Религия - одна из составляющих культуры нации, народа. Сегодня, когда утрачены многие нравственные ценности роль религии непреходяща.
Вопросы духовно-нравственного воспитания решаются на государственном уровне. Пример тому - введение изучения основ мировых религий в учебный план школ.
Данное исследование посвящено истории духовной жизни малой родины п.Ачинеры
Вложение | Размер |
---|---|
iz_istorii_dukhovnoy_zhizni.rar | 166.16 КБ |
Министерство образования культуры и науки Республики Калмыкия
МОУ «Ачинеровская СОШ»
Из истории духовной жизни п.Ачинеры
Лиджиев Очир
ученик 11 класса
Руководитель
Шанкиева Г.Х.
учитель истории
п.Ачинеры – 2011 г.
Содержание
Введение стр 2
Основная часть
I.Из истории духовной жизни поселка Ачинеры стр 3
II. Раши-Пунцуклинг – Ачинеровский родовой хурул стр 5
III. Священная реликвия Ачинеровского рода – Зярлиг
Далай ламы стр 7
Заключение
Список литературы
Приложение №1
Приложение № 2
Приложение № 3
Введение
Сегодня в быстроменяющемся мире, когда утрачены духовные ценности, нашему поколению очень важно иметь опору для сохранения нравственных ценностей.
Религия является составной частью культуры. Огромное влияние религии на жизнь общества связано с тем, что ее структуры так или иначе присутствуют во всех важнейших исторических событиях и событиях частной жизни граждан.
Цель: исследовать духовно-культурное наследие Ачинеровского рода
Задачи:
- выявить духовно-исторические связи с Тибетом на примере буддийской реликвии Ачинеровского рода;
-исследовать содержание послания-грамоты Далай Ламы XIII Ачинеровскому хурулу;
- исследовать историю Зярлг Далай Ламы XIII в Ачинеровском род;
- установить имена священников;
Предмет исследовании: духовно- историческое наследие Ачинеровского рода
Методы исследования: интервьюирование старожилов, работа с архивными документами, беседы, анализ исторической литературы, работа с Интернет-ресурсами, метод визуального исследования .
Источниками для данной работы послужили архивные документы, материалы собранные у старожилов, историческая литература.
В настоящей работе были использованы отдельные фонды НА РК: фонд 9 – «Управление Калмыцким народом», фонд 15 – «Икицохуровское улусное правление", фонд 42 –« Ламайское духовное правление», труды историков, в частности Бакаевой Э.П. «Буддизм в Калмыкии», информация старожилов.
Трудность исследования заключалась в недостаточной источниковедческой базе данного вопроса.
.
I. Раши-Пунцуклинг – Ачинеровский родовой хурул
В 1741 г. российская императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому на территории России признавалось существование буддийской религии. Эта дата считается датой официального признания буддизма в России.
Историк Э.Бакаева отмечает, что в Ачинеровском аймаке было два хурула:
Раши – Пунцуклинг (Ачинеровский большой хурул), Малый Сэртэкчэлин – ачинеровских и хошутских родов. Раши-Пунцуклинг хурул был назван, согласно легенде, Далай-ламой. Прямым подтверждением данного факта является, сохраненная представителями ачинеровского рода грамота – Зярлг.
Ачинеровский родовой хурул имел 14 кибиток. Хурул кочевал вместе с хотоном. Весною он находился на урочище Бумбин Амте, летом на урочище Онда, осенью – на урочище Далгбе Гецул, а зимой на урочище Соста.
Здание для богослужений представляло собой обычную войлочную кибитку – «хурла гер», внешне отличимую по буддийскому символу в виде шпиля – «ганчжиру». План такого монастыря – круглый, как и план поселения хотона, границы его очерчивались жилыми кибитками монахов. В центре хурула располагались две (главная и для малых служб) и более молитвенных кибиток – хурла гер и кибитка «багши» - настоятеля монастыря.
