Увидеть многие старые (старинные) вещи можно только в музеях. Попасть в музеи, находящиеся за много километров от посёлка Прибой, к сожалению, может не каждый ученик нашей школы.
Мы считаем, что решению этой проблемы может способствовать создание школьных музеев. Экспонаты нашего мини-музея – помогают нам познакомиться с укладом жизни народа, с бытом крестьянства, раскрывают повседневный распорядок жизни и трудовых занятий, создают картину духовного своеобразия русского народа, рассказывают об обычаях, поверьях, народных традициях.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sozdanie_mini-muzeya_v_klasse.doc | 986 КБ |
Паспорт проекта
«Мини-музей в классе»
Паспорт проекта
Приложение №1
План реализации проекта
Этапы | Мероприятия |
Подготови-тельный |
|
| |
| |
| |
Основной |
|
| |
| |
| |
5. Оформление портфолио проекта «Мини - музей в классе» | |
| |
Заключи-тельный |
|
| |
| |
|
Портфолио
учебного проекта
« Мини – музей в классе»
Содержание
Содержание
Авторы проекта
Авторы проекта учащиеся 3 класса:
Марьева Виктория
Мурзагалиев Саид
Седов Андрей
Смирнова Татьяна
Сычёв Егор
Трегубова Дарья
Шукшин Данил
Предмет и класс
Окружающий мир, Литературное чтение, Изобразительное искусство, русский язык, математика.
3 класс
Аннотация проекта
Тема учебного проекта тесно связана с изучением истории родного края.
Целью проекта является создание мини – музея в классе, привлечение внимания ребят к необходимости уважительного отношения к родной земле, к народным традициям.
Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, сопровождающим все это предметам.
Старые вещи, хотя теперь и не совсем нужные, напоминают нам о том, как жили люди раньше: что носили, что ели, что читали и чем писали. Они не позволяют нам забыть всё до конца. Они - наша история. И иногда могут научить нас чему-то очень важному и полезному, что ещё может пригодиться нам в жизни.
Увидеть многие старые (старинные) вещи можно только в музеях. Попасть в музеи, находящиеся за много километров от посёлка Прибой, к сожалению, может не каждый ученик нашей школы.
Мы считаем, что решению этой проблемы может способствовать создание школьных музеев.
Самостоятельные исследования
в рамках учебного проекта
- Исследование – история создания посёлка Прибой
- Исследование о значении старинных предметов быта в жизни человека ( для чего они были нужны, как и когда ими пользовались люди в прошлом)
Вопросы,
направляющие проект
Почему нужно любить Родину?
Как сделать школьный музей частью истории своей страны?
Как помочь учащимся школы больше узнать об истории родного края, о его культуре, о традициях, о предметах быта, которыми пользовались люди, проживающие в нашем посёлке.
Какова история образования посёлка Прибой?
Что мы можем рассказать людям о своём селе?
Как это сделать?
Зачем люди создают музеи?
Какие материалы могут стать экспонатами музея?
Кто и как может помочь в комплектовании музейных экспонатов?
Как пользовались старинными вещами (экспонатами музея) люди в далёком прошлом?
Что такое музей?
Когда и где появились первые музеи?
Какие бывают музеи?
Какие музеи самые известные в мире?
Как нужно вести себя в музее?
