме происходит выброс адреналина, который далеко не всем полезен.
1.1. Музыкотерапия в древности.
Уже в античный период музыка воспринималась как принцип построения миров. В древности музыка считалась важнейшим медицинским средством, благодаря которому можно было замедлить процесс старения и продлить жизнь.
В Ветхом Завете описана история, как Давид одухотворенной игрой на гуслях избавил Саула от злого духа. Вероятно, это был один из самых ранних опытов терапии музыкой.
Еще древнеарабские врачи отмечали, что
музыка, проходя через душу, может излечить больное тело. Не случайно у древних арабов около больниц собирали музыкантов.
В Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы лечили от радикулита и расстройства нервной системы.
Связь музыки и медицины у древних греков символизировали Аполлон – покровитель искусств – и его сын Эскулап – покровитель врачевания. Пифагор, Аристотель, Платон обращали внимание современников на профилактическое и лечебное воздействие музыки. Они утверждали, что музыка устанавливает порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и нарушенную болезнями гармонию в человеческом теле.
Наши далекие предки по какому-то наитию создавали музыкальные инструменты и с их помощью находили такие сочетания звуков и ритмов, которые завораживали, гипнотизировали человека. Эта возможность музыки широко использовалась в религиозных и культовых обрядах. Другие музыкальные сочетания способствовали приливу сил, повышали эмоциональный тонус, побуждали человека к действиям. В Древней Спарте воины шли в бой под звуки авлосов – деревянных духовых инструментов. А.В. Суворов подобное влияние музыки определил так: «Музыка удваивает, утраивает армии». Марш, бодрая, ритмичная музыка, барабанная дробь и звуки трубы заставляют забыть усталость, повышают мышечную работоспособность
1.2. Музыкотерапия в наши дни.
В 20 - 21 веке интерес к влиянию музыки на организм человека заметно вырос. Многочисленные исследования показывают, что музыка действует на множество тонких регуляторных процессов, меняет работу различных органов и систем и в итоге благотворно или разрушительно влияет на здоровье человека.
Медицина объединяется с музыкой при лечении довольно многих болезней.
Использование в комплексно-санаторном лечении психотерапии с элементами музыки значительно улучшает самочувствие больных неврозами, депрессиями, расстройствами сна. После двух-трех сеансов группового гипноза-отдыха под специально подобранную мелодию сон восстанавливается у 45 процентов пациентов, к концу лечения – у 75-80 процентов.
Специалисты отмечают, что музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости и тревоги, проявлением отваги, мужества.
В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. Известно, что «сердечникам» показаны мажорные мелодии.
Во Франции, в Национальном институте переливания крови, во время операций передается музыка, подобранная в строгом соответствии с ее физиологическим действием на организм, индивидуальными особенностями человека и характером заболевания.
В Китае и Японии музыкотерапевты помогают пациентам сформировать домашнюю музыкальную аптечку, в которой могут лежать диски «Печенка», «Легкие», «Мигрень», «Пищеварение» и т.д.
При музыкотерапии происходит одновременное влияние акустических волн, организованных в музыкальную структуру, на психоэмоциональную, духовную сферу человека и непосредственно на поверхность тела и внутренние органы.
Музыка влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов.
Музыка может повысить уровень эндорфина. Химические вещества, которые возникают в организме под воздействием радости и эмоционального богатства музыки, способствуют выработке в организме анестетиков и приводят к усилению иммунной функции.
Наряду со снижением стресса и боли естественные высокочастотные звуки могут вызвать увеличение в крови лимфоцитов, которые повышают естественную сопротивляемость организма болезням.
Музыка может улучшать память и обучаемость.
1.3. Активная и пассивная формы музыкотерапии.
При пассивной (рецептивной) музыкотерапии пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Целью в данном случае является определенное эмоциональное, в том числе эстетическое, переживание, которое должно способствовать коррекции тех или иных проблем и достижению новых, гармоничных результатов и смыслов, т.е. лечебное воздействие.
