Мы часто слышим: «Мойте руки перед едой! Не грызите ногти! Ешьте только чистые фрукты и овощи!» Почему? Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама ответила коротко: «Можешь заболеть».
Что же может быть причиной болезни?
Вложение | Размер |
---|---|
mikroby-nevidimki_ivanova_alena.docx | 723.24 КБ |
Муниципальное базовое образовательное учреждение «Усть-Абаканская средняя образовательная школа»
Наименование секции: Естественнонаучное направление
Медицина и Здоровье
Исследовательская работа
Тема: «Микробы - невидимки»
Автор работы:
Иванова Алёна, 5 класс,
МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
Руководитель:
Крыцина Марина Викторовна,
учитель МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»
п. Усть-Абакан
2015 г.
Содержание
1 Введение………………………………………………………….2
1.1 Гипотеза……………..……………………………………………2
1.2 Цель работы, задачи …………………………………………….3
2 Основная часть…………………………………………………...4
2.1 Открытие микробов……………………………………………..4
2.2 Места обитания микробов……………………………………...4
2.3 Питание микроорганизмов……………………………………..5
2.4 Микробы и человек……………………………………………..5
2.5 Способы защиты от вредных микробов……………………....6
3 Исследовательская часть.…………………………………….....7
4 Заключение….…………………………………………………...8
5 Приложение…….………………………………………………..9
6 Список литературы…………………………………………….11
Введение
Мы часто слышим: «Мойте руки перед едой! Не грызите ногти! Ешьте только чистые фрукты и овощи!» Почему? Мне стало интересно, что произойдет, если не соблюдать все эти правила? На этот вопрос мама ответила коротко: «Можешь заболеть».
Что же может быть причиной болезни? Оказывается, болезнь могут вызвать микробы, которые находятся на грязных руках, под ногтями, на немытых фруктах. Они окружают нас повсюду – в воздухе, в воде, в почве. Эти крошечные существа живут не только на нашей коже, но и внутри нас. Кто же они такие – микробы, которые играют такую важную роль в нашей жизни, но остаются невидимыми для нас? Когда на уроке окружающего мира мы заговорили о бактериях, мне стало интересно, и я попросила маму помочь мне познакомиться с загадочным миром микроорганизмов.
Гипотеза: Микробы действительно существуют и их можно увидеть собственными глазами.
Цель работы:
1. Познакомиться с микробами, их местами обитания
2. Узнать, какое влияние микробы оказывают на жизнь человека
3. Увидеть микробы своими глазами и показать их одноклассникам
В своей работе я поставила себе следующие задачи:
1. Изучить доступную литературу, рассказывающую о микробах
2. Провести исследование микробов и увидеть их в микроскопе
3. Узнать, как можно защититься от болезнетворных бактерий
2 Основная часть
Микробы, или ещё их называют микроорганизмами, – мельчайшие одноклеточные существа, видимые только в микроскоп при увеличении в 300-500 раз. Существует великое множество видов микробов, которые играют большую роль в круговороте веществ в природе. Наука, которая их изучает, называется микробиология. Ученые считают, что микроорганизмы играют незаменимую роль в обеспечении жизни всех растений и животных на земле, а полное исчезновение микробов вызовет гибель всей жизни на нашей планете за четыре дня.
2.1 Открытие микробов
С давних времён человек, ещё не зная о существовании микробов, широко применял их для приготовления кумыса, простокваши и других кисломолочных продуктов, получения вина, пива, уксуса, кваса. Прозорливые умы высказывали смутные догадки о существовании каких-то мельчайших невидимых переносчиков болезней. Первому приоткрыть завесу в неведомый ранее мир микроорганизмов посчастливилось Антони ван Левенгуку, жившему в 17 веке в Голландии. Еще в молодости он научился изготовлять увеличительные стекла и достиг в этом деле высокого мастерства. Его микроскоп увеличивал в 250-300 раз. Это позволило Левенгуку увидеть микробов
2.2 Места обитания микробов
С тех пор прошло почти три столетия. Микробиология расширила и уточнила факты, собранные голландским ученым. Микробиологи наших дней доказали, что нет ни одного уголка на земном шаре, где бы не встречались микроорганизмы. Их находят в глубинах мирового океана, в верхних слоях атмосферы, в почве, на всех окружающих нас предметах, в домах, на улице, в полярных льдах и жарких пустынях. Ученые уже запускают микробов в космос, наблюдая за развитием микроорганизмов в условиях невесомости.