План
проведения проекта
Проведение проекта - в течение полугодия
Организационный этап:
- постановка задач
- создание творческих групп:
группа "Исследователи" - поиск информации в различных источниках
группа "Коллекционеры" - сбор и изготовление экспонатов
группа "Хранители" - оформление экспозиций, уход за экспонатами музея
группа "Экскурсоводы" - систематизация материала, организация и проведение экскурсий (в перспективе)
Исследовательский этап:
- социалогический опрос
- знакомство с нормативно-правовой базой
- изучение материалов СМИ по данной проблеме
- подбор учебного материала
- подбор иллюстративного материала
Совместная деятельность по реализации проекта
- оформление мини - музея
Оформление результатов исследования
- оформление портфолио проекта
- подготовка к защите проекта на проектной неделе ( школьный уровень)
Разработка
собственного варианта решения проблемы
№ | Что надо сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Какая подготовительная работа? |
1. | Поиск актуальной проблемы, создание команды, распределение обязанностей. Поиск партнеров и средств. | 8 – 11 сентября 2014 г. | - Обратиться к учителю истории Аганиной И.В. - подготовить необходимую литературу. | |
2. | Провести социологический опрос с целью исследования мнения общественности по созданию по созданию мини – музея в классе, презентации-путеводителя по виртуальному мини-музею | 12 – 15 сентября 2014 г. | - Составить вопросы опроса, - подготовить бланки, - провести опрос среди учащихся, учителей, родителей, - сделать выводы по результатам опроса. | |
Знакомство с нормативно-правовой базой Изучение СМИ по проблеме. | сентябрь | - Найти нормативно-правовые документы о школьных музеях - обратиться за помощью в школьную и сельскую библиотеку по толкованию слов - найти информацию в СМИ о школьных музеях | ||
3. | Обратиться за консультацией к учителю информатики, библиотекарю. Подобрать и изучить литературу, произвести поиск нужной информации. Проанализировать полученную информацию с помощью учителя. Составить список необходимого для реализации проекта. | 15 – 30 сентября 2014 г. | - Собрать информацию о музейных экспонатах из литературы и сети интернет, - обратиться за помощью в школьную и сельскую библиотеку по толкованию слов
| |
4. | Составить план создания мини-музея | 22 – 30 сентября 2014 г. | - Продумать оформление, содержание презентации | |
5. | Проконсультироваться у родителей с целью проверки сметы проекта. | 28. 09.14 – 11. 10. 14г. | - Подготовить список необходимого материала, - узнать цены необходимого материала. | |
6. | Подготовить место, шкафы для музейных экспонатов. Поиск экспонатов. | Октябрь – ноябрь 2014 г | - Провести инструктаж по ТБ, - подготовить инвентарь для работы, - установить дату и время работы, прийти в рабочей форме. | |
7. | Оформление мини-музея | 15.11.14 г.- 01.12.14 г. | Расставить мебель, расставить экспонаты музея | |
8. | Проанализировать весь собранный материал по проекту и оформить портфолио проекта | 26.11.10 – 18.12.10 г. | . | - собирать в папку собранную информацию - фотографировать работу групп; - обратиться за помощью в оформлении портфолио к учителю истории Аганиной И.В. - оформить портфолио |
9. | Презентация на проектной неделе (школьный уровень) | Презентация проекта декабрь 2014 г. | - провести опрос, довольны своей работой ученики или нет; - составить текст презентации; - раздать слова и прорепетировать выступление, - предупредить о выступлении на линейке зам. по ВР. | |
10. | Провести классное собрание – обсуждение проведённой работы над проектом | Январь 2015 г. | Ответственные по группам; | - Составить план собрания, - в группах обсудить, какие были трудности, что получилось. |
Продукт
проектной деятельности
Мини – музей в классе
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Прибой
муниципального района Безенчукский Самарской области
Проект
«Мини – музей в классе»
Войдя в музей, сначала оглянись,
Дыханье прошлого почувствуй непременно.
Все сразу обойти не торопись,
О многом ты узнаешь в этих стенах.
Музей хранит нам память прошлых лет…
Нам памяти дороже этой нет!
(Автор неизвестен)
Авторы проекта: учащиеся 3 класса
ГБОУ СОШ пос. Прибой
Руководитель проекта: Жучкина Светлана Михайловна, учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос.Прибой
2014 год
пос. Прибой
Содержание
1. План реализации проекта «Мини-музей в классе»
2. Реализация проекта
4. Приложение
Описание проекта
1. Введение
Музейные истории
Нас увлекают в прошлое,
Музейные истории
Как много в них хорошего.
Как много интересного,
Нам раньше неизвестного,
Из старины далёкой
Дошедшего до нас.
Для того чтобы сделать жизнь каждого из нас и всей страны лучше, нужно начать с самого себя: перестать быть равнодушным к тому, что происходит вокруг нас; изменить свое отношение к окружающему миру…
Представляем наш авторский коллектив:
Марьева Виктория
Мурзагалиев Саид
Седов Андрей
Смирнова Татьяна
Сычёв Егор
Трегубова Дарья
Шукшин Данил
( Приложение№1)
Нашими помощниками были: классный руководитель Светлана Михайловна, наши родители.
