В настоящее время психологи самых разных направлений называют тревогу проблемой современности. Тревогу рассматривают как психологическое состояние, выражающиеся в переживаниях, опасениях и в нарушении покоя, вызываемое вероятными неприятностями. Это неопределенное беспокойство, ожидание фрустрации механизма психологического стресса, или ощущение какой-либо угрозы, характер и время возникновения которой непредсказуемы. Возникновению все новых тревог и страхов, как у отдельных людей, так и у общества в целом, способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность.
Еще несколько десятилетий назад тревога не играла столь важную роль в жизни человека, как в наши дни. Но, несмотря на распространенность и многочисленные исследования данной проблемы, тревожность юношеского возраста изучена недостаточно. Вот почему мы обратились к этой теме.
Цель исследования: Выявление основных причин тревожности у старшеклассников.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по тревожности;
- Ознакомиться с проявлениями тревожности в юношеском возрасте;
- Разработать анкету по выявлению причин юношеской тревожности;
- Провести диагностическое исследование и проанализировать результаты;
- Предложить рекомендации по преодолению тревожности.
Объект: Состояние тревожности старшеклассников
Предмет: Причины тревожности в юношеском возрасте
Гипотеза: Большинство людей юношеского возраста имеют высокий уровень тревожности в актуальных жизненных сферах.
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_trevozhnosti_v_yunosheskom_vozraste.doc | 215 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 г. Выксы Нижегородской области
Причины тревожности в юношеском возрасте
Работу выполнили:
обучающиеся 10А класса
Ершова Татьяна Юрьевна,
Селезнева Татьяна Николаевна
Научный руководитель:
Педагог-психолог МБОУ СОШ №8
Савенкова Анна Владимировна
Нижегородская область
г. Выкса
2014
Оглавление
Аннотация …………………………………………………………………… Введение …………………………………………………………………….. ГЛАВА I. Тревожность в юношеском возрасте ...…......................……… I.1. Состояние тревоги ………………………..……………………..……… I.1.1. Причины тревоги ……………………………………………………... I.1.2. Уровни тревожного состояния ………………………………………. I.2. Понятие тревожности ……………...…………………………………… I.2.2. Тревожность как личностная характеристика ……………………… I.3. Тревожные расстройства и их причины……………………………….. I.4. Психологическая характеристика юношеского возраста ...………….. I.5. Тревожность старшеклассников…………………….………..………... ГЛАВА II. Изучение причин тревожности в юношеском возрасте..……. II.1. Программа экспериментального исследования …....………………... II.1.1. Целеполагающая структура эксперимента ………………………… II.1.2. Обоснование выбора методик ………………………………………. II.2. Анализ экспериментальных данных …………………………………. II.2.1. Общая психолого-педагогическая характеристика группы ………. II.2.2. Анализ результатов проведенного исследования …………………. Заключение ………………………………………………………………….. Литература …………………………………………………………………... Приложение …………………………………………………………………. | Стр 3 4 5 5 5 6 7 8 10 12 13 18 21 21 21 22 22 22 25 30 31 33 |
Аннотация
В настоящее время психологи самых разных направлений называют тревогу проблемой современности. Тревогу рассматривают как психологическое состояние, выражающиеся в переживаниях, опасениях и в нарушении покоя, вызываемое вероятными неприятностями. Это неопределенное беспокойство, ожидание фрустрации механизма психологического стресса, или ощущение какой-либо угрозы, характер и время возникновения которой непредсказуемы. Возникновению все новых тревог и страхов, как у отдельных людей, так и у общества в целом, способствуют сложности цивилизации, быстрота изменений, происходящих в современном обществе, а также частичный отказ от религиозных и семейных ценностей. Современный школьник развивается в мире неопределённости и противоречий. Переходное состояние нашего общества способствует отклоняющемуся эмоциональному развитию личности. Наиболее общим показателем эмоционального неблагополучия является личностная тревожность.
Еще несколько десятилетий назад тревога не играла столь важную роль в жизни человека, как в наши дни. Но, несмотря на распространенность и многочисленные исследования данной проблемы, тревожность юношеского возраста изучена недостаточно. Вот почему мы обратились к этой теме.
Цель исследования: Выявление основных причин тревожности у старшеклассников.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ литературы по тревожности;
- Ознакомиться с проявлениями тревожности в юношеском возрасте;
- Разработать анкету по выявлению причин юношеской тревожности;
- Провести диагностическое исследование и проанализировать результаты;
- Предложить рекомендации по преодолению тревожности.
Объект: Состояние тревожности старшеклассников
Предмет: Причины тревожности в юношеском возрасте
Гипотеза: Большинство людей юношеского возраста имеют высокий уровень тревожности в актуальных жизненных сферах.
Введение
Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых как в отечественной психологии (Н.А. Аминов, В.М. Астапов, В.А. Бакеев, В.К. Вилюнас, Ю.М. Забродин, Н.В. Имедадзе, Н.Д. Левитов, О.Г. Мельниченко и др.), так и за рубежом (Х. Айзенк, Р. Кеттелл, Е. Левитт, О. Маурер, У. Морган, К. Спенс, Ч. Спилбергер, Дж. Тэйлор, З. Фрейд, К. Эликсон и др.). Они придают большое значение исследованию состояния тревоги, являющемуся универсальной формой эмоционального предвосхищения неуспеха, которое участвует в механизме саморегуляции, способствуя мобилизации резервов психики и стимулируя поисковую активность (А.Е. Ольшанникова, И.В. Пацявичус).
