Исследовательская работа учащихся 11 класса посвящена видам и присинам травматизма школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_travmatizm_shkolnikov.doc | 102.5 КБ |
prilozhenie_1-2.doc | 47 КБ |
prilozhenie_3.docx | 27.29 КБ |
prilozhenie_4.doc | 77.5 КБ |
prilozhenie_5.doc | 24.5 КБ |
tezisy.doc | 32.5 КБ |
travmatizm_shkolnikov.ppt | 2.77 МБ |
X открытая региональная научно-практическая конференция школьников «Эврика»
Секция «Здоровье и безопасность человека».
Тема работы
« Травматизм школьников »
Авторы:
Данькова Анастасия
Гулова Юлия,11 класс.
г. Татарск Новосибирской области.
Руководитель:
Никитенко Ольга Дмитриевна
учитель биологии и химии
высшей квалификационной категории.
Контактный телефон руководителя 64369
г. Татарск , 2015
Содержание.
Введение………………………………………………………………стр.3
Глав I. Детский травматизм………………………………………………стр.4
Глава II. Контингент и методы……………………………………………стр.4
2.1. Исследование.
2.2. Методы исследования.
Глава III. Основные виды детского травматизма………………………стр.5
3.1. Причины создания травмоопасных ситуаций……………………стр.6-7
3.2. Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными
особенностями детей……………………………………………………стр.7-9
3.3. Причины детского травматизма………………………………… стр.9
3.3.1.Травмы, обусловленные поведением пострадавшего…………стр.9-10
3.3.2.Травмы вследствие неправомерных действий сверстников…стр.10-11
3.3.3. Травмы вследствие недосмотра взрослых…………………….стр.11-12
IV . Анализ травматизма учащихся МБОУ СОШ №5……………стр. 12-16
Заключение и выводы……………………………………………….стр.16-18
Список литературы…….…………………………………………стр.19
Введение.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Ежегодно в школах нашей страны и за её пределами происходит большое количество травм полученных учащимися по тем или иным причинам. Наша школа не стала исключением. Количество травм школьников не уменьшается, а увеличивается с каждым годом. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны иногда халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.
Причины травматизма и виды травм школьников очень заинтересовали нас. В данной работе мы провели анализ основных видов травм и причин травматизма учащихся в школе и за пределами школы, а так же даем рекомендации по профилактике детского травматизма, следуя пословице «Предупрежден – значит вооружен».
Цель нашей работы – установить основные виды, причины и способы профилактики школьного травматизма.
С этой целью мы поставили перед собой следующие задачи:
1). Изучить виды и причины травматизма школьников из различных источников информации.
2). Выяснить виды травм, полученных учащимися МБОУ СОШ № 5 и основные причины их возникновения.
3). Научить школьников мерам предупреждения травматизма, провести тренинг «Я и моя безопасность».
4). Выработать рекомендации по профилактике травматизма.
Гипотеза - мы предполагаем, что причинами травматизма школьников являются одни и те же факторы окружающей среды. Так ли это?
Глава I . Детский травматизм.
Поставив перед собой цель, мы приступили к анализу различных источников информации для того, чтобы выяснить, что такое травма, в частности – детский травматизм, какие известны виды школьного травматизма, а так же основные причины его возникновения.
По данным Баирова Г.А. в книге «Детская травматология» [ [1] ] - травмой (повреждением) называется результат внезапного воздействия на организм ребенка какого-либо фактора внешней среды, нарушающего анатомическую целостность тканей и протекающие в них физиологические процессы. Повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп в аналогичных условиях, входят в понятие детского травматизма.
Глава 2. Контингент и методы.
2.1. Исследование.
Объектом исследования послужили учащиеся 1-8 классов МБОУ СОШ
№ 5 г. Татарска.
Характеристика исследования - исследование проводилось в МБОУ СОШ № 5 г. Татарска. Проведен анализ школьной документации: пакет нормативных документов, регламентирующих организацию безопасных условий учебно-воспитательного процесса; «Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися». 2.2. Методы исследования – анализ различных источников информации, наблюдение, анкетирование, беседы, анализ полученных данных.
Глава III. Основные виды детского травматизма.
Сопоставив данные различных источников информации [2] , мы выяснили, что в зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: родовой, бытовой, уличный (транспортный и нетранспортный), школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. п.), cпортивный (при организованных занятиях и неорганизованном досуге), прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).
Основную часть детского травматизма составляют бытовые травмы, полученные во дворе, дома, во время игр и спортивных развлечений. К ним отнести падения с высокой крыши, дерева, ранения острыми предметами.
Распространены также травмы, связанные с неправильным обращением с электричеством и электроприборами.
Травмы среди детей младшего и среднего возраста могут произойти при неорганизованных занятиях спортом: катания на качелях и лыжах, прыжков с трамплина, а также нарушениях правил езды на велосипедах.
Склонность к рискованным играм, неосознанность их опасности характерны для детей и подростков. Травмы могут произойти в любом месте: дома, в школе, на улице при несоблюдении правил безопасности, а также вследствие неблагоустроенности внешней среды, халатности и недосмотра взрослых.
Итак, детский травматизм, подразделяют его на четыре основных вида: школьный, бытовой, уличный и спортивный.
3.1. Причины создания травмоопасных ситуаций.
Риск возникновения травм у детей обусловлен:
физической слабостью;
Анализ особенностей школьного травматизма позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном (до 80% случаев) на переменах, около 70% школьных травм происходят во время падений и бега, а на долю травм, произошедших на уроках физкультуры при занятиях на спортивных снарядах (козле, бревне и брусьях), приходится менее 20% .
Основными причинами травмирования детей на уроках физкультуры (около четверти всех школьных травм) являются:
Травмы, полученные учащимися на уроках труда, физики и химии, также обусловлены в основном нарушениями правил техники безопасности и дисциплины.
По мнению большинства авторов работ, посвященных изучению данного вопроса, наиболее частая причина травм, получаемых детьми в школе, – это недисциплинированность учащихся, их игровая агрессивность (удары твердыми предметами, кулаками, толчки, столкновения во время бега, подножки и пр.).
Установлено, что количество случаев детско-подросткового травматизма повышается весной, а также во второй половине дня (с 16 до 20 ч). При этом выявлена определенная зависимость уровня и вида травматизма от времени года и суток: весной, например, преобладает школьный (44%), бытовой (40%) и уличный (31%) травматизм, а летом – спортивный (до 40%), но при этом бытовой и уличный травматизм остаются также на достаточно высоком уровне.[3]
3.2. Взаимосвязь уровня травматизма с возрастными особенностями детей.
В возрастном аспекте наиболее травмируемым считается возраст от 6 до 12 лет, что связано с повышенной эмоциональностью детей в этот период и недостаточно развитой у них способностью к самоконтролю. Большое количество травм приходится на критические возрастные периоды: 3 года, 7 и 11–12 лет. В эти периоды дети и подростки становятся капризными, раздражительными, часто вступают в конфликт с окружающими. У них может сформироваться неприятие ранее беспрекословно выполнявшихся требований, доходящее до упрямства и негативизма, что приводит к нарушениям правил поведения и, как следствие, к травмам.
Следует отметить, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки. Кроме того, частые травмы получают дети с нарушением функции программирования и контроля собственного поведения, а также со сниженным интеллектом.
В 15% случаев основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы. Дети, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее. В структуре интеллекта наиболее важной представляется такая особенность мышления, как способность к анализу, синтезу, обобщению, что связано с умением прогнозировать последствия поступков.