2. Социологический опрос с целью исследования мнения общественности по созданию мини – музея в классе
Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди учеников нашего класса и наших родителей. Нами было опрошено 20 человек. Большинство респондентов поддержали инициативу создания мини – музея в классе.
(Приложение № 2)
(Приложение № 3)
Результаты социологического опроса
Нужен ли мини – музей в класс
Да – 88%
Нет – 10%
Не знаю – 2
Какого направления должен быть школьный музей:
а) краеведческий – 91%
б) музей школы – 6%
в) исторический музей – 3%
г) другое – 0%
Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея?
Да - 100%
Нет - 0%
3. Формулировка проблемы - актуальность проекта
Сегодня взрослые и дети проявляют большой интерес к русской старине: обычаям, обрядам, традициям и, конечно, сопровождающим все это предметам.
Старые вещи, хотя теперь и не совсем нужные, напоминают нам о том, как жили люди раньше: что носили, что ели, что читали и чем писали. Они не позволяют нам забыть всё до конца. Они - наша история. И иногда могут научить нас чему-то очень важному и полезному, что ещё может пригодиться нам в жизни.
Увидеть многие старые вещи можно только в музеях. Попасть в музеи, находящиеся за много километров от посёлка Прибой, к сожалению, может не каждый ученик нашей школы.
Мы считаем, что решению этой проблемы может способствовать создание школьных музеев.
4. Основная идея проекта
Ещё в начале года ребята нашего класса решили создать Мини-музей. Мы называем его просто « Уголок истории». В нём будут собраны предметы старины (и копии предметов старины), которыми пользовались люди, проживающие в нашем посёлке.
Экспонаты нашего мини-музея – помогут нам познакомиться с укладом жизни народа, с бытом крестьянства, раскрывают повседневный распорядок жизни и трудовых занятий, создают картину духовного своеобразия русского народа, рассказывают об обычаях, поверьях, народных традициях.
Пока экспонатов мало. Мы понимаем, что создание музея – длительный процесс. Надеемся, что нам помогут наши родители и все учащиеся школы.
5. Цель проекта:
1. Создание Мини - музея в классе.
2. Привлечение внимания ребят к необходимости уважительного отношения к родной земле, к народным традициям.
Задачи проекта:
1. Расширить знания в области краеведения. Познакомиться с историей родного края, его культурой, традициями, материальным бытом – с предметами старины, которыми пользовались люди, проживающие в нашем посёлке.
2. Совершенствовать умения работать с информацией: отбирать, перерабатывать, оформлять.
3. Установить контакт с архивами, музеями, привлечь к проекту родителей, общественность.
6. Знакомство с нормативно-правовой базой
Важной частью нашей работы является изучение законов, регулирующих вопросы о музеях. Мы познакомились с содержанием следующих документов:
Конституция РФ
О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
Федеральный закон Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
(Приложение № 4)
- О деятельности музеев образовательных учреждений
Письмо Министерства образования № 28-51-181/16 от 12 марта 2003 г.
(Приложение № 5)
- Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г.№ 28-51-181/16
(Приложение № 6)
- Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
7. Изучение материалов СМИ по проблеме.
В средствах массовой информации часто можно увидеть и прочитать статьи о работе музеев. Проблеме развития, сохранения и организации музеев уделяется большое внимание.
8 . Ожидаемые результаты
Результат проекта должен быть положительным для всех. Проект служит объединению, сплочению людей. Знание истории своего народа, для будущих потомков играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей. Человек, который будет знать быт своих предков историю школы, города, историю памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма в отношении этих объектов. Он просто будет знать им цену.
9. Сроки реализации проекта:
Данный проект мы планируем реализовать в течение двух лет: 2014 – 2016 года. В результате должен быть оформлен мини - музей в классе, изготовлены и оформлены стенды, собран музейный фонд, музейные предметы зарегистрированы в инвентарной книге, разработан устав музея.