При активной музыкотерапии пациенты сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (в хоре или музыкальном оркестре), применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.). Выполнение упражнений под музыку повышает самочувствие и тонус.
Все органы человека – всё до последней клетки вступает во взаимодействие, когда человек поет. Хорошее пение, здоровые голоса способны выправлять и корректировать энергетические
и физиологические искажения, благотворно влиять на весь организм.
Поэтому огромную роль в позитивной ориентации личности во время пения играет манера звукоизвлечения: звук посылается в пространство, губы растягиваются в улыбке.
Звук, извлекающийся на улыбке, становится светлым, чистым и свободным. В результате постоянной тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и поющие уже с улыбкой смотрят на мир и на других людей.
При вокальном и хоровом пении, человек получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, облегчается осознание собственных переживаний, уменьшается конфронтация с жизненными проблемами, повышается социальная активность. Человек приобретает новые средства эмоционального выражения (экспрессии), у него облегчается процесс формирования отношений с окружающими.
Правильное пение - это ещё один эффективный приём оздоровления организма, причём, в любом возрасте, начиная с самых ранних периодов жизни человека. Правильное пение:
Глава 2. Музыка и органы слуха.
Природа дала человеку органы чувств, возможности которого поразительны. Для того чтобы возбудить зрительную клетку на сетчатке глаза, достаточно единственного светового кванта. Между тем, слуховая клетка в среднем ухе куда чувствительнее — способна прореагировать и на десятую часть этой же энергии. “Возрастающая чувствительность органа слуха, а не развитие способности переносить оглушительный грохот, — было целью эволюции, — говорит профессор Райнер Клинке из Франкфурта-на-Майне. — Кто кого услышит первый: лиса или кролик, лев или человек — это был вопрос жизни или смерти. “Бич Бойс”, или грохочущий Диксиленд, любая громкая музыка — это шум. А шум портит ухо. Закономерность повреждения слуха такая: чем громче и чем дольше — тем быстрее”.
Музыка, пусть даже относительно тихая, снижает внимание ученика при выполнении домашнего задания.
Ткачихи, кузнецы, водители поездов в метро и обслуживающий персонал аэродромов — постоянные пациенты врачей, занимающихся восстановлением слуха. Что делать — издержки профессии. Сейчас к этим пациентам активно присоединяются школьники и студенты. Это уже издержки моды: мальчики и девочки с “бананами” в ушах в виде наушников от плеера. Постоянно слушая плеер можно заболеть. Поэтому, если вдруг у ученика пропадает сон, он становится вялым и апатичным, или у него даже появляются рвота, — нужно отобрать у него наушники и отвести к отоларингологу.
Можно слушать музыку по дороге в школу, в автобусе — для этого и предназначен плеер. Но надо помнить, что при этом к музыке в наушниках добавляются шум и вибрация транспорта. В итоге, незаметно происходит ослабление слухового нерва, и он становится легко подверженным инфекции. Восстановить поврежденный нерв хирургическим путем практически невозможно. Наушники периодически нужно снимать с ушей, не включать плеер на всю мощность, реже слушать в транспорте и не слушать совсем.
Установлено, что человеческое ухо может справиться с шумом до 85 дБ (уровень шума на дискотеке – до 120 дБ). Ученые вычислили, что без ущерба для слуха люди могут находиться только 5 минут на дискотеке и 30 секунд в наушниках. Кстати, из наушников, включенных на среднюю громкость, вырывается шум, соответствующий грохоту тяжелого грузовика, — 90 дБ. Если сила звука выше, появляется опасность потери чувствительности находящихся в среднем ухе ворсинок-отростков слуховых нервов. Отмирание половины из них еще не ведет к ощутимой потере слуха. А если погибает больше половины — человек погрузится в мир, в котором не слышно шелеста деревьев, жужжания пчел. С потерей всех 30-ти тысяч слуховых ворсинок человек попадает в мир безмолвия. Подсознательно человек начинает избегать многолюдных встреч. Иные впадают в депрессию, страдают манией преследования....
