Цель данной работы - теоретически определить и экспериментально доказать факт негативного влияния злоупотребления компьютерными играми на личность играющего.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_kompyuternykh_igr_na_lichnost_igrayushchego.doc | 203.5 КБ |
МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону
Донская академия наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова
Наименование секции:
Валеология и физиология человека и животных
Исследовательская работа:
Тема: «Влияние компьютерных игр на личность играющего»
Автор работы:
Сергеева Марина Андреевна, 9 класса
МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ ООШ
Руководитель:
Сергеева Лилия Александровна,
учитель информатики
г. Ростов-на-Дону
2012 г.
Содержание
Введение стр.3
1. Зависимость от компьютерных игр стр.5
1.1 История развития игровой зависимости стр.5
1.2 Игромания: заболевание или диагноз? стр.7
1.3 Структура и стадии формирования психологической
зависимости от компьютерных игр стр.9
1.4 Причины депрессивных отклонений стр.11
1.5 Практические выводы психологов стр.13
1.6 Исследование стр.17
Заключение стр.21
Используемая литература стр.22
Приложение стр.23
Введение
Вхождение современных информационных технологий в обиход среднестатистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо своих прямых функций компьютерные игры прямо или косвенно могут влиять на человека. Этому посвящены работы многих ученых, психологов и педиатров, которые склоняются к единому мнению, что неумеренное использование компьютерных игр наносит вред не только физическому здоровью, но и психологическому. Игровая зависимость - это проблема, которую пытаются решить не только психиатры и психологи, но и работники правоохранительных органов и юристы, представители СМИ, Церковь и теперь уже сам Президент, который подписал Закон о государственном регулировании игорного бизнеса. [Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации]
Влияние компьютерных игр на нормальное развитие личности - одна из наиболее популярных и противоречивых областей психологических исследований за последние годы. Так, исследование, проведенное московскими студентами показывает, что компьютерные игры являются одним из фактором, влияющих на агрессивность подростков. Специалисты из университета Индианы (Indiana University), США, утверждают, что жестокие видеоигры могут нанести вред физиологии мозга и негативно повлиять на его работу. Активизируя области, связанные с эмоциональными реакциями, они в то же время ограничивают деятельность его участков, отвечающих за самоконтроль. В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими более известными. Нельзя сказать, что они одинаково опасны, однако у них есть общие механизмы возникновения. Любая зависимость является результатом психологических проблем, которые и приводят к ее развитию. Игромания может проявиться как болезнь в чистом виде и, что случается гораздо чаще, как один из симптомов другой психической болезни: депрессии, маниакальных состояний, даже шизофрении.
Цель данной работы - теоретически определить и экспериментально доказать факт негативного влияния злоупотребления компьютерными играми на личность играющего. В силу специфики этой работы, я хотела бы отметить лишь отрицательные моменты в увлечении человека компьютерными играми. Но это не говорит о том, что компьютерные игры только негативно влияют на человека. Положительные аспекты игровой компьютерной деятельности в данной работе не рассматриваются. Исходя из цели, мною были определены следующие задачи:
1. Выяснить влияние современных компьютерных игр на психическое здоровье играющих.
2. Провести социологический опрос.
3. Выявить причины игровой зависимости.
В данной работе я рассматриваю:
1. Причины и стадии игровой зависимости. Провожу обзор СМИ.
2. Влияние современных компьютерных игр на психическое здоровье.
3. Психологическое определение игры. Классификация компьютерных игр.
4. Провожу социологический опрос среди учащихся нашей школы, их родителей, членов одной из семьи хутора.
5. Беру интервью у Яценко Сергея Михайловича (иерея Октябрьского района ст.Каменоломни Ростовской области); Матвеевой Натальи Ивановны – фельдшера х.Красное Знамя; Депутата собрания депутатов Позднеевского сельского поселения по одномандатному избирательному округу №3 - Кочергина Василия Васильевича.
6. Выясняю мнение общественности через Интернет.
7. Выявляю среди учащихся нашей школы компьютерную зависимость.
Социологический опрос проводился анонимно.
С развитием компьютерных технологий и расширением рынка игрового программного обеспечения растет число людей, увлекающихся компьютерными играми. Об этом можно судить по нескольким объективно наблюдаемым факторам: активное развитие игрового компьютерного бизнеса, расширение рынка игрового программного обеспечения, увеличение игровых компьютерных журналов и газет, рост количества игровых веб-серверов в сети Интернет.
Влиянию новых технологий в большей степени подвергаются дети. По результатам анкетного опроса, проведенного психологами, 80% учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ увлекаются компьютерными играми, причем многие увлекаются достаточно серьезно: дети в возрасте 10-12 лет имеют "игровой опыт" 4-6 лет. Среди опрошенных не было выявлено детей с подозрениями в зависимости - в этом возрасте игра на компьютере носит характер увлечения. Психологическая зависимость от компьютерных игр, возможно, не так опасна в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания. Однако очевидно, что игровая компьютерная аддикция негативно влияет на личность человека. Некоторые психологические аспекты такого влияния изложены в данной работе. Исследования показывают, что большинство людей, увлекающихся компьютерными играми, "излишне раздражительны", "вспыльчивы", эмоционально неустойчивы. Все это - свидетельство если не нарушений, то отклонений в эмоциональной сфере личности, выражающихся в изменении психического состояния людей: снижении настроения, активности, ухудшении самочувствия, дисфории.