2.3 Питание микроорганизмов
Большинство микробов питается белками, жирами и углеводами. Некоторые из них, попадая на продукты, разлагают их, в результате чего ухудшается внешний вид, вкус, запах продуктов. Микробы, живущие в воде, на поверхности и внутри живых организмов, берут питательные вещества из окружающей их среды.
2.4 Микробы и человек
Сотни видов бактерий постоянно обитают внутри человеческого организма, составляя нормальную или полезную микрофлору человека. Только в желудочно-кишечном тракте насчитывается до 400 видов. Много их в полости рта и носа, в горле. Разрушение зубов – тоже результат вредного действия микробов. Микроорганизмы, живущие внутри человека, составляют около трёх килограммов веса взрослого человека. Кожа и слизистые оболочки прямо-таки кишат микроорганизмами, большинство из них полезные, но есть и болезнетворные.
Полезные микробы – бифидобактерии, лактобактерии, бактероиды и кишечные палочки. Эти микробы являются первыми жителями нашего кишечника и начинают его заселять сразу после рождения ребёнка. Полезные микробы участвуют в пищеварении, помогают вырабатывать и усваивать витамины группы В, защищают от аллергии, поднимают иммунитет и устойчивость к инфекциям. А ещё они защищают человека от его врагов – вредных микробов. Как только по какой-нибудь причине снижается количество полезных микробов (например, приём антибиотиков), сразу «власть» переходит к вредным микробам, и в кишечнике развивается дисбактериоз.
К сожалению, существует довольно много болезнетворных микробов. Они очень усложняют человеку жизнь, а иногда и отнимают её. Например, на руке у мальчика царапина. Он поленился смазать её йодом или зеленкой, заклеить пластырем. В открытую ранку попали микробы. Через несколько дней на руке образуется гнойная рана. И только нож хирурга предотвратит опасные последствия.
Микробы приносят вред не только здоровью человека. По воздуху распространяются возбудители болезней животных и растений. Микроорганизмы вместе с пылью оседают на пищевые продукты, вызывают скисание молока, портят мясо, рыбу, масло.
2.5 Способы защиты от вредных микробов
Люди болеют. Они должны знать, почему они болеют, что они сами могут сделать, чтобы не заболеть или облегчить себе самочувствие во время болезни, ускорить процесс выздоровления. Прежде всего, соблюдать правила гигиены. Мыть руки перед едой, после посещения туалета, вернувшись с прогулки. Нельзя брать в рот посторонние предметы: ручки, карандаши, линейки, палки на улице, травинки. Всегда мойте перед едой фрукты, даже если они кажутся чистыми. Не пейте некипяченую воду из-под крана или из речки. Там тоже полно микробов. Переносчиками различных инфекций могут быть мухи, тараканы, мыши, крысы. Нужно тщательно следить, чтобы они не поселились в вашем жилище. На улице и в лесу встречаются клещи, переносящие энцефалит, а также животные, больные бешенством. Опасайтесь их укусов.
Для успешной борьбы с микробами необходимо вести здоровый образ жизни и соблюдать некоторые правила. Вы моете руки не меньше десяти раз каждый день. И делаете это автоматически, понимая, что эта мера предосторожности от воздействия болезнетворных микроорганизмов необходима. Это понимание прививается с раннего детства, как необходимый элемент культуры ежедневного быта. Благодаря такому воспитанию и каждый человек, и всё общество защищают себя от эпидемий дизентерии, холеры и т.д. Итак, несмотря на миллиарды окружающих нас недружественных микробов, быть здоровым очень просто!
3 Исследовательская часть
Чтобы наконец-то увидеть настоящих микробов, мы с мамой отправились в бактериологическую лабораторию. Там мне рассказали, что для этого микроорганизмов надо сначала вырастить. Нам дали специальные емкости для выращивания бактерий – чашки Петри, заполненные специальной питательной средой для бактерий, на которой они хорошо размножаются. Эти чашки Петри были стерильными, то есть в них никаких микробов не было, так как их обработали в специальном аппарате - автоклаве.