Большинство классических произведений имеют идеальный ритм — 60 ударов в минуту, что соответствует биению сердца. Эта музыка не разрушает иммунитет, не “отбивает” слух. Прослушивание ее, особенно при исполнении на классических музыкальных инструментах, сохраняет эластичность барабанной перепонки, развивает способность слуха. Так что делайте выводы!
Глава 3. Направления музыки.
Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же
неисчерпаемы её возможности в будущем.
Д.Д. Шостакович
Классика (от лат. classicus - образцовый). Это музыка прошлого, выдержавшая испытание временем, музыка эпохи классицизма - второй половины XVIII века - начала XIX века, и так называемая академическая музыка с мелодическими и гармоническими принципами и инструментальным составом, имеющая аудиторию в современном обществе.
Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.
Классическая музыка (Гайдн и Моцарт, Бетховен) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна повышать память и пространственное восприятие.
Музыка романтизма (Шуберт, Шуман, Чайковский, Шопен и Лист) подчеркивает выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, национализм или мистицизм. Ее лучше всего использовать для того, чтобы активизировать симпатию, страстность и любовь.
Музыка импрессионистов (Дебюсси и Равель) основана на свободнотекущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы в сновидениях. Четверть часа сладкой дремы под такую музыку могут пробудить ваши творческие импульсы.
Во время прослушивания хорошей классической музыки, душа человека как бы отрывается от земли и устремляется ввысь, к небесам. Поэтому, такую музыку часто называют божественной.
Европейские специалисты отмечают, что направление лечебного воздействия музыки зависит не только от ее характера, но и от музыкального инструмента, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.
Обезболивающий и расслабляющий эффект от воздействия классической музыки известен давно, и сейчас это взяли на вооружение даже врачи-стоматологи и акушеры.
Использование в комплексно-санаторном лечении психотерапии с элементами музыки значительно улучшает самочувствие больных неврозами, депрессиями, расстройствами сна. После двух-трех сеансов группового гипноза-отдыха под специально подобранную классическую музыку, сон восстанавливается у 45 процентов пациентов, к концу лечения – у 75-80 процентов.
Специалисты отмечают, что музыка влияет на выработку гормонов, которые связаны с эмоциональными реакциями, например с ощущением радости и тревоги, проявлением отваги, мужества.
В голландских больницах проводятся исследования по выявлению воздействия музыки на течение болезней сердца. Известно, что «сердечникам» показаны мажорные мелодии.
В свое вpемя Гете отмечал, что емy всегда pаботается лyчше после пpослyшивания скpипичного концеpта Бетховена. Специалисты говоpят: "Когда pадyется и смеется мyзыка, с нею вместе смеется и pадyется человек". Об этом говоpил еще Шекспиp в тpагедии Ромео и Джyльетта": "Лишь мyзыки сеpебpяные звyки, снимают, как pyкой, мою печаль". Установлено, что лиpические напевы Чайковского, мазypки Шопена, pапсодии Листа помогают одолеть тpyдности, пpевозмочь боль, обpести дyшевнyю стойкость.
Музыка с ритмом 60 ударов в минуту, а это классическая музыка, как медитация, способна замедлить мозговую деятельность. При ее прослушивании улучшается внимательность и трудоспособность. Мозг перестает тратить энергию на негативные эмоции. Постепенно общее состояние стабилизируется, наступает умиротворение.
Сегодня на прилавках музыкальных магазинов можно увидеть разнообразные кассеты и диски с оригинальными компиляциями, например «Канон Пахельбеля и море», «Времена года» Вивальди и пение птиц, «Фортепианный концерт Моцарта и звуки дождя» и т.д. Такого рода эксперименты абсолютно безвредны и весьма любопытны. Более того, они даже оправданы исторически, потому что в старые добрые времена оркестры выступали в роскошных садах и парках на фоне изысканных фонтанов и декоративных водопадов в сопровождении ветра, колышущего деревья, и поющих птиц, затаившихся в ветвях.
