статья на тему как р.п. Средняя Ахтуба Волгоградской области связан с казачеством
Вложение | Размер |
---|---|
ekho_kazachestva_nad_sredney_akhtuboy.odt | 23.67 КБ |
Тема: Эхо казачества над Средней Ахтубой
Автор: Чумаков Дмитрий
уч-ся 2-го курса
Среднеахтубинского
профессионального
училища №50
Возраст: 17 лет
тел.: 8-902-311-54-66
Консультант: Видюкова Ю.М.
р.п. Средняя Ахтуба
2014
Оглавление
Введение
Каждый культурный человек обязан знать историю своего края. У нашего края большая и интересная история. Александр Сергеевич Пушкин утверждал: «Уважение к минувшему-вот черта, отличающая образованность от дикости». Моя малая родина-это рабочий поселок Средняя Ахтуба, расположен он на территории Волгоградской области между городами Волгоград и Волжский, на берегу одноименной реки. Это очень живописное место. Общая площадь поселка занимает 2038,5 км². К сожалению до наших дней не сохранилось документов, рассказывающих о том, как именно была основана Средняя Ахтуба.
Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 140 028 казаков (т. е. людей, называющих себя казаками), из них 95,5 % - в Южном федеральном округе. Абсолютным лидером здесь является Ростовская область, там живёт 62,5 % казаков России. Значительную часть казаков приняли у себя Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края - 14,7, 12,5 и 2,8 % соответственно.
Таким образом известно, что в Волгоградской области проживает приблизительно 12,5 % казаков от 100% населения. Преимущественно родиной казаков в нашей области являются: Урюпинский, Иловлинский, Кумылженский, Калачевский районы.
Мой родной поселок не относится к казачьим станицам, он не является казачьим округом в принципе! Но, здесь есть одно но...почему на главной площади Средней Ахтубы, перед зданием администрации красуется памятник народному герою, атаману-казаку Степану Разину? Попробую разобраться в этом. Каким образом связано имя знаменитого казака с моим родным поселком?
Происхождение казачества
Существует множество теорий возникновения казачества. Так украинский политик и историк В. М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами.
По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот - «разбойник». Также - «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. Итак казаки-свободные люди, промышляющие с оружием, коим был и Степан Разин.
Степан Разин
Кто же он такой? Степан Разин родился в зажиточной казачьей семье в станице Зимовейская на Дону (там же позднее родился Емельян Пугачев), после подавления восстания Пугачёва переименованной в станицу Потёмкинская. В настоящее время это станица Пугачевская Котельниковского района Волгоградской области. Владел калмыцким и татарским языками. Имел среди казаков кличку «Тума» (полукровка, метис).
На страницах истории Разин является в 1652 году. К этому времени он был уже атаманом и действовал как один из двух полномочных представителей донского казачества; по-видимому, военный опыт и авторитет его в кругу донцов был к этому времени уже велик. Видным казачьим предводителем был также старший брат Разина-Иван. В 1661 году Степан Разин вместе с Федором Буданом и несколькими донскими и запорожскими казаками вел переговоры с представителями калмыков о мире и о совместных действиях против ногайцев и крымских татар. В 1663 году он во главе отряда донских казаков совместно с запорожцами и калмыками ходил в поход против крымских татар под Перекоп. В 1665 году царский воевода князь Ю. Долгорукий во время одного из конфликтов с донскими казаками, желающими во время несения царской службы уйти на Дон, велел казнить Ивана Разина, старшего брата Степана. Это событие повлияло на дальнейшую деятельность Разина: стремление отомстить Долгорукову и царской администрации соединилось с желанием вольной и благополучной жизни для казаков, находившихся под его началом. Вскоре, по-видимому, Разин решил, что казацкий военно-демократический строй следует распространить на всё Российское государство.
Разинское движение было результатом обострения социальной обстановки в казачьих областях, прежде всего на Дону, в связи с притоком беглых крестьян из внутренних уездов России после принятия Соборного уложение 1649 года и полного закрепощения крестьян. Пришедший на Дон крестьянин становился казаком, но он, в отличие от многих «старых» казаков, не имел корней в крае, не располагал имуществом, назывался "голутвенным» казаком, и, стоя особняком от казаков старожилых и коренных, с неизбежностью тянулся к такой же голытьбе, как и он сам. С ними он ходил в воровские походы на Волгу, куда тянула нужда и стремление к столь необходимой для казака славе. «Старые» казаки тайно снабжали голытьбу всем необходимым для воровских походов, а те по возвращении отдавали им часть своей добычи. Поэтому воровские походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого. В них происходило сплочение голытьбы, осознание ею своего особого места в рядах казачьего сообщества. По мере своего численного увеличения за счет вновь прибывавших беглых людей она все активнее заявляла о себе.