10. Разработка собственного варианта решения проблемы
№ | Что надо сделать? | Когда? | Какая подготовительная работа? |
1. | Поиск актуальной проблемы, создание команды, распределение обязанностей. Поиск партнеров и средств | 8 – 11 сентября 2014 г. | - Обратиться к учителю истории Аганиной И.В. - подготовить необходимую литературу. |
2. | Провести социологический опрос с целью исследования мнения общественности по созданию по созданию мини – музея в классе | 12 – 15 сентября 2014 г. | - Составить вопросы опроса, - подготовить бланки, - провести опрос среди учащихся, учителей, родителей, - сделать выводы по результатам опроса. |
Знакомство с нормативно-правовой базой Изучение СМИ по проблеме. | - Найти нормативно-правовые документы о школьных музеях - обратиться за помощью в школьную и сельскую библиотеку по толкованию слов - найти информацию в СМИ о школьных музеях | ||
3. | Обратиться за консультацией к учителю информатики, библиотекарю. Подобрать и изучить литературу, произвести поиск нужной информации, Проанализировать полученную информацию с помощью учителя , Составить список необходимого для реализации проекта. | 15 – 30 сентября 2014 г. | - Собрать информацию о музейных экспонатах из литературы и сети интернет, - обратиться за помощью в школьную и сельскую библиотеку по толкованию слов
|
4. | Составить план создания мини-музея | 22 – 30 сентября 2014 г. | - Продумать оформление, содержание презентации |
5. | Проконсультироваться у родителей с целью проверки сметы проекта. | 28. 09.14 – 11. 10. 14г. | - Подготовить список необходимого материала, - узнать цены необходимого материала. |
6. | Подготовить место, шкафы для музейных экспонатов. Поиск экспонатов. | октябрь – ноябрь 2014 г | - Провести инструктаж по ТБ, - подготовить инвентарь для работы, - установить дату и время работы, прийти в рабочей форме. |
7. | Оформление мини-музея | 15.11.14 г.- 01.12.14 г. | Расставить мебель, расставить экспонаты музея |
8. | Проанализировать весь собранный материал по проекту и оформить портфолио проекта | 26.11.10 – 18.12.10 г. | - собирать в папку собранную информацию - фотографировать работу групп; - обратиться за помощью в оформлении портфолио к зам. ВР Гордееву М.А.., - оформить портфолио |
9. | Презентация на проектной неделе (школьный уровень) | Презентация проекта декабрь 2014 г. | - провести опрос, довольны своей работой ученики или нет; - составить текст презентации; - раздать слова и прорепетировать выступление, - предупредить о выступлении на линейке зам. по ВР. |
10. | Провести классное собрание – обсуждение проведённой работы над проектом | Январь 2015 г. | - Составить план собрания, - в группах обсудить, какие были трудности, что получилось. |
Методы: изучение и анализ литературных источников, поиск информации в Интернете, беседы со старожилами. В работе использовались как теоретическое исследование, так и практическая работа.
11. Этапы работы над проектом
Дата | Мероприятие | Время работы |
Сентябрь - ноябрь 2014 г. | Сбор экспонатов для музея. | 3 мес. |
Октябрь - ноябрь 2014 г. | Поиск информации об экспонатах | 2 мес. |
Ноябрь 2014 г. | Оформление мини-музея | 2 недели |
Ноябрь 2014 г. | Оформление проекта в электронном виде | 2 недели |
Декабрь 2014 г. | Подготовка и выступление с проектом на Проектной неделе (школьный уровень) | 2 недели |
12. Рабочий план реализации проекта
Наша работа по оформлению кабинета в виде музея началась с сентября месяца. Были подключены родители. Родители помогли собрать предметы быта. Большую помощь нам оказала Сычёва Наталья Николаевна, она принесла в наш музей пряху и коромысло. Марьева Ольга Александровна подарила веретено и деревянную ложку. Абызов Вадим нашёл старый ухват, отремонтировал его и передал в музей. Всем большое спасибо.
-мнение школьной общественности и родителей,
-мнение ребят - участников проекта.