3.2. Эффект Моцарта
Самой полезной для здоровья и красоты специалисты считают музыку Моцарта. По мнению врачей, она не очень быстрая, но и не слишком медленная, не громкая, но и не очень тихая, плавная, но не монотонная. С этим, конечно, можно поспорить: достаточно вспомнить хотя бы первые части большинства симфоний и увертюры моцартовских опер. Кроме того, манера исполнения часто зависит от интерпретатора. Однако по результатам воздействия этой музыки контраргументов не найдется. Произведения Моцарта рекомендуются для снятия стресса, эффективного усвоения учебного материала, от головной боли, а также во время восстановительного периода, например, после студенческой сессии, ночной смены, экстремальных ситуаций и т.д.
В середине 60-х годов Жерар Депардье, ныне прославленный актер, был косноязычным молодым человеком, который изо всех сил старался постичь актерское мастерство. Внутренне зажатый молодой провинциал, он не умел выражать свои мысли, плохо запоминал текст, сильно заикался. Известный французский врач Альфред Томатис, 50 лет посвятивший изучению целительной силы музыки, вернул парню надежду. Он определил, что причины голосовых срывов и проблемы с памятью у Депардье лежат не только на физиологическом уровне, но и гораздо глубже - в эмоциональной сфере, и назначил соответствующее лечение: "Я хочу, - сказал он молодому человеку, - чтобы вы приходили сюда каждый день в течение нескольких недель и слушали Моцарта".
Депардье был озадачен, но уже после нескольких "музыкальных процедур" юноша почувствовал значительное облегчение: у него наладились память, аппетит и сон. Вскоре речь Депардье стала более отчетливой, заикание почти прошло - появилась уверенность в себе. Через несколько месяцев Депардье поступил в актерскую школу, а еще через несколько лет весь мир узнал его имя.
"До Томатиса, - вспоминал он позже, - я не мог довести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил пониманию самого процесса мышления. Он и Моцарт".
После 10-ти минутного пpослyшивания фортепианной мyзыки Моцарта тесты показали повышение так называемого "коэффициента интеллектуальности" y студентов участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что мyзыка Моцарта повышала умственные способности y всех участников эксперимента - как y тех, кто любит Моцарта, так и y тех, кому она не нравится.
3.3. Здоровый репертуар
«Каждая болезнь – это музыкальная проблема.
Поэтому лечение – это музыкальное решение»
Новалис, немецкий поэт-мистик ХYIII века.
Существует репертуар музыкальных произведений, положительно влияющих на эмоциональное состояние человека:
«Музыкальные рецепты» больным.
Музыка может успокоить или, наоборот, возбудить. Развеселить или заставить плакать. Все мы – кто реже, кто чаще – пользуемся этими ее возможностями. Однако мало кто знает, что музыку, как таблетку, можно «принимать» от головной боли, лишнего веса, неврозов или бессонницы.
3.4. Музыка и красота объединяются еще до нашего рождения
Как считают психологи, реагировать на музыку ребенок начинает еще в утробе матери. Некоторые полагают даже, что классические произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и умственные способности, но и на внешние данные ребенка.
Малыши, прошедшие внутриутробное музыкальное «обучение», обычно характеризуются повышенными адаптационными способностями и опережением стандартных темпов физического и речевого развития.
В ходе экспериментов было обнаружено, что музыка Моцарта и Вивальди замедляет сердцебиение плода, а также уравновешивает волновые излучения его мозга и уменьшает резкие движения. В то время как рок- и поп-музыка доставляют ребенку беспокойство и увеличивают количество пинков".