С другой стороны, известно, что за границами оптимальных значений тревога оказывает негативное влияние на поведение и деятельность индивида (В.А. Бодров, Е.А. Калинин, О.С. Никитина, Ч. Спилбергер, Б.А. Вяткин). Поскольку юношеский возраст – период становления личности, хроническое переживание тревоги как неравновесного состояния и постоянная готовность к его актуализации могут стать причиной формирования такого новообразования личности, как тревожность (А.И. Захаров, Л.В. Макшанцева, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др.). Доказано, что завышенная тревожность является негативной характеристикой и неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности человека (Г.Ш. Габдреева, Х. Граф, Н.В. Имедадзе, У. Морган, Дж. Саразон, Дж. Тэйлор и др.). Это обуславливает необходимость изучения уровня тревожности в юношеском возрасте, а также создания эффективных методов коррекции высокой тревожности.
ГЛАВА I. Тревожность в юношеском возрасте
I.1. Состояние тревоги
Состояние тревоги, беспокойства впервые выделил и акцентировал Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности, все это основывается на внутренних причинах. Фрейд рассматривал тревожность как симптоматическое проявление внутреннего эмоционального конфликта, вызванного тем, что человек бессознательно подавляет в себе ощущения, чувства или импульсы, которые являются для него слишком угрожающими или раздражающими. С возникновением тревоги происходит усиление поведенческой активности, изменение самого характера поведения, включаются дополнительные физиологические механизмы адаптации к изменившимся условиям [14].
Чаще всего термин "тревога" используется для описания неприятного по своей окраске психического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны сопровождается активизацией автономной нервной системы. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики.
Тревога — отрицательно окрашенная эмоция, выражающая ощущение неопределённости, ожидание негативных событий, трудноопределимые предчувствия. В отличие от причин страха, причины тревоги обычно не осознаются, но она предотвращает участие человека в потенциально вредном поведении, или побуждает его к действиям по повышению вероятности благополучного исхода событий.
I.1.1. Причины тревоги
Причины, вызывающие тревогу и влияющие на изменение её уровня, многообразны и могут лежать во всех сферах жизнедеятельности человека. Условно их разделяют на субъективные и объективные причины. К субъективным относятся причины информационного характера, связанные с неверные представлением об исходе предстоящего характера, приводящие к завышению субъективной значимости исхода предстоящего события. Среди объективных причин, вызывающих тревогу, выделяют экстремальные условия, предъявляющие повышенные требования к психике человека и связанные с неопределённостью исхода ситуации.
Тревога обычно обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии, и невозможностью идентифицировать источник опасности. Она может проявляться как:
• беспомощность;
• неуверенность в себе;
• ощущение бессилия перед внешними факторами вследствие преувеличения их могущества и угрожающего характера.
I.1.2. Уровни тревожного состояния
Ф.Б. Березин отметил, что состояние тревоги – это эмоциональные состояния, закономерно сменяющие друг друга по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревоги:
1) Первый уровень – наименьшая интенсивность тревоги, выражается в переживаниях напряжённости, настороженности, дискомфорта. Это ощущение не несёт признака угрозы, а служит сигналом скорого наступления более выраженных проявлений тревоги. Данный уровень тревоги имеет наиболее адаптивное значение.
2) На втором уровне ощущение внутренней напряжённости сменяют гиперестезические реакции или же они присоединяются к нему. Ранее нейтральные стимулы приобретают значимость, а при усилении отрицательную эмоциональную окраску.
3) Третий уровень – собственно тревога. Проявляется в переживании неопределённой угрозы, чувства неясной опасности.
4) Четвёртый уровень – страх. Возникает при нарастании тревоги и проявляется в опредмечивании, конкретизации неопределённой опасности. При этом объект, с которым связывается страх, не обязательно отражает реальную причину тревоги, действительную угрозу.
Многие ученые и исследователи, занимавшиеся проблемой тревоги, – например, Зигмунд Фрейд, Курт Гольдштейн, Карен Хорни и Карл Ясперс (он ввел в психиатрию базовый критерий разграничения тревоги и страха)– согласно утверждают, что тревога является расплывчатым опасением и что главное отличие страха от тревоги заключается в том, что страх представляет собой реакцию на конкретную опасность, страх соотносится с определенным стимулом и объектом, в то время как объектом тревоги является опасность неконкретная, "неопределенная", "лишенная объекта", тревога ощущается вне связи с каким-нибудь стимулом. Такой подход наиболее распространен.
5) Пятый уровень – ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, которое возникает в результате постепенного нарастания тревоги и выражается в чувстве ужаса. При этом данное переживание связано не с содержанием чувства, а лишь с нарастанием тревоги. Подобное переживание может вызвать неопределённая, но очень сильная тревога.
6) Наиболее высокий уровень – тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске помощи. Дезорганизация поведения и деятельности вызывается тревогой, достигает при этом своего максимума [5].
I.2. Понятие тревожности
Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, т.е. состояние полного душевного, физического и социального благополучия. Если человек попадает в ситуацию дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, т.е. человек, реагирует на эту ситуацию негативными переживаниями, которые, в свою очередь, вызывают тревожность.
Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, которая представляет собой эмоциональное состояние [6]. Состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии – активацией нервной вегетативной системы. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
На физиологическом уровне тревожность проявляется в:
• усилении сердцебиения;
• учащении дыхания;
• увеличении минутного объёма циркуляции крови;
• возрастании общей возбудимости;
• снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне тревога ощущается как:
• напряжение;
• озабоченность;
• нервозность;
• чувство неопределённости;
• чувство грозящей опасности, неудачи;
• невозможность принять решения и др.
Определённый уровень тревожности – естественная и обязательная характеристика активной деятельности личности [6]. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
I.2.1. Категории и формы тревожности
Существует две основные категории тревожности:
Внутри этих категорий выявлены различные формы тревожности. В частности, выделяются три формы открытой тревожности:
1) острая, нерегулируемая; самостоятельно справиться с ней индивид не может (встречается во всех возрастах).