Дети, получающие травмы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях. Таких среди часто травмирующихся детей оказалось 77%, из них больше половины – дети, которые обвиняют в своих неудачах, болезнях, травмах других людей или обстоятельства. Как правило, такие дети несамокритичны, характеризуются переоценкой своих способностей и возможностей.
Анализ публикаций, посвященных изучению травматизма, позволил выявить некоторые общие показатели предрасположенности детей к рискованному поведению. Несчастным случаям в большей степени подвержены дети с низкими качественными характеристиками внимания (концентрация, распределение и переключение), недостаточной сенсомоторной координацией, неосмотрительные, с низкой выносливостью, а также боязливые или слишком склонные к риску.
Исследователи отмечают, что для 60% школьников характерна слабость нервных процессов, что отражается на их общей работоспособности и связано с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально неустойчивые, импульсивные дети гораздо чаще получают травмы, чем их спокойные и уравновешенные сверстники. Характерно, что большинство таких детей имели по физкультуре оценку «3».
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:
3.3.1.Травмы, обусловленные поведением пострадавшего
Свыше 40% всех травм происходят по причинам, относящимся к первой группе, которые, в свою очередь, можно подразделить на 4 подгруппы.
Первая подгруппа причин связана с недостаточным сенсомоторным развитием ребенка: низким уровнем координации движений, неумением владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия. Такие травмы нередко случаются с маленькими детьми, детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Вторая – с отсутствием или недостаточностью знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий.
Третья – с пренебрежением известной опасностью из-за более сильного мотива, например при желании произвести впечатление на значимых для ребенка или подростка людей.
Четвертая – с психофизиологическим состоянием, влияющим на успешность протекания деятельности: усталость, эмоциональное возбуждение, игровой раж, спортивный азарт и др.
Более 70% травм, полученных детьми из-за своего поведения, обусловлены причинами, относящимися к четвертой подгруппе. Чаще всего получение травм происходит при проведении подвижных игр. При этом нередко сильное дезорганизующее влияние на поведение оказывают трудносдерживаемое стремление к достижению наилучшего результата, а также соревновательный момент игры и внезапно возникающие задачи и опасные ситуации, при которых нужно быстро принимать самостоятельное решение. Все это привносит в игру эмоционально-аффективный фактор, оказывающий особенно сильное влияние, поскольку он связан с реальными, а не с игровыми взаимоотношениями, как это было в дошкольном возрасте. Спешка – еще одно эмоциональное состояние, которое может дезорганизовать деятельность. В основном травмы по этой причине регистрируются в возрасте 11–14 лет, когда начинает сказываться занятость подростков (большая учебная нагрузка, посещение кружков и спортивных секций, выполнение обязанностей по дому и т. Д.). В то же время усиливается соревновательный мотив не только в игре, но и в повседневной жизни (первым попасть на завтрак в школе, в раздевалку, на улицу во время перемены и т. д.).
3.3.2.Травмы вследствие неправомерных действий сверстников.
Вторая группа причин, обуславливающих треть всех детских травм, зависит от действий окружающих ребенка сверстников. Результаты исследования показали, что чаще дети травмируют сверстников во время игры (20% случаев) либо непреднамеренно вне игры (30%), как правило, не замечая их (например, наталкиваются на других, бегая.
Особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на случаи, связанные с поведением, содержащим элемент физического насилия по отношению к окружающим, а иногда и с целенаправленным стремлением причинить боль и показать свое физическое превосходство (свыше 40% травм). Отмечена тревожная тенденция увеличения количества травм, полученных подростками в результате драк.
3.3.3. Травмы вследствие недосмотра взрослых.
Третья группа причин возникновения травмоопасных ситуаций, а затем и травм детей , как отмечалось выше, связана с действиями либо бездействием взрослых, в т. ч. родителей.
В большинстве случаев такие травмы обусловлены недосмотром за детьми и отсутствием контроля за их поведением. Необеспечение безопасной среды – также относится к наиболее распространенным ошибкам родителей.
Поскольку установлена взаимосвязь между возникновением травм у школьников и их индивидуально-психологическими особенностями, целесообразно проведение профилактической работы с детьми, организованной с учетом этих особенностей. При этом весьма эффективным представляется использование таких активных форм обучения, как тренинговые занятия которые мы провели для учащихся нашей школы (Приложение 3).
Глава IV. Анализ травматизма учащихся МБОУ СОШ № 5.
Анализируя травматизм учащихся нашей школы, мы пришли к выводу, что травмы в наибольшей степени получают учащиеся начальной школы и средней ступени обучения [4] (Приложение 1-2). Причем, с возрастом, количество травм увеличивается, достигая наибольших значений у детей 11–14 лет.
Травмы учащихся нашей школы, обусловленные поведение пострадавшего:
1). Учащийся 3 класса получил травму - перелом запястья левой руки вследствие низкого уровня координации движений, неумения владеть своим телом, а также отсутствием навыка выполнения действия, качаясь на мостике возле школы.
2). У некоторых учащихся нашей школы видимо недостаточно знаний об опасности и возможных последствиях выбранных действий, поэтому они получили травмы различной степени тяжести:
- прыгая с бочки на территории строящегося дома, учащийся 7 класса упал, от удара произошёл разрыв селезёнки. Сделали операцию по удалению селезёнки;
- ученик 3 класса получил травму ластиком в глаз (во время перемены одноклассник кинул ластик, чтобы передать ). В результате у пострадавшего лопнули сосуды глазного яблока;
- ученица 6 класса бежала, споткнулась и упала во время игры на площадке перед школой во время перемены. В результате получила перелом локтевой кости правой руки.
- ученик 2 класса бежал по коридору на перемене, споткнулся, упал, сломал ключицу;
- ученица 3 класса бежала по коридору на перемене и упала, получила ушиб предплечья;
- ученик 7 класса во время перемены случайно ударил ногой демонстрационный стол в кабинете биологии. Получил ушиб голеностопного сустава.
3). Есть учащиеся, которые с пренебрежением относятся к собственному здоровью и, желая произвести впечатление на своих сверстников, совершают действия, наносящие вред своему здоровью. Ученик 7 класса пытался тренироваться в кабинете информатики во время перемены (прыжки паркура), не скоординировал движение и упал, ударился головой о сцену. В результате – рана на голове, которую пришлось зашивать в больнице.
4). Спортивный азарт во время урока физической культуры привел к тому, что ученик 7 класса ударил вместо мяча по ноге своего одноклассника во время игры в футбол на уроке физической культуры. В результате одноклассник получил перелом голени.
Анализ особенностей школьного травматизма учащихся МБОУ СОШ № 5 за последние пять лет позволил установить, что дети получают травмы в школе в основном на переменах, уроках физической культуры, во внеурочное время, на тренировках.
Мы проанализировали зависимость трасматизма от темперамента учеников, получивших травмы и пришли к выводу, что чаще всего травмируются гиперактивные дети и дети, воспитывающиеся в условиях гипер- или гипоопеки (9 из 14 учащихся- 64%). Основной предпосылкой получения травм детьми являются их индивидуально-психологические особенности. Не только преобладание возбуждения над торможением (усталость, нервозность, импульсивность), но и, наоборот, преобладание торможения над возбуждением, инертность нервных процессов могут привести к получению травмы (10 учеников – 71%). Учащиеся нашей школы, умственно более развитые, с высоким интеллектом, осознают опасность и избегают ее.
Учащиеся нашей школы, получающие травмы на переменах и вне школы, как правило, имеют высокую склонность к риску, двигательно расторможены, реактивны, возбудимы, эмоционально неустойчивы, предрасположены к частым переменам настроения, неадекватно ведут себя в стрессовых ситуациях (11 ученков – 79%).