Согласно архивным документам в Раши-Пунцуклинг хуруле служило 11 гелюнгов, 6 гецулей, 8 манджиков. Каждый из представителей духовенства имел определенные обязанности. Приведем список служителей родового хурула (см Приложение №1)
В хуруле штат возглавлял «багши» - настоятель, осуществлявший надзор над всеми внутренними делами монастыря. Соблюдение устава монашеской жизни и порядка во время богослужений возлагалось на «гебко», за исполнением распоряжения которого следил его помощник «геик». «Гунзут» («основной голос») начинал молитвы при богослужениях, а также отвечал за соблюдение уставов. «Нирва» - казначей ведал хозяйством монастыря и имел помощников: «заму» - ответственного за питание хувараков и «даргу» - помощника в чисто казначейских делах. Кроме этих лиц, представлявших управленческую часть штата хурула, имелись «бурхачи» - ответственный за чистоту в храме, «гонир» - прислужник при богослужениях, «царвучи», подающий «аршан» - освященную воду и пищу, музыканты: «дунгчи» - играющие на раковине («дунге»), «кенгрчи»- барабанщик и др.
Развитие строительной техники обусловило рост стационарных хурулов. Летом монастырь кочевал со своими храмовыми кибитками по территории своего прихода, а зимой – прикочевывал к своим постоянным строениям. Этот «переходный» - от кочевого к стационарному – тип хурула к началу ХХ века сменился стационарным.
Косвенное подтверждение того, что Раши-Пунцуклинг хурул стал стационарным, мы находим в архивных документах, которые содержатся в папке «Ачинеровская родовая школа»: 8 ноября 1906 года состоялся в Ачинеровском аймаке съезд, на котором калмыки Ачинеровского рода брали на себя обязательство собрать 1000 рублей и в 1907 году приступить к строительству здания. В текущем году они предлагали начать занятия в саманном доме гелюнга Сегелте Добденова.
На дом предложенный под школу гелюнгом, был составлен акт от 12 января 1907 года. В рапорте указано, что длина дома 7 аршин, ширина – 6 аршин, высота – 4 аршина.
Мы полагаем, что если дом гелюнга был из самана, следовательно, он жил постоянно на одном месте и, по всей видимости, хурул стал стационарным.
Судьба Ачинеровского родового хурула, как и хурулов Калмыкии после 1917 г. мало отличалась от участи храмов в других регионах России. В архивных фондах сохранились протоколы Ачинеровского сельского совета, в которых описана судьба родового хурула в предвоенные годы. Служители хурула были разогнаны. На них налагался продналог, но так как у них не было своего имущества они арестовывались, некоторые из них прятались в урочищах на границе со Ставропольским краем. Среди служителей упоминаются фамилии Колкуров, Панчуркеев, Кекеев.
Все имущество хурула было погружено на телеги и отправлено в Яшкуль и Улан – Хол. Некоторые хурульные ценности оставались у ачинеровцев. Но в годы депортации все это разошлось по отдельным семьям и отчасти безвозвратно погибло.
В Национальном архиве Республики Калмыкия хранится ряд документов, характеризующих положение дел в этой области.
Директива Верховного Совета КАССР от 31 августа 1938 г. гласила: «Верховный Совет КАССР предлагает представить к 15 сентября с. г. сведения о молитвенных зданиях разных религиозных течений по прилагаемой форме с приложением подробной объяснительной записки, указав в ней место расположения молитвенных зданий, когда были закрыты молитвенные здания и каким порядком было оформлено это закрытие, кому были переданы эти здания и как они используются». Одним из первых отчитался о принятых мерах председатель Черноземельского исполкома М. Бадмаев: «На территории Черноземельского улуса до революции было семь молитвенных зданий. Из них на 1-е сентября закрыты все… Передано на использование под культурные учреждения два здания: одно здание Ачинеровского хурула в 1939 году передано совхозу «Улан хеечи» …». Так была прервана духовно-религиозная жизнь Ачинерова рода.