2) регулируемая и компенсируемая тревожность – встречается в младшем школьном и раннем юношеском периоде; отличается способностью вырабатывать достаточно эффективные способы, позволяющие справиться с тревожностью, среди них - снижение уровня тревожности, использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.
3) культивируемая – в этом случае тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, которое позволяет добиться желаемого (наблюдается в старшем подростковом возрасте). Она выступает в нескольких вариантах - может признаваться индивидом как основной регулятор его активности; может выступать как мировоззренческая и ценностная установка; может проявляться в поисках определенной выгоды через усиление симптомов.
Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере – частная, «связанная» (школьная, экзаменационная, межличностная) и общая, «разлитая» - свободно меняющая объекты в зависимости от изменения значимости для человека.
Различается также адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в какой-либо области и неадекватная (собственно тревожность) – в благополучных для индивида областях действительности.
I.2.2. Тревожность как личностная характеристика
Тревожность является целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей.
Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза; становление тревожности как свойства личности происходит в подростковом и закрепляется в юношеском возрасте [3].
Тревожность оказывает негативное воздействие на личностное развитие; наличие тревожности указывает на его неблагополучие. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, обусловленная действием защитных механизмов, таких, как вытеснение, и представляющая собой отсутствие тревоги даже в потенциально опасных ситуациях.
Устойчивая личностная тревожность возникает у людей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни чёткого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего Я. Такая тревога обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает.
Высокая тревожность становится причиной дезадаптации и погружения в свой внутренний мир. Человек становится хамелеоном по принципу: «Я – как все». Он может стать и агрессивным, потому что агрессивность снижает тревогу. В поведении это проявляется повышенной грубостью, ершистостью и т.д. При усилении тревоги у человека появляется ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы, невозможности избежать опасности.
Личности, относящиеся к категории высоко тревожных, склонны видеть в широком диапазоне ситуаций угрозу для их самооценки и жизнедеятельности. На такие ситуации они реагируют выраженным состоянием напряжённости.
Наиболее высокий уровень тревоги – тревожно-боязливое возбуждение, которое выражается в потребности двигательной разрядки, паническом поиске выхода и ожидании помощи. Если же человек этой помощи не получает, то дезорганизация поведения и деятельности достигает своего максимума. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием в наиболее значимых сферах деятельности и общения, либо существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, неадекватного развития самооценки и т.п.
Подобную тревожность часто испытывают успешные, ответственные и дисциплинированные люди. Однако это видимое благополучие достаётся им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У них отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психические нарушения. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточно сильной неуверенности в себе. При таком конфликте появляется стремление к тому, чтобы добиться успеха во всех сферах, но он же мешает правильно оценить успехи, порождая чувство постоянной неудовлетворённости, неустойчивости, напряжённости. Это ведёт к гипертрофии потребности в достижении. Отмечаются перегрузка и перенапряжение, выражающиеся в нарушениях внимания, снижении работоспособности, а также повышенной утомляемости. Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий – дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности.
I.3. Тревожные расстройства и их причины
Тревожность входит в качестве одного из основных компонентов в посттравматический синдром, т.е. комплекс переживаний, обусловленных психической или физической травмой. С тревожностью связаны также такие психические расстройства, как фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др.
Тревожные расстройства – группа психических заболеваний, характеризующихся различными сочетаниями таких признаков, как крайнее беспокойство и страх, мышечное напряжение, физиологические симптомы возбуждения и подозрительное отношение к окружающему [8]. Мышечное напряжение выражается в дрожи, неусидчивости, мышечных зажимах и утомляемости. Физиологические симптомы возбуждения включают учащенное сердцебиение, одышку, ощущение сдавливания в груди или в горле, влажность ладоней и головокружение. Подозрительное отношение к окружающему проявляется в нервозности, раздражительности, трудностях засыпания, неспособности сосредоточиться.
Такие состояния отмечаются и у здоровых людей, т.е. они далеко не всегда свидетельствуют о психическом заболевании. Тревожное расстройство диагностируется, когда многие из этих симптомов выражены одновременно в течение по меньшей мере нескольких недель (постоянно или периодически) и в такой степени, что это препятствует нормальному функционированию личности. Так, у многих людей периодически возникают трудности засыпания, однако только в том случае, когда эти трудности сохраняются несколько недель и связаны с постоянным беспокойством и страхом, речь может идти о тревожном расстройстве.
Существует много психологических и биологических теорий, объясняющих причины тревожных расстройств.
Психологические теории. Психоаналитическая теория рассматривает тревогу как сигнал появления неприемлемой, запретной потребности, или импульса (агрессивного либо сексуального), которые побуждают индивида бессознательно предотвращать их выражение. Симптомы тревоги рассматриваются как неполное сдерживание («вытеснение») неприемлемой потребности [11].
С позиций бихевиоризма, тревога и, в частности, фобии первоначально возникают как условно-рефлекторная реакция на болезненные или устрашающие стимулы. В дальнейшем тревожная реакция может возникать и без стимула.
Позднее появившаяся когнитивная психология делает акцент на ошибочных и искаженных мыслительных образах, предшествующих появлению симптомов тревоги.
Биологические теории рассматривают тревожные расстройства как следствие биологических аномалий, связывая их, в частности, с заметным увеличением продукции нейромедиаторов.
I.4. Психологическая характеристика юношеского возраста
Юность – период становления личности.
Психические функции, направленно формируемые обучением и воспитанием, корректируют и направляют поведение, кроме того, человек в течение жизни непрерывно расширяет круг общения. Новые контакты порождают новые способы общения и нередко ведут к изменению иерархии ценностей, и, наконец, на поведение влияют индивидуальные особенности личности.