Данные по травматизму школьников заносятся в «Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися» (Приложение 1). Кроме взятых сведений из этого журнала, мы провели опрос учащихся по полученным недавно травмам вне школы. Данные занесены в таблицу (Приложение 2).
Попытка собрать сведения о травматизме школьников по Татарскому району в целом не увенчалась успехом. Посещение ЦРБ не принесло никаких результатов, поскольку там нам не предоставили никакой информации по травматизму школьников, так как не ведут никакой статистики по этому вопросу.
В школе проводится большая работа по предупреждению травматизма. Имеется пакет нормативных документов, регламентирующих организацию безопасных условий учебно-воспитательного процесса:
-Положение об организации работы по охране труда;
- Положение о расследовании и учете несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса
- Должностные инструкции педагогов и администрации;
- Положение об организации дежурства, дежурных: администраторе, классном руководителе, учителе, учащемся;
- Инструктажи, журналы инструктажей, акты и другие документы.
В целях предупреждения детского травматизма и повышения эффективности профилактической работы, в соответствии с планом по усилению мер безопасности учащихся в МБОУ СОШ №5 выработаны направления деятельности, направленные как на субъектов профилактики (учащихся), так и на педагогический коллектив:
3. Предупреждение дорожно-транспортных происшествий.
Рекомендации по профилактике травматизма.
Организована работа педагогического коллектива и совета старшеклассников в данном направлении, главными задачами которой является:
- применять технологии и современные формы, методы обучения и воспитания обучающихся, направленные на
предупреждение несчастных случаев с детьми в школе, на улицах, дорогах и во дворах; -вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам
безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях; - усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения
безопасности поведения на уроке, перемене, во вопросы безопасности дорожного движения детей; - повысить качество знаний и навыков детей по Правилам дорожного
движения, предотвращения травмоопасных ситуаций; - совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДД, ОБЖ; - активизировать деятельность школьного пресс – центра в освещении вопросов пропаганды безопасного поведения ,ПДД.
С нашей стороны были организованы тренинги для учащихся 5-8 классов (89 уч-ся) школы с целью профилактики детского травматизма (Приложение 3).
Целью данных тренингов является развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.
Заключения и выводы.
Итак, в данной исследовательской работе мы проанализировали основные виды и причины школьного травматизма в общей тенденции страны и МБОУ СОШ № 5.
В зависимости от причин и обстоятельств возникновения повреждений различают следующие виды детского травматизма: родовой, бытовой, уличный (транспортный и нетранспортный), школьный (во время перемен, на уроках физкультуры, труда и т. П.), cпортивный (при организованных занятиях и неорганизованном досуге), прочий (учебно-производственный, сельскохозяйственный и др.).
Причины травмирования детей и подростков можно условно объединить в три основные группы:
В нашей школе основные травмы учащиеся получают:
1). На переменах при неосторожном поведении сверстников и самих пострадавших;
2). Во время уроков физической культуры.
3). На улице во внеурочное время.
4). На тренировках.
Школой проводятся все необходимые мероприятия по предупреждению травматизма учащихся.
С целью предупреждения детского травматизма необходимо проводить профилактические мероприятия, предупреждающие учащихся об опасности необдуманных поступков (Приложение 3, 5).
При профилактике детского травматизма основной груз ответственности ложится на взрослых: родителей, воспитателей, учителей.
Несмотря на рост культуры поведения населения в целом, подъем уровня социального развития, уход и присмотр за детьми желают быть лучше. Дети младшего возраста — это как раз тот самый период, когда они начинают познавать мир своими глазами, руками и прочими органами, получая при этом часто бытовые травмы. За такими детьми нужен особый присмотр, так как они еще не осознают, что они делают, и какие последствия их ожидают. В получении травм у таких детей виноваты только родители. Они должны правильно воспитывать, объяснять своему ребенку, что можно делать, а что нельзя и почему это так. Учить их дисциплине и манере поведения. Пойдя в школу, ребенок должен быть подготовлен ко всем трудностям, знать, что такое хорошо и что такое плохо. И не только знать, но и соблюдать принципы прилежности.
Для решения проблем школьного травматизма руководители школ, классные руководители, совет старшеклассников должны проводить регулярно лекции, беседы, тренинги с учащимися со всеми учащимися, организовывать дежурства преподавателей и учащихся старших классов во время всего учебного процесса. Мы провели тренинги для учащихся пот темам «Я и моя безопасность» и «Я уверенный, неуверенный или грубый».
Для детей просидеть целый урок — это мука, и не только из-за их умственных нагрузок, но и из-за лишения их физических нагрузок. Поэтому движение, "разрядка" во время перемен являются физиологической необходимостью. Одной из форм такой разрядки являются подвижные игры для учащихся. Несколько таких игр, которые мы проводим с учащимися приведены в приложении. (Приложение 4).
Для снижения травм на уроках физкультуры учителя физкультуры призваны тщательно продумать план проведения занятий для каждой возрастной группы, распределить детей по полу и по группе здоровья. Обучать детей элементам безопасного падения, начиная с младших классов.
Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время.
Значит, необходимо создать такие условия, которые будут способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников через организацию школьных перемен.
Список литературы.
Приложение 1. Выписка из журнала регистрации несчастных случаев с учащимися МБОУ СОШ № 5. | |||||||||
Дата, время несча- стного случая | Фамилия, имя, отчество пострадавшего, год рождения | Класс
| Место несчастного случая | Вид происшествия, приведшего к несчастному случаю | Краткие обстоятельства и причины несчастного случая | Дата составления и номер акта формы Н-1 ,Н-2 | Последствия несчастного случая | Исход несчастного случая | Принятые меры |
22.04.09 11:20 | ученица | 6 кл. | Площадка перед школой | Бежала, споткну лась, упала | Упала во время игры на площадке перед школой во время перемены | Составлен акт расследования несчастного случая Протокол 22.04.09 | Перелом правой руки | выздоровела | Вызвана скорая помощь ,ребёнок госпитализирована |
28.04.10 15:00 | ученик | 3 кл. | В классе | Одноклассник случайнобросил резинку и попал в глаз | Попадание ластика в глаз | Составлен акт расследования несчастного случая протокол от 29.04.10 | Повреждения глазного яблока | выздоровел | Отправлен на лечение |
31.08.11 13:30 | ученик | 7 кл. | Территория строительства дома По улице Кошевого | Падение | Падение с бочки | Составлен акт расследования несчастного случая протокол от 2.09.11 | Операция , Разрыв селезенки | выздоровел | Прооперирован в г.Татарске в ЦРБ |
4 11.10.11 | ученик | 3кл. | Мостик у школы | падение | Упал с мостика, соскользнул с перил | Составлен акт расследования несчастного случая протокол от 14.10.11 | Перелом запястья левой руки | выздоровел | Вызвана скорая помощь, ребёнок госпитализирован |
20.11.13 | ученик | 2 кл. | МБОУ СОШ №5 | падение | Бежал по коридору на перемене, споткнулся, упал | Составлен акт расследования несчастного случая протокол от 22.11.13 | Перелом ключицы левой руки | выздоровел | госпитализирован |
25.11.13 | ученица | 8 кл. | МБОУ СОШ №5 | удар | Игра на хоккейной площадке | Составлен акт расследования несчастного случая протокол от 26.11.13 | Ушиб головы, гематома. | выздорове- ла | Наложили швы |
Приложение 2. Данные проведенного опроса учащихся МБОУ СОШ № 5
(опрошено 146 учащихся с 1 по 8 классы).
В таблицу занесены травмы полученные, учащимися во внеурочное время.