Известно, что ребенок еще в утробе матери реагирует на различную музыку по-разному. Ученым удалось выявить, что в мозгу эмбриона живут особые клетки, способные значительно увеличить мыслительный потенциал мозга ребёнка. Однако, эти клетки требуют определенной стимуляции и оказывается, что отличным стимулятором для них является - гармоничная музыка. Подобную закономерность в середине ХХ века проследили и взяли на вооружение два знаменитых японца: Масару Ибука - Президент всемирно известной фирмы Sony и замечательный музыкальный педагог-скрипач Шиничи Сузуки. Они организовали в Токио "Центр раннего творческого развития детей". Там Ибука работал с будущими мамами, давая им прослушивать на последних месяцах беременности гармоничную музыку. Далее педагоги работали с уже родившимися детьми по специальной программе до 2 лет, а с 2 лет они приходили к Сузуки, где приобщались к музицированию в ансамбле на скрипке. Удивительный тандем единомышленников бизнесмена и музыканта не только дал отличные результаты в развитии детей, но и явил собой пример истинной научной прозорливости и подлинного патриотизма. Их задача была - воспитать гармоничную личность, легко адаптирующуюся к любым жизненным ситуациям, умеющим радоваться жизни и быть успешными в той деятельности, которую они по жизни выбирают. Одним словом – быть счастливыми!
Очень полезно беременным пение. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Орган слуха малыша получает необходимую ему тренировку и стимулирует мозг. Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовывал в своей клинике хоры а-cappella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши.
Если все будущие мамы давали бы своим детям слушать хорошую (то есть гармоничную) музыку еще в своей утробе, то число творцов и интеллектуалов в мире увеличилось бы многократно
В Японии провели эксперимент со 120 матерями, кормящими ребенка грудью. Одни слушали классику, другие -- поп-музыку. В первой группе количество молока у матерей увеличилось на 20 процентов, а у любительниц современной музыки уменьшилось наполовину.
Музыка способствует развитию раннерожденных детей, находящихся под усиленным наблюдением; активизации нервных связей мозга у детей и тем самым повышению коэффициента их контактирования с окружающей средой; укреплению памяти; понижению давления на пять отметок; снижению ритма сердцебиения; установлению баланса кардио- (сердечного) выброса крови; ослаблению мышечного напряжения; снижению боли и недомоганий без использования лекарственных препаратов.
3.5. Музыка здорового питания
Музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Например, ужин с Моцартом способствует пищеварению, а современная музыка, особенно в быстром темпе, ритмично бьет «ударной установкой» по желудочно-кишечному тракту. Действительно, когда челюсти инстинктивно двигаются в ритме «хита», пища пережевывается кое-как, в результате воздуха и еды заглатывается больше, чем нужно. Ученые обнаружили, что еда под «попсу» гарантирует лишние килограммы.
Хорошая музыка, звучащая за обедом, улучшает аппетит и положительно влияет на секрецию желудочного сока. Медленная неторопливая трапеза под классику способствует усвоению пищи. Английский ученый Л. Демлинг установил, что некоторые симфонические произведения изменяют кислотность желудочного сока, а британские психологи обнаружили, что классическая музыка располагает к более продолжительным обедам в ресторане.
В течение трех недель ученые Университета Лейстера проводили исследования в ресторане, расположенном неподалеку. Один день посетителей кормили в полной тишине, на следующий день под поп-музыку, затем под классику, затем снова в тишине. Когда в качестве фона звучала классическая музыка, клиенты ресторана расходовали на еду и напитки в среднем более £24 (около $40) на человека. Они вкушали не спеша и улыбались. Когда же играла поп-музыка, каждый обедающий тратил менее £22 и быстро покидал заведение. Если же принятие пищи проходило в тишине, то расходы клиентов падали до £21,7 за человека, и ресторан напоминал кафе.
«Когда мы слышим классическую музыку, то подсознательно у нас возникают ассоциации, связанные с изысканностью, роскошью, богатством, — объяснил этот феномен преподаватель психологии Университета Лейстера доктор Адриан Норт. — Это поднимает настроение, и в результате заставляет потратить немного больше денег».