(Приложение № 7)
13 . Экономический расчёт проекта
Мы обратились за помощью к родителям, и оказалось, что можно использовать материалы, вышедшие из употребления в домашнем хозяйстве. Это позволило нам сэкономить. Что касается наших расходов на анкетирование, то нам было необходимо только подготовить бумагу, для чего мы взяли использованные листы. Для распечатывания портфолио проекта и листов для оформления музея использовались школьные и личные ноутбуки и планшеты, личные принтеры.
№ п/п | Виды расходов | Цена товара | Сумма, истраченная на наш проект | Для проведения какого мероприятия? |
1 | Бумага | Упаковка бум. ≈ 200 руб. | ≈ 30 руб. | Для оформления печатного варианта нашего проекта |
2 | Цветная краска для принтера | Набор ≈ 120 руб. | ≈ 30 руб. | Для оформления печатного варианта нашего проекта |
3 | Чёрная краска для принтера | Набор ≈ 180 руб | ≈ 30 руб. | Для оформления печатного варианта нашего проекта |
4 | Пластиковый скоросшиватель | 8 - 10 руб | ≈ 10 руб. | Для оформления печатного варианта нашего проекта |
Итого: ≈ 100 рублей |
Спонсорами оформления портфолио проекта стали родители.
14. Продукт проекта:
Создан Мини-музей («Уголок истории»)
( Приложение № 8)
15. Практическая значимость проекта.
1. Выступление с проектом на «Проектной неделе» - школьный этап.
2. Размещение материалов на школьном сайте.
16. Анализ работы над проектом. Выводы
На классном собрании мы обсудили полученный результат через опрос учеников (опрошены 7 человек) :
«Лучше или хуже стала жизнь в классе с появлением Мини-музея?»
«Понравилось тебе участвовать в данном проекте?»
Самодиагностика в классе показала удовлетворённость третьеклассников полученным результатом. У большинства ребят класса есть желание участвовать в проекте снова.
Мы увидели, что появился интерес к проекту со стороны учащихся школы.
( Приложение № 9)
Выводы
На основе проделанной работы мы пришли к следующим выводам: собранный нами материал, будет полезен многим ребятам при подготовке к урокам окружающего мира, к урокам по истории России.
И как важно не забывать, чьи мы потомки, каких героев, кто были наши предки, помнить, как погибали они за Родину, знать, почему победили в великих войнах и первыми полетели в космос.
Мы раскрыли в себе новые таланты:
Андрей Седов – показал себя любознательным человеком, научился быстро и точно находить информацию.
Вика Марьева, Смирнова Таня – овладели быстрой работой на компьютере, больше половины текста в путеводителе набрано их руками.
Даша Трегубова проявила себя хорошим художником.
Саид Мурзагалиев, Сычёв Егор, Шукшин Данил – незаменимые помощники во всех делах, всем подскажут и помогут.
Мы все учились отбирать нужную информацию, точно и понятно формулировать свои мысли, перерабатывать найденный текст.
Работая над проектом, мы ещё больше подружились, узнали много нового и интересного, познакомились с творческими людьми.
17. Информирование общественности о результатах работы.
О своем проекте «Мини - музей в классе» и результатах работы планируем сообщить на Проектной неделе (школьный уровень)
18. Перспективы
Мы планируем продолжить работу над оформлением мини-музея. Разработаем и постараемся выполнить мини-проекты:
«Колодец»
«Зеркало»
«Печка»
«Занавески в технике «печатание»
«Посуда в технике папье-маше»
«Подготовка танца и выступление»
Мы планируем на базе нашего мини-музея организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.
Музеем мы своим гордимся,
Ведь не везде такой он есть.
А всем, кто над его созданием трудился
Хвала и слава, уважение и честь!
Использованные ресурсы:
1. Федеральный закон "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации"
3. Примерное Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16
4. Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений
Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. № 06-11
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / М.: Азбуковник, 1997 г.
7. http://s_9.tat.edu54.ru/galeva/p4aa1.html
8. http uchportal.ru/publ/12-1-0-351
Приложение № 1
Наш авторский коллектив
Марьева Виктория
Мурзагалиев Саид
Седов Андрей
Смирнова Татьяна
Сычёв Егор
Трегубова Дарья
Шукшин Данил
Приложение № 2
Анкета
Уважаемый участник анкетирования!