№ | Класс | Вид травмы | Причина травмы |
1. | 3 класс | Ушиб предплечья | Падение при беге. |
3. | 7 класс | Ушиб предплечья | Упал по дороге из школы. |
4. | 7 класс | Ушиб голеностопного сустава | Случайный удар ногой о стол |
6. | 7 класс | Растяжение связок колена | Неудачно пнул мяч во время игры в футбол. |
7. | 8 класс | Перелом ключицы | Упал на футболе летом на каникулах. |
8. | 5 класс | Ушиб грудной клетки | Удар одноклассника. |
9. | 7 класс | Вывих плечевого сустава | Одноклассник завернул руку. |
10. | 4 класс | Перелом голени. Множественные ушибы. | Переходила дорогу. |
11. | 8 класс | Сотрясение головного мозга. | Оступилась при ходьбе, падение. |
Приложение 3.
Тренинг "Я – уверенный, неуверенный или грубый?"
Цели: развитие убеждений в преимуществах уверенного поведения перед грубым и понимания, что грубость не является признаком силы.
Задачи: развивать умение дифференцировать проявления уверенности, неуверенности и грубости в повседневной жизни людей; формировать убеждения в преимуществах уверенного поведения, необходимости воздерживаться от грубого поведения, с пониманием относиться к проявлениям неуверенности, оказывать поддержку более слабым; осмыслить полученный опыт.
Оборудование: мяч, три мягкие игрушки, нагрудные визитные карточки (бейджики).
Вводная часть. После обсуждения домашнего задания предлагается игра "Стражники и арестанты" (автор И.В. Вачков). Группа детей (класс) делится на две части, в одной из которых на одного человека меньше, чем в другой (при необходимости в игре может принимать участие ведущий). Меньшая часть группы рассаживается на стулья, расставленные по кругу, лицом к его центру – это "арестанты", а один стул остается незанятым. За их спинами встают дети из другой части группы, в т. ч. и позади стула, на котором никто не сидит, – это "стражники". Тот, кто стоит за свободным стулом, старается незаметно для "стражников" установить контакт глазами с одним из "арестантов", который должен быстро пересесть на свободное место – "совершить побег". "Стражники" стремятся не допустить "побегов" своих "арестантов", для этого они держат руки на спинках стульев и внимательно следят за взглядами "арестантов", стараясь схватить за плечи того, кто попытается "сбежать". "Арестанты", наоборот, пытаются "сбежать", поэтому внимательно и незаметно следят за взглядом того, кто стоит за свободным стулом. "Стражник", который не уследил за своим "арестантом", начинает "сманивать" кого-либо из других "арестантов".
После игры ее участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, последовательно называют ассоциации, вызванные словосочетаниями: "грубый человек", "неуверенный человек", "уверенный в себе человек". Комментируя ассоциации, ведущий акцентирует внимание на общепринятом отношении к таким людям: негативном – к грубому человеку, жалости – к неуверенному и уважении – к человеку, который уверен в себе.Затем он "представляет" участникам занятия трех персонажей (это могут быть мягкие игрушки с бейджиками, на которых написано:"Уверенный", "Неуверенный", "Грубый"). От имени этих персонажей ребятам предлагается продемонстрировать поведение в разных ситуациях:
Тебя вызывают к доске, а ты не подготовился к уроку.
Тогда ты учителю и говоришь:…
Ты играешь в увлекательную компьютерную игру, а родители хотят, чтобы ты садился за уроки. Что ты им скажешь?
Приятель не возвратил вовремя твою вещь, которая тебе нужна. Что ты ему скажешь?
Выход из ситуации обсуждается в такой последовательности.
Участник берет в руки игрушку (например, персонаж "Грубый") и после обозначения первой ситуации произносит несколько реплик от лица своего персонажа. Другой участник высказывается от лица "учителя". Затем следующий участник берет в руки другую игрушку и высказывается от лица нового персонажа и т. д. Задача ведущего – своей реакцией подвести участников к пониманию преимуществ уверенного поведения. Завершая обсуждение первой ситуации, необходимо уточнить, как проявляется грубое, неуверенное и уверенное поведение. Аналогичным образом прорабатываются остальные ситуации, только в их разрешении подростки от начала до конца будут участвовать самостоятельно и, скорее всего, воспроизведут алгоритм, заданный ведущим.
Основная часть. По завершении предыдущего упражнения целесообразно обсудить, какая тактика поведения была самой эффективной и почему? (Грубость вызывает ответную агрессию и чаще всего не приносит успеха; неуверенность ставит человека в полную зависимость от других и тоже часто приводит к поражению; уверенность же вызывает у окружающих доверие и уважение и поэтому является наиболее эффективной поведенческой тактикой.)
Затем участники, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, по очереди завершают фразу: "Обычно я чувствую неуверенность, когда…". При этом ведущему следует обратить внимание ребят на наличие в их высказываниях таких выражений, как "нахождение в незнакомой обстановке", "отсутствие поддержки окружающих", "неопределенность перспективы развития событий". Необходимо также обсудить ощущения человека, испытывающего неуверенность, способы, которые используют участники, чтобы успокоиться и обрести уверенность, как могут окружающие помочь неуверенному человеку и т. п.
В форме свободной беседы выясняется, кто чаще всего ведет себя грубо. Участники встречи должны осознать, что грубость обычно прикрывает слабость и неуверенность. Кроме того, она неэффективна, т. к. приводит к такому же результату, что и неуверенность. На проявления грубой силы рано или поздно находится еще большая сила. С грубым человеком стараются не иметь общих дел и т. п.
После этого ученики, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, завершают фразу: "Я чувствую себя уверенно, когда…". Теперь в их высказываниях ведущему следует выделить выражения "знакомая обстановка", "поддержка и понимание окружающих", "наличие информации о возможном развитии событий", "успешный опыт собственных действий в схожих обстоятельствах", "возможность получения помощи" и т. п. Необходимо подвести участников к пониманию, что уверенность приобретается с расширением жизненного опыта и знаний, что уверенными чаще всего бывают те, кто сам готов прийти на помощь другим, оказать поддержку тому, кто в ней нуждается, и т. п.
Заключительная часть. Ведущий еще раз демонстрирует участникам персонажи "Уверенный", "Неуверенный", "Грубый"; предлагает назвать, кто из них самый слабый и кто чаще добивается успеха, а также ответить на вопрос: "Является ли грубость признаком силы?".
Домашнее задание. Обсудить с родителями, является ли грубость признаком силы и почему.
Ведущему на заметку. После упражнения "Стражники и арестанты" учащиеся обычно приходят в некоторое возбуждение. Для их возвращения в "рабочее состояние" рекомендуется выполнить релаксационное упражнение по выбору ведущего.
Тренинг "Я и моя безопасность".
Цели: актуализация темы об опасных жизненных ситуациях; развитие представлений о тактических действиях в опасной ситуации, понимания, что часто они возникают из-за неправильного поведения подростков; формирование убеждения в том, что стремление избежать опасности или минимизировать ее, а также обращение за помощью к окружающим являются проявлением осмотрительности и зрелости.
Задачи: актуализировать личный опыт, связанный с типовыми опасными ситуациями в жизни подростков, обусловленными как внешними обстоятельствами, так и собственным неправильным поведением; развивать у учащихся стремление не попадать в опасные ситуации, не провоцировать и минимизировать опасность, не допускать паники, обращаться за помощью, использовать оптимальную тактику поведения; формировать убеждение в том, что соблюдение принятых правил поведения является гарантией безопасности; осмыслить полученный опыт и отработать алгоритм поведения в опасных ситуациях.
Оборудование: листы писчей бумаги с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи", "Остановись!", "Подумай!", "Действуй!" с инструкциями на оборотной стороне листов.Мячик.