Джаз (англ. Jazz) - направление профессионального музыкального искусства, возникшее в начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившее впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры - свинг. Это перекличка 3 групп духовых инструментов - саксофонов, труб и тромбонов, создающая эффект ритмической раскачки. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. В России джаз живет вот уже 80 лет. За весь период своего развития и становления он занял стабильное место в музыкальной культуре, оказав влияние практически на все ее составляющие - от фольклора до академической музыки.
Мажорные мелодии джаза поднимают настроение, избавляют от депрессии, разряжают накал чувств. Это музыка для хорошего настроения. Такие танцы как румба, маранга, макарена обладают живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
Быстрый джаз может заставить кровь активнее циркулировать, повысить пульс и вызвать избыточное выделение гормонов, в то время как медленный джаз может снизить кровяное давление, перевести мозг в режим альфа-волн и увести нас от проблем. Джаз, в основе которого лежат выразительные африканские мелодии, может поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность.
Поп-му́зыка (англ. Pop-music от Popular music) — вид современной массовой культуры. В целом этим термином определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки. В связи с этим поп-музыка является наиболее интернациональным музыкальным жанром. Ежегодно в мире проводятся сотни фестивалей и конкурсов, выявляющих лучших из лучших.
Российская поп-музыка - собирательное название популярной музыкальной продукции российской и русскоязычной эстрады из стран СНГ, Балтии, а также дальнего зарубежья, исполняющей песни на русском языке, а также (реже) на иностранных языках. Важными составляющими частями популярного музыкального русскоязычного искусства являются реклама, широкая ротация по Интернету, радио и телевидению, гастроли звёзд по стране и за её пределами, выпуск компакт-дисков и т.д. Специфическую разновидность европейской поп-музыки представляет конкурс «Евровидение».
Эта музыка оказывает на организм почти такое же воздействие, как кофе, то есть тонизируют организм, усиливает работу сердца, активизирует психическую деятельность, улучшает настроение. В определённых ситуациях она помогает в процессе двигательных упражнений выразить себя в танце, выкинуть негативные эмоции.
При слишком длительном прослушивании, эта музыка вызывает усталость, раздражительность, вредна для сердца и нервной системы.
Она импонирует молодым людям, поскольку помогает им временно отключиться от проблем, отдаться во власть сильных эмоций и расслабиться.
3.8. Рок – музыка и здоровье.
Рок-музыка (англ. Rock music) - обобщающее название многих направлений современной музыки.. Слово «rock» - качать - в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от лёгкого танцевального рок-н-ролла до брутального агрессивного грайндкора. Содержание песен варьирует от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.
Рок зародился на Западе в начале 60-х годов, под названием рок-н-ролл. Для тинэйджеров того времени он был переворотом буквально во всем: в манере одеваться, говорить, ходить, танцевать, во взглядах на мир, на власти, на родителей. Но самое главное - переворотом во взглядах человека на самого себя. Это была необычная - шумная, грубая, <крикливая> музыка, с мощным зарядом энергии и маниакальным, пульсирующим битом. Рок, во всех его проявлениях, и сейчас является музыкой-<переворотом>, музыкой-<взрывом>, не смотря на его долгое существование в мире музыки. До сих пор многие не могут понять этот стиль и тех, кто так беззаботно отдаётся ему.
Основные центры развития рок-музыки - США и западная Европа (особенно Великобритания). Большинство текстов песен - на английском языке. Русскоязычная рок-музыка (т. н. русский рок) появилась в СССР уже в 1960-1970-х гг. и достигла пика развития в 1980-х гг., продолжив развиваться в 1990-х.
Основной акцент в рок – музыке делается на бите (бит - это непрерывное повторение регулярных пульсаций в сочетании с укороченными ритмами, которые обычно обеспечиваются ударником и воспроизводятся бас-гитарой. Именно бит характеризует ритм рок-музыки. Различают жесткий, тяжелый, дурной и едкий; затем сатанинский и, наконец, панк-рок, который также считается не концом этого восхождения к сумасшествию.