Наша творческая группа работает над темой «Школьный музей».
Нас очень интересует Ваше мнение по следующим вопросам:
1. Нужен ли мини – музей в классе?
2. Какого направления должен быть школьный музей:
а) краеведческий;
б) музей образования;
в) исторический музей;
г) другое ______________.
3. Хотелось бы вам, чтобы в школьном музее хранилась информация о вас?
4. Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея?
Укажите, в чем будет выражаться Ваша конкретная помощь:
а) фотографии, фотоальбомы;
б) документы;
в) материалы по истории образования;
г) бытовые предметы;
д) другое _________________.
Спасибо за сотрудничество!
Социологический опрос
с целью исследования мнения общественности
по созданию мини – музея в классе
Приложение № 3
Результаты социологического опроса
Нужен ли мини – музей в классе
Да – 88%
Нет – 10%
Не знаю – 2
Какого направления должен быть школьный музей:
а) краеведческий – 91%
б) музей школы – 6%
в) исторический музей – 3%
г) другое – 0%
Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея?
Да - 100%
Нет - 0%
Приложение № 4
О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
Федеральный закон
Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года
(Извлечения)
Глава I. Общие положения
Статья 1. Сфера приложения настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения Музейного фонда Российской Федерации, а также особенности создания и правовое положение музеев в Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон распространяется на все действующие и вновь создаваемые музеи в Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:
культурные ценности – предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
музейный предмет – культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление;
музейная коллекция – совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными, вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам;
музейный фонд – совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом;
музей – некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций;
хранение – один из основных видов деятельности музея, предполагающий создание материальных и юридических условий, при которых обеспечивается сохранность музейного предмета и музейной коллекции;
публикация – одна из основных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей.
Глава II. Музейный фонд Российской Федерации.
Статья 5. Музейный фонд Российской Федерации как часть культурного наследия народов Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, являются неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации.
Статья 6. Формы собственности на музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.
Статья 8. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.
Положение о Музейном фонде Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Собственнику музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, выдается соответствующее свидетельство.
Статья 9. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации
Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.
Музейные предметы и музейные коллекции считаются исключенными из состава Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Статья 10. Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации
Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации является учетным документом, содержащим основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.
Ведение Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Положение о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.
Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Глава IV. Негосударственная часть Музейного фонда Российской Федерации
Статья 19. Состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и не относящиеся к его государственной части, составляют негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
Статья 20. Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации производится на основании заявления собственника предмета в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Федерального закона.
Статья 21. Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в случаях утраты либо разрушения данных предметов производится федеральным органом исполнительной власти, на которой возложено государственной регулирование в области культуры, в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего закона.
Статья 22. Хранение и учет музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, подлежат учету и хранению в соответствии с правилами и условиями, устанавливаемыми положением о Музейном фонде Российской Федерации.
Статья 23. Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации
Государственный контроль за состоянием негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и деятельностью негосударственных музеев в Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Государственный контроль осуществляется в следующих формах:
проверка состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;
постановка вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеем, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
направление запросов и получение информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации.
Статья 24. Государственная поддержка негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации и негосударственных музеев в Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут оказывать поддержку негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации в различных формах, в том числе:
предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища;
производить частичную компенсацию затрат на обеспечение безопасности музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
предоставлять налоговые и иные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Сделки с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации
При совершении сделок дарения либо купли-продажи в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, получатель дара либо покупатель обязан принимать на себя все обязательства в отношении этих предметов, имевшиеся у дарителя либо у продавца. При этом государство имеет преимущественное право покупки.
При наследовании музейных предметов и музейных коллекций по завещанию либо по закону наследник обязан принимать на себя все обязательства, имевшиеся у наследодателя в отношении этих предметов. При отказе от этих обязательств наследник может продать данные музейные и музейные коллекции либо совершить иную сделку на означенных выше условиях, при этом государство имеет преимущественное право покупки.