Вводная часть. Участники называют ассоциации, которые возникают у них при слове "опасность". Ведущий констатирует, что большинство людей остерегаются опасностей, и предлагает обсудить, как обычно ведут себя люди при их возникновении (что они испытывают? что такое страх? для чего природа наделила человека способностью испытывать страх? о чем сигнализирует страх?). Следует подчеркнуть, что страх – это предупреждение, сигнал, который может парализовать человеческую волю, а может мобилизовать ресурсы человека (привести примеры или предложить подросткам сделать это самостоятельно). На основании приведенных примеров ведущий обращает внимание на то, что есть опасности, возникающие независимо от человека, и такие, которые явились следствием неправильного поведения самих людей.
Ведущий сообщает, что около половины серьезных травм, получаемых подростками, связано с их собственными ошибками (рисками) или нарушением ими принятых правил поведения в быту, школе и на транспорте. Желающие могут привести примеры. Особо выделяются ситуации, когда подростки ведут себя слишком рискованно, поддаваясь на провокации сверстников.
Основная часть. Ребятам предлагается обсудить три вопроса.
- Можно ли полностью избежать опасных жизненных ситуаций?
-Можно ли свести к минимуму опасности?
-Есть ли правила поведения в опасных ситуациях?
Обобщая высказывания, ведущий просит подумать над тем, что является самым важным для человека, что следует спасать в первую очередь. Участникам предлагается три листа с надписями "Жизнь и здоровье", "Честь и достоинство", "Деньги и вещи". Они должны разложить эти листы в соответствии с очередностью того, что (по их мнению) надо спасать в первую, вторую и третью очередь при возникновении опасности. По завершении этой работы ведущий подчеркивает, что такие ценности, как честь, достоинство, деньги, собственность, имеют смысл только в случае существования человека, т. е. когда он смог сохранить свою жизнь и здоровье.
Таким образом, первое, что необходимо спасать, – это жизнь и здоровье. Обязательно следует отметить, что:
-есть особые исключительные и редкие ситуации, когда люди жертвуют собственной жизнью во имя других людей или ценностей;
-взрослые сильные люди, которые несут большую ответственность, могут жертвовать своей жизнью для спасения детей или более слабых;
-в большинстве ситуаций, связанных с опасностью, дети и подростки должны спасать свою жизнь и здоровье, учитывая, по возможности, безопасность других людей.
В отношении двух других приоритетов – чести или собственности – правильного ответа нет, каждый волен поступать так, как сочтет нужным и как сложится ситуация.
Ведущий предлагает участникам вспомнить, что удалось придумать людям для сведения к минимуму опасностей, подстерегающих их. Обсуждение целесообразно провести в форме "мозгового штурма". Участников следует подвести к выводу о необходимости соблюдения правил поведения и техники безопасности, инструкций по обращению с техническими приспособлениями и т. п.
Следует также обсудить следующие вопросы:
-Где, когда и почему в школе предусмотрены особые правила поведения (уроки труда, физкультуры, физики, химии)?
-Какие бытовые приборы и почему снабжаются особыми инструкциями по применению?
-Почему существуют особые правила дорожного движения и поведения в транспорте? и т. п.
Предлагается привести примеры, когда подросток сталкивается с опасностью, но не может справиться с ней собственными силами. На одном из примеров обсуждается, правильно ли поступает тот, кто обращается за помощью к окружающим. Поступает ли он как человек слабый, малодушный или как зрелый, понимающий границы своих возможностей человек? В высказываниях особо следует подчеркнуть, что стремление получить помощь в опасной ситуации является признаком зрелого поведения.
Участников необходимо подвести к пониманию того, что невозможно заранее предугадать все жизненные опасности, и предложить всем вместе составить алгоритм поведения в опасной ситуации.
Работа проводится в форме "Аукциона идей". Обобщая высказывания, можно предложить алгоритм из трех шагов: "Остановись! Подумай! Действуй!".
В середину круга помещают листы с аналогичными надписями, а затем проводится обсуждение необходимости каждого шага. После каждого обсуждения лист с соответствующей надписью переворачивают и зачитывают приведенную там "инструкцию".
Вот их тексты:
Остановись!
Если ты почувствовал страх, значит, тебе угрожает опасность; не позволяй страху превратиться в панику, постарайся сохранить спокойствие.
Подумай!
Подумай, в чем заключается опасность, прими решение, как ее избежать или уменьшить.
Действуй!
Приняв решение, сразу приступай к его выполнению.
Необходимо обязательно обратить внимание участников, что возможны ситуации, когда все три "шага" надо "пройти" в очень короткое время, например при спасении бегством.
Заключительная часть. Участникам предлагается описать свои действия в соответствии с предложенным алгоритмом в типичных для подростков ситуациях, связанных с опасностью:
-незнакомый человек предлагает тебе пойти с ним куда-либо;
-старшие ребята предлагают спиртное или наркотики;
-приятели нашли во дворе какой-то сверток и зовут тебя посмотреть, что там внутри.
Ситуации подростки могут предложить сами.
Участники, передавая друг другу мяч, отвечают на вопрос, как себя вести, чтобы не попадать в ситуацию опасности (например: соблюдать правила поведения, инструкции по технике безопасности и обращению со сложными приборами). По завершении высказываний всех участников желающие повторяют алгоритм поведения в опасной ситуации ("Остановись! Подумай! Действуй!").
Домашнее задание. Обсудить с родителями алгоритм поведения в опасной ситуации.
Ведущему на заметку.В вводной части количество "разогревающих" упражнений может быть сокращено, если группа многочисленна и ведущий ощущает лимит времени.
Игры большой и малой подвижности
Краски.
Дети выбирают хозяина и двух покупателей, все остальные игроки—краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали цвет, хозяин приглашает одного из покупателей.
Покупатель стучится: «Тук-тук!» — «Кто там?» — «Покупатель».— «Зачем пришел?» — «За краской». — «За какой?» — «За голубой». Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси». Если же покупатель цвет краски угадал, то краску забирает себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они проходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который угадал больше красок. При повторении игры он выступает в роли хозяина, а покупателей играющие выбирают.
Правило. Покупатель не должен повторять дважды один и тот же цвет краски, иначе он уступает свою очередь второму покупателю.
Указания к проведению. Игра проводится с детьми как в помещении, так и на прогулке. Хозяин, если покупатель не отгадал цвет краски, может дать и более сложное задание, например: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке». Если играет много детей, нужно выбрать четырех покупателей и двух хозяев. Покупатели за красками приходят по очереди.
Фанты
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и говорит:
Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
Да и нет не говорите!
После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «Черный, белый, да, нет.»
Ведущий ведет примерно такой разговор:
«Что продается в булочной?» — «Хлеб».— «Какой?» Чуть-чуть не ответил игрок: «Черный и белый», да вовремя вспомнил запрещенные слова и сказал: «Мягкий». — «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий».— «Из какой муки пекут булки?» — «Из пшеничной». И т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.
Правила.
1. На вопросы играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять нельзя
2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.
3. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.
4. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.
Указания к проведению
Игру можно провести на лесной полянке или в тенистом уголке игровой площадки. В игре принимают участие не более 10 человек, все дети имеют по нескольку фантов. Они должны внимательно слушать вопросы водящего и, прежде чем ответить, подумать.
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихи, рассказать короткую смешную историю, вспомнить пословицу и поговорку и т. д. Самой трудной в этой игре является роль ведущего, поэтому вначале эту роль выполняет воспитательница. Фанты могут выкупаться после того, как проиграет 5 человек.