В 1667 году предводителем казаков стал Степан Тимофеевич Разин. Всего весной 1667 года вблизи Волго-Донской переволоки у городков Паншина и Качалина собралось 600—800 казаков, но к ним прибывали все новые люди, и число собравшихся возросло до 2000 человек.
По своим целям это был обычный казачий поход «за зипунами» с целью взятия военной добычи. Но он отличался от аналогичных предприятий своими масштабами. Поход распространился на нижнюю Волгу, на Яик и в Персию, носил характер неповиновения правительству и блокировал торговый путь на Волгу. Все это неизбежно вело к столкновениям столь крупного казачьего отряда с царскими воеводами и к превращению привычного похода за добычей в восстание, поднятое казацкой голытьбой.
Поход начался 15 мая1667 года. Через реки Иловлю и Камышинку разинцы вышли на Волгу, выше Царицина они ограбили торговые суда гостя В. Шорина и других купцов, а также суда патриарха Иоасафа. Казаки расправлялись с начальными людьми и приказчиками. Все это ещё находилось в пределах того, что обычно делали казаки на Волге. Но последующие действия разинцев вышли за рамки обычного казачьего воровства и превратились в антиправительственное выступление.
Зиму разинцы провели на Яике, а весной 1668 вышли в Каспийское море. Ряды их пополнялись казаками, прибывшими с Дона, а также черкесами (жители Северного Кавказа) и жителями русских уездов. На Каспии вблизи персидского города у казаков произошел бой с шахскими силами. Бой был тяжелый, и разинцам пришлось вступить в переговоры. Но прибывший к шаху Сулейману посланник русского царя Пальмар привез царскую грамоту, где сообщалось о выходе в море воровских казаков. В грамоте предлагалось персам, чтобы они «побивали бы их везде и смертию уморяли без пощады». Переговоры с казаками были прерваны. По приказу шаха казаков перековали, а одного затравили собаками. В ответ разинцы взяли Фарабат. Они зимовали близ него, сделав укрепленный городок.
Весной 1669 казаки выдержали несколько боёв в «Трухменской земле», где погиб друг Разина Сергей Кривой, а затем у Свиного вблизи Баку подверглись нападению большого шахского флота под командованием Мамед-хана астаринского — произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у свиного острова, Сафавиды сцепили свои суда цепями, чтобы окружить казачий флот. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, после чего уничтожили весь его флот. Именно в этом сражении (у Свиного острова) в плен к разинцам попали сын и дочь командующего персидским флотом — дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин, впоследствии, как поётся в известной песне «Из за острова на стрежень…», бросил с корабля в воду.
Но и после победы положение каза́ков оставалось сложным. Следовало ожидать подхода новых сафавидских сил. Поэтому разинцы отправились к Астрахани.
Вступив в переговоры с астраханскими воеводами, Степан Разин добился того, что его с почётом принимал главный воевода князь И. Прозоровский и пропускал на Дон, а казаки должны были отдать пушки, пленных и часть добытой в походе рухляди. Но казаки уклонились от выполнения своих обещаний. В сентябре они прибыли на Дон.
Весной 1670 Разин организовал новый поход на Волгу, имевший уже характер открытого восстания. Он рассылал «прелестные» (прельстительные) письма, в которых призывал на свою сторону всех ищущих воли и желающих служить ему. Он не собирался (по крайней мере, на словах) свергать царя Алексея Михайловича, однако объявил себя врагом всей официальной администрации— воевод, дьяков, представителей церкви, обвинив их в «измене» царю. Разинцы распустили слух, что в их рядах находятся царевич Алексей Михайлович(в действительности умерший в Москве 17 января 1970 года) и патриарх Никон(в то время находившийся в ссылке). Во всех занятых разинцами городах и крепостях вводилось казачье устройство, представителей центральной власти убивали, канцелярские бумаги уничтожались. Купцов, следовавших по Волге, задерживали и грабили.
Поход Разина на Волгу сопровождался массовыми восстаниями крепостных крестьян в недавно закрепощённых областях Поволжья. Здесь вожаками выступали, разумеется, не сам Разин и его казаки, а местные казачьи предводители. Отложились от царя и начали восстание также большие группы поволжских народов: марийцев, чувашей, татар, мордвы.