I. Зависимость от компьютерных игр
1.1.История развития игровой зависимости.
По статистическим данным, игромания захватила в свои сети до 40 тысяч жителей Санкт-Петербурга. В США 80 % американцев одобряют те или иные азартные игры, а 61 % населения обнаруживает какой-либо вид азартного поведения. 51,2 миллиона жителей США посещают казино, 15,4 миллиона страдают патологической зависимостью от азартных игр, а 3 миллиона игроков обращаются за помощью к психотерапевтам. Установлено, что в США заядлые игроки ежегодно проигрывают свыше 20 миллиардов долларов. В маленькой Швеции насчитывается более 10 миллионов заядлых игроков, жизнь которых полностью подчинена болезненной страсти и имя её - игромания. Курс лечения с диагнозом "игромания" в шведской клинике обходится в 200 тысяч долларов и успешен только в половине случаев. Распространенной формой взаимопомощи являются группы "Анонимных Игроков", организованные по принципу "Анонимных Алкоголиков".
Американской психиатрической ассоциацией, игромания внесена в список психических заболеваний, наравне с алкоголизмом и наркоманией. На Западе, игромания называется «зависимостью без наркотика». Сбивает с толку то, что когда наркология ставит диагноз "алкоголизм" или "наркомания", опираясь на биологические механизмы человеческого организма, то игромания не вписывается в эти понятия. Медики не знают, где скрыты рецепторы, которые формируют зависимость от игры – такой азартной и всепоглощающей, как игромания.
Но является ли игромания страстью только нашего века?
Считается, что первой азартной игрой были кости, и появились они в Древнем Египте. Это были кости в прямом смысле. Взрослые и маленькие представители античного мира, Римской империи предавались этому увлечению.
Во что-то похожее на современные карты, играли в средневековом Китае. В Россию игральные карты пришли из Европы, контрабандой, нелегально. С 1649 года злостных игроков, которых поразила игромания, относили к числу закоренелых преступников и поступали с ними, как с ворами: били кнутом, отрубали пальцы, руки, клеймили. Слова "игромания" тогда не было и в помине. Так продолжалось до начала правления Петра I, при котором, не желая ронять лицо перед Европой, где наказывались только шулера, карты практически легализовали. За азартные игры было наказание в виде штрафа. Петр разрешал играть в армии и на флоте, но проигрывать больше рубля – запрещалось.
Императрица Елизавета разделила все игры на дозволенные и запрещенные. Первое игорное заведение было открыто много позже, только при Екатерине II.
1782 год. Устройство игорных домов в России запрещается, азартные русские игроки в массовом порядке отправляются в германские курортные города, где власти особыми указами игорный бизнес разрешают, т.к. игромания пополняет казну немецких княжеств.
Традиционное отношение Русской Церкви к азартным играм всегда было отрицательным, игромания считалась пагубным грехом. Вообще, практически все религиозные системы признают только атлетические, спортивные игры, но запрещают азартные. Отвращение религиозных культур вызывает именно то, что притягивает игроманов – азарт, экстаз. А точнее – уверенность в том, что этот экстаз имеет нечистую, дьявольскую природу. Почву для азарта игроман черпает в надежде на удачу, поскольку в играх все зависит от случайности.
До революции игорные заведения открывались только с разрешения генерал-губернаторов, но и тогда существовал весьма обширный перечень запрещенных игр. Советская власть любые азартные игры строго запрещала, а само слово «азарт» даже было исключено из советского энциклопедического словаря. Но тотализатор на скачках сохранился, впрочем, высокие ставки делать все равно не разрешалось. Игромания держалась в узде.
В наши дни первое казино в России было открыто в Москве по специальному распоряжению Правительства СССР в 1989 году. Конечно, о распространении игорных заведений не могло быть и речи. Подразумевалось, что играть в нем будут очень и очень богатые люди. В 1993 году появился первый игровой автомат для не таких богатых, и совсем не богатых. А вот бум игрового бизнеса произошел в 2002-ом, когда была принята упрощенная процедура получения лицензий на игровую деятельность. За первый же год Госкомстат выдал 5000 документов этого типа. Нашествие «одноруких бандитов» началось. Сегодня в каждом городке малой провинции есть 3-4 салона с игровыми автоматами, в областных городах встречаются казино, игровые клубы и игорные заведения самых разных видов.
В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы жизни, что жизнь, пожалуй, уже тяжело будет представить без этой умной машины. С появлением компьютеров почти одновременно появились и компьютерные игры, которые нашли множество поклонников среди пользователей. Игры развивались и улучшались, привлекая все больше людей. Современные игры предлагают красиво нарисованный трехмерный мир, который, заигравшись, можно принять за настоящий по причине высокого качества изображения и звуковых эффектов.
Многие компьютерные игры, выходящие на рынок, действительно хорошо оформлены графически, но за красивой картинкой, как правило, скрывается чаще всего пропаганда насилия. Бледные, нервные и изолированные, компьютерные «маньяки» перестают быть хозяевами своей жизни. Конечно, не все люди одинокого страдают этой зависимостью от игр, но бывает и так, что человек теряет над собой контроль, как это было например с 17-летним парнем, который за два года провел перед монитором 300 дней, играя в World of Warcraft.