Колечко
На длинный шнур надевают колечко, концы шнура сшивают. Все играющие встают в круг и держат шнур двумя руками сверху. В середине круга стоит водящий, он закрывает глаза и медленно поворачивается 3—4 раза, стоя на одном месте. Играющие быстро передвигают кольцо по шнуру. Затем водящий говорит: «Я иду искать». Последнее слово служит сигналом для детей. Кто-либо из них прячет колечко в руке. Водящий открывает глаза и старается отгадать, у кого спрятано кольцо. Тот, кого он называет, снимает руку со шнура. Если водящий отгадал, то он встает в круг, а игрок, у кого нашли кольцо, идет водить.
Правила.
1. Кольцо передвигать по шнуру только тогда, когда водящий с закрытыми глазами поворачивается вокруг себя.
2. Водящий говорит слова: «Я иду искать» — с закрытыми глазами.
3. Играющий должен снять руки со шнура, как только водящий назовет его по имени.
Указания к проведению. Если желающих играть более 15 человек, то на шнур надевают от 3 до 5 колец и выбирают 2—3 водящих.
Молчанка
Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок. Молчок!
После слова «Молчок!» все должны замолчать. Ведущий старается играющих рассмешить движениями, смешными словами и потешками, шуточным стихотворением. Если кто-то засмеется или скажет одно слово, он отдает ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Правила.
1. Ведущий не должен играющих трогать руками.
2. Фанты для играющих должны быть разными по цвету, форме.
Указания к проведению. Игру можно проводить в разных условиях. Разыгрывать фант можно и сразу, как только кто-то из играющих рассмеется, улыбнется или заговорит. Это снимает напряжение, которое создается у детей в игре.
Веревочка
Берут длинную веревку, концы ее связывают. Участники игры встают в круг и берут веревку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться рук одного из играющих. Но дети внимательны, они опускают веревку и быстро прячут руки. Как только водящий отходит, они сразу же берут веревку. Кого водящий ударит по руке, тот идет водить.
Правила.
1. Играющие должны веревку держать двумя руками.
2. По ходу игры веревка не должна падать на землю.
Телефон
Все дети садятся в ряд: кто сидит первым, тот телефон. Ведущий на ухо быстро ему говорит какое-то слово или короткое предложение. То, что он услышал, передает своему соседу, тот в свою очередь передает это слово следующему игроку и так до последнего играющего.
После этого все говорят, что они слышали. Первый, кто перепутал сказанное, садится в конец, играющие передвигаются ближе к телефону. Каждый ребенок может выполнять роль телефона один раз, после чего садится в конце ряда.
Летит — не летит
Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т. д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего — платит фант.
Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.
Камешек
Дети сидят на скамейке или стульях, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Ведущий с камешком в руках обходит участников игры и делает движение, точно кладет камешек каждому из них в руки. Одному из играющих он действительно незаметно кладет камешек, затем отходит от скамейки и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает его. Теперь он будет ведущим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут этого игрока задержать. В этом случае ведущим остается прежний.
Правила.
1. Камешек нужно стараться положить незаметно, чтобы никто не знал, у кого он.
2. Игрок с камешком не должен выходить раньше слов: «Камешек, ко мне!»
Мережа
Выбирают двух рыбаков, остальные играющие садятся в кружок, сложив кисти рук вместе. Они изображают берег реки, а сложенные на коленях руки — мережи. Один из рыбаков ходит вдоль берега, в руках у него маленькая рыбка. Он опускает свои руки с рыбкой в мережи и незаметно кладет ее кому-то из играющих. Второй рыбак должен угадать, у кого рыбка. Если он не угадал сразу, то ему разрешается назвать имена, еще 2—3 детей. Первый рыбак садится на место, второе опускает рыбку в мережу, а тот, у кого нашли рыбку, идет угадывать.
Море волнуется
По числу играющих ставятся стулья в два ряда так, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Все участники игры садятся на стулья. Водящий говорит: «Море волнуется». Играющие встают и бегают вокруг стульев. «Море утихло»,— говорит водящий, и дети занимают свободные места. Кто-то останется без места, так как один стул занимает водящий. Тот, кто прозевал, идет водить.
Правила.
1. Играющим не разрешается бегать близко около стульев.
2. Занимать свободное место можно только после слов: «Море утихло».
Соломинки
Соломинки рассыпают на столе, участники игры по очереди выбирают их, но так, чтобы рядом лежащие не сдвинулись с места. Если ребенок, неосторожно выбирая соломинку, пошевелил соседнюю, он выходит из игры. Кто из играющих взял больше соломинок, тот и побеждает.
Правила. 1. Соломинки по столу рассыпают или бросают с небольшой высоты.
2. Брать их можно рукой или длинной соломинкой на конце с крючком.
Указания к проведению. Соломинки делают одинаковой толщины и длины (10—15 см). На каждого играющего должно быть до 10 соломинок.
Дятел
Дети собираются на площадке, выбирают водящего — дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зернышко пшеницы.
Дятел отвечает: «Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму».
С этими словами юн быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.
Солнце и месяц
Все дети собираются на площадке, выбирают двух ведущих. Те отходят в сторону и тихо, чтобы никто не услышал, сговариваются, кто из них будет месяц, а кто солнце.
Участники игры встают друг за другом, кладут руку на плечо впереди стоящего или берут его за пояс. Солнце и месяц подходят к играющим, берутся за руки и высоко их поднимают, получаются ворота. Играющие поют песенку:
Шла, шла тетеря,
Шла, шла рябая,
Шла она лугом,
Вела детей кругом:
Старшего, меньшого,
Среднего, большого.
С этой песенкой они проходят через ворота. Солнце и месяц останавливают последнего и тихо спрашивают: «К кому хочешь — к солнцу или к месяцу?» Играющий так же тихо отвечает, к кому он пойдет, и встает рядом или с солнцем, Или с месяцем. Игра продолжается. В конце игры нужно пересчитать, к кому перешло больше игроков.
Игры большой активности.
Игра «Третий лишний»
Играющие становятся по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает.
Игра «У медведя на бору»
Число играющих может быть от 5 до 30 человек. В одном углу площадки обозначается «берлога», где находится выбранный из числа играющих «медведь». Остальные играющие – дети. Они располагаются на противоположной стороне, в «доме». Место между «берлогой » и «домом» - «бор».
Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «берлоге». Имитируя сбор «ягод» и «грибов», они напевают:
У медведя на бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
На меня глядит!
С последними словами ребята бросают в «медведя» травку и бегут от него врассыпную или стараются спрятаться «дома», а «медведь» стремится поймать их (запятнать, то есть дотронуться рукой).
Пойманный делается «медведем»; если «медведю» не удалось никого поймать, он возвращается в «берлогу», а игроки снова начинают собирать в «бору» «грибы» и «ягоды».
Правила.
Игра «Гуси-лебеди»
Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала) обозначают «дом», с другой – «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка», остальные – «гуси-лебеди». Они располагаются в «доме».
«Волк» становится в середине площадки, а «пастух» около «»гусей и «лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди – гулять! Пока волка не видать!»
Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев – «летят». После слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».
Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2 – 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» - тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей».
Правила.
Игра «Два мороза»
Число участников различно: от 10 до 40 человек. На противоположных сторонах площадки (зала) отмечаются два «дома». Из играющих выбирают два водящих – два «мороза»: «мороз – красный нос» и «мороз – синий нос».
Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:
Мы – два брата молодые,
Два мороза удалые!
Далее один говорит: «Я – мороз красный нос!». Другой: «Я – мороз синий нос!» Потом вместе «Кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?» Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
После этого играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих и «замораживают». Пойманные замирают на тех местах, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те ответив, перебегают в другой «дом», напротив. По дороге они выручают «замороженных». Игра повторяется несколько раз. Затем выбирают новых «морозов» из непойманных игроков. В конце игры отмечается тот «мороз», который больше «заморозил» ребят.