Главная особенность юношеского возраста (16—18 лет—это ранняя юность и 18—25 лет — поздняя юность) — это осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность в общении и одновременно повышает его избирательность. В качестве главных новообразований в юношеском возрасте И. С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в достижении духовной близости с другим человеком. Вот почему старшеклассники выдвигают на первый план в образе идеального учителя качества, определяющие эмоциональный контакт с учениками, а уровень его знаний ставят на второе место.
Огромную роль в юношеские годы играет дружба. Она выступает иногда как своеобразная форма психотерапии, позволяя молодому человеку выразить переполняющие его чувства и получить поддержку, необходимую для самоутверждения. Слушая телефонные разговоры молодых людей, взрослые нередко выходят из себя от их большой длительности и бессодержательности, не понимая, что сам контакт с ровесниками выполняет для них специальную функцию поддержания самоутверждения личности. Как считает И.С. Кон, сам возраст друзей, избираемых юношей, может приоткрыть его родителям некоторые, не всегда осознаваемые психологические потребности их наследника. Так, ориентация в дружбе на ровесников является проявлением стремления к равноправным отношениям, выбор друга, старшего по возрасту, может свидетельствовать о потребности в опеке и руководстве, а младшего — говорит в пользу предположения, что его выбор вынужденный. Такой выбор нередко отражает какие-то психологические трудности, например застенчивость, несоответствие уровня его притязаний и возможностей.
Равновесие внутреннего мира молодого человека нарушается в эти годы и необходимостью самоопределения. Принятие решения о выборе специальности означает вместе с тем и отказ от многих других видов деятельности. Сделать этот ответственный шаг очень трудно, поскольку любое решение связано с отказом от других возможностей — с самоограничением, что, в свою очередь, порождает внутреннюю напряженность. В период ранней молодости молодые люди стремятся доказать себе и другим, что они уже способны к самостоятельным решениям и к взрослой жизни. Это стремление необходимо активно и своевременно поддержать. Позднее формировать жизненную смелость и независимость намного труднее. Кстати, говоря о том, что молодые люди считают себя готовыми принимать самостоятельные решения, полезно упомянуть, что они обучаются принимать их быстрее, если на первых порах принимают их совместно со взрослыми и делят ответственность за результаты, и существенно медленнее, когда вся ответственность за решение целиком ложится на них или когда всякая ответственность с них снимается [14].
В то же время современная молодежь значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинает самостоятельную трудовую жизнь. Так, из людей, родившихся в России в 1906 г., третья часть уже работала к 16 годам, а к 20 годам почти все юноши начинали трудовую жизнь. Сегодня в связи с переходом к всеобщему среднему образованию значительная часть молодежи 16-летнего возраста еще учится. Что касается студенческой молодежи, то она заканчивает свое образование только в 22— 25 лет. Как отмечал Б. Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени.
Самосознание, которое 40—50 лет назад развивалось к 17—19 годам, формируется сейчас в 23—25 лет. Затягивающийся интервал учебы приводит некоторых юношей к безответственному инфантилизму. Поздно вступая на стезю собственной трудовой жизни, они долго остаются иждивенцами родителей. Чувство обладание благами, которые не заработаны самостоятельно, а получены от родителей, если оно тактично не корректируется старшими, может притупить честолюбие (в положительном смысле этого понятия) и породить инфантилизм и иждивенчество. Уверенные в том, что родители долго будут их обеспечивать, молодые люди не боятся за будущее, у них нет необходимости бороться за существование, они не развивают у себя целеустремленность и силу воли.
Особенность положения современных молодых людей состоит не только в том, что многие из них начинают работать достаточно поздно, но и в том, что в семьях сейчас стало меньше детей. И получается, что родители, тети и дяди, бабушки и дедушки прилагают все усилия для того, чтобы уберечь единственное чадо от всех ошибок и ударов судьбы, решая за него все жизненные вопросы. Совершенно естественным следствием такого воспитания становятся несамостоятельность и иждивенчество. Когда же взрослые сталкиваются лицом к лицу с этими неприятными качествами, они огорчаются и говорят о недостатках современной молодежи, как если бы они были непричастны к их развитию. Не следует упускать из виду, что человек становится зрелым только тогда, когда несет ответственность за себя и других. Постоянная опека не дает возможности накопить собственный опыт и неизбежно приводит к нерешительности, неспособности самостоятельно принимать решения.
В этом возрасте отношения молодого человека с окружающими обостряются и в силу биологических причин. Изменение гормонального обмена вызывает повышенную возбудимость и раздражительность. Дисгармония физического и психического облика проецируется молодым человеком на окружающий мир, который воспринимается им как особенно напряженный и конфликтный. Половое созревание пробуждает желание нравиться, вызывает повышенный интерес к своей внешности, внезапно обостряя проблему малого или слишком большого роста, комплекции, прически, одежды. Поэтому внешний мир представляется для юноши более конфликтным, чем для зрелого человека, а трепетное отношение юноши к одежде и внешности, способность вознести их значимость на необыкновенную высоту уже забыты взрослыми и потому раздражают их.
Юноша, как и подросток, легко идеализируют окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой максимализм — следствие стремления к самоутверждению, он порождает так называемую черно-белую логику. Черно-белая логика, максимализм и малый жизненный опыт приводят молодых людей к преувеличению оригинальности собственного опыта. Им кажется, что никто так не любил, не страдал, не боролся, как они. Однако их родители, находясь во власти вкусов и привычек собственной молодости, абсолютизируя и считая единственно правильными только свои привычки и вкусы, не подают примера разумного отношения к действительности, основанного на трезвой оценке значимости событий, возводя в ранг проблемы вопросы о ширине брюк, длине волос, манере танца, стиле музыки и песен. Эти проблемы стары, как мир.