Среди игроманов есть те, которые относятся к своему увлечению спокойно и понимают, что игра – это не жизнь. Однако встречаются те, кто уходит в игру от реальности. Здесь начинаются серьезные проблемы. Игра заменяет таким людям реальный мир. Их круг общения узок, другая деятельность направлена на удовлетворение элементарных потребностей, а все остальное подчинено игре.
Развитие игровых технологий приводит к росту количества любителей играть – геймеров. Среди геймеров встречаются разные люди – сторожа, руководители крупных компаний, домохозяйки, журналисты или художники и, конечно, программисты, дизайнеры и системные администраторы.
1.2.Игромания: заболевание или диагноз?
Игры - это своего рода модели различных жизненных ситуаций и психофизиологический тренинг участников. Играя, дети развиваются эмоционально, интеллектуально или физически. Игра — это свобода творчества, мысли, игра — это радость и позитив. Играли и играют не только люди, но и другие высокоразвитые существа.
Так было всегда. К сожалению, в 20 веке человечество столкнулось с очередной проблемой массового характера — с игроманией. В сравнении с алкоголизмом или наркозависимостью игромания кажется в несколько раз безобиднее, но лишь на взгляд несведущего человека.
Игромания — психическое расстройство, в основе которого лежит болезненное влечение к азартным играм. Все мы отчасти люди азартные, только у каждого азарт проявляется по-своему. Человек, ведущий здоровый образ жизни, азартно с тяжелым рюкзаком лезет в гору, дачник азартно засеивает свои шесть соток, кто-то азартно смотрит футбол, кто-то азартно читает книги, а некоторые азартно играют в азартные игры, попадают в зависимость от азарта под названием «игромания».
Игромания всегда становится настоящей проблемой, будь то подросток, не отходящий от компьютера или игровых автоматов и «просаживающий» на игру все карманные деньги или «крутой» мужик, пропадающий в казино и оставляющий там суммы, которые любому нормальному человеку носить с собой даже страшно.
Человека не оторвать от игры, он становится очень замкнутым, у него сужается круг общения и интересов, начинаются психические расстройства.
Причем, если сначала игрок испытывает подъем сил и у него возникает обманчивое ощущение, что ему по силам обыграть любого противника, то затем, это состояние переходит в упадок сил и нередко в депрессию.
Что касается непосредственно компьютерных игроков, то в большинстве случаев болезнь возникает у тех, кто предрасположен к психическим заболеваниям, и у людей с аномалией развития личности, то есть когда человек имеет врожденные качества, не характерные для большинства людей. Например, он излишне застенчив или излишне вспыльчив.
Распознать игромана не так просто. Это может быть успешный, целеустремленный человек, многого добившийся в жизни. Руководители, привыкшие распоряжаться в повседневной жизни, испытывают истинное удовольствие от игры, где есть четкие правила, нарушать которые запрещено. Но так как игра — это виртуальность, то человек расслабляется и подчиняется этим правилам. Процесс игры увлекает и затягивает как ребенка, так и взрослого. Срабатывают одни и те же, независимые от возраста человеческие процессы. Выигрыш вселяет уверенность в своих способностях и сразу начинает казаться, что удача вполне досягаема. Проигрыш вселяет чувство досады и злости. Игрокам хочется во, чтобы то ни стало отыграться, причем, не откладывая это на потом. Здесь и сейчас!
Игромании в большой степени подвержены азартные люди, а также те, кто не умеет проигрывать.
Психиатры отмечают, что втянуться в игру можно за очень короткий срок — всего 2-3 недели. Но вырваться из виртуального пространства получается не так быстро, да и удается это единицам. Игромания — не придуманная психиатрами и журналистами болезнь, а серьезное психическое заболевание. Согласно международной классификации болезней основной признак её — это регулярно повторяющееся участие в азартной игре. При этом человек продолжает играть, несмотря на социальные последствия (обнищание, разрушение дружеских и семейных взаимоотношений, деградация личности и др.).
Зачастую игрок считает, что способен в любой момент прекратить ходить в казино или залы игровых автоматов. Но на самом деле тяга к игре становится настолько непреодолимой, что некоторым приходится идти на преступление, чтобы достать деньги для игры. Последствия игромании могут быть и вовсе печальными: не выдерживая своего морального и финансового падения, люди кончают жизнь самоубийством.
Средний возраст начинающих игроманов - 12-16 лет.
Чаще всего заболевают игроманией те, кто предпочитает «стрелялки» и «бродилки».
Говоря об игромании, рассмотрим еще одну форму бесконтрольного поведения в современных условиях - компьютерной зависимости. Она проявляется в следующих формах:
1.Чрезмерная увлеченность поиском информации.Из-за неограниченного доступа к информации, особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром, в этом случае на лица «бродиломания», имеющая те же корни, что и игромания.
2.Видео игромания. Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Побочными эффектами видео игромании является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей).
3.Поглащенность общением он-лайн с друзьями по сети. Сеть дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в on-line. Эта форма зависимости опасна также, как и игромания, так как она приводит к пренебрежению реальной жизнью.
Игроман в большинстве случаев придумывает о себе легенду, а потом настолько сживается с ней, что нередко сам начинает верить в то, что он - другой человек. В результате развивается раздвоение личности. Это не является собственно причиной заболевания, но может спровоцировать дальнейшее развитие уже существующей психической болезни.