Правила.
«Вызов номеров»
Количество игроков – 10 – 20 человек. Играют две команды, которые выстраиваются в колонну по одному у стартовой линии. В 15 метров от неё против каждой команды обозначается место поворота. Капитаны распределяют игроков по номерам. Ведущий называет номера. Игроки, услышав свой номер, бегут к точке поворота, обегают его и возвращаются на место. Прибежавший первым получает очко, вторым – два очка. Победившая команда определяется в конце игры по количеству набранных очков.
«Жмурки»
Ведущий назначает ведущего – жмурку. Он встаёт на середину команды (площадки), ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Затем все дети разбегаются по команде, а жмурка старается кого– нибудь поймать . При виде какой – либо опасности играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».Если игра проходит на открытом воздухе, то выбирают равную площадку и очерчивают границы, за которые играющие выходить не имеют права. Поймав кого – нибудь, жмурка передаёт свою роль пойманному. Играющий, переступивший условленную черту, считается сгоревшим и обязан заменить жмурку.
«Ноги от пола»
Дети строятся по кругу. В центре круга встаёт ловишка, назначенный педагогом. По сигналу «Беги!» дети разбегаются по комнате. Ловушка бегает за играющими, стараясь запятнать кого–нибудь. Нельзя пятнать того, кто, убегая, встанет на гимнастическую скамейку или, приподняв ноги, сядет на пол т.е. тех, у кого ноги не на полу. Тот, кого ловишка коснулся рукой, становится ловишкой. Он должен остановиться, поднять руку и сказать: «Я ловишка! » Новому ловишке не разрешается сразу же касаться рукой прежнего. Если ловишка долго не может никого запятнать, то педагог говорит:
« Раз, два, три – в круг скорей беги!»
Дети строятся в круг, здесь назначается новый ловишка и игра возобновляется.
«Западня»
Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, внешний- в другую. По сигналу ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно подаётся вторая команда, руки отпускаются, и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в западню. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге останется мало играющих, из них образуется внутренний круг. Игра повторяется.
«Пятнашки мячом»
Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре- водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Игровой кон продолжается 6-8 мин, после чего необходимо детям дать небольшой перерыв.
«Круговая лапта»
Количество игроков- 6-15 человек. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10-12 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находиться на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры. Игра повторяется 3-4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.
«Змейка»
Количество игроков 6-7 человек.5-6 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну – змейку. Водящий становится перед змейкой и старается запятнать последнего. Стоящий в змейке первым – капитан - преграждает путь водящему: широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. Змейка следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок- водящим. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами для отдыха.
«Лохматый пёс»
В игре принимают участие 8-2 игроков. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:
Вот сидит лохматый пёс
В лапки свой уткнувши нос
Тихо, мирно он сидит,
Может, дремлет, может, спит.
Подойдём к нему, разбудим и посмотрим - что же будет?
Дети тихо подходят к псу, и хлопают в ладоши. «Пёс» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим – псом.
«Нептун и рыбки»
Стулья устанавливаются по кругу спинками внутрь. Один из играющих выполняет роль Нептуна, который ведёт за собой «рыб», точно повторяющих за ним различные движения. Например, на море «появляются волны», «надвигается буря» и т.д. И вдруг раздаются слова: «вода зеркально – гладка». При этих словах дети бегут к стульям, стараясь занять место. Одному из игроков, стул не достанется, и тогда он становится ведущим Нептуном.
«Услышь своё имя»
Количество игроков 5 – 15 человек. Играющие стоят в кругу спиной друг другу. У одного из игроков мяч, он бросает мяч назад – вверх и называет чьё – либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.
«Птицы»
Дети по считалке выбирают «хозяйку» и «ястреба», остальные – птицы .Хозяйка тайком от ястреба даёт название каждой птице: « Ты – кукушка, ты – ласточка….» Прилетает ястреб. Хозяйка спрашивает:
--зачем пришёл?
-за птицей.
-за какой?
Ястреб называет, например, кукушку. Если названной ястребом птицы нет, хозяйка прогоняет ястреба. Игра продолжается , пока ястреб не поймает всех птиц.
«Догони свою пару»
Игроки встают парами на одной из сторон игровой площадки: один впереди, другой - сзади (отступя 2 -3 шага). По сигналу ведущего первые быстро перебегают на другую сторону площадки, вторые их ловят (каждый свою пару . При повторении игры дети меняются ролями.
«Найди себе пару»
Игроки встают в пары, взявшись за руки, и идут по площадке. По сигналу ведущего они разбегаются по всей площадке. По второму сигналу они должны найти своего товарища. Проигрывает пара, которая больше всех искала друг друга.
«Встань правильно»
Заранее следует познакомить играющих с сигналами, исходным положением, формой строя и местом, где необходимо находиться. По первому сигналу педагога игроки команд разбегаются в разные стороны, по второму - все должны построиться в указанном месте.
Варианты построения:
а) Взявшись за руки в командах, ранее составленных педагогом, в шеренгах.
б) В общем круге или отдельных кругах.
в) В отдельных колониях в виде квадрата.
Побеждает команда, сумевшая первой правильно занять своё место.
«Хитрая лиса»
На одной стороне площадки проводится линия – «Дом лисы». Играющие располагаются по кругу на расстоянии одного шага друг от друга.
Педагог предлагает играющим закрыть глаза и, обходя круг за спинами детей, дотрагивается до одного из играющих, который и становится «Хитрой лисой». Затем детям предлагается открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса, не выдаст ли она себя чем нибудь? Играющие 3 раза спрашивают хором:
«Хитрая лиса где ты?».При этом все играющие смотрят на друг друга. Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят:
«Хитрая лиса, где ты?», хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку и говорит: «Я здесь». Все играющие разбегаются по площадке, а хитрая лиса их ловит. После того как лиса поймает 2-3 человек, учитель говорит: «В круг!».
«Кот идёт»
Среди играющих выбирается «кот». Он в углу зала в своём «доме». Остальные игроки – «мыши», они размещаются по залу в «норах».
Руководитель выходит на середину зала и говорит:
Мышки, мышки, выходите,
Поиграйте, попляшите,
Выходите поскорей,
Спит усталый кот – злодей.
Мышки выбегают на середину площадки и начинают приплясывать со словами:
Тра – та – та, тра – та – та,
Не боимся мы кота.
По сигналу руководителя «Кот идёт!» все мыши застывают. Если кто – нибудь из мышек шелохнулся, кот забирает её к себе в дом. Кот ловит мышек до тех пор пока руководитель не скажет «Кот ушёл». Пойманные мышки не принимают участия в игре до смены нового кота.
«Красная Шапочка»
У водящего – «волка» - картонная полу маска, а у убегающего красный полу колпачок . Кто наденет его, тот становится «Красной Шапочкой». Этого игрока и должен ловить волк. Но кранный колпачок можно передать другому игроку. Тогда волк должен уже догонять новую красную шапочку. Когда волк поймает её, он передаёт ей свою маску и идёт играть.
«Космонавты»
Дети берутся за руки, идут по кругу и хором повторяют:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим -
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
С последним словом все разбегаются и стараются занять места (обруч, кружок) в из ракет. В каждую из ракет могут сесть только два космонавта. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие свои места объявляют свои маршруты (например, Земля – Луна – Земля, Земля – Марс – Земля и др.). Эти названия можно заранее написать на борту ракет сокращённо: З.Л.З., З.М.З. и т.д. Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется. Выигрывают те, кому удалось при проектном повторении совершить больше полётов. Преждевременно бежать к ракетам и сталкивать товарищей с занятых мест в ракетах запрещается.