Если наследник не обеспечил исполнение обязательств в отношении данных музейных предметов и музейных коллекций, то государство имеет право осуществить выкуп бесхозяйственно содержимых предметов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Все перечисленные сделки с музейными предметами и музейными коллекциями считаются совершенными со дня их государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
Реализация преимущественного права покупки, предусмотренного частями первой и второй нашей статьи, от лица государства производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.
Глава V. Музеи в Российской Федерации
Статья 26. Создание музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера.
Статья 27. Цели создания музеев в Российской Федерации
Целями создания музеев в Российской Федерации являются:
хранение музейных предметов и музейных коллекций;
выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
изучение музейных предметов и музейных коллекций;
публикация музейных предметов и музейных коллекций и осуществление просветительской и образовательной деятельности.
Создание музеев в Российской Федерации для других целей не допускается.
Статья 28. Порядок учреждения музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации учреждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 30. Порядок учреждения негосударственных музеев в Российской Федерации
Закрепление музейных предметов и музейных коллекций за негосударственными музеями производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
Уставы (положения) негосударственных музеев утверждаются их учредителями и регистрируются в установленном порядке.
Недвижимое имущество, закрепленное за негосударственными музеями на праве оперативного управления, может быть изъято собственником только в случае использования этого имущества не по назначению либо в случае ликвидации музея.
Статья 31. Реорганизация музеев в Российской Федерации
Реорганизация музеев в Российской Федерации производится в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Изменение целей деятельности музеев в результате реорганизации не допускается.
Статья 33. Виды деятельности музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и соответствующую целям деятельности музеев в Российской Федерации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 34. Лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации
Музеи в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) при следующих условиях:
наличие музейных предметов и музейных коллекций, количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ в форме музейной экспозиции;
наличие помещений, пригодных для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций;
наличие постоянных источников финансирования деятельности создаваемых музеев.
Лицензирование деятельности музеев в Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры.
Порядок лицензирования деятельности музеев в Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Обеспечение доступности Музейного фонда Российской Федерации
Статья 35. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящиеся в музеях Российской Федерации и находящиеся в музеях Российской Федерации, открыты для доступа граждан. Собственником или владельцем могут устанавливаться ограничения доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящимся в музеях, по следующим основаниям: неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций; производство реставрационных работ; нахождение музейного предмета в хранилище (депозитарии) музея. Порядок и условия доступа к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимися в хранилище (депозитарии) музея, устанавливаются нормативными актами федерального органа исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, и доводятся до сведения граждан. Ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается.
Статья 36. Публикация музейных предметов и музейных коллекций
Право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и музейные коллекции. Передача прав на использование в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, осуществляется музеями в порядке, установленном собственником музейных предметов и музейных коллекций. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации
Глава 37. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации Физические и юридические лица, органы государственной власти и органы местного самоуправления, виновные в нарушении положений настоящего Федерального закона, несут административную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 38. Ответственность должностных лиц
Невыполнение должностными лицами положений настоящего Федерального закона, а именно:
незаконный отказ от включения музейного предмета в состав Музейного фонда Российской Федерации;
незаконное исключение музейного предмета из состава Музейного фонда Российской Федерации;
разглашение конфиденциальных сведений о музейных предметах, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
неправомерный отказ в регистрации сделок с музейными предметами;
нарушение порядка лицензирования деятельности музеев в Российской Федерации – влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль, 26 мая 1996г.
№ 54-ФЗ
Приложение № 5
Письмо Министерства образования № 28-51-181/16
от 12 марта 2003 г.
О деятельности музеев образовательных учреждений
В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования, активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности. Участники движения «Отечество» - школьники и педагоги - совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы, ведут описание памятников истории, культуры и природы, оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении. Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования. В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:- исторических - 2060;- военно-исторических -1390;- комплексных краеведческих - 1060.Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа - выставки, уголки, экспозиции. В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками - ветеранами войны и труда. Вооруженных Сил, организуются тематические экскурсии. Уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др. На базе музеев образовательных учреждений успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.Как правило, вокруг музея складывается детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления - совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании. Вместе с тем, многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов - энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов. Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможности оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области. С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе направляем Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.