1.3 Структура и стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр.
Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. Одна из видимых проблем связана с тем, что любители поиграть проводят за компьютером слишком много времени, а это, как известно, чревато возникновением проблем со здоровьем, которые напрямую не связаны с компьютерными играми, однако являются их следствием. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки.
Игра требует пристального внимания. Играя, человек практически не отрываясь смотрит на экран, что вызывает синдром сухих глаз.
Длительные игры также влияют на сон и психику: если долго играть, а потом лечь спать, то такой резкий переход чреват проблемами со сном – закрыв глаза, игрок будет видеть картины игры, которые мешают заснуть. Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с повторяющейся картинкой – «Тетрис», «Сапер» или Lines. Подсознательная работа мозга не только затрудняет попытку заснуть, но и делает сон некачественным. Игра снится, причем не в лучших проявлениях. Подобные сны еще больше утомляют: человек может спать достаточное количество времени, однако такой сон нельзя назвать полноценным отдыхом.
В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими более известными. Нельзя сказать, что они одинаково опасны, однако у них есть общие механизмы возникновения. Любая зависимость является результатом психологических проблем, которые и приводят к ее развитию. Вид зависимости – алкоголь, наркотики или игромания – это дело случая, результат проявления среды, в которой живет человек. По этой причине, если игровая зависимость проявилась, нужно не прятать диски, а обратиться к психологу.
Игровая зависимость – величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как, например, растет зависимость от наркотических веществ, хотя у многих игроков увлеченность компьютерными играми со временем проходит.
У опытных игроков, которые начали увлекаться играми в подростковом возрасте, со временем происходит переоценка ценностей и игра уже не заменяет им мир. Правда, так происходит в лучшем случае, в худшем игровая зависимость приобретает угрожающие масштабы.
Можно выделить четыре стадии развития игровой зависимости, каждая из которых имеет свою специфику.
Стадия легкой увлеченности возникает после того, как человек несколько раз поиграл в компьютерную игру и увидел красоту графики, оценил реальность звуковых эффектов, а также возможности имитации реальной жизни. Компьютер позволяет человеку с приближением к реальности осуществить мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, ощущая при этом положительные эмоции, и хочет это повторить. Однако такое стремление к игровой деятельности носит скорее ситуационный, чем систематический характер.
Фактором, свидетельствующим о переходе человека на следующую стадию – стадию увлеченности, является появление потребности играть. Проведение времени за игрой носит систематический характер.
Стадия зависимости характеризуется не только значимостью игры, которая становится такой же важной, как, например, сон или еда. Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. В первом случае игрок общается с людьми, правда, чаще с такими же игровыми фанатами. Однако связь с социумом в данном случае не теряется. Социальное окружение, пусть состоящее из таких же игроманов, не дает человеку полностью уйти в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических отклонений.
При индивидуализированной форме зависимости такая перспектива реальна. В этом случае человек теряет связь с окружающим миром и компьютерную игру уже можно сравнить с наркотиком. Такая привязанность требует вмешательства психолога.
Стадия привязанности характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длительная из всех стадий– она может длиться всю жизнь (в зависимости от скорости угасания привязанности).
Игровая зависимость может остановиться на одной из предыдущих стадий. Наиболее опасной является третья, где без специалиста не обойтись. Однако естественный переход на четвертую стадию опасности для пользователя не несет. Умеренное время, проведенное за компьютерной игрой, может быть даже полезным.
Существуют причины, которые приводят к возникновению игровой зависимости. Основной из них является уход от реальности, желание выплеснуть эмоции. Для такого процесса используется термин «эскапизм». При отсутствии болезненного пристрастия компьютерные игры могут оказывать неплохой антистрессовый эффект.
Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время уходит в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т. д. Однако следует быть осторожным, чтобы не перейти тонкую грань, когда благотворное влияние игр превращается в болезненную зависимость. В патологических клинических случаях происходит обратное: человек на время выходит из виртуального мира. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, так как в нем нельзя делать то, что доступно в виртуальном. Утверждение «все есть яд, и все есть лекарство» в случае компьютерной игромании особенно точно.
1.4.Причины депрессивных отклонений
Почему один человек может играть время от времени, а другой заболевает?
Для каждого человека это сугубо индивидуальный вопрос, однако, выявлено несколько основных причин появления игромании .
Некоторые ученые считают, что в этом виноваты изменения в работе мозга.
Как узнать, болен человек игроманией или он просто азартный игрок?
Существует 10 основных симптомов:
Если у человека имеются 4 любых симптома, ему нужна помощь психолога (специалиста). Иначе последствия для здоровья могут быть весьма печальными.
Пристрастие к играм - серьезная угроза здоровью. ИГРА, независимо от того выиграл человек или проиграл (чаще) - сильнейший стресс.
Игрок постоянно находится в "заведенном" состоянии.
У него в организме происходят органические реакции:
Симптомы сопутствующие игромании:
- Повышенная возбудимость;
- Чрезмерная нервозность;
- Раздражительность;
- Необоснованный гнев;
- Апатия к окружающим людям и вещам;
- Неспособность самоконтроля (в том числе и неспособность прекратить игру, как после выигрыша, так и после непрерывных проигрышей);
- Сниженная заинтересованность жизнью вне игры;
- Постоянно нарастающее количество времени, проводимое за игрой;
- Так называемая "ломка", когда нет возможности играть;
- Непреодолимое желание возвращаться к игре вновь и вновь;
- Стремительное снижение способности сопротивляться соблазну начать игру вновь.