II. Священная реликвия Ачинеровского рода – Зярлиг Далай ламы ХIII
Мало, что осталось даже из чудом уцелевших в те суровые годы буддийских реликвий. Они испытали перипетии драматической жизни своих последователей при разрушении хурула.
Сохранился только уникальный религиозный памятник – письмо – благославение Далай - ламы ХIII Таше - ламе Торгоутовского улуса Ачинеровского хурула, , народу, который живет на этой земле. Это - уникальный культурный памятник. В нем содержится благословение Далай - ламы ХIII ачинеровскому хурулу.
Этот документ записан на шелковой ткани желто – горчичного цвета размером 1х2,5 м.
По заключению служителей Главного калмыцкого хурула такой шелк использовался, начиная с ХVIII века.
При внимательном рассмотрении верхней части полотна видны изображения бурханов, написанные красной, черной и белой красками. В результате длительного хранения краски растеклись, но текст письма сохранился хорошо.
Печати Далай - ламы ХIII представляют собой квадраты, обозначенные красной краской с текстом внутри него.
Текст написан на тибетском языке, что затрудняет его анализ. Руководители Элистинского хурула, прочитавшие текст в 2002 году, утверждают, что это действительно письмо Далай-ламы ХIII.
Эта реликвия хранилась в семье нашего дедушки Нимгирова Амтя Нохаевича.
В семье нашего дедушки не выживали дети, они умирали.
Во время рождения очередного ребенка, они обратились за помощью к Кукаевой Дае, у которой хранилась эта реликвия.
Когда родился Игорь (наш дядя), его принимала бабушка Дая. Она завернула его в эту священную материю. Ребенком он был болезненным, и его спасали, заворачивая в эту священную реликвию.
Бабушку, которая смогла сохранить в тяжелые годы депортации эту священную реликвию, звали Китаева Даян Куукаевна. Жители поселка называли ее Ики Ээжа. Это реликвия перешла к ней от ее отца. Ею лечили людей, молились как на икону и хранили как самую дорогую вещь.
Зярлг находился в роду до депортации калмыков в 1943 году, так как Даян Кукаевна увозила его в Сибирь и вернулась вместе с ним.
В 1968 г. бабушка Дая, умирая завещала ее семье Нимгировых, и с тех пор она хранилась у них до передачи в хурул.
III. Священнослужители родового хурула.
Исследуя данный вопрос, мы обращались к старожилам поселка.
По их настоянию посетил субурган, которому поклоняются ачинеровцы. Это захоронение гелюнга Арн Жамб. Оно расположено в 4 км на юго-восток от поселка. На невысоком кургане простым камнем выложен субурган.
Арн Жамб 10 лет учился в Тибете, изучал буддийскую философию. Возвратившись из Тибета, он занимался проповеднической деятельностью. Захоронен в 1942 г. недалеко от поселка. Уместно здесь привести пример магического предохранительного воздействия субургана: в случае эпизоотии скот пригоняли к этому священному кургану, полагая, что нахождение рядом с ним в течение нескольких дней должно излечить животных.
Другой известный гелюнг, прислуживавший в родовом хуруле был Бораев Тудвид Земшикович, 1882 года рождения. По воспоминаниям старожилов это был высокообразованный священнослужитель. С его именем связаны родовые буддийские реликвии, сохранившиеся до наших дней: Зэрлг Далай – ламы XIII и глиняная икона «Очир Вани Гегян» в кожаном футляре, которые были привезены им из Тибета.
Икона представляет собой глиняную основу с позолотой 10 см х 5 см. На иконе изображен Очир –Вани-Гегян – сяякусн Ачинерова рода. После смерти гелюнга Тудвида в 1962 г., икона хранилась у гелюнга Манджикинского рода Малюкаевича. В 2008 г., после почти полувекового отсутствия она была возвращена в Ачинеровский хурул Бадма- Шарабом, ламой Ики-Бурульского хурула. Гелюнг Тудвид похоронен на кладбище п. Ачинеры. На месте захоронения установлена маленькая деревянная часовня.