Заместитель Министра Е.Е.Чепурных
Приложение № 6
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 г. № 28-51-181/16 |
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
(ШКОЛЬНОМ МУЗЕЕ)
1. Общие положения
1.1. Школьный музей (далее – музей) - обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
2. Основные понятия
2.1. Профиль музея - специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
2.2. Музейный предмет - памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
2.3. Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
2.4. Комплектование музейных фондов - деятельность музея по выявлению, сбору, учету и описанию музейных предметов.
2.5. Книга поступлений – основной документ учета музейных предметов.
2.6. Экспозиция - выставленные на обозрение в определённой системе музейные предмет (экспонаты).
3. Организация и деятельность школьного музея
3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаётся музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
3.2. Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.
3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
3.4. Обязательные условия для создания школьного музея:
музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;
помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
музейная экспозиция;
устав (положение), музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.
4. Функции музея
4.1. Основными функциями музея являются:
документирование природы, истории и культуры родного края;
осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;
развитие детского самоуправления.
5. Учет и обеспечение сохранности фондов школьного музея
5.1. Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;
учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.
5.2. Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
5.3. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
5.4. Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
5.5. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
5.6. Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
6. Руководство деятельностью школьного музея
6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.
6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.
6.4. В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.
7. Реорганизация (ликвидация) школьного музея
Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.
Приложение № 7
Рабочий план реализации проекта
Поиск информации об экспонатах
Подготовка места для музейных экспонатов. Трегубов С.В. помогает отремонтировать шкаф.
Репетируем выступление
Приложение № 8
Продукт проекта – Мини-музей.
Приложение № 9
Анализ работы над проектом. Выводы
На классном собрании мы обсудили полученный результат через опрос учеников (опрошены 7 человек) :
«Лучше или хуже стала жизнь в классе с появлением Мини-музея?»
«Понравилось тебе участвовать в данном проекте?»
Самодиагностика в классе показала удовлетворённость третьеклассников полученным результатом. У большинства ребят класса есть желание участвовать в проекте снова.
Мы увидели, что появился интерес к проекту со стороны учащихся школы.
Приложение № 10
Понятийный аппарат
Архив – 1) учреждение или его часть, хранящая документы. 2) Совокупность документов, образовавшихся в результате деятельности учреждений, предприятий и отдельных лиц
Археология – наука, изучающая историю об-ва по матер. остаткам жизни и деятельности людей – веществ. (археолог.) памятникам. Исследует отд. древние предметы ( орудия труда, оружие, сосуды, украшения) и целые комплексы (поселения, клады, могильники), открываемые археолог. раскопками, на основании чего восстанавливает соц.-эконом. историю эпох, которые мало или совсем не освещены писм. источниками. А. оформилась как наука к нач. 20 в. ( до этого А., изучающая античность, имела искусствоведческую направленность). Разделы А. выделяются по эпохам (как век , бронз. век и т.п.), иногда – по странам и культуроведческим областям, по этническим признакам (слав.- русс. А. и др.). При обработке материалов применяют типологич., трасеологич., картографич. и мн. др. методы.
Основной фонд – социалистич. Хозяйства, совокупность материально – веществ. Ценностей, действующих в длительном времени: здания, сооружения , машины, оборудование, трансп. Средства, рабочий и продуктивный скот и т. п. функционирующие в сфере материального производства, наз. производств.
Реставрация – восстановление чего-либо а первонач. (или близко к первонач.) виде (напр., архит. памятников, произв. искусств).
Реконструкция – 1) Коренное переустройство , перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования (напр., Р. предприятий, Р. города) 2) Восстановление первонач. вида, облика чего-либо по остаткам или письменным источникам (напр., Р. памятника архитектуры). 3)Р. лингвистическая – гипотич. воссоздание исчезнувших языковых форм и систем на основе их позднейших отражений и с учетом возможных путей языкового развития.
Музей – научно-исследовательское или научно -просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников истории. материальной и духовной культуры.
Экспозиция – (выставление на показ, изложение) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологич., типологич. и др.).
Экспонат – выставленный на показ предмет, выставленный для обозрения в музее или на выставке.
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Карты планет и спутников Солнечной системы
Акварельные гвоздики
Рукавичка
Мост Леонардо