Приложение 5.
Правила поведения обучающихся.
Тезисы.
В наши дни все большее место в системе безопасности жизнедеятельности занимает детский травматизм. Ежегодно в школах нашей страны и за её пределами происходит большое количество травм полученных учащимися по тем или иным причинам. Наша школа не стала исключением. Количество травм школьников не уменьшается, а увеличивается с каждым годом. Объяснение данному факту можно искать и как со стороны иногда халатного поведения взрослых и как со стороны современных тенденций детского развития.
Причины травматизма и виды травм школьников очень заинтересовали нас. В данной работе мы провели анализ основных видов травм и причин травматизма учащихся в школе и за пределами школы, а так же даем рекомендации по профилактике детского травматизма, следуя пословице «Предупрежден – значит вооружен».
Цель нашей работы – установить основные виды, причины и способы профилактики школьного травматизма. Гипотеза - мы предполагаем, что причинами травматизма школьников являются одни и те же факторы окружающей среды. Так ли это?
Объект исследования – учащиеся 1-8 классов МБОУ СОШ № 5 г. Татарска. Характеристика исследования - исследование проводилось в МБОУ СОШ № 5 г. Татарска. Проведен анализ школьной документации: пакет нормативных документов, регламентирующих организацию безопасных условий учебно-воспитательного процесса; «Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися».
Методы исследования – анализ различных источников информации, наблюдение, анкетирование, беседы, анализ полученных данных.
В данной работе проводится анализ видов и причин травматизма школьников как в целом в мире, так и учащихся МБОУ СОШ № 5 г. Татарска, мероприятий, проводимых в школе по профилактике травматизма, а так же рекомендации по снижению травмоопасных ситуаций и травм учащихся.
Результаты исследования. В нашей школе основные травмы учащиеся получают: 1). На переменах при неосторожном поведении сверстников и самих пострадавших. 2). Во время уроков физической культуры. 3). На улице во внеурочное время. 4). На тренировках.
Школой проводятся все необходимые мероприятия по предупреждению травматизма учащихся. С целью предупреждения детского травматизма необходимо проводить профилактические мероприятия, предупреждающие учащихся об опасности необдуманных поступков.
Рекомендации по профилактике травматизма. Организована работа педагогического коллектива и совета старшеклассников в данном направлении, главными задачами которой является: -применять технологии и современные формы, методы обучения и воспитания обучающихся, направленные на
предупреждение несчастных случаев с детьми в школе, на улицах, дорогах и во дворах; -вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам
безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях; -усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения
безопасности поведения на уроке, перемене, во вопросы безопасности дорожного движения детей; -повысить качество знаний и навыков детей по Правилам дорожного
движения, предотвращения травмоопасных ситуаций; -совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДД, ОБЖ; активизировать деятельность школьного пресс – центра в освещении вопросов пропаганды безопасного поведения ,ПДД.
Слайд 1
Исследовательская работа «Травматизм школьников» Авторы: Данькова Анастасия Гулова Юлия,11 класс. г. Татарск Новосибирской области. Руководитель: Никитенко Ольга Дмитриевна учитель биологии и химии высшей квалификационной категории.Слайд 2
Цель работы: установить основные виды, причины и способы профилактики школьного травматизма.
Слайд 3
Задачи: 1). Изучить виды и причины травматизма школьников из различных источников информации. 2). Выяснить виды травм, полученных учащимися МБОУ СОШ № 5 и основные причины их возникновения. 3). Научить школьников мерам предупреждения травматизма, провести тренинг «Я и моя безопасность». 4). Выработать рекомендации по профилактике травматизма.
Слайд 4
Гипотеза: Мы предполагаем, что причинами травматизма школьников являются одни и те же факторы окружающей среды. Так ли это?
Слайд 5
Детский травматизм- Повреждения, повторяющиеся среди детей различных возрастных групп в аналогичных условиях
Слайд 6
Объект исследования- учащиеся 1-8 классов МБОУ СОШ № 5 г. Татарска.
Слайд 7
Характеристика исследования Исследование проводилось в МБОУ СОШ № 5 г. Татарска. Проведен анализ школьной документации: -пакет нормативных документов, регламентирующих организацию безопасных условий учебно-воспитательного процесса; -«Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися».
Слайд 8
Методы исследования Анализ различных источников информации Наблюдение Анкетирование Беседы Анализ полученных данных
Слайд 9
Виды детского травматизма: родовой бытовой уличный школьный cпортивный прочий
Слайд 10
Риск возникновения травм у детей обусловлен: 1). Их недисциплинированностью (бегают во время перемены). 2). Неумением распознавать травмоопасную ситуацию (прыгают с высоты); 3). Необученностью необходимым навыкам поведения (совершают движения, которые не умеют выполнять); 4). Недооценкой степени опасности внезапно возникшей ситуации; 5). Физической слабостью; 6). Определенными особенностями развития.
Слайд 11
Травматизм школьников
Слайд 12
Причины травмирования. 1). Поведение самого ребенка, получившего травму. 2). Действия окружающих сверстников. 3). Действия взрослых, находившихся в окружении пострадавшего ребенка.
Слайд 13
МБОУ СОШ № 5
Слайд 14
Пакет нормативных документов, регламентирующих организацию безопасных условий учебно-воспитательного процесса. - Положение об организации работы по охране труда; - Положение о расследовании и учете несчастных случаев, происшедших во время учебно-воспитательного процесса - Должностные инструкции педагогов и администрации; - Положение об организации дежурства, дежурных: администраторе, классном руководителе, учителе, учащемся; - Инструктажи, журналы инструктажей, акты и другие документы.
Слайд 15
Профилактическая работа в школе.
Слайд 16
Профилактическая работа в школе
Слайд 17
Профилактическая работа в школе
Слайд 18
Профилактическая работа в кабинетах
Слайд 21
Рекомендации по профилактике травматизма 1). Применять технологии и современные формы, методы обучения и воспитания обучающихся, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми в школе, на улицах, дорогах и во дворах. 2). Вовлекать родителей в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения и предупреждения травматизма в учебном процессе и в домашних условиях. 3). Усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения безопасности поведения на уроке, перемене, во вопросы безопасности дорожного движения детей.
Слайд 22
Рекомендации по профилактике травматизма 4). Повысить качество знаний и навыков детей по Правилам дорожного движения, предотвращения травмоопасных ситуаций. 5). Совершенствовать систему мониторинга знаний учащихся по ПДД, ОБЖ. 6). Активизировать деятельность школьного пресс – центра в освещении вопросов пропаганды безопасного поведения ,ПДД.
Слайд 27
Травмы учащихся МБОУ СОШ № 5
Слайд 28
Источники информации. Шаблон презентации http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/page/2/ Баиров Г.А. Детская травматология. – СПб, 2000. Цыбулькин Э.К. Несчастные случаи у детей. – Москва, 1999. Материалы Интернет. Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися МБОУ СОШ № 5 г. Татарска. Алексеева Т.А. Основы безопасности жизнедеятельности. – Москва, 2000. Цвилюк Г. Школа безопасности, или как вести себя в экстремальных ситуациях. Москва, НПО “Образование” 1997 г. Техника безопасности и профилактика травматизма в школе. Книга 1. Серия: Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования. Издательство: ИФ `Образование в документах, 2003 г. Меры безопасности на уроках физической культуры (все для учителя физической культуры): учебно-методическое пособие. Волгоград, 2003 г. Усоскина Р. Я. Организация борьбы с травматизмом у детей. Л., 1969.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Невидимое письмо