В результате запущенной игромании человек получает:
Уже через несколько месяцев игроман становится нервным, дерганым, у него возрастает агрессивность. Его одолевает энергетическая сущность, которая овладевает его мыслями и душой. Все мысли у него только о игре и где достать на нее деньги.
Естественно от этого страдает в первую очередь семья, которую он обирает до нитки.
1.5 Практические выводы психологов
Неумолимо растет процент детей, страдающих расстройствами, связанными с нарушением письменной речи. Проще говоря, дети с трудом овладевают чтением и письмом, причиной тому – раннее и чрезмерное увлечение компьютерами. Дети, увлекающиеся компьютерными играми, часто страдают аутизмом, у них развивается агрессия, различные страхи и фобии. Длительное сидение за компьютером портит зрение, осанку, да и вообще неизвестно, какое влияние оказывает на не окрепший детский организм компьютерное излучение.
Кимберли Томпсон и Кевин Ханингер из Гарварда установили: популярные видеоигры, рекомендованные для детей старше шести лет, воспитывают в чадах склонность к насилию и жестокости. Там нужно бить, стрелять и убивать, и за это полагается вознаграждение. В играх типа «action» на насилие уходит 91 процент времени, причем в 27 процентах игр насилие приводит к смерти. Стоит ли удивляться теперь тому, что в США повсеместно школьники открывают огонь из пистолетов и ружей в школах, смешивая игру с действительностью?
Ученые университета Тохоку в Японии обнаружили, что компьютерные игры стимулируют лишь те участки головного мозга, которые отвечают за зрение и движение, но не способствуют развитию других не менее важных его участков. Игры останавливают развитие лобных долей мозга, которые отвечают за поведение человека, тренировку памяти, эмоции и обучение. Именно неразвитость лобных долей мозга делало примитивного человека, неандертальца, злобным и вспыльчивым, неспособным жить в большом коллективе.
Хуже всего действуют на психику человека «бродилки» и «леталки». Это преимущественно динамические игры и от них тяжелее оторваться из- за безостановочного сюжета. Смысл их подавляющего большинства заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить, или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой. Самой вредной из них, безусловно, можно считать «Counter Strike».Миллионы молодых людей играют в нее сутками и чаще всего за деньги. Но проигрывая деньги, они не понимают, что вместе с тем теряют и свою молодость и время.
Все больше и быстрее человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем огромное количество людей становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и больше. Это проблема, которую нужно решать, а то неизвестно к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня.
Есть несколько острых, кровавых, трагичных случаев, которые попали на страницы газет. Трое школьников были убиты и пятеро ранены в школе американского города West Paducah (штат Кентукки) в 1997 году. Совершившему это преступление было 14 лет. Семьи убитых школьников подали иск на 33 млн. долл. против 25 компаний, включая Nintendo, Sega и Sony Computer Entertainment.
В 1999 году двое старшеклассников Эрик Харрис и Виллан Клеболд убили 12 учеников и учителя школы города Литлтон (штат Колорадо), после чего покончили жизнь самоубийством. Как показало расследование, они были заядлыми игроками в DOOM и Duke Nukem 3D.
В 2004 году в Великобритании произошло чудовищное убийство: 17-летний Уоррен Леблан заманил своего приятеля, 14-летнего Стефана Пакира, в городской парк города Лестера и зарезал. На суде обвиняемый заявил, что был «одурманен» первой частью Manhunt. И таких примеров можно найти множество, при этом не все случаи придаются широкой огласке в СМИ
На уровне государства компьютерные игры тоже вызывают беспокойство. Так, в Британии в 1997 году была запрещена игра Carmageddon, правда запрет был отменен судом. Через 10 лет, уже в 2007 году Британский совет по классификации фильмов запретил распространение на территории Британии игры Manhunt 2 из-за того, что игра делает «неоправданный акцент на брутальные убийства». Первая часть Manhunt была запрещена в Германии, Новой Зеландии и Австралии. В Бразилии в 2008 году был введен запрет на компьютерные игры Counter-Strike и Everquest, так как, по мнению властей, они «провоцируют насилие и вредят здоровью потребителей»
Страсть к компьютерным играм стала фатальной для 28-летнего гражданина Южной Кореи. Молодой человек скончался от сердечного приступа после необычайно долгого времени, проведенного в виртуальном пространстве: 50 часов непрерывной игры.
Парень пришел в Интернет-кафе в Тэгу (город в Южной Корее) 3 августа и сел играть. В течение 3-х следующих дней он отрывался от монитора лишь на туалет и краткий сон на импровизированной кушетке. Персонал интернет-кафе и коллеги Ли сообщили журналистам местной газеты JoongAng Ilbo, что геймер бросил работу, чтобы посвящать больше времени компьютерным играм. Мать, обеспокоенная тем, что сын не появляется дома, попросила его коллег разыскать его. Когда те добрались до интернет-кафе, Ли пообещал сначала закончить игру и прийти. Через несколько минут он умер.