Во время экскурсии в Центральный хурул мы увидели фотографию Элеева, гелюнга Ачинерова рода. Ко всему прочему, он был еще и зурхачи, т.е. астрологом. Размещение его фотографии в музее Главного буддийского храма Калмыкии свидетельствует о его заслугах перед буддизмом.
На территории нашего поселка также рядом с родовым хурулом функционировала школа монахов (Чееря хурул). Достоверно известно, что в ней обучалось 18 ачинеровцев.
К сожалению, мы не смогли установить ачинеровцев, получивших это образование.
Но сопоставляя некоторые факты из воспоминаний старожилов, мы предположили, что одним из них мог быть Аран Жаба.
На территории школы монахов в 1994 г. была заложена Ступа Просветления.
Заключение
Нами были установлены:
- духовно-исторические связи с Тибетом на примере паломничества гелюнга Ачинеровского рода Аран Жамб;
- Зярлиг – это послание-,благославение Далай ламы XIII Ачинеровскому хурулу и роду, что подтвердили священнослужители Центрального хурула;
- содержание послание содержит благославление Ачинеровскому родовому хурулу и Ачинеровскому роду;
- священную реликвию для рода сохранила Киатева Даян Кукаевна (Ик Ээж) и семья Нимгирова амти Нохаевича;.
- возрождение Ачинеровского хурула началось 1сентября 1995 г.
- 2005 году, 2007 году хурул посетил и отслужил молебны шаджин лама Калмыкии Тзло Тулку Ринпоче;
- 2007 г. устаноление статуи Будды и проведение церемонии открытия глаз Будды.
Таким образом, прерванная на шесть десять пять лет духовная традиция рода была возрождена.
В заключении хотелось бы отметить, что родовой хурул и в прошлом и в настоящем - центр духовной жизни ачинеровцев.
Его история – это повседневная история обычных людей, судьбы которых тесно переплелись с с историей нашей страны.
Жизнь и деятельность священнослужителей – это пример беззаветного служения вере, преданности своей малой Родине.
В процессе изучения темы у нас сложилось твердое убеждение в том, что благодаря своему универсальному характеру, обязательности своих требований к выполнению основных нравственных и законодательных норм, психологической проницательности и огромному историческому опыту именно буддизм является фактором сохранения и единения калмыцкого народа и соответственно нашего рода.
Список литературы
Приложение № 1
Список религиозных служителей Ачинеровского родового хурула
Гелюнги:
1.Мудук Цюльцюмов багши, начальник хурула
2. Джимбе Янханов гандамчи
3. Дабго – Арши Уту Насунов цангачи (бьющий в цан)
4. Габунг Шурганов целнечи (бьющий в цельник)
5. Инджи Берлчинов гунзут
6. Кирип Кеке Яараев кенгеренчи (бьющий в барабан)
7. Эрдени Лузунгов толчи
8.Сангаджи Очиров толчи
9. Очир Цебиков гебко
10. Цюрюм Дардмаев
11. Джимбе Боолаев
Гецули:
1. Андрун Тапкаев дунгчи
2. Му Шогра Сарангов бюшкюрчи
3. Хе Кичиков кенгерегхчи
4. Джимбе Кекишев дунгчи
5. Бадма Танкаев бюречи
6. Боона Сангаджиев толчи
Манджики:
1. Сангаджи Шолаев бишкюрчи
2. Эле Ользеев толче
3. Дорджи Дорджиев кенгерекчи
4. Джага Чонкиев толче
5. Зодбо Пюрбиев
6. Дельдшг Бербиев гандамчи
7. Бадма Яагшиев бюречи
8. Дорджи Натыров ганданчи
Священная реликвия Ачинеровского родового хурула
Заповеди детства и юности
Ночная стрельба
Голубая лягушка
Прекрасная химия
Золотой циркуль