Рано утром перед началом уроков, когда все мои одноклассники только пришли в школу, мы провели эксперимент. Каждую чашку Петри мы разделили на участки и пронумеровали их. На каждый участок мои одноклассники делали отпечаток указательного пальца. После этого все вымыли очень тщательно руки с мылом и повторно сделали отпечаток пальца в чашку Петри.
Далее мы плотно закрыли все чашки и отнесли их в бактериологическую лабораторию. В лаборатории их поместили в термостат – это специальное оборудование, в котором поддерживается постоянная температура 37 градусов, при которой бактерии хорошо размножаются. На следующий день мы забрали чашки и с огромным удивлением увидели, что в чашках на месте отпечатков пальцев появились разные пятнышки – это были колонии микроорганизмов, которые живут на наших пальцах (см. рисунок 1 в приложении). Мы получили следующие результаты: в чашках с отпечатками пальцев до мытья рук микробов на вид было больше, чем на чашках с отпечатками после мытья. Мы провели подсчет колоний на чашках Петри с отпечатками пальцев до и после мытья рук. Полученные результаты я занесла в таблицу (см. таблицу 1 в приложении):
Из таблицы видно, что микробы живут на руках у всех, даже когда их не видно. После мытья рук количество колоний в чашках значительно уменьшилось – в среднем на 41%. Если посмотреть на разницу между мальчиками и девочками, то видно, что среднее количество колоний у мальчиков составляло 38, а у девочек 44, то есть руки у наших мальчиков чище, чем у девочек.
Далее, из колоний, выросших на чашках Петри, в бактериологической лаборатории нам приготовили препараты – это стекла, на которые нанесли предварительно убитые и окрашенные специальными красителями микроорганизмы. Эти стекла мы принесли в класс, и посмотрели в микроскопе микробов, которые живут на наших руках. Они выглядели как маленькие розовые точечки и палочки (см. рисунок 2 в приложении).
Заключение
Таким образом, моя гипотеза о том, что микробы действительно существуют и их можно увидеть собственными глазами, подтвердилась. Цели моего исследования были достигнуты – я изучила литературу о микроорганизмах и узнала о микробах много нового и интересного. Я увидела их своими глазами в микроскопе и показала их своим одноклассникам! Ребята из моего класса поняли, как важно соблюдать гигиену!
Приложение
Рисунок 1
Чашки Петри с колониями микроорганизмов до и после мытья рук
Рисунок 2
Так выглядят микробы, живущие на наших руках
Таблица Количество колоний микроорганизмов у обследуемых
до и после мытья рук
Номер обследуемого | Пол | Количество колоний до мытья рук | Количество колоний после мытья рук | На сколько % уменьшилось |
1 | жен | 61 | 42 | 35 |
2 | жен | 62 | 36 | 42 |
3 | жен | 54 | 21 | 62 |
4 | жен | 60 | 44 | 27 |
5 | жен | 25 | 18 | 28 |
6 | жен | 47 | 18 | 62 |
7 | жен | 57 | 36 | 37 |
8 | муж | 70 | 37 | 48 |
9 | муж | 26 | 19 | 27 |
10 | муж | 36 | 22 | 39 |
11 | муж | 28 | 16 | 43 |
12 | муж | 32 | 20 | 38 |
13 | жен | 43 | 10 | 77 |
14 | жен | 24 | 20 | 17 |
15 | жен | 42 | 38 | 10 |
16 | жен | 35 | 9 | 74 |
17 | жен | 28 | 26 | 7 |
18 | жен | 23 | 20 | 13 |
19 | жен | 48 | 30 | 37 |
Среднее количество 42 | Среднее количество 25 | Средний % уменьшения 41 |
Список литературы
1.Большая детская иллюстрированная энциклопедия. Москва. Эгмонт Россия ЛТД. 2001
2. Большая иллюстрированная энциклопедия эрудита. Москва. Махаон. 2004
3. www.corporacioa.ru
4. www.vofka.com
5. hppt.courtesyphoto.euа.
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
Госпожа Метелица
Ель
Интересные факты о мультфильме "Моана"