Таким образом самыми разрушительными для человеческого организма являются ритм, частота и интенсивность звука, на которых работают рок-группы. Ритм, кратный полутора ударам в секунду и сопровождающийся мощным давлением сверхнизких частот (15--20 герц), способен вызвать у человека экстаз. А при ритме, равном двум ударам в секунду и на тех же частотах, слушатель впадает в транс, который сродни наркотическому.
Проведенные многочисленные исследования показали: тяжелое травмирование слуха, зрения, позвоночника, эндокринной, нервной, сердечно-сосудистой систем и расстройством равновесия в организме у лиц, пристрастившихся к этому жанру музыки. Эти эффекты усиливаются с усилением интенсивности звука. При уровне свыше 80 децибел действие музыки вызывает неприятные ощущения, при уровне 90 децибел она становится вредной. Во время рок-концертов измерение показывает 106-108 децибел в центре зала и почти 120 децибел вблизи оркестра. Поэтому у молодых людей, слушающих эту музыку, изменение слуха наблюдается в такой степени, которая обычно характерна для людей старше 50 лет. При длительном воздействии на человека мощных звуков и шумов происходит перевозбуждение клеток коры головного мозга, нарушается их работоспособность. В итоге понижается острота слуха, ускоряется процесс старения организма. Регулярное и длительное воздействие производственного шума в 85-90 децибел приводит к появлению тугоухости. Когда уровень звука растет, организм в большом количестве производит гормоны стресса, в частности, адреналин. При этом сужаются кровеносные сосуды, замедляется работа кишечника. В перспективе все это может привести к нарушениям работы сердца и кровообращения. Эти перегрузки — причина каждого пятидесятого инфаркта. Рок-музыка, воздействуя ультра- и инфразвуками, которые мы не слышим, но которые "слышат" все наши органы, способна разрушать мозг.
Интенсивность специального освещения и использование лазерных лучей вызывают необратимое разрушение зрения, так как в случае проникновения луча в глаз он может вызвать ожог сетчатки с образованием слепого пятна. Кроме того, короткие вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, вызывают головокружение, тошноту, галлюцинаторные явления.
Психологическое действие. Как бы ни были губительны физиологические последствия рока, его психологические последствия еще более страшны, поскольку рок-музыка наносит своим слушателям глубокие психо-эмоциональные травмы. Вот некоторые последствия этих травм:
1. Изменение эмоциональных реакций, вытекающих из сдерживания стремления к неконтролируемому насилию.
2. Утрата контроля над способностью к сосредоточению.
3. Ослабление контроля над умственной деятельностью и волей.
4. Нервно-чувственное сверхвозбуждение, вызывающее эйфорию, внушаемость, истерию и даже галлюцинации.
5. Серьезные нарушения памяти, мозговых функций и нервно-мышечной координации.
6. Гипнотическое или каталептическое состояние, превращающее личность в подобие глупца или робота.
7. Депрессивное состояние, доходящее до невроза и психоза, особенно при сочетании рок-музыки и наркотика.
8. Тенденция к самоубийству и убийству усиливается при продолжительном прослушивании рок-музыки.
9. Необузданные порывы к разрушению, вандализму, мятежу после концертов и фестивалей рока.
Английский терапевт Адам Книст в отчете об исследовании действия рок-музыки записал: "Основная проблема действия этой музыки на пациентов, которыми я занимался, вне всякого сомнения, вытекает из уровня ее шума, который вызывает озлобленность, истощение, панику, расстройства пищеварения, гипертонию, необычное наркотическое заболевание. Рок : это наркотик, отравляющий жизнь нашей молодежи, более смертоносный, чем героин". Таков неутешительный вывод врача, живущего на Родине современного рока.
Однако тяжелый рок тоже способен лечить. Так хирурги и терапевты, например, часто используют в своей практике композиции группы «Пинк Флойд», а в небольших дозах она может пробудить чувства, стимулировать активные движения, ослабить боль и напряжение.
Рукавичка
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Привередница
Любимое яичко
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен