В работе повествуется о судьбе семьи (нескольких поколений). Какова судьба семьи в истории страны? Как исторические события повлияли на человеческие судьбы?На эти и другие вопросы попытался найти ответы ученик.
Вложение | Размер |
---|---|
vi_respublikanskie_detskie_i_yunosheskie_stefanovskie_chteniya.docx | 23.43 КБ |
Одинцова О.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №12 » г.Сыктывкара ©
VI Республиканские детские и юношеские Стефановские чтения
История семьи в судьбе страны.
Судьбы у людей разные…
Работа ученика 8 «в» класса МОУ «СОШ №12»
города Сыктывкара Одинцова Максима.
Руководитель – Одинцова О.А.
Сыктывкар, 2010.
Цель работы:
Судьбы у людей разные…
И что мне малые напасти
И незадачи на пути,
Когда я знаю это счастье –
Не мимоходом жизнь пройти.
А. Т. Твардовский.
Историю творят люди. У каждого человека своя судьба. Мне бы хотелось перелистать страницы жизни Модяновой- Курдюковой Риммы Андреевны.
Первая страница «О рождении, о силе Любви и жизни».
На древе жизни зеленый лист пробился…
Любой прожилкой он неповторим.
Человечек в семье у нас родился –
Нежно мы склоняемся над ним.
История, связанная с рождением Риммы Андреевны, похожа на легенду. Июнь 1937 года. В семье Модяновых ждут пополнения. Чудо рождения произошло 20 июня. Родились тройняшки. Детки были слабенькие. Двоим не суждено было выжить, а в третьей, самой крошечной девочке, казалось, теплилась жизнь.
Горячо молилась за внучку бабушка. Тихо, печально, с опухшими от слез глазами мать молила Бога о жизни для малышки.
Священник отказался крестить:
- Не жилец она, - говорил, - кулыштас кагаыд, Санюк.
Но разве может умереть любовь?
Любили и надеялись. Андрей Васильевич нежно обнял жену: «В больницу надо, Саня, в город», - сказал, как отрезал.
… Это из Усть-Усы… в город… в Сыктывкар… Легко сказать. Связь – только по Усе. Согласились помочь местные рыбаки (везли в город рыбу на продажу).
Опасное предстояло путешествие.
…В тот год (несмотря на июнь) на Усе поздно пошел лед, разлилась река как море, словно поспорить захотела с красавицей Печорой.
Плыли медленно, льды сопровождали лодку. Две женщины – Наталья Поликарповна и Александра Ивановна - согревали дитя своим дыханием и любовью.
Рыбаки, народ добрый, но суровый, ворчали:
-Не довезем живую, бабоньки…
Любовно прижимала Саня дитятко свое к груди, плакала, склонившись над малышкой. Рядом молилась Наталья Поликарповна.
Горячие ли молитвы, святая ли любовь материнская, добрые ли руки врачей? Что помогло выжить девочке? В крохотном тельце пробилась, как зеленый листочек, сила жизни!
- В рубашке родилась, - сказал доктор, провожая счастливую мать.
На древе жизни зеленый лист пробился…
…Человечек в семье у нас родился.
Чудо рождения произошло накануне Дня Ангела святой Риммы – 3 июля. Это день именин.
Это праздник светлый
И дня Рождения главней,
Потому что он приметней
Святостью своей.
Римма – красивым редким именем крестили желанную девочку.
Имя связано с названием древнего великого города Рим.
Какова же тайная власть этого имени? Какими качествами, какими склонностями, каким мастерством наградило имя девочку Римму? Об этом узнаем со следующих страниц.
Вторая страница посвящается духовной, сердечной связи с родителями, детством, юностью.
Это надежная, незримая нить, связывающая семью. Кто-то из очень мудрых людей сказал, что человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже. Наши корни – это наши родители, деды, прадеды.
Римма Андреевна родилась в трудовой семье. Отец Андрей Васильевич проработал в лесной промышленности республики, мать Александра Ивановна была делопроизводителем. По долгу службы Андрея Васильевича семье приходилось часто переезжать с места на место. Это создавало неудобства, но семья не унывала. На любом месте легко уживались, на работе Модяновых ценили, они пользовались авторитетом.
В годы войны( 1942-1943) Александра Ивановна работала инспектором в отделе НКВД в поселке Вожайель. Она лично видела многих умнейших людей страны, которые были репрессированы. Среди них находился Константин Рокоссовский ,который работал в бане. Позже маршал был восстановлен в правах.
В годы войны Андрей Васильевич в звании офицера сражался на передовой. Был ранен. И до конца жизни прожил с пулей в легком. Находясь вдали от родных, думал все о детях. Какой заботой и нежностью наполнены письма жене с фронта: «Продай все, но сбереги детей. Ничего не жалей. Вернусь – все наживем». Удивительно сочетались в человеке строгость и принципиальность, шутка и деловитость. Эти же качества воспитал у своих детей. А в семье их было четверо. Римма была третьим ребенком.
С детства девочка привлекала внимание окружающих умом, наблюдательностью, трудолюбием. Всегда хорошо училась. Бралась за любую работу: скоблила полы, таскала дрова, носила воду, нянчилась с младшей сестрой. Это все дома. А в школе (пошла она в 1945 году) с ребятами осенью ходила в «Колхоз им. Сталина» (сейчас это район Орбита). Полуголодные ученики собирали колоски и сдавали государству. Соревновались ребята между собой: кто больше сдаст. Чувство голода не покидало детей никогда.
Однажды, вспоминает Римма Андреевна, старшая сестра потеряла все продуктовые карточки. Значит, весь месяц большая семья останется без продуктов. Сколько слез было пролито! Но мир не без добрых людей. Сочувствие, взаимовыручка пришли на помощь.
Детство, детство…
Душа не забыла этот край:
И дремуч, да хорош…
Предисловие к жизни то было,
Без которого жизнь не поймешь.
Следующая страничка «Учительство».
Учительская деятельность Риммы Андреевны начиналась в селе Куратово. Можно представить, как волновалась молоденькая учительница, войдя первый раз в класс. Романтичная, изящная, влюбленная в литературу.
С любопытством, настороженно смотрели на горожанку учительницу девчонки и мальчишки. С неменьшим интересом разглядывала учительница свою будущую рать, тьмою покрытую…
- Ребята! Ученье-свет, а неученье-тьма, - говорила учительница. – Сядем, братия, за свои парты, как на борзых коней, да отведаем «гранит науки».
Может быть, совсем не так начала свой первый урок Римма Андреевна, но признали ее куратовские ученики, полюбили. До сих пор помнят, встречаются.
Во многих школах города работала Римма Андреевна: в школах 35, ГПТУ-22, Национальной гимназии. В каждой школе оставила яркий, заметный след – с большим вкусом оформленные кабинеты коми культуры, литературы, богатый дидактический материал, пособия по методике.
Римма Андреевна – Ветеран Труда, Отличник народного просвещения, награждена грамотами, имеет множество благодарностей.
Разве награды могут оценить труд учителя? По-настоящему могут признать и оценить труд учителя ученики.
Не одно поколение учеников воспитала и выучила Римма Андреевна. Разные специальности, профессии выбрали ученики, но с одинаковой благодарностью и теплотой отзываются они:
Спасибо Вам, поклон от нас земной…
Храним мы в памяти полет листвы.
И Пушкин с нами был, и был Толстой,
Спасибо Вам за то, что были Вы.
«Право Римское для счастья» - так назовем следующую страничку.
Знала, как любовь беречь, лелеять,
Растить детей, от бед оберегать,
Какой заботой это мерять
И красотою женской расцветать.
Право Римское для счастья ей дано…Это о Римме Андреевне. Счастлива она как жена, мать, бабушка. Вместе с мужем Александром Александровичем воспитали двух дочерей.
В чертах вот этих двух созданий
И в блеске девичьих очей
Молодость, любовь и обаянье
И продолженье незабвенных дней.
Младшая дочь продолжает дело своей мамы. Работает учителем в школе. И так же, как и мама, говорит: «Ребята, в знании-сила». Вместе с учениками познает мир, совершает открытия.
Римма Андреевна и сейчас в постоянной заботе о внуках, детях, муже. Она искренне признается:
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла,
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.
У каждого человека своя дорога, своя судьба. Римма Андреевна-человек интересной судьбы. Но мне она особенно дорога, потому что она моя любимая бабушка.
Как нарисовать небо акварелью
Самый главный и трудный вопрос
Огонь фламенко
"Не жалею, не зову, не плачу…"
У меня в портфеле