Юноша живет будущим, для него настоящее — только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни. Это облегчает ему переживание неприятностей, позволяя относиться к ним с легким сердцем, но с этим же связано и пониженное чувство ответственности. Зрелость у человека наступает тогда, когда он понимает, что жизнь не знает черновиков, что все делается окончательно. Преодоление этих иллюзий побуждает зрелого человека на определенные усилия для реализации жизненных планов.
Способность к длительным и целенаправленным усилиям в значительной мере зависит от структуры и значимости поставленных человеком целей. Огромное значение развитию мотивов широкой временной перспективы придавал А.С. Макаренко. Он писал: «Чем старше возраст ребенка, тем дальше отодвигается обязательная грань ближайшей оптимистической перспективы... Человек, определяющий свое поведение самой близкой перспективой, есть человек самый слабый. Характерные для детского возраста особенности мотивации нередко проявляются в видоизмененной форме у «неблагополучных» взрослых. Короткая временная установка мотивации, тенденция «жить сегодняшним днем», «плыть по течению», жить без перспективы, пользуясь тем, что «плывет в руки»,— вся эта жизненная стратегия характерна для лиц узкоэгоистичных, безвольных.
Б.М. Теплов ввел различение «короткой» и «дальней» мотивации. В том случае, когда мотивы связаны только с ближайшим будущим, говорят о короткой, если мотивы относятся к далекой перспективе — о дальней мотивации. Ее определяет отношение человека к своей деятельности, к тем трудностям, с которыми он сталкивается по ходу ее выполнения. При короткой мотивации даже незначительные трудности могут вызвать у человека желание уйти от них, сменить деятельность, например поискать более простую работу. Только дальняя мотивация создает такое отношение к труду, для которого вознести их значимость на необыкновенную высоту, уже забыты взрослыми и потому раздражают их.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что юношеский возраст –это возраст осознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания, может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества.
I.5. Тревожность старшеклассников
Социально-психологические характеристики юношей (возраст, социальный ранг в системе образования, статус в ученической группе), осознаваясь и переживаясь, обусловливают возможности для удовлетворения доминирующих в данном возрасте потребностей, определяя тем самым специфику личностной тревожности.
Установлено, что показатели эмоциональной сферы выступают структурными компонентами главных факторов тревожности старшеклассников. Иными словами, феномен тревожности в юношеском возрасте описывается только характеристиками эмоциональной сферы: показателями тревожности (ситуативной, личностной, самооценочной, межличностной, школьной, общей), фрустрированности, агрессивности, ригидности [17].
Личностная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В юношеском возрасте личностная тревожность является целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей [1].
Анализ исследований позволил выделить несколько внутренних психологических детерминант личностной тревожности: внутренняя конфликтность, неустойчивая идентичность и низкая самооценка, которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми сверстниками [2].
Внутренняя конфликтность, неустойчивая идентичность и низкая самооценка являются внутренними психологическими детерминантами личностной тревожности, которые находятся во взаимосвязи, опосредованной переживанием эмоционального неблагополучия во взаимоотношениях со значимыми сверстниками. Эмоционально неблагополучное взаимодействие со значимыми сверстниками способствует депривации ведущих потребностей юношеского возраста деструктивным изменениям в «Я-концепции» и, как следствие, личностной тревожности.
Обнаружено, что выраженность личностной тревожности непосредственно связана с другими эмоциональными состояниями и опосредованно, через характеристики самоотношения, – с характером межличностных потребностей. Взаимосвязь личностной тревожности с характеристиками самоотношения носит как непосредственный, так и опосредованный характер.
Несмотря на многообразие исследований феноменов «тревожность» и «личностная тревожность» не обнаружено целостного исследования личностной тревожности в юношеском возрасте во взаимодействии с ее внутренними психологическими детерминантами и внешними, социально-психологическими условиями. Вопросы о взаимосвязи личностной тревожности с другими личностными переменными не систематизированы и позволяют лишь строить предположения о целостном процессе развития тревожности в данный период. Данные о влиянии различных социально-психологических характеристик на возникновение личностной тревожности в юношеском возрасте носят фрагментарный характер.
ГЛАВА II. Изучение причин тревожности в юношеском возрасте
II.1. Программа экспериментального исследования
II.1.1. Целеполагающая структура эксперимента
Данное исследование посвящено изучению тревожности в юношеском возрасте. Цель исследования: выявление основных причин тревожности у старшеклассников. В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза: Большинство людей юношеского возраста имеют высокий уровень тревожности в актуальных жизненных сферах
В соответствии с целью и гипотезой решались следующие задачи:
- Проведение теоретического анализа литературы по тревожности;
- Ознакомление с проявлениями тревожности в юношеском возрасте;
- Разработка анкеты по выявлению причин юношеской тревожности;
- Проведение диагностического исследования и анализ результатов;
- Формулировка рекомендаций по преодолению тревожности.
Эксперимент строился с учетом следующих принципов:
1. конфиденциальности
2. искренности
3. доверия
Данное экспериментальное исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №8 г. Выксы Нижегородской области среди обучающихся 10А и 10В классов в возрастной группе от 15 до 17 лет.
Этапы экспериментального исследования:
Первый этап (теоретический): на данном этапе был осуществлен выбор возрастной группы, выбрана диагностическая методика и разработана анкета для обучающихся 10 классов по теме тревожности.
Второй этап: на этом этапе было подготовлено и проведено экспериментальное диагностическое исследование, которое позволило определить уровень тревожности в экспериментальной группе и понять причины тревожности старшеклассников.