Врачи констатировали, что сердце молодого человека не выдержало интенсивной нагрузки в сочетании с истощением, сообщает CNN. ["Компьюлента" 10 августа 2005 года ]
29 декабря 2011 года в городе Чебоксары молодой человек 22 лет от роду, убил ножом пожилую женщину. Мотивом преступления, как объяснил он на следствии, стало любопытство. После многих часов игры, целью которой было убить максимальное количество людей, ему стало интересно посмотреть, как умирает убитый человек в действительности. [Интернет – газета «Единый мир»]
За последние годы в России появилось несколько онлайн-проектов, в которые играют до нескольких сот тысяч игроков ежедневно. Как рассказали <Газете.Ru> модераторы одной из самых популярных онлайн-игр, некоторые участники этой игры могут себе позволить довольно дорогие виртуальные артефакты, оплаченные не игровыми, а реальными деньгами. Стоимость одного такого артефакта доходит до $13 тыс., а некоторые игроки имеют таких артефактов до 15 штук. Поэтому взлом такого виртуального персонажа приводит к существенным денежным потерям. Впрочем, и игроки-<неартефактники> также вкладывают в своих персонажей время,
силы и зачастую деньги. Поэтому со взломщиками потерпевшие или их друзья разбираются довольно жестко. В милицию никто из них не обращался, потому что доказать вину злоумышленника, а тем более наказать его очень сложно. Быстрее учинить <самосуд>. [<Газета.Ru>]
Заведующий отделом клинической психологии Hаучного центра психического здоровья РАМH Сергей Ениколопов: … Для большинства людей, пристрастившихся к онлайн-играм, грань всегда существует, но есть группа риска людей, которые там <застревают>. В силу психического устройства их увлечение переходит в аддикцию (зависимость). Для психологов это пока новая проблема, поэтому наработанных методик, как бороться с этим синдромом, нет. Hо к моим коллегам нередко обращаются родители, дети которых <погрязли> в компьютере>. Как говорят психологи, если человек постоянно поглощен мыслями об игре, задумывается о прошлой игре и находится в предвкушении ее продолжения, если он испытывает раздражение и беспокойство и даже ярость, если надолго отключен от
сети или если его пытаются переключить на что-то другое, не может контролировать время, которое проводит в сетевом пространстве, то он уже зависим. [http://forums.ferra.ru]
«В Туапсе подросток, из-за того, что родители отобрали у него клавиатуру компьютера, чтобы он не смог ночью играть в свою любимую игру «Готика», убил спящего отца, нанеся ему шесть ударов молотком по голове, а затем позвал мать и под страхом смерти заставил ее вернуть отобранную клавиатуру, после чего спокойно пошел доигрывать».
«В Питере молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным».
«Уфимский студент ранил ножом отца за то, что тот уже глубокой ночью вырвал провода из компьютера, не дав ему доиграть эпизод в World of Warcraft, а затем выбросился из окна и разбился насмерть».
«В Удмуртии подросток убил отца из-за компьютерной игры»...
Можно продолжать до бесконечности... Люди с головой погружаются в виртуальное пространство, однако уход из реального мира не остается бесследным для психического здоровья человека. И чем безумнее и агрессивнее игра, тем ощутимее удары по психике. Далеко не все выдерживают такой сумасшедшей нагрузки и ломаются. Последствия подобной ломки ужасны. Речь идет не только о жестоких убийствах и самоубийствах, которые совершают геймеры, лишенные виртуального наркотика. Широкую огласку получили трагические случаи, когда российский мальчик умер во время многочасовой компьютерной игры от инсульта, а китайская девочка - от истощения после многосуточной игры в World of Warcraft, причем в виртуальном пространстве геймерше устроили «крутые» виртуальные похороны... Эмоциональная сфера человека крепко связана с его физиологией, и поэтому болезненное увлечение компьютерными играми способно приводить к тяжелым соматическим заболеваниям. Об этом уже говорят ученые и врачи.
1.6 Исследование.
1. Я посетила несколько форумов в Интернете, где рассматривались обсуждения данной темы по следующим вопросам:
Как вы считаете, влияют ли наши современные компьютерные игры на психическое здоровье ребенка? Как это отражается на нем и окружающих? Какие методы смогут предотвратить привязанность детей к компьютерным играм??
Вот некоторые ответы на них:
«Игры убили во мне человека. Всё детство проиграл в стрелялки да гоночки. На людях ножи не испытывал, не хотелось. С игрушечным пистолетом тоже не бегал. Зато с 9-ти лет водить машину умею.
Так что палка о двух концах.»
«Убили во мне человека, потому что психика нарушена из-за крови и убийств.»
«Кошмар... Не играйте дети в игры... Зато сейчас я избавился от игромании.»
«Детки что видят, то и повторяют. Умные родители должны отгородить своего ребенка от всех неприятных моментов в жизни. Дети очень чувствительны и все запоминают, хоть мы об этом даже не задумываемся.»
«Да! У меня брат с 5-и лет за компьютером сидит, без компьютера вообще не может... страшное дело..».
«Дети - это чистый лист... Для них "хорошо" и "плохо" стоят на равных... Так же и с играми... Зачем портить его пока чистую душу? Зачем ему видеть жестокость, он ее и во взрослой жизни хлебнет... И немало...
А что касается навыков?