Захватив Астрахань, Царицын, Саратов, Самару а также ряд второстепенных крепостей, Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г. Между тем правительство направило для подавления восстания 60-тысячное войско. 3 октября 1670 г. под Симбирском правительственное войско под командованием воеводы Юрия Барятинского нанесло разинцам жестокое поражение. Степан Разин был тяжело ранен (4 октября 1670 года) и был вывезен преданными ему казаками на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, из которого год назад начал свой поход. Он рассчитывал вновь собрать своих сторонников. Однако домовитые казаки во главе с войсковым атаманом Корнилой Яковлевым, понимая, что действия Разина могут навлечь царский гнев на всё казачество, 13 апреля 1671 года взяли штурмом Кагальницкий городок и после жестокого боя на следующий день пленили Разина и впоследствии выдали его царским воеводам.
В конце апреля 1671 года Разин вместе с младшим братом Фролом (Фролкой) донскими властями был выдан царским воеводам — стольнику Григорию Косоговуи дьяку Андрею Богданову, которые доставили их в Москву ( 2 июня). Разин был подвергнут жестоким пыткам, во время которых сохранял непоколебимое мужество.
Степан Разин 6июня 1671 года после оглашения приговора был четвертован на эшафоте на Болотной площади.
Красивая легенда
Вспомнив биографию Степана Разина вернемся к нашему главному вопросу. Как этот персонаж связан с историей возникновения Средней Ахтубы? Обратившись в центральную библиотеку и местный краеведческий музей я выяснил следующую информацию:
В рукописях Г.С. Генералов ( мой земляк, краевед-исследователь (1902-1997)) особо упоминает о предании, рассказанном Ларионом Семеновичем Смолиным. «Человек Разин был бывалый. Всю жизнь батрачил. В погоне за работой бывал и в Дербенте, и в Астрахани. Много видел всякого, и хорошего и плохого. Рассказывать он умел. В один из зимних вечеров, когда на дворе бушевала метель и выйти было некуда, мы просили деда Ларю рассказать, как возникло наше село. И вот как мне запомнился этот рассказ-предание»,- пишет Г.А. Генералов . А вот и рассказ деда Лари. « Основание нашему селу положил сам Степан Тимофеевич Разин. Было это весной, в мае месяце, в тот год, когда он пробирался на Каспий, пошуровать купчишек и ханов. Силушки у него было маловато. Сот шесть казаков-удальцов. Попробовал он взять штурмом Царицынскую крепость. Не вышло! В Царицыне пушек и стрельцов хватало. Тогда он послал к воеводе своего верного товарища Ваську Уса с предложением, что он, Разин, уйдет из-под Царицына, если воевода даст ему пороха и инструмент кузнечный и плотницкий. Воевода дал согласие и отправил казаку все, что он просил. Получив это, Разин поплыл в обход Царицынской крепости по нашей Ахтубе. Легенда гласит, что в мае 1668 года Степан Разин со своими соратниками плыл в челне по весенней, широкой от половодья, реке Ахтубе и сделал остановку на высоком яру. Несколько его товарищей оставили атамана и поселились здесь навсегда. Оставил Разин новоселам ружья, сабли, пики, порох, свинец на пули, хлеб, соль и два легких челна. Прощаясь с оставшимися, Степан Тимофеевич поплыл по Ахтубе и ее ерикам на Черный яр. В половодье по ахтубинским ерикам можно плыть до самого Бузина, который до самой Астрахани протекает. К ним постепенно присоединялись крестьяне, сбегавшие от помещиков в поисках лучшей доли.
Поселение назвали Нижним безродным городком. А улица, по которой триста лет назад проходило русло полноводной Ахтубы, теперь называется улицей Степана Разина." К 1758 году у реки проживало уже 3000 семей.
В 1928 году село переименовали в рабочий посёлок. Он стал центром образованного в это же время Среднеахтубинского района.
Заключение
Памятник основателю Средней Ахтубы Степану Разину установлен по инициативе главы Среднеахтубинского муниципального района В.А.Романова в 2008 году на центральной площади рабочего посёлка. Автор скульптурного сооружения – заслуженный художник России С.А.Щербаков. Вот так не являясь казачьим округом, и мой родной поселок-Средняя Ахтуба имеет в своей истории частицу из истории казачества.
Список литературы и источников :
1.По следам Разина А.М. Марков Волгоград 1980г
2.Среднеахтубинская летопись Г.А. Генералов 1982г
За чашкой чая
Стеклянный Человечек
Как Дед Мороз сделал себе помощников
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Зимний лес в вашем доме