Третий этап: на этом этапе была произведена количественная обработка и проведен качественный анализ экспериментальных данных.
II.1.2. Обоснование выбора методик
В качестве основных диагностических методик были использованы следующие:
Методика оценки тревожности Спилбергера-Ханина является надежным и информативным способом самооценки уровня ситуативной тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (тревожность как устойчивая характеристика человека). Тест разработан Ч.Д.Спилбергером (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Шкала состоит из 2 частей по 20 вопросов, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожности.
Анкета для старшеклассников «Мои тревоги» позволяет определить основные причины появления тревожности в юношеском возрасте. Анкета состоит из 6 вопросов с предлагаемыми вариантами закрытых и открытых ответов (Приложение 10).
Использование выбранных методик позволяет определить уровень тревожности и ее причины в юношеском возрасте.
II.2. Анализ экспериментальных данных
II.2.1. Общая психолого-педагогическая характеристика группы
В экспериментальном исследовании приняли участие 41 обучающийся старших классов (юношеского возраста) (Приложение 1).
Старшеклассники – это юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. В период ранней юности человек оказывается на пороге реально взрослой жизни. Завершается физический рост. Рост тела в длину уменьшается, увеличивается вес.
Кроме того, юность – период становления личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы. Появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения. Юноши определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество".
Центральным новообразованием является профессиональное и личностное самоопределение – потребность юношей и девушек занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена общества, своего места и предназначения в жизни. Состоят основы научного и гражданского мировоззрения, формируется потребность в трудовой деятельности.
Взаимоотношения в ранней юности становятся сложнее, чем в подростковом возрасте. Одна из особенностей ранней юности – перестройка взаимоотношений со взрослыми. Взаимоотношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными. Общение со взрослыми происходит на уровне доверия. Старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Школьники нуждаются в помощи старших. У них возникает особый интерес к общению со взрослыми, так как некоторые вопросы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им не хватает опыта. Преобладают такие темы общения со взрослыми: выбор профессии, жизненные перспективы обучения, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали. Причем дифференцируются темы, которые обсуждаются с отцом и матерью, в зависимости от их компетентности. Старшеклассники, независимо от пола, больше открыты с матерью, чем с отцом.
Основное в становлении личности старшеклассника – открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания. По мнению Эрика Хомбургера Эриксона, юношеский возраст строится вокруг кризиса личностной идентичности – чувство индивидуальной самотождественности, единства. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирая из вариантов развития тот единственный, который может считать своим. Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, оценка всех качеств и способностей. Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, то к 16 годам появляются собственные критерии значимости. Юноши оценивают себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей. Они в большей степени понимают себя, чем подростки. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте. Возникает чувство собственного достоинства, происходит стабилизация личности. Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества.
Основная направленность личности – сосредоточение в будущее.
Основное противоречие – оценка своих возможностей и способностей и отсутствие средств реализации этих способностей.
Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность.
Ввиду становлений и новообразований данного периода наиболее актуальна проблема тревожности именно в юношеском возрасте.
Исследование проводилось в возрастной группе от 15 до 17 лет (Приложение 1).
В составе экспериментальной группы из 41 человека – 18 юношей и 23 девушки. Возрастно-половое соотношение группы представлено в Таблице 1.
Таблица 1
Возрастно-половое соотношение в группе
Пол / Возраст | 15 лет | 16 лет | 17 лет | Всего |
Юноши | 1 | 16 | 1 | 18 |
Девушки | 1 | 19 | 3 | 23 |
ИТОГО | 2 | 35 | 4 | 41 |
Таким образом, среди обследованных обучающихся экспериментальной группы число девушек превышает число юношей на 12%, что существенно не влияет на результаты диагностики.
В ходе исследования изучен уровень личностной и ситуативной тревоги у старшеклассников и причины тревожности в юношеском возрасте.
II.2.2. Анализ результатов проведенного исследования
Проведенное исследование направлено на изучение индивидуально-психологических особенностей личности подростков, составивших экспериментальную группу.
Уровень ситуативной (реактивной) и личностной тревожности в юношеском возрасте был исследован посредством методики Спилбергера-Ханина.
Ситуативная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушения тонкой координации.
Из Приложения 2 видно, что большинство подростков (54%) имеют средний уровень ситуативной тревожности, тогда как высокий уровень был у 34% испытуемых, а низкий — у 12%. Это говорит нам о том, что в момент тестирования большинство участников группы не испытывало чувства тревоги и находились в спокойном состоянии.
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.
Большинство участников экспериментальной группы (58%), как видно из Приложения 3, имеют высокий уровень личностной тревожности, в то время как низкий уровень тревожности имеется всего лишь у 15% испытуемых; средний же уровень оказался у 27% обучающихся. Всё это говорит нам о том, что у современных старшеклассников есть множество причин беспокоиться о чем-либо и что мало кто не обеспокоен ничем вообще. Высокий уровень личностной тревожности можно объяснить тем, что человек в юношеском возрасте переживает период входа в большой социальный круг общения, начинает чувствовать себя членом этого общества и хочет соответствовать ему.
Результаты исследований по данной методике позволили исследовать и сделать выводы, что в современной жизни подавляющее число юношей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет подвержены повышенной личностной тревожности. Но тревожность не является негативной изначальной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень «полезной тревоги».
Причин для тревоги на этапе становления личности, очевидно, достаточно много. Наиболее актуальные из них были выявлены среди старшеклассников, составивших экспериментальную группу, посредством разработанной Анкеты «Мои тревоги».