Хотите развить логику у ребенка? Есть множество развивающих детских игр (ВНЕ КОМПЬЮТЕРА) и книг в том числе...
Да можно кучу способов придумать... Вот раньше люди как-то же жили без компьютеров, а? Наши родители, например... И что? Вы можете сказать, что они глупее нас? Ничуть... Даже, наоборот...»
«Я считаю, что для мальчика нормально играть во всевозможные стрелялки и файтинги, так как в игре он выплёскивает накопившийся в себе гнев на виртуальных врагов, а не идёт на улицу и расстреливает, зарезает или избивает первого прохожего. Что касается стратегий - то ребёнок учится делать правильные решения и прорабатывать стратегию, что в принципе полезно. В итоге: игры полезны, но всему есть свой предел.»
«Тогда ребенку нечем заняться, кроме компьютера, надо родителям задуматься, за то, что не могут организовать нормальный досуг своему ребенку. В таком случае они просто-напросто отдают его на саморазвитие, забывая о своей ответственности…»
«Нормальный ребенок все равно не может постоянно сидеть на одном месте и рано или поздно ему компьютер все равно надоест. Ну а так как родители не предоставят ему что-то взамен, он опять сядет за него. И конечно будет нервничать еще больше от однообразия.
P.s. Кстати насчет одноорбазия это тоже отдельная тема в воспитании, т.к. если ребенок зацикливается на чем-то одном он перестает развиваться масштабно.»
«На психику ребёнка влияет абсолютно всё, начиная с его основных занятий и досуга, заканчивая отношениями с окружающими.»
«У детей компьютерные игры схожи с курением: сначала "сложно", "боишься", но "интересно", потом привыкаешь и без этого не можешь + сами понимаете влияние "недетского" контента - насилие как таковое/ лексика/ модели поведения.»
2. Я провела анкетирование среди учащихся нашей школы. В опросе приняли участие школьники 5-9 классов (Приложение №1)
Из 50 опрошенных, увлекаются компьютерными играми 40 человек, что составляет 80%. Игры, которыми увлечены опрошенные, это «стрелялки», «бродилки», «гонки». Очень важный факт, что причинами увлечениями игры является то, что ребенок не может себе найти другого занятия - ему «скучно» - ответили 49%, и настораживающим фактом следует отметить, что не довольны реальной жизнью - 8% опрошенных.
50% участвующих в опросе школьников проводят за компьютерной игрой более 3-х часов.
Кроме того, в ходе бесед с играющими в компьютерные игры, я убедилась, что ни один из них не соблюдает элементарных правил: время игры, перерывы (физминутки), посадка за компьютером, освещение и т.д., что опять таки оказывает негативное влияние на здоровье играющего.
После зимних (февральских) каникул, я поинтересовалась у первоклассников нашей школы «как они провели каникулы?», ребята «в один голос» ответили: «играли в компьютерные игры»… И опять «стрелялки». Ответ меня очень удивил. Я вспомнила себя в первом классе, школьные каникулы… Как изменились интересы школьников за последние годы?!
Раньше мальчишки играли в дворовые игры, которые происходят в реальном мире, ребятам нужно было рассчитывать на свои собственные силы, учиться правильно оценивать ситуацию, не воображаемую, а происходящую на самом деле, адекватно реагировать на жизненные, а не запрограммированные кем-то обстоятельства. Им нужно учиться жить, а не играть. В виртуальной игре все не так, все понарошку, но проблема в том, что, погрузившись с головой в виртуальный мир, они это понарошку со временем начинают восприниматься как реальное событие.
3. С вопросом «Влияют ли компьютерные игры на психическое здоровье детей старшего дошкольного и школьного возрастов?» я обратилась к родителям школьников. (Приложение №2)
Результаты были следующими:
Из 30 опрошенных родителей учащихся нашей школы 40% родителей не знают, что компьютерные игры оказывают отрицательное влияние на психическое состояние ребенка, 10% считают, что компьютерные игры не оказывают отрицательного влияния на психическое здоровье, и только 20% опрошенных подтверждают – «Да, влияет и наносит большой ущерб еще не сформировавшейся детской психике».
4. По данной проблеме я исследовала одну из семей хутора Красное Знамя, в которой папа и сын увлекаются компьютерными играми.
Сын (21год):
Однако наблюдение матери за игрой сына и мнение об увлечении сына совсем иное.
Мама:
1.Отношение к увлечению членов семьи:
«Отношение моё к увлечению семьи к компьютерным играм отрицательно…. В семье играют два: сын и муж, ну если в основном. Сын очень увлеченно играет, но в процессе игры очень бурно начинает себя вести, может поорать, потопать ногами, и даже сказать нецензурные слова…»
(Электронное приложение)
-«Компьютерные игры дают все те эмоции, которые может, но не всегда дает ребенку жизнь. Это может быть восторг и удовольствие, а может досада, гнев и раздражение. И все это можно испытать, не двигаясь с места! Есть и другой важный аспект: ребенок в игре получает власть над миром. Компьютерная мышка - как бы аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ты становишься властелином мира. У ребенка создается иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся кусок жизни. Это особенно засасывает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность, детей, которым в силу тех или иных причин не удается идти в жизни по пути, так сказать, «радостного взросления».
Василий Васильевич работает тренером ДЮСШ Весёловского района, и утверждает, что с ростом компьютеризации - уменьшается численность детей в спортивных группах; на занятия чаще ходят те, у кого дома нет компьютеров.
8. Сколько людей в России играет в компьютерные игры? Статистика
«В России сегодня проживает примерно 141 млн. человек…всего 22,5млн. человек пользуются Интернетом, у нас в стране примерно 750 000 человек играет в World of Warcraft. Порядка 35 000 человек регулярно играют в Counter-Strike... Самое печальное наблюдение касается киберспорта – в стране по самым смелым прикидкам оказалось не более 1000 профессиональных киберспротсменов, то есть, людей, которые участвуют в соревнованиях и частично существуют на призовые деньги. Около 300 000 человек интересуются компьютерными играми – хотя бы раз в неделю посещая игровые порталы на предмет мониторинга новинок, лучших игр, демок и анонсов. 1млн. человек – это 100% аудитории России, в той или иной мере заинтересованная в компьютерных играх…»
Заключение.
Компьютерные игры – явление очень сложное и нельзя однозначно сказать, что они плохо влияют на психологическое состояние на личность играющего. То есть, вред и польза определяется временем, проводимым за компьютером.
Однако, и в «докомпьютерные» времена было немало деятелей и специалистов, которые не рекомендовали рассказывать детям страшные и фантастические истории, так как это может негативно отразиться на их душевном состоянии. Нынешним детям не рекомендуют смотреть боевики и играть в компьютерные игры с агрессивным сюжетом – драками, перестрелками, убийствами переносится в жизнь».
Анкетирование учащихся, сравнительный анализ результатов проведенного исследования показал, что не все родители владеют информацией о вреде компьютерных игр на психику ребенка. Подростки, которые посвящают большую часть свободного времени компьютерным играм, в отличие от неиграющих ребят более подвержены стрессу, уровень агрессии у них выше. Они меньше времени уделяют общению со сверстниками, они более замкнуты. И, к сожалению, сами играющие не контролируют своё поведение во время игры, не замечают воздействия игры на своё психическое состояние. Обобщая теоретическую и практическую части моего исследования можно сделать следующий вывод: чрезмерное увлечение компьютерными играми может нанести большой вред здоровью. Поэтому, чтобы не стать жертвой игромании, следует соблюдать рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр (Приложение №3).
Не каждый, кто много времени проводит перед компьютером, становится зависимым. Однако хотелось бы порекомендовать подросткам, которые посвящают большую часть свободного времени компьютерным играм соблюдать некоторые рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр, а лучше найти для себя более полезное и не менее интересное занятие. Например: занятие спортом, общение со сверстниками в деятельности волонтерских отрядах, проявление своих творческих способностей в конкурсах и играх.
Данную работу можно использовать работе учителей информатики, классных руководителей, учащихся и родителей при проведении классных часов, родительских собраний, бесед с целью профилактики возникновения зависимости от компьютерных игр.
Список использованной литературы
Приложение №1
Результаты опроса, проведённого с учащимися школы.
Возраст: 10-15 лет
№ | вопрос | Ответ (да/нет) | Свой ответ/ примечание |
1. | Увлекаешься ли ты компьютерными играми? Если «да», то какими именно, укажи. | «Да» - 80% | (стрелялки, бродилки, гонки, и т.д.) -80% |
2. | Я играю в компьютерные игры, потому что: А) мне скучно Б) я недоволен реальной жизнью; в игре, гораздо легче стать победителем, чем в реальной жизни. В) меня увлекает это занятие и мне трудно от этого отказаться Г) мне больше нравиться играть в компьютерные игры, чем тратить время на прогулки и общение с друзьями | 49% 8% 38% 5% | |
3. | Сколько времени ты уделяешь компьютерным играм в день? | 30 мин-3 час-50% 3 часа и более-50% | |
4. | Сколько времени ты проводишь, общаясь в on-line? | Более 2 часов- 80% 90% |
Приложение №2
Результаты опроса родителей школьников
Вопрос: «Влияют ли компьютерные игры на психическое здоровье детей старшего дошкольного и школьного возрастов?»
Опрошенных- 30 чел.
Ответы:
Влияет, но не оказывает сильное воздействие на психику ребенка-12 чел.(40%) |
Да, влияет и наносит большой ущерб еще не сформировавшейся детской психике-6 чел.(20%) |
Компьютерные игры и психическое здоровье ребенка не имеют ничего общего-0 чел.(0%) |
Нет, не влияет. Больше вреда наносит телевидение и жестокое воспитание родителей-3чел.(10%) |
Нет не влияет, т.к. психическое здоровье ребенка зависит от уровня его развития-0 чел.(0%) |
Да-0 чел.(0%) |
Нет-3 чел(10%) |
Не знаю-3 чел.(10%) |
Другой (свой) ответ:-3 чел. (Все зависит от вида игр и от времени нахождения за компьютером)(10%) |
Приложение №3
Методические рекомендации по профилактике возникновения зависимости от компьютерных игр:
Запрещать ребенку играть в компьютерные игры для детей не нужно. Чтобы игра не навредила здоровью ребенка - постарайтесь вместе соблюдать некоторые правила:
Нельзя разрешать играть ребенку в те игры, которые:
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Как Снегурочке раскатать тесто?
И тут появился изобретатель
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"