При ответе на первый вопрос анкеты «Считаете ли Вы себя тревожным человеком» (Приложение 4), мнения старшеклассников разнятся. Большинство (52%) испытуемых разделились пополам и выбрали варианты ответов А (скорее да) и Г (скорее нет), а также вариант ответа В (не знаю) выбрали 15% участников. Из этого следует, что мало кто точно уверен в уровне своей тревожности. Полностью уверены в своем ответе те 18%, которые выбрали вариант ответа А (да, считаю) и те 15%, которые выбрали вариант ответа Д (нет, не считаю) - и этого говорит нам о том, что количество юношей, считающих себя тревожными, немного выше тех, которые себя таковыми не считают.
Ответы на вопрос «Что больше всего тревожит меня в школе» (Приложение 5) показывают, что самым популярным вариантом ответа является Б (предстоящая сдача ЕГЭ). Чуть менее популярен вариант ответа А (проверочные, самостоятельные и контрольные работы). Это говорит о том, что ученики больше всего беспокоятся за свою успеваемость, которая зависит от результатов различных контрольных тестов, и за своё будущее после школы, которое зависит от успешной сдачи ЕГЭ. Либо они просто боятся проверки собственных знаний, так как не успевают справляться с объёмом работы, как те 19% тестируемых, что выбрали вариант ответа В (не успеваю справиться с объёмом работы). Лишь 6% юношей и девушек беспокоятся по поводу общения с одноклассниками. Возможно, в данной возрастной категории большинство старшеклассников имеют определенный круг общения в школе и не испытывает тревоги по данному поводу. Далее только 2% испытуемых тревожатся из-за общения с учителями, еще 2% утверждают, что по данному вопросу их не волнует вообще ничего.
Из Приложения 6 видно, что отвечая на следующий вопрос 40% испытуемых выбрали вариант Д (свой вариант), вы котором подавляющее большинство в качестве ответа написали «ничего» и еще несколько человек написали «общение с учителями». Из оставшихся вариантов ответов наиболее популярен В (знакомство с новыми людьми), что, на наш взгляд, свойственно явлением для лиц данной возрастной категории. Также, лишь 15% тестируемых волнует общение с родителями. Общение с противоположным полом или любимым человеком тревожит лишь 13% тестируемых, а общение со сверстниками и друзьями — 9% обучающихся.
Из результатов, приведенных в Приложении 7, следует, что многие старшеклассники (28%) беспокоятся о здоровье своих близких. Чуть меньше испытуемых (26%) волнуется о своем будущем. Это объясняется тем, что многие обучающиеся пока не определилось с выбором дальнейшего учебного заведения и с выбором профессии. Можно сказать, что их больше волнует не само будущее, а неопределенность, которую они видят вместо него. 15% испытуемых беспокоятся о своем здоровье, 13% боятся не оправдать чьих-либо ожиданий, и еще столько же – боятся одиночества.
Из Приложения 8 можно сделать вывод о том, что большинство участников экспериментальной группы (24%) беспокоятся о своем будущем, что объясняется теми причинами, описанными в предыдущем вопросе – они просто боятся неопределенности. 19% испытуемых волнует их будущее материальное благополучие, что неудивительно, ведь в наше время без этого не выжить. 18% тревожатся о том, смогут ли они трудоустроиться, что говорит о неуверенности испытуемых в собственных силах. За создание семьи волнуется 16% тестируемых, а за самостоятельную жизнь — 15%.
В общении с родителями и близкими (Приложение 9) почти равное количество испытуемых боятся потерять своих близких (22%) и переживают за их же здоровье (21%). 18% старшеклассников боятся испортить отношения с близкими и 16% тревожатся по поводу конфликтов, к которым они не причастны прямо. Лишь 12% боятся не оправдать ожиданий своих родных и еще 10% не хотят оставаться непонятыми. Всего 1 испытуемый боится наказаний, что говорит нам о низкой статистике наказания в современных семьях.
Результаты констатирующего эксперимента позволили исследовать уровень тревожности старшеклассников и причины юношеских тревог, и сделать выводы, что в современной жизни все старшеклассники подвержены высокому уровню тревожности, причинами которого являются, в основном, школа, предстоящая учеба и сдача экзаменов.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысливание деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете».
Нам удалось выяснить наиболее актуальные причины тревожности у старшеклассников, составивших экспериментальную группу. Современных юношей больше всего волнует предстоящая сдача экзаменов, общение с родителями, собственное здоровье и это вполне адекватные причины для беспокойства, так как все вышеперечисленное действительно важно: от сдачи экзаменов зависит их будущая учеба, общение с близкими влияет на обстановку в доме и теплоту отношений в семье; тема здоровья также очень важна в наше время и то, что юноши и девушки обеспокоены всем тем, что описывалось выше, должно только радовать.
Нужно только помнить, что если очень сильно волноваться по тому или иному поводу, то делу это никак не поможет, а, напротив, помешает. Уровень тревожности не должен быть слишком высоким, в противном случае это приведет к печальным последствиям, включая депрессию и другие психические расстройства.
С целью предупреждения возникновения столь негативных последствий мы предложили Памятку для старшеклассников «Как преодолеть тревожность» (Приложение 11).
Исходя из результатов проведенного экспериментального исследования можно сделать вывод, что практически все участники экспериментальной группы обеспокоены будущей сдачей ЕГЭ, также они волнуются по поводу предстоящей учебы, собственного здоровья и возможной потери близких.
Заключение
В данной работе была освещена проблема тревожности у старшеклассников. Теоретически изучена природа тревоги, психологические особенности юношеского возраста и проявление тревожности у старшеклассников. Практически исследован уровень тревожности старшеклассников, выявлены причины тревожности в юношеском возрасте.
В ходе работы были реализованы поставленные задачи, был проведен теоретический анализ литературы по тревоге и личностной тревожности, проведено ознакомление с психологическими особенностями юношеского возраста, разработана анкета по выявлению причин юношеской тревожности, проведено диагностическое исследование и проведен качественный анализ результатов, а также сформулированы рекомендации по преодолению тревожности.
Посредством констатирующего эксперимента нам удалось исследовать уровень тревожности старшеклассников и выявить основные причины юношеской тревожности. На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что в современном мире все старшеклассники подвержены высокому уровню тревожности, причинами которого являются, в основном, предстоящая сдача экзаменов, будущая учеба и состояние здоровья (собственного и близких). Таким образом, результаты экспериментального исследования подтверждают гипотезу о том, что большинство людей юношеского возраста имеют высокий уровень тревожности в актуальных жизненных сферах.
Постоянная, усиленная тревожность пагубно влияет на человека в период становления его личности, замедляет и иногда обращает вспять ее развитие, что в своих крайностях может привести к различным тревожным расстройствам и заболеваниям.
Предотвратить подобные негативные явления возможно путём выявления высокой тревожности в юношеской среде и проведением своевременной целенаправленной работы по её преодолению.
Литература
Приложение 1
Состав экспериментальной группы
№ | Имя, Фамилия | Возраст | Пол | Класс |
Александр Г. | 16 лет | мужской | 10А | |
Александр К. | 16 лет | мужской | 10А | |
Александр К. | 15 лет | мужской | 10В | |
Александр Н. | 16 лет | мужской | 10В | |
Анна Г. | 16 лет | женский | 10А | |
Анастасия В. | 16 лет | женский | 10А | |
Анастасия К. | 16 лет | женский | 10А | |
Анастасия Н. | 16 лет | женский | 10В | |
Анастасия С. | 16 лет | женский | 10В | |
Ани Ч. | 16 лет | женский | 10В | |
Артём К. | 16 лет | мужской | 10В | |
Артём М. | 16 лет | мужской | 10А | |
Артём П. | 16 лет | мужской | 10В | |
Богдан М. | 16 лет | мужской | 10В | |
Валерия К. | 16 лет | женский | 10В | |
Дмитрий Б. | 16 лет | мужской | 10В | |
Дмитрий В. | 16 лет | мужской | 10А | |
Денис М. | 16 лет | мужской | 10В | |
Евгения К. | 16 лет | женский | 10А | |
Екатерина С. | 16 лет | женский | 10А | |
Елена Б. | 16 лет | женский | 10А | |
Елена Б. | 17 лет | женский | 10А | |
Елена Г. | 16 лет | женский | 10А | |
Ирина Г. | 16 лет | женский | 10А | |
Ирина С. | 16 лет | женский | 10В | |
Ксения С. | 16 лет | женский | 10А | |
Ксения С. | 15 лет | женский | 10В | |
Лада С. | 16 лет | женский | 10В | |
Максим П. | 16 лет | мужской | 10В | |
Максим Т. | 16 лет | мужской | 10В | |
Натиг С. | 16 лет | мужской | 10В | |
Павел П. | 16 лет | мужской | 10В | |
Роман Ч. | 17 лет | мужской | 10В | |
Семен Ш. | 16 лет | мужской | 10В | |
Софья Б. | 17 лет | женский | 10В | |
Татьяна Б. | 16 лет | женский | 10А | |
Татьяна Е. | 16 лет | женский | 10А | |
Татьяна К. | 16 лет | женский | 10А | |
Татьяна С. | 16 лет | женский | 10А | |
Ульяна О. | 17 лет | женский | 10А | |
Филипп П. | 16 лет | мужской | 10В |
Приложение 2
Уровень ситуативной тревожности
Приложение 3
Уровень личностной тревожности
Приложение 4
Считаете ли Вы себя тревожным человеком?
Приложение 5
В школе меня больше всего тревожит
Приложение 6
Меня больше всего беспокоит:
Приложение 7
Я переживаю:
Приложение 8
Думая о будущем, я волнуюсь:
Приложение 9
В общении с родителями/близкими я:
Приложение 10
Анкета «Мои тревоги»
1. Считаете ли Вы себя тревожным человеком?
а) да, считаю
б) скорее, да
в) не знаю
г) скорее нет
д) нет, не считаю
2. В школе меня больше всего тревожит:
а) проверочные, самостоятельные, контрольные работы;
б) предстоящая сдача ЕГЭ;
в) не успеваю справиться с объёмом работы;
г) общение с одноклассниками;
д) общение с учителями;
е) свой вариант;
ж) ничего.
3. Меня больше всего беспокоит:
а) общение со сверстниками/друзьями;
б) общение с родителями;
в) знакомство с новыми людьми;
г) общение с противоположным полом/любимым человеком;
д) свой вариант.
4. Я переживаю:
а) за собственное здоровье;
б) за здоровье близких;
в) за своё будущее;
г) публичных выступлений;
д) что не оправдаю чьи-либо ожидания;
е) что останусь в одиночестве;
ж) свой вариант.
5. Думая о будущем, я волнуюсь:
а) за предстоящую учебу;
б) за самостоятельную жизнь;
в) смогу ли я трудоустроиться;
г) за материальное благополучие;
д) за создание семьи;
е) за своё духовное развитие;
ж) свой вариант.
6. В общении с родителями/близкими я:
а) переживаю за их здоровье;
б) боюсь их потерять;
в) боюсь испортить отношения;
г) боюсь не оправдать их ожиданий;
д) боюсь наказания;
е) переживаю из-за конфликта между ними;
ж) боюсь остаться непонятым;
з) свой вариант. Спасибо за работу!
Приложение 11
Памятка для старшеклассников
«Как преодолеть тревожность»
Хитрый коврик
Весёлые польки для детей
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Л. Нечаев. Яма
Медведь и солнце